Какие Решения Прокурора Может Обжаловать Следователь?

Какие Решения Прокурора Может Обжаловать Следователь
Бегиев Хазрит Билялович соискатель кафедры уголовного процесса Краснодарского университета МВД России (тел.: 88612583596) Право на обжалование решений прокурора и руководителя следственного органа как гарантия соблюдения процессуальной самостоятельности следователя Аннотация Следователь вынужден расследовать уголовное дело в тех рамках, которые установил для него руководитель следственного органа.

  • Он лишен права самостоятельного принимать важные процессуальные решения, находясь в полной процессуальной и ведомственной зависимости от руководителя следственного органа.
  • Из сказанного можно заключить, что по ныне действующему УПК центральной фигурой в расследовании уголовного дела является руководитель следственного органа.

А следователь, скорее, его помощник или технический исполнитель. Автор предлагает изменить и дополнить содержание некоторых статей УПК РФ, что позволит совершенствовать эффективность деятельности следователя. Annotation The coroner have to investigate the criminal deal in that frame, mounted-swarm has installed for it leader of the investigstion organ.

  • He is deprived right independent to take the important processual of the decision, being in full processual and departmental dependency from leader prosecutive organ.
  • From said possible to conclude that on now acting UPK central figure in investigation of the criminal deal is chief investigstion organ.

But coroner, sooner, its assistant or technical performer.The Author offers to change and дополнить contents some article UPK RF that will allow to improve efficiency to activity prosecutor. Ключевые слова: прокурор, следователь, руководитель следственного органа, участники уголовного судопроизводства, предварительное расследование, процессуальная самостоятельность следователя, уголовный процесс, ведомственная зависимость следователя.

Key words: the public prosecutor, coroner, leader of the investigation organ, participants criminal proceedings, preliminary investigation, процессуальная independence of the coroner, criminal process, departmental envy-bridge of the coroner. несением изменений Федеральным В законом №87-ФЗ от 05.06.07 г.

в УПК РФ соотношения между участниками уголовного судопроизводства со стороны обвинения, а именно следователя, руководителя следственного органа (РСО) и прокурора претерпели значительные изменения. Полномочия прокурора по надзору за предварительным расследованием значительно урезаны.

Связано это с передачей большинства полномочий прокурора, в досудебном судопроизводстве, руководителю следственного органа. По мнению одних ученых, нововведения повысили процессуальную самостоятельность следователя. Гаврилова Б.Я. утверждает, что «Федеральным законом №87-ФЗ от 05.06.2007г. в ст.38 УПК РФ внесены существенные изменения, выразившиеся, в том числе в исключении из УПК РФ процессуальной нормы о необходимости получения согласия прокурора на принятие процессуальных решений и производство следственных действий, требующих в силу ч.2 ст.29 УПК РФ судебного разрешения.

Эти изменения позволяют в большей степени обеспечить процессуальную самостоятельность следователя и значительно упростить про-цедуры производства 82 отдельных следственных действий и принятия следователем процессуальных решений по расследуемому им уголовному делу»,

Поддержана позиция законодателя и рядом других авторов. Так, Бобырев В.В., Ефимичев С.П. и Ефимичев П.С. пишут, «анализ положения следователя позволяет утверждать, что объем его прав позволяет ему выполнить все обязанности и разрешить все стоящие перед ним задачи по расследованию преступлений. Единственное ограничение — получение согласия руководителя следственного органа на обжалование решений прокурора нельзя рассматривать как ограничение его процессуальной самостоятельности.В настоящее время следователь не принимает ни одного решения, так или иначе существенно влияющего на права участников процесса, а поэтому новая редакция ст.38 УПК РФ, регламентирующая правовое положение следователя, является вполне обоснованной, отвечающей велению времени.

Большей процессуальной самостоятельности, чем предусмотрено в статье 38, следователю не нужно. Она будет излишней», Между тем, существует ряд авторов, имеющих противоположное мнение. Так, Ковтун Н.Н. и Юнусов А.А. отмечают, «Получилось, извините, как всегда.

Нет, изменения по виду весьма кардинальных. Следователь — (как бы) впервые процессуально независим; прокурор -процессуально низложен, лишившись (по отношению к следователю) большинства из властно-распорядительных своих полномочий на досудебном этапе. Но это — по виду. На деле -прокуратура — все тот же хозяин процесса; следователь — так же зависит от субъективного усмотрения прокурора в важнейших моментах процес-са.Речь идет о приказах Генерального прокурора РФ от 06.09.2007 г.

№137 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания» и от 06.09.2007 г. №136 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия», посредством которых прокуратура, по сути, вернула себе контроль за следствием, сама «благодаря» законодателю более не отвечая ни за результаты расследования, ни за его ошибки».

Аналогичной позиции придерживается Г. Королев. Он полагает, что из полномочий следователя, перечисленных в ч.2 ст.38 нынешнего УПК, только два он вправе выполнять абсолютно самостоятельно: а) принимать уголовное дело к своему производству; б) давать органу дознания поручения. Декларируемая в п.3 указанной нормы самостоятельность направления им хода расследования и принятия решения о производстве следственных и процессуальных действий сводится практически к минимуму, вследствие закрепления исключений из этого «правила»,

Обратимся к закону. Считает, что основной нормой, закрепляющей процессуальную самостоятельность следователя, является его право обжаловать решения прокурора и указания руководителя следственного органа, то есть вышестоящего должностного лица, обеспечивающего процессуальный контроль и надзор.

  • Эти нормы закреплены в ст.ст.37; 38; 39 УПК РФ.
  • Как видим, законодатель не исключил положение о процессуальной самостоятельности следователя.
  • Так, в законе говорится о том, что следователь «уполномочен самостоятельно направлять ход расследования».
  • Однако он не уполномочен самостоятельно принимать решения о производстве следственных и иных дейст-вий, на проведение которых требуется получение судебного решения.

Если до внесений изменений следователь обращался за получением согласия на проведение следственных действий к прокурору, то теперь за подобным согласием он обязан обратиться к руководителю следственного органа. Авторы нововведений утверждают, что следователь стал более самостоятельным связывая это с тем, что упростилась процедура получения разрешения суда на проведение следственных действий.

  • Данное положение регулируются п.3 ч.1 ст.38 и п.4 ч.1 ст.39 УПК РФ.
  • Казалось бы, следователю удобнее получить «согласие» на проведение следственного действия у своего непосредственного начальника, с которым он совместно работает.
  • Между тем руководитель следственного органа может отказать в даче «согласия», без указания причин такого отказа.

Следователь не уполномочен, обжаловать подобные действия руководителя следственного органа. В судебном заседании, при рассмотрении ходатайства следователя о проведении следственного действия, вправе участвовать прокурор, а также следователь (ч.3 ст.165).

  • Однако мнение прокурора может быть отличным от мнения следователя.
  • Прокурор может представить мотивированное заключение о законности проведении следственных действий, о которых ходатайствует следователь.
  • Автор считает, что в этом нет необходимости.
  • Обжаловать решение, вынесенное судом, следователь не уполномочен.

Таким образом, если до внесения в закон изменений, проведение следст-венного действия, проводимого с разрешения суда, завесило от по зиц ии пр оку ро ра и с уд а, то по ныне действующему законодательству, проведение 83 указанных следственных действий, ставиться еще и в зависимость от позиции руководителя следственного органа.

  1. Вряд ли можно согласиться с утверждением, что такая многоступенчатая процедура получения судебного решения, порождающая юридические коллизии, является более упрощенной.
  2. Рассмотрим положение о полномочиях следователя по обжалованию решений прокурора в порядке, установленном частью четвертой статьи 221 настоящего Кодекса.

