ГлавнаяНовостиВ Москве проходит расширенное заседание коллегии МВД России

В Москве проходит расширенное заседание коллегии МВД России

12 февраля 2007, 11:03

На открытии мероприятии присутствовали помощник Президента России Виктор Иванов, Директор ФСБ России генерал армии Николай Патрушев, Генеральный прокурор РФ Юрий Чайка, Председатель Счетной палаты РФ Сергей Степашин, начальствующий состав органов внутренних дел Российской Федерации, представители других правоохранительных ведомств России, а также органов государственной власти.

С докладом об основных результатах оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел и внутренних войск в 2006 году и приоритетных задачах на 2007 год перед собравшимися выступил Министр внутренних дел РФ генерал армии Рашид Нургалиев. В своем выступлении он в частности отметил:
   
   - По итогам деятельности органов внутренних дел и внутренних войск в 2005 году был сделан глубокий анализ современных вызовов и угроз со стороны криминалитета и организованных преступных сообществ, общеуголовной экспансии на собственность и безопасность граждан, другие их жизненные интересы, что потребовало по-новому подойти к решению многих основных задач, стоящих перед МВД России.
   
   Поэтому 2006 год для МВД России стал отправной точкой в решении наиболее важных задач по обеспечению защиты конституционных прав граждан на личную неприкосновенность, экономической свободы и безопасности. Система МВД России также стала более открытой в информационном плане, это и Интернет-сайты, и «Правоохранительный портал» в котором можно получить сведения о похищенных документах, угнанном автотранспорте, разыскиваемых детях и престарелых гражданах, полные данные о своем участковом и многое другое.
   
   Были приняты прогрессивные меры в сфере учета иностранных граждан и трудовых мигрантов.
   
   Действуя в соответствии с основными приоритетами, определенными Президентом и Правительством Российской Федерации, а также решениями Совета Безопасности, Министерством внутренних дел была проведена значительная работа по обновлению уголовного, административного и уголовно-процессуального законодательства, регулирования миграционных процессов и обеспечения безопасности дорожного движения, совершенствованию правовых основ борьбы с терроризмом и экстремизмом. В результате принято 18 законов, подготовлено 17 указов Президента и 43 постановления Правительства Российской Федерации.
   
   Оптимизирована и структура, состав и численность внутренних войск, Федеральной миграционной службы, Главных управлений МВД России по Федеральным округам. Проводилась работа и по разработке административных регламентов исполнения государственных функций, предоставляемых населению органами внутренних дел и подразделениями Федеральной миграционной службы, которые вступят в силу в первом полугодии текущего года.
   
   Всё это позволило обеспечить своевременное реагирование на появление новых элементов оперативной обстановки в стране.
   
   Основное влияние на криминальную ситуацию в России в прошедшем году оказывала деятельность экстремистских сил, делавших ставку на подрыв общественного порядка и вовлечение в противоправную деятельность неформальных молодежных организаций.
   
   Негативно сказывалась на обстановке в обществе и сковывала деловую жизнь в стране уличная и корыстно-насильственная преступность.
   
   Реальную опасность для внутренней безопасности России сохраняла и агрессия террористических сил, исходящая из Северо-Кавказского региона.
   
   
   
   И всё же с учётом этих факторов, главной стратегической линией явилось придание системе предельно открытого и социально ориентированного характера, защита законных прав и интересов граждан.
   
   Для реализации этих задач, проводилась целенаправленная работа по пресечению возможных нарушений, в первую очередь со стороны самих сотрудников органов внутренних дел. В результате, впервые за последние 5 лет наметилась устойчивая тенденция к сокращению таких нарушений. И как прямое следствие - повышение почти на 20% уровня доверия граждан к деятельности МВД России.
   
   Деятельность Министерства осуществляется открыто, при непосредственном участии всех заинтересованных структур гражданского общества.
   
   В истекшем году в МВД России проведено 67 встреч с представителями общественных объединений и традиционных конфессий. Через «Общественную приемную», размещенную в сети Интернет, было получено более 8 тысяч обращений граждан, по каждому из которых проведено детальное разбирательство, в том числе совместно с представителями аппарата Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и членами Общественной палаты, а также правозащитными организациями.
   
