ГлавнаяПолицияВыступление Министра внутренних дел Российской Федерации на заседании Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних

Выступление Министра внутренних дел Российской Федерации на заседании Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних

06 июня 2006, 08:46

Министр внутренних дел Российской Федерации генерал армии Рашид Нургалиев назначен председателем Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних. В этом качестве он открыл первое заседании этого важного государственного органа, выступив с докладом «О совершенствовании законодательства в сфере защиты прав несовершеннолетних». В своей речи он в частности сказал:
«Первое заседание Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав проходит в знаменательную дату - Международный день защиты детей.
Основные государственные приоритеты укрепления благополучия семьи и защиты детства определены Президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным в Послании Федеральному Собранию, где сформулированы государственные приоритеты в укреплении благополучия семьи и защите детства.
Правительство Российской Федерации со своей стороны уделяет особое внимание проблемам детского неблагополучия и подростковой преступности.
Так, сформирована система правового обеспечения законных интересов несовершеннолетних. За последние годы принято более 200 законодательных и иных правовых актов, регламентирующих сферу жизнедеятельности семьи, материнства и детства, в том числе, направленных на социальную защиту, предупреждение безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. 17 мая 2006 года в рамках «правительственного часа» на рассмотрение Государственной Думы Российской Федерации Министерством внутренних дел были  внесены предложения о введении обязательных требований к обучению, трудоустройству и воспитанию подростков, совершивших правонарушения, усилении уголовной и административной ответственности в отношении родителей и иных лиц, не обеспечивающих содержание детей. Найдено понимание и со стороны депутатов Государственной Думы.
Большое значение имеет сегодня координация организационно-методической деятельности органов исполнительной власти на местах, хозяйствующих субъектов и общественных объединений в данной сфере. Приняты и активно реализуются федеральные целевые программы «Дети России», «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту», а также государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации». На их основе приняты целевые программы во всех субъектах Российской Федерации. Бюджетами различных уровней предусматривается их финансовое обеспечение.
Активные меры по защите детства принимаются и в рамах национальных проектов. Для реализации задач, поставленных Президентом Российской Федерации по демографическому развитию государства, проблемам детства определенное значение придается Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Надеемся, что она станет локомотивом и координатором, центром при Правительстве Российской Федерации по апробации новых идей, современных социальных и правовых технологий в обеспечении интересов детей, подростков, профилактики правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних.
Мы должны использовать профессиональные знания членов Комиссии для выработки концептуальных решений, направленных на обеспечение согласованных действий государственных органов и общественных объединений, создание в стране эффективной системы по работе с подростками.
Заинтересованность и инициативу в этом должны проявить, прежде всего, представители органов внутренних дел, социальной защиты, образования и здравоохранения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая т.г. №272 в состав комиссии включены 3 федеральных министра, представители Совета Федерации, Государственной Думы, Общественной палаты Российской Федерации и ряда федеральных ведомств. Многие из них ранее, в 2002-2004 годах принимали участие в работе Межведомственного оперативного штаба и имеют большой опыт деятельности в данной сфере.
Согласие на участие в работе дал и Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Владимир Петрович Лукин.
Это значительно расширит возможности Комиссии, в том числе по привлечению к этой работе многих правозащитных, общественных объединений позитивной направленности.
Комитетом Государственной Думы по делам женщин семьи и молодежи подготовлен проект закона «О внесении изменений и дополнений в статью 11 федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в части расширения полномочий комиссий по делам несовершеннолетних субъектов Российской Федерации.»
Прошу членам комиссии оказать разработчикам законопроекта необходимую помощь в целях скорейшего его принятия.
Ключевая задача в работе Комиссии - обеспечение законных прав и интересов несовершеннолетних, и в первую на жизнь и их здоровье
В 2005 году свыше 175 тысяч детей и подростков стали жертвами преступных проявлений. В отношении несовершеннолетних совершены более 73 тыс. насильственных  преступлений, в том числе свыше 7 тысяч - сексуального характера.
Три тысячи детей погибли в результате совершенных преступлений, еще стольким же причинен тяжкий вред здоровью.
Жестокость по отношению к детям порождает и ответную реакцию с их стороны. Подростками и при их соучастии в истекшем году совершено более 154,7 тысяч преступлений,  в том числе свыше 1,2 тысячи убийств, 3,2 тысячи разбойных нападений, 18 тысяч грабежей. Все тяжкие преступления ими совершаются, как правило, в группе и отличаются повышенной агрессивностью и цинизмом.
