Кто Вправе Обжаловать Решение Комиссии По Трудовым Спорам?

Кто Вправе Обжаловать Решение Комиссии По Трудовым Спорам
ТК РФ Статья 390. Обжалование решения комиссии по трудовым спорам и перенесение рассмотрения индивидуального трудового спора в суд Подготовлены документа с изменениями, не вступившими в силу В случае, если индивидуальный трудовой спор не рассмотрен комиссией по трудовым спорам в десятидневный срок, работник имеет право перенести его рассмотрение,

  • В ред. Федерального от 30.06.2006 N 90-ФЗ) (см.
  • Текст в предыдущей ) Решение комиссии по трудовым спорам может быть обжаловано работником или работодателем в суд в десятидневный срок со дня вручения ему копии решения комиссии.
  • В случае пропуска по установленного срока суд может восстановить этот срок и рассмотреть индивидуальный трудовой спор по существу.

Открыть полный текст документа Ст.390 ТК РФ. Обжалование решения комиссии по трудовым спорам и перенесение рассмотрения индивидуального трудового спора в суд Читать подробнее: ТК РФ Статья 390. Обжалование решения комиссии по трудовым спорам и перенесение рассмотрения индивидуального трудового спора в суд

Какой срок исполнения решения комиссии по трудовым спорам?

ТК РФ Статья 389. Исполнение решений комиссии по трудовым спорам Подготовлены документа с изменениями, не вступившими в силу Решение комиссии по трудовым спорам подлежит исполнению в течение трех дней по истечении десяти дней, предусмотренных на обжалование.

  • В случае неисполнения решения комиссии по трудовым спорам в установленный срок указанная комиссия выдает работнику удостоверение, являющееся исполнительным документом.
  • Работник может обратиться за удостоверением в течение одного месяца со дня принятия решения комиссией по трудовым спорам.
  • В случае пропуска работником указанного срока по уважительным причинам комиссия по трудовым спорам может восстановить этот срок.

Удостоверение не выдается, если работник или работодатель обратился в установленный срок с заявлением о перенесении трудового спора в суд. (часть вторая в ред. Федерального от 30.06.2006 N 90-ФЗ) (см. текст в предыдущей ) На основании удостоверения, выданного комиссией по трудовым спорам и предъявленного не позднее трехмесячного срока со дня его получения, судебный пристав приводит решение комиссии по трудовым спорам в исполнение в принудительном порядке.

Что такое комиссия по трудовым спорам?

Решение комиссии по трудовым спорам — образец заполнения — Юридический помощник

  • Создание комиссии по трудовым спорам (КТС) позволяет решать конфликты на предприятии еще до обращения в суд.
  • Судебные разбирательства связаны со многими неприятностями, как для работников, так и для организации.
  • КТС – верный способ выяснить причины конфликта, не привлекая третьей стороны.

Предусматривается рассмотрение по трудовым вопросам, если работник не смог договориться непосредственно с руководителем (ст.385 ТК РФ). Однако если не было предпринято попыток договориться напрямую, КТС все равно не может отказать в рассмотрении проблемы.

Перед созывом попытается вызвать на диалог работника и работодателя, чтобы помирить их. КТС (комиссии по трудовым спорам) образуются по инициативе самого сотрудника, работодателя или представительских лиц работников на предприятии, компании и т.д. Главная суть КТС заключается в том, чтобы помочь восстановить справедливость и принять решение, удовлетворяющее максимально обе стороны.

Заявление в КТС формируется в двух экземплярах, по одному на состав комиссии и на заявителя с отметкой входящего номера.

Кто рассматривает трудовые споры по вопросам применения законодательства о труде?

Рассмотрение трудовых споров в комиссии по трудовым спорам Татьяна Клещёнок, юрист Индивидуальные трудовые споры по вопросам применения законодательства о труде, коллективного договора, соглашения рассматриваются комиссиями по трудовым спорам (далее – КТС) и судами (ст.233 Трудового кодекса РБ (далее – ТК)).

Однако это не лишает работника права обжаловать действия нанимателя в прокуратуру, департамент государственной инспекции труда, профсоюзы. Вместе с тем только решения КТС и суда, принятые по конкретному трудовому спору и не исполненные в добровольном порядке, подлежат принудительному исполнению специальными должностными лицами – судебными исполнителями суда, требования которых по исполнению решений являются обязательными для юридических лиц и граждан, в т.ч.

должностных лиц. Первоначальное рассмотрение трудовых споров По общему правилу трудовой спор первона­чально должен рассматриваться в КТС, созданной в организации по месту работы работника. Если работник либо наниматель с решением КТС не со­гласны или если члены не пришли к соглашению, заинтересованная сторона вправе обратиться в суд.

Вместе с тем ст.241 ТК определяет ряд тру­довых споров, рассмотрение которых отнесено к непосредственной компетенции суда без обра­щения в КТС. Например, споры о восстановлении работника на работе, о возмещении нанимателем причиненного работнику материального ущерба и др. В случае отсутствия в организации КТС работ­ник также обращается непосредственно в суд за разрешением спора.

