ГлавнаяНовостиПроект нового закона "О полиции" России

Проект нового закона "О полиции" России

09 августа 2010, 10:27

МВД России представило на суд общественности проект нового закона "О полиции". Изначально рабочее название документа было иным, но после предложения президента переименовать милицию в полицию, законопроект также сменил имя, передает "ИТАР-ТАСС".

Он размещен на специально созданном сетевом ресурсе zakonoproekt2010.ru. Планируется, что обсуждение продлится примерно до середины сентября, после чего документ отправят на доработку.

"Я рассчитываю на конструктивную дискуссию, - подчеркнул президент РФ Дмитрий Медведев. - Она должна быть не общей, а конкретной, посвященной отдельным разделам, главам, параграфам и соответствующим статьям закона".

Примечательно, что спустя примерно полчаса после опубликования закона Интернет-пользователи уже начали активно знакомиться с документом и оставлять свои комментарии.

По словам главы МВД РФ Рашида Нургалиева, новый закон "О полиции" станет более удобным в пользовании за счет его комплексности. "Предпринята попытка дать исчерпывающий перечень обязанностей и более полный набор прав полиции, - сказал он. - Стало меньше отсылочных, бланкетных норм. Это видно при анализе статей 12 и 13 законопроекта". Кроме того, по сравнению с действующим законом, он "потяжелел" почти в 2 раза и содержит 57 статей на 135 машинописных листах. Предыдущий закон содержал 43 статьи на 64 машинописных листах.

Структурно документ состоит из 11 глав. Принципиально новым является выделение трех новых - 2 - "Принципы деятельности полиции", 6 - "Правовое положение /статус/ сотрудника полиции", 4 - "Применение полицией отдельных мер государственного принуждения.

Новый законопроект определяет 11 задач стражей правопорядка, в том числе предупреждение преступлений и административных правонарушений, выявление, пресечение и раскрытие преступлений, розыск лиц и похищенного имущества, охрана общественного порядка, обеспечение безопасности дорожного движения и другие.

При этом четко прописаны порядок и условия применения наиболее социально острых мер государственного принуждения, таких как задержание граждан, вхождение /проникновение/ в жилье и иные помещения, на земельные участки, оцепление /блокирование/ участков местности, жилых помещений, строений и объектов и некоторые другие. Специальная - пятая - глава подробно регламентирует применение физической силы, специальных средств и оружия.

Однако ключевой момент - это выстраивание партнерских взаимоотношений полиции с гражданами. "Это позволит каждому сотруднику при осуществлении своих обязанностей ощущать себя частью общества, а обществу, в свою очередь, лучше понимать, что оно делегировало полиции функции защиты себя от бесправья, включая не очень приятную и специфичную миссию принуждения во имя закона", - сказал Нургалиев. По словам министра, основные параметры этой модели определены в главе 2 законопроекта, посвященной принципам деятельности полиции. К наиболее важным отнесены семь принципов. Это соблюдение прав и свобод граждан, законность, беспристрастность, открытость и публичность, обеспечение общественного доверия и поддержки, взаимодействие и сотрудничество, использование достижений науки и техники, современных информационных технологий.

Деятельность новой службы будет абсолютно прозрачной, а граждане смогут беспрепятственно получать в полиции информацию. Причем руководителей территориальных органов МВД России обяжут выступать с отчетами о результатах работы перед законодательными /представительными/ органами госвласти субъектов и представительными органами муниципальных образований. Такие же отчеты вменены в обязанность и участковых уполномоченных полиции.

Главным критерием оценки эффективности службы станет мнение граждан. "В связи с этим на МВД России возлагается обязанность постоянно изучать общественное мнение и осуществлять мониторинг взаимодействия полиции с институтами гражданского общества", - сказал Нургалиев. При МВД России и его территориальных органах предусматривается создание общественных советов.

"Устанавливается обязанность полиции информировать о своей деятельности средства массовой информации, по запросам редакций предоставлять необходимые сведения, проводить пресс-конференции, рассылать справочные и статистические материалы, а также осуществлять взаимодействие в иных формах", - сообщил министр.