   Существенную роль в этом направлении призван сыграть и создаваемый при МВД России «Общественный совет». В его состав войдут люди с активной гражданской позицией и знающие проблемы правоохранительной деятельности.
   
   В текущем году МВД России продолжит политику открытого взаимодействия с общественностью, демонстрируя готовность к конструктивному диалогу в целях защиты прав и свобод человека и гражданина.
   
   Главная задача любого руководителя системы МВД заключается в том, что бы каждый визит человека в милицию, с его бедой и надеждой на защиту был оправдан.
   
   В результате, в прошлом году было зарегистрировано и отработано более 19 миллионов 300 тысяч заявлений и сообщений о происшествиях, что почти на четверть больше прошлого года (+21,9%).
   
   Почти по 3,3 миллионам рассмотренных сообщений принято решение о возбуждении уголовного дела (+11,5%). По более чем 2 миллионам поступивших материалов возбуждены дела об административном правонарушении (+33,5%). Рассмотрено около 15 миллионов 600 тысяч заявлений и обращений, поступивших от граждан и организаций по линиям Федеральной миграционной службы, лицензионно-разрешительной системы, Государственной инспекции безопасности дорожного движения и вневедомственной охраны, касающихся выполнения социально-обслуживающих функций.
   
   Благодаря повышению качества работы с людьми, соблюдению законности при принятии решений по поступившим обращениям, число жалоб граждан в связи с нарушениями при принятии от них заявлений и сообщений сократилось в истекшем году на 7,6%.
   
   Следствием изменения государственного подхода к выявлению и учету преступлений явился и рост регистрации преступлений. Их число увеличилось на 8,5% и составило 3 миллиона 855 тысяч деяний.
   
   Однако рост преступности - не является свидетельством того, что общество стало более криминальным. Увеличение общего числа зарегистрированных преступлений в прошлом году было прогнозируемым. Так как это является результатом целенаправленных мер по сокращению латентного сектора преступности. А это в первую очередь - деяния небольшой и средней тяжести, составляющие в общем количестве преступлений более 70%. В силу своей масштабности именно эти преступления грубо нарушают права и свободы большого числа граждан и ввиду малозначительности остаются скрытыми от правоохранительных органов. Для их выявления более принципиальной стала оценка административных правонарушений, повышена инициативная деятельность и по выявлению неочевидных, тщательно замаскированных преступлений.
   
   Вывод из тени основной части преступности позволил обеспечить более эффективное влияние на криминальную обстановку и повысить результативность принимаемых мер.
   
   Так, снизились показатели регистрации тяжких и особо тяжких преступлений (-0,2%; 1,074 млн.). Значительно уменьшилось число зарегистрированных убийств (27,5 тыс.; -11%), умышленных причинений тяжкого вреда здоровью (51,4 тыс.; -11,1%). В два раза сократилось число террористических актов (-44,8%; 112) и на 12% меньше - похищений людей.
   
   Доля тяжких и особо тяжких преступлений в общем массиве преступности с 2001 года уменьшилась практически на треть (с 59,6% до 27,9% в 2006 году).
   
   Несмотря на рост общего числа преступлений, количество раскрытых деяний возросло на 5,6% (1794,5 тыс.). Больше на 5% установлено и лиц, совершивших преступления (1360,9 тыс.).
   
   Затрагивая правозащитные вопросы, особо следует выделить задачу приведения в соответ­ствие с требованиями законодательства условий содержания подозреваемых и обвиняемых в специальных учреждениях органов внутренних дел.
   
   Здесь главное внимание было сосредоточено на создании условий для пребывания в изоляторах временного содержания.
   
   За счет средств федерального и местного бюджета в 2006 году построено 10 новых и капитально отремонтировано - 107 подобных учреждений. Однако на сегодня, только четверть изоляторов соответствуют требованиям федерального законодательства и международных стандартов содержания подозреваемых и обвиняемых. Более половины из них не оборудованы режимными зонами и помещениями для свиданий, каждый четвертый не имеет прогулочного двора. На сегодня - более половины изоляторов требуют капитального ремонта и реконструкции.
   