В порядке, предусмотренном ТК, рассматрива­ются споры между работником и нанимателем, вы­ текающие именно из трудовых правоотношений. Другие (споры, например, об оплате за прожива­ние в ведомственном общежитии) не являются тру­довыми, поскольку они не регулируются нормами трудового права.

  • Особый порядок рассмотрения трудовых споров для некоторых категорий работников Для некоторых категорий работников установ­лен особый порядок рассмотрения трудовых спо­ров.
  • К таким работникам, в частности, относятся граждане Республики Беларусь, работающие в ди­пломатических представительствах и консульских учреждениях иностранных государств, аккредито­ванных в Республике Беларусь.

В разрешении трудовых споров между этими работниками и нанимателем участвует респуб­ликанский орган государственного управления в области иностранных дел. Защиту трудовых и связанных с ними прав данных работников осуще­ствляет республиканский орган государственного управления в области иностранных дел совмест­но с республиканским органом государственно­го управления по труду в порядке, определяемом Правительством Республики Беларусь.

Вместе с тем, исходя из гарантированного ст.60 Конституции РБ права на судебную защиту, эти лица также вправе после соблюдения установ­ленного для них порядка рассмотрения трудового спора обратиться в суд за защитой. Споры о досрочном освобождении от выбор­ной оплачиваемой должности работников обще­ственных объединений по решению их органов подлежат рассмотрению в соответствии с устава­ми данных объединений и действующим законода­тельством.

Порядок рассмотрения споров государст­венных служащих установлен Законом РБ от 14.06.2003 № 204-З «О государственной службе в Республике Беларусь» (далее — Закон). Государственный служащий вправе обратиться в вышестоящие государственные органы и (или) суд для разрешения споров, связанных с государ­ственной службой, в т.ч.

по вопросам поступления на государственную службу, ее прохождения, реа­лизации прав государственного служащего, пере­вода на другую государственную должность, дис­циплинарной или материальной ответственности, несоблюдения гарантий правовой и социальной защиты, освобождения от занимаемой должности (увольнения), в иных случаях, предусмотренных законодательством (часть вторая ст.20 Закона).

В то же время необходимо отметить, что зако­нодательные акты, устанавливая право работников на обращение в вышестоящие органы для рассмот­рения трудовых споров, не определяют процедуру рассмотрения споров этими органами. Создаем комиссию по трудовым спорам Предусмотренное нормами ТК создание КТС является правом, а не обязанностью сторон коллек­тивных трудовых отношений (нанимателя и профсоюза).

  1. С другой стороны, создание КТС воз­можно в любой организации независимо от фор­мы собственности при наличии в ней профсоюза.
  2. КТС также может создаваться в структурных под­разделениях организации.
  3. Вопрос ее создания, а также компетенция комиссии определяются пись­менным соглашением между профсоюзом и нани­мателем либо коллективным договором.

КТС создается сроком на один год из равного числа представителей профсоюза и нанимателя. Общее количество членов КТС устанавливается по соглашению между нанимателем и профсоюзом в зависимости от численности работников, частоты обращений и т.д. Примерную форму Положения о комиссии по трудовым спорам смотрите в рубрике «Полезная документация» на с.21-24 журнала.

  1. Если в организации действуют 2 или более профсоюза, то все профсоюзы должны участво­вать в формировании КТС.
  2. В данном случае воз­можны 2 варианта: 1.
  3. Создание одной КТС, в состав которой по соглашению между профсоюзами будут входить представители всех профсоюзов; 2.
  4. Создание отдельных КТС, когда наниматель выделяет своих представителей, а каждый профсо­юз — такое же количество своих представителей.

В последнем случае конкретный спор будет рассматривать комиссия, состоящая из представи­телей того профсоюза, членом которого является обратившийся работник. Наниматель назначает своих представителей в состав КТС приказом руководителя, а профсоюз — решением профкома.

Примерная форма приказа о назначении представителей в состав комиссии по трудовым спорам приведена на с.24 журнала (приложение 1). Форма выписки из протокола заседания проф­союзного комитета о выделении представителей в состав примирительной комиссии — на с.24-25 журнала (приложение 2). Членом КТС от профсоюза может быть любой работник — член данного профсоюза.

Полномочия представителей сторон должны быть подтверждены доверенностями, выданны­ми в установленном порядке, т.е. подписанными соответственно руководителями направивших их сторон. Примерную форму доверенности смотрите в рубрике «Полезная документация» на с.26 журна­ла (приложение 4).

Подписи должны быть удостоверены печатя­ми соответственно предприятия и профсоюза. По мнению автора, требование законодательства о выдаче представителям сторон доверенностей яв­ляется лишним, так как персональный состав КТС оговорен в приказе руководителя и постановлении профкома, а компетенция комиссии четко пропи­сана в части второй ст.236 ТК.

В каждом заседании комиссии должно участ­вовать равное количество представителей от каж­дой стороны (например, по 3 человека от нанима­теля и от профсоюза). Обязанности председателя и секретаря на ка­ждом заседании выполняются поочередно пред­ставителями сторон.

