Кто Осуществляет Надзор За Исполнением Законов?

Кто Осуществляет Надзор За Исполнением Законов
Извлечения из текста Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» (статьи 1–10, 35–39)

  • от 17 января 1992 года № 2202–1
  • РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
  • ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
  • О ПРОКУРАТУРЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(в ред. Федерального закона от 28.11.2015 № 354-ФЗ, с изм., внесенными Постановлениями Конституционного Суда РФ от 18.02.2000 № 3-П, от 11.04.2000 № 6-П, Федеральными законами от 27.12.2000 № 150-ФЗ, от 30.12.2001 № 194-ФЗ, Постановлениями Конституционного Суда РФ от 17.07.2002 № 13-П, от 18.07.2003 № 13-П, от 17.02.2015 № 2-П) Раздел I.

  1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1.
  2. Прокуратура Российской Федерации 1.
  3. Прокуратура Российской Федерации — единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 10.02.1999 № 31-ФЗ)

  1. Прокуратура Российской Федерации выполняет и иные функции, установленные федеральными законами.
  2. 2. В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет:
  3. надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

(в ред. Федеральных законов от 10.02.1999 № 31-ФЗ, от 01.07.2010 № 132-ФЗ, от 22.12.2014 № 427-ФЗ) надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; (в ред.

  • надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;
  • уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;
  • координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;
  • возбуждение дел об административных правонарушениях и проведение административного расследования в соответствии с полномочиями, установленными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и другими федеральными законами.

(абзац введен Федеральным законом от 21.11.2011 № 329-ФЗ) 3. Прокуроры в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации участвуют в рассмотрении дел судами, арбитражными судами (далее — суды), опротестовывают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов.

  1. Статья 2. Международное сотрудничество
  2. Генеральная прокуратура Российской Федерации в пределах своей компетенции осуществляет прямые связи с соответствующими органами других государств и международными организациями, сотрудничает с ними, заключает соглашения по вопросам правовой помощи и борьбы с преступностью, участвует в разработке международных договоров Российской Федерации.
  3. Статья 3. Правовые основы деятельности прокуратуры Российской Федерации
  4. Организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации и полномочия прокуроров определяются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, международными договорами Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 05.06.2007 № 87-ФЗ, от 28.12.2010 № 404-ФЗ) На прокуратуру Российской Федерации не может быть возложено выполнение функций, не предусмотренных федеральными законами. Статья 4. Принципы организации и деятельности прокуратуры Российской Федерации 1.

  • 2. Органы прокуратуры:
  • осуществляют полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и в строгом соответствии с действующими на территории Российской Федерации законами;
  • действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об охране прав и свобод граждан, а также законодательства Российской Федерации о государственной и иной специально охраняемой законом тайне;
  • информируют федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также население о состоянии законности.

2.1. Органы прокуратуры в связи с осуществлением ими в соответствии с настоящим Федеральным законом прокурорского надзора вправе получать в установленных законодательством Российской Федерации случаях доступ к необходимой им для осуществления прокурорского надзора информации, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами, в том числе осуществлять обработку персональных данных.

П.2.1 введен Федеральным законом от 23.07.2013 № 205-ФЗ) 3. Прокуроры не могут быть членами выборных и иных органов, образуемых органами государственной власти и органами местного самоуправления. (п.3 в ред. Федерального закона от 28.12.2010 № 404-ФЗ) 4. Прокурорские работники не могут являться членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности.

Создание и деятельность общественных объединений, преследующих политические цели, и их организаций в органах и организациях прокуратуры не допускаются. Прокуроры в своей служебной деятельности не связаны решениями общественных объединений. (в ред. Федеральных законов от 28.12.2010 № 404-ФЗ, от 21.07.2014 № 233-ФЗ) 5.

  • Прокурорские работники не вправе совмещать свою основную деятельность с иной оплачиваемой или безвозмездной деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности.
  • При этом педагогическая, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

Прокурорские работники не вправе входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

  • В ред. Федеральных законов от 02.03.2007 № 24-ФЗ, от 02.07.2013 № 185-ФЗ) Статья 5.
  • Недопустимость вмешательства в осуществление прокурорского надзора 1.
  • Воздействие в какой‑либо форме федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, средств массовой информации, их представителей, а также должностных лиц на прокурора с целью повлиять на принимаемое им решение или воспрепятствование в какой‑либо форме его деятельности влечет за собой установленную законом ответственность.

(в ред. Федерального закона от 28.12.2010 № 404-ФЗ) 2. Прокурор не обязан давать каких‑либо объяснений по существу находящихся в его производстве дел и материалов, а также предоставлять их кому бы то ни было для ознакомления иначе как в случаях и порядке, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи.

  • В ред. Федеральных законов от 28.12.2010 № 404-ФЗ, от 02.07.2013 № 156-ФЗ) 3.
  • Никто не вправе без разрешения прокурора разглашать материалы проверок, проводимых органами прокуратуры, до их завершения. (в ред.
  • Федеральных законов от 05.06.2007 № 87-ФЗ, от 28.12.2010 № 404-ФЗ) 4.
  • Ознакомление гражданина с материалами проверки осуществляется по решению прокурора, в производстве которого находятся соответствующие материалы, либо вышестоящего прокурора, принятому по результатам рассмотрения обращения гражданина, если материалы непосредственно затрагивают его права и свободы.

Не могут быть предоставлены гражданину для ознакомления документы, имеющиеся в материалах проверки и содержащие сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну. Решение об ознакомлении гражданина с материалами проверки либо мотивированное решение об отказе в ознакомлении с материалами проверки принимается в десятидневный срок со дня подачи обращения гражданина.