   Для коренного исправления сложившейся ситуации Министерством разработана ведомственная целевая программа («Обеспечение содержания лиц, заключенных под стражу в изоляторах временного содержания органов внутренних дел, а также специальной системы перевозок указанных и осужденных лиц»), которая предусматривает строительство и реконструкцию в 2008-2010 годах 78 изоляторов временного содержания и капитальный ремонт 767 действующих.
   
   В этом направлении предстоит сложная и напряженная работа, и руководство МВД России надеется, что в ней примут непосредственное участие главы администрации всех субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также российские правозащитные организации и общественные объединения.
   
   Важное общественно-политическое значение имеет и обеспечение безопасности граждан и гостей России на улицах городов, в местах массового скопления и общественного транспорта.
   
   Об этом в ноябре прошлого года говорилось на Координационном совещании Правоохранительных органов, где Президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным особо подчеркивалась озабоченность общества проблемой уличной преступности.
   
   В 2006 году впервые за много лет, благодаря регистрации всех поступающих заявлений и сообщений о происшествиях получена реальная оценка масштабов преступных посягательств, которым подвергаются люди в общественных местах и на объектах транспортной инфраструктуры. На треть больше зарегистрировано краж (+34,9%), на 14% грабежей и на 9% - разбойных нападений. В результате, число совершенных здесь преступлений достигло 441 тысячи. А это значит, что тысячи преступников, скрывающихся от правосудия и совершающих новые преступления понесут заслуженное наказание, а нарушенные права потерпевших будут восстановлены.
   
   Более объективными стали показатели оперативной обстановки и на объектах транспортного комплекса. Количество зарегистрированных грабежей здесь выросло на 14,6%, разбойных нападений на 3,6%, краж на 14%.
   
   Для устранения причин и условий, укрепления общественной безопасности и принятия системных мер упреждающего характера Министерством внутренних дел реализуется многоуровневая Государственная система профилактики.
   
   За отчетный период приступили к работе 3.078 специальных комиссий в областях, городах, районах и муниципальных поселениях, которые на местах консолидируют усилия государственных органов, бизнеса и общественности в интересах правопорядка.
   
   Введено 1.700 освобожденных должностей заместителей глав администраций по координации профилактической работы, контролю за исполнением принятых решений и использованию возможностей регионального законодательства.
   
   На плановой основе уже работают 62 региона.
   
   Консолидированный годовой бюджет Государственной системы профилактики правонарушений в минувшем году составил около 5 миллиардов рублей, а в этом году его объем возрос до 6 миллиардов. В работе комиссий первоочередное внимание уделялось вопросам ресоциализации лиц, вернувшихся из мест лишения свободы, открытия пунктов лечения алкоголизма и наркомании, содержания временных убежищ от семейного насилия, оказания помощи детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, организации спортивно-массовой работы с трудными подростками и созданию зон безопасности в школах и ПТУ.
   
   В каждом четвертом регионе приступили к работе и по квотированию рабочих мест для лиц, вернувшихся из мест лишения свободы.
   
   Работа комиссий позволила увеличить и штатную численность строевых подразделений патрульно-постовой службы почти на 2,5 тысячи единиц, что привело к росту числа раскрытых этой службой преступлений на 4% и составило 131 тысячу.
   
   В целях приближения милиции к населению и повышения уровня ее доступности, обеспечения возможности быть в «гуще событий» увеличено и количество передвижных пунктов милиции, зарекомендовавших себя в качестве наиболее мобильного и эффективного средства обеспечения правопорядка на улицах, в зонах отдыха и на транспортных коммуникациях.
   
   Успешно ведется работа и по внедрению в деятельность подразделений патрульно-постовой службы современных систем управления нарядами, средствами видеоконтроля и информационного обеспечения, каналами прямой связи с населением. Подобная информационная система «Безопасность» уже успешно прошла испытание в Краснодарском крае, Московской области, в Санкт-Петербурге и Перми и рекомендована для внедрения всем главам администраций регионов.
   
