Дел много, а судей мало — Лишь 24% судей укладываются в свой нормативный рабочий график или превышают его менее чем на 20%, отмечают эксперты. Остальные судьи много перерабатывают: 62% судей перерабатывают в два и более раз, а 5% – пятикратно. Под переработками при этом подразумевается не буквальное увеличение времени, проведенного судьей на рабочем месте, а «допустимая производительность труда».
- Факт Перерабатывают в два и более раз.
- Еще 5% судей работает в пять раз больше, чем должны.
- В результате судьи тратят на рассмотрение одного дела меньше времени, чем могли бы.
- В среднем российские судьи слушают по два дела в день с темпом в три–пять раз выше рекомендуемого, следует из доклада.
- Судья суда общей юрисдикции в среднем рассматривает 46,6 дел или материалов в месяц, а судья арбитражного суда – 68 дел.
Темпы работы при этом отличаются в зависимости от региона и уровня суда. Так, судья московского суда общей юрисдикции в среднем рассматривает 99 дел в месяц, а судья столичного арбитражного суда – целых 180. Наименее загруженные суды, по статистике, в Чукотском автономном округе. Авторы исследования со ссылкой на статистику Суддепа отмечают, что количество дел ежегодно растет. Так, в 2014 году в судах было 11 млн дел., а в 2016 году – уже 12,4 млн (+13%). В арбитражных же судах объем дел за тот же период вырос почти на 22%, с 2,5 до 3 млн дел ежегодно.
- Цель судебного разбирательства по восстановлению и защите нарушенных законных интересов и прав подменяется задачами по скорому завершению судебного процесса и оперативному изготовлению судебного решения по отработанному шаблону», – уверены авторы исследования.
- При этом за тот же период число судей в России увеличилось всего на 6,5% и составило 29 694 в 2016 году против 29 010 в 2014 году.
Судьи адаптируются к возросшей нагрузке через повышение производительности труда и «сжатие» времени, необходимого для рассмотрения одного судебного дела. Правосудие последовательно превращается в конвейерное производство.
Сколько судей в суде?
Сколько судей в президиуме Верховного суда РФ? — Президиум Верховного суда Российской Федерации состоит из 13 судей, часть из которых входит в него по должности (Председатель Верховного суда и его заместители), а часть — утверждается из числа судей Верховного суда Российской Федерации Советом Федерации Федерального собрания РФ по представлению Президента Российской
Сколько судей в Российской Федерации?
В настоящее время к судьям третьей статьи (Article III judge) относят 807 судей : 9 в Верховном суде, 179 в окружных апелляционных судах, 673 в федеральных окружных судах и 9 судей в федеральном суде по вопросам международной торговли.
В каком государстве наиболее эффективно осуществляется правосудие?
Судебная система России признана наиболее эффективной и экономной в Европе По результатам исследования Европейской Комиссии российские суды продемонстрировали лучшие показатели в осуществлении оперативного правосудия в гражданском, арбитражном и административном судопроизводстве среди стран Совета Европы.
Работа российской судебной системы является одновременно наиболее технологически развитой и наименее финансово затратной в сравнении с судами 47 западных государств. Европейская Комиссия по эффективности правосудия Совета Европы (СЕ) оценивает работу судебных систем европейских стран, а также государств, являющихся наблюдателями при СЕ каждые два года.
По итогам последних двух исследований первое место занимают российские суды. Актуальный оценочный доклад был опубликован Комиссией 22 октября этого года, по большинству показателей в нем деятельность судей в РФ оказалась эффективнее, чем у их коллег из 47 государств (45 государств-членов Совета Европы, кроме Лихтенштейна и Сан-Марино, и 3 наблюдателей: Израиль, Марокко и Казахстан).
- Судя по тому, что основные характеристики качества работы российских судов на несколько порядков превосходят не только среднеевропейский уровень, но даже показатели ближайших преследователей, лидерство нашей страны в этой области выглядит стабильным на долгие годы.
- Скорость Например, такой важный показатель как средний срок рассмотрения гражданских дел и экономических споров в России составляет 50 дней, что почти в пять раз превосходит среднеевропейское значение (233 дня).
В Германии этот срок составляет 220 дней, во Франции – 420 дней, в Италии – 527 дней. При этом аналогичный показатель в административном судопроизводстве России еще кардинально лучше – всего лишь 13 дней, что может претендовать на мировой рекорд. Это в 25 раз быстрее среднеевропейского уровня (323 дня).
В Германии средний срок рассмотрения административного дела составляет 435 дней, во Франции – 285 дней, в Италии – 889 дней. При этом важно понимать, что выше сравниваются системы одной правовой модели – романо-германской семьи. То есть такое выдающееся различие в сроках судопроизводства объясняется именно профессионализмом и эффективностью работы судей, а не различиями в характере их деятельности.
Еще одним подтверждением создания председателем Верховного суда РФ Вячеславом Лебедевым в России образцово отлаженного механизма работы судебной системы является поддержание, по оценкам Европейской Комиссии, безупречного 100-процентного показателя «скорости разрешения дел» (соотношение между количеством дел, поступивших в суды в течение года, и количеством дел, рассмотренных судами за этот год).
- Так что количество ежегодно поступающих в суды дел соответствует количеству ежегодно рассматриваемых дел, что свидетельствует об отсутствии волокиты.
- Для сравнения скорость рассмотрения административных дел в Великобритании составляет 89%, в Люксембурге – 86%; в гражданском и экономическом судопроизводстве скорость рассмотрения дел в Испании составляет 87%, в Греции – 86%, в Ирландии – 63%.
Доклад Европейской Комиссии фактически утверждает российскую судебную систему в роли флагмана и ориентира для устройства работы судов практически всех стран континентальной Европы. Некоторые эксперты предполагают, что по окончанию периода ограничений в работе судов в связи пандемией коронавируса элементы судебной реформы в России, приведшей к столь выдающимся результатам, могут быть заимствованы рядом других государств для скорейшего восстановления эффективной работы их судов.
- Технологичность В этом году Европейская Комиссия впервые изучила эффективность применения судами современных технологий.
- По всем показателям Российская Федерация получила высокие оценки, которые значительно превышают среднеевропейские.
- Например, уровень применения цифровых технологий судами РФ при взаимодействии с участниками уголовного судопроизводства более чем в два раза выше среднеевропейского: 8,6 баллов против 4,1.
Напомним, что даже в период введения на территории России наиболее жестких ограничений, связанных с режимом самоизоляции с 19 марта по 11 мая, российские суды рассмотрели почти 3,5 миллиона дел и материалов, в электронном виде в суды поступило 360 тысяч процессуальных документов, более 13 тысяч дел рассмотрены судами с использованием системы видео-конференц-связи.
- Также пользователи интернета свыше 300 миллионов раз воспользовались ресурсом ГАС «Правосудие».
- Благодаря этому в России не был нарушен нормальный режим работы судов и за время изоляции не скопились огромные запасы нерассмотренных дел, как это произошло во многих европейских странах.
- В части электронного взаимодействия с участниками судопроизводства России присвоена оценка в 9,09 балла (среднеевропейский показатель – 5,04 балла), в части использования цифровых технологий в распределении дел и организации работы судов – также 9,09 балла (среднеевропейский показатель – 7,11 балла), а в части применения современных технологий при подготовке судебных актов – 8,24 балла (среднеевропейский показатель – 6,15 баллов).
Общая оценка применения цифровых технологий в российских судах составляет 8,81 балла. В Германии этот показатель составляет 8,3 балла, во Франции – 5,19 баллов, в Италии – 6,42 балла, в Швейцарии – 5,55. Во время периода самоизоляции российскими судами в сети интернет публиковались судебные акты, давались ответы на запросы заявителей, сторонам гарантировалось право осуществлять аудиофиксацию судебного разбирательства, для которой не требуется разрешения судьи, получать копии судебного решения, осуществлять с разрешения суда видеозапись судебного процесса.