По указанию президента, к сотрудникам полиции будут предъявляться повышенные требования. В частности, значительно обновлен перечень оснований увольнения со службы: 23 основания против 14 в действующем законе. Основания для увольнения дополнены такими как неоднократное нарушение служебной дисциплины, прекращение уголовного преследования по нереабилитирующим основаниям, представление подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на службу в полицию, отчисление из образовательного заведения, лишение специального звания полиции, прекращение гражданства и некоторые другие.

Для обеспечения боеготовности полиции предлагается законодательно закрепить возможность изменения режима служебного времени сотрудника без его согласия на срок до шести месяцев, возложения на него дополнительных обязанностей, командирования его в другую местность, временного перевода в другое подразделение без изменения характера службы, а также установления иных особых условий и дополнительных ограничений. Это относится к условиям чрезвычайного положения, вооруженного конфликта, проведения контртеррористической операции, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В пятницу Медведев провел совещание по поправкам в закон "О милиции", предложив вернуть российской милиции прежнее название - полиция и поручив обнародовать проект нового закона.

"Обсуждение этого законопроекта будет проходить на протяжении достаточного срока, но я бы предложил, например, до середины сентября", - сказал президент. По его словам, "безусловно, законопроект можно будет обсуждать и в других сферах".

Глава государства подчеркнул, что представление проекта нового закона "О милиции" обществу является очень важным этапом. "Мы впервые выносим на столь широкое обсуждение законопроект, затрагивающий интересы любого гражданина, потому что с милицией сталкиваются все, - отметил президент. - У нас есть структуры важные, силовые структуры, но именно милиция находится на переднем крае работы с нашими гражданами".

"Концепция закона должна сохраниться", - особо отметил глава государства. "По завершении такого обсуждения будут проанализированы комментарии, которые поступили на сайт, доклад об этом также будет опубликован, и он также может быть предметом дальнейшего обсуждения", - сказал Медведев. "Какие-то предложения, к которым, например, мы сейчас организационно или финансово не готовы, но которые нам покажутся разумными, мы можем просто использовать в дальнейшем в будущем, это абсолютно нормально", - добавил он.

Медведев считает, что в новом законе "О милиции" нужно четко прописать, что может делать милиционер, а что - нет. "В законе должен содержаться четкий и подробный перечень, в него нужно включить и те обязанности, которые сотрудниками министерства внутренних дел осуществляют в соответствии с другими правовыми актами", - сказал президент. Он подчеркнул, что "перечень таких обязанностей должен быть всеобъемлющим". При этом, по словам Медведева, "изменения в этот перечень должны вноситься только через процедуру изменения самого закона". "Не должно быть таких обязанностей, которые не указаны в законе, но вытекают из других законов или из подзаконных актов", - подчеркнул глава государства. Еще одной важной задачей он назвал максимальную концентрацию прав милиционеров, отметив, что нужно избавиться "от формулировок, которые размыты".

В новом законе, по мнению главы государства, необходимо четко регламентировать применение сотрудниками милиции мер принуждения. К личному составу органов внутренних дел должны применяться самые жесткие требования. Медведев также предложил определить нормы обеспечения общественного контроля за деятельностью органов внутренних дел и пообещал постепенно избавлять милицию от несвойственных функций. "Это вопрос непростой, потому что он упирается в деньги. Но очевидно, что с целым рядом нынешних обязанностей милиции вполне могут справиться другие государственные структуры", - сказал он.

Предложив вернуть российской милиции прежнее название - полиция, Медведв заметил: "Еще со времен Октябрьской революции органы правопорядка в нашей стране стали именоваться милицией, тем самым подчеркивался их народный, как принято говорить, рабоче-крестьянский характер. Я имею в виду, что это, по сути, дружинники в погонах. Но нам нужны профессиональные люди, нам нужны сотрудники, которые работают эффективно, честно, слаженно".