  1. В случае принятия решения об отказе в ознакомлении с материалами проверки гражданину разъясняется право обжаловать принятое решение вышестоящему прокурору и (или) в суд.
  2. П.4 введен Федеральным законом от 02.07.2013 № 156-ФЗ) Статья 6.
  3. Обязательность исполнения требований прокурора 1.
  4. Требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 настоящего Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

(в ред. Федерального закона от 17.07.2009 № 171-ФЗ) 2. Статистическая и иная информация, справки, документы и их копии, необходимые при осуществлении возложенных на органы прокуратуры функций, представляются по требованию прокурора безвозмездно. (в ред.

Федерального закона от 28.12.2010 № 404-ФЗ) 3. Неисполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, а также уклонение от явки по его вызову влечет за собой установленную законом ответственность. (п.3 в ред. Федерального закона от 28.12.2010 № 404-ФЗ) Статья 7. Участие прокуроров в заседаниях федеральных органов законодательной и исполнительной власти, представительных (законодательных) и исполнительных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления 1.

Генеральный прокурор Российской Федерации, его заместители и по их поручению другие прокуроры вправе присутствовать на заседаниях палат Федерального Собрания Российской Федерации, их комитетов и комиссий, Правительства Российской Федерации, представительных (законодательных) и исполнительных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.2.

Прокурор субъекта Российской Федерации, города, района, приравненные к ним прокуроры, их заместители и по их поручению другие прокуроры вправе присутствовать на заседаниях представительных (законодательных) и исполнительных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления соответствующего и нижестоящего уровней.3.

Прокурор, его заместитель, а также по их поручению другие прокуроры вправе участвовать в рассмотрении внесенных ими представлений и протестов федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, коммерческими и некоммерческими организациями.

  • Статья 8. Координация деятельности по борьбе с преступностью 1.
  • Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры координируют деятельность по борьбе с преступностью органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органов таможенной службы и других правоохранительных органов.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2003 № 86-ФЗ) 2. В целях обеспечения координации деятельности органов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, прокурор созывает координационные совещания, организует рабочие группы, истребует статистическую и другую необходимую информацию, осуществляет иные полномочия в соответствии с Положением о координации деятельности по борьбе с преступностью, утверждаемым Президентом Российской Федерации.

Статья 9. Участие в правотворческой деятельности Прокурор при установлении в ходе осуществления своих полномочий необходимости совершенствования действующих нормативных правовых актов вправе вносить в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, соответствующего и нижестоящего уровней предложения об изменении, о дополнении, об отмене или о принятии законов и иных нормативных правовых актов.

Статья 9.1. Проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (введена Федеральным законом от 17.07.2009 № 171-ФЗ) 1. Прокурор в ходе осуществления своих полномочий в установленном Генеральной прокуратурой Российской Федерации порядке и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации, проводит антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов и организаций, органов местного самоуправления, их должностных лиц.2.

При выявлении в нормативном правовом акте коррупциогенных факторов прокурор вносит в орган, организацию или должностному лицу, которые издали этот акт, требование об изменении нормативного правового акта с предложением способа устранения выявленных коррупциогенных факторов либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.

Требование об изменении нормативного правового акта может быть отозвано прокурором до его рассмотрения соответствующими органом, организацией или должностным лицом.3. Требование прокурора об изменении нормативного правового акта подлежит обязательному рассмотрению соответствующими органом, организацией или должностным лицом не позднее чем в десятидневный срок со дня поступления требования.

  1. О результатах рассмотрения требования об изменении нормативного правового акта незамедлительно сообщается прокурору, внесшему требование.
  2. Требование прокурора об изменении нормативного правового акта может быть обжаловано в установленном порядке.
  3. Статья 10. Рассмотрение и разрешение в органах прокуратуры заявлений, жалоб и иных обращений

1. В органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд. Решение по жалобе на приговор, решение, определение и постановление суда может быть обжаловано только вышестоящему прокурору.2.

Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством.3. Ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным. Если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом.4.

Прокурор в установленном законом порядке принимает меры по привлечению к ответственности лиц, совершивших правонарушения.5. Запрещается пересылка жалобы в орган или должностному лицу, решения либо действия которых обжалуются. Статья 35. Участие прокурора в рассмотрении дел судами 1.

  • Прокурор участвует в рассмотрении дел судами в случаях, предусмотренных процессуальным законодательством Российской Федерации и другими федеральными законами.2.
  • Осуществляя уголовное преследование в суде, прокурор выступает в качестве государственного обвинителя.3.
  • Прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.4.
Читайте также:  Как Правильно Написать Заявление В Прокуратуру На Бездействие Полиции?

Полномочия прокурора, участвующего в судебном рассмотрении дел, определяются процессуальным законодательством Российской Федерации.5. Генеральный прокурор Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации принимает участие в заседаниях Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.6.

  • Генеральный прокурор Российской Федерации вправе обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации по вопросу нарушения конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле.
  • Статья 36.
  • Опротестование судебных решений 1.
  • Прокурор или его заместитель в пределах своей компетенции приносит в вышестоящий суд кассационный или частный протест либо протест в порядке надзора, а в арбитражный суд — апелляционную или кассационную жалобу либо протест в порядке надзора на незаконное или необоснованное решение, приговор, определение или постановление суда.

Помощник прокурора, прокурор управления, прокурор отдела могут приносить протест только по делу, в рассмотрении которого они участвовали. (п.1 в ред. Федерального закона от 10.02.1999 № 31-ФЗ) 2. Прокурор или его заместитель независимо от участия в судебном разбирательстве вправе в пределах своей компетенции истребовать из суда любое дело или категорию дел, по которым решение, приговор, определение или постановление вступили в законную силу.

