ГлавнаяНовостиРеформа милиции: преодоление произвола

Реформа милиции: преодоление произвола

21 марта 2006, 15:53

Сегодня российское общество недовольно состоянием правоохранительной системы и ожидает изменений в работе ключевых правоохранительных институтов. В первую очередь, этот запрос граждан адресован милиции, сотрудники которой по долгу службы постоянно контактируют с людьми.
Ситуацией в милиции недовольны не только граждане, но и сами милиционеры, о чем убедительно свидетельствуют экспертные опросы действующих сотрудников милиции разного ранга, реализованные Центром «Демос» в рамках проектов «Произвол правоохранительных органов: практики и причины», а также «Положение сотрудников правоохранительных органов-ветеранов Чечни». Большинство сотрудников правоохранительной системы однозначно говорят - изменения необходимы, и необходимы безотлагательно.
По результатам исследования Центр «Демос» сформулировал ключевые проблемы, решение которых требует не усовершенствования современной милиции, а коренного ее преобразования.
1.     Централизованная система управления. Механизм принятия решений и разработка приоритетов правоохранительной политики сконцентрированы в центре. Такой порядок позволяет лишь в минимальной степени учитывать региональную специфику, подчиняет общефедеральным интересам потребности конкретных регионов. Централизованная система управления приводит к низкой эффективности работы на местном уровне, в особенности, работы криминальной милиции.
2.     Следствием централизованной системы управления является нерациональное использование ресурсов: как кадровых, материальных, так и финансовых. Схемы бюджетного финансирования, штатные структуры отделений милиции остаются в ведении федерального центра. В конечном итоге, органы внутренних дел на местах вынуждены приспосабливать свои нужды под жесткие рамки дозволенного центром. На практике иногда складывается ситуация, когда технический и обслуживающий персонал отделений потребляет ресурсы в ущерб работе уголовного розыска и следственных органов.
3.     Действующая система отчетности и оценки эффективности работы органов внутренних дел соответствует централизованной правоохранительной системе. Преобладают количественные показатели, простые для учета и анализа. При этом действует нормативный принцип (Приказ МВД РФ от 23 ноября 2002 г. № 1150 «О введении в действие систем оценки деятельности органов внутренних дел, отдельных подразделений криминальной милиции и милиции общественной безопасности, органов предварительного расследования»), в соответствии с которым эффективность работы считается высокой, если с каждым следующим отчетным периодом показатели изменяются в нужном направлении. Говоря проще, сотрудники милиции должны с каждым разом показывать определенные результаты, вне зависимости от реальной криминогенной ситуации. Система отчетности и оценки эффективности не отражает реальности, но при этом является основой для принятия решений в области правоохранительной политики.
4.     Обеспечение показателей отчетности становится условием положительной оценки работы милиции и отдельного милиционера, а также средством бюрократической легитимации. В этой системе культивируется исполнительность в ущерб реальному профессионализму. Такая система выталкивает профессионалов, они отказываются от работы в органах внутренних дел.
5.     Оборотной стороной девальвации профессионализма становится правовая уязвимость рядовых сотрудников милиции, полностью зависимых от начальства. В стремлении обеспечить показатели отчетности рядовые совершают правонарушения в надежде на протекторат своего непосредственного руководителя. С одной стороны, практики фальсификации доказательств, пытки и пр. имеют распространение, с другой стороны, рядовые милиционеры сами зачастую становятся объектом произвола со стороны системы, в которой служат. В таких условиях рассчитывать на повышение профессионализма сотрудников милиции становится нереалистичным. С преступностью все чаще борются некомпетентные милиционеры.
6.     Система контроля за законностью в органах внутренних дел является неэффективной из-за чрезмерной перегруженности и корпоративизма. Для прокуратуры, основного органа контроля, свойственен конфликт обязанностей и интересов. В обязанности прокуратуры входит надзор за законностью за следствием и дознанием в органах внутренних дел. Одновременно в интересах прокуратуры – раскрыть преступление и представить сторону обвинения в суде. В результате проблема безнаказанности милиционеров, в том числе за пытки задержанных, не имеет эффективного решения.
7.     Существование для собственной бюрократической легитимации увеличивает отчуждение между милицией и обществом. Милиция де-факто не имеет обязательств перед обществом. «Свобода от общества» исключает возникновение стимулов для повышения эффективности работы по защите прав граждан на безопасность, делает в глазах граждан милицию антиобщественной, маргинальной силой.
Без реформирования, направленного на систему управления, отчетности, контроля и на изменение положения рядового такая милиция будет продолжать работать с ежедневным переживанием своего маргинального статуса, удовлетворять конъюнктурные интересы, и оставаться источником нарушения прав граждан.