Читайте также:  Как Можно Привлечь Судью К Ответственности?

Например, на одном засе­дании обязанности председателя КТС выполняет представитель профсоюза, а обязанности секре­таря — представитель нанимателя. На следующем заседании КТС, наоборот, роль председателя пере­дается представителю нанимателя, а обязанности секретаря — представителю профсоюза. На одном и том же заседании обязанности председателя и секретаря не могут выполнять представители од­ной стороны.

Вопросы, входящие в компетенцию комиссии по трудовым спорам КТС, если она создана в организации, является обязательным первичным органом по рассмотре­нию трудовых споров, возникающих между работ­ником и нанимателем, кроме тех, для которых уста­новлен иной порядок их рассмотрения, например рассматриваемых непосредственно судом.

  • В компетенцию КТС входит рассмотрение тру­довых споров о (об):
  • -установленных расценках и нормах труда;
  • -условиях для их выполнения;
  • -переводе на другую работу и перемещении;

-оплате труда, в т.ч. при невыполнении норм труда, простое и браке;

  1. -совмещении профессий (должностей) и за­местительстве;
  2. -оплате труда за работу в сверхурочное и ноч­ное время;
  3. -праве на получение и размере причитающих­ся работнику премий и вознаграждений, преду­смотренных действующей у нанимателя системой оплаты труда;
  4. -выплате компенсаций и предоставлении га­рантий;
  5. -возврате денежных сумм, удержанных из за­работной платы работника;
  6. -предоставлении отпусков;

-выдаче специальной одежды, специальной обуви, средств индивидуальной защиты, лечебно­профилактического питания (ст.236 ТК).

  • Указанный перечень вопросов не является ис­черпывающим.
  • КТС может рассматривать также споры о:
  • -переводе на другую работу и выплате сред­него заработка за время вынужденного прогула или разницы в заработке за время выполнения нижеоплачиваемой работы в связи с незаконным переводом;
  • -взыскании заработной платы, включая над­бавки, предусмотренные системой оплаты труда;
  • -размере заработка, начисленного с учетом коэффициента трудового участия;
  • -применении дисциплинарных взысканий;
  • -неправильных или неточных записях в тру­довой книжке сведений о заключении, изменении или прекращении трудового договора, если эти записи не соответствуют приказу (распоряжению) руководителя или другим документам;
  • -выплате выходного пособия, денежной ком­пенсации за неиспользованный трудовой отпуск и другие споры.
  • Права работника

Работнику, не являющемуся членом профсою­за, предоставлено право выбора — обратиться за разрешением трудового спора в КТС или суд. Суд не вправе отказать такому работнику в принятии заявления в связи с несоблюдением предваритель­ного внесудебного порядка разрешения спора.

С другой стороны, и КТС не вправе отказать работ­нику в рассмотрении спора по причине того, что работник не является членом профсоюза. Правом на обращение в КТС обладает только работник. Нанимателю такое право не предоставле­но. Заявления в комиссию должны приниматься от всех работников, которые находились или находят­ся в трудовых отношениях с нанимателем.

Как обжаловать решение Комиссии по трудовым спорам?

Право на обращение в КТС имеют и уволившиеся работники, если их требование основано на отношениях, воз­никших до прекращения трудового договора. Порядок работы с заявлением работника в комиссии по трудовым спорам Заявление работника, поступившее в КТС, подлежит обязательной регистрации.

  1. Законом не установлено, на кого возлагается обязанность по регистрации таких заявлений.
  2. Порядок ведения делопроизводства КТС предусматривается согла­шением между нанимателем и профсоюзом либо коллективным договором (ст.235 ТК).
  3. Поэтому це­лесообразно разработать в организации положе­ние о КТС и порядке разрешения индивидуальных трудовых споров.

Форма и содержание заявления работника в КТС законодательством не определены. Заявление может подаваться в КТС как в письменном виде, так и путем устного обращения работника в ко­миссию. В последнем случае содержание требова­ния записывается в специальном журнале.

  • В письменном заявлении следует указать: на­именование комиссии и название организации, в которую направляется заявление; фамилию, имя, отчество заявителя; место его работы и долж­ность; местожительство; суть спора.
  • В конце за­явления ставится личная подпись обратившегося гражданина.
  • Комиссия не имеет права отказать работнику в приеме заявления даже в том случае, если тру­довой спор не подведомствен КТС.

Заявление изу­чается комиссией, и по нему выносится решение об отказе в рассмотрении спора. Отказ в приеме заявления допускается только в том случае, если данный спор уже являлся предметом рассмотре­ния КТС и по нему вынесено решение либо комис­сия не пришла к соглашению.

  • КТС не вправе отказать в принятии заявления по мотивам пропуска срока исковой давности (установленного законом срока для защиты судом или другим компетентным органом права по иску лица, право которого нарушено).
  • При пропус­ке срока для обращения в КТС члены комиссии должны выяснить причины пропуска и в зависи­мости от них принять решение о восстановлении срока или об отказе в его восстановлении.

