ГлавнаяИсследованияПроизвол правоохранительных органов

Произвол правоохранительных органов

23 июня 2005, 09:11

Отчет сводной мобильной группы российских правозащитных организаций о проверке сведений о нарушениях прав человека в Тверской области сотрудниками правоохранительных органов 11-17 мая 2005 г.
1. ВВЕДЕНИЕ

В марте 2005 года в российские правозащитные организации и средства массовой информации стали поступать сведения о массовых нарушениях прав человека в Тверской области, произведенных подразделениями МВД и ФСКН (Госнаркоконтроль) в ходе операций по борьбе с преступностью и поддержанию правопорядка.

Так, стало известно, что 24 ноября 2004 года на городском рынке г. Бежецка Тверской области силами УБОП и СОБР была проведена специальная операция по задержанию сотрудников администрации рынка, подозреваемых в совершении преступления. 5 февраля 2005 года на дискотеке в помещении Дома культуры с. Рождествено Калининского р-на Тверской области силами местной милиции и ОМОН ГУВД Тверской обл. были задержаны жители поселка 1-е Мая. 3 марта 2005 года в г. Бежецке силами Управления ФСКН по Тверской области и спецподразделением этого управления около кафе "Чародейка" была задержана группа молодых людей, подозреваемых в незаконном сбыте наркотических средств. По предварительной информации, каждая из этих операций сопровождалась необоснованными задержаниями граждан и противоправным применением насилия со стороны сотрудников правоохранительных органов.

Обеспокоенные событиями в Тверской области правозащитники и журналисты в марте месяце несколько раз посещали г. Бежецк. Благодаря их усилиям к этим событиям было привлечено внимание широкой общественности и государственных структур, в частности, Уполномоченного по правам человека в РФ. Позднее, в мае 2005г. в Тверскую область была направлена сводная мобильная группа российских правозащитных организаций, целью которой было общественное расследование происшедшего: проверка информации, ее оценка с правовой точки зрения, а также оценка работы прокуратуры по жалобам на нарушения со стороны сотрудников правоохранительных органов.

Сводная мобильная группа проводила общественное расследование на месте событий с 11 по 17 мая. Анализ результатов проверки дает основания предполагать, что в действиях сотрудников милиции соответствующих подразделений УВД Тверской области усматриваются признаки состава преступления, предусмотренного п. "а", "б" ч. 3 ст. 286 УК РФ, а также нарушение ст. 3 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод - "жестокое и унижающее человеческое достоинство обращение".

Представляемый вашему вниманию отчет о результатах работы сводной мобильной группы российских правозащитных организаций содержит детальную информацию об обстоятельствах предполагаемого нарушения прав человека сотрудниками правоохранительных органов Тверской области, сведения о деятельности органов прокуратуры по расследованию жалоб на эти нарушения, а так же информацию о методах проведения общественного расследования.


2. МОБИЛЬНАЯ ГРУППА

2.1. Работа правозащитных структур по проверке информации о массовых нарушениях прав человека в Тверской области
Как уже было сказано, правозащитники и журналисты неоднократно посещали Тверскую область с целью сбора информации о нарушениях прав человека. Первой, 15 марта 2005г., в Бежецке побывала группа в составе корреспондента "Новой газеты" и правозащитника Марата Хайруллина и представителя Движения "За права человека" Игоря Шамшева. Поводом для поездки стала информация о спецоперации на Бежецком рынке в ноябре 2004г.(так называемое "мебельное дело"). На месте правозащитники узнали еще о двух случаях нарушений. А именно, о нарушениях при задержании подозреваемых в торговле наркотиками 3 марта 2005г в Бежецке. ("наркотическое" дело) и о массовом избиении граждан сотрудниками МВД в селе Рождествено 5 февраля 2005г.
23 марта в Бежецк прибыла большая группа правозащитников и журналистов. В ее составе был глава Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов, исполнительный директор Движения "За права человека" Лев Пономарёв, сопредседатель Христианской партии Владимир Лысенко, Марат Хайруллин и корреспонденты различных изданий. Члены группы встретились с пострадавшими, посетили Бежецкую межрайонную прокуратуру и Бежецкий межрайонный отдел управления Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) по Тверской области. Были собраны заявления от пострадавших и свидетелей избиений.

