ГлавнаяНовостиЗакон не помог, реформируемая полиция по-прежнему закрыта для общественности

Закон не помог, реформируемая полиция по-прежнему закрыта для общественности

27 мая 2011, 12:36

Заявление рабочей группы правозащитных организаций по реформе МВД

27 мая 2011 г., Москва. Рабочая группа правозащитных НПО по реформе МВД выражает серьезную озабоченность тем, как на практике реализуются прогрессивные нормы закона «О полиции», касающиеся открытости и подотчетности полиции, прозрачности ее действий и решений для общества.

Уже второй месяц в стране идет переаттестация сотрудников органов внутренних дел. Анализ доступной в публичном пространстве информации вынуждает нас констатировать, что ее процедура задумывалась скрытой от глаз общественности. Об этом говорит изначальный состав Комиссии по переаттестации при Администрации президента России, в которую только после общественного возмущения были включены два представителя общественности. Кроме того, до сих пор ни процедура самой переаттестации высшего начальствующего состава МВД России, ни критерии и требования, предъявляемые к кандидатам на должность, широкой публике неизвестны. Это неизбежно породило слухи о коррупционном характере процедуры, которые министерство вынуждено было неоднократно публично опровергать. Закрытость процедуры переназначения на должности и присвоения милицейским генералам новых званий прямо нарушает установленные федеральным законом «О полиции» новые принципы ее деятельности - прозрачность и участие общественности.

Запросы представителей правозащитных и журналистских организаций о включении в региональные комиссии по переаттестации в Нижегородской, Новосибирской, Ростовской, Самарской, Сахалинской областях, Забайкальском крае, Татарстане, Удмуртии, Чувашии либо получили отказы, либо остались без ответов. В обосновании отказов региональные руководители органов внутренних дел ссылаются на приказ министра МВД от 22 марта 2011 года, которым участие представителей общественности ограничено только членами общественных советов и ветеранскими организациями.

На этой неделе президент подписал Указ «Об общественных советах при Министерстве внутренних дел Российской Федерации и его территориальных органах». Мы считаем данную инициативу крайне важной и убеждены, что развитие и укрепление институтов гражданского контроля за деятельностью государственных органов способствует росту эффективности работы этих структур, повышает их прозрачность и открытость для общества. Согласно подписанному указу одной из основных задач общественных советов является осуществление общественного контроля за деятельностью органов внутренних дел. В развитие этой нормы указ наделяет членов советов правом посещать без специального разрешения помещения, занимаемые органами внутренних дел, а также места принудительного содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления, задержанных лиц, лиц, подвергнутых административному аресту. Правда, норма содержит оговорку - данное право реализуется в порядке, установленном Министром внутренних дел Российской Федерации. Рабочая группа считает крайне важным, чтобы установленный министерством порядок посещения позволял бы эффективно применять данное право.

При всей важности указа, Рабочая группа выражает серьезную озабоченность рядом его положений. Во-первых, указ вводит существенные и неразумные ограничения на возможность вхождения в состав совета. Так, согласно указу, членами совета, среди прочих, не могут быть лица, привлекавшиеся к административной ответственности, те, в отношении которых уголовное преследование прекращено по нереабилитирующим основаниям, находящиеся под следствием, либо имеющие погашенную судимость. Таких ограничений нет даже для самих сотрудников полиции, более того, они нарушают действующее законодательство.

Во-вторых, пункт 3 указа сформулирован таким образом, что дает возможность его толковать так, что членами совета могут быть только члены общественных объединений. Рабочая группа убеждена, что в стране, где действуют тысячи организаций, образованных не как общественные объединения, но чья работа направлена на защиту общественных интересов, такое ограничение возможностей войти в состав общественного совета является недопустимым. Рабочая группа считает, что президент должен публично выразить позицию по толкованию данной нормы, исключив возможность узкого толкования.

В-третьих, указом устанавливается, что состав общественного совета формируется и утверждается Министерством внутренних дел. В ситуации, когда в обязанности советов входили бы только задачи по консультированию органов внутренних дел, такой порядок был бы логичен и уместен. Но, согласно закону «О полиции», а также указу президента, общественные советы выполняют и важную функцию гражданского контроля. Установленным в указе порядком получается, что МВД само себе подбирает и утверждает контролеров. Прошлый опыт советов уже показал несостоятельность такого подхода. Рабочая группа разочарована тем, что президент своим указом закрепляет уже скомпрометировавшую себя практику.

Рабочая группа убеждена, что совмещение в одном органе совещательных функций и функций контроля приводит к конфликту. Прошлый опыт показывает, что такой порядок формирования советов приводит к тому, что на практике функция контроля либо отходит на периферийный план, либо вообще выпадает из деятельности советов. Мы считаем крайне важным, чтобы на нормативном и практическом уровнях данный конфликт интересов был разрешен, а задачи советов четко определены. Необходимо также при формировании структур, осуществляющих гражданский контроль за ведомством, обеспечить их независимость от МВД.

Рабочая группа убеждена, что с учетом изложенных выше недопустимых ограничений независимости новых общественных советов, велик риск, что оба института - советы и комиссии по переаттестации - будут наполнены лояльными и зависимыми от самого ведомства людьми. Это дискредитирует саму суть гражданского контроля над деятельностью ведомства, чего нельзя допустить. Гарантии эффективной и независимой работы по осуществлению гражданского контроля должны найти отражение в Положении об Общественных советах, проект которого, в соответствии с указом, должен быть разработан МВД и представлен президенту до 1 июля 2011 года. Рабочая группа планирует представить свои предложения по этому документу.


Рабочая группа по реформе МВД - это инициативное объединение правозащитных организаций в России, давно работающих в сфере милиция и права человека. Рабочая группа была создана в 2008 году по инициативе Фонда «Общественный вердикт» и Московского представительства Международной Амнистии. В ее составе 14 правозащитных организаций. Цель Рабочей группы - содействовать реформированию милиции. Подробнее о Рабочей группе, ее деятельности и результатах работы: https://www.publicverdict.org/topics/reform/

Состав Рабочей группы правозащитных организаций по реформированию МВД

Фонд «Общественный вердикт» (координатор рабочей группы), Представительство Международной Амнистии в России, (координатор рабочей группы), Институт прав человека, Москва, Коми правозащитная комиссия «Мемориал», Республика Коми, Красноярский комитет по защите прав человека, Красноярский край, Межрегиональная правозащитная ассоциация "Агора", Республика Татарстан, МОО «Комитет против пыток», Нижегородская область, Независимый экспертно-правовой совет, Москва, ОО Гражданский контроль, Санкт - Петербург, Пермский центр гражданского образования, Пермский край, Пермский центр против насилия и торговли людьми, Пермский край, РОО «Человек и Закон», Республика Марий Эл, Союз «Женщины Дона», Ростовская область, Центр "Судебно-правовая реформа", Москва.

119019 Москва, а/я 212
тел. (495) 917-23-89
mvdreform@gmail.com