  • Статья 37. Отзыв протеста
  • Протест на решение, приговор, определение или постановление суда до начала его рассмотрения судом может быть отозван прокурором, принесшим протест.
  • Статья 38. Приостановление исполнения судебного приговора
  • Принесение Генеральным прокурором Российской Федерации или его заместителем протеста на приговор, которым в качестве меры наказания назначена смертная казнь, приостанавливает его исполнение.
  • Статья 39. Представление о даче судам разъяснений
  • Генеральный прокурор Российской Федерации вправе обращаться в Пленум Верховного Суда Российской Федерации, Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации с представлениями о даче судам разъяснений по вопросам судебной практики по гражданским, арбитражным, уголовным, административным и иным делам.

Читать подробнее: Извлечения из текста Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» (статьи 1–10, 35–39)

Кто осуществляет надзор над исполнением законов?

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 17 ЯНВАРЯ 1992 Г. № 2202-I «О ПРОКУРАТУРЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» Регламентирует: общие положения; систему и организацию прокуратуры РФ; прокурорский надзор; участие прокурора в рассмотрении дел судами; службу в органах и учреждениях прокуратуры; кадры органов и учреждений прокуратуры; особенности организации и обеспечения деятельности органов военной прокуратуры, а также иные вопросы организации и деятельности органов прокуратуры.

ФЗ определяет полномочия, организацию и порядок деятельности прокуратуры РФ. Ст.1 ФЗ дает определение прокуратуры РФ — единой федеральной централизованной системы органов, осуществляющих от имени РФ надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ. Прокуратура РФ выполняет и иные функции, установленные федеральными законами.

В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура РФ осуществляет: надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также надзор за соответствием законам издаваемых ими правовых актов; надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; надзор за исполнением законов судебными приставами; надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу; уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством РФ; координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

  1. Систему прокуратуры РФ составляют Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним военные и др.
  2. Специализированные прокуратуры, специализированные научные и образовательные учреждения, редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами, а также прокуратуры городов и районов, др.

территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры. Генеральный прокурор РФ назначается на должность и освобождается от должности СФ по представлению Президента РФ. Читать подробнее: ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 17 ЯНВАРЯ 1992 Г. № 2202-I «О ПРОКУРАТУРЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Кто осуществляет надзор за исполнением полицией законов?

Статья 92. Органы государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о службе в органах внутренних дел Действие документа (за исключением,, и,,, ) распространено на лиц, имеющих специальные звания и проходящих службу в Росгвардии (Федеральный от 03.07.2016 N 227-ФЗ).1.

Государственный за исполнением законодательства Российской Федерации о службе в органах внутренних дел осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в соответствии с законодательством Российской Федерации.2. Вневедомственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о службе в органах внутренних дел осуществляют в соответствии с федеральными законами или нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации уполномоченные государственные органы.3.

Ведомственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о службе в органах внутренних дел осуществляется в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. Открыть полный текст документа Читать подробнее: Статья 92.

Кто осуществляет надзор за исполнением законов судебными приставами?

Надзор за деятельностью судебных приставов В соответствии с действующим законодательством, принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.

Надзор за исполнением законов судебными приставами возложен на органы прокуратуры. Значительное количество жалоб и обращений граждан, поступающих в Павловскую городскую прокуратуру, касается нарушений законодательства об исполнительном производстве. В соответствии с п.1.4 Указания Генпрокуратуры РФ от 12.05.2009 N 155/7 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами», в тех случаях, когда старшим судебным приставом не проверялась законность обжалуемых решений и действий (бездействия) подчиненных судебных приставов-исполнителей, жалобы граждан, поступившие в Павловскую городскую прокуратуру направляются старшему судебному приставу Павловского межрайонного отдела УФССП по Нижегородской области с контролем рассмотрения.

В остальных случаях прокуратурой города по обращениям на нарушение законодательства об исполнительном производстве проводятся проверки, по результатам которых, при наличии оснований, принимаются меры прокурорского реагирования, направленные на реальное устранение допущенных нарушений.

  1. По результатам проведенных проверок в 2018 году и выявленным нарушениям законодательства об исполнительном производстве прокуратурой города принесено 50 протестов на незаконные решения приставов-исполнителей, внесено 2 представления об устранении выявленных нарушений законодательства.
  2. Заместитель городского прокурора А.С.

Скорлупкин Читать подробнее: Надзор за деятельностью судебных приставов

Кто исполняет надзор?

М.Д. Витина ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОВ ПРИ ИСПОЛНЕНИИ НАКАЗАНИЙ, НЕ СВЯЗАННЫХ С ЛИШЕНИЕМ СВОБОДЫ Автором рассматривается специфика прокурорского надзора за исполнением законов в уголовно-исполнительной системе, особенности функционирования Федеральной службы исполнения наказаний, структурно-функциональное строение уголовно-исполнительной системы.

  • Ключевые слова: прокурорский надзор; уголовно-исполнительная система; Федеральная служба исполнения наказаний.
  • Согласно ст.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» надзор за исполнением законов в деятельности учреждений и органов, исполняющих уголовное наказание, является одним из направлений прокурорской деятельности.

В соответствии с этим положением прокурор вправе участвовать в судебном заседании при рассмотрении и разрешении вопросов, связанных с исполнением приговора, Такое участие, с одной стороны, является формой прокурорского надзора за исполнением законов названными учреждениями и органами, а с другой — оно хотя и не непосредственно, но все же связано с прокурорской функцией уголовного преследования виновных в совершении преступления, поскольку речь идет об уголовном судопроизводстве в одной из его стадий.

ФСИН России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, а также действия по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания.

Прокурорский надзор за соблюдением законов администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания, осуществляется Генеральным прокурором РФ и подчиненными ему прокурорами в строгом соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» и УИК РФ.

