Что Может Быть Основанием Для Принятия Решения О Проведении Прокурорской Проверки?

Органы прокуратуры районов и городов Приморского края: — Проведение органами прокуратуры проверок (далее — прокурорская проверка) является одним из способов осуществления прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина, в частности, государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций в соответствии с п.п.1, 2 ст.21, ст.26 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее Закон о прокуратуре).

  • Такая информация может содержаться в заявлениях, жалобах и иных обращениях граждан, юридических лиц, должностных и иных лиц (например, членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы).
  • Информация может быть получена также из СМИ, материалов гражданских, уголовных, административных дел, результатов анализа статистики, прокурорской и правоприменительной практики, иных материалов, содержащих достаточные данные о нарушениях закона.
  • Прокурорские проверки могут быть документарными и выездными, плановыми и внеплановыми.

При осуществлении надзора органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы и должностных лиц, не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность организаций (п.2 ст.21, п.2 ст.26 Закона о прокуратуре). В случае получения прокуратурой материалов и обращений о нарушениях в сферах, где функции контроля (надзора) осуществляют иные государственные или муниципальные органы, по требованию прокурора соответствующими органами проводится внеплановая проверка поступившей информации (п.п.1, 4 ст.22 Закона о прокуратуре, п.3 ч.2 ст.10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ (далее — Закон № 294-ФЗ)).

  1. — на органы прокуратуры не распространяется мораторий на проведение плановых проверок малого бизнеса;
  2. — плановые прокурорские проверки не отражаются в ежегодном сводном плане проведения плановых проверок юридических лиц, размещаемом на сайте Генпрокуратуры;
  3. — в рамках проверки допускается истребование оригиналов документов и материалов;
  4. — не установлен запрет на проведение прокурорской проверки в отсутствие руководителя (уполномоченного лица) проверяемой организации.

Прокуратура города Партизанска

Кто принимает решение о проведении прокурорской проверки?

Прокуратура всегда занимала особое место в структуре госорганов нашей страны, осуществляя надзор за соблюдением законодательства, прав, свобод человека и гражданина и выполняя иные, возложенные на нее функции. В нашей статье поговорим о том, что является поводом для проверки учреждения прокуратурой.

  1. Также разберем, какие проверки проводят эти органы, в течение какого срока и какие решения выносят по их результатам.
  2. В каком случае прокуратура проводит проверку Основным нормативно-правовым актом, регулирующим организацию и деятельность прокуратуры, является Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».

В настоящее время действует его редакция от 11.06.2022. Проведение органами прокуратуры проверок – это один из способов осуществления надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина госорганами, органами МСУ, другими органами и их должностными лицами, органами управления и руководством коммерческих компаний и некоммерческих юрлиц (пп.1, 2 ст.21, ст.26 Закона от 17.01.1992 № 2202-1).

Такая проверка проводится в случае поступления сведений о фактах нарушения законов, прав и свобод человека и гражданина, требующих принятия мер прокурором, если эти данные невозможно подтвердить или опровергнуть без проведения проверки (п.2 ст.21, п.2 ст.26 Закона от 17.01.1992 № 2202-1). Информацию об этих фактах могут содержать заявления, жалобы и другие обращения граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, юрлиц, должностных и иных лиц, к примеру, депутатов Госдумы, сенаторов РФ.

На это указано в подпунктах 1, 2 ст.10, п.1 ст.27 Закона от 17.01.1992 № 2202-1, пп.1.1, 1,3, 1.9, 3.8, 3.9, 3.16 инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры РФ, утвержденной Приказом Генпрокуратуры РФ от 30.01.2013 № 45.

Также информация может быть получена из материалов гражданских, административных или уголовных дел, средств массовой информации, статистических данных, прокурорской и правоприменительной практики, иных сведений, содержащих достаточные данные о нарушениях закона (п.6 Приказа Генпрокуратуры России от 07.12.2007 № 195).

Какие проверки проводит прокуратура Исходя из содержания пункта 1 ст.22 закона о прокуратуре, пп.4.2, 4.3 инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры РФ, п.15 приказа № 195, следует, что прокурорские проверки могут быть:

документарными и выездными; плановыми и внеплановыми.