Данное положение закона регулируются ч.6 ст.37; п.5 ч.2 и ч.3 ст.38; п.10 ч.1 и ч.4 ст.39 УПК РФ. Как видно, следователь может обжаловать лишь несколько решений прокурора, а именно: об отмене постановления о возбуждении уголовного дела, о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения или квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и установления выявленных недостатков, при условии, что против этого не возражает руководитель следственного органа.

  • Из чего следует, что если руководитель следственного органа не согласен на обжалование решений прокурора, следователь обязан их выполнить, если даже убежден, что тем самым нарушает права и законные интересы граждан и лиц, вовлеченных в уго-ловное судопроизводство.
  • На мой взгляд, наличие подобного «барьера» на обжалование решений прокурора, значительно ограничивает процессуальную самостоятельность следователя.

Мы согласны с позицией Новикова Е.А. утверждающего, что в целях сохранения процессуальной самостоятельности следователя необходимо отказаться от согласия руководителя следственного органа как условия обжалования вышестоящему прокурору решения нижестоящего, принятого в порядке п.2 ч.1 ст.221 УПК РФ.

По отношению к руководителю следственного органа следователь поставлен в еще более жесткие рамки. Он уполномочен обжаловать лишь письменные указания руководителя следственного органа нашедшие свое отражение в ч.3 ст.39 УПК. Все другие решения и действия руководителя следственного органа по отношению к следователю, то есть полномочия по процессуальному контролю и надзору, перешедшие от прокурора, следователь обжаловать не может.

Туда входят решения: Об отмене незаконных или необоснованных постановлений следователя; Об отказе в даче согласия следователю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, о продлении, об отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения; Об отстранении следователя от дальнейшего производства расследования, если им, по мнению руководителя следственного органа, допущено нарушение требований настоящего Кодекса; Об отказе в утверждении постановления следователя о прекращении производства по уголовному делу; Об отказе в даче согласия следователю, производившему предварительное следствие по уголовному делу, на обжалование в порядке, установленном частью четвертой статьи 221 настоящего Кодекса, решения прокурора, вынесенного в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 221 настоящего Кодекса; о возвращении уголовного дела следователю со своими указаниями о производстве дополнительного расследования.

  • Хамгоков М.М.
  • Полагает, что отсутствие правовых полномочий у следователя, по обжалованию действий руководителя следственного органа является упущением законодателя,
  • Негативно относится к этому и Быков В.М.
  • Он отмечает, что «указанная норма закона не способствует воспитанию следователей в духе самостоятельности в принятии решений и личной ответственности за последствия их исполнения, укреплению его служебного авторитета»,

Автор позволяет себе заметить, что нынешний следователь не может самостоятельно, без согласования с руководителем следственного органа, принять по делу важное процессуальное рушение. В свою очередь такое положение может породить у следователя ложное мнение, якобы ответственность за принятое решение несет его руководитель следственного органа.

Конечно же, это глубокое заблуждение. Таким образом, по ныне действующему УПК исход уголовного дела определяет не следователь, а руководитель следственного органа. Принимаемые им решения по уголовному делу, не могут быть обжалованы следователем. Не может на них в оперативном порядке отреагировать и прокурор, так как он изучает уголовное дело лишь после того, как оно поступит к нему, для утверждения обвинительного заключения.

Следователь вынужден расследовать уго-ловное дело в тех рамках, которые установил для него руководитель следственного органа. Он лишен права самостоятельного принимать важные процессуальные решения, находясь в полной процессуальной и ведомственной зависимости от руководителя следственного органа.

  • Из сказанного можно заключить, что по ныне действующему УПК центральной фигурой в расследовании уго-ловного дела является руководитель следственного органа.
  • А следователь, скорее, его помощник или технический исполнитель.84 В этой связи нельзя не согласиться с утверждением Л.В.
  • Винницкого и Н.Е.
  • Шишкевича о том, что «права следователя оказались еще более урезанными, ибо начальник следственного органа, т.е.

административный руководитель, теперь наделен процессуальными функциями. Данное положение прямо противоречим Концепции судебной реформы в РСФСР, принятой Верховным Советом РСФСР 21 октября 1991 года, где указано, что центральной фигурой расследования является следователь, что в его работе должно быть преобладание внутреннего убеждения над приказом начальника.

Подчеркивается, что недопустимо процессуальное подчинение следователя административным начальникам, наделение последних процессуальными полномочиями», Не согласен с подобным положением следователя и О. Темираев, который полагает, что «ослабление ключевой фигуры уголовного процесса — следователя, сведет его к положению рядового чиновника в правоохранительных ведомствах, все больше и больше зависящего от начальства, материальных проблем, других внешних обстоятельств, что чревато самыми тяжелыми последствиями для правосудия в целом»,

Автор также поддерживает мнение Ткачева И.В. утверждающего, что «следователь стал полностью зависим от руководителя следственного органа, который в одном лице соединяет процессуальные и административные (в том числе дисциплинарные) полномочия по отношению к следователю.

  • Это может привести к тому, что следователь будет, при принятии решений руководствоваться не своим внутренним убеждением и законом, а мнением начальника, что в свою очередь, может повлечь за собой множество нарушений прав лиц, участвующих в судопроизводстве»,
  • Следователь не защищен от произвола руководителя органа предварительного расследования, говорит Колоколов Н.А., более того, «избранная им с согласия последнего мера пресечения не может быть отменена или изменена без согласия руководства.

Следовательно, незаконно лишенный свободы должен будет находится под стражей до тех пор, пока процессуальную ошибку за следователем не признает и его начальник», О необходимости наделения следователя полномочиями по обжалования решений руководителя следственного органа Быков В.М.

  1. Пишет, «законодатель совершенно обоснованно исходит из того, что следователь лучше, чем кто -либо, знает материалы расследуемого уголовного дела, обстоятельства преступления, собранные по делу доказательства.
  2. Имея свою обоснованную позицию по делу, следователь должен получить законодательно закрепленную возможность отстаивать свое мнение перед вышестоящим руководителем следственного органа»,

Проведенный нами опрос следователей различных ведомств показал, что следователь обладал наибольшей процессуальной самостоятельностью в пери-од действия УПК РСФСР Таковы мнения (75) 51.7 % следователей Следственного Комитета и (78) 30.8% следователей МВД.

  • В этой связи автор проводит сравнительный анализ положений, закреплявших в УПК РСФСР право следователя обжаловать решения прокурора и руководителя следственного органа.
  • В силу указанных норм, следователь имеет полномочия обжаловать указания руководителя Следственного органа прокурору.
  • Вследствие этого все разногласия между следователем и руководителем Следственного органа, разрешал прокурор.

В отношении прокурора, следователь мог обжаловать вышестоящему прокурору не только указания прокурора, но и любые его действия (бездействия). Как видно, следователь не был ограничен правом обжалования лишь определенных указаний или решений прокурора. В случае несогласия вышестоящего прокурора с возражениями следователя, он поручал уголовное дело другому следователю.

Итак, обжалование указаний руководителя Следственного органа прокурору, а так же действий (бездействий) и решений прокурора вышестоящему прокурору, давало следователю возможность не принимать незаконные процессуальные решения, вопреки его внутреннему убеждению. Руководитель Следственного органа, ни прокурор, не могли принудить такого следователя принять иное решение.

На наш взгляд, подобная норма закона являлась гарантией реализации процессуальной самостоятельности следователя, а значит и обеспечения принятия законного и обоснованного решения. Следует заключить, что принять законное и обоснованное решение по делу может только процессуально самостоятельный следователь.

  1. Вместе с тем самостоятельность следователя не может быть безгранична.
  2. Необходимо установить тот баланс, который позволял бы следователю быть самостоятельным, не имея, возможности злоупотреблять этими полномочиями.
  3. Таким образом, анализ научной литературы и положений законодательства позволяют сделать вывод о том, что с внесением ФЗ-№87 от 05.06.2007г.