Как постоянно действующий орган полиция в России была создана в результате реформ Петра I. В Санкт-Петербурге 7 июня 1718 года император учредил Главную Полицию. По его замыслу она была призвана заменить прежнюю систему - Разбойный приказ и Губные избы. 8 сентября 1802 года утвержден Манифест Александра I об учреждении Министерства внутренних дел Российской Империи.

Значительные перемены произошли в полиции в период правления Александра II, когда в стране разворачивались масштабные социально- экономические и политические реформы. Тогда в компетенцию ведомства кроме охраны общественного порядка входили важные административные, хозяйственные и экономические функции.

После Февральской революции постановлением Временного правительства от 6 марта 1917 года царская полиция была ликвидирована и "провозглашена народная милиция". Правовая основа организации и деятельности милиции определялась в постановлениях Временного Правительства "Об утверждении милиции" и "Временном положении о милиции", изданные 17 апреля 1917 года.

В 1919 году Ленин подписал декрет СНК РСФСР "О советской рабоче- крестьянской милиции", а в 1920 году ВЦИК утвердил первое положение "О рабоче-крестьянской милиции".

До 1931 года милиция находилась в ведении местных Советов, затем - в системе Наркомата, с 1946 года - в союзно-республиканском Министерстве внутренних дел СССР, с 1991 года - в Министерстве внутренних дел России. Впоследствии основы организации и деятельности милиции были регламентированы Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 июня 1973 года "Об основных обязанностях и правах советской милиции по охране общественного порядка и борьбе с преступностью".

В настоящее время действует Федеральный закон РФ "О милиции" 18 апреля 1991 года с последующими изменениями и дополнениями. В Законе затрагиваются вопросы общего положения, обязанности и права милиции, применение милицией физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, служба в милиции, гарантии правовой и социальной защиты сотрудников милиции.

Милиция в России обеспечивает охрану общественного порядка, принимает оперативно-розыскные и другие установленные законом меры в целях обнаружения преступлений и лиц, их совершивших. Обеспечивает безопасность дорожного движения в населенных пунктах и на автомобильных дорогах /с 1936 года/. С 1923 года в системе органов внутренних действует служба участковых надзирателей - нынешних участковых инспекторов милиции.

В истории новой России органы внутренних дел неоднократно подвергались реформированию. Наиболее существенная структурная перестройка МВД была проведена в соответствии с постановлениями правительства РФ от 7 декабря 2000 года "О подразделениях криминальной полиции" и "О подразделениях милиции общественной безопасности". Указ президента РФ от 2001 года законодательно закрепил создание в системе МВД главных управлений по федеральным округам и определил их задачи.

Сегодня в структуру МВД входят отраслевые подразделения - это 15 департаментов, Главное командование внутренних войск, Следственный комитет, два центра, два управления, ВНИИ, Национальное центральное бюро Интерпола.

Кроме того, в систему органов внутренних дел входят: главные управления МВД РФ по федеральным округам; министерства, главные управления, управления внутренних дел субъектов РФ; управления внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте; управления внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах; образовательные, научно- исследовательские учреждения и иные подразделения. А также внутренние войска МВД и два отряда специального назначения /ОМОН и ОМСН/. Федеральная миграционная служба находится в ведении министерства.

Статистика:

Численность российской милиции составляет около 1,4 млн человек. Численность внутренних войск - 184 тыс военнослужащих. Средний возраст сотрудника милиции - 30 лет, средняя зарплата колеблется в пределах 10-20 тыс рублей в месяц.

В 2009 году в стране было зарегистрировано почти 3 млн преступлений, раскрыто более 1,5 млн, в том числе порядка 400 тыс тяжких и особо тяжких.

За последние шесть лет погибли более 2,6 тыс сотрудников и военнослужащих МВД, в 2009 году - 410 человек.

В прошлом году более 2,7 тыс милиционеров привлечены к уголовной ответственности за должностные преступления.

Сюжет: Реформа милиции