Результатом этой поездки стали пресс-конференции правозащитников, многочисленные публикации в прессе, телевизионный сюжет, выступления на радио, заявления в адрес президента Путина, министра внутренних дел Нургалиева и Уполномоченного по правам человека. В частности, 24 марта, в Независимом пресс-центре в Москве, состоялась пресс-конференция "Благовещенск - Бежецк - Таборы - далее везде". Ее устроители - участники общественной комиссии по правонарушениям в Тверской области: Лев Пономарев (исполнительный директор Движения "За права человека"), Владимир Лысенко (сопредседатель Республиканской Партии России, президент Института современной политики), Кирилл Кабанов (исполняющий обязанности председателя "Национального антикоррупционного комитета"), Георгий Сатаров (президент фонда "ИНДЕМ"), Марат Хайрулин ("Новая газета"). Участники пресс-конференции заявили, что министр внутренних дел Рашид Нургалиев должен издать приказ, налагающий запрет на применение сил ОМОНа против невооруженных граждан. В противном случае необходимо добиваться его отставки.

24 же марта было опубликовано открытое письмо Общественной комиссии Всероссийского Гражданского конгресса. Оно было адресовано Министру внутренних дел РФ Рашиду Нургалиеву и Директору ФСКН Виктору Черкесову и содержало требование "немедленно издать приказы, анализирующие нарушения закона со стороны спецподразделений, детально определяющие порядок их использования в мирных условиях и создающие надежный механизм защиты прав граждан".
25 марта Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Владимир Лукин направил телеграмму прокурору Тверской области Александру Аникину с требованием "проинформировать в 10-дневный срок об обстоятельствах проведения акций, их законности и обоснованности и принятых мерах прокурорского реагирования".

31 марта 2005 г. Движение "За права человека" направило Генеральному прокурору РФ Устинову заявление с требованием привлечь к персональной ответственности министра внутренних дел Нургалиева Р.Г. и директора ФСКН Черкесова В.В. за отсутствие надлежащего контроля за соблюдением сотрудниками подчиненных им правоохранительных органов Конституции РФ и международных договоров, ратифицированных Российской Федерацией.

В конце марта Марат Хайруллин и его коллега, руководитель отдела политики газеты "Версия" Орхан Джемаль побывали в селе Рождествено. Через неделю "Версия" опубликовала развернутый материал с результатами журналистского расследования Охрана Джемаля. А еще через три дня в Независимом пресс-центре состоялась пресс-конференция, посвященная результатам журналистского расследования событий в Бежецке и Рождествено, в которой участвовали Георгий Сатаров, Кирилл Кабанов, Владимир Лысенко, Орхан Джемаль и Марат Хайруллин. На ней присутствовал помощник министра Нургалиева Валерий Грибакин, который заверил присутствующих журналистов, что министр будет проинформирован о ситуации и к виновным милиционерам будут применены самые суровые меры.
13 апреля был завершен сбор подписей участников Инициативной группы "Общее действие" под открытым обращением к президенту России. В этом обращении Владимира Путина призывают отправить в отставку глав МВД и ФСКН, несущих ответственность за эпидемию насилия сотрудников силовых структур.

С 11 по 15 апреля в Бежецке и Рождествено побывали представители аппарата Уполномоченного по правам человека, предварительные итоги проверки подводились В.Лукиным в Твери с участием начальника УВД области А.А. Куликова и прокурора области А.А. Аникина.
21 апреля Уполномоченный обратился с письмом к Министру внутренних дел РФ Р.Г. Нургалиеву, в котором сообщил об обнаруженных нарушениях прав человека и предложил "предпринять меры по исключению из практики обеспечения общественного порядка, задержания правонарушителей и лиц, подозреваемых в совершении преступлений, не основанных на законе приемов принуждения граждан, а также действий сотрудников милиции в масках. Имеющиеся в ведомственных нормативных актах нормы, разрешающие сотрудникам действовать в масках, при их необходимости, должны содержаться в Законе "О милиции", а не в подзаконных актах."
27 апреля Уполномоченный направил обращение Директору Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков Виктору Черкесову с просьбой принять меры против незаконных действий сотрудников ФСКН.

В мае 2005 года Благотворительным фондом "За здоровое общество", Движением "За права человека", Московской Хельсинкской группой, Нижегородским Комитетом против пыток, Фондом "Общественный вердикт" и Центром "Демос" была сформирована сводная мобильная группа российских правозащитных организаций. Сводная группа была направлена в Тверскую область 11 мая 2005 года, где осуществляла общественное расследование и юридическую работу в течение 5 дней.

2.2. Цели и задачи сводной мобильной группы

Благодаря работе правозащитников и журналистов к моменту формирования сводной мобильной группы был собран значительный объем информации о происшествиях в Тверской области. Тем не менее, организации, участвовавшие в формировании мобильной группы, сочли необходимым провести дополнительное общественное расследование. Необходимость такого расследования была продиктована целым рядом причин.

