Какие Действия Следователя Можно Обжаловать В Суде?

Какие Действия Следователя Можно Обжаловать В Суде
Добрый день. Можно ли обжаловать действия следователя? Адвокат Антонов А.П. Добрый день! Согласно ст.ст.123-125 Уголовно-процессуального кодекса, действия (бездействие) и решения дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа, прокурора и суда могут быть обжалованы в установленном настоящим Кодексом порядке участниками уголовного судопроизводства, а также иными лицами в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы.

При нарушении разумных сроков уголовного судопроизводства в ходе досудебного производства по уголовному делу участники уголовного судопроизводства, а также иные лица, интересы которых затрагиваются, могут обратиться к прокурору или руководителю следственного органа с жалобой, которая должна быть рассмотрена в порядке и в сроки, установленные статьей 124 настоящего Кодекса.

Прокурор, руководитель следственного органа рассматривает жалобу в течение 3 суток со дня ее получения. В исключительных случаях, когда для проверки жалобы необходимо истребовать дополнительные материалы либо принять иные меры, допускается рассмотрение жалобы в срок до 10 суток, о чем извещается заявитель.

  1. По результатам рассмотрения жалобы прокурор, руководитель следственного органа выносит постановление о полном или частичном удовлетворении жалобы либо об отказе в ее удовлетворении.
  2. В случае удовлетворения жалобы, поданной в соответствии с частью второй статьи 123 настоящего Кодекса, в постановлении должны быть указаны процессуальные действия, осуществляемые для ускорения рассмотрения дела, и сроки их осуществления.

Заявитель должен быть незамедлительно уведомлен о решении, принятом по жалобе, и дальнейшем порядке его обжалования. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, дознаватель, следователь вправе обжаловать действия (бездействие) и решения прокурора или руководителя следственного органа соответственно вышестоящему прокурору или руководителю вышестоящего следственного органа.

Постановления органа дознания, дознавателя, следователя, руководителя следственного органа об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении уголовного дела, а равно иные действия (бездействие) и решения дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа и прокурора, которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ граждан к правосудию, могут быть обжалованы в районный суд по месту совершения деяния, содержащего признаки преступления.

Если место производства предварительного расследования определено в соответствии с частями второй — шестой статьи 152 настоящего Кодекса, жалобы на действия (бездействие) и решения указанных лиц рассматриваются районным судом по месту нахождения органа, в производстве которого находится уголовное дело.

Жалоба может быть подана в суд заявителем, его защитником, законным представителем или представителем непосредственно либо через дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, орган дознания, следователя, руководителя следственного органа или прокурора. Судья проверяет законность и обоснованность действий (бездействия) и решений дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа, прокурора не позднее чем через 5 суток со дня поступления жалобы в судебном заседании с участием заявителя и его защитника, законного представителя или представителя, если они участвуют в уголовном деле, иных лиц, чьи интересы непосредственно затрагиваются обжалуемым действием (бездействием) или решением, а также с участием прокурора, следователя, руководителя следственного органа.

Неявка лиц, своевременно извещенных о времени рассмотрения жалобы и не настаивающих на ее рассмотрении с их участием, не является препятствием для рассмотрения жалобы судом. Жалобы, подлежащие рассмотрению судом, рассматриваются в открытом судебном заседании, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 241 настоящего Кодекса.

  1. В начале судебного заседания судья объявляет, какая жалоба подлежит рассмотрению, представляется явившимся в судебное заседание лицам, разъясняет их права и обязанности.
  2. Затем заявитель, если он участвует в судебном заседании, обосновывает жалобу, после чего заслушиваются другие явившиеся в судебное заседание лица.

Заявителю предоставляется возможность выступить с репликой. По результатам рассмотрения жалобы судья выносит одно из следующих постановлений: 1) о признании действия (бездействия) или решения соответствующего должностного лица незаконным или необоснованным и о его обязанности устранить допущенное нарушение; 2) об оставлении жалобы без удовлетворения.

Копии постановления судьи направляются заявителю, прокурору и руководителю следственного органа. Принесение жалобы не приостанавливает производство обжалуемого действия и исполнение обжалуемого решения, если это не найдет нужным сделать дознаватель, начальник подразделения дознания, начальник органа дознания, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа, прокурор или судья.

В данном случае такое долгое пребывание Вас в исправительном учреждении было незаконным. Вы можете подать жалобу в прокуратуру или в суд, а также подать заявление о возбуждении уголовного дела в отношении администрации исправительного учреждения. Таким образом, действия следователя могут быть обжалованы руководителю следственного органа, в прокуратуру или в суд.

Какие лица вправе приносить жалобы?

Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу КонсультантПлюс: примечание. О выявлении конституционно-правового смысла ст.125 см. Постановление КС РФ от 21.11.2017 N 30-П.1. Постановления органа дознания, дознавателя, следователя, руководителя следственного органа об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении уголовного дела, а равно иные действия (бездействие) и решения дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа и прокурора, которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ граждан к правосудию, могут быть обжалованы в районный суд по месту совершения деяния, содержащего признаки преступления.

Если место производства предварительного расследования определено в соответствии с частями второй — шестой статьи 152 настоящего Кодекса, жалобы на действия (бездействие) и решения указанных лиц рассматриваются районным судом по месту нахождения органа, в производстве которого находится уголовное дело.

(часть 1 в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 440-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции ) 2. Жалоба может быть подана в суд заявителем, его защитником, законным представителем или представителем непосредственно либо через дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, орган дознания, следователя, руководителя следственного органа или прокурора.

(в ред. Федеральных законов от 24.07.2007 N 214-ФЗ, от 30.12.2015 N 440-ФЗ ) (см. текст в предыдущей редакции ) 3. Судья проверяет законность и обоснованность действий (бездействия) и решений дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа, прокурора не позднее чем через 5 суток со дня поступления жалобы в судебном заседании с участием заявителя и его защитника, законного представителя или представителя, если они участвуют в уголовном деле, иных лиц, чьи интересы непосредственно затрагиваются обжалуемым действием (бездействием) или решением, а также с участием прокурора, следователя, руководителя следственного органа.

Неявка лиц, своевременно извещенных о времени рассмотрения жалобы и не настаивающих на ее рассмотрении с их участием, не является препятствием для рассмотрения жалобы судом. Жалобы, подлежащие рассмотрению судом, рассматриваются в открытом судебном заседании, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 241 настоящего Кодекса.

См. текст в предыдущей редакции ) 4. В начале судебного заседания судья объявляет, какая жалоба подлежит рассмотрению, представляется явившимся в судебное заседание лицам, разъясняет их права и обязанности. Затем заявитель, если он участвует в судебном заседании, обосновывает жалобу, после чего заслушиваются другие явившиеся в судебное заседание лица.

Заявителю предоставляется возможность выступить с репликой.5. По результатам рассмотрения жалобы судья выносит одно из следующих постановлений: 1) о признании действия (бездействия) или решения соответствующего должностного лица незаконным или необоснованным и о его обязанности устранить допущенное нарушение; 2) об оставлении жалобы без удовлетворения.6.

  1. Копии постановления судьи направляются заявителю, прокурору и руководителю следственного органа. (в ред.
  2. Федерального закона от 24.07.2007 N 214-ФЗ) (см.
  3. Текст в предыдущей редакции ) 7.
  4. Принесение жалобы не приостанавливает производство обжалуемого действия и исполнение обжалуемого решения, если это не найдет нужным сделать дознаватель, начальник подразделения дознания, начальник органа дознания, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа, прокурор или судья.

(в ред. Федеральных законов от 24.07.2007 N 214-ФЗ, от 30.12.2015 N 440-ФЗ ) (см. текст в предыдущей редакции ) Ст.125 УПК РФ. Судебный порядок рассмотрения жалоб

Куда можно подать жалобу на действия следователя в Украине?

Законодатель установил, что действия следователя и прокурора могут быть обжалованы в суд.

Кто может обжаловать действия следователя?

Обжалованию подлежит: как эффективно обжаловать решения следователя — Сфера — С точки зрения адвоката, председателя Московской коллегии адвокатов «АиБ» Глеба Плесовских, обжаловать можно и нужно любые решения и действия следователя, которые нарушают нормы действующего законодательства, права и законные интересы заявителя.

  1. Право обжалования при этом есть не только у участников процесса, но и у иных лиц, которые не являются потерпевшими, подозреваемыми или обвиняемыми, но чьи интересы существенно затрагивают проводимые следователем мероприятия.
  2. Тем не менее, чтобы этот механизм действительно работал, в процессе обжалования необходимо учитывать ряд важных моментов.

