Выполнение обязанностей и обязательств Российской Федерацией
21 июня 2005, 20:30
Parliamentary Assembly
Assemblee parlementaire
Парламентская ассамблея
Unofficial translation by courtesy of the Russian delegation to the PACE
Неофициальный перевод предоставлен делегацией Федерального Собрания РФ в ПАСЕ
Док. 10568
2 июня 2005
Выполнение обязанностей и обязательств Российской Федерацией
Содокладчики:
Г-н Дэвид АТКИНСОН (Соединенное Королевство, Группа европейских демократов)
Г-н Рудольф БИНДИГ (Германия, Группа социалистов)
I. Проект резолюции
- Российская Федерация присоединилась к Совету Европы 28 февраля 1996 года. При присоединении она обязалась соблюдать свои общие обязанности по Уставу Совета Европы, а именно - плюралистическая демократия, верховенство права и права человека и основные свободы для всех лиц, находящихся под ее юрисдикцией. Российская Федерация согласилась также выполнить в установленные предельные сроки ряд конкретных обязательств, перечисленных в Заключении № 193 (1996).
- В последние 15 лет в Российской Федерации произошли коренные преобразования. Последний доклад Ассамблеи о результатах мониторинга и ее Резолюция 1277, принятая в апреле 2002 года, приветствовали несомненный прогресс, которого достигла Россия по направлению к верховенству права и демократии, а также предпринятые Россией после вступления в Совет Европы значительные усилия по выполнению своих обязанностей и обязательств.
- За последние три года Российская Федерация приняла новый уголовно-процессуальный кодекс и закон об альтернативной гражданской службе; существенно сократила число лиц, отбывающих наказание в пенитенциарных учреждениях; подписала Конвенцию о передаче осужденных лиц; ратифицировала договор о границе с Литвой и подписала такой договор с Эстонией. Вместе с тем, за тот же период было очень мало сделано для выполнения других обязательств, включая обязательства, касающиеся формальной отмены смертной казни, вывода российских войск из Молдовы, и обязательство отдать в руки правосудия виновных в нарушении прав человека, особенно в связи с событиями в Чечне.
- Период после выхода последнего доклада о результатах мониторинга был также отмечен усилиями российских властей по решению ряда серьезных проблем, которые представляли - и в ряде случаев до сих пор представляют - угрозу для политической стабильности, экономического прогресса и нормального функционирования демократических институтов в стране. К этим проблемам относились: сохраняющаяся террористическая угроза, связанная с конфликтом на Северном Кавказе, непрозрачная и незаконная приватизация, которая привела к установлению олигархического контроля над многими экономическими активами и ресурсами России, а также предполагаемая коррупция среди некоторых губернаторов, которые не были подотчетны ни федеральным органам, ни избравшему их населению.
- Парламентская ассамблея полностью поддерживает российские власти в их усилиях по решению этих проблем и по повышению эффективности и улучшению подотчетности политико-административной системы России. Она полностью признает право российских властей на проведение реформ, адаптированных к экономическим, политическим, административным и историческим реалиям России. Однако Ассамблея считает также, что российским властям следует делать выбор в пользу решений, которые соответствуют юридически и политически обязательным стандартам и принципам Совета Европы.
- Ассамблея считает, что представленный президентом Путиным осенью 2004 года пакет реформ, направленных на укрепление "вертикали власти", является причиной значительной озабоченности, поскольку во многих отношениях он подрывает систему сдержек и противовесов, необходимую для нормального функционирования любой демократии. Для надлежащего функционирования демократии власть должна не только укрепляться по вертикали, должно также иметь место и ее разделение по горизонтали.
- Ассамблея озабочена тем, что последние изменения в законодательстве о выборах в Государственную Думу и организации политических партий существенно ограничат политическую конкуренцию в России. Значительно более высокий (7 процентов) порог на выборах, запрет на создание предвыборных коалиций и сокращение минимального числа партий, которые должны быть представлены в нижней палате, с четырех до двух, а также новые ограничительные правила для партий, имеющих право соперничать на выборах в Государственную Думу, значительно повысят барьер для попадания в парламент, что явно пойдет на пользу партиям, уже представленным в нынешнем составе Государственной Думы.