изменений в УПК РФ процессуальная самостоятельность следователя сведена к минимуму. Автор считает, что необходимо сохранить за 85 следователем его процессуальную самостоятельность, освободив его от излишней опеки руководителя следственного органа. Добиться этого можно лишь наделив следователя полномочиями на право обжалования, не только решений прокурора и указаний руководителя следственного органа, но и действий (бездействий) указанных должностных лиц, по находящемуся в производстве следователя уголовному делу.

  • А также, наделением руководителя следственного органа и вышестоящего руководитель следственного органа полномочием, в случае несогласия с возражениями следователя, передавать уголовное дело другому следователю.
  • За введение подобных изменений высказались (186) 73.3% опрошенных следо-вателей системы МВД.
Читайте также:  Куда Обращаться Если Тебя Кинули На Деньги?

Следует предположить, что указанной нормой закона, воспользуются не все следователи. Законом будут пользоваться следователи принципиальные, инициативные, критически мыслящие, ответственные за принимаемые решения и готовые их отстаивать, ставящие во главе угла соблюдение конституционных прав граждан и лиц, вовлеченных в уголовное судопроизводство.

  1. К сожалению, «в настоящее время, основной костяк следователей и их руководителей имеют опыт работы не более 3-х, в лучшем случае 5 лет.
  2. Уровень знаний и профессиональной подготовки следователей оставляет желать лучшего, это общеизвестно»,
  3. Подобные предположения основаны на результатах проведенного нами анкетирования практических работников.

(231) 91.3 % следователей системы МВД и (126) 86.8% следователей СК при прокуратуре РФ заявили, что ни разу не обжаловали указания руководителя следственного органа. (231) 91.3 % следователей системы МВД и (110) 75.8% следователей СК при прокуратуре РФ заявили, что ни разу не обжаловали решения прокурора.

По мнению Быкова В.М. для того, чтобы рассматриваемая норма реально применялась на практике, представляется целесообразной разработка дополнительных процессуальных гарантий для следователей, которые обращаются к руководителю вышестоящего следственного органа в порядке ч.3 ст.39 УПК РФ, На наш взгляд, одним из дополнительных гарантий позволившего следователю пользоваться рассматриваемой нормой закона, без негативных последствий, явилось бы снижение ведомственной зависимости следователя от РСО, путем установления порядка назначения и освобождение с должности, по решению квалификационной комиссии.

В свою очередь сохранение за следователем указанных полномочий, станет гарантией исключения возможности принуждения следователя принять незаконное процессуальное решение, вопреки сложившемуся у него внутреннему убеждению, основанному на оценке собранных доказательств и всех обстоятельств уголовного дела.

  • Престиж к профессии следователя необходимо повышать.
  • Современному уголовному судопроизводству России нужен профессиональный следователь, который мог бы в полной мере пользоваться своими полномочиями, в том числе, определяющими его процессуальную самостоятельность, в целях быстрого выполнения поставленных перед ними задач.1.

Гаврилов Б.Я. Совершенствование предварительного следствия позиции Федерального закона от 05.06.2007 №87-ФЗ// Уголовныйпроцесс.2007. №9.С.18-19.2. Бобырев В.В. Ефимичев С.П., Ефимичев П.С. Изменения в УПК РФ и полномочия прокурора // Вестник академии Гзнеральной прокуратуры Российской Федерации.2008.

  1. 1(3).С.9-12; Бобырев В.В.
  2. Ефимичев С.П., Ефимичев П.С.
  3. Обеспечение законности при расследовании//Законность.2007.
  4. 12.С.30.3.
  5. Ковтун Н.Н., Юнусов А.А.
  6. Реформы ради реформ: или некоторые размышления по поводу сути и содержания законодательных новелл от 5 июня 2007г.
  7. // Следователь.2007.
  8. 10 С.36.4.
  9. Королев Г.

Реорганизация досудебного производства: проблемы и перспективы Законность //2008. №1.С.8.5. Новиков Е.А. Руководитель следственного органа в Российском уголовном судопроизводстве: процессуальные и организационные аспекты. Автореф. Дис.канд. юр. Наук.М.2009.С.16.6.

Хамгоков М.М. Проблемы руководства следователем, членом следственной группы // Закон и право.2008. №11.С.65-66.7. Быков В.М. Процессуальная самостоятельность следователя. Уголовный процесс. №5 2008 С.42.8. Винницкий Л.В., Шишкевич Н.Е. Новеллы в уголовно — процессуальном законодательстве и практика их применения//Юридический консультант.2008.

№5.С.19.9. Темираев О. Процессуальная самостоятельность следователя: мнение 86 практиков // Законность.2008. №5.С.28-31.10. Ткачев И.В. Современные проблемы реформирования досудебного производства в соответствии с уголовно — процессуальным законодательством Российской Федерации// Автореф.

Какие решения вправе принять прокурор по уголовному делу поступившему с обвинительным актом?

Прокурор, получив уголовное дело с обвинительным постановлением, обязан в течение трех суток его изучить и принять по нему одно из решений, установленных ст.226.8 УПК РФ: 1) об утверждении обвинительного постановления и о направлении уголовного дела в суб; 2) о возвращении уголовного дела

Какие решения может принять суд по результатам рассмотрения жалобы?

Прокурор разъясняет — Прокуратура Ставропольского края Каков порядок обжалования действий и решений дознавателя (органа дознания) и следователя (руководителя следственного органа)?

  • Предоставление права на обжалование процессуальных действий и процессуальных решений, затрагивающих законные интересы лиц, участвующих в уголовном судопроизводстве, или иных лиц, в той части, в которой проводимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы – это одна из форм конституционной защиты законных прав участников уголовного судопроизводства (статья 46 Конституции РФ).
  • Жалоба — это письменное обращение участника уголовного су­допроизводства по поводу восстановления его прав и законных инте­ресов, которые, по его мнению, были нарушены действиями (бездей­ствием) или решениями субъектов, осуществляющих производство по уголовному делу.
  • Обжалование действий (бездействия) и решений следователя, руководителя следственного органа имеет цель не только обеспечить права и законные интересы физических и юридических лиц, но и способствовать обнаружению и устранению нарушений и ошибок, допущенных в процессе уголовного судопроизводства.

Порядок рассмотрения жалоб на действия (бездействие), решения следователя, руководителя следственного органа регулируется главой 16 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, в частности, ст.ст.123-124 УПК РФ. В соответствии со ст.123 УПК РФ действия (бездействие), решения дознавателя, начальников подразделения и органа дознания, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа могут быть обжалованы прокурору участниками уголовного судопроизводства, а также иными лицами, в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые решения затрагивают их интересы.

  • Действия следователя и руководителя следственного органа также могут быть обжалованы вышестоящему руководителю следственного органа.
  • Прокурор, руководитель следственного органа рассматривает жалобу в течение 3 суток со дня ее получения.
  • В исключительных случаях, когда для проверки жалобы необходимо истребовать дополнительные материалы либо принять иные меры, допускается рассмотрение жалобы в срок до 10 суток, о чем извещается заявитель.

По результатам рассмотрения жалобы прокурор, руководитель следственного органа выносит постановление о полном или частичном удовлетворении жалобы либо об отказе в ее удовлетворении, в котором излагаются мотивы, по которым принято то или иное решение.

  1. К действиям (бездействию), которые могут быть обжалованы в порядке ст.124 УПК РФ, необходимо относить следующие процессуальные действия:
  2. – в рамках материала процессуальной проверки – осмотр места происшествия, получение объяснений, назначение исследований, проведение ревизий, документальных проверок и др;
  3. – в рамках расследования уголовного дела – допрос, предъявление обвинения, обыск, выемка, привод, избрание меры пресечения, наложение ареста на имущество, признание лица потерпевшим и др.