В первую очередь на подготовительном этапе стоит подавать ходатайство, а не жалобу. «Зачастую наши коллеги подменяют понятия: вместо того, чтобы заявить ходатайство с некой просительной частью, например, требуя от следователя выполнить определенные следственные действия, такие как допрос свидетелей, запрос материалов и документов, возврат изъятых предметов и документов, – они сразу же направляют жалобу прокурору, руководителю следственного органа или в суд», – говорит Глеб Плесовских.

  1. Однако это не больше, чем потеря времени, предупреждает адвокат.
  2. На практике такая жалоба почти всегда подлежит отказу в удовлетворении.
  3. Причина проста – без обращения к следователю с просьбой не будет самого предмета обжалования, то есть отказа на ходатайство.
  4. Кроме того, крайне важно четко формулировать свои требования.

Во-первых, работать с понятными и ясными требованиями банально проще. Во-вторых, решение будет принято быстрее: срок рассмотрения жалоб сторон на действие (бездействие) и решение следователя составляет трое суток, но может быть продлен до 10 суток при условии уведомления заявителя, что, как правило, и происходит.

  1. «Многие коллеги не называют свое творчество вообще никак: то есть они направляют некий документ, который никак не озаглавлен и не имеет ссылок на какие-либо нормативно-правовые акты.
  2. Это приводит к тому, что такой документ может быть зарегистрирован руководителем следственного органа или прокурором не как жалоба, а как обращение.

В таком случае оно подпадает под Федеральный закон № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», срок рассмотрения обращения в рамках которого составляет уже не трое и 10 суток, а 30. Вы не получаете желаемое и сами себе увеличиваете сроки», – объясняет Глеб Плесовских.

  1. Таким образом, необходимо максимально четко формулировать свои требования, ссылаться на нормативно-правовые акты и не боятся называть документ жалобой.
  2. Обжаловать действие (бездействие) и решение следователя можно двумя путями: внесудебным (124 УПК РФ) и судебным (125 УПК РФ).
  3. Внесудебное обжалование предполагает, что любые действия (бездействие) и решение следователя могут быть обжалованы его непосредственному руководителю, руководителю следственного органа, вышестоящему руководителю, а также прокурору.

«Наиболее ярким примером будет одно из самых распространенных решений следователя – это постановление об отказе возбуждения уголовного дела. Логично предположить, что, обжалуя такое решение непосредственному руководителю следователя, шансы на его отмену невелики.

  1. Это реальная практика, но вряд ли мы можем с этим что-то сделать.
  2. Если же такого рода решение мы обжалуем прокурору, шансы возрастают», – рассказывает Глеб Плесовских.
  3. Юрист напоминает, что прокуратура должна достигать определенных показателей, в том числе по количеству отмененных материалов.
  4. Именно на этом и могут сыграть адвокаты: почти любое решение следователя об отказе в возбуждении дела может быть отменено в силу своеобразной «конкуренции» между органами прокуратуры и следствия.

Так, говорит адвокат, если обжаловать прокурору практически любое решение следователя об отказе в возбуждении уголовного дела, какое бы обоснованное, мотивированное и красиво написанное оно ни было, то оно, скорее всего, будет отменено. Тем не менее, подчеркивает Глеб Плесовских, это не значит, что никогда не надо обжаловать решение следователя его непосредственному руководителю.

В качестве примера он приводит случай из собственной практики, когда заявителю неоднократно отказывали в возбуждении уголовного дела. Поначалу следователи просто не могли или не хотели найти достаточных оснований. Однако заявитель был человеком с тяжелым характером, постоянно оформлял жалобы и предъявлял претензии следствию, поэтому каждый новый проверяющий уже не воспринимал дело всерьез.

Тогда заявитель обратился с ходатайством по ознакомлению с материалами проверки в полном объеме, сославшись на ведомственную инструкцию органов следственного комитета о порядке рассмотрения обращений граждан. Ему вновь было отказано – как отмечает лектор, сделано это было либо по неопытности отказавшего, либо из-за элементарной загруженности.

  1. Однако отказ был не обоснован, и это дало заявителю повод для жалобы непосредственному руководителю отказавшего в ходатайстве следователя.
  2. «Это был очень грамотный ход.
  3. Сначала он обратился с ходатайством, увидел процессуальное нарушение и указал на это в своей жалобе руководителю следственного органа.

Разумеется, руководитель не стал подставлять себя, тем более перед вышестоящим руководством. Так что заявитель получил желаемое. Поэтому это не всегда бесперспективно. Если вы видите явное нарушение закона, норм или ваших прав, обжалуйте решение руководителю.

  • Как минимум, это даст возможность идти дальше, к руководителю вышестоящего следственного органа, например, следственного управления по городу или по субъекту федерации», – убежден адвокат.
  • Судебный порядок подачи жалобы – невероятно эффективный механизм, объясняет Глеб Плесовских, и решение следователя будет практически однозначно отменено.

«Когда в суд поступает, например, жалоба на постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, первое, что делает его судья или помощник, – запрашивает материалы проверки целиком в следственном органе. Для любого руководителя следственного органа, когда из суда поступает такой запрос, это своего рода звоночек к тому, что решение пора отменять своими силами.

Потому что если его отменит суд, следствие ждут гораздо более печальные последствия», – рассказывает адвокат. Как поясняет лектор, обычно уже на первое судебное заседание следователь приходит с постановлением об отмене своего решения. Результат достигнут, хотя оно отменено силами все того же руководителя.

Эксперт отмечает, что универсального рецепта по выбору типа обжалования все же не существует, поэтому разумнее будет сочетать методы обжалования и обратиться к нескольким должностным лицам одновременно. Эффективность жалобы зависит не только от ее содержания, но и от оформления.

Обилие выделений жирным шрифтом, подчеркиваний и восклицательных знаков считается признаком непрофессионализма – и отношение к жалобе будет соответствующим, подчеркивает адвокат. Свободное повествование в обжаловании также не приветствуется. Документ должен быть структурирован на несколько абзацев: каждый из них представляет собой довод или аргумент, разбивающий позицию следователя.

«Ссылайтесь на нормативно-правовые акты, но без фанатизма. Я знаю некоторых коллег, которые чересчур ответственно подходят к этому вопросу и запихивают в жалобу или ходатайство всю «нормативку» подряд. Конечно, это нужно делать. Если вы называете документ жалобой, то сошлитесь на те нормы ПК, которые регламентируют подачу жалобы.

  • «Отменить постановление такого-то следователя как незаконное и необоснованное» – если речь идет об обжаловании постановления.
  • «Возвратить предметы и документы, изъятые в ходе обыска такого-то числа по такому-то адресу» – если дело в иных действиях.
  • «Прошу истребовать для изучения материалы проверки уголовного дела на предмет установления наличия вышеперечисленных процессуальных нарушений» – в случае обращения к вышестоящему руководителю следственного органа либо прокурору.

Подробнее о том, на что обратить внимание при подготовке и подаче жалобы на действия и решение следователя, – в лекции «Обжалуем решения следователя правильно и эффективно» Глеба Плесовских в рамках проекта LawХакер на площадке Legal Academy. Источник изображения: jcomp — www.freepik.com

В каком порядке могут быть обжалованы незаконные действия следователя?

порядок обжалования действий и решений следователя В соответствии с п.41 ст.5 УПК РФ следователь — должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, а также иные полномочия, предусмотренные Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.

Действия и бездействия данного лица в первую очередь могут быть обжалованы в соответствии с требованиями данного кодекса руководителю следственного органа, который уполномочен: поручать производство предварительного следствия следователю либо нескольким следователям, изымать уголовное дело у следователя и передавать его другому следователю, создавать следственную группу, отменять по находящимся в производстве подчиненного следственного органа уголовным делам незаконные или необоснованные постановления следователя, давать ему указания о направлении расследования, об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения, давать согласие следователю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отстранять следователя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований Уголовного Кодекса, утверждать постановление следователя о прекращении производства по уголовному делу, возвращать уголовное дело следователю со своими указаниями о производстве дополнительного расследования.

Читайте также:  Что Служит Основанием Для Прекращения Полномочий Судьи?

При отсутствии со стороны руководителя следственного органа надлежащего процессуального контроля, действия следователя могут быть обжалованы прокурору или в суд. В соответствии с требованиями ст.124 УПК РФ прокурор, руководитель следственного органа рассматривает жалобу в течение 3 суток со дня ее получения.

