ГлавнаяНовостиПрава человека и верховенство права должны стать важнейшим направлением взаимодействия России и Европейского союза
Права человека и верховенство права должны стать важнейшим направлением взаимодействия России и Европейского союза
27 июня 2008, 14:36
Заявление Инициативы неправительственных организаций за диалог с Европейским союзом
Сегодня во время саммита Россия—ЕС в Ханты-Мансийске будет дан официальный старт переговорам о новом соглашении о сотрудничестве между Европейским Союзом и Россией. Начало переговоров дает обеим сторонам возможность выйти на новый уровень партнерства и сотрудничества во имя благополучия своих народов и всей Европы. Мы заявляем: эта задача будет успешно решаться, только если права человека и верховенство права станут важнейшим направлением взаимодействия России и Европейского Союза и если этот подход будет отражен в новом договоре.
Действующий договор был принят в другую эпоху, в середине 90-х годов. Очевидно, что сегодня он не отражает реальности, не отвечает потребностям обеих сторон и нуждается в серьезных изменениях. Тогда были велики ожидания в отношении прогресса нашей страны в сфере развития демократии и прав человека и предполагалось, что их достаточно обозначить в преамбуле соглашения в качестве идеологической основы наших отношений и «общих ценностей» России и ЕС. В отличие от этой вступительной декларации, основное содержание договора, определяющее практические направления взаимодействия – экономическое сотрудничество и торговля, военная безопасность, границы, противодействие терроризму и преступности и т.д. – подробно описано в отдельных главах и т.н. «пространствах» договора. Не удивительно, что именно эти вопросы, включая проблемы энергетической безопасности, занимают сегодня главное место во взаимодействии двух сторон и обсуждениях на саммитах и других встречах.
За десять с лишним лет многое изменилось – и в России, и в Европейском Союзе. Общественно-политические процессы, происходящие в последние годы на европейском континенте и во всем мире, со всем драматизмом показали: народы и государства могут успешно развиваться, жить в мире и безопасности и отвечать на глобальные вызовы, только опираясь на принцип верховенства права, соблюдение фундаментальных прав человека и функционирование устойчивых демократических институтов. Там, где эти принципы дают сбой, возникают серьезнейшие угрозы, ставится под вопрос стабильность, благополучие и безопасность людей. Сегодня система международного права и международных организаций подвергается серьезным испытаниям в ходе борьбы против терроризма и разрешения региональных конфликтов. Мы с тревогой отмечаем, что происходит эрозия прав человека на национальном уровне, в том числе и в ряде стран на европейском континенте.
Естественно, что нас более всего беспокоит ситуация в нашей стране. В последние годы мы наблюдаем в России значительный отход от принципов верховенства права, тревожный рост нарушений основных гражданских, политических, социальных и экономических прав человека, осуждение людей по политическим мотивам, системное ослабление и даже разрушение демократических институтов, драматическое снижение прозрачности и ответственности органов власти перед обществом, незащищенность людей перед произволом и коррупцией. Это самым негативным образом сказывается на качестве государственного управления, способности государства исполнять свои функции и на самой жизни россиян, их свободе, достоинстве и благополучии. Изменение этой ситуации – в интересах в первую очередь самой России и ее граждан. Осознание необходимости работы по восстановлению верховенства права и демократических институтов в нашей стране начинает все больше проявляться сегодня и в обществе, и во власти.
Из мирового опыта мы знаем многочисленные примеры того, как приверженность правам человека позитивно влияет на создание атмосферы международной безопасности, подлинного доверия и сотрудничества между государствами. История и, прежде всего, история Европы учит, что попытки игнорировать ситуацию с правами человека, сосредотачиваясь исключительно на вопросах экономики и безопасности, часто приводят к тому, что возникают агрессивные деспотические режимы, отказывающиеся от принципов демократии, использующие язык угроз и приводящие свои и другие народы к кризисам и катастрофам.
Учитывая уроки прошлого и сегодняшний опыт, мы считаем, что проблематика прав человека, верховенства права и демократических институтов должна занять ключевое место в диалоге и сотрудничестве ЕС и России. Обе стороны должны быть заинтересованы в откровенном диалоге и эффективном практическом сотрудничестве по этим вопросам. Поверхностная риторика и взаимные обвинения по принципу «око за око» – это совсем не то, чего заслуживают наши народы и чего они ждут от своих представителей.