Для осуществления данного вида надзорной деятельности прокуроры наделены соответствующими полномочиями. Необходимо отметить, что для выполнения задач, стоящих перед органами прокуратуры при осуществлении надзора за соблюдением законов, администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначенные судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу для предупреждения, выявления и устранения нарушений законов органы прокуратуры наделены широкими полномочиями, которые условно можно подразделить на специальные полномочия, характерные лишь для данного направления надзорной деятельности, и общие полномочия, характерные для других направлений не только специальными полномочиями, предусмотренными ст.33 Федерального закона «О прокуратуре РФ», предоставленными для надзора за исполнением законов в этом же направлении деятельности, но с учетом специфики указанного надзорного направления полномочиями, предусмотренными другими видами надзор- ной деятельности, содержащимися в ст.22 и 27 Закона о прокуратуре РФ.

Согласно ст.32 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» предметом прокурорского надзора является законность исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы. Каким образом прокурор осуществляет свои функции в данном направлении и какова методика проверок органов, исполняющих наказание, не связанное с лишением свободы? Наказания и меры уголовно-правового характера, не связанные с лишением свободы, занимают значительное место в системе мер уголовных наказаний.

  1. Из года в год доля осужденных с назначением таких видов наказания растет.
  2. Исполнение наказаний в виде ограничения свободы, исправительных работ, обязательных работ, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, а также осуществление контроля за условно осужденными и осужденными, которым отсрочено отбывание наказания, в соответствии со ст.16, 177 и 187 УИК РФ возложено на уголовно-исполнительные инспекции,

Учреждениями уголовно-исполнительной системы, выполняющими функции по обеспечению исполнения наказаний без изоляции от общества, являются государственные учреждения — межрайонные уголовноисполнительные инспекции и их филиалы. Прокурору, осуществляющему данный надзор, следует систематически анализировать статистические данные и другие материалы, относящиеся к деятельности уголовно-исполнительных инспекций, оценивать состояние законности и, в зависимости от результатов, планировать проведение проверок как наиболее действенной формы осуществления прокурорского надзора.

Согласно приказу Генерального прокурора РФ от 30.01.2007 № 19 «Об организации надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания, следственных изоляторов при содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» проверки исполнения законов в уголовно-исполнительных инспекциях следует проводить ежеквартально.

При наличии сведений о нарушениях законности в случае чрезвычайного происшествия, прокурор обязан произвести проверку, не ожидая наступления планового срока. При этом проверка может быть как комплексной, с охватом большого числа вопросов, так и целевой, по одному-двум направлениям.

При подготовке к проверке прокурор должен тщательно изучить действующее законодательство, приказы и указания Генерального прокурора РФ, а также ведомственные правовые нормативные акты, регламен- тирующие деятельность уголовно-исполнительных инспекций, ознакомиться с жалобами и заявлениями лиц, состоящих на учете в уголовно-исполнительной инспекции, с предложениями, поступившими по результатам предыдущей проверки, выполнение которых надлежит проконтролировать.

В соответствии с поставленной задачей прокурор подготавливает план проведения проверки в уголовноисполнительной инспекции с перечнем вопросов, подлежащих выяснению. В плане предусматриваются сроки проведения проверки, привлекаемые специалисты и проверяемые ими конкретные вопросы.

Намечаются задания должностным лицам инспекции по подготовке и предоставлению требующихся сведений, материалов, документов. При подготовке к проверке следует исходить из того, что исполнение наказаний и иных мер уголовноправовой ответственности, не связанных с изоляцией от общества, включает в себя: — ведение учета осужденных; — разъяснение осужденным порядка и условий отбывания наказания; — привлечение осужденных к отбыванию наказания согласно приговору (определению, постановлению) суда; — осуществление контроля за соблюдением осужденными условий отбывания наказания, их поведением, исполнением возложенных на них судом обязанностей и запретов; — осуществление контроля за исполнением требований приговора администрацией организаций, в которых работают осужденные, а также органами, правомочными аннулировать разрешение на занятие определенной деятельностью, запрещенной для осужденных; — проведение воспитательной и профилактической работы; — применение к осужденным мер поощрения и взыскания, установление для них обязанностей и запретов, предусмотренных УК РФ и УИК РФ; — проведение первоначальных мероприятий по розыску осужденных; — привлечение к ответственности осужденных, уклоняющихся от отбывания наказания или исполнения обязанностей, возложенных судом,

По выявленным фактам нарушений законности прокурор принимает исчерпывающие меры к их устранению, как правило, непосредственно на месте, в ходе проверки. В иных случаях, когда для устранения нарушений установленных законом порядка и условий исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера, не связанных с лишением свободы, требуется время, предложения прокурора могут быть облечены в форму представлений.

В случаях неисполнения представлений и требований прокурор ставит вопрос о принятии мер реагирования в отношении должностных лиц уголовноисполнительной инспекции перед территориальным органом ФСИН РФ соответствующего субъекта. Получив в ходе проверки сведения о готовящихся противоправных действиях, прокурор в целях предупреждения совершения правонарушения может объя- вить должностным лицам уголовно-исполнительной системы предостережение в письменной форме о недопустимости нарушения закона.

Обнаруженные в ходе проверки не соответствующие закону приказы, распоряжения и постановления начальника уголовно-исполнительной инспекции опротестовываются. Протест приносится начальнику уголовно-исполнительной инспекции. До рассмотрения протеста, в соответствии с требованиями ст.33 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», действие опротестованных актов приостанавливается.

Читайте также:  Какая Группа Лиц Имеет Право На Апелляционное Обжалование?

При выявлении нарушений осужденными порядка отбывания наказания прокурор ставит перед начальником уголовно-исполнительной инспекции вопрос о привлечении осужденного к ответственности. В случае постановки вопроса о возбуждении производства об административном правонарушении или уголовного дела прокурор должен истребовать объяснения от работников уголовно-исполнительной инспекции.

Установив, что нарушение закона образует состав уголовно наказуемого деяния, прокурор принимает решение о возбуждении уголовного дела. Выявление конкретных лиц, допустивших нарушения закона, и принятие мер к привлечению их к ответственности являются непременным условием предупреждения нарушений законности, важнейшей обязанностью прокурора.

