ГлавнаяПолицияИнтервью Министра внутренних дел Российской Федерации генерала армии Рашида Гумаровича Нургалиева
Интервью Министра внутренних дел Российской Федерации генерала армии Рашида Гумаровича Нургалиева
05 марта 2007, 10:04
Процесс создания Союзного государства был и остается одной из самых актуальных тем политических дискуссий. Сегодня все понимают, что у белорусско-российской интеграции есть не только сторонники, но и те, кто ставит под сомнение перспективы союзных отношений Беларуси и России. Поэтому споры о судьбе Союзного государства не затихают. Однако в этих дискуссиях нельзя игнорировать очевидный факт - интеграция Беларуси и России уже стала реальностью. Одним из подтверждений этого является тесное сотрудничество и взаимодействие между нашими странами в сфере обеспечения правопорядка, защиты интересов граждан.О работе МВД РФ в прошедшем году, взаимодействии милиции России и Беларуси рассказывает глава министерства внутренних дел Российской Федерации Рашид Нургалиев.
- Рашид Гумарович, прошло 15 лет с того времени, когда России перешла на принципиально новый путь развития, что привело к коренной ломке социально-политического уклада жизни всех сфер жизни народа, государства в целом. Эти процессы не могли обойти стороной и МВД. Какие наиболее важные, на Ваш взгляд, изменения произошли на протяжении этих лет в органах внутренних дел?
- Вы правы, пятнадцать лет назад мы жили в другой стране, с другой правоохранительной системой. Вместе со страной кардинальные изменения претерпели и органы правопорядка. В этом процессе я бы выделил несколько составляющих.
Во-первых, во главу угла поставлена защита прав и законных интересов граждан.
Во-вторых, изменились функции, возложенные государством на органы внутренних дел. Из сферы ответственности МВД ушли такие направления деятельности, как исполнение наказаний, обеспечение противопожарной безопасности. Создано самостоятельное федеральное ведомство по борьбе с незаконным оборотом наркотиков. Образована Федеральная миграционная служба, на которую возложена функция по реализации миграционной политики государства, учета населения, выдача паспортов и виз. В этой связи существенно поменялось и структурное построение органов внутренних дел.
Кроме того, за эти годы видоизменилась и сама преступность: она стала более организованной, появились ее новые виды.
Для адекватной реакции на эти изменения существенно перестраивалась и система Министерства внутренних дел РФ. Были созданы специализированные подразделения по борьбе с организованной преступностью и терроризмом, в сфере высоких технологий, отряды милиции особого и специального назначения. МВД России старается идти в ногу с прогрессом - в деятельность органов внутренних дел активно внедряются новые формы и методы работы, современные технологии. Сегодня в нашем штате есть аналитики, психологи, опытные специалисты аудита, программисты, компьютерные технологи.
Хочу отметить еще одно коренное отличие современного МВД России от МВД начала 90-х годов прошлого века: если раньше граждане почти ничего не знали о работе милиции, а информацию брали в основном из художественных фильмов и книг, то сейчас МВД России, по оценкам независимых экспертов, является одним из самых открытых для общества ведомств.
На протяжении последних трех-четырех лет мы последовательно осуществляем комплекс мер по укреплению законности в деятельности органов внутренних дел, улучшению работы с населением, повышению уровня доверия граждан к милиции, активно сотрудничаем со СМИ, правозащитными и религиозными организациями. О том, что в этих областях уже достигнуты реальные результаты, свидетельствует, на наш взгляд, устойчивый рост числа обращений граждан в дежурные части ОВД с заявлениями о совершенных в отношении них преступных посягательствах.
Так, в 2004-2005 годах количество таких заявлений увеличивалось в среднем на 9-10%, а за 2006 год - выросло на 22%. Не остаются без реагирования факты нарушений при приеме, регистрации и разрешении заявлений и сообщений о происшествиях. Они становятся предметом специального рассмотрения, в том числе и с участием аппарата Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, Общественной палаты, правозащитных организаций. Полагаю, что прямым следствием принимаемых нами мер стало снижение числа жалоб граждан, депутатских запросов и звонков по "телефонам доверия" о неправомерных действиях сотрудников органов внутренних дел. Количество таких жалоб сократилось в 2004 г. в полтора раза, в 2005 г. еще на 5%.
- Трансформация государства сопровождалась резким ростом преступности, в том числе появлением ее новых особо опасных видов, о многих из которых страна и ее милиция раньше если и знали, то лишь теоретически. Охарактеризуйте, пожалуйста, развитие криминогенной ситуации в России за прошедшие годы, каково положение в этой сфере сегодня?
- Трансформация государства сопровождалась резким ростом преступности, в том числе появлением ее новых особо опасных видов, о многих из которых страна и ее милиция раньше если и знали, то лишь теоретически. Охарактеризуйте, пожалуйста, развитие криминогенной ситуации в России за прошедшие годы, каково положение в этой сфере сегодня?
- Проводить анализ криминогенной, а вернее криминальной ситуации в России за 15 лет было бы некорректно, так как в начале 90-х годов в стране действовал другой уголовный закон.
Новый Уголовный кодекс вступил в действие в 1997 году. Однако необходимо сразу оговориться, что и за этот период в уголовное законодательство неоднократно вносились существенные изменения.
Если не учитывать 2002 год, когда законодатель декриминализировал ряд статей уголовного кодекса, то весь этот период характеризовался устойчивым увеличением регистрируемой преступности. Ежегодный прирост в среднем составлял 5-7%. За последние два года общее количество зарегистрированных преступлений значительно возросло.
Однако, как показывает анализ, этот рост в 2005-2006 гг. не связан с реальным ухудшением криминальной ситуации, а в основном объясняется заметным прогрессом в учете преступлений. В немалой степени этому способствовали принимаемые в последние несколько лет МВД России меры по укреплению законности в деятельности органов внутренних дел, в том числе при рассмотрении заявлений и сообщений о правонарушениях.
Кроме того, нужно еще учитывать и то, что рост преступности за эти два года произошел в первую очередь за счет значительного увеличения регистрации преступлений небольшой и средней тяжести.
Что же касается наиболее опасных противоправных деяний, то удельный вес тяжких и особо тяжких преступлений в общем их количестве последовательно снижается. Если в 2004 году по статистике их было 32,5%, то за 12 месяцев прошлого года она уменьшилась до 28%. Устойчиво уменьшается и количество убийств. Эта тенденция сохранилась и в 2006 году. Только с января по декабрь прошлого года их количество сократилось на 11%. В прошлом году отмечена также тенденция снижения числа фактов умышленного причинения тяжкого вреда здоровью на 11,1%, разбоев - 6,1%.
МВД России понимает, что эти позитивные тенденции не означают, что криминальная ситуация в стране близка к приемлемой. На фоне стабилизации показателей преступности против личности существенно растет регистрация преступлений против собственности. Так, быстрыми темпами растет количество краж - в 2005 г. на 23,2%, в 2006 г. на 6,6%, мошенничеств в 2005 г. - на 42,4%, в 2006 г. - на 25,5%.
Особую тревогу вызывает уличная преступность. Если пять лет назад на улицах совершалось каждое семнадцатое из зарегистрированных преступлений, то в текущем году - уже каждое девятое. В последние два года растет и число преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков.
По нашему анализу, заметное воздействие на состояние преступности оказывает нерешенность многих социальных проблем. Более половины лиц, совершивших преступления, не имеют постоянного источника дохода. Каждое четвертое преступление совершается теми, кто ранее уже нарушал закон, каждое шестое - лицами, находившимися в состоянии алкогольного опьянения, каждое десятое - несовершеннолетними и при их соучастии. И эти показатели сохраняются практически неизменными на протяжении всего десятилетия.
- За эти годы произошел резкий рост экстремистских проявлений, которые нередко принимают крайнюю форму - терроризм. Правоохранительным органам удалось снизить уровень террористической опасности, однако пока еще нельзя утверждать, что это уже необратимый процесс. Что необходимо сделать, чтобы закрепить положительные тенденции?
- Справедливую озабоченность у всего общества вызывает рост экстремизма на национальной, религиозной и расовой почве. К сожалению, элементами экстремизма оказалась заражена часть молодых людей. Обеспокоенность вызывает увеличение случаев физического насилия со стороны членов экстремистских группировок в отношении выходцев из других стран. Наибольшая активность по совершению преступлений экстремистской направленности отмечается в крупных мегаполисах. В прошлом же году благодаря принятым комплексным мерам удалось раскрыть 169 таких преступлений, что на 27% больше, чем в 2005 г.
С большим количеством пострадавших и огромным общественным резонансом связаны преступления террористического характера, с которыми Россия столкнулась в прошедший период. Самым тяжелым для России в этом отношении стал 2003 год, когда был совершен 561 террористический акт. В дальнейшем ситуацию удалось стабилизировать, последние три года количество терактов последовательно снижается. В 2004 году зафиксировано 265 случаев, 2005 г - 203, 2006 г - 112.
Природа терроризма такова, что это не столько уголовно-правовое, сколько идеологическое и социальное явление. Следовательно, и борьба с ним должна быть адекватной. Поэтому главной целью противодействия терроризму является уничтожение условий для его зарождения.
Рассматриваемый же с позиции правоприменения, терроризм представляет собой сложно организованную преступную деятельность, нередко связанную с зарубежными идеологическими и финансовыми центрами. Но эти обстоятельства не меняют состава преступления. Поэтому организация борьбы с ним должна строиться по доказавшим свою эффективность схемам.
Первоочередными задачами в этой сфере являются: повышенное внимание к вербовочной работе среди участников бандформирований, тесное взаимодействие с другими правоохранительными органами, в том числе и зарубежных стран. Серьезным резервом в борьбе с терроризмом является проведение совместных спецопераций в отношении источников финансирования и идеологических центров бандформирований. Сочетание полицейских мер, активной пропаганды и контрпропаганды позволяет блокировать преступную деятельность.
В международном аспекте борьба с организованной преступностью и терроризмом для России должна быть выстроена в первую очередь с учетом консолидации усилий стран-участников СНГ, создания межгосударственного механизма борьбы с этими и иными криминальными проявлениями.
- На совещании, посвященном борьбе с преступностью и коррупцией, прошедшем в ноябре, Владимир Путин очень резко высказался по поводу чиновников, судей, сотрудников правоохранительных органов, которые используют служебное положение для личного обогащения. Этот же вопрос Вы поднимали, выступая в Госдуме, отметив, что «взятка в конверте давно ушла в историю» и деньги переводятся на счета в зарубежных банках. Как ведется борьба с этим явлением, и что необходимо сделать, чтобы противодействие коррупционерам стало эффективным?
- Масштабы коррупции в России представляют реальную угрозу национальной безопасности, а темпы ее распространения являются одним из наиболее опасных факторов дестабилизации социально-политической ситуации в стране и непосредственной угрозой экономике. В числе привлекаемых к ответственности коррупционеров все чаще встречаются представители руководящего звена органов государственной власти и местного самоуправления.
Учитывая все это, особую важность на современном этапе приобретает необходимость скорейшего совершенствования антикоррупционного законодательства. Разрабатываются или готовятся соответствующие изменения в законы: «О противодействии коррупции», «О парламентском расследовании», «О правовом регулировании лоббистской деятельности», «О праве граждан на информацию» и др. Комплексный подход к решению этой проблемы потребует и дополнения уголовного, административного, избирательного и еще ряда иных законодательных актов.
В этой связи, а также исполняя решения Координационного совещания руководителей правоохранительных органов Российской Федерации, которое прошло в ноябре прошлого года, в Госдуму и Совет Федерации нами были направлены предложения о скорейшем принятии федерального закона о противодействии коррупции и о внесении соответствующих изменений и дополнений в нормативно-правовые акты. В Правительство РФ направлены предложения о необходимости разработки долгосрочной федеральной целевой программы по борьбе с организованной преступностью и коррупцией.
Одновременно с этим МВД России принимало активное участие в проработке ряда проектов нормативных правовых актов антикоррупционного содержания. В частности, рассмотрены и согласованы проекты федеральных законов «О ратификации Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию» и «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и другие законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию».
Успешному противодействию коррупции должны способствовать и другие предложения МВД России. На законодательном уровне необходимо закрепить положение, согласно которого коррупционеры, привлеченные к уголовной ответственности, пожизненно не имели бы права занимать должности госчиновников.
Крайне важно и реформировать систему иммунитета официальных лиц - установить порядок возбуждения, расследования уголовных дел и привлечения к ответственности представителей высших органов власти и иных должностных лиц. Для этого, как одно из предложений, ввести процедуру парламентских расследований, как это сделано и достаточно успешно используется в Германии, во Франции, в ряде других стран.
Кроме того, для выявления фактов коррупции необходимо активно привлекать и общественность. Для этого нужно отработать четкий механизм защиты граждан, сообщающих о фактах коррупции, особенно в государственных органах власти, выработать программы по их защите, установить телефоны «горячей линии» для сбора и анализа подобной информации.
В рамках выполнения поручений Президента РФ по очищению правоохранительных органов от сотрудников, которые используют служебное положение в угоду своим корыстным интересам, приоритетом в деятельности МВД России рассматривается обеспечение собственной безопасности и борьба с коррупцией в рядах сотрудников органов внутренних дел.
В министерстве данная деятельность осуществляется в двух направлениях. Первое - проведение мероприятий, направленных на профилактику совершения сотрудниками органов внутренних дел должностных правонарушений и преступлений. Причем, главной задачей здесь является создание в среде сотрудников отношения неприятия любых форм незаконного обогащения, восприятия факта противоправных действий одного сотрудника как «пятна» для всего коллектива. Второе направление - выявление и пресечение правонарушений сотрудников милиции. В системе МВД России решение данной задачи возложено на подразделения собственной безопасности. В рамках своих полномочий они наделены правом осуществления оперативно-розыскной деятельности в отношении сотрудников органов внутренних дел.
МВД России последовательно проводится комплекс организационно-практических мероприятий. В частности, расширяется сфера применения полиграфа в работе с личным составом органов внутренних дел. В России, как и в правоохранительных органах ряда зарубежных стран, полиграф применяется уже на стадии отбора кадров для службы в органах внутренних дел.
В целях выявления фактов взяточничества со стороны сотрудников органов внутренних дел, а также недопущения последующей легализации денежных средств, получаемых незаконным путем, в МВД России вводится обязательный порядок декларирования сотрудниками и работниками системы Министерства своих доходов и расходов.
Кроме того, особое внимание уделяется взаимодействию с общественными организациями и объединениями граждан. Основной формой этой деятельности является проведение полных и объективных проверок представляемой ими информации.
- После драматических событий в Кондопоге главой государства перед органами исполнительной власти, в том числе милицией и сотрудниками Федеральной миграционной службы, была поставлена задача навести порядок на рынках. Как идет выполнение этого поручения?
- Министерством внутренних дел, Федеральной миграционной службой РФ и другими заинтересованными ведомствами активизирована работа по наведению порядка в рыночной торговле, противодействию незаконной миграции, пресечению этнической преступности.
Только за последние три месяца 2006 года в этой сфере выявлено около 500 преступлений, пресечено свыше 24 тыс. административных правонарушений, из незаконного оборота изъята продукция на сумму 130 млн. рублей. За нарушения правил пребывания иностранных граждан в России и незаконное использование иностранной рабочей силы к административной ответственности привлечены более 300 тыс. человек.
- В последнее время мы столкнулись с громкими заказными убийствами. Как Вы полагаете, эти преступления не связаны между собой или являются звеньями одной цепи? Если это так, то какие цели преследуют их организаторы?
- Сразу хотелось бы обратить внимание на то, что при совершении таких преступлений тут же формируется устойчивое общественное мнение об их политической подоплеке. В дальнейшем, в ходе расследования уголовных дел, выясняется, что мотив у большинства преступников был совершенно банальным - корысть, либо внезапно возникшие личные неприязненные отношения, и с политическими взглядами потерпевших никак не связан. Так было в случае убийства депутатов Старовойтовой и Юшенкова, директора НПО «Алмаз-Антей» Климова, репортера НТВ Зимина.
Анализ полученной в процессе проводимой работы информации не позволяет предположить, что это звенья одной цепи.
Да, личности потерпевших объединяет близость к власти и политике. Но степень этой близости и полномочий различны. Способ и орудия преступлений также отличаются.
Кроме того, согласно российскому законодательству, на определенном этапе следствия правоохранительные органы не вправе публично комментировать и делать какие-либо выводы по расследуемым уголовным делам. И если бы усматривалась какая-либо связь между рассматриваемыми убийствами, то Генпрокуратурой РФ они были бы объединены в одно производство.
Для характеристики ситуации с так называемыми заказными убийствами по стране в целом необходимо отметить, что в 2005 году окончены расследованием и квалифицированы как совершенные по найму 62 убийства. В 2006 году - 63 преступления. В прошедшем году выявлено 83 человека, совершивших убийства по найму, по сравнению с 2005 годом этот показатель вырос на 18,6%. Количество убийств, совершаемых организованными преступными группировками, в 2006 году сократилось по сравнению с 2005 годом на 24%.
- Одной из наиболее часто обсуждаемых в последнее время тем является сокращение количества машин со спецсигналами. Она зачастую подается как панацея от всех бед на наших дорогах. Ваше мнение по решению проблем, связанных с ситуацией на российских дорогах?
- Разумеется, сокращение машин со спецсигналами в полной мере не разрешит той ситуации, которая сегодня сложилась на российских дорогах. Но такое количество транспортных средств со спецсигналами, которое было до сих пор, а было их свыше семи с половиной тысяч, существенно осложняло дорожно-транспортную обстановку, особенно в городах-мегаполисах. Сегодня их количество сокращено до 977 автомашин.
Однако не следует забывать, что основной акцент в Указе Президента России «О первоочередных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения», принятом 22 сентября 2006 года, сделан на принятии неотложных мер, направленных, прежде всего на дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы безопасности дорожного движения, а также на улучшение условий дорожного движения, увеличение пропускной способности улиц и дорог. Указывается там и на необходимость организации работ по строительству и обустройству достаточного количества мест для парковки транспортных средств, подземных и надземных переходов, созданию безопасных условий для пешеходов.
В самом деле, за последнее десятилетие парк автомототранспортных средств увеличился по стране более чем в два раза. В то же время протяженность городских улиц увеличилась всего на 4,5%. Средняя скорость движения транспорта снизилась на многих участках улично-дорожной сети почти на 40% и составляет в мегаполисах 15-30 км/ч, в крупных городах - 20-40 км/ч. В часы «пик» скорость падает до 5-10 км/ч, а в неблагоприятных погодных условиях движение на некоторых участках просто парализуется.
По нашим прогнозам, к 2020-2025 г.г. в российских городах ожидается уровень автомобилизации порядка 550 автомобилей на 1000 жителей. С учетом этого уже сегодня требуется пересмотреть всю стратегию развития городов с точки зрения организации движения транспорта и пешеходов. Планируется целый комплекс мер по улучшению условий движения транспорта и пешеходов в крупных городах. Именно в таких городах наблюдается наибольший удельный вес числа погибших в дорожно-транспортных происшествиях.
Зарубежный опыт показывает, что решение транспортных проблем в крупных городах возможно только при комплексном подходе. В первую очередь необходимо строительство сети внеуличных скоростных магистралей, выполняющих основную транспортную работу по связи города с пригородной сетью дорог, обеспечение необходимым количеством парковочных мест, а также создание безопасных условий для пешеходов.
Важное значение в решении этой проблемы имеют нормативно-правовые акты, устанавливающие ответственность за управление транспортным средством в состоянии опьянения, невыполнение водителями законного требования сотрудника милиции о прохождении медицинского освидетельствования. Принятие этих законов способствовало снижению количества ДТП, совершенных пьяными водителями в 2005 году на 9,3% и в прошлом - на 13%, при этом также снизилось и число погибших. За этими цифрами стоят сотни спасенных человеческих жизней.
В Госдуме находится на рассмотрении законопроект, предусматривающий установление ответственности владельцев транспортных средств в случаях выявления и документирования правонарушения с использованием работающих в автоматическом режиме специальных технических средств или средств фото- и видеофиксации, а также водителей транспортных средств за систематическое нарушение Правил дорожного движения.
МВД совместно с другими федеральными органами исполнительной власти продолжает работу и по целому ряду других аспектов, связанных с реализацией Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах». Напомню, цель Программы - сокращение количества погибших в дорожно-транспортных происшествиях к 2012 году по сравнению с 2004 годом в 1,5 раза. Задача амбициозная, но выполнить ее необходимо.
- Одной из главных проблем, мешающей эффективной борьбе с преступностью, является несовершенная законодательная база. Для повышения эффективности работы милиции принятие каких законопроектов и изменений в Уголовный кодекс Вы считаете первостепенным?
- В последние годы процесс по совершенствованию законодательства протекает достаточно активно и МВД России принимает в нем непосредственное участие.
Немаловажным фактором повышения эффективности работы органов внутренних дел является совершенствование законодательства по обеспечению защиты интересов личности и общества, в сфере экономической и экологической безопасности страны.