Особую обеспокоенность вызывает вовлечение подростков в экстремистскую деятельность.
Таких фактов достаточно много, и они вызывают повышенный общественный резонанс. На профилактическом контроле в органах внутренних дел состоят почти б тыс. несовершеннолетних, привлекавшихся к ответственности за правонарушения экстремистской направленности.
В их неокрепшее сознание сегодня внедряются постулаты расовой, национальной и религиозной розни, нарастает опасность идей фашизма и ксенофобии. При отсутствии публичной, государственно признанной молодежной политики и идеологии экстремизм становится искаженной формой патриотизма. В молодежной среде распространяются видеокассеты, печатные издания нацистского толка, призывающие к насилию над выходцами из Азии, Африки, Латинской Америки, Северного Кавказа и Закавказья. Значительный объем этой информации размещается на сайтах Интернета, зарегистрированных, как правило, за пределами Российской Федерации. Не последнюю роль в этом играют и отдельные электронные средства массовой информации. Ведь многократные повторы репортажей с анатомическими подробностями и способами совершения убийств, изготовления взрывных устройств, способами ухода от уголовной ответственности за совершенные преступления навязчиво преследуют телезрителей и, что очень опасно, - подростков.
Необходимо выработать системные подходы к работе с такой категорией лиц и поставить надежные барьеры проникновению идеологии экстремизма, агрессии и преступного поведения в молодежную среду.
Ситуация имеет тенденцию к дальнейшему осложнению. Отмечается увеличение и повторных преступлений с участием подростков. В 2005 году число несовершеннолетних, ранее совершавших преступления и вновь привлеченных к уголовной ответственности, возросло на 8,3%. Эти негативные тенденции в 44 субъектах Российской Федерации имеют длительный и устойчивый характер.
Чаще всего преступность несовершеннолетних связана с отсутствием элементарного правосознания и сдерживающих факторов у детей и подростков.
Ежегодно в органы внутренних дел за правонарушения доставляются более 1 млн. несовершеннолетних, к административной ответственности привлекаются почти 500 тыс., из них 350 тыс. поставлены на учеты подразделений по делам несовершеннолетних.
В 2002 году сложилась неблагополучная ситуация с оказанием социальной помощи детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, которых было выявлено в то время около 700 тысяч. Учреждения социальной защиты населения в большинстве своем были перепрофилированы. Участились случаи отказа размещения детей, нуждающихся в помощи со стороны государства. В тот год было отказано в размещении 1047 детям. Однако с началом работы Оперативного штаба, который тогда возглавлял Борис Вячеславович Грызлов, ситуацию удалось изменить. В настоящее время на территории Российской Федерации действует 28,4 тысяч социальных приютов для детей и подростков. В четыре раза сократилось число беспризорных и безнадзорных несовершеннолетних.
Вместе с тем из 166 тысяч таких детей, выявленных в прошлом году, 26 тысяч - подростки из стран СНГ.
26 мая текущего года Госдумой Российской Федерации принят федеральный закон «О ратификации соглашения «О сотрудничестве государств участников СНГ в вопросах возвращения несовершеннолетних в государства их постоянного проживания», в котором регламентирован порядок возвращения детей в семьи или законным представителям.
Считаю второй, не менее важной задачей нашей Комиссии максимально задействовать возможности государственных органов, бизнес-структур и общественности на ликвидации детского неблагополучия, оказании адресной помощи семьям и детям, попавшим в трудные ситуации.
Для фактической оценки детского неблагополучия, планирования государственных мероприятий, точечного мониторинга необходимо активизировать работу по созданию федерального банка данных на несовершеннолетних, требующих  государственной поддержки, информационных форм их учета. Информационные базы уже сформированы в ряде министерств и ведомств, а также в ряде регионов нашей страны.
Минздравсоцразвития России совместно с территориальными органами социальной защиты населения осуществляет учет социально неблагополучных семей и детей, Минобразования и науки России - детей-сирот, МВД России - несовершеннолетних, находящихся в розыске, состоящих на учете за совершенные правонарушения. Эти и другие данные по нашему мнению следует объединить в единый ресурсно- программный банк данных, создать возможности субъектам, работающим в сфере детства для адресной работы с конкретным ребенком, его родителями и лицами, их заменяющими. Важно, чтобы неблагополучные дети постоянно находились в поле зрения, своевременно получали нашу поддержку.