По материалам проверки, показавшей, что в деятельности уголовно-исполнительной инспекции выявлены серьезные нарушения законности, прокурор вносит соответствующее представление начальнику территориального органа ФСИН соответствующего субъекта. Представление вносится в тех случаях, когда наряду с выявленными нарушениями закона необходимо устранить причины и условия, способствующие их допущению.

Оно основывается на данных о состоянии законности в поднадзорных учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания, анализе практики прокурорского надзора, материалах проверки, ведомственного и судебного контроля, жалоб и заявлений, поступающих в прокуратуру.

Представление подлежит безотлагательному рассмотрению. Не позднее чем в месячный срок по нему должны быть приняты меры, направленные на устранение нарушений, и о результатах извещена прокуратура. Меры прокурорского реагирования на установленные в ходе проверки нарушения определяются прокурором в зависимости от характера и вида нарушений законности в соответствии с положениями Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».

По итогам проверки прокурор имеет право: — потребовать от работников уголовно-исполнительной инспекции обеспечения установленного порядка и условий исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера, не связанных с лишением свободы; — объявить предостережение о недопустимости нарушения закона; — приносить протесты и вносить представления; — возбуждать производства об административных правонарушениях.

  1. Во всех случаях внесения актов прокурорского реагирования необходимо контролировать устранение работниками уголовно-исполнительной инспекции нарушений законов.
  2. Следует сделать вывод о том, что применение в данном надзорном направлении органов прокуратуры столь широких полномочий обусловлено важностью обеспечения прав и свобод граждан, отбывающих наказание ввиду того, что эти граждане ограничены в возможности при- менять предусмотренные законом и доступные иным лицам средства для защиты своих конституционных прав и интересов, в связи с чем органы прокуратуры, осуществляя надзорную деятельность, являются гарантом охраны прав и законных интересов указанных субъектов.

Кроме того, широта надзорных полномочий прокуратуры является необходимым условием, инструментом для обеспечения соблюдения законности при реализации судебных актов о назначении судом мер принудительного характера, а также надлежащего исполнения определенного приговором наказания.

ЛИТЕРАТУРА 1. Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов Рос- сийской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации.1992. № 8. Ст.366.2. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации.М.: Проспект, 2010.3. Прокурорский надзор за законностью исполнения уголовных наказаний: Методическое пособие.М., 2008.132 с.

Статья представлена научной редакцией «Право» 1 сентября 2010 г.

Что такое прокуратура и чем занимается?

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 2 сентября 2021 года; проверки требуют 5 правок, Прокурату́ра — система государственных органов, осуществляющих от имени государства высший надзор за соблюдением законодательства, прав, свобод человека и гражданина, а также выполнение иных функций, определённых национальным законодательством,

Что может прокуратура?

В числе приоритетных направлений деятельности органов прокуратуры продолжают оставаться борьба с преступностью и коррупцией, защита прав и законных интересов граждан, обеспечение единства правового пространства страны. В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет:

надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов; надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; надзор за исполнением законов судебными приставами; надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу; уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации; координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью; возбуждение дел об административных правонарушениях и проведение административного расследования в соответствии с полномочиями, установленными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и другими федеральными законами.

Кто осуществляет надзор?

Статья 67. Органы государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации Данный документ (в ред. Федерального от 30.12.2021 N 437-ФЗ) в отношении отдельных органов с 1 января 2023 года.1.

Государственный надзор и вневедомственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации осуществляют специально уполномоченные государственные органы, определяемые федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.2.

Внутриведомственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации в подведомственных государственных органах осуществляют федеральные государственные органы и государственные органы субъектов Российской Федерации.3.

  • Государственный надзор за точным и единообразным соблюдением законодательства Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в соответствии с федеральным,
  • Открыть полный текст документа Читать подробнее: Статья 67.

Органы государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации

Какой орган контролирует мвд?

Главное управление по обеспечению охраны общественного порядка МВД России
сокращённо — ГУОООП МВД РФ
Общая информация
Страна Россия
Юрисдикция На территории РФ

Кто следит за работой полиции?

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 4 января 2022 года; проверки требуют 5 правок,

Главное управление собственной безопасности МВД России
сокращённо — ГУСБ МВД РФ
Общая информация
Страна

Россия

Юрисдикция Россия
Дата создания 18 декабря 1995
Предшественник Инспекция по личному составу МВД СССР
Руководство
Подчинено Министру внутренних дел
Вышестоящее ведомство МВД России
Начальник генерал-лейтенант полиции Александр Иванович Макаров
Устройство
Штаб-квартира Москва, Красносельский район
Сайт mvd.ru/mvd/structure1/Gl

Главное управление собственной безопасности МВД РФ (ГУСБ МВД РФ) — подразделение полиции, являющееся самостоятельным структурным оперативным подразделением центрального аппарата Министерства внутренних дел РФ, Деятельность Главного управления координирует и контролирует лично Министр внутренних дел РФ, Штаб-квартира: Москва, ул. Садовая-Спасская, д.1/2

Кто стоит выше судебных приставов?

Кто стоит выше судебных приставов? —

Федеральная служба судебных приставов
Подчинено Президент Российской Федерации
Вышестоящее ведомство Министерство юстиции Российской Федерации
Директор — главный судебный пристав Российской Федерации Дмитрий Васильевич Аристов
Устройство

Кто надзирает над судебными приставами?

Прокурор разъясняет — Прокуратура Хабаровского края О прокурорском надзоре за исполнением законов судебными приставами Органы прокуратуры на постоянной основе осуществляют надзор за исполнением законов судебными приставами. Прокурорский надзор за исполнением законов органами системы ФССП России, уполномоченными в сфере принудительного исполнения решений судов и несудебных органов, установлен положениями статьи 1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее — Закон о прокуратуре) и статьи 19 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах» (далее — Закон о судебных приставах).