Следует отличать жалобы (просьбы участника процесса устранить нарушения закона), подлежащие рассмотрению в порядке ст.124 УПК РФ и ходатайства по уголовным делам. Ходатайство – это обращение участника процесса с просьбой совершить процессуальное действия или принять процессуальное решение для установления обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела, обеспечения прав и законных интересов лица, его заявившего, либо представляемого им лица.

  • Постановления дознавателя, следователя, руководителя следственного органа об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении уголовного дела, а равно иные решения и действия указанных должностных лиц и прокурора, которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства или затруднить доступ граждан к правосудию, могут быть обжалованы в районный суд по месту производства предварительного расследования.
  • Суд проверяет законность и обоснованность действий (бездействия) и решений дознавателя, следователя не позднее чем через 5 суток со дня поступления жалобы в судебном заседании с участием заявителя и его защитника, законного представителя или представителя, если они участвуют в уголовном деле, иных лиц, чьи интересы непосредственно затрагиваются обжалуемым действием (бездействием) или решением, а также с участием прокурора, следователя, руководителя следственного органа.
  • По результатам рассмотрения жалобы суд выносит либо постановление о признании действия (бездействия) или решения соответствующего должностного лица незаконным или необоснованным и о его обязанности устранить допущенное нарушение, либо об оставлении жалобы без удовлетворения.
  • Отдел по надзору за процессуальной деятельностью
  • в органах Следственного комитета РФ
  • прокуратуры края

Прямая ссылка на материал Поделиться

  1. Предоставление права на обжалование процессуальных действий и процессуальных решений, затрагивающих законные интересы лиц, участвующих в уголовном судопроизводстве, или иных лиц, в той части, в которой проводимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы – это одна из форм конституционной защиты законных прав участников уголовного судопроизводства (статья 46 Конституции РФ).
  2. Жалоба — это письменное обращение участника уголовного су­допроизводства по поводу восстановления его прав и законных инте­ресов, которые, по его мнению, были нарушены действиями (бездей­ствием) или решениями субъектов, осуществляющих производство по уголовному делу.
  3. Обжалование действий (бездействия) и решений следователя, руководителя следственного органа имеет цель не только обеспечить права и законные интересы физических и юридических лиц, но и способствовать обнаружению и устранению нарушений и ошибок, допущенных в процессе уголовного судопроизводства.

Порядок рассмотрения жалоб на действия (бездействие), решения следователя, руководителя следственного органа регулируется главой 16 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, в частности, ст.ст.123-124 УПК РФ. В соответствии со ст.123 УПК РФ действия (бездействие), решения дознавателя, начальников подразделения и органа дознания, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа могут быть обжалованы прокурору участниками уголовного судопроизводства, а также иными лицами, в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые решения затрагивают их интересы.

Действия следователя и руководителя следственного органа также могут быть обжалованы вышестоящему руководителю следственного органа. Прокурор, руководитель следственного органа рассматривает жалобу в течение 3 суток со дня ее получения. В исключительных случаях, когда для проверки жалобы необходимо истребовать дополнительные материалы либо принять иные меры, допускается рассмотрение жалобы в срок до 10 суток, о чем извещается заявитель.

По результатам рассмотрения жалобы прокурор, руководитель следственного органа выносит постановление о полном или частичном удовлетворении жалобы либо об отказе в ее удовлетворении, в котором излагаются мотивы, по которым принято то или иное решение.

  • К действиям (бездействию), которые могут быть обжалованы в порядке ст.124 УПК РФ, необходимо относить следующие процессуальные действия:
  • – в рамках материала процессуальной проверки – осмотр места происшествия, получение объяснений, назначение исследований, проведение ревизий, документальных проверок и др;
  • – в рамках расследования уголовного дела – допрос, предъявление обвинения, обыск, выемка, привод, избрание меры пресечения, наложение ареста на имущество, признание лица потерпевшим и др.

Следует отличать жалобы (просьбы участника процесса устранить нарушения закона), подлежащие рассмотрению в порядке ст.124 УПК РФ и ходатайства по уголовным делам. Ходатайство – это обращение участника процесса с просьбой совершить процессуальное действия или принять процессуальное решение для установления обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела, обеспечения прав и законных интересов лица, его заявившего, либо представляемого им лица.

  1. Постановления дознавателя, следователя, руководителя следственного органа об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении уголовного дела, а равно иные решения и действия указанных должностных лиц и прокурора, которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства или затруднить доступ граждан к правосудию, могут быть обжалованы в районный суд по месту производства предварительного расследования.
  2. Суд проверяет законность и обоснованность действий (бездействия) и решений дознавателя, следователя не позднее чем через 5 суток со дня поступления жалобы в судебном заседании с участием заявителя и его защитника, законного представителя или представителя, если они участвуют в уголовном деле, иных лиц, чьи интересы непосредственно затрагиваются обжалуемым действием (бездействием) или решением, а также с участием прокурора, следователя, руководителя следственного органа.
  3. По результатам рассмотрения жалобы суд выносит либо постановление о признании действия (бездействия) или решения соответствующего должностного лица незаконным или необоснованным и о его обязанности устранить допущенное нарушение, либо об оставлении жалобы без удовлетворения.
  4. Отдел по надзору за процессуальной деятельностью
  5. в органах Следственного комитета РФ
  6. прокуратуры края

Читать подробнее: Прокурор разъясняет — Прокуратура Ставропольского края

Кем и в каком порядке может быть обжаловано постановление прокурора о возвращении уголовного дела следователю?

Постановление прокурора о возвращении уголовного дела следователю может быть обжаловано им в течение 72 часов с момента поступления к нему уголовного дела с согласия руководителя следственного органа вышестоящему прокурору, а при несогласии с его решением — Генеральному прокурору Российской Федерации с согласия

Какие лица вправе приносить жалобы?

Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу КонсультантПлюс: примечание. О выявлении конституционно-правового смысла ст.125 см. Постановление КС РФ от 21.11.2017 N 30-П.1. Постановления органа дознания, дознавателя, следователя, руководителя следственного органа об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении уголовного дела, а равно иные действия (бездействие) и решения дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа и прокурора, которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ граждан к правосудию, могут быть обжалованы в районный суд по месту совершения деяния, содержащего признаки преступления.

Если место производства предварительного расследования определено в соответствии с частями второй — шестой статьи 152 настоящего Кодекса, жалобы на действия (бездействие) и решения указанных лиц рассматриваются районным судом по месту нахождения органа, в производстве которого находится уголовное дело.

(часть 1 в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 440-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции ) 2. Жалоба может быть подана в суд заявителем, его защитником, законным представителем или представителем непосредственно либо через дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, орган дознания, следователя, руководителя следственного органа или прокурора.

В ред. Федеральных законов от 24.07.2007 N 214-ФЗ, от 30.12.2015 N 440-ФЗ ) (см. текст в предыдущей редакции ) 3. Судья проверяет законность и обоснованность действий (бездействия) и решений дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа, прокурора не позднее чем через 5 суток со дня поступления жалобы в судебном заседании с участием заявителя и его защитника, законного представителя или представителя, если они участвуют в уголовном деле, иных лиц, чьи интересы непосредственно затрагиваются обжалуемым действием (бездействием) или решением, а также с участием прокурора, следователя, руководителя следственного органа.

Неявка лиц, своевременно извещенных о времени рассмотрения жалобы и не настаивающих на ее рассмотрении с их участием, не является препятствием для рассмотрения жалобы судом. Жалобы, подлежащие рассмотрению судом, рассматриваются в открытом судебном заседании, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 241 настоящего Кодекса.

