ГлавнаяИсследованияБизнес-активность работников правоохранительных органов в современной России. Приложение к лекции

Бизнес-активность работников правоохранительных органов в современной России. Приложение к лекции

10 июня 2005, 11:19

Эта лекция основана на материалах исследовательских 2-х проектов:

1) «Произвол в правоохранительных органах: практики и причины», осуществляемый с 1 апреля 2004 г. по настоящее время Центром содействия проведению исследований проблем гражданского общества «Демос» и его экспертной сетью в 10 регионах РФ. В ходе реализации проекта была проведена серия интервью с действующими и бывшими сотрудниками правоохранительных органов, посвященных конкретным формам проявления произвола, а также его причинам.

2) «Неформальная экономическая деятельность правоохранительных органов в России: социологический анализ» (2000-2002 гг.), поддержанный Институтом «Открытое общество». Кроме автора доклада в нем принимали участие сотрудники Института социально-экономических проблем народонаселения РАН д.э.н., профессор Р.В.Рывкина, к.э.н. О.А.Коленникова, к.г.н. Ю.А,Симагин. В рамках проекта было проведено анкетирование работников милиции, проживающих в 8 регионах России (Москвы, Краснодарского края; областей: Московской, Иркутской, Нижегородской, Ростовской, Омской и Воронежской, всего было опрошено 2209 респондентов), интервьюирование офицеров милиции (30 интервью). Особенность проведенного анкетирования работников милиции состояла в том, что респондентам задавались не «лобовые» вопросы об их личном участии в бизнес-активности, а вопросы о том, каковы ее масштабы и причины в милиции в целом, в их городе, подразделении, что позволяет получить более или менее достоверные данные о деятельности ближайшего окружения опрошенного. Кроме того, анализировалась статистическая информация о преступности, работе правоохранительных органов и социально-экономической ситуации в различных регионах страны. Также изучались материалы прессы и информация об экономической деятельности милиции, собранная из Интернета.

Ниже приводятся некоторая информация, полученная нами в ходе анализа статистики, прессы, данных Интернета, а также ответы на вопросы анкеты и таблицы, полученные в ходе реализации 2-го проекта.

1. Было выявлено, что работники милиции осуществляют на рынке различные виды деятельности. Анализ собранной нами информации позволяет сделать вывод об огромном разнообразии экономической деятельности, осуществляемой работниками милиции. Всего мы выявили около полусотни ее видов, как законная деятельность (научная, педагогическая и творческая деятельность; по закону о милиции, за пределами системы МВД сотрудникам милиции разрешено по совместительству заниматься только тремя видами деятельности творческой, научной и педагогической), так и незаконная (взятки за прекращение уголовного преследования, отказ от регистрации уголовного преступления и отказ от возбуждения уголовного дела за вознаграждение, поиск и возврат угнанных автомобилей за вознаграждение, выполнение отдельных заказов частных лиц и организаций, торговля информацией, «крышевание» фирм, участие в переделе сфер влияния в бизнесе, независимая предпринимательскую деятельность - «малый бизнес», связанный, например, с владением кафе, магазинами, киосками и т.п., разрешенный другим группам населения, торговля наркотиками и др.).

2. По полученным нами данным около половины опрошенных работников милиции имеют дополнительные заработки за пределами системы МВД. Затраты времени на них - 34 часа в неделю. При этом 18% имеют дополнительные заработки в рабочее время.

3. Ответы на вопрос: «Если брать общий доход работников милиции, то какую примерно его долю составляют подработки?», показали, что средняя доля подработок в общем личном доходе милиционера составляет 42%. То есть дополнительные заработки дают чуть меньше, чем основная работа.

4. Имеются региональные различия в экономической активности работников правоохранительных органов, но, по нашим данным, доля вовлеченных в нее милиционеров нигде не ниже 1/3.

Таблица 1. Оценки работниками милиции разных регионов количества подрабатывающих (*), %

Регион Доля подрабатывающих в свободное время, % Доля подрабатывающих в рабочее время, %
Москва 78 0
Московская обл. 60 47
Нижегородская обл. 45 17
Иркутская обл. 45 17
Ростовская обл. 44 22
Краснодарский край 40 19
Омская обл. 36 17
Воронежская обл. 36 20
В среднем 49 18

(*) В г. Москве, фактически, в ходе анкетирования нам не удалось собрать данные о масштабах экономической деятельности в рабочее время. Хотя существуют множество других данных на основании которых можно говорить о том, что работа «на себя» в рабочее время распространена в Москве не меньше, чем в Московской области.

В целом, обследованные регионы можно разделить на две основные группы: «высоко коммерциализированными» являются Москва и Московская область. Там в свободное время подрабатывают соответственно 3/4 и 2/3 работников милиции, а в рабочее - почти половина. Вторую группу составляют остальные обследованные регионы, «умеренно коммерциализированные». Там в свободное время подрабатывают 36- 45%% работников милиции, а в рабочее -17-22%%. В той или иной степени коммерциализированными оказались все обследованные регионы.

5. В экономической активности работников правоохранительных органов значительную часть составляет криминальная деятельность, которая, по нашим оценкам составляет около 2/5 среди всех ее видов (весьма условно приняв первые три вида - охрана, извоз и торговля – «условно-законной», мы рассчитали соотношение законных и незаконных способов по приведенным в таблице 2 видам; вопрос о том, относится охранная деятельность к законной или нет, требует специального исследования, так как эта деятельность может включать в себя как вполне обычные услуги по охране, так и предоставление «крыши»).