Пределы надзора в рассматриваемой сфере определены полномочиями, установленными в главе I раздела III Закона о прокуратуре, особенностями их применения, отраженными в указании Генерального прокурора Российской Федерации от 12.05.2009 № 155/7 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами», а также компетенцией прокурора района.

Прокурор не только осуществляет надзор за исполнением законов судебными приставами, но и выступает в качестве стороны исполнительного производства — взыскателя в исполнительных производствах, возбужденных по его заявлению. В последнем случае прокурор пользуется не только полномочиями, установленными Законом о прокуратуре, но и статьей 50 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

  1. В том случае, когда прокурор не является стороной исполнительного производства и проверяет материалы соответствующего исполнительного производства на основании поступивших жалоб и обращений граждан, он использует надзорные полномочия, закрепленные в статьях 22, 27 Закона о прокуратуре.
  2. Например, прокурор может принести протест на постановление судебного пристава-исполнителя об аресте имущества должника, иные постановления, которыми ущемлены права и интересы заявителя, когда такие постановления вынесены с нарушением закона.

Необходимо отметить, что прокурор при осуществлении надзора не подменяет иных должностных лиц, уполномоченных принять меры к защите интересов граждан. Главный судебный пристав субъекта Российской Федерации — начальник УФССП России по Хабаровскому краю и старшие судебные приставы — начальники территориальных отделов, начальник межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП России по Хабаровскому краю наделены широкими полномочиями по контролю за деятельностью подчиненных должностных лиц.

  1. В связи с этим обращения, ранее не рассматривавшиеся в прокуратуре, направляются с контролем главному судебному приставу Хабаровского края либо старшим судебным приставам — Начальникам отделов УФССП России по Хабаровскому краю.
  2. Вмешательство органов прокуратуры района осуществляется, как правило, когда меры ведомственного характера не принесли положительного результата.

При этом прокурор вправе брать объяснения от виновных в нарушениях закона должностных лиц, также непосредственно – от соответствующих руководителей. Вместе с тем, вопрос о дисциплинарной ответственности конкретных должностных лиц может ставиться только в представлении прокуратуры района, направляемом на имя главного судебного пристава – начальника УФССП России по Хабаровскому краю.

  • ​​​​​​​ Прямая ссылка на материал Поделиться Органы прокуратуры на постоянной основе осуществляют надзор за исполнением законов судебными приставами.
  • Прокурорский надзор за исполнением законов органами системы ФССП России, уполномоченными в сфере принудительного исполнения решений судов и несудебных органов, установлен положениями статьи 1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее — Закон о прокуратуре) и статьи 19 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах» (далее — Закон о судебных приставах).

Пределы надзора в рассматриваемой сфере определены полномочиями, установленными в главе I раздела III Закона о прокуратуре, особенностями их применения, отраженными в указании Генерального прокурора Российской Федерации от 12.05.2009 № 155/7 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами», а также компетенцией прокурора района.

  1. Прокурор не только осуществляет надзор за исполнением законов судебными приставами, но и выступает в качестве стороны исполнительного производства — взыскателя в исполнительных производствах, возбужденных по его заявлению.
  2. В последнем случае прокурор пользуется не только полномочиями, установленными Законом о прокуратуре, но и статьей 50 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

В том случае, когда прокурор не является стороной исполнительного производства и проверяет материалы соответствующего исполнительного производства на основании поступивших жалоб и обращений граждан, он использует надзорные полномочия, закрепленные в статьях 22, 27 Закона о прокуратуре.

  • Например, прокурор может принести протест на постановление судебного пристава-исполнителя об аресте имущества должника, иные постановления, которыми ущемлены права и интересы заявителя, когда такие постановления вынесены с нарушением закона.
  • Необходимо отметить, что прокурор при осуществлении надзора не подменяет иных должностных лиц, уполномоченных принять меры к защите интересов граждан.

Главный судебный пристав субъекта Российской Федерации — начальник УФССП России по Хабаровскому краю и старшие судебные приставы — начальники территориальных отделов, начальник межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП России по Хабаровскому краю наделены широкими полномочиями по контролю за деятельностью подчиненных должностных лиц.

  1. В связи с этим обращения, ранее не рассматривавшиеся в прокуратуре, направляются с контролем главному судебному приставу Хабаровского края либо старшим судебным приставам — Начальникам отделов УФССП России по Хабаровскому краю.
  2. Вмешательство органов прокуратуры района осуществляется, как правило, когда меры ведомственного характера не принесли положительного результата.
Читайте также:  Как Определить Срок Давности Привлечения К Административной Ответственности?

При этом прокурор вправе брать объяснения от виновных в нарушениях закона должностных лиц, также непосредственно – от соответствующих руководителей. Вместе с тем, вопрос о дисциплинарной ответственности конкретных должностных лиц может ставиться только в представлении прокуратуры района, направляемом на имя главного судебного пристава – начальника УФССП России по Хабаровскому краю.

Кто осуществляет контроль и надзор?

Статья 16. Органы государственного контроля (надзора) за соблюдением требований настоящего Федерального закона. Принципы и формы осуществления государственного контроля (надзора) Статья 16. Органы государственного контроля (надзора) за соблюдением требований настоящего Федерального закона.

  • Принципы и формы осуществления государственного контроля (надзора) 1.
  • Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований настоящего Федерального закона осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований к низковольтному оборудованию, его территориальными органами.2.

Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований настоящего Федерального закона осуществляется в соответствии с от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» исключительно на стадии обращения низковольтного оборудования.4.