Дан­ный вопрос решается в каждом конкретном слу­чае с учетом всех доводов работника о причинах, которые повлекли за собой несвоевременное обращение за защитой нарушенного права. Ува — жительной причиной считается болезнь, препят­ствовавшая работнику своевременно обратиться в КТС.

Не являются уважительными причинами незнание работником законодательства о труде, обращение его в различные инстанции за защи­той своего права, поскольку это не мешало ему обратиться в КТС. Порядок рассмотрения трудового спора в комиссии по трудовым спорам Комиссия извещает работника, подавшего за­явление, и нанимателя о дате и времени рассмот­рения трудового спора.

Спор рассматривается в присутствии обратившегося работника, за исклю­чением случая, если имеется письменное заявле­ние работника с просьбой о рассмотрении спора без него. При неявке работника на заседание ко­миссии рассмотрение заявления откладывается.

  • При вторичной неявке работника без уважи­тельной причины комиссия может вынести реше­ние о снятии данного заявления с рассмотрения.
  • Однако это не лишает работника права в пределах установленного законодательством срока подать заявление вновь.
  • КТС вправе вызывать на свое заседание сви­детелей, специалистов, представителей различных общественных организаций.

По требованию ко­миссии наниматель обязан представить необходи­мые расчеты и документы. На заседании КТС ведется протокол, в котором должны быть указаны состав комиссии (кто — от нанимателя, кто — от профсоюза), краткое содер­жание требований работника, объяснения лиц, заслушанных на заседании КТС, содержание реше­ния по рассматриваемому спору.

  1. Ведет протокол секретарь комиссии.
  2. Протокол подписывают пред­седатель и секретарь.
  3. Примерную форму прото­кола заседания комиссии по трудовым спорам смотрите в рубрике «Полезная документация» на с.26-27 журнала (приложение 5).
  4. Законом определен 10-дневный срок для рас­смотрения спора КТС.
  5. В результате рассмотрения спора по существу КТС принимает решение.

Решение КТС принимается не простым боль­шинством голосов, а по соглашению между пред­ставителями нанимателя и профсоюза (часть первая ст.238 ТК). В данной норме закона акцент сделан не на соглашение между членами комиссии, а на соглашение между представителями сторон (нани­мателя и профсоюза).

Поэтому, на наш взгляд, для принятия решения КТС необходимо его одобрение большинством представителей как со стороны на­нимателя, так и со стороны профсоюза. Например, если КТС состоит из 6 человек (по 3 представителя от нанимателя и профсоюза), решение считается принятым, если за него проголосовало хотя бы по 2 представителя от нанимателя и от профсоюза, т.е.4 человека.

Для исключения случаев равного разде­ления голосов при голосовании число представите­лей, направляемых в КТС каждой из сторон, должно быть нечетным и, как правило, не менее 3.

  1. Решение комиссии по трудовым спорам
  2. Комиссия по трудовым спорам при рассмот­рении конкретного спора может вынести одно из следующих решений:
  3. -об удовлетворении требований работника в полном объеме;
  4. -о частичном их удовлетворении;
  5. -об отказе в удовлетворении требований.

В решении КТС должны указываться: нанима­тель; Ф.И,О. обратившегося работника; дата обращения в КТС; дата рассмотрения трудового спора; фамилии членов комиссии, присутствовавших на заседании; мотивированное решение КТС (ст.238 ТК). Примерную форму решения комисии по тру­довым спорам смотрите в рубрике «Полезная до­кументация» на с.27-28 журнала (приложение 6).

  • Мотивированность решения означает обосно­вание его нормами действующего законодательст­ва, коллективным договором, правилами внутрен­него трудового распорядка и другими локальными актами, а также соответствие действительным об­стоятельствам дела, установленным комиссией в ходе рассмотрения спора.
  • Решение должно быть изложено четко и ясно, чтобы не возникло затруд­нения при его исполнении.

В решении по денеж­ным требованиям должна быть указана точная сумма, причитающаяся работнику. Решение КТС имеет обязательную силу и ут­верждению нанимателем или профсоюзом не под­лежит. Подписывается оно председателем и секре­тарем соответствующего заседания.

Копии реше­ния КТС в 3-дневный срок вручаются работнику и нанимателю. Данное решение наниматель или работник могут обжаловать в суд в 10-дневный срок со дня вручения им копии. Основания и мотивы обраще­ния в суд могут быть различными (например, несо­гласие с размером подлежащих взысканию денеж­ных сумм и др.).

Срок исполнения решения комиссии по трудовым спорам Срок исполнения решения КТС установлен ст.248 ТК. Решение подлежит исполнению нанимате­лем не позднее 3 дней по истечении 10 дней, пре­дусмотренных на его обжалование. Срок начина­ется с момента вручения нанимателю копии реше­ния КТС, вынесенного по конкретному трудовому спору.

Решение КТС о восстановлении на прежней работе работника, который незаконно был переве­ден, подлежит немедленному исполнению. Принудительное исполнение решения комиссии по трудовым спорам Решение по трудовому спору, вынесенное КТС, может быть исполнено в добровольном по­рядке. Если наниматель не исполняет решение, то комиссия выдает работнику удостоверение, которое имеет силу исполнительного листа.