   Увеличено и число систем правоохранительного видеонаблюдения в местах массового пребывания граждан, где в охране правопорядка работает уже почти 6 тыс. видеокамер. Число установок экстренной связи «гражданин-милиция» превысило 28 тысяч. Все это было сделано в интересах реализации нового принципа работы «милиция в шаговой доступности».
   
   Важную роль в государственной системе профилактики правонарушений призвана выполнять служба участковых уполномоченных милиции. В минувшем году было уделено много внимания укреплению этой службы. Еще два - три года назад идея совмещения проживания и службы на одном участке казалась невыполнимой. Сегодня 34% участковых работают там, где проживают и люди получили возможность круглосуточно обращаться к своему участковому-соседу.
   
   В истекшем году участковыми раскрыто на 5% больше преступлений, что составило 440 тысяч.
   
   Придавалось большое значение и профилактике среди учащихся средних школ. В 60-ти регионах Российской Федерации введено свыше 3,2 тысячи должностей школьных инспекторов милиции (это почти на тысячу больше, чем в 2005 году), с возложением на них функций по исправлению трудных подростков, формированию правосознания и доведению до них требований закона, предупреждению экстремистских и других антиобщественных проявлений.
   
   Руководство МВД России и дальше намерено развивать институт школьных инспекторов милиции, как наиболее продуктивную форму профилактической работы с подростками и молодежью.
   
   В целом же главным результатом деятельности Государственной системы профилактики правонарушений можно обоснованно считать остановленный рост тяжких и особо тяжких преступлений.
   
   Однако, проведенные мероприятия - это только первые шаги в этом важном направлении деятельности ОВД. Поэтому, предупреждение преступлений, оперативно-розыскная профилактика и формирование правосознания - должны стать стратегической линией борьбы с преступностью и охраны правопорядка.
   
   11. От решения этих задач напрямую зависит и реальное улучшение оперативной обстановки по линии общеуголовной преступности.
   
   Главным приоритетом в этом направлении являлась защита от преступных посягательств на жизнь, здоровье и имущество граждан.
   
   В течении 5 последних лет сохраняется тенденция сокращения убийств и покушений на убийства. Их число снизилось на 18,2%. Всего раскрыто 22,9 тысяч таких преступлений, 63 из которых - заказные.
   
   Улучшились результаты по раскрытию изнасилований (+2,1; 7,5 тыс.), грабежей (+5,1%; 107,5 тыс.), краж грузов на водном и воздушном транспорте (+6,6%; 3097) и фактов мошенничества (+26,9%; 128,2 тыс.).
   
   Повышено профилактическое влияние и вневедомственной охраны. Под её защитой сегодня находится более 1 млн. 350 тысяч жилищ (+2,3%), 241 тыс. иных мест хранения личного имущества граждан (-0,7%) и 470 тысяч других объектов (+2,5%). В результате, количество допущенных краж из охраняемых объектов и квартир снизилось на 6%.
   
   Получен профилактический эффект и в борьбе с незаконным оборотом оружия. Здесь удалось добиться сокращения деяний, совершенных с использованием оружия, боеприпасов, взрывных устройств и взрывчатых веществ на 13% (18,7 тыс.).
   
   Не меньшую опасность представляют и кражи мобильных средств связи, рост которых превысил 70% и составил около 600 тысяч фактов. Жертвами этих деяний становятся в основном женщины и дети, поэтому организацию борьбы с данным видом хищений необходимо выделить в самостоятельную линию, обеспечив тесное взаимодействие с оперативно-техническими подразделениями и правоохранительными органами государств-участников СНГ.
   
   Остро стоят задачи и розыска без вести пропавших и установление личности граждан по неопознанным трупам. В прошедшем году прекращено более 109 тысяч дел, в связи с установлением разыскиваемых лиц (+8,8%). Вместе с тем, сегодня возвращения домой пропавших родственников ожидает более 120 тысяч семей (122.735 чел;+0,5%).
   
   Необходимо также активизация розыска лиц, уклоняющихся от дознания, следствия и суда.
   