Все это позволило максимально сохранить гласность правосудия. Таким образом, оценки европейских экспертов подтвердили актуальность разработанных в России задолго до пандемии технологических и цифровых решений. Ставка РФ на развитие электронного правосудия признана абсолютно верной, а опыт российской реформы, проводимой Вячеславом Лебедевым, теперь может быть взят на вооружение другими европейскими страна.
Экономность Помимо экстраординарной по среднеевропейским меркам эффективности другой отличительной чертой современной судебной системы России является ее экономичность ее функционирования. Если опыт цифровизации российских судов играет первостепенную роль в условиях пандемии, то экономическая оптимизация их работы становится еще более значимой в условиях международного экономического кризиса.
В Российской Федерации на одного человека приходятся 20,6 евро, выделенных на финансирование судов, при этом среднеевропейский показатель в два раза выше и составляет 40,79 евро на человека. В Польше этот показатель составляет 40,8 евро, во Франции – 49,9 евро, в Италии – 53,2 евро, в Швейцарии – 141 евро.
Сумма выплаченных судебных пошлин на одного человека в России составляет 3,4 евро. Среднеевропейский показатель более чем в два раза выше и составляет 7,67 евро. В России гражданину необходимо выплатить в качестве государственной пошлины при обращении в суд с иском о взыскании долга в размере 3000 евро порядка 75 евро.
Аналогичный среднеевропейский показатель составил 154 евро, в частности, в Германии – 325 евро, в Швейцарии – 646 евро. Таким образом, функционирование российской судебной системы даже в самых больших объемах (российские суды, по оценкам Комиссии, на первом месте в Европе по интенсивности поступления в суды административных дел) требует абсолютно минимального уровня трат как рядовых граждан, так и из государственного бюджета.
Этот факт оставляет большой запас прочности и пространство для дальнейшего роста и эволюционного развития судебной системы России, которая в настоящий момент является одним из главных предметов гордости нашей страны на международной арене. К сожалению, одной из причин такой экономичности судебной системы РФ является относительно низкий уровень зарплат.
Средний годовой доход российских судей абсолютно совершенно несопоставим с зарплатами их западных коллег: 7411 евро при среднеевропейском показателе более, чем в три раза выше – 25135 евро. Во Франции эта сумма составляет 35763 евро, в Германии — 53688 евро, в Швейцарии – 71641 евро (почти в 100 раз выше, чем у россиян).
Результаты исследования позволяют заключить, что насколько российские судьи превосходят западных коллег по степени нагрузки, скорости и эффективности работы, уровню овладения новейшими электронными технологиями, примерно настолько же меньше денег тратится на оплату и организацию их работы.
- Такая предельная оптимизация деятельности судейского корпуса России в условиях финансового кризиса превращает его в образцовую модель для других стран и сфер деятельности.
- Прогрессивность При этом важно учитывать, что процесс многолетней ускоренной реформы судебной системы при решительном обновлении принципов ее работы в прогрессивном ключе не оказало никакого негативного эффекта (даже промежуточного) на соблюдение всех высочайших правовых норм и гарантий, в т.ч.
внутри судейского корпуса. Так, Европейская Комиссия пришла к выводу о том, что процедуры отбора кандидатов на судейские должности, а также их профессиональное повышение в России соответствуют общеевропейским тенденциям. Так, отбор кандидатов на судейские должности в России осуществляется органом, включающим как судей, так и лиц ими не являющихся – аналогичные процедуры предусмотрены в 43 государствах, участвовавших в оценке.
Критериями повышения судьи в должности являются судейский стаж и профессионализм (как и в 39 государствах, участвовавших в оценке), а также качество работы и данные, характеризующие личность судьи (как и в 30 государствах, участвовавших в оценке). Ни по одному из оцененных Европейских Комиссией показателей российская судебная система не показала неудовлетворительного или даже среднего результата. Валерий Ермолов
Читать подробнее: Судебная система России признана наиболее эффективной и экономной в Европе
Кто выше судьи?
Кто главнее прокурор или судья? — Кто главнее, у кого больше существенных возможностей Нельзя однозначно сказать, что судья выше прокурора, Деятельность этих лиц регулируется различными нормативными актами. Их задачи в процессе судебного заседания не пересекаются, а только дополняют друг друга.
Кто самый главный в суде?
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Полномочия, порядок образования и деятельности, структура Верховного Суда Российской Федерации определены Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», Федеральным конституционным законом от 5 февраля 2014 года № 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации».
Верховный Суд Российской Федерации (далее – ВС РФ) является высшим судебным органом по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции и арбитражным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом и осуществляющим судебную власть посредством гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства.
ВС РФ осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции и арбитражных судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики. ВС РФ осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов, образованных в соответствии с Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» и федеральными законами, рассматривая гражданские дела, дела по разрешению экономических споров, уголовные, административные и иные дела, подсудные указанным судам, в качестве суда надзорной инстанции, а также в пределах своей компетенции в качестве суда апелляционной и кассационной инстанций.
- В качестве суда первой инстанции ВС РФ рассматривает административные дела:
- об оспаривании правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Следственного комитета Российской Федерации, Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов, в том числе Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, а также государственных корпораций;
- об оспаривании ненормативных правовых актов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации;
- об оспаривании актов федеральных органов исполнительной власти, иных федеральных государственных органов, Центрального банка Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов, в том числе Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами;
- об оспаривании ненормативных правовых актов Министерства обороны Российской Федерации, иных федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, касающихся прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы;
- об оспаривании ненормативных правовых актов Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Следственного комитета Российской Федерации, касающихся прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих органов военной прокуратуры и военнослужащих военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации;
- об оспаривании решений Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации и решений квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации о приостановлении или прекращении полномочий судей либо о приостановлении или прекращении их отставки, а также других решений квалификационных коллегий судей, обжалование которых в Верховный Суд Российской Федерации предусмотрено федеральным законом;
- об оспаривании решений и действий (бездействия) Высшей экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи по основаниям нарушения процедуры проведения квалификационного экзамена, об оспаривании ее решений об отказе в допуске к сдаче квалификационного экзамена на должность судьи, а также об оспаривании действий (бездействия) указанной экзаменационной комиссии, в результате которых кандидат на должность судьи не был допущен к сдаче квалификационного экзамена;
- о приостановлении деятельности политических партий, общероссийских и международных общественных объединений, о ликвидации политических партий, общероссийских и международных общественных объединений, о ликвидации централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территориях двух и более субъектов Российской Федерации;
- о прекращении деятельности средств массовой информации, продукция которых предназначена для распространения на территориях двух и более субъектов Российской Федерации;
- об оспаривании решений (уклонения от принятия решений) Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (независимо от уровня выборов, референдума), за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума;
- об отмене регистрации кандидата на должность Президента Российской Федерации, об отмене регистрации федерального списка кандидатов, об отмене регистрации кандидата, включенного в зарегистрированный федеральный список кандидатов, а также об исключении региональной группы кандидатов из федерального списка кандидатов при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;
- о прекращении деятельности инициативной группы по проведению референдума Российской Федерации, инициативной агитационной группы;
- о расформировании Центральной избирательной комиссии Российской Федерации;
- по разрешению споров между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, между органами государственной власти субъектов Российской Федерации, переданных на рассмотрение в Верховный Суд Российской Федерации Президентом Российской Федерации в соответствии со статьей 85 Конституции Российской Федерации;
- о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок по делам, подсудным федеральным судам общей юрисдикции, за исключением районных судов и гарнизонных военных судов.
- ВС РФ рассматривает в качестве суда первой инстанции дела по разрешению экономических споров между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, между высшими органами государственной власти субъектов Российской Федерации
- ВС РФ дает судам разъяснения по вопросам судебной практики на основе ее изучения и обобщения; обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросами о проверке конституционности законов, иных нормативных правовых актов и договоров, выносит заключение о наличии в действиях Президента Российской Федерации признаков преступления при выдвижении Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления; принимает заключение о наличии в действиях Генерального прокурора Российской Федерации и (или) Председателя Следственного комитета Российской Федерации признаков преступления для принятия решения о возбуждении уголовного дела в отношении указанных лиц либо для принятия решения о привлечении их в качестве обвиняемых по уголовному делу, если уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления; разрешает в пределах своей компетенции вопросы, связанные с международными договорами Российской Федерации; осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами
- ВС РФ осуществляет право законодательной инициативы по вопросам своего ведения, а также разрабатывает предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации по вопросам своего ведения.