  • См. текст в предыдущей редакции ) 4.
  • В начале судебного заседания судья объявляет, какая жалоба подлежит рассмотрению, представляется явившимся в судебное заседание лицам, разъясняет их права и обязанности.
  • Затем заявитель, если он участвует в судебном заседании, обосновывает жалобу, после чего заслушиваются другие явившиеся в судебное заседание лица.
Читайте также:  Что Делать Если Начальник Хочет Уволить Без Причины?

Заявителю предоставляется возможность выступить с репликой.5. По результатам рассмотрения жалобы судья выносит одно из следующих постановлений: 1) о признании действия (бездействия) или решения соответствующего должностного лица незаконным или необоснованным и о его обязанности устранить допущенное нарушение; 2) об оставлении жалобы без удовлетворения.6.

  1. Копии постановления судьи направляются заявителю, прокурору и руководителю следственного органа. (в ред.
  2. Федерального закона от 24.07.2007 N 214-ФЗ) (см.
  3. Текст в предыдущей редакции ) 7.
  4. Принесение жалобы не приостанавливает производство обжалуемого действия и исполнение обжалуемого решения, если это не найдет нужным сделать дознаватель, начальник подразделения дознания, начальник органа дознания, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа, прокурор или судья.

(в ред. Федеральных законов от 24.07.2007 N 214-ФЗ, от 30.12.2015 N 440-ФЗ ) (см. текст в предыдущей редакции ) Ст.125 УПК РФ. Судебный порядок рассмотрения жалоб

Сколько прокурор рассматривает уголовное дело?

Сколько следователь рассматривает уголовное дело? — Шестаков П.Д. Прокурор рассматривает поступившее от следователя уголовное дело с обвинительным заключением и в течение 10 суток принимает по нему одно из следующих решений (статья 221 УПК РФ):

Какие решения может выносить прокурор?

Статья 221 УПК РФ. Решение прокурора по уголовному делу

1. Прокурор рассматривает поступившее от следователя уголовное дело с обвинительным заключением и в течение 10 суток принимает по нему одно из следующих решений:1) об утверждении обвинительного заключения и о направлении уголовного дела в суд;2) о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков со своими письменными указаниями;3) о направлении уголовного дела вышестоящему прокурору для утверждения обвинительного заключения, если оно подсудно вышестоящему суду.

1.1. В случае сложности или большого объема уголовного дела срок, установленный частью первой настоящей статьи, может быть продлен по мотивированному ходатайству прокурора вышестоящим прокурором до 30 суток.2. Установив, что следователь нарушил требования части пятой статьи 109 настоящего Кодекса, а предельный срок содержания обвиняемого под стражей истек, прокурор отменяет данную меру пресечения.2.1.

Установив, что срок запрета определенных действий, предусмотренного пунктом 1 части шестой статьи 105.1 настоящего Кодекса, срок домашнего ареста или срок содержания под стражей оказывается недостаточным для принятия решения в порядке, установленном настоящей статьей, либо для выполнения судом требований, предусмотренных частью третьей статьи 227 настоящего Кодекса, прокурор при наличии оснований возбуждает перед судом ходатайство о продлении срока указанных мер пресечения.3.

В случаях, предусмотренных пунктами 2 и 3 части первой настоящей статьи, прокурор выносит мотивированное постановление.4. Постановление прокурора о возвращении уголовного дела следователю может быть обжаловано им в течение 72 часов с момента поступления к нему уголовного дела с согласия руководителя следственного органа вышестоящему прокурору, а при несогласии с его решением — Генеральному прокурору Российской Федерации с согласия Председателя Следственного комитета Российской Федерации либо руководителя следственного органа соответствующего федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти).

Вышестоящий прокурор в течение 10 суток с момента поступления соответствующих материалов выносит одно из следующих постановлений: 1) об отказе в удовлетворении ходатайства следователя; 2) об отмене постановления нижестоящего прокурора. В этом случае вышестоящий прокурор утверждает обвинительное заключение и направляет уголовное дело в суд.5.

Обжалование решения прокурора, указанного в пункте 2 части первой настоящей статьи, в порядке, установленном частью четвертой настоящей статьи, приостанавливает его исполнение.1. Действия и решения прокурора по делу, поступившему с обвинительным заключением, являются заключительным этапом досудебного производства, обладающим определенной самостоятельностью: для него установлены свои срок, задачи и итоговые решения.2.

Комментируемая статья изложена в ред. ФЗ от 5 июня 2007 г. N 87-ФЗ, которая подчинена идее разграничения функций расследования и поддержания обвинения в суде. Об этом см. коммент. к ст.37. Согласно этой идее прокурор как будущий государственный обвинитель не участвует в расследовании, а лишь утверждает его итог в виде обвинительного заключения.

По буквальному смыслу комментируемой статьи прокурор теперь лишен права самостоятельно составить новое обвинительное заключение, прекратить уголовное дело или преследование, внести какие-либо коррективы в обвинительное заключение, изменить меру пресечения (кроме случая, предусмотренного ч.2 комментируемой статьи).

  1. На данном этапе производства по делу у прокурора есть всего два основных полномочия: либо согласиться с обвинительным заключением, либо возвратить дело следователю со своими указаниями.
  2. Такое положение не полностью согласуется со статусом прокурора как органа надзора за следствием и как будущего государственного обвинителя.

Так, прокурор — государственный обвинитель вправе представлять суду по своему усмотрению доказательства, отказаться от обвинения, изменить его в сторону смягчения, ходатайствовать о прекращении дела (ч.ч.5, 7 и 8 ст.246 и др.). С учетом толкования процессуальных норм в системе представляется неоправданным в комментируемой статье лишение прокурора полномочий изменить обвинительное заключение в части смягчения обвинения, дополнения списка свидетелей со стороны обвинения, составления нового обвинительного заключения, прекращения дела.

Возвращение дела следователю по данным основаниям ведет к значительному увеличению сроков следствия и содержания под стражей. Кроме того, исполнение данного решения прокурора приостанавливается в случае обжалования следователем, а само обжалование может быть многоступенчатым. Такой громоздкий механизм противоречит праву быть судимым без неоправданной задержки (п.

«с» ч.3 ст.14 Пакта о гражданских и политических правах). Так, ч.3 ст.88 УПК предусматривает полномочия прокурора признать доказательство недопустимым. Использование термина «прокурор», а не «государственный обвинитель» подчеркивает, что это полномочие распространяется на досудебное производство.

В связи с этим пункт 1.12 Приказа Генерального прокурора РФ от 6 сентября 2007 г. N 136 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия» предоставляет прокурору право исключить из обвинительного заключения доказательства, полученные с нарушением закона, путем вынесения об этом мотивированного постановления.

Согласно п.3 ч.5 ст.439 УПК прокурор сохранил право прекратить уголовное дело при рассмотрении постановления следователя о направлении дела в суд для применения принудительной меры медицинского характера.3. Десятисуточный срок исчисляется со дня поступления дела к прокурору (по правилам ст.128 УПК) и продлению не подлежит.

  • При большом объеме уголовного дела прокурор наделен полномочиями ознакомиться с делом в процессе предварительного следствия (см. коммент.
  • К ст.37).4.
  • Задачей деятельности прокурора по поступившему с обвинительным заключением делу является проверка качества проведенного следствия.
  • Эта проверка служит процессуальной формой его надзора над производством предварительного следствия.

Предметом проверки является выяснение объективности, всесторонности, полноты предварительного следствия, а также отсутствия нарушений процессуального закона во время его производства.5. Указанными в комментируемой статье полномочиями обладает только сам прокурор или его заместитель (ч.5 ст.37 УПК).6.

Утверждение обвинительного заключения и направление дела в суд в порядке ст.222 УПК производится, когда прокурор признает произведенное расследование качественным и достаточным для поддержания обвинения в суде, а само дело подготовленным к суду (отсутствие оснований для приостановления дела, отсутствие процессуальных нарушений, оснований для возвращения дела судом по ст.237).