   В этой работе необходимо использование возможностей оперативно-технических и поисковых подразделений. Работа оперативно-технических и поисковых подразделений по ряду резонансных убийств, в ходе расследования террористических актов наглядно показали, что они являются наиболее острым и действенным инструментом в борьбе с самыми опасными проявлениями преступности. Буквально за последние три года, сотрудники этих подразделений «выросли» до профессионалов высшего уровня, глубоко владеющих практикой документирования, анализа огромных массивов информации, использующих тактику, опережающую достижения в этой области зарубежных полицейских органов.
   
   Количество раскрытых преступлений, совершенных в составе организованных групп и преступных сообществ (30,2 тыс.) увеличилось на 5,6%. На 9% возросло и число участников организованных криминальных структур, привлеченных к уголовной ответственности.
   
   При этом основное внимание было сосредоточено на проведении системной и целенаправленной работы по выявлению и пресечению деятельности наиболее крупных организованных преступных формирований, выявле­нию и раскрытию тяжких и особо тяжких преступлений.
   
   По материалам подразделений по борьбе с организованной преступностью возбуждено 1.524 уголовных дела в отношении 1.763 участников организованных преступных формирований, в том числе в отношении 780 лидеров и активных участников уголовно-преступной среды.
   
   В целях подрыва экономических основ организованной преступности из-под криминального контроля выведено 237 объектов экономики и пресечена незаконная деятельность 161 предприятия.
   
   Наиболее значимые результаты достигнуты в республиках Мордовия и Татарстан, в Свердловской области, Приморском и Хабаровском краях, а также в ряде иных регионов Российской Федерации.
   
   В Республике Мордовия выявлено 213 преступлений экономической направленности, раскрыто 131 преступление, совершенное участниками организованных преступных формирований. Изъято более 400 единиц оружия, доначислено налогов на сумму 120 миллионов рублей, выведено из-под контроля организованных преступных формирований 25 объектов экономики.
   
   Успешно завершена в минувшем году длительная и сложная работа на территории Республики Татарстан. Верховным судом Республики вынесены обвинительные приговоры в отношении 179 участников ОПФ «29 комплекс». Все они приговорены к различным срокам лишения свободы. Из-под криминального контроля выведено 20 предприятий и организаций, в числе которых 4 банка, сеть рынков и ресторанов, Елабужский автомобильный завод и коммерческие подразделения акционерного общества «КамАЗ».
   
   Проведена значительная работа и по выявлению фактов преступной деятельности организованных групп и сообществ, занимающихся рейдерством.
   
   В Санкт-Петербурге и Ленинградской области пресечена деятельность ряда преступных организаций, осуществивших захват более 30 крупных предприятий.
   
   В Московской области в результате реализации оперативной разработки пресечен захват 9 сельхозпредприятий, который мог нанести ущерб государству и владельцам земельных паев на сумму свыше 30 миллиардов рублей.
   
   Во многом полученные результаты стали возможными за счет реформирования Главных управлений МВД России по федеральным округам, деятельность которых была ориентирована на выявление и раскрытие межрегиональных, организованных и коррупционных тяжких составов преступлений.
   
   Учитывая транснациональный характер связей организованной преступности в прошедшем году предприняты меры и по противодействию международным организованными преступным формированиям.
   
   Так в результате длительной оперативной разработки пресечена деятельность девятерых участников преступной организации «Пожарники», находившихся в России по поддельным документам, которые в течение последних 12 лет на территории Гомельской и ряда других областей Беларуси совершили 18 убийств и десятки других тяжких преступлений.
   
   Вместе с тем, принимаемые органами внутренних дел меры ещё не адекватны угрозам, исходящим от организованной преступности в различных сферах социальной и экономической жизни общества.
   
   И поэтому необходимо продолжить развитие правовой основы борьбы с организованной преступностью, сосредоточив внимание на разработке совместно с иными заинтересованными субъектами оперативно-розыскной деятельности проектов федеральных законов «О борьбе с организованной преступностью» и «О борьбе с коррупцией».
   
   Отправной точкой для полномасштабного наступления на организованный криминал должна стать и Федеральная целевая программа: «Усиление борьбы с организованной преступностью и коррупцией на 2008-2013 годы».
   