Читайте также:  В Каком Случае Судья Имеет Право Приостановить Уголовное Дело?

Удо — стоверение выдается по просьбе работника, в пользу которого вынесено решение. По своей инициативе КТС удостоверение не выдает. Удостоверение не может быть выдано до ис­течения 10 дней, предусмотренных на обжало­вание решения. Не выдается оно и в том случае, если работник или наниматель обратились с за­явлением о разрешении трудового спора в суд.

  • В удостоверении на принудительное испол­нение решения КТС должны быть указаны: на­именование комиссии, вынесшей решение по трудовому спору; дата принятия решения; дата выдачи удостоверения; фамилия, имя, отчество работника; решение по существу спора.
  • Формулировка решения в удостоверении должна точно соответствовать решению КТС.

Например: «обязать нанимателя оплатить Ф.И.О. за сверхурочную работу в двойном раз­мере согласно ст.69 Трудового кодекса Респуб­лики Беларусь». Удостоверение подписывается председателем и секретарем КТС. Примерную форму удостоверения см. в рубрике «Полез­ная документация» на с.28 журнала (приложе­ние 7).

Следует еще раз обратить внимание на нали­чие в удостоверении даты его выдачи, посколь­ку с этой даты начинает течь срок предъявления удостоверения в суд для принудительного испол­нения решения. Принудительное исполнение решений КТС производится судебным исполнителем суда, на территории которого расположена организация, в данном случае — должник.

Для принудительного исполнения решения удостоверение в 3-месячный срок со дня его выдачи предъявляется в суд по месту располо­жения организации. При пропуске работником 3-месячного срока по уважительным причинам КТС, выдавшая удостоверение, может восстано­вить этот срок.

Кто исполняет решения по трудовому спору?

Рассмотрение трудовых споров в комиссии по трудовым спорам Татьяна Клещёнок, юрист Индивидуальные трудовые споры по вопросам применения законодательства о труде, коллективного договора, соглашения рассматриваются комиссиями по трудовым спорам (далее – КТС) и судами (ст.233 Трудового кодекса РБ (далее – ТК)).

Однако это не лишает работника права обжаловать действия нанимателя в прокуратуру, департамент государственной инспекции труда, профсоюзы. Вместе с тем только решения КТС и суда, принятые по конкретному трудовому спору и не исполненные в добровольном порядке, подлежат принудительному исполнению специальными должностными лицами – судебными исполнителями суда, требования которых по исполнению решений являются обязательными для юридических лиц и граждан, в т.ч.

должностных лиц. Первоначальное рассмотрение трудовых споров По общему правилу трудовой спор первона­чально должен рассматриваться в КТС, созданной в организации по месту работы работника. Если работник либо наниматель с решением КТС не со­гласны или если члены не пришли к соглашению, заинтересованная сторона вправе обратиться в суд.

Вместе с тем ст.241 ТК определяет ряд тру­довых споров, рассмотрение которых отнесено к непосредственной компетенции суда без обра­щения в КТС. Например, споры о восстановлении работника на работе, о возмещении нанимателем причиненного работнику материального ущерба и др. В случае отсутствия в организации КТС работ­ник также обращается непосредственно в суд за разрешением спора.

В порядке, предусмотренном ТК, рассматрива­ются споры между работником и нанимателем, вы­ текающие именно из трудовых правоотношений. Другие (споры, например, об оплате за прожива­ние в ведомственном общежитии) не являются тру­довыми, поскольку они не регулируются нормами трудового права.

Особый порядок рассмотрения трудовых споров для некоторых категорий работников Для некоторых категорий работников установ­лен особый порядок рассмотрения трудовых спо­ров. К таким работникам, в частности, относятся граждане Республики Беларусь, работающие в ди­пломатических представительствах и консульских учреждениях иностранных государств, аккредито­ванных в Республике Беларусь.

В разрешении трудовых споров между этими работниками и нанимателем участвует респуб­ликанский орган государственного управления в области иностранных дел. Защиту трудовых и связанных с ними прав данных работников осуще­ствляет республиканский орган государственного управления в области иностранных дел совмест­но с республиканским органом государственно­го управления по труду в порядке, определяемом Правительством Республики Беларусь.

  1. Вместе с тем, исходя из гарантированного ст.60 Конституции РБ права на судебную защиту, эти лица также вправе после соблюдения установ­ленного для них порядка рассмотрения трудового спора обратиться в суд за защитой.
  2. Споры о досрочном освобождении от выбор­ной оплачиваемой должности работников обще­ственных объединений по решению их органов подлежат рассмотрению в соответствии с устава­ми данных объединений и действующим законода­тельством.

Порядок рассмотрения споров государст­венных служащих установлен Законом РБ от 14.06.2003 № 204-З «О государственной службе в Республике Беларусь» (далее — Закон). Государственный служащий вправе обратиться в вышестоящие государственные органы и (или) суд для разрешения споров, связанных с государ­ственной службой, в т.ч.