Пытки и жестокое и унижающее достоинство обращение, а так же незаконные задержания рассматриваются российским законодательством как преступления, при этом являются наиболее грубыми нарушениями прав человека с точки зрения международных договоров РФ. Такие нарушения не должны оставаться безнаказанными. Кроме того, наличие данных о применении пыток и жестокого и унижающего обращения приводит к возникновению у государственных органов обязанности по проведению эффективного расследования, которое позволило бы установить обстоятельства происшедшего и представить общественности четкую и непротиворечивую картину событий.
Поскольку государственные органы зачастую избегают проводить такого рода расследования, контроль за их проведением становится еще одним предметом забот правозащитных организаций.

По этой причине реакция общественности на нарушения прав человека сотрудниками правоохранительных органов не может ограничиваться широкой оглаской событий и предложениями по усовершенствования работы правоохранительных структур. Она также должна включать в себя общественный контроль за ходом официального расследования сообщений о нарушениях, за процедурами привлечения виновных к ответственности и восстановления прав пострадавших. Вместе с тем, эффективно осуществлять такой контроль можно лишь располагая детальной и точной информацией об имеющих юридическое значение обстоятельствах происшедшего. В противном случае, оценить обоснованность и законность мер, принимаемых государственными органами, будет затруднительно.
В связи с этим, основной целью мобильной группы было установление общественного контроля за действиями прокуратуры по расследованию нарушений, допущенных сотрудниками правоохранительных органов Тверской области, по привлечению виновных к ответственности и по защите пострадавших. Поэтому задачами группы были: установление юридически значимых фактов и сбор возможных доказательств нарушений прав человека, а также оценка действий, предпринятых органами прокуратуры по расследованию нарушений. Для обеспечения объективности и достоверности результатов общественного расследования, а так же возможности их использования для поддержания позиции обвинения по делам о нарушении прав граждан сотрудниками правоохранительных органов, мобильная группа опиралась не только на объяснения пострадавших, но так же на независимые свидетельства и оценки и комментарии официальных лиц.

2.3. Состав группы

Ядром группы (четверо участников из семи) были юристы, что определялось поставленными задачами. Руководителем группы был Игорь Каляпин, один из авторов методики общественного расследования жалоб на применение пыток.
В состав Сводной мобильной группы российских правозащитных организаций по расследованию нарушений прав человек вошли :
- Егошин Дмитрий Викторович, сотрудник Йошкар-Олинской городской общественной организации "Человек и закон";
- Каляпин Игорь Александрович, председатель РОО "Нижегородский Комитет против пыток";
- Кокорин Александр Михайлович, адвокат, представитель отделения Комитета против пыток Удмурдской республики, при поддержке Фонда "Общественный Вердикт";
- Никитенко Петр, Президент Благотворительного фонда "За здоровое общество";
- Папп Анатолий Александрович, представитель Московской Хельсинкской группы, сотрудник Центра "Демос" и Информационного центра "Панорама";
- Хабибрахманов Олег Ильдарович, "Нижегородский Комитет против пыток";
- Шамшев Игорь Борисович, представитель Движения "За права человека".
Подготовкой поездки и координацией действий занимались сотрудница МХГ Ольга Федорова и сотрудница Центра "Демос" Ольга Шепелева.

Организационную поддержку действий группы в Тверской области осуществляла сопредседатель тверского "Мемориала" Валентина Алексеевна Шарипова.
Финансовую поддержку поездки осуществляла Московская Хельсинкская группа из средств проекта «Произвол в правоохранительных органах: практики и причины», а так же Фонд «Общественный вердикт».

2.4. Методы, последовательность действий

Члены группы по каждому из трех эпизодов нарушений прав человека устанавливали общую картину происшедшего и имеющиеся источники доказательств нарушений. Это производилось посредством комплекса мер.
В первую очередь, с соблюдением необходимых формальностей и техник производились опросы потерпевших и различных свидетелей: с предоставлением документа, удостоверяющего личность опрашиваемого; с предупреждением о том, что он может отказаться от дачи объяснения; с разъяснением, что опрашиваемый не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников; с предупреждением, что его объяснения могут быть приобщены к материалам уголовного дела и что сам он может вызываться в суд по поводу данных показаний. Результаты таких опросов не только служат источником информации о событиях, но и могут быть приобщены к материалам официального расследования.

Члены группы собирали и изучали медицинские документы, которые, зачастую, являются основным доказательством применения или неприменения пыток и жестокого и унижающего достоинство обращения.
Члены группы провели ряд встреч с руководителями правоохранительных органов, и другими должностными лицами, в частности, представителями органов местного самоуправления, для уяснения официальной версии происшедшего.
Для обеспечения дальнейшего контроля за ходом официального расследования и защиты интересов пострадавших с ними были заключены договора об оказании адвокатских услуг.