   С учётом поставленных задач, органы внутренних дел были ориентированы на выявление и пресечение преступлений, наносящих крупный ущерб экономическим интересам страны.
   
   В истекшем году выявлено почти 490 тысяч преступлений экономической направленности, что на 12% больше чем в 2005 году. Более трети из них относятся к категории тяжких и особо тяжких. Обес­печен и прирост почти на 11%, а это 14,2 тысячи преступлений экономической направленности, совершенных в составе организованных групп.
   
   Отмечается тенденция улучшения и качественной составляющей борьбы с преступностью в сфере экономики. На потребительском рынке на четверть (+27,3; 9,6 тыс.) возросло число выявленных подразделениями Департамента экономической безопасности преступлений в крупных и особо крупных размерах. В 2,5 раза увеличилось число преступлений выявленных в сфере обеспечения законных интересов правообладателей, где пресечено более 4,8 тысяч преступлений из которых 96,3% совершены в крупных и особо крупных размерах, либо причинили крупный материальный ущерб.
   
   Есть позитивные результаты и в борьбе с преступлениями - в кредитно-финансовой сфере, внешнеэкономической деятельности, в борьбе с незаконным оборотом спиртосодержащей продукции и легализацией криминальных доходов.
   
   Высокую эффективность показывает и применение системного межведомственного подхода к отработке отдельных отраслей экономики.
   
   Значительное внимание уделялось и защите бюджетных средств, выделенных на национальные проекты, которые уже сегодня приносят социально значимые результаты. Эта работа будет приоритетной и в текущем году.
   
   Вместе с тем, несмотря на достигнутые результаты, линия борьбы с преступлениями в сфере экономики в течение 2007 года требует существенной корректировки.
   
   В первую очередь, предстоит внести изменения в структуру и численность профильных подразделений.
   
   Сконцентрировать на уровне Центрального аппарата оперативные разработки по изобличению участников преступной деятельности, наносящей крупный ущерб экономике страны, имеющей межгосударственный характер и представляющей особую сложность в их раскрытии.
   
   Здесь в качестве примера можно привести совместную деятельность подразделений ДЭБ МВД, Пограничной службы Федеральной службы безопасности, Федеральной таможенной службы и Министерства иностранных дел по раскрытию контрабандных поставок морских биоресурсов российскими рыбопромышленниками в Японию.
   
   Так только по двум уголовным делам установлено участие в незаконном сбыте морепродукции за рубежом 239 судов, принадлежащих 161 коммерческой организации. При этом ущерб российским биоресурсам составил 16 тысяч 469 тонн на сумму более 18 миллиардов рублей.
   
   Для защиты экономики страны руководителям Департаментов, Главных управлений по федеральным округам, органов внутренних дел по субъектам Российской Федерации необходимо обеспечить повышение уровня оперативной осведомленности, позволяющей работать на упреждение криминальных проявлений.
   
   От результатов деятельности по декриминализации экономики во многом зависит и эффективность мер по борьбе с коррупцией в системе землепользования, лицензирования коммерческой деятельности, регистрации и осуществления контрольных и надзорных функций, которая непомерным грузом легла на региональную и местную экономику, предпринимателей, малый и средний бизнес, ценовую политику.
   
   И здесь основные усилия оперативных и следственных подразделений МВД России были нацелены на выявление тяжких и особо тяжких преступлений коррупционной направленности и документирование связей должностных лиц с организованным криминалом, что позволило увеличить результаты данной работы в полтора раза.
   
   В прошедшем году органами внутренних дел выявлено почти 24 тысячи таких преступлений, в том числе более 8,6 тысячи фактов взяточничества (соответственно + 16,4% и +16,5%).
   
   Пресечена деятельность 230 организованных преступных групп, лидеры и участники которых использовали в своих интересах коррумпированные связи с должностными лицами органов власти и управления.
   
   Прекращена преступная деятельность должностных лиц органов государственной власти в республиках Якутия, Коми и Удмуртия, в Приморском крае, Тверской, Орловской, Новосибирской, Нижегородской и Камчатской областях.
   