  1. В исключительных случаях, когда для проверки жалобы необходимо истребовать дополнительные материалы либо принять иные меры, допускается рассмотрение жалобы в срок до 10 суток, о чем извещается заявитель.
  2. По результатам рассмотрения жалобы прокурор, руководитель следственного органа выносит постановление о полном или частичном удовлетворении жалобы либо об отказе в ее удовлетворении.

Заявитель должен быть незамедлительно уведомлен о решении, принятом по жалобе, и дальнейшем порядке его обжалования. Так, в результате обращения гражданина П. в Гагаринскую межрайонную прокуратуру г. Москвы с жалобой в порядке ст.124 УПК РФ на незаконное постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, прокурором указанное решение отменено, возбуждено уголовное дело, в рамках которого П.

Жалоба может быть подана в суд заявителем, его защитником, законным представителем или представителем непосредственно либо через следователя, руководителя следственного органа или прокурора.Судья проверяет законность и обоснованность действий (бездействия) и решений следователя, не позднее чем через 5 суток со дня поступления жалобы в судебном заседании с участием заявителя и его защитника, законного представителя или представителя, если они участвуют в уголовном деле, иных лиц, чьи интересы непосредственно затрагиваются обжалуемым действием (бездействием) или решением, а также с участием прокурора, следователя, руководителя следственного органа.По результатам рассмотрения жалобы судья выносит одно из следующих постановлений: о признании действия (бездействия) или решения следователя незаконным или необоснованным и о его обязанности устранить допущенное нарушение, либо об оставлении жалобы без удовлетворения.

В 2012 году непосредственно в суд обратился гражданин И. с жалобой на незаконный отказ следователя в признании его потерпевшим по уголовному делу о мошенничестве. Суд, исследовав материалы уголовного дела, признал такой отказ незаконным, постановил устранить допущенное нарушение.

Что делать если следователь затягивает дело?

Здравствуйте. Что делать если следователь бездействует? Адвокат Антонов А.П. Добрый день! Согласно ст.ст.123-125 Уголовно-процессуального кодекса, действия (бездействие) и решения дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа, прокурора и суда могут быть обжалованы в установленном настоящим Кодексом порядке участниками уголовного судопроизводства, а также иными лицами в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы.

При нарушении разумных сроков уголовного судопроизводства в ходе досудебного производства по уголовному делу участники уголовного судопроизводства, а также иные лица, интересы которых затрагиваются, могут обратиться к прокурору или руководителю следственного органа с жалобой, которая должна быть рассмотрена в порядке и в сроки, установленные статьей 124 настоящего Кодекса.

Прокурор, руководитель следственного органа рассматривает жалобу в течение 3 суток со дня ее получения. В исключительных случаях, когда для проверки жалобы необходимо истребовать дополнительные материалы либо принять иные меры, допускается рассмотрение жалобы в срок до 10 суток, о чем извещается заявитель.

  1. По результатам рассмотрения жалобы прокурор, руководитель следственного органа выносит постановление о полном или частичном удовлетворении жалобы либо об отказе в ее удовлетворении.
  2. В случае удовлетворения жалобы, поданной в соответствии с частью второй статьи 123 настоящего Кодекса, в постановлении должны быть указаны процессуальные действия, осуществляемые для ускорения рассмотрения дела, и сроки их осуществления.

Заявитель должен быть незамедлительно уведомлен о решении, принятом по жалобе, и дальнейшем порядке его обжалования. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, дознаватель, следователь вправе обжаловать действия (бездействие) и решения прокурора или руководителя следственного органа соответственно вышестоящему прокурору или руководителю вышестоящего следственного органа.

Постановления органа дознания, дознавателя, следователя, руководителя следственного органа об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении уголовного дела, а равно иные действия (бездействие) и решения дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа и прокурора, которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ граждан к правосудию, могут быть обжалованы в районный суд по месту совершения деяния, содержащего признаки преступления.

Если место производства предварительного расследования определено в соответствии с частями второй — шестой статьи 152 настоящего Кодекса, жалобы на действия (бездействие) и решения указанных лиц рассматриваются районным судом по месту нахождения органа, в производстве которого находится уголовное дело.

  1. Жалоба может быть подана в суд заявителем, его защитником, законным представителем или представителем непосредственно либо через дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, орган дознания, следователя, руководителя следственного органа или прокурора.
  2. Судья проверяет законность и обоснованность действий (бездействия) и решений дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа, прокурора не позднее чем через 5 суток со дня поступления жалобы в судебном заседании с участием заявителя и его защитника, законного представителя или представителя, если они участвуют в уголовном деле, иных лиц, чьи интересы непосредственно затрагиваются обжалуемым действием (бездействием) или решением, а также с участием прокурора, следователя, руководителя следственного органа.

Неявка лиц, своевременно извещенных о времени рассмотрения жалобы и не настаивающих на ее рассмотрении с их участием, не является препятствием для рассмотрения жалобы судом. Жалобы, подлежащие рассмотрению судом, рассматриваются в открытом судебном заседании, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 241 настоящего Кодекса.

В начале судебного заседания судья объявляет, какая жалоба подлежит рассмотрению, представляется явившимся в судебное заседание лицам, разъясняет их права и обязанности. Затем заявитель, если он участвует в судебном заседании, обосновывает жалобу, после чего заслушиваются другие явившиеся в судебное заседание лица.

Заявителю предоставляется возможность выступить с репликой. По результатам рассмотрения жалобы судья выносит одно из следующих постановлений: 1) о признании действия (бездействия) или решения соответствующего должностного лица незаконным или необоснованным и о его обязанности устранить допущенное нарушение; 2) об оставлении жалобы без удовлетворения.

Копии постановления судьи направляются заявителю, прокурору и руководителю следственного органа. Принесение жалобы не приостанавливает производство обжалуемого действия и исполнение обжалуемого решения, если это не найдет нужным сделать дознаватель, начальник подразделения дознания, начальник органа дознания, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа, прокурор или судья.

В данном случае такое долгое пребывание Вас в исправительном учреждении было незаконным. Вы можете подать жалобу в прокуратуру или в суд, а также подать заявление о возбуждении уголовного дела в отношении администрации исправительного учреждения. Таким образом, на бездействие следователя может быть подана жалоба руководителю следственного органа, в прокуратуру или в суд.

Как подать жалобу на действия следователя?

Как написать жалобу на следователя? —

  • действие (либо бездействие), которое вызвало недовольство, подробно описывается в документе;
  • в случае, если следователь выносил постановления, которые вас не устраивают и нарушают право на защиту, обязательно приложите их к жалобе;
  • отмативируйте нарушения с точки зрения процедуры закона, укажите какую норму необходимо было применять должностному лицу и как действовать, имея правовое обоснование жалоба с большим шансом будет иметь положительный эффект;
  • отправить жалобу на дознавателя (следователя) можно письмом по почте. Но правильнее всего передать ее в руки секретарю. Бумага должна быть зарегистрирована в журнале с присвоением номера и указанием даты ее поступления—обратившийся в этом случае имеет право и возможность все проконтролировать.
  • не забывайте про такой новый способ подачи жалоб как формы на официальных сайтах правоохранительных органов.

Куда жаловаться на беспредел полиции?

МВД опубликовало номера call-центров для жалоб граждан на действия сотрудников полиции, передает Tengrinews.kz со ссылкой на Polisia.kz. Министр внутренних дел Ерлан Тургумбаев поручил Департаменту собственной безопасности тщательно проверять поступающие жалобы граждан на действия сотрудников полиции.

  • В средствах массовой информации и социальных сетях размещаются сведения о неправомерных действиях сотрудников полиции, в том числе по осмотру сотовых телефонов.
  • МВД официально заявляет, что проверка, а также осмотр сотовых телефонов граждан без их согласия либо при отсутствии санкции суда запрещены «, — подчеркнули в ведомстве.

В этой связи министром наряду с иными вопросами обеспечения правопорядка в стране руководителям служб и территориальных подразделений указано на строгое соблюдение конституционных прав граждан, недопущение их необоснованного вовлечения в орбиту уголовного и административного преследования.