Изучая материалы дела, прокурор должен убедиться в том, что виновность обвиняемых полностью доказана и при подтверждении в суде указанных следователем доказательств будет вынесен обвинительный приговор. При недостаточно доказанной виновности прокурор обязан принять иное решение.7.

Прокурор вправе вернуть уголовное дело следователю для производства дополнительного следствия или для пересоставления обвинительного заключения для устранения выявленных им недостатков. Основаниями для этого могут быть: 1) неполное и необъективное выявление подлежащих доказыванию обстоятельств, предусмотренных ст.73 УПК; 2) необходимость изменения обвинения.

Об этом см. коммент. к ст.175; 3) допущенные следователем нарушения процессуального закона как при собирании доказательств, так и при совершении иных процессуальных действий; 4) необходимость розыска обвиняемого. Исключение составляет случай, когда прокурор согласен с проведением заочного судебного разбирательства в порядке, предусмотренном ч.5 ст.247 УПК.

  • См. коммент. к ней.
  • Закон от 5 июня 2007 г.
  • N 87-ФЗ упразднил право прокурора ходатайствовать перед судом о применении ч.5 ст.247, однако без такой позиции прокурора заочное рассмотрение дела невозможно.
  • При возвращении дела следователю прокурор обязан дать свои письменные указания о выявленных недостатках и способах их устранения.

Указания излагаются в тексте постановления (п.1.12 Приказа Генерального прокурора РФ от 6 сентября 2007 г. N 136 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия»).8. С учетом принципа неприкосновенности личности (ч.2 ст.10 УПК) прокурор обязан немедленно освободить всякого незаконно содержащегося под стражей свыше срока, предусмотренного УПК (п.1.4 Приказа Генерального прокурора РФ N 136 от 6 сентября 2007 г.).

Как отмечает КС РФ, прокурор при утверждении обвинительного заключения и направлении уголовного дела в суд обязан проверить, не истекает ли установленный судом срок содержания обвиняемого под стражей и достаточен ли он для того, чтобы судья имел возможность принять решение о наличии или отсутствии оснований для дальнейшего применения заключения под стражу на судебных стадиях производства по делу (см.

Постановление КС РФ от 22 марта 2005 г. N 4-П). Если к моменту направления дела в суд этот срок истекает или если он оказывается недостаточным для того, чтобы судья в стадии подготовки к судебному заседанию мог принять решение о наличии или отсутствии оснований для дальнейшего применения заключения под стражу, прокурор должен возвратить уголовное дело следователю для обращения в суд с ходатайством о продлении срока содержания обвиняемого под стражей в соответствии со статьями 108 и 109 УПК.9.

  1. Часть 4 комментируемой статьи регламентирует процедуру обжалования следователем постановления прокурора о возвращении дела и рассмотрении этого ходатайства (жалобы).
  2. Об этом см.
  3. Также коммент.
  4. К п.5 ч.2 ст.38; п.10 ч.1 ст.39.
  5. При применении данной процедуры следует обратить внимание на следующее: — срок для подачи ходатайства-жалобы следователем и для дачи на нее согласия руководителем СО не установлен, в то время как срок рассмотрения ходатайства вышестоящим прокурором ограничен 72 часами; — обжалование носит двухинстанционный (по сути, апелляционный) характер.

Первым ходатайство-жалобу рассматривает вышестоящий прокурор, а при обжаловании его решения — Генеральный прокурор. При этом в период рассмотрения ходатайства исполнение обжалуемого постановления прокурора приостанавливается; — вышестоящий прокурор при отмене постановления нижестоящего прокурора лично утверждает обвинительное заключение и направляет дело в суд.

Какие постановления следователя можно обжаловать?

порядок обжалования действий и решений следователя — В соответствии с п.41 ст.5 УПК РФ следователь — должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, а также иные полномочия, предусмотренные Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.

Действия и бездействия данного лица в первую очередь могут быть обжалованы в соответствии с требованиями данного кодекса руководителю следственного органа, который уполномочен: поручать производство предварительного следствия следователю либо нескольким следователям, изымать уголовное дело у следователя и передавать его другому следователю, создавать следственную группу, отменять по находящимся в производстве подчиненного следственного органа уголовным делам незаконные или необоснованные постановления следователя, давать ему указания о направлении расследования, об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения, давать согласие следователю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отстранять следователя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований Уголовного Кодекса, утверждать постановление следователя о прекращении производства по уголовному делу, возвращать уголовное дело следователю со своими указаниями о производстве дополнительного расследования.

При отсутствии со стороны руководителя следственного органа надлежащего процессуального контроля, действия следователя могут быть обжалованы прокурору или в суд. В соответствии с требованиями ст.124 УПК РФ прокурор, руководитель следственного органа рассматривает жалобу в течение 3 суток со дня ее получения.

В исключительных случаях, когда для проверки жалобы необходимо истребовать дополнительные материалы либо принять иные меры, допускается рассмотрение жалобы в срок до 10 суток, о чем извещается заявитель. По результатам рассмотрения жалобы прокурор, руководитель следственного органа выносит постановление о полном или частичном удовлетворении жалобы либо об отказе в ее удовлетворении.

Заявитель должен быть незамедлительно уведомлен о решении, принятом по жалобе, и дальнейшем порядке его обжалования. Так, в результате обращения гражданина П. в Гагаринскую межрайонную прокуратуру г. Москвы с жалобой в порядке ст.124 УПК РФ на незаконное постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, прокурором указанное решение отменено, возбуждено уголовное дело, в рамках которого П.

  • Жалоба может быть подана в суд заявителем, его защитником, законным представителем или представителем непосредственно либо через следователя, руководителя следственного органа или прокурора.
  • Судья проверяет законность и обоснованность действий (бездействия) и решений следователя, не позднее чем через 5 суток со дня поступления жалобы в судебном заседании с участием заявителя и его защитника, законного представителя или представителя, если они участвуют в уголовном деле, иных лиц, чьи интересы непосредственно затрагиваются обжалуемым действием (бездействием) или решением, а также с участием прокурора, следователя, руководителя следственного органа.
  • По результатам рассмотрения жалобы судья выносит одно из следующих постановлений: о признании действия (бездействия) или решения следователя незаконным или необоснованным и о его обязанности устранить допущенное нарушение, либо об оставлении жалобы без удовлетворения.

В 2012 году непосредственно в суд обратился гражданин И. с жалобой на незаконный отказ следователя в признании его потерпевшим по уголовному делу о мошенничестве. Суд, исследовав материалы уголовного дела, признал такой отказ незаконным, постановил устранить допущенное нарушение.

Можно ли обжаловать действия следователя?

Порядок обжалования действий следователя Порядок обжалования действий (бездействий) и решений следователя Следственного комитета Российской Федерации. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (Выписка). Статья 123. Право обжалования. Действие (бездействие) и решения органа дознания, дознавателя, следователя, руководителя следственного органа, прокурора и суда могут быть обжалованы в установленном настоящим Кодексом порядке участниками уголовного судопроизводства, а также иными лицами в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы.

  1. Статья 124.
  2. Порядок рассмотрения жалобы прокурором, руководителем следственного органа.1.
  3. Прокурор, руководитель следственного органа рассматривает жалобу в течение 3 суток со дня ее получения.
  4. В исключительных случаях, когда для проверки жалобы необходимо истребовать дополнительные материалы либо принять иные меры, допускается рассмотрение жалобы в срок до 10 суток, о чем извещается заявитель.2.

По результатам рассмотрения жалобы прокурор, руководитель следственного органа выносит постановление о полном или частичном удовлетворении жалобы либо об отказе в ее удовлетворении.3. Заявитель должен быть незамедлительно уведомлен о решении, принятом по жалобе, и дальнейшем порядке его обжалования.4.