по вопросам поступления на государственную службу, ее прохождения, реа­лизации прав государственного служащего, пере­вода на другую государственную должность, дис­циплинарной или материальной ответственности, несоблюдения гарантий правовой и социальной защиты, освобождения от занимаемой должности (увольнения), в иных случаях, предусмотренных законодательством (часть вторая ст.20 Закона).

В то же время необходимо отметить, что зако­нодательные акты, устанавливая право работников на обращение в вышестоящие органы для рассмот­рения трудовых споров, не определяют процедуру рассмотрения споров этими органами. Создаем комиссию по трудовым спорам Предусмотренное нормами ТК создание КТС является правом, а не обязанностью сторон коллек­тивных трудовых отношений (нанимателя и профсоюза).

  1. С другой стороны, создание КТС воз­можно в любой организации независимо от фор­мы собственности при наличии в ней профсоюза.
  2. КТС также может создаваться в структурных под­разделениях организации.
  3. Вопрос ее создания, а также компетенция комиссии определяются пись­менным соглашением между профсоюзом и нани­мателем либо коллективным договором.

КТС создается сроком на один год из равного числа представителей профсоюза и нанимателя. Общее количество членов КТС устанавливается по соглашению между нанимателем и профсоюзом в зависимости от численности работников, частоты обращений и т.д. Примерную форму Положения о комиссии по трудовым спорам смотрите в рубрике «Полезная документация» на с.21-24 журнала.

Если в организации действуют 2 или более профсоюза, то все профсоюзы должны участво­вать в формировании КТС. В данном случае воз­можны 2 варианта: 1. создание одной КТС, в состав которой по соглашению между профсоюзами будут входить представители всех профсоюзов; 2. создание отдельных КТС, когда наниматель выделяет своих представителей, а каждый профсо­юз — такое же количество своих представителей.

В последнем случае конкретный спор будет рассматривать комиссия, состоящая из представи­телей того профсоюза, членом которого является обратившийся работник. Наниматель назначает своих представителей в состав КТС приказом руководителя, а профсоюз — решением профкома.

  1. Примерная форма приказа о назначении представителей в состав комиссии по трудовым спорам приведена на с.24 журнала (приложение 1).
  2. Форма выписки из протокола заседания проф­союзного комитета о выделении представителей в состав примирительной комиссии — на с.24-25 журнала (приложение 2).
  3. Членом КТС от профсоюза может быть любой работник — член данного профсоюза.

Полномочия представителей сторон должны быть подтверждены доверенностями, выданны­ми в установленном порядке, т.е. подписанными соответственно руководителями направивших их сторон. Примерную форму доверенности смотрите в рубрике «Полезная документация» на с.26 журна­ла (приложение 4).

Подписи должны быть удостоверены печатя­ми соответственно предприятия и профсоюза. По мнению автора, требование законодательства о выдаче представителям сторон доверенностей яв­ляется лишним, так как персональный состав КТС оговорен в приказе руководителя и постановлении профкома, а компетенция комиссии четко пропи­сана в части второй ст.236 ТК.

В каждом заседании комиссии должно участ­вовать равное количество представителей от каж­дой стороны (например, по 3 человека от нанима­теля и от профсоюза). Обязанности председателя и секретаря на ка­ждом заседании выполняются поочередно пред­ставителями сторон.

  1. Например, на одном засе­дании обязанности председателя КТС выполняет представитель профсоюза, а обязанности секре­таря — представитель нанимателя.
  2. На следующем заседании КТС, наоборот, роль председателя пере­дается представителю нанимателя, а обязанности секретаря — представителю профсоюза.
  3. На одном и том же заседании обязанности председателя и секретаря не могут выполнять представители од­ной стороны.

Вопросы, входящие в компетенцию комиссии по трудовым спорам КТС, если она создана в организации, является обязательным первичным органом по рассмотре­нию трудовых споров, возникающих между работ­ником и нанимателем, кроме тех, для которых уста­новлен иной порядок их рассмотрения, например рассматриваемых непосредственно судом.

  • В компетенцию КТС входит рассмотрение тру­довых споров о (об):
  • -установленных расценках и нормах труда;
  • -условиях для их выполнения;
  • -переводе на другую работу и перемещении;

-оплате труда, в т.ч. при невыполнении норм труда, простое и браке;

  1. -совмещении профессий (должностей) и за­местительстве;
  2. -оплате труда за работу в сверхурочное и ноч­ное время;
  3. -праве на получение и размере причитающих­ся работнику премий и вознаграждений, преду­смотренных действующей у нанимателя системой оплаты труда;
  4. -выплате компенсаций и предоставлении га­рантий;
  5. -возврате денежных сумм, удержанных из за­работной платы работника;
  6. -предоставлении отпусков;

-выдаче специальной одежды, специальной обуви, средств индивидуальной защиты, лечебно­профилактического питания (ст.236 ТК).