Также прокурор может потребовать провести внеплановую проверку или контрольное (надзорное) мероприятие другими государственными или муниципальными органами, если прокуратура получила данные о нарушениях в сферах, подконтрольных этим органам (пп.1, 4 ст.22 закона о прокуратуре, п.3 ч.2 ст.10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ, п.4 ч.1 ст.57, ч.1 ст.66 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ).

  • Как прокуратура проводит проверку Порядок проведения прокурорской проверки определен пунктами 2—15 статьи 21 Закона от 17.01.1992 № 2202-1.
  • Решение об осуществлении проверки принимает прокурор или его заместитель, руководствуясь поступившей информацией о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения проверки (пп.2, 3 ст.21 Закона от 17.01.1992 № 2202-1).

В таком решении прописываются цели, основания и предмет проверки (абз.1 п.3 ст.21 Закона от 17.01.1992 № 2202-1). Требовать при ее проведении предоставления информации, документов и иных материалов или их копий, не связанных с целями или не относящихся к предмету проверки, прокурор не вправе (п.2.3 ст.6 Закона от 17.01.1992 № 2202-1).

  • При выявлении определенных законом обстоятельств предмет проверки может быть расширен, либо принято решение о проведении новой проверки (абз.2 п.3 ст.21 Закона от 17.01.1992 № 2202-1).
  • Типовые формы решения о проведении проверки и мотивированного решения о расширении ее предмета утверждены Приказом Генпрокуратуры РФ от 17.03.2017 № 172.

Решение о проведении прокурорской проверки доводится до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемой компании не позднее дня ее начала, решение о расширении предмета проверки или о начале новой — не позднее дня принятия (п.3 ст.21 Закона от 17.01.1992 № 2202-1).

По решению прокурора для осуществления экспертно-аналитических функций при проведении проверки могут привлекаться представители иных госорганов (п.13 ст.21 Закона от 17.01.1992 № 2202-1). До завершения проверки никто не вправе без разрешения прокурора разглашать ее материалы (п.3 ст.5 Закона от 17.01.1992 № 2202-1).

Если проверкой нарушения закона не выявлены, в течение 10 дней со дня ее завершения составляется акт по форме, утвержденной Приказом Генпрокуратуры РФ от 17.03.2017 № 172. Его копия направляется руководителю или иному уполномоченному представителю проверяемой компании (п.14 ст.21 Закона от 17.01.1992 № 2202-1).

При осуществлении надзора органы прокуратуры не должны подменять иные госорганы и должностных лиц, а также не вправе вмешиваться в процесс оперативно-хозяйственной деятельности компаний (п.2 ст.21, п.2 ст.26 Закона от 17.01.1992 № 2202-1). План проведения проверок прокуратурой Плановые прокурорские проверки не включаются в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий, поскольку прокурорский надзор не относится к госконтролю или муниципальному контролю, которые регулирует п.7 ч.3 ст.1 закона № 248-ФЗ.

Также за некоторым исключением не применяются в отношении прокурорских проверок и нормы закона № 294-ФЗ, устанавливающие порядок организации и проведения проверок в определенных сферах (п.3 ч.3 ст.1, ч.1 ст.26.3 закона № 294-ФЗ). Планы проведения прокурорских проверок формируются каждые полгода, но не публикуются органами прокуратуры.

Это не предусмотрено законодательством и не подразумевается принципами гласности и информационности в деятельности прокуратуры (п.2 ст.4 закона о прокуратуре, пп.1.3, 2.6, 4.8 Приказа Генпрокуратуры РФ от 17.05.2018 № 296). Ознакомиться с ними не получится. Вместе с тем органы прокуратуры участвуют в организации проведения плановых проверок и плановых контрольных (надзорных) мероприятий, осуществляемых контролирующими органами в отношении компаний (ч.6—7 ст.9 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ, ст.61 закона № 248-ФЗ).

Отметим, что в 2022 году за исключением отдельных случаев плановые контрольные (надзорные) мероприятия и плановые проверки не проводятся (пп.1, 2 Постановления Правительства РФ от 10.03.2022 № 336, пп.1, 2 Постановления Правительства РФ от 08.09.2021 № 1520).

  • В обычное время плановые проверки проводятся согласно закону № 294-ФЗ, а плановые контрольные (надзорные) мероприятия — по закону № 248-ФЗ.
  • Применение того или иного закона зависит, в частности, от вида государственного контроля (надзора) (ч.1 ст.26.3 закона № 294-ФЗ, ст.2 закона № 248-ФЗ).
  • Органы прокуратуры при этом лишь проверяют и согласовывают планы таких проверок, оценивая законность включения в них тех или иных организаций и коммерсантов.

При формировании ежегодного плана с учетом положений закона № 294-ФЗ органы госконтроля (надзора), органы муниципального контроля составляют проекты ежегодных планов проведения плановых проверок и направляют их в органы прокуратуры. Они рассматривают такие проекты на предмет законности включения в них объектов госконтроля (надзора), объектов муниципального контроля, вносят предложения об устранении выявленных замечаний и о проведении при возможности в отношении отдельных компаний и частных коммерсантов совместных плановых проверок (ч.6.1 ст.9 закона № 294-ФЗ).

Органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля рассматривают эти предложения, утверждают планы проверок и направляют их в органы прокуратуры. Затем органы прокуратуры обобщают поступившие ежегодные планы проведения плановых проверок и направляют их в Генпрокуратуру РФ для формирования сводного плана (ч.6.4 ст.9 закона № 294-ФЗ).

Генеральная прокуратура до 31 декабря формирует ежегодный сводный план-график проведения плановых проверок и размещает его на своем официальном сайте http://plan.genproc.gov.ru/ (ч.7 ст.9 закона № 294-ФЗ). Проведение плановой проверки, не включенной в ежегодный план, относится к категории грубых нарушений, влекущих за собой отмену результатов проверки по заявлению проверяемого лица (ч.1, п.7 ч.2 ст.20 закона № 294-ФЗ).

Ежегодный план должен содержать следующие сведения (п.1.8 порядка): 1) наименования юрлиц и ИП, деятельность которых подлежит проверкам; 2) сведения об их местах нахождения; 3) основной государственный регистрационный номер (ОГРН); 4) идентификационный номер налогоплательщика (ИНН); 5) цель проведения проверки; 6) основания для проведения проверки; 7) дата начала проведения проверки; 8) срок проведения плановой проверки; 9) форма проведения проверки; 10) наименование органа, который проводит проверку; 11) наименование органа, совместно с которым проводится проверка; 12) информация о постановлении о назначении административного наказания или решении о приостановлении или об аннулировании лицензии, дате их вступления в силу и дате окончания проведения проверки, по результатам которой они приняты; 13) информация о присвоении деятельности юридического лица и индивидуального предпринимателя определенных категории риска, класса (категории) опасности.

При формировании ежегодного плана с учетом положений закона № 248-ФЗ органы контроля (надзора) формируют указанные планы и согласуют их с органами прокуратуры по правилам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2428 (ч.1, 3 ст.61 закона № 248-ФЗ).

Проект ежегодного плана представляется в прокуратуру на согласование. Органы прокуратуры изучают проекты ежегодных планов на предмет законности включения (невключения) в них мероприятий. При наличии замечаний прокуратура предлагает скорректировать планы (ч.4 ст.61 закона № 248-ФЗ). Уполномоченные должностные лица органа контроля (надзора) должны рассмотреть и учесть предложения прокуратуры и утвердить их (пп.9, 11, 12 правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2428).

Затем ежегодные планы, за исключением сведений, ограниченных или запрещенных для распространения, размещаются в Интернете на сайтах контрольных (надзорных) органов. Внеплановая проверка прокуратуры Под внеплановыми проверками обычно понимают те, которые проводятся не на основании плана работы прокуратуры.

Во внутренних регламентирующих документах прокуратуры этот термин применяется только к отдельным проверкам, проводимым по заданиям вышестоящей прокуратуры (п.4.13 регламента, утвержденного Приказом Генпрокуратуры РФ от 11.05.2016 № 276, п.4.14 регламента прокуратуры Санкт-Петербурга, утвержденного Приказом прокурора Санкт-Петербурга от 01.11.2016 № 117).

С точки зрения Генпрокуратуры, внеплановая задача является самостоятельным основанием для проверки, как и план. Это следует из справочника № 1, приведенного в приложении № 2 ко временной инструкции по учету работы прокуроров в органах прокуратуры РФ, утвержденной Приказом Генпрокуратуры РФ от 18.07.2013 № 295.