При осуществлении визуального контроля проверяются наличие маркировки низковольтного оборудования и ее соответствие требованиям настоящего Федерального закона.5. При осуществлении инструментального контроля с помощью испытаний (измерений) устанавливается соответствие низковольтного оборудования требованиям настоящего Федерального закона путем отбора образцов и проведения испытаний (измерений) по правилам и методам, установленным национальными стандартами, включенными в перечень национальных стандартов, утвержденный Правительством Российской Федерации, или по правилам и методам, утвержденным Правительством Российской Федерации.6.

В случае выявления нарушений требований настоящего Федерального закона федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на проведение государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований к низковольтному оборудованию, его территориальные органы вправе: 1) выдавать предписания об устранении нарушений и устанавливать обоснованный с учетом характера нарушений срок для исполнения предписаний; 2) принимать предусмотренные законодательством Российской Федерации меры в целях недопущения причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений; 3) направлять в органы, выдавшие сертификат соответствия, или органы, зарегистрировавшие декларацию о соответствии, информацию о необходимости приостановления или прекращения действия декларации о соответствии или сертификата соответствия; 4) привлекать изготовителя, продавца или лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя, к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации; 5) принимать решение об обращении в суд с иском о принудительном отзыве низковольтного оборудования, не соответствующего требованиям настоящего Федерального закона.7.

  • Не допускается требовать от изготовителя, продавца или лица, выполняющего функции иностранного изготовителя, иные документы для оценки соответствия или для обязательного подтверждения соответствия, за исключением документов, указанных в и настоящего Федерального закона.
  • Читать подробнее: Статья 16.
  • Органы государственного контроля (надзора) за соблюдением требований настоящего Федерального закона.

Принципы и формы осуществления государственного контроля (надзора)

В чем разница между контролем и надзором?

Контроль – относится к одной из управленческих функций, а надзор осуществляется с целью исполнения законов. Надзор – это непрерывное наблюдение и проверка, контроль – прерываемое, периодическое.

Кто осуществляет надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина?

В соответствии с положениями Закона о прокуратуре надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина на протяжении двадцати лет остается одной из главных функций органов прокуратуры Российской Федерации (ст.

Что является предметом надзора за исполнением законов?

Предметом надзора за исполнением законов (общего надзора ) является деятельность физических (должностных) и юридических лиц, связанная с соблюдением Конституции, исполнением законов, действующих на территории РФ, а также за соответствием законам правовых актов, издаваемых поднадзорными органами и их должностными

Что такое пределы прокурорского надзора?

Пределы осуществления прокурорского надзора за исполнением законов и его ограничители Алимханов, А.А. Пределы осуществления прокурорского надзора за исполнением законов и его ограничители / А.А. Алимханов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020.

— № 24 (314). — С.250-252. — URL: https://moluch.ru/archive/314/71463/ (дата обращения: 26.10.2022).  Определены пределы осуществления прокурорских полномочий, представлен перечень пределов надзорной деятельности в сфере исполнения законодательства. Ключевые слова: прокурорский надзор, прокурор, пределы прокурорского надзора, прокурорские полномочия Реализация прокурорского надзора за исполнением законодательства предполагает правильное установление прокурорскими работниками пределов осуществления своих полномочий в целях исключения фактов неэффективного использования мер прокурорского воздействия на совершенные правонарушения, а также для предотвращения вмешательства в направления, которые не являются объектом надзорной деятельности и дублирования других контрольных ведомств.

В этой связи, следует отметить, что осуществление прокурорами надзорных мероприятий должно быть строго ограничено пределами их полномочий. Необходимо обратить внимание, что проблематика пределов надзорной деятельности в области исполнения законодательства является наименее исследованной темой в сфере прокурорского надзора и носит сложный и многоаспектный характер.

Указанное обстоятельство зачастую способствует безосновательному сокращению и увеличению надзорных средств. Действующими нормами Закона о прокуратуре установлен следующий перечень пределов прокурорского надзора за исполнением законодательства : − при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы (ч.2 ст.21 Закона о прокуратуре); основанием проведения проверочных мероприятий в части исполнения законодательства является поступившая в органы прокуратуры информация о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором (ч.2 ст.21 Закона о прокуратуре); − органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы и должностных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность организаций (ч.2 ст.26 Закона о прокуратуре).

Вместе с тем в данном законе не дано определение термина «оперативно-хозяйственная деятельность организаций». Исходя из результатов научных исследований в рассматриваемой сфере, следует сделать вывод о том, что под указанной категорией понимается область общественных отношений, в которой принятие решений осуществляется субъектами экономической деятельности самостоятельно,

По нашему мнению, вышеуказанные законодательные нормы оказывают значительное влияние на формулирование пределов надзорной деятельности в сфере исполнения законодательства. В связи с изложенным, необходимо отметить, что правомочность прокурора при реализации надзорных мер за исполнением законодательства допускает вмешательство во все сферы общественной деятельности по соблюдению правовых норм, в том числе проведение проверок исполнения всех законов и иных нормативных документов.

Однако, реализация данных полномочий основана на наличии фактических обстоятельств в виде информации о совершении правонарушения, которые предполагают проведение соответствующих проверок, осуществление иных надзорных мероприятий, направленных на выяснение и устранение причин противоправных действий.

  1. В соответствии с ч.1 ст.26 Закона о прокуратуре пределы рассматриваемой надзорной деятельности определяются конкретным перечнем ведомств и учреждений, их должностных лиц, в состав которого не входят граждане.
  2. Исполнение правовых норм указанными субъектами обеспечивается разветвленной системой органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, органами контроля (надзора) и их должностными лицами.

Пределы надзорной деятельности в сфере исполнения законодательства ограничены положениями, закрепленными в Законе о прокуратуре. Данные положения исключают при реализации прокуратурой надзора за исполнением законов дублирование функций иных государственных органов и должностных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, а также устанавливают запрет на вмешательство в оперативно-хозяйственную деятельность организаций.