УСБ ДП Нур-Султана — 8 702 127 98 18 УСБ ДП Алматы — 8 707 927 67 69 УСБ ДП Шымкента — 8 (7252) 21 43 23 УСБ ДП Акмолинской области — 8 (7162) 25 03 60 УСБ ДП Алматинской области — 8 (7282) 60 81 58 УСБ ДП Актюбинской области — 8 (7132) 52 16 91 УСБ ДП Атырауской области — 8 (7122) 25 10 38 УСБ ДП Восточно-Казахстанской области — 8 (7232) 23 43 32 УСБ ДП Жамбылской области — 8 (7262) 45 43 39, 8 701 072 70 00 УСБ ДП Западно-Казахстанской области — 8 (7112) 98 45 68, 98 42 75, 98 40 44, 8 707 290 28 84 УСБ ДП Карагандинской области — 8 (7212) 42 93 39 УСБ ДП Костанайской области — 8 707 715 44 24 УСБ ДП Кызылординской области — 8 (7242) 27 28 74, 8 747 182 51 43 УСБ ДП Мангистауской области — 8 (7292) 47 52 69 УСБ ДП Павлодарской области — 8 (7182) 32 28 22 УСБ ДП Северо-Казахстанской области — 8 (7152) 61 26 89, 8 700 161 26 89 УСБ ДП Туркестанской области — 8 701 121 93 35 УСБ ДП на транспорте — 8 (7172) 94 23 20, 8 707 294 23 20

«Каждое обращение будет индивидуально рассмотрено, а гражданин получит исчерпывающий ответ», — заверили в МВД. У Tengrinews.kz есть Telegram-канал. Это быстрый и удобный способ получать самые главные новости прямо на твой телефон. Өзекті жаңалықтарды сілтемесіз оқу үшін Telegram желісінде парақшамызға тіркеліңіз!

Кто рассматривает жалобу на следователя?

УПК РФ Статья 124. Порядок рассмотрения жалобы прокурором, руководителем следственного органа (в ред. Федерального от 05.06.2007 N 87-ФЗ) (см. текст в предыдущей ) 1. Прокурор, руководитель следственного органа рассматривает жалобу в течение 3 суток со дня ее получения.

  1. В исключительных случаях, когда для проверки жалобы необходимо истребовать дополнительные материалы либо принять иные меры, допускается рассмотрение жалобы в срок до 10 суток, о чем извещается заявитель. (в ред.
  2. Федерального от 05.06.2007 N 87-ФЗ) (см.
  3. Текст в предыдущей ) 2.
  4. По результатам рассмотрения жалобы прокурор, руководитель следственного органа выносит постановление о полном или частичном удовлетворении жалобы либо об отказе в ее удовлетворении.

(в ред. Федерального от 05.06.2007 N 87-ФЗ) (см. текст в предыдущей ) 2.1. В случае удовлетворения жалобы, поданной в соответствии с настоящего Кодекса, в постановлении должны быть указаны процессуальные действия, осуществляемые для ускорения рассмотрения дела, и сроки их осуществления.

  • Часть 2.1 введена Федеральным от 30.04.2010 N 69-ФЗ) 3.
  • Заявитель должен быть незамедлительно уведомлен о решении, принятом по жалобе, и дальнейшем порядке его обжалования.4.
  • В случаях, предусмотренных настоящим, дознаватель, следователь вправе обжаловать действия (бездействие) и решения прокурора или руководителя следственного органа соответственно вышестоящему прокурору или руководителю вышестоящего следственного органа.

(часть четвертая в ред. Федерального от 05.06.2007 N 87-ФЗ) (см. текст в предыдущей ) Открыть полный текст документа Читать подробнее: УПК РФ Статья 124. Порядок рассмотрения жалобы прокурором, руководителем следственного органа

Какие решения прокурора может обжаловать следователь?

Бегиев Хазрит Билялович соискатель кафедры уголовного процесса Краснодарского университета МВД России (тел.: 88612583596) Право на обжалование решений прокурора и руководителя следственного органа как гарантия соблюдения процессуальной самостоятельности следователя Аннотация Следователь вынужден расследовать уголовное дело в тех рамках, которые установил для него руководитель следственного органа.

Он лишен права самостоятельного принимать важные процессуальные решения, находясь в полной процессуальной и ведомственной зависимости от руководителя следственного органа. Из сказанного можно заключить, что по ныне действующему УПК центральной фигурой в расследовании уголовного дела является руководитель следственного органа.

А следователь, скорее, его помощник или технический исполнитель. Автор предлагает изменить и дополнить содержание некоторых статей УПК РФ, что позволит совершенствовать эффективность деятельности следователя. Annotation The coroner have to investigate the criminal deal in that frame, mounted-swarm has installed for it leader of the investigstion organ.

  • He is deprived right independent to take the important processual of the decision, being in full processual and departmental dependency from leader prosecutive organ.
  • From said possible to conclude that on now acting UPK central figure in investigation of the criminal deal is chief investigstion organ.

But coroner, sooner, its assistant or technical performer.The Author offers to change and дополнить contents some article UPK RF that will allow to improve efficiency to activity prosecutor. Ключевые слова: прокурор, следователь, руководитель следственного органа, участники уголовного судопроизводства, предварительное расследование, процессуальная самостоятельность следователя, уголовный процесс, ведомственная зависимость следователя.

  • Ey words: the public prosecutor, coroner, leader of the investigation organ, participants criminal proceedings, preliminary investigation, процессуальная independence of the coroner, criminal process, departmental envy-bridge of the coroner.
  • Несением изменений Федеральным В законом №87-ФЗ от 05.06.07 г.

в УПК РФ соотношения между участниками уголовного судопроизводства со стороны обвинения, а именно следователя, руководителя следственного органа (РСО) и прокурора претерпели значительные изменения. Полномочия прокурора по надзору за предварительным расследованием значительно урезаны.

  • Связано это с передачей большинства полномочий прокурора, в досудебном судопроизводстве, руководителю следственного органа.
  • По мнению одних ученых, нововведения повысили процессуальную самостоятельность следователя.
  • Гаврилова Б.Я.
  • Утверждает, что «Федеральным законом №87-ФЗ от 05.06.2007г.
  • В ст.38 УПК РФ внесены существенные изменения, выразившиеся, в том числе в исключении из УПК РФ процессуальной нормы о необходимости получения согласия прокурора на принятие процессуальных решений и производство следственных действий, требующих в силу ч.2 ст.29 УПК РФ судебного разрешения.

Эти изменения позволяют в большей степени обеспечить процессуальную самостоятельность следователя и значительно упростить про-цедуры производства 82 отдельных следственных действий и принятия следователем процессуальных решений по расследуемому им уголовному делу»,

Поддержана позиция законодателя и рядом других авторов. Так, Бобырев В.В., Ефимичев С.П. и Ефимичев П.С. пишут, «анализ положения следователя позволяет утверждать, что объем его прав позволяет ему выполнить все обязанности и разрешить все стоящие перед ним задачи по расследованию преступлений. Единственное ограничение — получение согласия руководителя следственного органа на обжалование решений прокурора нельзя рассматривать как ограничение его процессуальной самостоятельности.В настоящее время следователь не принимает ни одного решения, так или иначе существенно влияющего на права участников процесса, а поэтому новая редакция ст.38 УПК РФ, регламентирующая правовое положение следователя, является вполне обоснованной, отвечающей велению времени.

Большей процессуальной самостоятельности, чем предусмотрено в статье 38, следователю не нужно. Она будет излишней», Между тем, существует ряд авторов, имеющих противоположное мнение. Так, Ковтун Н.Н. и Юнусов А.А. отмечают, «Получилось, извините, как всегда.

Нет, изменения по виду весьма кардинальных. Следователь — (как бы) впервые процессуально независим; прокурор -процессуально низложен, лишившись (по отношению к следователю) большинства из властно-распорядительных своих полномочий на досудебном этапе. Но это — по виду. На деле -прокуратура — все тот же хозяин процесса; следователь — так же зависит от субъективного усмотрения прокурора в важнейших моментах процес-са.Речь идет о приказах Генерального прокурора РФ от 06.09.2007 г.

Читайте также:  Как Правильно Писать Фамилию В Заявлении?

№137 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания» и от 06.09.2007 г. №136 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия», посредством которых прокуратура, по сути, вернула себе контроль за следствием, сама «благодаря» законодателю более не отвечая ни за результаты расследования, ни за его ошибки».

Аналогичной позиции придерживается Г. Королев. Он полагает, что из полномочий следователя, перечисленных в ч.2 ст.38 нынешнего УПК, только два он вправе выполнять абсолютно самостоятельно: а) принимать уголовное дело к своему производству; б) давать органу дознания поручения. Декларируемая в п.3 указанной нормы самостоятельность направления им хода расследования и принятия решения о производстве следственных и процессуальных действий сводится практически к минимуму, вследствие закрепления исключений из этого «правила»,

Обратимся к закону. Считает, что основной нормой, закрепляющей процессуальную самостоятельность следователя, является его право обжаловать решения прокурора и указания руководителя следственного органа, то есть вышестоящего должностного лица, обеспечивающего процессуальный контроль и надзор.

