Дело Сергея Олейника

Дело закрыто

Зашита о деле

Собранный в ходе проверки заявления Олейник С. П. в НРОО «КПП» материал позволяет утверждать, что обращение с Олейником нельзя квалифицировать как пытку, в смысле ст. 3 Европейской Конвенции по Правам Человека, поскольку, действия сотрудников Канавинского РУВД Хорьякова и Фролова не были преднамеренными и не имели специфической цели.

Тем не менее, действия Хорьякова и Фролова можно оценить как бесчеловечное либо унижающее человеческое достоинство обращение, нарушающее ст. 3 ЕКПЧ. Избиение причинило Олейнику серьезные физические страдания, выразившиеся в сотрясении головного мозга и травматической энцефалопатии с выраженным астено-депрессивным синдромом, а также моральные страдания и психологическое расстройство.

Кроме того, можно утверждать, что действия, предпринятые Хорьяковым и Фроловым в отношении Олейника, были совершены «для возбуждения у жертвы чувства страха, мучений или неполноценности, способных унизить их достоинство, возможно, сломать ее физическое и психологическое сопротивление».

Кроме того, из материалов проверки следует, что РФ нарушила в отношении Олейника обязательство провести эффективное расследование факта его избиения, также предусмотренное ст. 3 ЕКПЧ.

Согласно практике Европейского суда, «при наличии заявления о плохом обращении со стороны полиции или другого государственного органа, статья 3 толкуется совместно с общим правилом, предусмотренным ст. 1 Конвенции: «обеспечивать каждому лицу, под его юрисдикцией, права и свободы, определенные в Конвенции». Такое толкование означает обязанность государства провести эффективное официальное расследование. Расследование считается эффективным, если оно приводит к выявлению и установлению виновных, в противном случае – общий законный запрет пыток и унижающего человеческое достоинство обращения и наказания будет неэффективным на практике», например, как это было указано в деле "Лабит против Италии".

Официальное расследование избиения Олейник С. П. нельзя назвать эффективным, поскольку следствие по делу об избиении Олейника длилось около двух лет, подобный срок никак нельзя назвать разумным.

November 02, 2004 15:02