ГлавнаяНовости ФондаФонд "Общественный вердикт" обжалует штраф в 400 тысяч рублей

Фонд "Общественный вердикт" обжалует штраф в 400 тысяч рублей

18 марта 2016, 11:10

Фонд «Общественный вердикт» не согласен с решением, которое вынесла судья Тверского районного суда Москвы Алеся Орехова. Штраф в размере 400 тысяч рублей, который вменили фонду за якобы «распространение информационных материалов без маркировки «иностранный агент»» (ч. 2 ст. 19.34 КоАП РФ), будет обжалован. Фонд будет добиваться отмены штрафа и прекращения административного дела.

На вчерашнем заседании, куда не посчитали нужным прийти представители Роскомнадзора, возбудившего административное дело против «Общественного вердикта», защитники НКО ходатайствовали о прекращении дела. В подтверждение своей позиции суду было указано, что прошли сроки, в которые можно привлекать организацию к ответственности. Соответственно дело следует прекратить по истечению сроков давности.

Следующим аргументом защиты были пояснения о том, что на сайте фонда уже несколько лет существует специальная рубрика, в которой правозащитники сообщают, как они оспаривают в судах принудительное внесение организации Минюстом в «реестр иностранных агентов». Соответственно информация о том, что фонд внесен в число «иностранных агентов» есть на сайте. Тем более что в законе не указано, как конкретно должно выглядеть и размещаться упоминание об «иностранном агентстве» правозащитной организации.

Директор фонда Наталья Таубина, выступая на суде, привела статистику того, сколько раз СМИ сообщали о том, что «Общественный вердикт» внесен в «реестр иностранных агентов», по словам Таубиной, суммарно аудитория этих публикаций составляет несколько миллионов человек. Если задача «маркировки» - проинформировать граждан об иностранном финансировании организации, то такая задача выполнена. «Более того, мы никогда не считали себя иностранными агентами, мы не считаем, что ведём политическую деятельность, поскольку, все-таки, исходим из того, что наша государственная политика вытекает из Конституции и вся наша работа направлена на то, чтобы чиновники этой политике следовали. Противное означало бы, что государственная политика состоит в пытках людей, в жестоком обращении, в фальсификации доказательств и т.д. Хочется надеяться, что уважаемый суд придерживается сходной с нами позиции», - сказала Таубина.

Судья, во время оглашения доводов защиты фонда прерывала представителя организации, удивляясь, зачем ссылаться на листы дела: «Зачем вы мне это все зачитываете?», - воскликнула она. Исследование материалов дела судьей заняло две минуты, после чего суд удалился на вынесение постановления. Подготовка решения заняла не более десяти минут.

Напомним, что ранее Роскомнадзор уведомил «Общественный вердикт» о составлении протокола об административном правонарушении. Четыре новости на сайте «Общественного вердикта» (www.publicverdict.ru), с точки зрения ведомства, нарушают закон «об иностранных агентах». В первой новости, размещенной на сайте фонда, говорится о подтверждении приговора сотруднику полиции, избившему подростков, Верховным судом Кабардино-Балкарии, во второй - о награждении премией им. Роберта Ф. Кеннеди в области защиты прав человека директора фонда «Общественный вердикт» Натальи Таубиной. Третья заметка посвящена оспариванию фондом статуса иностранного агента в суде. Еще в одной новости речь идет о жительнице Перми, потребовавшей у государства компенсацию в 3,5 миллиона рублей за смерть супруга, погибшего от полицейских пыток.

Закон об «иностранных агентах» действует с 20 ноября 2012 года. На сегодняшний день 100 организаций находятся в реестре «иностранных агентов». С лета 2015 года НКО начали штрафовать за отсутствие маркировки «иностранный агент» на их материалах. Штраф от 300 тыс. до 500 тыс. рублей присуждается за каждую публикацию, вышедшую без ярлыка «иностранный агент». Многие НКО были вынуждены ликвидироваться из-за невозможности платить непомерные штрафы. В 2015 году Фонд «Общественный вердикт» оказывал юридическую помощь по 13 делам НКО и их руководителей, преследуемых в рамках кампании властей по борьбе с независимыми некоммерческими организациями.