- ВС РФ действует в составе Пленума, Президиума; Апелляционной коллегии – в качестве судебной коллегии; Судебной коллегий по административным делам, Судебной коллегии по гражданским делам, Судебной коллегии по уголовным делам, Судебной коллегии по экономическим спорам, Судебной коллегии по делам военнослужащих и Дисциплинарной коллегии — в качестве судебной коллегии.
- Пленум ВС рассматривает материалы анализа и обобщения судебной практики и дает судам разъяснения по вопросам судебной практики в целях обеспечения единообразного применения законодательства Российской Федерации; решает вопросы, связанные с осуществлением в соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации принадлежащего ВС РФ права законодательной инициативы по вопросам своего ведения; обращается с запросами в Конституционный Суд Российской Федерации; утверждает составы судебных коллегий и переводы судей из одной судебной коллегии в другую; избирает судей Апелляционной коллегии; избирает судей Дисциплинарной коллегии Верховного Суда Российской Федерации из числа судей судебных коллегий; утверждает в связи с представлением Президента Российской Федерации состав судебной коллегии, принимающей заключение о наличии в действиях Генерального прокурора Российской Федерации и (или) Председателя Следственного комитета Российской Федерации признаков преступления для принятия решения о возбуждении уголовного дела в отношении указанных лиц либо для принятия решения о привлечении их в качестве обвиняемых по уголовному делу, если уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления; утверждает количественный и персональный состав президиума кассационного суда общей юрисдикции, кассационного военного суда, апелляционного суда общей юрисдикции, апелляционного военного суда, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, арбитражного суда округа, арбитражного апелляционного суда, арбитражного суда субъекта Российской Федерации, Суда по интеллектуальным правам; утверждает по представлению состав Научно-консультативного совета при Верховном Суде Российской Федерации и положение о нем; утверждает Регламент Верховного Суда Российской Федерации, Регламент проведения судебного примирения, а также список судебных примирителей; осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами.
- Президиум ВС РФ в целях обеспечения единства судебной практики и законности проверяет в порядке надзора, в порядке возобновления производства по новым или вновь открывшимся обстоятельствам вступившие в силу судебные акты; обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле; обеспечивает координацию деятельности судебных коллегий ВС РФ, судебных составов этих коллегий и аппарата ВС РФ; утверждает порядок проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера судей Верховного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции, арбитражных судов и мировых судей, их супруг (супругов) и несовершеннолетних детей; утверждает положение об аппарате ВС РФ, его структуру и штатное расписание; рассматривает отдельные вопросы судебной практики; осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами.
В состав Президиума ВС РФ входят Председатель ВС РФ, заместители Председателя ВС РФ и судьи ВС РФ. Председатель ВС и заместители Председателя ВС входят в состав Президиума ВС РФ по должности. Члены Президиума ВС РФ из числа судей ВС РФ утверждаются Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации, основанному на предложении Председателя ВС РФ, и при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации в количественном составе, определяемом Регламентом ВС РФ.
- Судебные коллегии ВС РФ рассматривают в качестве суда первой инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам дела, отнесенные к подсудности ВС РФ; рассматривают в пределах своих полномочий дела в апелляционном и кассационном порядке; обращаются в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле; обобщают судебную практику; осуществляют иные полномочия в соответствии с федеральными законами.
- Апелляционная коллегия ВС РФ рассматривает в качестве суда второй (апелляционной) инстанции дела, подсудные Верховному Суду Российской Федерации, решения по которым в качестве суда первой инстанции вынесены судебными коллегиями ВС РФ; рассматривает в пределах своих полномочий дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам; обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле; осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами.
- Дисциплинарная коллегия ВС РФ рассматривает дела по жалобам на решения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации и квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации о досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков; по жалобам на решения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации о наложении дисциплинарных взысканий на судей и о результатах квалификационной аттестации судей.
В ВС РФ действуют общее собрание судей ВС РФ и Совет судей ВС РФ. Общее собрание судей ВС РФ избирает делегатов на Всероссийский съезд судей Российской Федерации по установленным Федеральным законом «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» нормам представительства; принимает решения по всем вопросам, относящимся к деятельности органов судейского сообщества в Верховном Суде.
- Для подготовки научно обоснованных рекомендаций по принципиальным вопросам судебной практики при ВС РФ действует Научно-консультативный совет, состав которого утверждается Пленумом ВС РФ.
- Печатным органом ВС РФ является «Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации».
- Организационное, информационное, документационное, финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности ВС РФ осуществляет аппарат ВС РФ, общее руководство деятельностью аппарата ВС РФ осуществляет Председатель ВС РФ.
- ВС РФ обладает правами юридического лица, в том числе правом распоряжаться от имени Российской Федерации закрепленным за ним федеральным имуществом, правом выступать от имени Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации учредителем федеральных государственных бюджетных учреждений и иных организаций, подведомственных ВС РФ.
Читать подробнее: ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Сколько работает судья в день?
Дел много, а судей мало — Лишь 24% судей укладываются в свой нормативный рабочий график или превышают его менее чем на 20%, отмечают эксперты. Остальные судьи много перерабатывают: 62% судей перерабатывают в два и более раз, а 5% – пятикратно. Под переработками при этом подразумевается не буквальное увеличение времени, проведенного судьей на рабочем месте, а «допустимая производительность труда».
Факт Перерабатывают в два и более раз. Еще 5% судей работает в пять раз больше, чем должны. В результате судьи тратят на рассмотрение одного дела меньше времени, чем могли бы. В среднем российские судьи слушают по два дела в день с темпом в три–пять раз выше рекомендуемого, следует из доклада. Судья суда общей юрисдикции в среднем рассматривает 46,6 дел или материалов в месяц, а судья арбитражного суда – 68 дел.
Темпы работы при этом отличаются в зависимости от региона и уровня суда. Так, судья московского суда общей юрисдикции в среднем рассматривает 99 дел в месяц, а судья столичного арбитражного суда – целых 180. Наименее загруженные суды, по статистике, в Чукотском автономном округе. Авторы исследования со ссылкой на статистику Суддепа отмечают, что количество дел ежегодно растет. Так, в 2014 году в судах было 11 млн дел., а в 2016 году – уже 12,4 млн (+13%). В арбитражных же судах объем дел за тот же период вырос почти на 22%, с 2,5 до 3 млн дел ежегодно.
- Цель судебного разбирательства по восстановлению и защите нарушенных законных интересов и прав подменяется задачами по скорому завершению судебного процесса и оперативному изготовлению судебного решения по отработанному шаблону», – уверены авторы исследования.
- При этом за тот же период число судей в России увеличилось всего на 6,5% и составило 29 694 в 2016 году против 29 010 в 2014 году.
Судьи адаптируются к возросшей нагрузке через повышение производительности труда и «сжатие» времени, необходимого для рассмотрения одного судебного дела. Правосудие последовательно превращается в конвейерное производство.
Какая зарплата у судьи в России?
Сколько получает судья в месяц? Официальная зарплата федерального судьи — 140 тысяч рублей. Судья Высшего Арбитражного суда получает порядка 200 тысяч рублей.
Кому подчиняется суд?
Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону.2. Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом.1.
В чем разница между правосудием и судопроизводством?
УДК 34 А.А. Яшина кандидат юридических наук, доцент кафедра правосудия Пензенский государственный университет, г. Пенза, Российская Федерация С.В. Морозов магистрант Пензенский государственный университет, г. Пенза, Российская Федерация К ВОПРОСУ О СООТНОШЕНИИ ПОНЯТИЙ ПРАВОСУДИЕ, СУДЕБНАЯ ЗАЩИТА, СУДЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, СУДОПРОИЗВОДСТВО Аннотация.
