ГлавнаяПрокуратураГенпрокурор в узде

Генпрокурор в узде

21 ноября 2005, 09:02

Коллегию спецпрокуроров, которая будет вести расследование в отношении высокопоставленных чиновников, предложили создать члены Совета Федерации. Сенаторы разработали и внесли в Госдуму соответствующий законопроект. Правда, депутаты считают, что этот закон нарушает Конституцию, так как в ее тексте нет ни слова о возможности формирования такого института.
Законопроект «О коллегии уполномоченных прокуроров» разработала и внесла в Госдуму группа из пяти членов Совета Федерации (в их числе экс-премьер СССР Николай Рыжков). Сенаторы рассчитывают, что новый правовой институт займется расследованием противоправных действий, совершенных высшими должностными лицами государства. Предполагается, что объектами расследования станут 12 высокопоставленных чиновников страны. В число «избранных» попали президент, председатель правительства, спикеры обеих палат законодательного собрания, председатели Конституционного, Высшего и Арбитражного судов, председатель Счетной палаты, председатель Центробанка, председатель Центризбиркома, Уполномоченный по правам человека и даже генеральный прокурор. При этом планируется, что коллегия войдет в структуру самой генпрокуратуры.
Но так как особо рассчитывать на то, что спецпрокуроры будут выше крыши завалены делами, не приходится, то коллегия будет собираться и осуществлять свою деятельность только «по мере появления соответствующих обстоятельств». В свободное же от основной работы время уполномоченные прокуроры могут переключиться на менее высокопоставленных чиновников, например, на руководителей министерств и ведомств. А также заняться расследованием «особо тяжких и тяжких преступлений, вызвавших значительный общественный резонанс».
Коллегия должна состоять из 17 спецпрокуроров, избираться они будут сроком на 8 лет. Всех их наделят статусом заместителей генпрокурора. Назначать же и освобождать их должностей вправе будет лишь Совет Федерации.
Судя по всему, главным объектом для контроля предполагается сделать генерального прокурора. Полномочия коллегии в отношении него сенаторы даже прописали в отдельной статье. Спецпрокуроры могут «покуситься» на генерального в том случае, если он «примет решения, повлекшие ущерб конституционным правам или вызвавшие массовый резонанс в обществе». Кроме того, если «в отношении генпрокурора поступили массовые жалобы граждан на имя президента и в адрес Федерального собрания».
Между тем эксперты считают, что у закона не очень много шансов быть принятым, так как он вступает в противоречие с Конституцией. «В основном законе нет ни слова о какой-то коллегии уполномоченных, – пояснил «НИ» член комитета по безопасности Госдумы Виктор Илюхин. – Зато указано, что принцип построения системы Генеральной прокуратуры – это единоначалие. Один генеральный прокурор, и все. Так что, скорее всего, закон будет отклонен. Но если говорить о сущностных моментах, то в нашей Конституции есть серьезный пробел. Генеральная прокуратура и генеральный прокурор никому не подотчетны. Раньше ведомство было подотчетно Президиуму Верховного совета СССР, там могли сформировать любую комиссию по расследованию деятельности генерального прокурора. Я считаю, что в Совете Федерации должен быть комитет или комиссия, которая вправе проверять и деятельность генпрокурора и председателей Верховного и Арбитражного судов».
Один из авторов идеи, сенатор Анатолий Лысков, не согласен с тем, что закон противоречит Конституции. «Наоборот, он вписан в нее, – заявил «НИ» Лысков. – Ведь мы не ставим вопрос о независимом институте прокуроров, а встраиваемся в саму систему прокуратуры».
Надежда Красилова, Новые Известия