  • Указанный перечень вопросов не является ис­черпывающим.
  • КТС может рассматривать также споры о:
  • -переводе на другую работу и выплате сред­него заработка за время вынужденного прогула или разницы в заработке за время выполнения нижеоплачиваемой работы в связи с незаконным переводом;
  • -взыскании заработной платы, включая над­бавки, предусмотренные системой оплаты труда;
  • -размере заработка, начисленного с учетом коэффициента трудового участия;
  • -применении дисциплинарных взысканий;
  • -неправильных или неточных записях в тру­довой книжке сведений о заключении, изменении или прекращении трудового договора, если эти записи не соответствуют приказу (распоряжению) руководителя или другим документам;
  • -выплате выходного пособия, денежной ком­пенсации за неиспользованный трудовой отпуск и другие споры.
  • Права работника
Читайте также:  Можно Ли Подать Анонимную Жалобу В Трудовую Инспекцию?

Работнику, не являющемуся членом профсою­за, предоставлено право выбора — обратиться за разрешением трудового спора в КТС или суд. Суд не вправе отказать такому работнику в принятии заявления в связи с несоблюдением предваритель­ного внесудебного порядка разрешения спора.

С другой стороны, и КТС не вправе отказать работ­нику в рассмотрении спора по причине того, что работник не является членом профсоюза. Правом на обращение в КТС обладает только работник. Нанимателю такое право не предоставле­но. Заявления в комиссию должны приниматься от всех работников, которые находились или находят­ся в трудовых отношениях с нанимателем.

Как обжаловать решение Комиссии по трудовым спорам?

Право на обращение в КТС имеют и уволившиеся работники, если их требование основано на отношениях, воз­никших до прекращения трудового договора. Порядок работы с заявлением работника в комиссии по трудовым спорам Заявление работника, поступившее в КТС, подлежит обязательной регистрации.

Законом не установлено, на кого возлагается обязанность по регистрации таких заявлений. Порядок ведения делопроизводства КТС предусматривается согла­шением между нанимателем и профсоюзом либо коллективным договором (ст.235 ТК). Поэтому це­лесообразно разработать в организации положе­ние о КТС и порядке разрешения индивидуальных трудовых споров.

Форма и содержание заявления работника в КТС законодательством не определены. Заявление может подаваться в КТС как в письменном виде, так и путем устного обращения работника в ко­миссию. В последнем случае содержание требова­ния записывается в специальном журнале.

В письменном заявлении следует указать: на­именование комиссии и название организации, в которую направляется заявление; фамилию, имя, отчество заявителя; место его работы и долж­ность; местожительство; суть спора. В конце за­явления ставится личная подпись обратившегося гражданина. Комиссия не имеет права отказать работнику в приеме заявления даже в том случае, если тру­довой спор не подведомствен КТС.

Заявление изу­чается комиссией, и по нему выносится решение об отказе в рассмотрении спора. Отказ в приеме заявления допускается только в том случае, если данный спор уже являлся предметом рассмотре­ния КТС и по нему вынесено решение либо комис­сия не пришла к соглашению.

  1. КТС не вправе отказать в принятии заявления по мотивам пропуска срока исковой давности (установленного законом срока для защиты судом или другим компетентным органом права по иску лица, право которого нарушено).
  2. При пропус­ке срока для обращения в КТС члены комиссии должны выяснить причины пропуска и в зависи­мости от них принять решение о восстановлении срока или об отказе в его восстановлении.

Дан­ный вопрос решается в каждом конкретном слу­чае с учетом всех доводов работника о причинах, которые повлекли за собой несвоевременное обращение за защитой нарушенного права. Ува — жительной причиной считается болезнь, препят­ствовавшая работнику своевременно обратиться в КТС.

Не являются уважительными причинами незнание работником законодательства о труде, обращение его в различные инстанции за защи­той своего права, поскольку это не мешало ему обратиться в КТС. Порядок рассмотрения трудового спора в комиссии по трудовым спорам Комиссия извещает работника, подавшего за­явление, и нанимателя о дате и времени рассмот­рения трудового спора.

Спор рассматривается в присутствии обратившегося работника, за исклю­чением случая, если имеется письменное заявле­ние работника с просьбой о рассмотрении спора без него. При неявке работника на заседание ко­миссии рассмотрение заявления откладывается.

  1. При вторичной неявке работника без уважи­тельной причины комиссия может вынести реше­ние о снятии данного заявления с рассмотрения.
  2. Однако это не лишает работника права в пределах установленного законодательством срока подать заявление вновь.
  3. КТС вправе вызывать на свое заседание сви­детелей, специалистов, представителей различных общественных организаций.

По требованию ко­миссии наниматель обязан представить необходи­мые расчеты и документы. На заседании КТС ведется протокол, в котором должны быть указаны состав комиссии (кто — от нанимателя, кто — от профсоюза), краткое содер­жание требований работника, объяснения лиц, заслушанных на заседании КТС, содержание реше­ния по рассматриваемому спору.