  1. Но, как говорилось выше, любая прокурорская проверка может быть проведена только при наличии информации об имеющихся нарушениях.
  2. Проверки вне плана прокуратура проводит при поступлении соответствующих данных от физических, юридических лиц или органов власти, информации в СМИ, в сети Интернет (справочник № 1, приведенный в приложении № 2 ко временной инструкции по учету работы прокуроров в органах прокуратуры РФ, утвержденной Приказом Генпрокуратуры РФ от 18.07.2013 № 295).

Срок прокурорской проверки В общем случае срок проверки не должен превышать 30 календарных дней со дня ее начала. Но в исключительных случаях он может быть продлен (п.4 ст.21 Закона от 17.01.1992 № 2202-1):

первоначально по решению прокурора или его зама — не более чем на 30 календарных дней; по решению Генпрокурора РФ или уполномоченного им зама еще не более чем на 30 календарных дней.

В срок проведения проверки не включается (п.9 ст.21 Закона от 17.01.1992 № 2202-1):

срок, на который проверка приостанавливалась. Случаи, порядок и сроки приостановления проверки установлены пп.6—11 ст.21 Закона от 17.01.1992 № 2202-1; срок между датой окончания сроков для представления необходимых информации, документов и материалов или их копий, предусмотренных абз.1 п.2, п.2.1 ст.6 Закона от 17.01.1992 № 2202-1, и датой их представления; срок, измененный в связи с невозможностью своевременного предоставления документов, установленный абз.2 п.2 ст.6 Закона от 17.01.1992 № 2202-1.

В ходе проверки требования прокурора, вытекающие из его полномочий, подлежат безусловному исполнению в установленный срок (п.1 ст.6 Закона от 17.01.1992 № 2202-1). Результат проверки прокуратуры Если по итогам проверки выявлены нарушения закона, прокурор обязан принять соответствующие меры прокурорского реагирования.

протест на правовой акт, противоречащий закону, нарушающий права и свободы человека и гражданина (ст.23, 28 Закона от 17.01.1992 № 2202-1); представление об устранении нарушения закона, прав и свобод человека и гражданина (п.3 ст.22, ст.24, 28 Закона от 17.01.1992 № 2202-1); постановление о возбуждении производства об административном правонарушении (ст.25 Закона от 17.01.1992 № 2202-1); предостережение о недопустимости нарушения закона (ст.25.1 Закона от 17.01.1992 № 2202-1).

Протест прокурора на несоответствующий закону либо нарушающий права человека и гражданина правовой акт: — передается в орган или должностному лицу, которые приняли такой акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо в суд в порядке, предусмотренном процессуальным российским законодательством; — подлежит обязательному рассмотрению на протяжении 10 дней с момента его поступления; — в случае подачи протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта РФ или органа МСУ протест подлежит рассмотрению на ближайшем заседании; — в случаях, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста; — о результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменном виде; — если протест рассматривается коллегиальным органом, прокурору сообщается о дне заседания; — протест до его рассмотрения может быть отозван подавшим его лицом.

Представление прокурора об устранении нарушений закона либо нарушений прав и свобод человека и гражданина: — вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения; — подлежит безотлагательному рассмотрению; — конкретные меры по устранению присутствующих нарушений закона, их причин и условий, им способствующих, должны быть приняты в течение месяца со дня внесения представления; — о результатах принятых мер прокурор должен быть уведомлен в письменном виде; — если протест рассматривается коллегиальным органом, прокурору сообщается о дне заседания.

Постановление прокурора о возбуждении производства об административном правонарушении: — может быть вынесено при наличии признаков административного правонарушения; — должно быть мотивированно; — подлежит рассмотрению уполномоченным органом или должностным лицом в срок, установленный законом (ст.23.2—23.76, 29.6 КоАП РФ); — результаты рассмотрения подлежат письменному доведению до прокурора в письменном виде.

Предостережение о недопустимости нарушения закона прокурор, а также его замом, адресуют в письменной форме должностным лицам для предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях. В случае неисполнения требований, изложенных в предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке.

