ГлавнаяНовостиГод назад милиция стала полицией: что изменилось

Год назад милиция стала полицией: что изменилось

01 марта 2012, 11:54

Ровно год назад, 1 марта 2011 года, вступил в силу закон о полиции, принятый по инициативе президента России Дмитрия Медведева. «МН» попросили экспертов оценить перемены, которые произошли с тех пор в органах правопорядка. Общее мнение - полиция от милиции помимо названия отличается еще и приличными зарплатами, но считать реформу МВД состоявшейся пока нельзя.

Обещание повысить зарплаты правоохранителей в два-три раза выполнено. Этого ждали 20 лет. С 1 января 2012 года майор полиции стал получать 45-47 тыс. руб. в месяц, лейтенант - 42-43 тыс. «Люди очень довольны. Тем более что сравняли городскую полицию с сельской. Представьте, сержант на селе вместо 7-8 тыс. руб. получил 33 тыс. Он за эту работу теперь вцепится, ведь есть что терять», - говорит «МН» экс-руководитель управления МВД СССР по борьбе с организованной преступностью Александр Гуров, намекая на то, что теперь сержант крепко подумает, прежде чем взять взятку.

В уравниловке городских и сельских полицейских обнаружилась и проблема. «Многие сотрудники ОМОНа, других подразделений, приехавшие в Москву из регионов, хотят обратно переводиться, потому что с 45 тыс. где-нибудь в Тамбове ты кум королю, а в столице как дворник», - рассказывает «МН» председатель профсоюза сотрудников милиции Москвы Михаил Пашкин. Поэтому, добавляет он, начальник столичного ГУ МВД Владимир Колокольцев обратился к мэру Сергею Собянину с просьбой о введении в Москве мэрских доплат, чтобы люди не разбежались.

Итоги оптимизации штатной численности (ее урезали на 20%) и аттестации эксперты оценивают по-разному. Одни полагают, что задача Медведева - «после аттестации в полицию должны перейти лучшие кадры» - выполнена, другие так не думают. «Аттестация генералитета привела к большому позитиву, - считает Гуров. - Восстанавливается вертикаль управления уголовным розыском, толковые люди поставлены». По поводу остального состава высказался Пашкин: «Начальники избавились от неугодных, а оставили себе в основном лизоблюдов». Он также считает, что в Москве и области, где «крутится 80% всех денег и столько же преступников, число сотрудников МВД ни в коем случае нельзя было сокращать».

Так, сокращение в рядах патрульно-постовой службы уже привело к резкому снижению раскрываемости, отмечает эксперт. Генпрокурор Юрий Чайка в минувшем году констатировал, что в ЦФО остаются нераскрытыми 45% преступных посягательств, а наихудшая ситуация (не раскрыто две трети) складывается в Москве. «Почему? Да потому что грабежи, разбои, вооруженные нападения раньше раскрывались пэпээсниками и вневедомственной охраной, - говорит Пашкин. - Им сигнал приходит - они через три минуты там, брали тепленькими. Но если раньше шесть-семь постоянных патрулей было на территории каждого отдела, то сейчас - два-три. Их просто не хватает, чтобы улицы перекрыть».

Уровень преступности, по данным МВД, в целом по России в 2011 году снизился на 8,3% (в сравнении с 2010-м). В самом МВД этим гордятся, однако эксперты не считают это заслугой реформы. «Рост или снижение преступности, как правило, зависит не от того, как работают карательные органы, а от социальных и экономических причин, питающих преступность», - говорит Гуров. «По взаимоотношению с гражданами никаких изменений не произошло, но радует то, что не стало хуже», - говорит «МН» председатель Межрегиональной ассоциации правозащитных организаций «Агора» Павел Чиков.

По его оценке, наиболее «народное» положение закона (правоохранители обязаны разъяснять причины задержания) не работает, а вот звонкам задержанных по мобильным телефонам полиция не препятствует (по крайней мере тем, кого задерживали в связи с протестными акциями в декабре-феврале в разных городах страны). Обещанные бейджи (с ФИО полицейского и названием подразделения) есть на новом обмундировании. «Новая форма, на мой вкус, гораздо симпатичнее, чем мышиная и совершенно ужасная старая, так что один из результатов реформы - полицейские стали лучше одеваться», - говорит Чиков.

Экс-глава МВД Анатолий Куликов заявил «МН», что реформа «еще не дает своих результатов». Новых критериев оценки работы полиции пока не появилось, хотя год назад об этом много говорилось, а глава МВД Рашид Нургалиев обещал, что одним из них станет общественноемнение. На практике же продолжает действовать «палочная» система. И она будет всегда, считает Чиков: «По сути, единственная возможность в полицейской вертикали контролировать деятельность подчиненных - это статистика раскрываемости. Все остальное гораздо более сложное, и наши милицейские управленцы просто не способны это реализовать».

Избавить полицию от не свойственных ей функций тоже не получилось, хотя изначально был составлен специальный перечень примерно из полусотни избыточных функций МВД, напоминает Чиков: «Самой одиозной функцией является вневедомственная охрана. И вот ФГУП «Охрана» и весь скандал, связанный с одним из создателей этого предприятия, экс-начальником питерской полиции Михаилом Суходольским, ярче всего иллюстрирует то, что устранение избыточных, а в этом случае и просто откровенно коррупциогенных функций МВД не ставилось даже в качестве задачи». Бывший заместитель министра внутренних дел Михаил Суходольский был уволен с должности начальника ГУ МВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области в начале февраля, после гибели в одном из полицейских участков забитого до смерти подростка. Но СМИ связывали отставку не столько с этой историей, уже подарившей годовалой российской полиции новых «Евсюковых», сколько с уголовными делами по фактам мошенничества в отношении ФГУП «Охрана».

Александра Белуза, "Московские новости"

Сюжет: Реформа милиции