   Так за получение взяток в особо крупном размере задержаны: группа депутатов городской думы во главе с ее председателем в Тверской области; заместители глав администраций городов Владивостока и Якутска; 12 должностных лиц в администрации г. Орла; депутат Архангельского городского Совета.
   
   В Республике Башкортостан пресечены преступные действия заместителя министра имущественных отношений, обеспечившего безвозмездный перевод в собственность коммерческих фирм основных фондов республиканских предприятий, стоимостью более 200 миллионов рублей.
   
   Возбуждено уголовное дело и в отношении бывших руководителей государственной судоходной компании «Новошип», которые, используя служебные полномочия, заключили ряд заведомо невыгодных сделок по фрахту судов, чем нанесён материальный ущерб в размере около 300 миллионов долларов США.
   
   Однако в целом результаты борьбы с коррупцией далеки от желаемых и, главным обра­зом, потому, что не устранен комплекс при­чин и условий, способствую­щих сохранению коррупционных отноше­ний. Отсутствует и необходимый правовой инструментарий, позволяющий сегодня эффективно противодействовать коррупции.
   
   Необходимо помнить, что коррупция в упрощенном виде уже давно ушла в историю.
   
   Поэтому взять с поличным за пресловутую взятку такое должностное лицо, которое годами увязло в коррупции и создало целую систему, по которой оказываются криминальные услуги, обналичиваются и легализуются криминальные доходы - используя для этого шаблонные и годами устоявшиеся тактические приемы - просто невозможно.
   
   Здесь нужна кропотливая и тщательно продуманная оперативная работа по документированию всех звеньев криминальной цепи, с изобличением всех её участников, независимо от территории и занимаемой должности. В обязательном порядке должны отрабатываться версии о причастности таких лиц и к совершению других преступлений: таких как присвоения и растраты, мошенничества, легализация криминальных доходов и других - неизбежно сопровождающих коррупцию.
   
   Руководителям Департаментов по борьбе с организованной преступностью и терроризмом, экономической безопасности, обеспечения правопорядка на транспорте, а также на закрытых территориях и режимных объектах необходимо дифференцировать объекты обслуживания в зависимости от уровня органа внутренних дел. Борьба с коррупцией в высших эшелонах власти, как наиболее сложная задача, требующая максимальных организационных ресурсов и тактических тонкостей должна быть активизирована подразделениями Центрального аппарата Министерства и Главных управлений по федеральным округам. Санóвные особы областных и республиканских центров, должны стать объектом пристального оперативного внимания МВД, ГУВД, УВД субъектов федерации.
   
   Необходимо помнить, что борьба с коррупцией эффективна только тогда, когда ведется по всему «фронту», и не оставляет место ни мелким ни крупным злоупотреблениям. Так как именно безнаказанность за коррупцию сегодня выступает основным катализатором роста этого вида преступности.
   
   Среди приоритетных направлений деятельности органов внутренних дел важное место занимает борьба с незаконным оборотом наркотиков, так как высокие темпы наркотизации населения являются одним из основных факторов, питающих криминальную среду и влияющих на рост общеуголовных деяний корыстно-насильственной направленности.
   
   Поэтому для Министерства внутренних дел борьба с наркопреступностью выступает важнейшим элементом общей профилактики преступлений.
   
   В связи с этим, совместно Федеральной службой по контролю за оборотом наркотиков МВД России принимались меры по борьбе с распространением и пресечением каналов поставки наркотических веществ в нашу страну и транзита в другие государства.
   
   В результате число пресеченных сотрудниками органов внутренних дел наркопреступлений в крупных и особо крупных размерах возросло практически в полтора раза (48,3 тыс.), раскрыто 2,6 тысячи преступлений, совершенных преступными сообществами и организованными группами, изъято более 11 тонн наркотических средств и психотропных веществ.
   
   Главной мишенью наркодельцов являются несовершеннолетние - а значит здоровье и потенциал нации. И набранные темпы работы необходимо наращивать, борьба с накроэкспансией задача одинаково приоритетная для всех государственных органов и структур гражданского общества.
   
   По-прежнему не спадает острота угрозы и террористических проявлений.
   