Эти нормы закреплены в ст.ст.37; 38; 39 УПК РФ. Как видим, законодатель не исключил положение о процессуальной самостоятельности следователя. Так, в законе говорится о том, что следователь «уполномочен самостоятельно направлять ход расследования». Однако он не уполномочен самостоятельно принимать решения о производстве следственных и иных дейст-вий, на проведение которых требуется получение судебного решения.

Если до внесений изменений следователь обращался за получением согласия на проведение следственных действий к прокурору, то теперь за подобным согласием он обязан обратиться к руководителю следственного органа. Авторы нововведений утверждают, что следователь стал более самостоятельным связывая это с тем, что упростилась процедура получения разрешения суда на проведение следственных действий.

Данное положение регулируются п.3 ч.1 ст.38 и п.4 ч.1 ст.39 УПК РФ. Казалось бы, следователю удобнее получить «согласие» на проведение следственного действия у своего непосредственного начальника, с которым он совместно работает. Между тем руководитель следственного органа может отказать в даче «согласия», без указания причин такого отказа.

Следователь не уполномочен, обжаловать подобные действия руководителя следственного органа. В судебном заседании, при рассмотрении ходатайства следователя о проведении следственного действия, вправе участвовать прокурор, а также следователь (ч.3 ст.165).

  • Однако мнение прокурора может быть отличным от мнения следователя.
  • Прокурор может представить мотивированное заключение о законности проведении следственных действий, о которых ходатайствует следователь.
  • Автор считает, что в этом нет необходимости.
  • Обжаловать решение, вынесенное судом, следователь не уполномочен.

Таким образом, если до внесения в закон изменений, проведение следст-венного действия, проводимого с разрешения суда, завесило от по зиц ии пр оку ро ра и с уд а, то по ныне действующему законодательству, проведение 83 указанных следственных действий, ставиться еще и в зависимость от позиции руководителя следственного органа.

  • Вряд ли можно согласиться с утверждением, что такая многоступенчатая процедура получения судебного решения, порождающая юридические коллизии, является более упрощенной.
  • Рассмотрим положение о полномочиях следователя по обжалованию решений прокурора в порядке, установленном частью четвертой статьи 221 настоящего Кодекса.

Данное положение закона регулируются ч.6 ст.37; п.5 ч.2 и ч.3 ст.38; п.10 ч.1 и ч.4 ст.39 УПК РФ. Как видно, следователь может обжаловать лишь несколько решений прокурора, а именно: об отмене постановления о возбуждении уголовного дела, о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения или квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и установления выявленных недостатков, при условии, что против этого не возражает руководитель следственного органа.

  • Из чего следует, что если руководитель следственного органа не согласен на обжалование решений прокурора, следователь обязан их выполнить, если даже убежден, что тем самым нарушает права и законные интересы граждан и лиц, вовлеченных в уго-ловное судопроизводство.
  • На мой взгляд, наличие подобного «барьера» на обжалование решений прокурора, значительно ограничивает процессуальную самостоятельность следователя.

Мы согласны с позицией Новикова Е.А. утверждающего, что в целях сохранения процессуальной самостоятельности следователя необходимо отказаться от согласия руководителя следственного органа как условия обжалования вышестоящему прокурору решения нижестоящего, принятого в порядке п.2 ч.1 ст.221 УПК РФ.

  • По отношению к руководителю следственного органа следователь поставлен в еще более жесткие рамки.
  • Он уполномочен обжаловать лишь письменные указания руководителя следственного органа нашедшие свое отражение в ч.3 ст.39 УПК.
  • Все другие решения и действия руководителя следственного органа по отношению к следователю, то есть полномочия по процессуальному контролю и надзору, перешедшие от прокурора, следователь обжаловать не может.

Туда входят решения: Об отмене незаконных или необоснованных постановлений следователя; Об отказе в даче согласия следователю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, о продлении, об отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения; Об отстранении следователя от дальнейшего производства расследования, если им, по мнению руководителя следственного органа, допущено нарушение требований настоящего Кодекса; Об отказе в утверждении постановления следователя о прекращении производства по уголовному делу; Об отказе в даче согласия следователю, производившему предварительное следствие по уголовному делу, на обжалование в порядке, установленном частью четвертой статьи 221 настоящего Кодекса, решения прокурора, вынесенного в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 221 настоящего Кодекса; о возвращении уголовного дела следователю со своими указаниями о производстве дополнительного расследования.

  • Хамгоков М.М.
  • Полагает, что отсутствие правовых полномочий у следователя, по обжалованию действий руководителя следственного органа является упущением законодателя,
  • Негативно относится к этому и Быков В.М.
  • Он отмечает, что «указанная норма закона не способствует воспитанию следователей в духе самостоятельности в принятии решений и личной ответственности за последствия их исполнения, укреплению его служебного авторитета»,

Автор позволяет себе заметить, что нынешний следователь не может самостоятельно, без согласования с руководителем следственного органа, принять по делу важное процессуальное рушение. В свою очередь такое положение может породить у следователя ложное мнение, якобы ответственность за принятое решение несет его руководитель следственного органа.

  1. Конечно же, это глубокое заблуждение.
  2. Таким образом, по ныне действующему УПК исход уголовного дела определяет не следователь, а руководитель следственного органа.
  3. Принимаемые им решения по уголовному делу, не могут быть обжалованы следователем.
  4. Не может на них в оперативном порядке отреагировать и прокурор, так как он изучает уголовное дело лишь после того, как оно поступит к нему, для утверждения обвинительного заключения.

Следователь вынужден расследовать уго-ловное дело в тех рамках, которые установил для него руководитель следственного органа. Он лишен права самостоятельного принимать важные процессуальные решения, находясь в полной процессуальной и ведомственной зависимости от руководителя следственного органа.

Из сказанного можно заключить, что по ныне действующему УПК центральной фигурой в расследовании уго-ловного дела является руководитель следственного органа. А следователь, скорее, его помощник или технический исполнитель.84 В этой связи нельзя не согласиться с утверждением Л.В. Винницкого и Н.Е. Шишкевича о том, что «права следователя оказались еще более урезанными, ибо начальник следственного органа, т.е.

административный руководитель, теперь наделен процессуальными функциями. Данное положение прямо противоречим Концепции судебной реформы в РСФСР, принятой Верховным Советом РСФСР 21 октября 1991 года, где указано, что центральной фигурой расследования является следователь, что в его работе должно быть преобладание внутреннего убеждения над приказом начальника.

Подчеркивается, что недопустимо процессуальное подчинение следователя административным начальникам, наделение последних процессуальными полномочиями», Не согласен с подобным положением следователя и О. Темираев, который полагает, что «ослабление ключевой фигуры уголовного процесса — следователя, сведет его к положению рядового чиновника в правоохранительных ведомствах, все больше и больше зависящего от начальства, материальных проблем, других внешних обстоятельств, что чревато самыми тяжелыми последствиями для правосудия в целом»,

Автор также поддерживает мнение Ткачева И.В. утверждающего, что «следователь стал полностью зависим от руководителя следственного органа, который в одном лице соединяет процессуальные и административные (в том числе дисциплинарные) полномочия по отношению к следователю.

  • Это может привести к тому, что следователь будет, при принятии решений руководствоваться не своим внутренним убеждением и законом, а мнением начальника, что в свою очередь, может повлечь за собой множество нарушений прав лиц, участвующих в судопроизводстве»,
  • Следователь не защищен от произвола руководителя органа предварительного расследования, говорит Колоколов Н.А., более того, «избранная им с согласия последнего мера пресечения не может быть отменена или изменена без согласия руководства.

Следовательно, незаконно лишенный свободы должен будет находится под стражей до тех пор, пока процессуальную ошибку за следователем не признает и его начальник», О необходимости наделения следователя полномочиями по обжалования решений руководителя следственного органа Быков В.М.

  • Пишет, «законодатель совершенно обоснованно исходит из того, что следователь лучше, чем кто -либо, знает материалы расследуемого уголовного дела, обстоятельства преступления, собранные по делу доказательства.
  • Имея свою обоснованную позицию по делу, следователь должен получить законодательно закрепленную возможность отстаивать свое мнение перед вышестоящим руководителем следственного органа»,

Проведенный нами опрос следователей различных ведомств показал, что следователь обладал наибольшей процессуальной самостоятельностью в пери-од действия УПК РСФСР Таковы мнения (75) 51.7 % следователей Следственного Комитета и (78) 30.8% следователей МВД.