  • Прокурорские полномочия не предусматривают реализацию мероприятий, предполагающих прямое устранение правонарушений.
  • В компетенцию надзорного ведомства входит установление правонарушения, причин и способствующих ему условий, а также принуждение субъекта совершившего правонарушение к его устранению.
  • Надзорное ведомство не наделено полномочиями в сфере контроля за соблюдением правовых норм палатами Федерального Собрания Российской Федерации, судебными органами, Правительством Российской Федерации и Президентом Российской Федерации.

Граждане Российской Федерации и другие физические лица также не включены в перечень объектов прокурорского надзора за исполнением законодательства, Пределы надзорной деятельности в рассматриваемой области ограничены конкретным перечнем ведомств и должностных лиц, который предусмотрен в ч.1 ст.21 Закона о прокуратуре.

  1. Соблюдение правовых норм субъектами гражданского общества обеспечивается разветвленной системой органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, органами контроля и их должностными лицами.
  2. В систему субъектов надзора не входят Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Федеральное собрание Российской Федерации, органами судебной власти.

В соответствии с пунктом 2 ст.21 Закона о прокуратуре определены пределы предмета надзорной деятельности исходя из форм ее организации. Заключается это в том, что органы прокуратуры при осуществлении надзора за исполнением законодательства не подменяют иные государственные органы, а проверки соблюдения правовых норм проводят на основании поступающей в органы прокуратуры информации.

  • Указанные требования не распространяются на физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, в связи с тем, что поднадзорность данных лиц устанавливается в рамках осуществляемой ими деятельности с целью реализации надзорных мер в сфере исполнения законодательства.
  • Основным императивом осуществления надзорной деятельности выступает безусловное исключение подмены функций других контрольных ведомств.

Сущность надзорной деятельности в рассматриваемой области не допускает применение сплошного контроля, проведение иных ревизионных мероприятий. Данное условие предопределяет нацеленность работы прокуроров на изучение фактических обстоятельств совершения противоправных действий и получение необходимой информации об их причинах.

  1. Вместе с тем работа сотрудников надзорного ведомства предполагает исследование определенных общественных процессов, наличие предметности, соблюдение требований предусмотренных действующим законодательством.
  2. На современном этапе развития рыночной экономики дублирование отдельными прокурорскими работниками полномочий других государственных учреждений, неверный подход к выбору поднадзорных объектов, незаконное препятствование осуществлению хозяйствующими субъектами коммерческой деятельности приводит, наряду со снижением эффективности деятельности, к подрыву доверия к надзорному ведомству.

По мнению Е.Р. Ергашева, сфера административно-хозяйственных функций организаций может выступать предметом надзорной деятельности строго в рамках исполнения действующих законодательных норм. Нарушение законности является единственным условием возникновения правоотношений надзорного ведомства с поднадзорными объектами,

  1. Кроме того, как отмечают В.Г.
  2. Бессарабов и К.А.
  3. Кашаев, вопреки требованиям, закрепленным нормативными документами Генеральной прокуратуры Российской Федерации о недопустимости подмены функций иных органов контроля, а также вторжения хозяйственную деятельность, на практике присутствуют факты вневедомственного контроля в работе органов прокуратуры,

На наш взгляд, надзорная деятельность в рассматриваемой области должна подчиняться некоторой процедуре, иметь основания для возникновения. В связи с тем, что все участники общественных отношений не находятся с прокурором в отношениях подчиненности, прокурор не вправе ставить под сомнение их добросовестность при соблюдении законодательных и иных правовых норм.

  1. Соблюдение законодательства — естественно законная деятельность, в которую не должен вмешиваться прокурорский надзор.
  2. Таким образом, представляется целесообразной разработка и принятие правовых документов, устанавливающих обособление надзорной деятельности от контроля за соблюдением законодательных норм.

При этом следует обратить внимание, что заключение прокуратуры о работе органов государственного управления должно основываться на соответствии деятельности данных органов нормам законодательства, а совершение противоправных действий предполагать реализацию конкретных надзорных мер для их устранения.

Вмешательство в деятельность, не регламентированную правовыми нормами и не приводящую к нарушению правопорядка, не входит в компетенцию прокурорских работников. Таким образом, следует сделать вывод, что пределами надзорной деятельности за исполнением законодательства выступают ограничения, предусмотренные Законом о прокуратуре, согласно которому при осуществлении надзора в рассматриваемой сфере органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы и должностных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность организаций.

Осуществление прокурорами надзорных мероприятий предполагает их строгое ограничение пределами полномочий. Правомочность прокурора при реализации надзорных мер за исполнением законодательства допускает вмешательство во все сферы общественной деятельности по соблюдению правовых норм, в том числе проведение проверок исполнения всех законов и иных нормативных документов.

Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202–1 «О прокуратуре Российской Федерации» // «Консультант Плюс»:, URL: http: //www.consultant.ru/ Бессарабов В.Г., Кашаев К.А. Защита российской прокуратурой прав и свобод человека и гражданина.М., 2007. Воронин О.В. О сущности современного прокурорского надзора // Уголовная юстиция. — 2018. — № 11. Ергашев Е.Р. Принципы прокурорского надзорно-охранительного права: монография. — Екатеринбург, 2007. Сабельфельд Т.Ю. Прокурорский надзор за исполнением трудового законодательства в Российской Федерации: монография. — Новосибирск, 2014.

Основные термины (генерируются автоматически) : надзорная деятельность, Российская Федерация, исполнение законодательства, прокурорский надзор, надзорное ведомство, орган прокуратуры, сфера исполнения законодательства, оперативно-хозяйственная деятельность организаций, орган контроля, осуществление надзора.

Что входит в предмет прокурорского надзора?

Предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполнения оперативно-розыскных мероприятий и проведения расследования, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими