ГлавнаяАтака на НКО«Атака на Фонд»

«Атака на Фонд»

09 сентября 2014, 15:23

Фонд «Общественный вердикт», как и многие наши коллеги по правозащитной работе, стали объектом для кампании целенаправленного давления со стороны государства. Навязывание нам ярлыка "иностранного агента" рассчитано на то, что мы не будем пользоваться поддержкой наших сограждан и не сможем и дальше защищать их право не подвергаться произволу со стороны правоохранительных органов. Вот уже второй год Фонд «Общественный вердикт» ведет борьбу за то, чтобы на него не навешивали никаких ярлыков. Эта борьба занимает много сил, тех сил, которые мы могли бы потратить на защиту людей, нуждающихся в помощи. Ниже приведена краткая история нашего сопротивления.

13 июля 2012 года Госдума приняла поправки (ФЗ N 121-ФЗ от 20.07.2012) к закону «О некоммерческих организациях». В соответствии с новым законом статус иностранного агента должны были получить российские некоммерческие организации, которые занимаются политической деятельностью и финансируются, в том числе, из зарубежных источников. Согласно закону, признанные иностранными агентами должны зарегистрироваться в Минюсте и указывать свой статус во всех публикациях в СМИ и в Интернете, а также подавать дополнительную отчетность в компетентные органы.

Весной 2013 года Генпрокуратура инициировала широкомасштабную кампанию по проверке российских НКО, значительную часть из которых представляли правозащитные организации. В рамках кампании при участии Прокуратуры Москвы, а также представителей Минюста и ФНС была проведена комплексная проверка в Фонде «Общественный вердикт». По ее результатам 14 мая 2013 года Прокуратура города вынесла Фонду «Представление», в котором требовала устранить «выявленные» нарушения законодательства. По мнению прокуратуры, Фонд с 2011 года по настоящее время на иностранные деньги осуществляет политическую деятельность. В числе признаков политической деятельности правозащитников прокуратура называла «вовлечение общества в обсуждение реформы МВД, мониторинг соблюдения прав граждан при проведении массовых мероприятий, организацию юридической помощи обвиняемым по «Болотному делу» Косенко М. и Бахову Ф., подготовку и координацию работы по составлению Альтернативного доклада российских НКО в Комитет ООН против пыток и т.д.».

14 июня 2013 Фонд обратился в Замоскворецкий районный суд Москвы с заявлением об обжаловании действий прокуратуры, связанных с проверкой организации и требованиями прокурорского представления. Процесс обжалования продолжался более года. Не смотря на представленные суду доказательства того, что «Общественный вердикт» не занимается политикой, 27 июня 2014 суд отказался признать незаконность прокурорской проверки Фонда и представления прокуратуры. По мнению юристов Фонда, прокуратура не смогла убедительно аргументировать свою позицию. Более того, представленные прокуратурой доказательства - более 400 листов - свидетельствуют об отсутствии политической деятельности в работе организации. При этом основания проведения прокурорской проверки так и не были представлены ни руководству Фонда, ни суду. Решение Замоскворецкого суда было обжаловано в Мосгорсуд и до настоящего момента не рассмотрено, а соответственно не вступило в законную силу.

Однако 21 июля 2014 года на портале НКО Минюста России был обновлен список организаций, включенных в реестр «иностранных агентов». В этот же день Минюст опубликовал пресс-релиз о внесении изменений в реестр, в который было включено пять некоммерческих организаций. Таким образом, Фонду стало известно о включении организации в реестр иностранных агентов.

В связи с этим 23 июля 2014 года Фонд обжаловал решение Минюста РФ о включении организации в реестр НКО иностранных агентов.

Позиция «Общественного вердикта» заключается в том, что:
• Включение организации в реестр иностранных агентов до вступления в силу законного решения суда нарушает право Фонда на защиту.

• Навязывание статуса «иностранного агента» неминуемо означает вмешательство в деятельность некоммерческой организации. Это вмешательство нарушает Европейскую Конвенцию о защите прав человека и основных свобод.

• «Общественный вердикт» продолжит добиваться признания прокурорской проверки и представления незаконными, включая процедуру подачи жалобы в Европейский суд по правам человека (жалоба 14-ти российских НКО на несоответствие закона «об иностранных агентах» в настоящий момент находится на рассмотрении в ЕСПЧ).

• Термин «иностранный агент» создает препятствия для активной общественной работы, в современном русском языке этот термин исторически носит ярко выраженный негативный оттенок и организация не может согласиться с этим.

• Фонд не выполняет чьих-либо агентских поручений, а планирует и находит финансирование под собственные идеи и проекты, участвуя в конкурсах среди сотен таких же активных и неравнодушных некоммерческих организаций и инициативных групп граждан по всему миру, исходя из потребностей в российском обществе, результатов собственных исследований.

• Деятельность «Общественного вердикта» не направлена на изменение государственной политики. Более того, многолетняя работа Фонда направлена на содействие в более эффективном обеспечении принятой государственной политики, зафиксированной в Конституции и основных Федеральных законах, как то запрет пыток, обеспечение основных фундаментальных прав и свобод.

• Фонд обращается за поддержкой нашей работы в различные благотворительные фонды и организации, как в России, так и за ее пределами, действующие на законных основаниях и принимающие решения о выделении средства на конкурсной основе с прозрачной процедурой.

• Мы обращаемся за поддержкой и к частным лицам (https://publicverdict.ru/topics/pomosh) - гражданам, которые разделяют наши задачи и поддерживают наши проекты, цели и миссию (https://publicverdict.ru/topics/about_us/6002.html).

Мы будем продолжать отстаивать свое право на реализацию наших целей - нетерпимости к практике нарушения прав человека правоохранительными органами и создания гражданского контроля за их деятельностью. Мы продолжим работать в интересах граждан нашей страны.