ГлавнаяНовостиПервый вице-спикер Госдумы: "Надо распустить многие силовые структуры, снова создать народные дружины и товарищеские суды"

Первый вице-спикер Госдумы: "Надо распустить многие силовые структуры, снова создать народные дружины и товарищеские суды"

21 июля 2005, 11:31

Над российскими правоохранительными органами вновь сгущаются реформы. По крайней мере такие пожелания и даже конкретные проекты вчера были озвучены сразу несколькими источниками.

Вслух и от своего имени решила сказать об этом первый вице-спикер Госдумы Любовь Слиска. "Надо распустить многие силовые структуры, снова создать народные дружины и товарищеские суды, -- заявила вице-спикер. -- Может, конечно, это немного дикое предложение, но то, что у нас творится в силовых структурах, это ужасно". То, что выглядит всего лишь как эмоциональный ответ г-жи Слиски на один из вопросов во время ее вчерашней пресс-конференции, в действительности отражает давно царящие и в политической элите, и в обществе настроения.

Подтверждением этому стало вчерашнее же сообщение агентства Интерфакс. Оно процитировало "информированного источника в правительстве", который, комментируя "появившиеся в СМИ сведения о планируемом перераспределении полномочий правоохранительных органов", сообщил, что такие предложение "уже подготовлены".

Этот чиновник привел достаточно подробные планы реформы силовиков. В частности, по его данным, от ФСБ к МВД планируется передать функции по борьбе с экономическими преступлениями, наркобизнесом, а за самой ФСБ оставить вопросы борьбы с терроризмом и защиты конституционного строя. Взамен ФСБ планируется наделить правом борьбы с коррупцией и злоупотреблениями во всех других правоохранительных органах. Службы же собственной безопасности, действующие в этих ведомствах, предлагается ликвидировать, поскольку, "как показывает практика, борьба за честь мундира не способствует объективности в расследовании различных служебных преступлений".

Возможно, самым важным моментом в комментарии "источника в правительстве" стала аргументация необходимости такой реформы: "Суть предлагаемых законодательных изменений -- сделать так, чтобы ни у кого в правоохранительных органах не было монополии и был взаимный контроль". По сути, это означает кардинальную смену курса в организации правоохранительной системы. За последние несколько лет спецслужбы "перетрясали" не раз -- упраздняя одни, создавая и объединяя другие. Но всегда при этом объявлялось, что главная цель этих реформ -- уход от дублирования разными ведомствами друг друга по тем или иным вопросам борьбы с преступностью.

Вчера же масла в огонь дискуссий о новых реформах немного подлил и сам президент. Выступая на заседании Совета по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека, Владимир Путин не исключил, что Федеральная миграционная служба (ФМС) могла бы быть более эффективной, если бы была гражданской (изначально ФМС и была гражданской, но три года назад в рамках очередной реформы силовиков была передана в ведение МВД). Правда, глава государства пообещал, что "скоропалительных решений" на этот счет не будет.

Кстати, вчера и стало известно, что накануне указом президента новую должность получил Константин Ромодановский, возглавлявший Главное управление собственной безопасности (ГУСБ) МВД, которое за последние годы прославилось борьбой с "оборотнями в погонах". Теперь он возглавил как раз ФМС, прежний глава которой Андрей Черненко ушел в отставку по состоянию здоровья. В самом ГУСБ в неофициальных беседах заявили, что г-н Ромодановский отправился "на укрепление" в миграционную службу, в частности и потому, что в ФМС за последние годы произошло несколько громких коррупционных скандалов. Занимаясь этими делами, глава ГУСБ достаточно хорошо "вошел в тему" миграционной службы.

Хотя вчера разговоры о грядущей реформе силового блока не получили официального подтверждения, в самих спецслужбах они вызвали бурное обсуждение. В МВД, к примеру, многие расценили вчерашние события и комментарии даже не как признак того, что "тучи сгущаются", а уже как "отдаленный гром перед приближающейся грозой". Практически в спецслужбах о новых реформах весь последний год ходили не только слухи, но и открыто велись разговоры по поводу вполне конкретных проектов. Причем, по словам наших источников, среди таковых звучали и озвученные вчера "источником в правительстве" моменты. В частности, вопрос о передаче всей основной работы по экономической преступности в МВД поднимался, по неофициальной информации, в рамках переговоров о вступлении России во Всемирную торговую организацию (ВТО). Ее представители ожидали, что российские власти назначат "главного ответственного" по экономической безопасности вообще и защите иностранных инвестиций в частности. Объяснялось это тем, что этой темой занимаются сразу несколько ведомств, которые зачастую перекладывают ответственность друг на друга.

Не новой является и тема борьбы с коррупцией в правоохранительной системе. Вопрос о создании отдельной службы или придания таких функций одной из действующих спецслужб начал обсуждаться еще год назад.

Что касается возможной передачи функций борьбы с наркобизнесом от ФСБ в МВД, то этот вопрос остается неясным. Формально с 2003 года МВД к этой теме отношения не имеет, поскольку тогда его управление по борьбе с наркотиками было упразднено в связи с созданием новой спецслужбы -- Госнаркоконтроля (сейчас -- ФСКН). В самой же ФСБ подразделение по борьбе с наркобизнесом всегда было небольшим и занималось "особыми делами" -- если речь шла о крупных партиях наркотиков, связях наркодельцов с властными структурами или их попытками внедриться в экономику. Коснется ли теперь озвученный вчера проект самой ФСКН, которая сейчас считается "главной по наркотикам" в стране, непонятно. Хотя в ФСКН слухи о ее возможном реформировании -- присоединении к кому-либо или наделении новыми функциями -- также ходят давно.

Впрочем, особо искать подтверждения кулуарным разговорам о новой грядущей реорганизации силовиков и не требуется. В конце апреля, выступая с посланием Федеральному Собранию, Владимир Путин прямо заявил, что "организация борьбы с преступностью в стране требует принципиально новых подходов, соответствующие решения будут подготовлены".

Как реформировали силовиков

Март 2001 года. Указом Владимира Путина министром внутренних дел назначен Борис Грызлов. В июне этого же года происходит реформирование МВД. В министерстве создаются три основных блока: служба криминальной милиции, служба общественной безопасности и служба тыла.

Март 2003 года. Владимир Путин издал пакет указов о реформе практически всего силового блока. В соответствии с ними была упразднена Федеральная служба налоговой полиции (ФСНП), вместо нее заниматься налоговыми преступлениями поручено милиции. МВД, в свою очередь, потеряло подразделение по борьбе с наркобизнесом. Заниматься этой проблемой поручено новой самостоятельной службе -- Государственному комитету по контролю за оборотом наркотиков (Госнаркоконтроль), образованному на базе упраздненной ФСНП. Также было ликвидировано Федеральное агентство правительственной связи и информации (ФАПСИ). Его функции перешли к ФСБ и Минобороны. Кроме этого в ведение ФСБ передана Федеральная погранслужба (ФПС).

Июнь--июль 2004 года. В рамках начатой несколькими месяцами ранее реформы всей системы исполнительной власти Владимир Путин подписал ряд новых указов по силовым ведомствам -- ФСБ, Госнаркоконтролю (преобразован в Федеральную службу по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ), МЧС, МВД и Федеральной миграционной службе (ФМС). Изменения коснулись в основном внутренней структуры ведомств.

Источник www.vremya.ru