Однако здесь еще остается ряд проблемных вопросов, для решения которых необходимы меры законодательного характера. К ним относится, в том числе, борьба с коррупцией, о чем мы говорили выше.
Несмотря на высокую общественную опасность экстремистских проявлений, в Уголовном кодексе РФ эти преступления отнесены к категории деяний средней тяжести. Это в значительной мере ограничивает возможность проведения полного комплекса оперативно-розыскных мероприятий, необходимого для получения доказательств причастности отдельных граждан к экстремистской деятельности. В этой связи необходимо рассмотреть вопрос о повышении верхнего предела уголовной ответственности за совершение такого рода преступлений.
Особо остро стоит вопрос о совершенствовании уголовно-правовых норм, предусматривающих ответственность за легализацию денежных средств и имущества, полученных в результате совершения преступления. Внесение соответствующих изменений в законодательство позволит существенно повысить эффективность правоприменительной деятельности органов внутренних дел в этой сфере.
Не менее важна и защита природных ресурсов от преступных посягательств. В этой сфере разработано несколько законопроектов о внесении изменений в действующее уголовное законодательство, в том числе за совершение краж из нефтепроводов и газопроводов и перевода данных деяний в категорию тяжких преступлений. Также предусмотрено дополнение Уголовного кодекса новой статьей, устанавливающей ответственность за приведение в негодность нефтепроводов, нефтепродуктопроводов и газопроводов.
Другой приоритетной задачей правоохранительных органов является защита потребительского рынка от контрафактной и фальсифицированной продукции. Правонарушения в данной области приводят к вытеснению с рынка легальных производителей, что причиняет существенный экономический ущерб, дискредитирует международную репутацию России как торгового партнера.
- Затянувшийся процесс подготовки закона «О правоохранительной службе в Российской Федерации», как считают специалисты, не способствует улучшению климата внутри милиции, стабильности в ее работе, укреплению кадров. На какой стадии находится работа над этим законопроектом?
- Этот законопроект разрабатывается в рамках реформы государственной службы и в его подготовке принимают участие представители различных заинтересованных государственных органов, ученые - специалисты в области государственной службы.
Общими усилиями проделан значительный объем работы, так как главной проблемой при его подготовке была необходимость учесть интересы целого ряда ведомств, осуществляющих правоохранительную деятельность, в том числе и МВД России.
Проект закона «О правоохранительной службе в Российской Федерации» предусматривает единый подход к решению задач, стоящих перед правоохранительными органами страны.
Также в нем присутствует принципиально новый подход к переводу служащих из одного федерального органа в другой. Теперь этот процесс планируется осуществлять без увольнения с государственной службы, а это в свою очередь позволит сэкономить финансовые средства, предусматриваемые на выплаты при увольнении и сократит затраты, необходимые для первоначальной подготовки служащих. Кроме того, законопроект закрепляет создание единых норм правовой защиты и социальной поддержки служащих правоохранительной системы.
Принимая во внимание, что работа над законопроектом еще не закончена, более подробно останавливаться на его содержании, в том числе на предусмотренных льготах и гарантиях, пока преждевременно.
- СНГ отмечает 15-летний юбилей. Взаимодействие по линии МВД стран-членов СНГ является действенным и приносит реальные результаты. В чем здесь дело?
- Взаимодействие между МВД России и министерствами внутренних дел государств-участников СНГ осуществляется в многостороннем и двустороннем форматах, а также на приграничном уровне и охватывает практически все сферы оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел стран Содружества.
В январе 1996 года в Таджикистане был учрежден Совет министров внутренних дел государств - участников Содружества Независимых Государств. За прошедшие годы была создана основательная правовая база многостороннего сотрудничества. Подписаны и действуют порядка семидесяти правовых документов, регламентирующих контакты органов внутренних дел и полиции стран Содружества практически по всем направлениям оперативно-служебной деятельности.
Последнее заседание Совета министров внутренних дел СНГ состоялось в сентябре 2006 года в столице Казахстана Астане. По его итогам принят ряд решений, в частности, касающихся развития взаимодействия органов внутренних дел в борьбе с преступлениями, совершаемыми с использованием информационных технологий, проведения в 2007 году совместных антитеррористических учений спецподразделений, широкомасштабных многосторонних операций, направленных на пресечение нелегального оборота оружия, наркотиков, автотранспорта и незаконной миграции.