Таблица 2. Виды экономической деятельности работников милиции (% от числа опрошенных).

Виды Экономическая деятельность:
в свободное время в рабочее время
Охрана различных коммерческих структур 84 48
Транспортные услуги, извоз 48 26
Торговля 27 20
Плата вместо штрафа 19 37
Получение платы с торговцев 15 24
Платные услуги за оформление документов 10 20
Продажа информации 5 7
Услуги при определении вины подозреваемого * 10
Услуги за приостановление или прекращение дел * 19
Плата при проверке документов * 14

* данный вариант ответа не предлагался

Из таблицы 2 видно, что широкое распространение у милиционеров получили не только по «условно-законные» подработки (не противоречащие закону и разрешенные для других категорий работников), такие, как охрана, торговля, извоз, но и откровенно незаконные, криминальные.

6. Для выявления участия милиции в деятельности бизнеса мы задавали им вопрос: «Часто ли бывают случаи, когда милиция участвует в хозяйственных спорах, в конфликтах между разными бизнесменами, директорами предприятий, защищая интересы одной из сторон?». Лишь 35% опрошенных считают, что таких случаев не бывает. 65% работников милиции считают, что такие случаи бывают, из них 11% - что бывают часто.

7. Как расплачиваются бизнесмены за предоставляемые услуги? По мнению 23% опрошенных, бизнесмены перечисляют деньги в фонды содействия правоохранительным органам, 46% - помогают приобретать компьютеры, оргтехнику и др., 20% - обеспечивают подработки, то есть платят «наличными». Только 37% опрошенных работников милиции указали на то, что помощи от бизнесменов нет. Это примерно та же доля ответивших, что случаев участия милиции в отстаивании интересов тех или иных бизнесменов нет.

8. Отношение милиции с населением показывают ответы на вопрос: «Как население страны относится к работникам милиции? Доверяет ли оно им или не доверяет?». Лишь 3% опрошенных считают, что отношение к ним населения хорошее, 58% - характеризуют его как настороженное, 32 - как негативное, 7% считают, что милицию боятся. В числе причин неблагоприятного отношения опрошенные указывают грубое обращение милиции с жителями страны. Причем 27% из них считают, что такие случаи бывают часто, 63% - что такие случаи бывают, но редко. Лишь 10% работников милиции полагает, что случаев грубого обращения с населением не бывает.

9. Оценка влияния экономической деятельности на выполнение милицией своих обязанностей. Вопрос: «Как сказываются подработки на основной профессиональной деятельности работников милиции?». Только 8% опрошенных ответили, что это сказывается положительно и помогает основной работе; 56% - отрицательно, мешает основной работе; 36% - что никак не сказывается.

10 . Оценка связи экономической активности милиции с динамикой преступности в регионах. Мы разделили все регионы на две группы – 1) с низким уровнем такой активности (43% занятых в свободное время) и 2) с высоким уровнем (74% вовлеченных в экономическую активность в свободное время). Различия между ними по динамике преступности (по оценкам опрошенных) представлены в таблице 3. Из нее следует, что в тех регионах, где занятость милиции бизнесом ниже, динамика преступности более благоприятная. И это зависимость является статистически значимой.

Таблица 3. Различия в динамике преступности в регионах с разным уровнем вовлеченности милиции в экономическую деятельность (%)

Регионы с Преступность в течение прошлого года Итого
сократилась выросла осталась прежней
Низкой экономической активностью милиции 10 61 29 100
Высокой экономической активностью милиции 8 80 12 100
В среднем 10 66 24 100

11. Анализ полученных нами данных показал, что работники милиции зарабатывают на рынке практически «второй бюджет».

Чтобы дать более или менее исчерпывающий ответ на масштабы заработков работников милиции на рынке следовало бы оценить оборот всех вышеперечисленных полусотни видов экономической активности. На момент исследования (начало 2000-х годов) у нас не было данных для этого. Поэтому мы оценили только несколько масштабных ее видов, по поводу которой у нас была некоторая информация.

Прежде всего - так называемые подработки, осуществляемые массовыми группами милиции – младшим, средним и старшим составом: в целом по России примерно 300 млн. долларов в год.

Торговля. Общий доход в этой сфере можно оценить в 600 млн. - 2.4 млрд. долларов в год.

Доходы, получаемые в системе ГИБДД. Всего – 170 млн. долларов.

Доход, связанный с контролем над рынком наркотиков: около 300 млн. долларов.

Доходы, получаемые от контроля за проституцией: не менее 60 млн. долларов.

Доходы, поступающие от нелегальных иммигрантов: не менее 50 млн. долларов.

Таким образом, по указанным 6 составляющим доходы, получаемые милицией, по нашим расчетам, в начале 2000-х годов составляли 1.5 – 3.3 млрд. долларов. Учитывая, что все расходы федерального бюджета на правоохрану и государственную безопасность в то время были не более 3-5 млрд. долларов в год, можно утверждать, что общий доход, получаемый правоохранительными органами, скорее всего, не меньше, а возможно, существенно больше, чем платит государство.

Автор: Леонид Косалс
Источник: Полит.РУ