В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, дознаватель, следователь вправе обжаловать действия (бездействия) и решения прокурора или руководителя следственного органа соответственно вышестоящему прокурору или руководителю вышестоящего следственного органа. Статья 125 Судебный порядок рассмотрения жалобы.1.

Постановление дознавателя и следователя, об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении уголовного дела, а равно иные решения и действия (бездействия) дознавателя, следователя и прокурора, которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ граждан к правосудию, могут быть обжалованы в районный суд по месту производства предварительного расследования.2.

Читайте также:  Как Можно Не Идти На Работу?

Сколько Прокурор рассматривает жалобу?

Срок рассмотрения жалоб в прокуратуре составляет от 3 до 30 дней, но в случае ходатайства прокурора он может быть продлен на период от 10 до 30 дней.

Когда следователь передает дело в прокуратуру?

ЭТАП ХОДАТАЙСТВ: КАК НЕ СДАТЬ КОЗЫРИ СЛИШКОМ РАНО — Стоит сказать, что момент, когда можно заявить ходатайства, отнюдь не продолжителен. И принять решение о них надо заблаговременно. Если вы не признаете вины и намерены в судебном процессе отстаивать свою позицию, то на этой стадии я бы не рекомендовал выступать с какими-либо ходатайствами.

  • Если решили бороться до конца с системой по ее правилам (а ведь других не дано), то сохраните козыри до самого судебного процесса.
  • Например, обозначив фамилии свидетелей, вы заранее дадите стороне обвинения информацию, которую ей совсем не нужно знать.
  • И тем самым подарите ей время основательно подготовиться.

Никто не отнимет у вас право и возможность пригласить свидетелей прямо в суд. И тот не сможет отказать в допросе, если их явка обеспечена. Поэтому не торопитесь раскрывать карты. Если вы заявите, допустим, эксперта-почерковеда, то сторона обвинения сможет усилить и это место.

Ведь не секрет, что следственные органы многие доказательства собирают весьма небрежно, если не сказать халявно. Разрушить тот или иной их аргумент подчас не так и сложно, если подобрать более квалифицированного специалиста и тщательнее проводить экспертизы. И лучше это делать уже в суде, а не допускать фальстарта на стадии следствия.

Когда следователь закончил сочинять обвинительное заключение и подписал его, уголовное дело с согласия руководителя следственного органа немедленно отправляется прокурору (ст.220 УПК). Но предварительно следователь в очередной раз будет ходатайствовать перед судом о необходимости продлить для вас меру пресечения в виде содержания под стражей, чтобы срок заключения не истек в период хождения дела от следователя прокурору, а от того в суд.

На этом заседании вы можете говорить в свою пользу. Например, о том, что все свидетели уже допрошены и вы не в состоянии на них повлиять, что доказательства собраны и вы не уничтожите их, как бы ни старались, и что содержание под стражей пора заменить на подписку о невыезде или хотя бы на домашний арест.

У некоторых это получается. Но только в случае, если следователь сам не против того, чтобы обвиняемый был на свободе. Если же вы отрицаете вину и готовитесь к битве в ходе рассмотрения дела по существу, то вряд ли хоть один ваш аргумент будет услышан, как и на всех остальных заседаниях, связанных с арестом.

Куда идет дело после следователя?

Через какое время будет суд по уголовному делу, если на следствие потрачено 2 месяца? — Через какое время будет суд по уголовному делу, если на следствие потрачено 2 месяца? После следствия дело же передается в суд или в прокуратуру? Ответьте пожалуйста.

  1. С уважением Сергей.
  2. После завершения предварительного расследования следователь незамедлительно направляет уголовное дело прокурору, который в течение 10 суток принимает решение — утвердить или не утвердить обвинительное заключение.
  3. В случае, если обвинительное заключение утверждено, прокурор направляет дело в суд.

После поступления уголовного дела в суд его рассмотрение должно быть начато не позднее 14 суток с момента вынесения судьей постановления о назначении судебного заседания. Такое постановление, в свою очередь, выносится не позднее 30 суток с момента поступления уголовного дела в суд, а если обвиняемый находится под стражей — не позднее 14 суток с момента поступления. Добрый день! В дополнение к предыдущему ответу. Срок предварительного следствия может быть продлен до 3 месяцев руководителем соответствующего следственного органа. В случае необходимости продления срока предварительного следствия следователь выносит соответствующее постановление и представляет его руководителю следственного органа не позднее 5 суток до дня истечения срока предварительного следствия.

Какие полномочия у прокурора?

Принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба; использует полномочия, предусмотренные статьей 22 настоящего Федерального закона.

Кто рассматривает жалобу на следователя?

УПК РФ Статья 124. Порядок рассмотрения жалобы прокурором, руководителем следственного органа (в ред. Федерального от 05.06.2007 N 87-ФЗ) (см. текст в предыдущей ) 1. Прокурор, руководитель следственного органа рассматривает жалобу в течение 3 суток со дня ее получения.

В исключительных случаях, когда для проверки жалобы необходимо истребовать дополнительные материалы либо принять иные меры, допускается рассмотрение жалобы в срок до 10 суток, о чем извещается заявитель. (в ред. Федерального от 05.06.2007 N 87-ФЗ) (см. текст в предыдущей ) 2. По результатам рассмотрения жалобы прокурор, руководитель следственного органа выносит постановление о полном или частичном удовлетворении жалобы либо об отказе в ее удовлетворении.

(в ред. Федерального от 05.06.2007 N 87-ФЗ) (см. текст в предыдущей ) 2.1. В случае удовлетворения жалобы, поданной в соответствии с настоящего Кодекса, в постановлении должны быть указаны процессуальные действия, осуществляемые для ускорения рассмотрения дела, и сроки их осуществления.

Часть 2.1 введена Федеральным от 30.04.2010 N 69-ФЗ) 3. Заявитель должен быть незамедлительно уведомлен о решении, принятом по жалобе, и дальнейшем порядке его обжалования.4. В случаях, предусмотренных настоящим, дознаватель, следователь вправе обжаловать действия (бездействие) и решения прокурора или руководителя следственного органа соответственно вышестоящему прокурору или руководителю вышестоящего следственного органа.

(часть четвертая в ред. Федерального от 05.06.2007 N 87-ФЗ) (см. текст в предыдущей ) Открыть полный текст документа Читать подробнее: УПК РФ Статья 124. Порядок рассмотрения жалобы прокурором, руководителем следственного органа

Какое решение принимает судья если признает решение следователя незаконным и необоснованным?

Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу 1. Признав постановление руководителя следственного органа или следователя о прекращении уголовного дела или уголовного преследования (за исключением дел частного обвинения) незаконным или необоснованным, прокурор в срок не позднее 14 суток с момента получения материалов уголовного дела отменяет его, о чем выносит мотивированное постановление с изложением конкретных обстоятельств, подлежащих дополнительному расследованию, которое вместе с материалами уголовного дела незамедлительно направляет руководителю следственного органа.

  1. По делам частного обвинения постановление о прекращении уголовного дела прокурор может отменить только при наличии жалобы заинтересованного лица.
  2. Признав постановление дознавателя о прекращении уголовного дела или уголовного преследования незаконным или необоснованным, прокурор отменяет его и возобновляет производство по уголовному делу.

Признав постановление следователя о прекращении уголовного дела или уголовного преследования незаконным или необоснованным, руководитель следственного органа отменяет его и возобновляет производство по уголовному делу. (часть 1 в ред. Федерального закона от 28.12.2010 N 404-ФЗ) (см.