  1. В этой связи автор проводит сравнительный анализ положений, закреплявших в УПК РСФСР право следователя обжаловать решения прокурора и руководителя следственного органа.
  2. В силу указанных норм, следователь имеет полномочия обжаловать указания руководителя Следственного органа прокурору.
  3. Вследствие этого все разногласия между следователем и руководителем Следственного органа, разрешал прокурор.

В отношении прокурора, следователь мог обжаловать вышестоящему прокурору не только указания прокурора, но и любые его действия (бездействия). Как видно, следователь не был ограничен правом обжалования лишь определенных указаний или решений прокурора. В случае несогласия вышестоящего прокурора с возражениями следователя, он поручал уголовное дело другому следователю.

  1. Итак, обжалование указаний руководителя Следственного органа прокурору, а так же действий (бездействий) и решений прокурора вышестоящему прокурору, давало следователю возможность не принимать незаконные процессуальные решения, вопреки его внутреннему убеждению.
  2. Руководитель Следственного органа, ни прокурор, не могли принудить такого следователя принять иное решение.

На наш взгляд, подобная норма закона являлась гарантией реализации процессуальной самостоятельности следователя, а значит и обеспечения принятия законного и обоснованного решения. Следует заключить, что принять законное и обоснованное решение по делу может только процессуально самостоятельный следователь.

Вместе с тем самостоятельность следователя не может быть безгранична. Необходимо установить тот баланс, который позволял бы следователю быть самостоятельным, не имея, возможности злоупотреблять этими полномочиями. Таким образом, анализ научной литературы и положений законодательства позволяют сделать вывод о том, что с внесением ФЗ-№87 от 05.06.2007г.

изменений в УПК РФ процессуальная самостоятельность следователя сведена к минимуму. Автор считает, что необходимо сохранить за 85 следователем его процессуальную самостоятельность, освободив его от излишней опеки руководителя следственного органа. Добиться этого можно лишь наделив следователя полномочиями на право обжалования, не только решений прокурора и указаний руководителя следственного органа, но и действий (бездействий) указанных должностных лиц, по находящемуся в производстве следователя уголовному делу.

А также, наделением руководителя следственного органа и вышестоящего руководитель следственного органа полномочием, в случае несогласия с возражениями следователя, передавать уголовное дело другому следователю. За введение подобных изменений высказались (186) 73.3% опрошенных следо-вателей системы МВД.

Следует предположить, что указанной нормой закона, воспользуются не все следователи. Законом будут пользоваться следователи принципиальные, инициативные, критически мыслящие, ответственные за принимаемые решения и готовые их отстаивать, ставящие во главе угла соблюдение конституционных прав граждан и лиц, вовлеченных в уголовное судопроизводство.

  • К сожалению, «в настоящее время, основной костяк следователей и их руководителей имеют опыт работы не более 3-х, в лучшем случае 5 лет.
  • Уровень знаний и профессиональной подготовки следователей оставляет желать лучшего, это общеизвестно»,
  • Подобные предположения основаны на результатах проведенного нами анкетирования практических работников.

(231) 91.3 % следователей системы МВД и (126) 86.8% следователей СК при прокуратуре РФ заявили, что ни разу не обжаловали указания руководителя следственного органа. (231) 91.3 % следователей системы МВД и (110) 75.8% следователей СК при прокуратуре РФ заявили, что ни разу не обжаловали решения прокурора.

  • По мнению Быкова В.М.
  • Для того, чтобы рассматриваемая норма реально применялась на практике, представляется целесообразной разработка дополнительных процессуальных гарантий для следователей, которые обращаются к руководителю вышестоящего следственного органа в порядке ч.3 ст.39 УПК РФ,
  • На наш взгляд, одним из дополнительных гарантий позволившего следователю пользоваться рассматриваемой нормой закона, без негативных последствий, явилось бы снижение ведомственной зависимости следователя от РСО, путем установления порядка назначения и освобождение с должности, по решению квалификационной комиссии.

В свою очередь сохранение за следователем указанных полномочий, станет гарантией исключения возможности принуждения следователя принять незаконное процессуальное решение, вопреки сложившемуся у него внутреннему убеждению, основанному на оценке собранных доказательств и всех обстоятельств уголовного дела.

  • Престиж к профессии следователя необходимо повышать.
  • Современному уголовному судопроизводству России нужен профессиональный следователь, который мог бы в полной мере пользоваться своими полномочиями, в том числе, определяющими его процессуальную самостоятельность, в целях быстрого выполнения поставленных перед ними задач.1.

Гаврилов Б.Я. Совершенствование предварительного следствия позиции Федерального закона от 05.06.2007 №87-ФЗ// Уголовныйпроцесс.2007. №9.С.18-19.2. Бобырев В.В. Ефимичев С.П., Ефимичев П.С. Изменения в УПК РФ и полномочия прокурора // Вестник академии Гзнеральной прокуратуры Российской Федерации.2008.

  • 1(3).С.9-12; Бобырев В.В.
  • Ефимичев С.П., Ефимичев П.С.
  • Обеспечение законности при расследовании//Законность.2007.
  • 12.С.30.3.
  • Ковтун Н.Н., Юнусов А.А.
  • Реформы ради реформ: или некоторые размышления по поводу сути и содержания законодательных новелл от 5 июня 2007г.
  • // Следователь.2007.
  • 10 С.36.4.
  • Королев Г.

Реорганизация досудебного производства: проблемы и перспективы Законность //2008. №1.С.8.5. Новиков Е.А. Руководитель следственного органа в Российском уголовном судопроизводстве: процессуальные и организационные аспекты. Автореф. Дис.канд. юр. Наук.М.2009.С.16.6.

  1. Хамгоков М.М.
  2. Проблемы руководства следователем, членом следственной группы // Закон и право.2008.
  3. 11.С.65-66.7.
  4. Быков В.М.
  5. Процессуальная самостоятельность следователя.
  6. Уголовный процесс.
  7. 5 2008 С.42.8.
  8. Винницкий Л.В., Шишкевич Н.Е.
  9. Новеллы в уголовно — процессуальном законодательстве и практика их применения//Юридический консультант.2008.

№5.С.19.9. Темираев О. Процессуальная самостоятельность следователя: мнение 86 практиков // Законность.2008. №5.С.28-31.10. Ткачев И.В. Современные проблемы реформирования досудебного производства в соответствии с уголовно — процессуальным законодательством Российской Федерации// Автореф.

Кто может отменить уголовное дело?

Прокурор разъясняет — Прокуратура Республики Коми Реализация прокурором полномочий по отмене решений о возбуждении уголовных дел Конституция Российской Федерации в ст.2 провозглашает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а их соблюдение – обязанность государства.

Оно законодательно гарантирует гражданам безопасность и соблюдение их прав, в том числе в процессе уголовного преследования. Право прокурора отменить постановление о возбуждении уголовного дела, вынесенное следователем или дознавателем, является одной из гарантий защиты гражданина от незаконного уголовного преследования.

В соответствии с ч.4 ст.146 Уголовно-процессуального Кодекса Российской Федерации (УПК РФ) в случае, если прокурор признает постановление о возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, он вправе в срок не позднее 24 часов с момента получения материалов, послуживших основанием для возбуждения уголовного дела, отменить постановление о возбуждении уголовного дела, о чем выносит мотивированное постановление, копию которого незамедлительно направляет должностному лицу, возбудившему уголовное дело.

О принятом решении руководитель следственного органа, следователь, дознаватель незамедлительно уведомляют заявителя, а также лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело. Помимо прокурора правом отмены постановления о возбуждении уголовного дела обладает руководитель следственного органа, который согласно п.2.1 ч.1 ст.39 УПК РФ уполномочен отменять по находящимся в производстве подчиненного следственного органа уголовным делам незаконные или необоснованные постановления руководителя, следователя (дознавателя) другого органа предварительного расследования.

За 9 месяцев 2021 года количество отменных в республике постановлений о возбуждении уголовного дела увеличилось с 221 до 227 (+2,7 %). В их структуре число таких решений прокуроров снизилось со 183 до 158, а руководителей следственных органов, наоборот, возросло со 38 до 69.