- Статья посвящена исследованию положений Конституции РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих судебную деятельность.
- Кроме того, рассматривается вопрос о соотношении в теории и практике таких правовых категорий, как судебная власть, судебная защита, судебная деятельность, правосудие, судопроизводство.
Также автор затрагивает актуальный вопрос правового регулирования судебного порядка рассмотрения материалов о помещении лиц, не достигших возраста привлечения к уголовной ответственности, в учебно-воспитательные учреждения, центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел.
- В настоящее время в процессуальных кодексах отсутствует законодательное закрепление данного механизма.
- С учетом правовых позиций высших судов Российской Федерации и складывающейся правоприменительной практики предлагаются направления по совершенствованию законодательства в этом направлении.
- Ключевые слова: судебная власть, судебная защита, судопроизводство, правосудие, судебная деятельность, суд, судебный процесс.A.A.
Yashina Candidate of law, associate professor Department of Justice Penza State University, Penza, the Russian Federation S.V. Morozov Master student Penza State University, Penza, the Russian Federation TO THЕ QUЕSTIОN ОF T^ RЕLАTIОNSHIP BЕTWЕЕN THЕ СОNСЕPTS ОF JUSTIСЕ, JUDId^ PRОTЕСTIОN, JUD^^L АСTIVITIЕS, PRОСЕЕDINGS Abstract.
- The article deals with the study of the provisions of the Constitution of the Russian Federation and other legal acts regulating judicial activity.
- Besides, the question of correlation of such legal categories as judicial power, judicial protection, judicial activity, justice, legal proceedings is investigated.
The author also touches upon the topical issue of legal regulation of the judicial order of consideration of materials on the placement of persons who have not reached criminal liability in educational institutions, temporary detention centres for juvenile offenders of the internal Affairs bodies.
Currently, there is no legislative consolidation of this mechanism in the procedural codes. Taking into account the legal positions of the Supreme courts of the Russian Federation and the emerging law enforcement practice, the directions for improving the legislation in this direction are proposed. Key words: judicial power, judicial protection, legal proceedings, justice, judicial activity, court, judicial process.
Научные исследования понятий «правосудие», «суд», «судебная власть» отличаются довольно длительной историей. Указанные правовые категории, их качественные особенности и их структурно-функциональные признаки всегда выступали предметом изучения многих наук: политологии, права, философии и других.
Древние философы уделяли внимание вопросам судебной власти, суда и правосудия с целью отыскать наиболее оптимальные и совершенные концепции и варианты государственного и социального устройства. Например, и Платон, и Аристотель в своих трудах выделяли законодательную деятельность, управленческую (административная магистратура) и правосудие (судебные органы) как формы государственной деятельности.
В исследованиях, затрагивающих вопросы права, правосудие рассматривается либо в качестве морально-этической, ценностной категории, либо в качестве функциональной составляющей судебных органов. В научных публикациях зачастую можно усмотреть смешение или отождествление данных правовых явлений.
- Как верно замечает И.Ю.
- Носков, «существующая неопределенность с содержанием понятия «судебная деятельность», в свою очередь, обусловливает неопределенность его соотношения не только с понятием «правосудие», но и с такими понятиями, как «судебная практика», «судопроизводство», «деятельность суда (системы судов)», «организация судебной деятельности» и рядом других»,
Однако, учитывая их похожесть и взаимообусловленность, они не являются синонимами, не заменяют друг друга. Представляется, что каждое из них имеет свою качественную особенность и уникальность. В большинстве научных правовых источников «правосудие» рассматривается как основополагающая фундаментальная или базовая функция судебной власти.
При этом многими учеными-правоведами в качестве основного направления деятельности судебной власти определяется функция судебной защиты, Исходя из этого, можно предположить, что в научной доктрине о суде и судебной деятельности такие понятия, как «правосудие» и «судебная защита» представляют собой идентичные, тождественные понятия.
Вместе с тем, соглашаясь с мнением других авторов, занимающихся проблемами судебной власти, государственная судебная защита, как основополагающий вектор судебной власти, раскрывается в выполняемых судебной системой функциях правосудия, контроля и ряде других компетенций, возложенных на судебные органы,
Мы поддерживаем точку зрения правоведов, определяющих реализацию судебной власти через судебную деятельность, которая, в свою очередь, представляет собой «правоприменительную деятельность судов по рассмотрению и разрешению отнесенных к их компетенции вопросов посредством конституционного, гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства (правосудие) и вся совокупность мероприятий организационного характера, обеспечивающих его существование»,
Таким образом, можно сделать вывод, что судебная активность включает в себя две составляющие: процессуальную и организационную (административную). При этом правосудие выступает основным видом судебного функционирования в государстве. Проводя исследование в сфере судебной деятельности по осуществлению правосудия, приходим к выводу, что она реализуется по нескольким направлениям, а именно: конституционный контроль, рассмотрение и разрешение дел по существу в суде первой инстанции, судебный надзор, судебный контроль, судебное санкционирование.
- Как было отмечено выше, дефиниции «судебная защита» и «правосудие» тесно связаны между собой, вместе с тем, они не идентичны и не взаимозаменяемы.
- Данные дефиниции невозможно употреблять в науке как синонимы, подменяя одно понятие другим.
- Как справедливо пишет в своей работе В.А.
- Лазарева, «правосудие есть способ осуществления судебной защиты, форма ее реализации»,
В науке высказывается практически единогласное суждение о том, что судебная защита не ограничивается исключительно осуществлением правосудия. В доктринальных правовых источниках постулируется, что «судебная защита должна стать приоритетным направлением всей судебной деятельности и рассматриваться как система «взглядов», представляющих совокупность конституционных идей, выражающих тенденции возможного развития судебной власти и обеспечения правосудием конституционных положений о правах и свободах человека и гражданина»,
Содержащиеся в толковых словарях трактовки дефиниции «правосудие» определяют его как деятельность судебных органов, справедливое решение дела, спора; суд, судебная деятельность государства; юстиция; судебное производство, основанное на законах; решение, суждение, основанное на законах и справедливости,
«Правосудие» неоднократно употребляется в Основном отечественном законе (ст.32, 50, 52, 118 Конституции РФ). Осуществление правосудия олицетворяет выполнение судом своего основного предназначения как органа государственной власти. «В правовой природе правосудия, как фундаментальной функции органов судебной власти, заложена идея разрешения общественных споров и конфликтов, достижение социального компромисса на основе права и закона»,
Торжество правосудия способствует установлению социального компромисса, урегулированию социальных противоречий, обеспечению прав и свобод человека и гражданина в форме законодательно урегулированного процесса, судопроизводства, Морально-нравственный аспект правосудия олицетворяет основанную на законе справедливость,
Анализ соотношения понятий «судебная власть» и «правосудие» показывает их различие. Правосудие представляет собой важнейшую, фундаментальную функцию судебной власти, но не единственную в своем роде. Основные начала, на которых строится правосудие в нашей стране, способствуют объединению в единую систему всех законодательных норм и правовых институтов, связанных с осуществлением судебной власти.
В Основном законе государства закреплено, что судебная власть в нашей стране осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Аналогичные виды судопроизводства закреплены в Федеральном конституционном законе РФ от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации».
В науке отмечается, что судопроизводство представляет собой нормативно-урегулированную процессуальную деятельность суда в соответствующей области материально-правовых отношений, например, гражданских, уголовных, административных. Судопроизводство также понимается в литературе как «урегулированная специальными процессуальными нормами совокупность процессуальных действий и правоотношений, складывающихся между судом и другими участниками судопроизводства при рассмотрении и разрешении дел, отнесенных к компетенции данного суда»,
- Таким образом, в самом простом смысле этого понятия, судопроизводство — это правовой алгоритм процессуальных действий, направленных на рассмотрение дела.
- При разрешении вопроса о соответствии судопроизводства правосудию следует полагать, что указанные понятия также не идентичны.
- Следует поддержать позицию тех исследователей, которые взаимосвязь между понятиями «правосудие» и «судопроизводство» рассматривают не с точки зрения формальной логики, а с точки зрения диалектики, которая существует между категориями «содержание» и «форма».
«Правосудие и судопроизводство, — пишут, например, Д.А. Фурсов и И.В. Харламова, — соотносятся между собой как содержание и форма со всеми их взаимовлияниями друг на друга, когда форма является содержательной, а содержание должно быть надлежащим образом оформлено»,
С точки зрения этапов реализации процесса, стадийности, судопроизводство объемнее правосудия, например, уголовное судопроизводство шире понятия правосудия по уголовным делам за счет досудебных стадий уголовного процесса. Можно сказать, что «судопроизводство» и «правосудие» соотносятся между собой как частное и общее.
Понятие судопроизводства, как процесса рассмотрения дел судами, относится к объему дефиниции правосудие и является ее составной частью. В настоящее время в научных кругах не утихают споры о формах (видах) правосудия. Ранее понятие правосудие подразумевало деятельность судов по рассмотрению и разрешению только гражданских и уголовных дел.
- Однако следует отметить, что на сегодняшний день между учеными-правоведами продолжаются дискуссии о существовании конституционного процесса, правосудия по делам об административных правонарушениях и арбитражного правосудия.
- В специальной литературе по данной тематике высказаны противоположные взгляды.
Некоторые авторы полагают, что «правосудие представляет собой функцию суда по рассмотрению не только гражданских и уголовных дел, но и дел об административных правонарушениях», Другие авторы полагают, что деятельность судей, связанная с рассмотрением и разрешение дел об административных правонарушениях, находится за пределами правосудия,
Вместе с тем, представляется, что производство по делам об административных правонарушениях также соответствуют всем критериям правосудия. При этом следует учесть наличие собственного процессуального регулирования порядка судопроизводства, предусмотренного КоАП РФ. Длительное время административные дела, то есть дела, возникающие из публичных правоотношений, рассматривались по правилам гражданского процесса, урегулированного нормами ГПК РФ.
Сформированное «административное судопроизводство», «административное правосудие» устранило имеющиеся в российской юридической литературе различные подходы к пониманию административного процесса. Следует отметить, что до 8 марта 2015 г., ознаменованного принятием Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее — КАС РФ), определяющего процедуры регулирования порядка осуществления судами общей юрисдикции судопроизводства по делам, возникающим из публичных отношений, некоторые специалисты относили административное правосудие лишь к «спорному гражданскому производству», либо «правосудию по делам из публичных правоотношений в рамках гражданского судопроизводства»,
Представляется, этот подход был обусловлен особенностями советской правовой системы, закрепляющей разбирательство в судебном порядке споров как «административное правосудие в рамках гражданского судопроизводства», При этом следует отметить, что административное судопроизводство, как форма осуществления правосудия, выделено в Основном законе нашей страны как самостоятельный вид производства, наряду с гражданским, уголовным и конституционным судопроизводством.
Вместе с тем, до настоящего времени отечественные суды рассматривают некоторые категории дел, производство по которым не закреплено ни в одном процессуальном кодексе, что является недопустимым с точки зрения законности. Так, из действующего федерального законодательства невозможно установить вид судопроизводства по рассмотрению ходатайства в отношении лица, не достигшего возраста привлечения к уголовной ответственности.
- При этом отмечается, что законодательное регулирование особенностей рассмотрения данной категории дел в специальном законе недостаточно для полноценного процессуального закрепления порядка судебного разбирательства.
- Прецедентное значение в решении данного вопроса имеет правовая позиция Верховного Суда РФ, продекларированная в определении Верховного Суда РФ от 30 ноября 2017 г.
№ 8-КГ17-1015 и закрепленная в Обзоре судебной практики от 28 марта 2018 г. Так, в п.34 отмечается, что «рассмотрение дела о помещении несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа осуществляется в соответствии с нормами КАС РФ, в том числе его положений об обжаловании судебных актов в суде апелляционной и кассационной инстанций».
Мы разделяем позицию тех авторов, которые отмечают, что назрела необходимость закрепления института помещения несовершеннолетнего в учебно-воспитательные учреждения, центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел в Кодексе административного судопроизводства Российской Федерации в виде отдельной главы, поскольку любое производство по различным категориям дел, рассматриваемых в суде, должно быть процессуально закреплено в соответствующем кодексе.
Отдельно следует рассмотреть проблему о соотношении понятий арбитражное судопроизводство и арбитражное правосудие, поскольку вопрос о наличии в настоящее время арбитражного судопроизводства, как самостоятельного правового феномена, является в правовой доктрине дискуссионным.
- Арбитражное судопроизводство, как самостоятельная форма осуществления правосудия, не закреплено в Конституции РФ, как это сделано в отношении иных видов судопроизводств: конституционного, гражданского, уголовного, административного.
- Однако следует полагать, что процессуальная деятельность арбитражных судов также включает в себя осуществление правосудия и обладает всеми присущими самостоятельному судопроизводству качествами.
Напрмер, В.П. Божьев полагает, что «деятельность арбитражных судов представляет собой осуществление правосудия и обладает всеми его признаками», Арбитражные суды входят в судебную систему Российской Федерации, осуществляют правосудие путем разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесенных к их компетенции соответствующими законами, руководствуются специальным Арбитражным процессуальным кодексом РФ, применяют материальное право, руководствуясь принципом законности, судебные акты этих судов обладают общеобязательной силой.
Представляется, что арбитражное судопроизводство обладает всеми признаками самостоятельного вида судопроизводства, но не правосудия, так как неотъемлемым качественным признаком правосудия является разрешение спора по существу, решение вопроса о виновности или невиновности лиц, привлеченных к ответственности, и применение на этой основе наказания к виновным.
Каждому виду правосудия (кроме конституционного) соответствует собственная отрасль материального права и соответствующий вид юридической ответственности. Как мы видим, в деятельности системы арбитражных судов отсутствует обязательная характерная черта самостоятельного вида правосудия — применение собственного материального закона.
Арбитражные суды, основываясь на собственном процессуальном законодательном регулировании, применяют нормы Гражданского кодекса Российской Федерации. В этой связи представляется правильнее делать вывод о том, что деятельность арбитражных судов представляет собой разновидность правосудия, осуществляемого в порядке гражданского судопроизводства.
Является дискуссионным и вопрос о наличии конституционного правосудия. Компетенция Конституционного Суда РФ и его акты по своему содержанию существенно отличаются от правоприменительных актов всех других судов. Конституционный Суд РФ и конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации наделены конституционной юрисдикцией (специальной компетенцией, подведомственностью), осуществляемой посредством самостоятельного судопроизводства.
Как отмечает Н.В. Витрук, «конституционное правосудие представляет собою синтез, сплав двух начал. Его содержание — это конституционный контроль, который реализуется в форме судопроизводства. Именно эта форма обеспечивает объективность и беспристрастность осуществления конституционного контроля». Высшей формой конституционного контроля является конституционное правосудие.
Подводя итог, следует отметить, что такие понятия, как судебная защита, правосудие, судопроизводство, процессуальная деятельность суда, судебная деятельность, невозможно признать синонимами. Процессуальная деятельность суда является частным правовым явлением по отношению к более общему понятию -судебная деятельность.
Притом, что судебная деятельность осуществляется не только в процессуальной форме. Например, обезличивание судебных актов, размещение информации на официальном сайте суда, ведение судебной статистики, обобщение судебной практики, разъяснение вопросов судебной практики (ст.126 и 127 Конституции РФ), законодательной инициативы (ст.104 Конституции), и ряд других реализуются вне рамок судопроизводства.
То есть судебная деятельность по осуществлению судебной защиты настолько многогранна, что она не может ограничиваться рамками процессуальной деятельности, притом, что правосудие осуществляется только в установленной процессуальной форме, Таким образом, необходимо отметить, что судебная власть осуществляется только государственным органом, наделенным судебной властью — судом.
- Судебная власть реализуется путем отправления судами, входящими в судебную систему, правосудия.
- Правосудие, в свою очередь, может быть осуществлено только в порядке, установленном процессуальным законом (УПК РФ, ГПК РФ, АПК РФ, КАС РФ, КоАП РФ) при рассмотрении гражданских и уголовных дел, дел об административных правонарушениях, экономических споров и некоторых других категорий дел.
Правосудие — это составляющая, основное функциональное содержание судебной власти, направленное на судебную защиту прав и законных интересов личности, интересов общества и государства. Такие правовые дефиниции как: «судебная защита», «судебная деятельность», «судопроизводство», «правосудие» понятия близкие, взаимопроникающие, но не тождественные и не заменяющие друг друга, имеющие самостоятельное значение и качественную оригинальность.
Вместе с тем, проводя комплексный анализ указанных правовых категорий, следует заметить отсутствие автономности и независимости их существования, то есть правосудие, судебная власть, судебная деятельность, судопроизводство обусловлены взаимной связью между собой. Невозможно рассматривать функцию правосудия в отрыве от исследования судебной власти; или анализировать судебную деятельность, не касаясь видов судопроизводства.
Однако, представляется ошибочным проводить подмену одного понятия другим и говоря о правосудии, понимать при этом судопроизводство; судебную власть подменять правосудием и так далее. Судопроизводство поглощено понятием правосудия, и, следует полагать, что соотносятся между собой как частное и общее.
- СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1.
- Гуценко К.Ф.
- Правоохранительные органы в Российской Федерации / К.Ф.
- Гу-ценко, М.А. Ковалев. — М.
- Изд-во «Зерцало», 2000.
- 400 с.2. Даль В.
- Толковый словарь живого великорусского языка: в 4-х т. / В. Даль. — М.
- РИПОЛ Классик, 2006.
- 3140 с.3.
- Драма российского закона / Ю.А.
Тихомиров, В.П. Казимирчук, Н.П. Медведев и др.; отв. ред.В.П. Казимирчук. — М. : Юрид. кн. : ТОО «ЧеРо», 1996. — 143 с.4. Канунникова Н.Г. О проблеме административного судопроизводства как форме осуществления правосудия в Российской Федерации / Н.Г. Канунникова // Вестник Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России.
— 2015. — № 4. — С.41-42.5. Карташова Н.В. Предупреждение конфликтов и ограничений прав личности / Н.В. Карташова // Теория и практика ограничения прав человека по российскому законодательству и международному праву: сб. науч. трудов.Ч.I. — Н. Новгород: Изд-во Ни-жегор. юрид. ин-та МВД РФ, 1998. — С.231-233.6. Кашепов В.П.
Институт судебной защиты прав и свобод граждан и средства ее реализации / В.П. Кашепов // Государство и право. — 1998. — № 2. — С.66-68.7. Клейн Н.И. О развитии арбитражного процессуального законодательства/ Н.И. Клейн // Журнал российского права. — 2010. — № 4.
- С.13-15.8.
- Ковтун Н.Н.
- Судебный контроль в уголовном судопроизводстве России / Н.Н. Ковтун. — Н.
- Новгород: Нижегородская правовая академия, 2002.
- 332 с.9.
- Кряжков В.А.
- Конституционная юстиция в Российской Федерации / В.А.
- Кряж-ков, Л.В. Лазарев. — М.
- БЕК, 1998.
- 462 с.10.
- Лазарева В.А.
- Теория и практика судебной защиты в уголовном процессе / В.А.
Лазарева. — Самара: Из-во Самарский ун-т, 2000. — 232с.11. Лепницкий А.В. Конфликтология: курс лекций / А.В. Лепницкий. — М. : ИМЦ ГУК МВД России, 2004. — 64 с.12. Магомедов А.М. Судоустройство в Российской Федерации: учеб. пособие / А.М. Магомедов, А.М. Сергеев, В.И.
Швецов; под ред.В.И. Швецова. — М. : Юристъ, 1995. — 136 с.13. Малеин Н.С. Юридическая ответственность и справедливость / Н.С. Малеин. — М. : Манускрипт,1992. — 204 с.14. Митягин Ю.В. Актуальные проблемы рассмотрения судами дел о помещении лица, не достигшего возраста уголовной ответственности, в спецучреждение / Ю.В.
Митягин, А.А. Яшина / / Российский судья. — 2018. — № 8. — С.44-48.15. Морозова Л.А. Конфликт закона и правовая форма («Круглый стол» в ИГП РАН) / Л.А. Морозова // Государство и право. — 1997. — № 12. — С.5-26.16. Носков И.Ю. Судебная деятельность: понятие, виды, основные характеристики: дис.к.ю.н.: 12.00.11 / И.Ю.
- Носков — М., 2016.
- 187 с.17.
- Организация судебной деятельности: учебник / под ред.В.В. Ершова. — М.
- РГУП, 2016.
- 390 с.18.
- Основы конфликтологии: учеб.
- Пособие / под ред.В.Н.
- Кудрявцева. — М.
- Юрист, 1997.
- 197 с.19.
- Переплеснина Е.М.
- Судебная власть и правосудие в конституционно-правовой системе современной России / Е.М.
Переплеснина // Российская юстиция. — 2012. — № 5. — С.С.40-43.20. Право и общество: от конфликта к консенсусу: монография / Честнов И.Л. и др.; под общ. ред.В.П. Сальникова, Р.А. Ромашова. — СПб. : Санкт-Петербургский ун-т МВД, 2004. — 479 с.21. Правоохранительные органы России: учебник / под ред.В.П.
Божьева. — М. : Юрайт — 2011. — 333 с.22. Сауляк О.П. Средневековые идеи политического устройства общества, обращенные в будущее / О.П. Сауляк, А.И. Экимов // Мир политики и социологии. — 2014. — № 10. — С.23-25.23. Судебная реформа в России на рубеже ХХ-ХХ1 веков: монография / Б.Н. Алейников, Д.И. Артемова, Е.В.
Бурдина, В.Б. Вершинин А.А., Герасимова, П.А. Гук, Г.Т. Ер-мошин, И.С. Лапаев, А.В. Малько, А.Ф. Мещерякова, Г.В. Молева, С.Б. Погодин, Б.Б. Су-лейманов, В.А. Терехин, А.А. Фомин, А.А. Яшина. — М. : Юрлитинформ, 2017. — 376 с.24. Терехин В.А. Право личности на судебную защиту и институт судебной защиты: содержание и соотношение понятий / В.А.
- Терехин // Законы России: опыт, анализ, практика. — 2009. — №8.
- С.52-60.25.
- Фурсов Д.А.
- Теория правосудия в кратком трехтомном изложении по гражданским делам.Т.1: Теория и практика организации правосудия / Д.А.
- Фурсов, И.В.
- Харламова. — М.
- Изд-во Статут, 2009.
- 524 с.26.
- Чечельницкий И.В.
- Справедливость и правотворчество / И.В.
Чечельницкий // История государства и права. — 2014. — № 3. — С.28-33.27. Экимов А.И. Юридическая наука и правопорядок / А.И. Экимов // Юридическая наука: история и современность. — 2015. — № 1. — С.13-22. REFERENCES 1. Gutsenko K.F., Kovalev M.A. Pravookhranitel’nye organy v Rossiiskoi Federatsii,
Moscow, Zertsalo Publ., 2000, 400 p.2. Dal’ V. Tolkovyi slovar’ zhivogo velikorusskogo iazyka: v 4-kh t. Moscow, RIPOL Klassik Publ., 2006, 3140 p.3. Tikhomirov Iu.A., Kazimirchuk V.P., Medvedev N.P. and others; Kazimirchuk V.P. (ed.) Drama rossiiskogo zakona, Moscow, Iurid. kn.: TOO «CheRo» Publ., 1996, 143 p.4.