  1. Текст в предыдущей редакции ) 1.1.
  2. Отмена постановления о прекращении уголовного дела или уголовного преследования по истечении одного года со дня его вынесения допускается на основании судебного решения, принимаемого в порядке, установленном статьями 125, 125.1 и 214.1 настоящего Кодекса.
  3. В случае, если уголовное дело или уголовное преследование прекращалось неоднократно, установленный настоящей частью срок исчисляется со дня вынесения первого соответствующего постановления.

(часть 1.1 введена Федеральным законом от 12.11.2018 N 411-ФЗ) 2. Если суд признает постановление руководителя следственного органа, следователя о прекращении уголовного дела или уголовного преследования незаконным или необоснованным, то он выносит в порядке, установленном статьями 125 и 125.1 настоящего Кодекса, соответствующее решение и направляет его руководителю следственного органа для исполнения.

  • Если суд признает постановление прокурора, дознавателя о прекращении уголовного дела или уголовного преследования незаконным или необоснованным, то он выносит в порядке, установленном статьями 125 и 125.1 настоящего Кодекса, соответствующее решение и направляет его прокурору для исполнения.
  • Часть 2 в ред.

Федерального закона от 08.03.2015 N 36-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции ) 3. Возобновление производства по ранее прекращенному уголовному делу возможно в том случае, если не истекли сроки давности привлечения лица к уголовной ответственности. (в ред.

Что является основанием для возбуждения уголовного дела?

Информация об изменениях: — Статья 140 дополнена частью 1.3 с 9 марта 2022 г. — Федеральный закон от 9 марта 2022 г. N 51-ФЗ 1.3. Поводом для возбуждения уголовного дела о преступлениях, предусмотренных статьями 198 — 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации, служат только материалы, которые направлены налоговыми органами в соответствии с законодательством о налогах и сборах для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.2.

Что делает прокурор с обвинительным актом?

При утверждении обвинительного акта прокурор вправе своим постановлением исключить из него отдельные пункты обвинения либо переквалифицировать обвинение на менее тяжкое.2.1.

Какие решения и в какой срок вправе принимать прокурор по уголовному делу поступившему к нему с обвинительным актом?

Статья 226, Решение прокурора по уголовному делу, поступившему с обвинительным актом 1. Прокурор рассматривает уголовное дело, поступившее с обвинительным актом, и в течение 2 суток принимает по нему одно из следующих решений: 1) об утверждении обвинительного акта и о направлении уголовного дела в суд; 2) о возвращении уголовного дела для производства дополнительного дознания либо пересоставления обвинительного акта в случае его несоответствия требованиям статьи 225 настоящего Кодекса со своими письменными указаниями.

  • При этом прокурор может установить срок для производства дополнительного дознания не более 10 суток, а для пересоставления обвинительного акта — не более 3 суток.
  • Дальнейшее продление срока дознания осуществляется на общих основаниях и в порядке, которые установлены частями третьей — пятой статьи 223 настоящего Кодекса; 3) о прекращении уголовного дела по основаниям, предусмотренным статьями 24 — 28 настоящего Кодекса ; 4) о направлении уголовного дела для производства предварительного следствия.2.

При утверждении обвинительного акта прокурор вправе своим постановлением исключить из него отдельные пункты обвинения либо переквалифицировать обвинение на менее тяжкое.2.1. Установив, что к моменту направления уголовного дела в суд срок домашнего ареста или срок содержания под стражей оказывается недостаточным для выполнения судом требований, предусмотренных частью третьей статьи 227 настоящего Кодекса, прокурор при наличии оснований возбуждает перед судом ходатайство о продлении срока домашнего ареста или срока содержания под стражей.3.

Копия обвинительного акта с приложениями вручается обвиняемому, его защитнику и потерпевшему в порядке, установленном статьей 222 настоящего Кодекса. Комментарий к статье 226 1. В комментируемой статье определены лишь те полномочия прокурора, которые он вправе принять по делу, поступившему с обвинительным актом.

Прокурор уполномочен осуществлять надзор за процессуальной деятельностью органов дознания в целом и поэтому может в ходе производства предварительного расследования принимать любые решения в пределах своей компетенции (см. коммент. к ст.37).2. В случае, если прокурор, изучив уголовное дело, поступившее от органа дознания с обвинительным актом, найдет, что все обстоятельства, подлежащие доказыванию, установлены и полно отражены в обвинительном акте, он в срок не более 2 суток принимает решение об его утверждении и направлении уголовного дела в суд для разбирательства по существу, о чем в обвинительном акте делает соответствующую запись, скрепленную своей подписью и печатью прокуратуры.3.

Если по результатам рассмотрения дела прокурор придет к выводу о том, что в ходе дознания допущены недостатки и нарушения закона либо обвинительный акт составлен с нарушением требований, установленных в ст.225 УПК, он в тот же срок своим постановлением возвращает уголовное дело со своими письменными указаниями для производства дополнительного дознания и устранения выявленных недостатков либо для пересоставления обвинительного акта.

Одновременно он может продлить срок дознания, но не более чем на 10 суток для производства дополнительного дознания либо на срок не более чем 3 суток для пересоставления обвинительного акта. Письменные указания прокурора органу дознания являются обязательными (см.

коммент. к ст.37).4. При наличии в деле оснований для прекращения уголовного дела (см. коммент. к ст.24, 25) или уголовного преследования (см. коммент. к ст.27, 28) прокурор принимает об этом решение и выносит мотивированное постановление без обращения дела для производства дополнительного дознания или предварительного следствия.5.

В том случае, если прокурор при рассмотрении уголовного дела с обвинительным актом обнаружит, что по делу необходимо произвести предварительное следствие, то он об этом выносит мотивированное постановление и поручает органу предварительного следствия или конкретному следователю произвести предварительное следствие.6.

При утверждении обвинительного акта прокурор вправе своим постановлением исключить отдельные пункты (эпизоды) обвинения либо переквалифицировать деяние обвиняемого на менее тяжкое в случаях, если он: 1) исключает часть обвинения без изменения квалификации деяния; 2) исключает часть обвинения и изменяет квалификацию деяния, применяя закон о менее тяжком преступлении; 3) исключает отдельные квалифицирующие признаки деяния, но при этом не изменяет переквалификацию обвинения; 4) квалифицирует деяние по новому уголовному закону без изменения объема обвинения, но улучшающему иным путем положение обвиняемого.7.

После утверждения прокурором обвинительного акта его копия с приложениями вручается обвиняемому, его защитнику и потерпевшему в порядке, установленном в ст.222 УПК (см. коммент. к ней).8. В случаях, предусмотренных в законе (см. коммент. к ст.18), копия обвинительного акта переводится на родной язык обвиняемого, его защитника и потерпевшего или на язык, которым они владеют.

Каковы полномочия прокурора на изменение обвинения при утверждении обвинительного заключения?

Статья 215. Изменение обвинения при утверждении обвинительного заключения прокурором | ГАРАНТ Статья 215. Изменение обвинения при утверждении обвинительного заключения прокурором Прокурор или его заместитель вправе своим постановлением исключить из обвинительного заключения отдельные пункты обвинения, а также применить закон о менее тяжком преступлении.

  • При этом, в случае необходимости, составляется новое обвинительное заключение.
  • Если требуется изменить обвинение на более тяжкое или существенно отличающееся по фактическим обстоятельствам от первоначального обвинения, прокурор или его заместитель возвращает дело органу дознания или следователю для предъявления нового обвинения.26 октября 2022 Читать подробнее: Статья 215.

Изменение обвинения при утверждении обвинительного заключения прокурором | ГАРАНТ

Что указывается в обвинительном акте?

К обвинительному акту прилагается справка о сроках дознания, об избранных мерах пресечения с указанием времени содержания под стражей и домашнего ареста, о вещественных доказательствах, гражданском иске, принятых мерах по обеспечению гражданского иска и возможной конфискации имущества, процессуальных издержках, а при