Ведет протокол секретарь комиссии. Протокол подписывают пред­седатель и секретарь. Примерную форму прото­кола заседания комиссии по трудовым спорам смотрите в рубрике «Полезная документация» на с.26-27 журнала (приложение 5). Законом определен 10-дневный срок для рас­смотрения спора КТС. В результате рассмотрения спора по существу КТС принимает решение.

Решение КТС принимается не простым боль­шинством голосов, а по соглашению между пред­ставителями нанимателя и профсоюза (часть первая ст.238 ТК). В данной норме закона акцент сделан не на соглашение между членами комиссии, а на соглашение между представителями сторон (нани­мателя и профсоюза).

  • Поэтому, на наш взгляд, для принятия решения КТС необходимо его одобрение большинством представителей как со стороны на­нимателя, так и со стороны профсоюза.
  • Например, если КТС состоит из 6 человек (по 3 представителя от нанимателя и профсоюза), решение считается принятым, если за него проголосовало хотя бы по 2 представителя от нанимателя и от профсоюза, т.е.4 человека.

Для исключения случаев равного разде­ления голосов при голосовании число представите­лей, направляемых в КТС каждой из сторон, должно быть нечетным и, как правило, не менее 3.

  1. Решение комиссии по трудовым спорам
  2. Комиссия по трудовым спорам при рассмот­рении конкретного спора может вынести одно из следующих решений:
  3. -об удовлетворении требований работника в полном объеме;
  4. -о частичном их удовлетворении;
  5. -об отказе в удовлетворении требований.

В решении КТС должны указываться: нанима­тель; Ф.И,О. обратившегося работника; дата обращения в КТС; дата рассмотрения трудового спора; фамилии членов комиссии, присутствовавших на заседании; мотивированное решение КТС (ст.238 ТК). Примерную форму решения комисии по тру­довым спорам смотрите в рубрике «Полезная до­кументация» на с.27-28 журнала (приложение 6).

Мотивированность решения означает обосно­вание его нормами действующего законодательст­ва, коллективным договором, правилами внутрен­него трудового распорядка и другими локальными актами, а также соответствие действительным об­стоятельствам дела, установленным комиссией в ходе рассмотрения спора. Решение должно быть изложено четко и ясно, чтобы не возникло затруд­нения при его исполнении.

В решении по денеж­ным требованиям должна быть указана точная сумма, причитающаяся работнику. Решение КТС имеет обязательную силу и ут­верждению нанимателем или профсоюзом не под­лежит. Подписывается оно председателем и секре­тарем соответствующего заседания.

Копии реше­ния КТС в 3-дневный срок вручаются работнику и нанимателю. Данное решение наниматель или работник могут обжаловать в суд в 10-дневный срок со дня вручения им копии. Основания и мотивы обраще­ния в суд могут быть различными (например, несо­гласие с размером подлежащих взысканию денеж­ных сумм и др.).

Срок исполнения решения комиссии по трудовым спорам Срок исполнения решения КТС установлен ст.248 ТК. Решение подлежит исполнению нанимате­лем не позднее 3 дней по истечении 10 дней, пре­дусмотренных на его обжалование. Срок начина­ется с момента вручения нанимателю копии реше­ния КТС, вынесенного по конкретному трудовому спору.

Решение КТС о восстановлении на прежней работе работника, который незаконно был переве­ден, подлежит немедленному исполнению. Принудительное исполнение решения комиссии по трудовым спорам Решение по трудовому спору, вынесенное КТС, может быть исполнено в добровольном по­рядке. Если наниматель не исполняет решение, то комиссия выдает работнику удостоверение, которое имеет силу исполнительного листа.

Удо — стоверение выдается по просьбе работника, в пользу которого вынесено решение. По своей инициативе КТС удостоверение не выдает. Удостоверение не может быть выдано до ис­течения 10 дней, предусмотренных на обжало­вание решения. Не выдается оно и в том случае, если работник или наниматель обратились с за­явлением о разрешении трудового спора в суд.

В удостоверении на принудительное испол­нение решения КТС должны быть указаны: на­именование комиссии, вынесшей решение по трудовому спору; дата принятия решения; дата выдачи удостоверения; фамилия, имя, отчество работника; решение по существу спора. Формулировка решения в удостоверении должна точно соответствовать решению КТС.

Например: «обязать нанимателя оплатить Ф.И.О. за сверхурочную работу в двойном раз­мере согласно ст.69 Трудового кодекса Респуб­лики Беларусь». Удостоверение подписывается председателем и секретарем КТС. Примерную форму удостоверения см. в рубрике «Полез­ная документация» на с.28 журнала (приложе­ние 7).

Следует еще раз обратить внимание на нали­чие в удостоверении даты его выдачи, посколь­ку с этой даты начинает течь срок предъявления удостоверения в суд для принудительного испол­нения решения. Принудительное исполнение решений КТС производится судебным исполнителем суда, на территории которого расположена организация, в данном случае — должник.

Для принудительного исполнения решения удостоверение в 3-месячный срок со дня его выдачи предъявляется в суд по месту располо­жения организации. При пропуске работником 3-месячного срока по уважительным причинам КТС, выдавшая удостоверение, может восстано­вить этот срок.