Мы уверены, что сегодня вопросы прав человека, верховенства права и демократических институтов не занимает адекватного места в диалоге ЕС-Россия. Отраженный в действующем договоре ограниченный декларативный подход в этой области непосредственно отражается на содержании и качестве диалога по правам человека. На межправительственном уровне он реализуется в основном в рамках регулярных консультаций Россия–ЕС по правам человека. Эти консультации проходят уже около трёх лет и показали свою низкую эффективность с точки зрения воздействия на положение с правами человека. В то же время, когда эти вопросы поднимаются на саммитах Россия-ЕС и на встречах глав министерств иностранных дел – за закрытыми дверьми или публично – это чаще всего носит лишь символический характер и не приводит ни к чему иному, кроме как к взаимным пикировкам. Результат получается, как правило, нулевой или даже негативный. В отсутствие эффективного механизма, обусловленного договорными обязательствами по вопросам прав человека и верховенства права, иначе, по-видимому, и быть не может.
В соответствии с демократическими ценностями и принципами, которые легли в основу международных соглашений, ратифицированных и странами Европейского Союза, и Российской Федерацией, соблюдение прав человека и основных свобод не является внутренним делом какого-либо государства. Это – предмет законной озабоченности всех стран и их диалога друг с другом напрямую и в рамках международных институтов. Ссылки на национальный суверенитет в вопросах соблюдения международно-правовых обязательств в области прав человека ни для кого не могут считаться обоснованными. Это значит, что и у ЕС, и у России есть абсолютно легитимные основания включать проблемы прав человека и верховенства права в круг законных вопросов взаимного интереса, наряду с вопросами экономики и безопасности. Более того, есть очевидный круг вопросов, по которым уже сейчас есть прекрасные перспективы практического сотрудничества ко взаимной пользе – например, противодействие ксенофобии и расизму, защита лиц, принадлежащих к дискриминируемым меньшинствам, судебная реформа, подготовка и переобучение сотрудников органов правопорядка, гуманизация системы исполнения наказаний, обеспечение свободы собраний и объединений и т.д., а также общие действия на международном уровне, например, реформа Европейского Суда по правам человека и укрепление системы правозащитных институтов ООН.
Подготовка нового базового соглашения открывает возможности для исправления ситуации. От имени наших организаций, являющихся частью российского и международного гражданского общества, мы обращаемся к руководству России и Европейского Союза с настоятельной просьбой добиваться включения в новый договор о сотрудничестве России и ЕС отдельной главы о правах человека и верховенстве права, в которой были бы сформулированы не только принципы и направления диалога и сотрудничества в области прав человека, но и механизмы взаимного контроля за их выполнением. Эту позицию необходимо четко и публично артикулировать с самого начала подготовки договора. Конкретные детали текста – предмет работы специалистов, однако сейчас важно задать общую рамку и поддержать ее политической волей.
Со своей стороны, мы готовы внести свой вклад в поиск конкретных формулировок такого раздела нового соглашения и представить наши предложения. Мы считаем исключительно важным не ограничивать процесс обсуждения проекта нового договора только работой дипломатов и экспертов, а сделать его открытым и включить в него граждан и общественные организации.
***
За дополнительной информацией обращаться:
- Юрий Джибладзе, Центр развития демократии и прав человека, dzhib@yandex.ru
- Олег Орлов, Правозащитный центр «Мемориал», orlov2@memo.ru
- Лев Пономарев, Общероссийское движение «За права человека», zpch@zaprava.ru
- Александр Верховский, Информационно-аналитический центр «Сова»,
Организации-члены Инициативы российских неправительственных организаций за диалог с Европейским Союзом о правах человека:
- Правозащитный центр «Мемориал»
- Центр развития демократии и прав человека
- Центр «Демос»
- Информационно-аналитический центр «Сова»
- Общероссийское движение «За права человека»
- Московская Хельсинкская группа
- Фонд «Общественный вердикт»
- Комитет «Гражданское Содействие»
- Фонд защиты гласности
- Международное общество «Мемориал»
- Союз комитетов солдатских матерей России
- Межрегиональный комитет против пыток
- Фонд поддержки толерантности
- Чеченский комитет национального спасения
- Ассоциация в защиту прав избирателей «Голос»
- Международное молодежное правозащитное движение
- РОО «Право ребенка»