В этой связи особое значение придаем своевременному выявлению и устройству детей, оставшихся без родителей и помощи близких. Многие семьи российских граждан, постоянно проживающих в Российской Федерации,  принимают на воспитание детей-сирот, обеспечивают их содержание и учебу. Такая инициатива должна иметь строго правовую основу, социальную поддержку и одобрение общества.
Российским гражданам ежегодно передаются 2 ребенка из 3-х, оставшихся без родителей. 111 тысяч сирот в прошлом году получили человеческое внимание, заботу и семейное тепло. Активно развивается этот процесс в Красноярском крае, Архангельской, Белгородской, Вологодской, Калужской и Костромской областях, где к приемным семьям проявляется особое отношение со стороны власти, общества и бюджета.
Однако, мониторинг, проведенный в 2005 году, показал, что в ряде субъектов Российской Федерации снижены размеры денежных средств, выплачиваемых опекунам, попечителям и приемным родителям на содержание детей. Не решаются вопросы жилья и социальной защиты. Каждый такой факт заслуживает осуждения, а должностные лица, принимавшие решения, должны привлекаться к соответствующим уровням ответственности.
Ещё один важный аспект в нашей работе - это ранняя профилактика противоправного поведения детей и подростков, а также создание условий, препятствующих формированию у них антиобщественных установок.
В рамках государственной системы профилактики правонарушений в муниципальных поселениях, сельских и городских районах, включая новые резервы, создается механизм, способный широким фронтом развернуть работу в детской и молодежной среде.
Сегодня необходимо проанализировать, как реализуются многочисленные программы, их выполнение и эффективность действия применительно, прежде всего, к местным условиям. Несомненно, потребуются и коррективы и рекомендации специалистов и непосредственное ваше участие, уважаемые члены комиссии.
Ключевым звеном в профилактической работе с детьми должны стать школы, колледжи и профессионально-технические училища. Именно там с каждым учащимся можно организовывать индивидуальную работа.
И у нас есть такой опыт. В 44 регионах Российской Федерации сформирован институт школьных инспекторов милиции, их уже 2,3 тысячи. Вместе с тем мы должны в этом направлении очень глубоко осмыслить те программы и вместе с преподавателями проводить занятия по правовой тематике, следить за трудными подростками, их поведением в быту, а также проводить работу антинаркотической направленности в школах, противодействовать насилию в отношении слабых и младших школьников.
Для того, чтобы обеспечить формирование детской психологии, сегодня необходимо пересмотреть подходы к организации внеклассной и досуговой работы образовательных учреждениях. Их роль сегодня возрастает. Но, не смотря на это, надо отметить, что в 2004-2005 годах сократилась сеть муниципальных учреждений и объединений, в которых занимались дети из малообеспеченных семей. И, полагаю, эта проблема требует от нас повышенного внимания.
Считаю важной проблему восстановления системы нравственного воспитания детей и подростков. Для воспитания правосознания и патриотизма сегодня необходимы новые отечественные фильмы, ориентированные на российскую действительность, многонациональный состав нашего общества, особенности российской культуры и истории. Я уже говорил об этом на Государственной Думе, но скажу еще, что МВД, также как другие министерства и ведомства, делает многое для патриотического воспитания молодежи. Все наши 46 учебных заведений взяли шефство над школами. Есть в этом направлении и весомые результаты. В этих школах практически нет краж, ребята прибавляют в учебе. Такое шефство отпугивает распространителей наркотиков. И теперь на смену культа пива приходят нормальные явления, такие как спорт и тяга к знаниям.
Было бы полезно всем нашим министерствам и ведомствам, органам исполнительной власти в регионах, прежде всего социального, медицинского и образовательного блока установить патронаж над учебными заведениями.
Особые меры реабилитации необходимы и подросткам с девиантным поведением, совершившим правонарушения, имеющим отклонения в развитии. В стране всего 61 специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа и 33 открытого. Что совершенно не недостаточно для работы с такой категорией несовершеннолетних.
Волнует судьба не только этих детей, но и всех, воспитывающихся в интернатах и приютах. По окончании учебы все они должны быть направлены в соответствующие учебные заведения, им должны быть предоставлены соответствующие права. Значительная часть таких людей, которые не определены в жизни, особенно подростки, и совершают преступления и злоупотребляют алкоголем. Для них необходимо нормативно определить систему трудоустройства, квотирования рабочих мест, обеспечения жильем и средствами для существования.
В ряде регионов страны по этим вопросам приняты законодательные акты, однако, требуются решения и на федеральном уровне. Думаю, комиссией они будут инициированы уже в ближайшее время.