  • В обосновании принятых решений наряду с неполнотой представленных с постановлением о возбуждении уголовного дела материалов прокурорами и руководителями следственных органов указано на преждевременность возбуждения уголовного дела и отсутствие состава преступления.
  • Необходимо отметить, что само по себе решение об отмене постановления о возбуждении уголовного дела является промежуточным решением по делу, направленным на установление обстоятельств, свидетельствующих о наличии или отсутствии в действиях лиц признаков преступления, соответственно наличия или отсутствия оснований для возбуждения уголовного дела либо отказа в возбуждении уголовного дела.
  • За те же 9 месяцев 2021 года после отмены постановления о возбуждении уголовного дела вновь возбуждено 12 уголовных дел, отказано в возбуждении 142 уголовных дел, по остальным материалам новые итоговые решения не приняты.
  • Таким образом, институт отмены решения о возбуждении уголовного дела применяется в случае, когда под сомнение ставится сам факт совершения преступления, либо в целях защиты прав граждан от чрезмерного подозрения, не подтверждаемого собранными материалами.
  • Управление по надзору за следствием, дознанием и оперативно-разыскной деятельностью
Читайте также:  Что Должно Быть Указано В Исковом Заявлении?

Прямая ссылка на материал Поделиться Конституция Российской Федерации в ст.2 провозглашает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а их соблюдение – обязанность государства. Оно законодательно гарантирует гражданам безопасность и соблюдение их прав, в том числе в процессе уголовного преследования.

Право прокурора отменить постановление о возбуждении уголовного дела, вынесенное следователем или дознавателем, является одной из гарантий защиты гражданина от незаконного уголовного преследования. В соответствии с ч.4 ст.146 Уголовно-процессуального Кодекса Российской Федерации (УПК РФ) в случае, если прокурор признает постановление о возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, он вправе в срок не позднее 24 часов с момента получения материалов, послуживших основанием для возбуждения уголовного дела, отменить постановление о возбуждении уголовного дела, о чем выносит мотивированное постановление, копию которого незамедлительно направляет должностному лицу, возбудившему уголовное дело.

О принятом решении руководитель следственного органа, следователь, дознаватель незамедлительно уведомляют заявителя, а также лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело. Помимо прокурора правом отмены постановления о возбуждении уголовного дела обладает руководитель следственного органа, который согласно п.2.1 ч.1 ст.39 УПК РФ уполномочен отменять по находящимся в производстве подчиненного следственного органа уголовным делам незаконные или необоснованные постановления руководителя, следователя (дознавателя) другого органа предварительного расследования.

  1. В обосновании принятых решений наряду с неполнотой представленных с постановлением о возбуждении уголовного дела материалов прокурорами и руководителями следственных органов указано на преждевременность возбуждения уголовного дела и отсутствие состава преступления.
  2. Необходимо отметить, что само по себе решение об отмене постановления о возбуждении уголовного дела является промежуточным решением по делу, направленным на установление обстоятельств, свидетельствующих о наличии или отсутствии в действиях лиц признаков преступления, соответственно наличия или отсутствия оснований для возбуждения уголовного дела либо отказа в возбуждении уголовного дела.
  3. За те же 9 месяцев 2021 года после отмены постановления о возбуждении уголовного дела вновь возбуждено 12 уголовных дел, отказано в возбуждении 142 уголовных дел, по остальным материалам новые итоговые решения не приняты.
  4. Таким образом, институт отмены решения о возбуждении уголовного дела применяется в случае, когда под сомнение ставится сам факт совершения преступления, либо в целях защиты прав граждан от чрезмерного подозрения, не подтверждаемого собранными материалами.
  5. Управление по надзору за следствием, дознанием и оперативно-разыскной деятельностью

Читать подробнее: Прокурор разъясняет — Прокуратура Республики Коми

Какое решение принимает судья если признает решение следователя незаконным и необоснованным?

Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу 1. Признав постановление руководителя следственного органа или следователя о прекращении уголовного дела или уголовного преследования (за исключением дел частного обвинения) незаконным или необоснованным, прокурор в срок не позднее 14 суток с момента получения материалов уголовного дела отменяет его, о чем выносит мотивированное постановление с изложением конкретных обстоятельств, подлежащих дополнительному расследованию, которое вместе с материалами уголовного дела незамедлительно направляет руководителю следственного органа.

По делам частного обвинения постановление о прекращении уголовного дела прокурор может отменить только при наличии жалобы заинтересованного лица. Признав постановление дознавателя о прекращении уголовного дела или уголовного преследования незаконным или необоснованным, прокурор отменяет его и возобновляет производство по уголовному делу.

Признав постановление следователя о прекращении уголовного дела или уголовного преследования незаконным или необоснованным, руководитель следственного органа отменяет его и возобновляет производство по уголовному делу. (часть 1 в ред. Федерального закона от 28.12.2010 N 404-ФЗ) (см.

текст в предыдущей редакции ) 1.1. Отмена постановления о прекращении уголовного дела или уголовного преследования по истечении одного года со дня его вынесения допускается на основании судебного решения, принимаемого в порядке, установленном статьями 125, 125.1 и 214.1 настоящего Кодекса. В случае, если уголовное дело или уголовное преследование прекращалось неоднократно, установленный настоящей частью срок исчисляется со дня вынесения первого соответствующего постановления.

(часть 1.1 введена Федеральным законом от 12.11.2018 N 411-ФЗ) 2. Если суд признает постановление руководителя следственного органа, следователя о прекращении уголовного дела или уголовного преследования незаконным или необоснованным, то он выносит в порядке, установленном статьями 125 и 125.1 настоящего Кодекса, соответствующее решение и направляет его руководителю следственного органа для исполнения.

Если суд признает постановление прокурора, дознавателя о прекращении уголовного дела или уголовного преследования незаконным или необоснованным, то он выносит в порядке, установленном статьями 125 и 125.1 настоящего Кодекса, соответствующее решение и направляет его прокурору для исполнения. (часть 2 в ред.

Федерального закона от 08.03.2015 N 36-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции ) 3. Возобновление производства по ранее прекращенному уголовному делу возможно в том случае, если не истекли сроки давности привлечения лица к уголовной ответственности. (в ред.

Как обжаловать уголовное дело?

Что нужно, чтобы обжаловать возбуждение уголовного дела? — Для обжалования потребуется несколько действий:

  1. Подготовить основания для обжалования – это может быть подтверждение нарушения процедуры следователем, доказательства того, что улики собраны незаконно, свидетельства об отсутствии состава преступления, доказательства наличия препятствий для возбуждения уголовного дела и т.д. Все документы должны быть оформлены согласно требованиям законодательства.
  2. Составить жалобу – в основном документе по обжалованию нужно указать свои данные, сведения о следователе и номер дела, обстоятельства возбуждения, основания для обжалования, а также требования – признать постановление о возбуждении уголовного дела недействительным и отменить. В конце также указывается перечень прилагаемых документов.
  3. Передать жалобу по назначению – прокурору, руководителю следственного органа или в канцелярию суда.
  4. В случае судебного обжалования – лично или через представителя посетить заседание суда и принять участие в рассмотрении.

Очень важно также заручиться грамотной юридической поддержкой. Участие адвоката на стадии возбуждения уголовного дела позволяет не доводить процесс до суда и вынесения приговора, а закрыть дело в самом начале. Опытный адвокат поможет составить жалобу, собрать необходимые документы, подготовить обоснование для процедуры обжалования и добиться желаемого результата.

Куда жаловаться на следователя Следственного комитета?

Порядок обжалования действий следователя Порядок обжалования действий (бездействий) и решений следователя Следственного комитета Российской Федерации. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (Выписка). Статья 123. Право обжалования. Действие (бездействие) и решения органа дознания, дознавателя, следователя, руководителя следственного органа, прокурора и суда могут быть обжалованы в установленном настоящим Кодексом порядке участниками уголовного судопроизводства, а также иными лицами в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы.

  1. Статья 124.
  2. Порядок рассмотрения жалобы прокурором, руководителем следственного органа.1.
  3. Прокурор, руководитель следственного органа рассматривает жалобу в течение 3 суток со дня ее получения.
  4. В исключительных случаях, когда для проверки жалобы необходимо истребовать дополнительные материалы либо принять иные меры, допускается рассмотрение жалобы в срок до 10 суток, о чем извещается заявитель.2.

По результатам рассмотрения жалобы прокурор, руководитель следственного органа выносит постановление о полном или частичном удовлетворении жалобы либо об отказе в ее удовлетворении.3. Заявитель должен быть незамедлительно уведомлен о решении, принятом по жалобе, и дальнейшем порядке его обжалования.4.

В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, дознаватель, следователь вправе обжаловать действия (бездействия) и решения прокурора или руководителя следственного органа соответственно вышестоящему прокурору или руководителю вышестоящего следственного органа. Статья 125 Судебный порядок рассмотрения жалобы.1.