Kanunnikova N.G. About a problem of administrative legal proceedings as to a form of implementation of justice in the Russian Federation. Vestnik Tiumen-skogo instituta pov-ysheniia kvalifikatsii sotrudnikov MVD Rossii = Bulletin of the Tyumen Institute of Professional Development of Police Officers of Russia, 2015, no.4, pp.41-42 (in Russian).5.
Artashova N.V. Preduprezhdenie konfliktov i ogranichenii prav lichnosti, Teoriia i praktika ogranicheniia prav cheloveka po rossiiskomu zakonodatel’-stvu i mezhdunarodnomu pravu: sb. nauch. tru-dov. Ch.I. Nizhny Novgorod, Nizhegor. iurid. in-ta MVD RF Publ., 1998, pp.231-233.6. Kashepov V.P. Institute of judicial protection of the rights and freedoms of citizens and means of its realization.
Gosudarstvo i parvo = Citizen and Law, 1998, no.2, pp.66-68 (in Russian).7. Klein N.I. About development of the arbitration procedural legislation. Zhurnal rossiiskogo prava = Journal of Russian Law, 2010, no.4, pp.13-15 (in Russian).8. Kovtun N.N. Sudebnyi kontrol’ v ugolovnom sudoproizvodstve Rossii,
Nizhny Novgorod, Nizhegorodskaia pravovaia akademiia Publ., 2002, 332 p.9. Kriazhkov V.A., Lazarev L.V. Konstitutsionnaia iustitsiia v Rossiiskoi Federatsii, Moscow, BEK, 1998, 462 p.10. Lazareva V.A. Teoriia i praktika sudebnoi zashchity v ugolovnom protsesse, Samara, Samarskii un-t Publ., 2000, 232 p.11.
Lepnitskii A.V. Konfliktologiia: kurs lektsii, Moscow, IMTs GUK MVD Rossii Publ., 2004, 64 p.12. Magomedov A.M., Sergeev A.M., Shvetsov V.I.; Shvetsova V.I. (ed.) Sudoustroistvo v Rossiiskoi Federatsii: ucheb. posobie, Moscow, Iurist» Publ., 1995, 136 p.13.
- Malein N.S.
- Iuridicheskaia otvetstvennost i spravedlivost,
- Moscow, Manuskript Publ., 1992, 204 p.14.
- Mitiagin Iu.V., Iashina A.A.
- Relevant issues of judicial review of cases on placing of a person below the age of criminal responsibility in a special institution.
- Rossiiskii sud’ia = Russian Judge, 2018, no.8, pp.44-48 (in Russian).15.
Morozova L.A. The conflict of the law and legal form («A round table» in IGP RAS). Gosudarstvo iparvo = State and Law, 1997, no.12, pp.5-26 (in Russian).16. Noskov I. Iu. Sudebnaia deiatel’nost’: poniatie, vidy, osnovnye kharakteristiki: dis.k.iu.n.: 12.00.11,
- Moscow, 2016, 187 p.17.
- Ershov V.V.
- Ed.) Organizatsiia sudebnoi deiatel’nosti: uchebnik,
- Moscow, RGUP Publ., 2016, 390 p.18.
- Udriavtsev V.N.
- Osnovy konfliktologii: ucheb. posobie,
- Moscow, Iurist Publ., 1997, 197 p.19.
- Pereplesnina E.M.
- Judicial authority and justice in the constitutional and legal system of modern Russia.
Rossiiskaia iustitsiia = Russia Justice, 2012, no.5, pp.40-43.20. Chestnov I.L.; Sal’nikov V.P., Romashov R.A. (ed.) Pravo i obshchestvo: ot konflikta k konsensusu: monografiia, Saint Petersburg, Sankt-Peterburgskii un-t MVD Publ., 2004, 479 p.21. Bozh’ev V.P.
- Pravookhranitel’nye organy Rossii: uchebnik,
- Moscow, Iurait Publ., 2011, 333 p.22.
- Sauliak O.P., Ekimov A.I.
- Medieval ideas of political structure of society facing the future.
- Mir politiki i sotsiologii = World of Policy and Sociology, 2014, no.10, pp.23-25 (in Russian).23.
- Aleinikov B.N., Artemova D.I., Burdina E.V., Vershinin V.B., Gerasimova A.A., Guk P.A., Ermoshin G.T., Lapaev I.S., Mal’ko A.V., Meshcheriakova A.F., Moleva G.V., Po- godin S.B., Suleimanov B.B., Terekhin V.A., Fomin A.A., Iashina A.A.
Sudebnaia reforma v Rossii na rubezhe XX-XXI vekov: monografia, Moscow, Iurlitinform Publ., 2017, 376 p. i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы,24. Terekhin V.A. Right of the personality for judicial protection and institute of judicial protection: contents and ratio of concepts.
- Zakony Rossii: opyt, analiz, praktika = Laws of Russia: experience, analysis, practice, 2009, no.8, pp.52-60 (in Russian).25.
- Fursov D.A., Kharlamova I.V.
- Teoriia pravosudiia v kratkom trekhtomnom izlozhenii po grazhdanskim delam.T.1: Teoriia i praktika organizatsii pravosudiia,
- Moscow, Statut Publ., 2009, 524 p.26.
Chechel’nitskii I.V. Justice and law-making. Istoriia gosudarstva i prava = History of State and Law, 2014, no.3, pp.28-33 (in Russian).27. Ekimov A.I. Jurisprudence and order. Iuridicheskaia nauka: istoriia i sovremennost = Jurisprudence: history and present, 2015, no.1, pp.13-22 (in Russian).
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ Яшина Анна ¿Александровна — кандидат юридических наук, доцент, кафедра правосудия, Пензенский государственный университет, 440026, г. Пенза, ул. Красная 40, Российская Федерация, e-mail: yааа_pgu@mаil.ru. Морозов Сергей Викторович — магистрант, Пензенский государственный университет, 440026, г.
Пенза, ул. Красная 40, Российская Федерация, e-mail: pravosudiepen-za@mai.ru. AUTHORS Yashina Anna Aleksandrovna — Candidate of law, associate professor, department of Justice, Penza State University, 40 Krasnaya Street, Penza, 440026, the Russian Federation, email: yааа_pgu@mаil.ru.
- Morozov Sergey Viktorovich — Master student, Penza State University, 40 Krasnaya Street, Penza, 440026, the Russian Federation, e-mail: pravosudiepenza@mail.ru.
- БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ Яшина А.А.
- К вопросу о соотношении понятий правосудие, судебная защита, судебная деятельность, судопроизводство / А.А.
Яшина, С.В. Морозов / / Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство». — 2018. — Т.6, № 4, — Режим доступа: http://esj.pnzgu.ru. BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION Yashina A.A., Morozov S.V. To the question of the relationship between the concepts of justice, judicial protection, judicial activities, proceedings.
Что такое правосудие простыми словами?
Что такое правосудие простыми словами? — форма государственной деятельности, которая заключается в рассмотрении и разрешении судом отнесенных к его компетенции дел — об уголовных преступлениях, о гражданских спорах и др. Осуществление П. судом осуществляется в установленном законом процессуальном порядке.
Какая зарплата у помощника судьи?
Сколько зарплата у помощника судьи? — Ежемесячная оплата труда помощника судьи в РФ составляет в среднем 30000 рублей в месяц. Больше всего получают в Москве и Санкт-Петербурге (35-40 тыс.), меньше всего – в других регионах (от 15 тыс.).
Сколько зарабатывает верховный судья?
Зарплаты в различных категориях судов — Судебная иерархия складывается следующим образом:
Конституционный суд страны – высшая инстанция. Верховный суд. Арбитражный суд. Федерального уровня. Мировой.