Правоохранительные органы имеют опыт проведения комплексных оперативно-профилактических мероприятий по выявлению беспризорности, безнадзорности и детей, занимающихся попрошайничеством. Только в ходе последней такой операции были выявлены 5,2 тысячи таких подростков, из которых каждый пятый эксплуатировался взрослыми в целях получения прибыли.
Полагаю необходимо планом нашей комиссии предусмотреть проведение подобных мероприятий, которые бы исключали криминальную эксплуатацию детей.
Особое внимание необходимо детям в летний период, когда они остаются без контроля и в силу этого подвержены травматизму, бродяжничеству и криминальному воздействию.
Ежегодно МВД России проводит комплексные оперативно-профилактические мероприятия "Подросток". В предстоящий летний период они пройдут в 4 этапа: «Здоровый образ жизни» - он уже начался с сегодняшнего дня и направлен на борьбу с пьянством и наркоманией, «Лето-2006» - направлен на борьбу с беспризорностью и безнадзорностью несовершеннолетних, «Семья» - направлен на выявление родителей, не контролирующих поведение подростков, и «Забота» - по устранению препятствий для детей перед началом нового учебного года.
10 июня текущего года будут проводиться мероприятия по обеспечению правопорядка и общественной безопасности в период летнего курортного сезона. Особое внимание будет уделено антитеррористической защищенности объектов оздоровительного комплекса и мест массового отдыха детей и подростков, их пожарной, санитарной и санэпидемиологической безопасности.
Для этого привлекаются значительные силы и средства в Краснодарском и Ставропольском краях, дополнительно выделяется более 400 сотрудников милиции из других субъектов Российской Федерации.
Необходимо проинструктировать собственников, руководителей различных промышленных объектов  и других потенциально опасных территорий для принятия мер по недопущению несчастных случаев с участием детей.
В профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних существенную помощь могут оказать и общественные формирования правоохранительной направленности. Их более 4 тысяч, многие непосредственно контактируют с детьми и подростками, ведут разъяснительную работу, предупреждают правонарушения в их среде.
Возникают и детские правоохранительные объединения. Совместно с Минобрнауки подготовлены два межведомственных нормативных акта о создании таких формирований в учебных заведениях, в том числе - юных инспекторов движения и юных друзей милиции.
Сегодня в субъектах Российской Федерации существует около 12 тысяч юных друзей милиции, юных инспекторов движения, юных пожарных и других самостоятельных формирований с общим числом около 200 тысяч подростков в возрасте от 12 до 16 лет. Ими изучаются основы законодательства, способы оказания первой медицинской помощи, их обучают безопасной езде на велосипедах, мотоциклах, преподают им законы дорожного движения.
Под контролем сотрудников милиции проводятся и рейды на массовых молодежных мероприятиях в выходные и праздничные дни, где организуются конкурсы и слеты.
Так 19 мая текущего года в Московской области был проведен слет юных инспекторов движения в городе Электростали, где был открыт детский автогородок.
Не менее важно и возрождение и студенческих оперативных отрядов. Требуется сегодня и здоровое молодежное движение для предотвращения правонарушений среди детей и подростков. Нам следует хорошо подумать, как сегодня максимально использовать возможности общественных формирований, стимулировать инициативу граждан. Какие правовые условия создать для их деятельности, чтобы эффективно воздействовать на формирование сознания детей и подростков.
Считаю, что этот вопрос требует предметного рассмотрения на одном из заседаний нашей комиссии.
Уважаемые коллеги! Нами затрагиваются сегодня очень важные вопросы. Предстоит над ними много и серьезно работать. Следует особое значение придается контролю за исполнением решений Правительственной комиссии. Полномочий для этого у членов комиссии достаточно.
Для подготовки проектов решений на приоритетных направлениях деятельности предлагается образовать в структуре Комиссии 3 секции.
Первую - по совершенствованию нормативной базы в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав и организационным вопросам.
Вторую - по координации деятельности государственных органов исполнительной власти в области здравоохранения, образования, социальной и правовой защиты несовершеннолетних.
Третью - по взаимодействию с бизнес-структурами и общественными объединениями, организации воспитательной, досуговой и спортивно-массовой работы с детьми и подростками.
Предлагаю рассмотреть предложения по алгоритму их работы, подобрать состав, утвердить руководителей секций.
Считаю, что наша работа должна строиться на творческой и заинтересованной основе всех членов Правительственной комиссии».