ГлавнаяНовости«Сделать так, чтобы граждане видели в сотрудниках милиции защитников закона, а не его хозяев»

«Сделать так, чтобы граждане видели в сотрудниках милиции защитников закона, а не его хозяев»

25 июня 2008, 15:41

26 июня, отмечается Международный день в поддержку жертв пыток. Эта дата, провозглашенная в 1997 году Организацией Объединенных Наций, направлена на полное искоренение пыток и на обеспечение эффективности «Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания».
 
Фонд «Общественный вердикт» с 2004 года оказывает правовую помощь по защите прав человека гражданам, пострадавшим от неправомерных действий российских правоохранительных органов, в том числе от пыток. Целью Фонда является формирование в стране атмосферы нетерпимости к практике нарушения прав человека правоохранительными органами. Учредителями Фонда являются известные российские правозащитные и благотворительные организации – Международное общество «Мемориал»; Московская Хельсинкская группа; МОО «Открытая Россия»; Международный фонд «Демократия» (Фонд Александра Яковлева); Фонд «Регионы России».
 
Только в 2007 году в Фонд поступило 116 обращенийграждан из различных регионов нашей страны, большая часть жалоб граждан связана с пытками и жестоким обращением со стороны сотрудников милиции. 30 сотрудникам правоохранительных органов предъявлены обвинения в совершении должностных преступлений (ст. 285, 286 УК РФ). В отношении 14 обвиняемых вынесены обвинительные приговоры. Еще 16 сотрудникам правоохранительных органов предъявлено обвинение в совершении должностных преступлений.
 
Фондом «Общественный вердикт» издана книга «Пытки в России. Позиция власти, правозащитников и Комитета ООН против пыток», в которой представлены документы, отражающие ситуацию в России с соблюдением Конвенции ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. В издании анализируются случаи применения пыток в отношении граждан. Среди документов, включенных в книгу Альтернативный доклад, подготовленный Коалицией российских НПО, и рекомендации российских правозащитников по улучшению ситуации с выполнением обязательств страны, зафиксированных в Конвенции.
 
С 2007 года «Общественный вердикт» при поддержке Добровольного фонда ООН помощи жертвам пыток реализует программу психологической и психо-социальной реабилитации граждан России, пострадавших от произвола правоохранительных органов и переживших пытки.
 
Насколько актуальна для России проблема применения пыток? Что необходимо сделать власти и обществу для того, чтобы понятие «пытки» как можно реже звучало в связи с деятельностью милиции, прокуратуры и других правоохранительных органов? На эти вопросы мы попросили ответить известных правозащитников и юристов.
 
Наталья Таубина, директор Фонда «Общественный вердикт»:
 
«Проблема важная, это подтверждается нашей работой. На сегодняшний день из всех дел, находящихся в производстве Фонда, почти 70% так или иначе связаны с пытками и жестоким обращением со стороны правоохранительных органов.
Решение проблемы возможно, если есть политическая воля и если есть желание реформировать правоохранительные органы. При этом права человека должны стать основой этой реформы. Можно говорить о повышении профессионализма сотрудников, об улучшении материально-технической базы. Но не стоит забывать о качестве расследования и неотвратимости наказания за грубое должностное преступление. В этом должно играть существенную роль и общество. Но это стремление должно родиться изнутри. Общество должно быть заинтересовано в том, чтобы контролировать действия правоохранителей. Когда государство подконтрольно обществу, а общество контролирует государство – можно что-то изменить»
 
Тамара Морщакова, судья в отставке, советник Конституционного суда РФ:
 