Действия (бездействие) и решения прокурора, связанные с проведением проверки, могут быть обжалованы в установленном законом порядке (п.15 ст.21 Закона от 17.01.1992 № 2202-1). Повторная проверка по тем же фактам допускается в следующих исключительных случаях (п.12 ст.21 Закона от 17.01.1992 № 2202-1): — по новым или вновь открывшимся обстоятельствам; — по истечении установленного ст.24 Закона от 17.01.1992 № 2202-1 срока устранения нарушений закона, выявленных в ходе первоначальной прокурорской проверки.

Как инициировать прокурорскую проверку?

Как инициировать прокурорскую проверку? — Чтобы инициировать проверку достаточно обратиться с письменным заявлением в органы прокуратуры, указать основания, по которым следует провести проверку. Коррупции — нет ► Соблазн решить проблему, которая возникла в ходе проверки, за взятку есть у многих. Многолетняя Российская практика коррупционных схем и стандартов дает о себе знать и сегодня. Находятся такие, кто взятки берет, но в большинстве случаев, это приводит к очень серьезным последствиям, несоизмеримо большим, чем законное решение вопроса.

Читайте также:  Когда Судья Может Уйти В Отставку?

Что может проверить прокуратура?

Прокуроры проверяют документы, материалы и другие сведения, касающиеся обращения о нарушениях. Иногда по запросу прокуратуры с документов и материалов снимаются копии. У должностных лиц и граждан, связанных с обращением, берутся письменные объяснения.

Что является результатом прокурорской проверки?

Прокурорская проверка: что это такое и что с этим делать? В настоящее время всех хозяйствующих субъектов заставляют привыкать к постоянным проверкам различных госорганов. Отдельно хотелось бы выделить – прокурорские проверки. Давайте разберемся, что это такое и как действовать в такой ситуации, вместе с партнером рубрики «Аграрное право» – Центром юридического сопровождения «Авега».

  • Часть 1. Что это такое и основания проверки: Прокуратура осуществляет проверку исполнения законов государственными органами, их должностными лицами, коммерческими и некоммерческими организациями.
  • Основанием для проведения проверки является информация о фактах нарушения законов, требующая принятия мер прокурором.

Повод для проведения проверки – обращения граждан, сообщения в СМИ, материалы гражданских, уголовных, административных дел. Решение о проведении проверки принимает прокурор или его заместитель, которое доводится до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации) не позднее дня ее начала, решение о расширении предмета проверки или о начале новой – не позднее дня принятия.

  • Предмет проверки:
  • Срок проверки:
  • Срок, в течение которого вы обязаны предоставить запрашиваемые документы:
  • Можно ли ознакомление с материалами проверки?
  • Иными словами, граждане в праве знакомиться с материалами проверки, за исключением документов, обладающих особым статусом (например, гостайна).
  • Результаты проверки:

Закон относит к подведомственности прокуратуры все то, что не входит в компетенцию специальных контролирующих органов, так как органом прокуратуры запрещено подменять другие контролирующие органы. По общему правилу срок проведения проверки не должен превышать 30 календарных дней со дня начала проверки.

  • В исключительных случаях он может быть продлен: — первоначально по решению прокурора или его заместителя не более чем на 30 календарных дней; — в дальнейшем по решению Генерального прокурора РФ или уполномоченного им заместителя – еще не более чем на 30 календарных дней.
  • В срок проведения проверки не включается: — срок, на который проверка приостанавливалась; — срок между датой окончания сроков для представления необходимых информации, документов и материалов или их копий, и датой их представления; Прокурор при проведении проверки вправе: — по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов; — иметь доступ к документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона; — требовать от руководителей и других лиц необходимых документов и материалов или их копий, статистических и иных сведений; — требовать выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; — вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.

В течение двух рабочих дней с момента предъявления требования прокурора. В требовании прокурора могут быть установлены более длительные сроки. В случае приостановления проверки документы и материалы, изъятые у проверяемого органа (организации), возвращаются проверяемому органу (организации), за исключением случаев, если указанные документы и материалы необходимы: — для решения вопроса об уголовном преследовании; — для проведения исследований, испытаний, специальных экспертиз, результаты проведения которых могут повлиять на выводы проводимой проверки.