Запланировано, что в этом году очередное заседание СМВД пройдет в сентябре в Баку. Ему будет предшествовать внеочередное заседание по вопросам противодействия незаконной миграции. Оно пройдет в Москве в первом квартале текущего года.
Хочу отметить, что министры внутренних дел встречаются не только на заседаниях. В прошедшем ноябре на базе Всероссийского института повышения квалификации сотрудников МВД России проведено совещание министров внутренних дел стран Содружества по вопросам антитеррористической защищенности объектов транспортной инфраструктуры. В его ходе был принят ряд важных решений, направленных на совершенствование правовых механизмов и методов взаимодействия правоохранительных органов в этой сфере.
Наиболее эффективно, как показывает практика, многостороннее сотрудничество осуществляется при проведении совместных оперативно-профилактических мероприятий. Так, в марте 2006 года МВД России совместно с МВД Азербайджана, Белоруссии, Грузии, Казахстана, Киргизии, Молдовы, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана, Украины и Полицией Армении проведена межгосударственная широкомасштабная операция «Розыск», в ходе которой только органами внутренних дел России задержано 7787 обвиняемых, 2854 из которых находились в федеральном розыске, а 214 - в межгосударственном. Были также разысканы 3271 человек, пропавших без вести. Аналогичная операция проходила и в октябре 2006 года. Она принесла столь же эффективные результаты.
- В начале осени в Гомеле на заседании Объединенной коллегии МВД Белоруссии и России Вы и Ваш белорусский коллега Владимир Наумов подчеркивали, что для правоохранительных органов двух стран «Союзное государство уже состоялось».
- Хочу в очередной раз подчеркнуть, что наше сотрудничество с белорусскими коллегами характеризуется наиболее тесными контактами, которые у нас налажены с правоохранительными органами в рамках СНГ. Сложились по-настоящему партнерские, основанные на взаимовыручке, отношения.
Основная часть совместно реализуемых МВД России и МВД Белоруссии мероприятий определяется межгосударственными программами СНГ на 2005-2007 гг. в сфере совместных мер борьбы с преступностью, с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма, а также Программой сотрудничества государств-участников СНГ в противодействии незаконной миграции на 2006-2008 годы. Причем, это двустороннее сотрудничество активно осуществляется в практической плоскости по всем линиям деятельности. Особенно тесное взаимодействие происходит на приграничном уровне. Так, в 2006 году на территории Псковской области проведены две рабочие встречи с представителями УБЭП УВД Витебского облисполкома, в ходе которых обсуждались конкретные вопросы дальнейшего взаимодействия. Было, среди прочего, спланировано и утверждено проведение совместных мероприятий по пресечению фактов взяточничества и незаконного перемещения грузов.
Учитывая, что преступность носит международный характер, сотрудничество не ограничивается лишь двусторонними рамками. Летом в Гомеле прошло совместное совещание руководителей подразделений криминальной милиции министерств внутренних дел Белоруссии, Латвии, Литвы, России и Украины по вопросам приграничного сотрудничества и взаимодействия органов внутренних дел в борьбе с транснациональной организованной преступностью.
- Как осуществляется сотрудничество органов внутренних дел в рамках Союзного государства Белоруссии и России, каковы его конкретные результаты?
- Анализ уровня сотрудничества подразделений МВД России и МВД Белоруссии показывает, что в целом взаимодействие органов внутренних дел Союзного государства носит активный и наступательный характер, как на уровне министерств внутренних дел, так и на уровне УВД приграничных областей, отдельных служб и подразделений. На постоянной основе осуществляется сотрудничество подразделений по борьбе с организованной преступностью приграничных с Белоруссией Брянской, Смоленской и Псковской областей.
Сложившиеся тесные деловые взаимоотношения дают эффективные результаты, в том числе в сфере борьбы с наркоторговлей, экономической и организованной преступностью.
Подтверждением этого является активное участие МВД России и Белоруссии в проведении двухэтапной операции «Канал-2006», которая осуществлялась в рамках ОДКБ. В результате было выявлено более 8 тыс. наркопреступлений, в том числе более 4 тыс. - по фактам сбыта наркотиков, более 400 - перевозки наркотиков. Из незаконного оборота изъято свыше 3,5 тонн наркотических средств. Раскрыто более 30 тыс. преступлений общеуголовного характера, изъято 1080 единиц огнестрельного и холодного оружия, материальных ценностей и контрабандных т