Постановление дознавателя и следователя, об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении уголовного дела, а равно иные решения и действия (бездействия) дознавателя, следователя и прокурора, которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ граждан к правосудию, могут быть обжалованы в районный суд по месту производства предварительного расследования.2.

Куда обращаться если следователь бездействует?

Если следователь бездействует, то в такой ситуации у вас есть полное право подать соответствующую жалобу прокурору, или же обратиться в суд.

Куда жаловаться на прокурора в Украине?

Реклама Генеральный прокурор приказом от 4 ноября 2019 года № 266 утвердил Порядок рассмотрения кадровой комиссией жалоб о совершении прокурором дисциплинарного проступка, осуществлении дисциплинарного производства и принятии решения по результатам дисциплинарного производства.

Также Р. Рябошапка приказом от 4 ноября создал третью кадровую комиссию по рассмотрению дисциплинарных жалоб. Была определена процедура рассмотрения кадровой комиссией жалоб о совершении прокурором дисциплинарного проступка, осуществлении дисциплинарного производства, принятия решения по результатам дисциплинарного производства и при наличии оснований, предусмотренных Законом «О прокуратуре», о наложении на прокурора Генпрокуратуры (Офиса Генерального прокурора), САП, областной (региональной), окружной (местной), военной прокуратуры дисциплинарного взыскания или принятия решения о невозможности дальнейшего нахождении лица на должности прокурора,

Дисциплинарное производство — это процедура рассмотрения соответствующим органом дисциплинарной жалобы, в которой содержатся сведения о совершении прокурором дисциплинарного проступка. Оно предусматривает: — открытие дисциплинарного производства; — проведение проверки дисциплинарной жалобы; — рассмотрение заключения о наличии или отсутствии дисциплинарного проступка прокурора и принятия решения.

  1. Право на обращение в кадровую комиссию с дисциплинарной жалобой о совершении прокурором дисциплинарного проступка имеет каждый, кому известны факты, которые могут быть основанием для открытия дисциплинарного производства,
  2. Рекомендованный образец дисциплинарной жалобы приведен в приложении к утвержденному Порядку.

Для решения вопроса об открытии дисциплинарного производства действует автоматизированная система распределения дисциплинарных жалоб. Рабочая группа кадровой комиссии в день поступления дисциплинарной жалобы зарегистрирует ее и с помощью этой системы определит члена кадровой комиссии для решения вопроса об открытии дисциплинарного производства.

Решение об открытии дисциплинарного производства или об отказе в его открытии принимает член кадровой комиссии в срок, не превышающий 15 дней с даты регистрации жалобы рабочей группой кадровой комиссии. Такое решение в течение 3 дней обнародуют на официальном веб-сайте ГПУ (Офиса Генерального прокурора) без сведений, позволяющих прямо или опосредствовано идентифицировать прокурора, в отношении которого принято решение, и в этот же срок направят этому прокурору, а также лицу, подавшему дисциплинарную жалобу, электронными средствами связи или по почте заказным письмом с уведомлением о вручении.

До решения об открытии дисциплинарного производства, которое направляется прокурору, прилагается копия дисциплинарной жалобы. Также копию решения об открытии дисциплинарного производства в этот же срок направят руководителю органа прокуратуры, уполномоченному принимать решение об освобождении прокурора от должности, с разъяснением, что указанный прокурор не может быть уволен по собственному желанию до завершения дисциплинарного производства,

  1. Кроме того, приказом предусмотрены процедура отстранения прокурора от должности в дисциплинарном производстве, порядок осуществления дисциплинарного производства в отношении прокурора, снятие дисциплинарного взыскания, а также обжалование решения кадровой комиссии,
  2. В частности, прокурор сможет обжаловать решение, принятое по результатам дисциплинарного производства, в административный суд или в Высший совет правосудия в течение 1 месяца со дня вручения ему или получения им по почте копии принятого решения,

Электронный ящик дисциплинарной комиссии для жалоб о совершении прокурором дисциплинарного проступка: diskadrcom@gp.gov.ua. Самое важное о реформе органов прокуратуры можно найти в отдельном сюжете, который для вас собрала ЮРЛІГА. С нормативно-правовыми актами, касающимися реформы прокуратуры, можно ознакомиться в модуле «Законодательство» ИПС ЛІГА:ЗАКОН.

Кому жаловаться на действия дознавателя?

Кто может пожаловаться — Потребовать восстановления справедливости может любое лицо, вовлеченное в уголовное расследование со стороны обвинения:

  1. Обвиняемые, подозреваемые, ответчики и защитники.
  2. Обвинители, пострадавшие, истцы или их официальные представители.
  3. Сотрудники суда, Следственного комитета (СК), прокуратуры.
  4. Опекуны или законные представители несовершеннолетних детей, участвующие в деле.
  5. Переводчики и эксперты.
  6. Понятые и свидетели.

Важно! Если дознаватель отличился не бездействием, а совершением явного противоправного деяния, потерпевшему гражданину предложат составить не жалобу, а заявление для возбуждения проверки и разбирательства. Человек, не являющийся участником уголовного процесса, не может направить претензию в отношении дознавателя, т.к.

Как появилась полиция?

Структура — В структуре органов внутренних дел, как правило, существуют следующие виды подразделений, на основе которых строятся структуры управления :

  • Министерство внутренних дел Российской Федерации ( МВД России ) — центральный орган управления в системе правоохранительных органов Российской Федерации. Федеральное министерство, подчинённое напрямую Президенту Российской Федерации. Осуществляет общее централизованное руководство всеми органами внутренних дел в стране. Во главе — Министр внутренних дел Российской Федерации, специальное звание, соответствующее штатной должности — генерал-полковник полиции (внутренней службы) / генерал полиции Российской Федерации.
  • Департамент, Главное управление, Управление — подразделение Министерства, осуществляющее руководство органами внутренних дел в пределах функциональной компетенции: Департамент уголовного розыска, Департамент собственной безопасности, Департамент охраны общественного порядка, Департамент по борьбе с организованной преступностью, Департамент экономической безопасности, Организационно-инспекторский департамент, Правовой департамент, Департамент тыла, Финансово-экономический департамент, Главные управления, Управления и отделы внутренних дел.
  • Главное управление МВД России ( ГУ МВД России ) — осуществляет руководство органами внутренних дел в пределах своей компетенции, ограниченной либо территориально (ГУ МВД России по субъекту Федерации), либо функционально (отвечает за определённый круг задач органов внутренних дел: Главное управление по борьбе с экономическими преступлениями — подразделение в составе центрального аппарата министерства). ГУ МВД России стоят над управлениями (УМВД) или отделами МВД России (ОМВД). В субъектах Российской Федерации, имеющих численность населения более 2 млн человек или особый статус в силу определённых обстоятельств, как правило, осуществляют свою деятельность Главные управления МВД России (ГУ МВД России по г. Москве, ГУ МВД России по Московской области и т.п.). Руководитель ГУ МВД России, как правило, имеет специальное звание генерал-лейтенант полиции (внутренней службы, юстиции) — генерал-полковник полиции (внутренней службы, юстиции).
  • Управление МВД России ( УМВД России ) — орган управления в системе внутренних дел, имеет статус ниже ГУ МВД России, но выше отделов МВД России. Бывают территориальные (субъектов федерации, например: УМВД России по Тульской области, или территориальных единиц субъектов федерации, в этом случае подчиняются вышестоящему ГУ МВД России: например УМВД России по Щёкинскому району Тульской области, УМВД России ЮЗАО г. Москвы), функциональные в составе Министерства или ГУ МВД России. Если УМВД России входит в состав вышестоящего ГУ МВД России, тогда по штату равны бригаде, начальник УВД — полковник полиции.
  • Министерство внутренних дел по субъекту Российской Федерации (республике в составе Российской Федерации) — осуществляет общее руководство органами внутренних дел в пределах данного субъекта федерации. В зависимости от штатной структуры, определяемой численностью населения и прочими факторами, приравнивается к ГУ МВД России или УМВД России субъектов федерации.
  • Отдел МВД России ( ОМВД ). Основной орган управления в системе внутренних дел Российской Федерации. Подчиняется вышестоящему территориальному УМВД России, или напрямую УМВД России (ГУ МВД России) субъекта федерации как правило являются территориальными (ОМВД России района, города областного подчинения), осуществляет руководство всей деятельностью по обеспечению правопорядка в пределах компетенции органов внутренних дел в пределах административной территории;
  • Отдел полиции ( ОП ) — территориальное подразделение внутри отдела или управления МВД России.