- Точно так же изменения, наделяющие президента решающим влиянием на выборы губернаторов в регионах, окажут воздействие на состав верхней палаты российского парламента - Совета Федерации, в обязанности которой входит контроль за работой федерального правительства и президента. Согласно новому законодательству, половина членов Совета будет назначаться региональными губернаторами, которые сами отбираются - и могут быть в любой момент отстранены от должности - самим президентом. Подобная ситуация явно несовместима с основополагающим демократическим принципом разделения власти между законодательными и исполнительными органами.
- Ассамблея обеспокоена тем, что недавние предложения об установлении контроля исполнительной власти над назначением и отстранением от должности судей, дисциплинарными процедурами в их отношении, а также над судебным департаментом могут подорвать перспективы независимой и беспристрастной судебной системы в Российской Федерации.
- Недавнее создание "общественной палаты", которой поручено "согласование интересов" граждан, неправительственных организаций и органов государственной власти, заслуживает критической оценки. Действительно, трудно понять, почему возникла необходимость в создании нового органа для исполнения роли, которую обычно осуществляют избранный демократическим путем плюралистический парламент, с одной стороны, и подлинно независимое и свободно действующее гражданское общество - с другой.
- Делегации Ассамблеи осуществляли наблюдение за парламентскими и президентскими выборами в декабре 2003 года и марте 2004 года, соответственно, и в обоих случаях подвергли резкой критике необъективное освещение событий в СМИ и использование административных ресурсов в интересах нынешнего президента и его политических союзников. По мнению Ассамблеи, нехватка плюрализма и беспристрастности в вещательных средствах массовой информации является непреодолимым препятствием для проведения действительно свободных и справедливых выборов и для нормального функционирования демократии в целом.
- Ассамблея поэтому настоятельно призывает российские власти улучшить условия для нормального функционирования плюралистической демократии и с этой целью:
- укрепить правовые, административные и политические условия, которые позволят избранному демократическим путем и подлинно плюралистическому парламенту не только поддерживать, но и контролировать исполнительную власть;
- пересмотреть недавно принятое законодательство о выборах губернаторов регионов в той части, в которой оно оказывает влияние на состав и независимость верхней палаты российского парламента, с тем чтобы обеспечить полное соблюдение принципа разделения властей;
- стремиться к достижению целей, которые стоят за созданием общественной палаты, путем создания надлежащих административных, налоговых и политических условий для нормального функционирования гражданского общества в России;
- создать условия для плюралистических и объективных вещательных средств массовой информации путем:
- учреждения независимой организации общественного вещания и независимого органа регулирования вещательного сектора в соответствии со стандартами Совета Европы;
- улучшения условий для нормального функционирования частных общенациональных вещательных средств массовой информации, которые должны быть свободны от вмешательства государства;
- незамедлительно прекратить притеснение и запугивание членов гражданского общества, выступающих с критикой в адрес властей, и, в частности, журналистов, представителей научного и природоохранного сообществ, которые регулярно становятся жертвами необоснованного применения законов о диффамации и государственной тайне.
- В отношении верховенства права и защиты прав человека, Ассамблея призывает российские власти предпринять следующие шаги:
- в отношении отмены смертной казни, незамедлительно ратифицировать Протокол № 6 к Европейской конвенции о правах человека. Ассамблея напоминает, что первоначальный предельный срок для выполнения данного обязательства истек в 1999 году и что другие страны, не выполнившие это ключевое обязательство, были подвергнуты санкциям;
- в отношении конфликта в Чеченской Республике, выполнить рекомендации, изложенные в Резолюции 1403 (2004), в особенности привлечь к суду лиц, виновных в нарушениях прав человека; добиваться мирного разрешения конфликта; строго соблюдать нормы международного гуманитарного права; уголовно преследовать любую попытку запугивания и притеснения правозащитников и лиц, обратившихся в Европейский суд по правам человека; выполнять рекомендации, содержащиеся в докладах Европейского комитета по предотвращению пыток, и рассмотреть вопрос об их публикации;
- безоговорочно сотрудничать с Европейским судом по правам человека, воздерживаться от создания каких бы то ни было помех на пути эффективного осуществления права на подачу индивидуальных жалоб в Суд и без промедления и в полном объеме выполнять вынесенные им постановления, в особенности по делу «Илашку и другие»;