   В истекшем году совместными действиями МВД, Федеральной службы безопасности и Минестерства обороны Российской Федерации террористическим организациям нане­сен ощутимый урон.
   
   Обезврежено 169 вооруженных бандитов, задержано более одной тысячи членов незаконных вооружённых формирований и граждан, причастных к бандформированиям.
   
   Сорваны террористические замыслы бандподполья и предотвращен ряд диверсионно-террористических актов в республиках Дагестан, Ингушетия и Кабардино-Балкария.
   
   Наряду с этим, усилия правоохранительных органов были сосредоточены и на искоренении причин и условий терроризма. Основу этой деятельности составляет восстановление социально-экономической сферы Чеченской Республики. И главная задача правоохранительных структур - обеспечить безопасность данных процессов, защитить людей, возвращающихся к нормальной мирной жизни.
   
   Важным этапом в поддержании мирных процессов стало и обращение Председателя Национального антитеррористического комитета к членам НВФ сложить оружие и прекратить террористическую деятельность. Эти и многие другие меры позволили сократить число совершенных террористических актов в России практически в 2 раза, а количество преступлений, осуществленных с ис­пользованием взрывных устройств - на четверть. В минувшем году из 112 преступлений, квалифицированных как терроризм, раскрыто 83 и 1.068 преступлений террористического характера.
   
   Вместе с тем остатки бандподполья на территории Северного Кавказа продолжают представлять определенную угрозу для мирного населения региона и остаются главным источником нестабильности в Южном федеральном округе. Новое организационное построение - Национальный антитеррористический комитет - окажет решающее воздействие на результаты борьбы с терроризмом в стране.
   
   Здесь потребуется реализовывать по единому оперативному плану и замыслу комплекс дополнительных мероприятий, направленных на противодействие терроризму, установлению надежного заслона в приобретении оружия, боеприпасов, взрывчатых материалов и других средств поражения, а также вовлечению в эту деятельность молодежи.
   
   Терроризм - это крайняя форма экстремизма. Поэтому сегодня крайне важно ослабить усилия экстремистов по дестабилизации ситуации в стране и уберечь молодежь от вовлечения в противоправную деятельность.
   
   В 2006 году выявлено 220 объединений и групп экстремистской направленности, общая численность которых составляет около 10 тысяч человек. В деятельности отдельных молодежных группировок отмечается тенденция перехода от протестных и хулиганских действий к осуществлению террора, убийств и разбойных нападений. Подтверждением тому служит теракт на московском рынке в августе 2006 года и ряд насильственных преступлений в отношении иностранных рабочих и членов их семей.
   
   Увеличение же фактов насилия в отношении иностранных студентов потребовало от органов внутренних дел принятия специальных мер по охране общежитий, выставлению постов на маршрутах их движения и усиления оперативно-розыскных мероприятий. В Санкт-Петербурге была вскрыта преступная деятельность экстремистской организации «Мэд Крауд», члены которой за три года совершили более 10 тяжких и особо тяжких преступлений, в том числе убийство сенегальского студента.
   
   В ходе мероприятий по борьбе с молодежным экстремизмом органами внутренних дел было раскрыто 169 таких преступлений (+27,1%). Привлечены к уголовной ответственности лица, виновные в совершении ряда убийств и избиений иностранных студентов в Воронеже, Москве, Курске, Санкт-Петербурге. Транспортной милицией пресечено более 1,5 тысяч актов экстремистского вандализма и хулиганства молодежи в электропоездах, на железнодорожных вокзалах и станциях.
   
   В ряде городов в результате своевременных мер профилактики предотвращены побоища футбольных «фанатов». В Санкт-Петербурге не допущено факельное шествие «скинхедов». В Ростове-на-Дону пресечён поджёг общежития, в котором проживают иностранные студенты. Необходимые меры были приняты и для предотвращения ряда попыток организовать массовые беспорядки в ходе, так называемых, акций «Русского марша».
   
   Важное место в противодействии экстремизму занимает и борьба с его религиозными формами, имеющими наиболее законспирированный и опасный характер.
   
   Совместно с органами Федеральной службой безопасности пресечена деятельность террорист