Между верхней и нижней ступенями в плане начисления заработных плат и поощрений большая разница. Так, судья высшего ранга в 2022 году зарабатывает в месяц более полумиллиона рублей, в то время как его оппонент, находящийся на первой ступени, получает от 50 до 80 тысяч. Должностной оклад судьи муниципального суда в г. Москве На втором месте по величине окладов находится судья Верховного суда. На его счёт ежемесячно приходит 300 000 рублей. Далее идут арбитражные судьи – 200 000 рублей и их коллеги федеральные судьи – 140 000 рублей.
Кто контролирует работу судей?
Жалоба на действия судьи председателю суда — В стране существует четкая судебная иерархия, При этом каждый конкретный судья подотчетен другому. Так, например, жаловаться на мирового судью можно председателю районного суда. На районного судью тоже можно написать жалобу тому же председателю суда.
Председатель в районном суде контролирует деятельность самого районного суда и подотчетных ему участков мировых судей. В областных или арбитражных судах также имеются свои председатели, которые могут принять жалобу на сотрудника и вынести какое-либо решение по ней. Этот метод действенный, Воспользоваться таким правом может каждый, кто усмотрит в поведении судьи нарушение процессуального порядка рассмотрения дела.
Не стоит путать жалобу на судью и обжалование решения, которое вынес судья. Это абсолютно разные процессуальные обращения.
Какой суд состоит из 19 судей?
Глава 7. Судебная власть | Конституция Российской Федерации
Статья 118 1. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.2. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.3. Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом.
Создание чрезвычайных судов не допускается. Статья 119 Судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов Российской Федерации.
Статья 120 1. Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону.2. Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом.
Статья 121 1. Судьи несменяемы.2. Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом. Статья 122 1. Судьи неприкосновенны.2. Судья не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе как в порядке, определяемом федеральным законом.
Сколько длится суд в 2022 году? Срок рассмотрения судом гражданских дел
Статья 123 1. Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом.2. Заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается, кроме случаев, предусмотренных федеральным законом.3.
- Статья 124
- Финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом.
- Статья 125
1. Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 19 судей.
- 2. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:
- а) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;
- б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
- в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
- г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.
- 3. Конституционный Суд Российской Федерации разрешает споры о компетенции:
- а) между федеральными органами государственной власти;
- б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
- в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации.
4. Конституционный Суд Российской Федерации по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом.5.
- Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, органов законодательной власти субъектов Российской Федерации дает толкование Конституции Российской Федерации.6.
- Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению.7.
Конституционный Суд Российской Федерации по запросу Совета Федерации дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.
- Статья 126
- Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.
- Статья 127
- Исключена поправкой к Конституции Российской Федерации (Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации»).
- Статья 128
1. Судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.2. Судьи других федеральных судов назначаются Президентом Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.3.
- Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и иных федеральных судов устанавливаются федеральным конституционным законом.
- Статья 129 1.
- Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом.2.
Генеральный прокурор Российской Федерации и заместители Генерального прокурора Российской Федерации назначаются на должность и освобождаются от должности Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.3. Прокуроры субъектов Российской Федерации назначаются на должность Президентом Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации, согласованному с субъектами Российской Федерации.
Алфавитно-предметный указатель | | | | Читать подробнее: Глава 7. Судебная власть | Конституция Российской Федерации
Сколько судей в Конституционном суде 2022?
Статья 4. Состав, порядок образования и срок полномочий Конституционного Суда Российской Федерации (в ред. Федерального конституционного от 09.11.2020 N 5-ФКЗ) (см. текст в предыдущей ) КонсультантПлюс: примечание. Об осуществлении полномочий и назначении новых судей Конституционного суда РФ в связи с вступлением в силу поправок к Конституции РФ см.
- От 14.03.2020 N 1-ФКЗ.
- Конституционный Суд Российской Федерации состоит из одиннадцати судей, включая Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и его заместителя.
- Судьи Конституционного Суда Российской Федерации назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации правомочен осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее восьми судей. Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации не ограничены определенным сроком. Открыть полный текст документа Читать подробнее: Статья 4.
Сколько можно быть судьей?
Статья 11. Срок полномочий судьи | ГАРАНТ Статья 11. Срок полномочий судьи 1. Полномочия судьи федерального суда не ограничены определенным сроком. Предельный возраст пребывания в должности судьи — 70 лет, если иное не установлено соответствующим федеральным конституционным законом,
Для судей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации законами соответствующих субъектов Российской Федерации может быть установлен иной предельный возраст пребывания в должности судьи этих судов.2. См. текст 3. Мировой судья в первый раз назначается (избирается) на должность сроком на три года.
При повторном назначении (избрании) на должность мировой судья назначается (избирается) на соответствующую должность без ограничения срока полномочий. Предельный возраст пребывания в должности мирового судьи — 70 лет. от 8 декабря 2020 г. N 426-ФЗ пункт 4 признан утратившим силу с 1 января 2023 г.4.
Срок полномочий и предельный возраст пребывания в должности судьи для судей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации устанавливаются законами соответствующих субъектов Российской Федерации.5. Судья считается вступившим в должность с момента принесения им присяги, а при вступлении в должность судьи лица, ранее приносившего присягу, — со дня его назначения (избрания) на должность судьи.6.
Полномочия судьи федерального суда прекращаются: абзац второй ; См. текст
в последний день месяца, в котором он достигает возраста, установленного настоящей статьи;на следующий день после вступления в силу решения квалификационной коллегии судей о досрочном прекращении полномочий судьи;в день принятия Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации решения о прекращении полномочий отдельных категорий судей в случаях, предусмотренных настоящего Закона.Судья федерального суда, срок полномочий которого истек в связи с достижением им предельного возраста пребывания в должности судьи, продолжает осуществлять свои полномочия до окончания рассмотрения по существу дела, начатого с его участием, либо до первого назначения судьи в данный суд.При наличии в суде нескольких судей, чьи полномочия прекращены в связи с достижением предельного возраста пребывания в должности судьи, в первую очередь прекращает осуществление своих полномочий тот судья, у которого ранее, чем у других судей, возникли основания для прекращения полномочий судьи.
Читать подробнее: Статья 11. Срок полномочий судьи | ГАРАНТ
Сколько работает судья в день?
Дел много, а судей мало — Лишь 24% судей укладываются в свой нормативный рабочий график или превышают его менее чем на 20%, отмечают эксперты. Остальные судьи много перерабатывают: 62% судей перерабатывают в два и более раз, а 5% – пятикратно. Под переработками при этом подразумевается не буквальное увеличение времени, проведенного судьей на рабочем месте, а «допустимая производительность труда».
Факт Перерабатывают в два и более раз. Еще 5% судей работает в пять раз больше, чем должны. В результате судьи тратят на рассмотрение одного дела меньше времени, чем могли бы. В среднем российские судьи слушают по два дела в день с темпом в три–пять раз выше рекомендуемого, следует из доклада. Судья суда общей юрисдикции в среднем рассматривает 46,6 дел или материалов в месяц, а судья арбитражного суда – 68 дел.
Темпы работы при этом отличаются в зависимости от региона и уровня суда. Так, судья московского суда общей юрисдикции в среднем рассматривает 99 дел в месяц, а судья столичного арбитражного суда – целых 180. Наименее загруженные суды, по статистике, в Чукотском автономном округе. Авторы исследования со ссылкой на статистику Суддепа отмечают, что количество дел ежегодно растет. Так, в 2014 году в судах было 11 млн дел., а в 2016 году – уже 12,4 млн (+13%). В арбитражных же судах объем дел за тот же период вырос почти на 22%, с 2,5 до 3 млн дел ежегодно.
- Цель судебного разбирательства по восстановлению и защите нарушенных законных интересов и прав подменяется задачами по скорому завершению судебного процесса и оперативному изготовлению судебного решения по отработанному шаблону», – уверены авторы исследования.
- При этом за тот же период число судей в России увеличилось всего на 6,5% и составило 29 694 в 2016 году против 29 010 в 2014 году.
Судьи адаптируются к возросшей нагрузке через повышение производительности труда и «сжатие» времени, необходимого для рассмотрения одного судебного дела. Правосудие последовательно превращается в конвейерное производство.