- в отношении жестокого обращения и случаев смерти в вооруженных силах вне рамок военных конфликтов, проводить политику абсолютной нетерпимости к сохраняющейся там эндемической проблеме «дедовщины» путем организации учебно-просветительских программ для офицерского состава и проведения систематических, заслуживающих доверия и открытых расследований и уголовного преследования по случаям нарушений;
- в отношении недавно принятого закона об альтернативной гражданской службе, пересмотреть несоразмерный характер закона и привести его в соответствие с европейской практикой;
- активизировать усилия по борьбе с насилием и дискриминацией на религиозной, этнической и расовой почве; улучшить, в частности, положение турок-месхетинцев, желающих остаться в Краснодарском крае, а также расследовать все проверенные случаи притеснения и дискриминации и обеспечить наказание за них;
- гарантировать исключение любой юридической, административной и фискальной дискриминации в отношении так называемых нетрадиционных верований и привести Федеральный закон о свободе совести и о религиозных объединениях в соответствие со стандартами Совета Европы;
- продолжать реформирование судебной системы в строгом соответствии со стандартами Совета Европы в целях эффективного устранения каких бы то ни было сомнений относительно справедливости и независимости судебной системы России, возникших, в частности, в контексте судебных процессов против руководителей компании "ЮКОС";
- продолжить реформу прокуратуры, руководствуясь соответствующими европейскими стандартами; снять оговорку к статье 5 Конвенции о правах человека;
- в отношении закона о федеральной службе безопасности:
- пересмотреть закон о федеральной службе безопасности в целях приведения ее следственных и правоохранительных полномочий в соответствие с принципами и стандартами Совета Европы и выполнения таким образом обязательства, первоначальный предельный срок реализации которого истек в феврале 1997 года;
- незамедлительно передать Лефортово и все другие следственные изоляторы, находящиеся в настоящее время в ведении Федеральной службы безопасности, Министерству юстиции.
- в отношении Европейской хартии региональных языков или языков меньшинств - незамедлительно ее ратифицировать и таким образом выполнить обязательство, первоначальный предельный срок выполнения которого истек в феврале 1997 года;
- в отношении Европейской Социальной Хартии и Европейской конвенции о передаче осужденных лиц - ратифицировать их в кратчайшие сроки.
- Что касается отношений России с соседними и другими странами региона, также являющимися государствами-членами Совета Европы, то приветствуя недавние договоренности о закрытии оставшихся российских военных баз в Грузии, Ассамблея настоятельно призывает российские власти предпринять следующие шаги:
- в отношении вывода российских войск и их техники и вооружений, оставшихся на территории Молдовы, незамедлительно осуществить этот вывод, который должен был быть завершен к октябрю 1997 года;
- в отношении рассмотрения соседних и других стран региона в качестве зон особого влияния, оказывать конструктивное содействие решению открытых вопросов и прекратить такие виды деятельности, как выдача российских паспортов жителям грузинских регионов Абхазии и Южной Осетии, что может, прямо или косвенно, подрывать суверенитет и территориальную целостность этих стран;
- сотрудничать с грузинским органами власти в создании условий для добровольного возвращения турок-месхетинцев в районы, откуда они были насильственно депортированы;
- в отношении депортированных лиц и их потомков, в том числе из Прибалтики, помогать им вернуться домой в соответствии с программами, предусмотренными в Заключении № 193 (1996), и принятым законодательством;
- относительно возвращения культурных ценностей и прочей собственности, затребованной государствами-членами Совета Европы, продолжать усилия, направленные на урегулирование остающихся нерешенными вопросов в рамках прямых переговоров с соответствующими государствами и на взаимовыгодных условиях, принимая во внимание необходимость возвращения культурных ценностей, вывезенных из России во время Второй мировой войны.
- Ассамблея обрадована недавними заявлениями российской делегации, которая обещала прогресс в выполнении некоторых оставшихся обязательств. Тем не менее, Ассамблея желает подчеркнуть, что российское руководство должно не только значительно ускорить выполнение остающихся обязательств, но и скорректировать курс ряда проводимых в последнее время политических, законодательных и административных реформ. Это особенно касается изменений, влияющих на нормальное функционирование плюралистической демократии, которое подразумевает проведение свободных и справедливых выборов, обеспечение надлежащих прав оппозиции, подотчетность исполнительной власти и независимость средств массовой информации.
- В этом контексте Ассамблея принимает решение продолжить мониторинг выполнения Российской Федерацией своих обязанностей и обязательств до тех пор, пока не будет получено подтверждение значительного прогресса, особенно по вопросам, затронутым в настоящей Резолюции.