«Работа найдется для всех: и для власти, и для общества. Но в первую очередь необходимы законодательные меры: как минимум, каждый задержанный должен в обязательном порядке проходить медицинское освидетельствование, чтобы впоследствии можно было сравнить и доказать, применялись к человеку пытки или нет. Но и этого недостаточно - к сожалению, сейчас умеют обходить любые законы. Поэтому необходим общественный контроль. У каждого задержанного должно быть право обратится в общественные структуры, позвонить по определенному телефону, получить юридическую консультацию. Нужно менять правоприменительную практику, проводить разъяснительную работу среди сотрудников правоохранительных органов, стимулировать работу служб собственной безопасности. Должен работать механизм ответственности. Не должно быть ни одного случая, чтобы виновный в пытках не понёс бы наказания»
 
Борис Золотухин, адвокат, член Московской Хельсинкской группы, член правления Фонда «Общественный вердикт»:
 
«Эта проблема в высшей степени важная. Применение пыток уничтожает надежду на справедливый приговор. Сведения, добытые под пытками, не могут быть использованы для вынесения справедливого приговора. Борьба с пытками должна носить общегосударственный характер. Пытки могут существовать в стане только с согласия власти, и если они существуют, если власти не ведут с ними борьбу – значит, они выгодны. Выгодны неумелым правоохранителям, не умеющим работать с доказательствами. Вообще, я считаю термин «правоохранительные» некорректным. В советские годы эти органы назывались «карательными» - это понятие полнее отражало смысл их работы»
 
Людмила Алексеева,председатель Московской Хельсинкской Группы, член Совета учредителей Фонда «Общественный вердикт»:
 
«Вопрос пыток стоит очень остро в нашей стране. До появления Фонда «Общественный вердикт» правозащитникам провести дело против произвола сотрудников правоохранительных органов было трудно, такие случаи были редки. То, что делает Фонд и другие правозащитные организации, уже сказалось на работе органов. Не скажу, что случаи пыток прекратились, но, возможно, правоохранители осознали, что за свои действия можно понести ответственность. Что касается, например, московской милиции, то здесь, по моему мнению, случаи неправомерных действий сократились. Очень важно, что «Общественный вердикт» еще и способствует созданию подобных себе организаций в российских регионах.
Общество тоже может помочь в решении проблемы пыток. Прежде всего, необходимо, чтобы граждане предавали гласности истории, связанные с пытками, хотя, конечно, по понятным причинам многие их тех, кого пытали, боятся об этом рассказывать из страха за свое будущее»
 
Олег Хабибрахманов, эксперт МРОО КПП, руководитель отдела координации деятельности территориальных подразделений Межрегионального Комитета против пыток:
 
«Наша организация сталкивается с пытками ежедневно. На сегодняшний день, только за восемь лет работы КПП к различным срокам лишения свободы приговорены 46 сотрудников правоохранительных органов. Еще около десятка в настоящий момент привлечены к уголовной ответственности и ожидают своего приговора.
Подход к решению этой проблемы должен быть таким же, как подход к любым другим серьезным проблемам. Бороться нужно, прежде всего, с условиями, при которых применение пыток становится возможным. А условий таких много. Перечислять их можно долго, но одним из важнейших условий является отсутствие должной реакции со стороны самого государства, а это уже порождает такое явление, как безнаказанность. Основные усилия сотрудников Комитета и его партнерских организаций направлены не столько на сбор доказательств, а в основном на то, чтобы заставить органы следствия качественно исполнять свои обязанности по надзору за правоохранительными органами и по проведению эффективного расследования по жалобам граждан. Мы в буквальном смысле вынуждены тащить дела в суд, преодолевая препятствия, чинимые следователями и руководством Следственного комитета. А если этого не делать, то «пыточные» дела в большинстве своем разваливаются еще на стадии доследственной проверки.
26 июня следует вспоминать не тех, кто применяет пытки или потворствует им, а тех, кто потерял свое здоровье, а зачастую и жизнь, побывав в руках таких «блюстителей порядка». И я надеюсь, что хотя бы в этот день об этих людях подумают и вспомнят не только правозащитники, но и те люди, в чьих силах и полномочиях хоть что-то изменить в нашей стране и сделать так, чтобы граждане видели в сотрудниках милиции защитников закона, а не его хозяев».