2.5. Оснащение Группы

Группа работала напряженно и интенсивно. Это было возможно, в том числе, благодаря информации, поступившей от ранее посетивших Тверскую область правозащитников и журналистов. Кроме того, интенсивность работы достигалась за счет высокой технической оснащенности группы. Важную роль сыграла возможность оперативно передвигаться по Тверской области, поскольку в распоряжении Группы было два частных автомобиля участников Группы. Их наличие сильно интенсифицировало работу и позволила за короткий период времени опросить 27 человек (потерпевших и свидетелей), а так же встретиться с адвокатами потерпевших и различными должностными лицами.

Главное, что ускорило и качественно улучшило процесс опроса потерпевших и свидетелей, это наличие трех компьютеров-ноутбуков и компактного принтера, принадлежащих КПП.
У группы были также два диктофона, которые применялись, в первую очередь, во время встреч с официальными лицами, видеокамера, с помощью которой один из опросов был записан на видео непосредственно на месте происшествия, несколько цифровых фотоаппаратов, которые применялись, в том числе, для копирования документов.
У большинства членов группы были мобильные телефоны, позволявшие осуществлять оперативную связь.

2.6. Хроника действий

11 мая, среда. Переезд из Москвы и Нижнего Новгорода, телефонные переговоры в Твери с местным координатором "Мемориала" В.Шариповой, потерпевшими и адвокатами. Переезд в Бежецк, поселение в гостинице "Ленок".
12 мая, четверг, Бежецк. Опрос потерпевших и свидетелей по "мебельному" делу, сначала в конторе бежецкого рынка, потом - в кафе "Кентау". Попытка привлечь дополнительного свидетеля, поездка к нему домой. Встреча с местным активистом организации ветеранов вооруженных сил С.Сапроновым.
13 мая, пятница, Бежецк, Тверь. Продолжение опросов по "мебельному" делу, опросы потерпевших и свидетелей по "наркотическому" делу. Общение с адвокатами потерпевших. Поиск на рынке дополнительных свидетелей по "мебельному" делу. Поездка в Бежецкую межрайонную прокуратуру, беседа с прокурором, поездка в местное управление Наркоконтроля. Вечером - переезд в Тверь, поселение в общежитии при Объединенном музее Тверской области.

14 мая, суббота, Тверь. Встреча с заместителем прокурора Тверской области.
15 мая, воскресенье, Тверь, Рождествено. Поездка в село Рождествено и поселок 1 Мая. Опрос потерпевших и свидетелей.
16 мая, понедельник, Тверь, Рождествено. Посещение больницы с. Рождествено, встреча с главой администрации Н.Зотовым. Встреча с и.о. начальника Управления Госнаркоконтроля по Тверской области Ботвиневым Алексеем Федоровичем, оформление допуска в СИЗО для встречи с одним из потерпевших.
17 мая, вторник, Тверь, Москва. Возвращение в Москву.
18 мая, среда, Москва. Пресс-конференция в Независимом пресс-центре.
После 18 мая. Подготовка Заключений предварительной проверки по всем трем эпизодам, написание отчета о поездке группы.

2.7. Правовая база

Запрет на пытки и иные формы жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания закреплен во Всеобщей декларации прав человека, статья 5 которой гласит: "Никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим его достоинство обращению или наказанию". Данное право дословно подтверждается в статье 3 Европейской Конвенции прав человека, а так же других международных договорах, ратифицированных Российской Федерацией.
Запрет на пытки содержится также в статье 21(1) Конституции России. Российский Уголовно-процессуальный кодекс запрещает принуждение "обвиняемого или другого участника процесса к даче показаний посредством насилия, угроз или иных незаконных методов", как и Закон "О милиции" - применение пыток и недозволенное обращение.
Поскольку основная задача нашей группы была в юридическом анализе и юридической поддержке, в нашем случае особо важны следующие правовые инструменты:
Статья 12 Конвенции против пыток, в соответствии с которой государства-участники обязаны проводить быстрое и беспристрастное расследование жалоб о пытках во всех случаях, когда обстоятельства дают "достаточные основания полагать, что пытка была применена".

Статья 13 Европейской конвенции требует от государств-участников предоставления "эффективных средств правовой защиты перед национальными властями" каждому, чьи изложенные в Конвенции права и свободы были нарушены.

3. ОБЩАЯ КАРТИНА НАРУШЕНИ