  1. Коротко и ясно об этом сказано в Приказе Генеральной Прокуратуры РФ от 7 декабря 2007 г.
  2. 195 – «Прокурорский надзор осуществлять гласно», то есть открыто.
  3. При этом, ознакомление гражданина с материалами проверки осуществляется по решению прокурора, в производстве которого находятся соответствующие материалы, либо вышестоящего прокурора, принятому по результатам рассмотрения обращения гражданина, если материалы непосредственно затрагивают его права и свободы.

Здесь следует заметить, что ч.2 ст.5 ФЗ РФ «О прокуратуре РФ» позволяла отказывать прокуратуре в ознакомлении с материалами проверки, но Постановлением Конституционного Суда РФ от 18 февраля 2000 г. № 3-П она признана несоответствующей Конституции РФ «постольку, поскольку по смыслу, придаваемому ему правоприменительной практикой, он во всех случаях приводит к отказу органами прокуратуры в предоставлении гражданину для ознакомления материалов, непосредственно затрагивающих его права и свободы».

Прокурорская проверка может не выявить нарушений. В случае выявления нарушений прокурор вправе: — внести протест на правовой акт, противоречащий закону, нарушающий права и свободы человека и гражданина; — внести представление об устранении нарушения закона, прав и свобод человека и гражданина; — вынести мотивированное постановление о возбуждении производства об административном правонарушении; — вынести предостережение о недопустимости нарушения закона.

Часть 2. Что делать? Советы на все случаи жизни дать невозможно. Поэтому, предлагаем рассмотреть наиболее возможные ситуации:

  1. Прокурор (его помощник) пришел в офис.
  2. Прокурор вправе требовать предъявления ему документов в соответствии с предметом проверки. Если он запрашивает документы, которые не относятся на ваш взгляд к сути проверки или его компетенции, то:
  3. Прокурор просит предоставить «все документы за три года».
  4. Прокурор просит открыть сейф, допустить к бухгалтерской электронной базе и предоставить доступ к финансовым документам, за сохранность которых по закону несут ответственность руководитель и бухгалтер организации, а их в это время в офисе нет.
  5. Прокурор хочет опросить сотрудников организации.
  6. Совет : перед дачей объяснений обязательно проконсультируйтесь с адвокатом или юристом, лучше объяснения давать в его присутствии.
  7. Прокурор в ходе опроса задает вопросы, не относящиеся к предмету проверки.
  8. Совет : обязательно составить список передаваемых документов и передать их под роспись.
  9. Прокурор требует предоставить ему копии документов в короткий неисполнимый срок (принести документы в прокуратуру или подготовить их к его приезду).

Прокурор обязан предъявить удостоверение и предъявить решение о проведение проверки. Свяжитесь с юристом либо адвокатом и пригласите его для участия в процедуре проверки. Обеспечьте видео- или аудиозапись процесса проверки в своем офисе. Вариант 1: предоставить эти документы и в последующем обжаловать эти действия вышестоящему прокурору или в суд.

  1. Вариант 2: отказать в предоставлении этих документов.
  2. После возбуждения дела об административном правонарушении (неисполнение законных требований прокурора) доказывать незаконность этих требований.
  3. Совет: ни в коем случае насильственно не препятствовать получению документов прокурором, т.к.
  4. Это может вылиться в возбуждение уголовного дела.

Вариант 1: предоставить эти документы, а потом думать о необходимости обжалования этого требования в суде. Вариант 2: отказать и потребовать конкретизировать список запрашиваемых документов. Требования представителя власти должны быть понятны и исполнимы.

В этом случае отказ с указанием причин оформить письменно и направить в прокуратуру, указав, что после конкретизации перечня документы будут предоставлены. Вариант 1: отказать в предоставлении документов, объяснив причину, взять обязательство предоставить эти документы после возвращения указанных лиц.

Отказ лучше оформить письменно и вручить прокурору под роспись либо иным способом, позволяющим отследить получение прокурором этого документа. Это позволит избежать административной ответственности за неисполнение требований прокурора, так как в данном случае отсутствует вина (непредставление документов связано не с вашими действиями, а с объективными причинами) Вариант 2: предоставить эти документы, с последующим обжалованием этих действий в суде.

Вариант 1: хотеть не вредно, но статью 51 Конституции РФ пока никто не отменял («Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников») Вариант 2: дать объяснения. Вариант 1: отвечать на них. Вариант 2: отказаться отвечать на них, обязательно письменно отразив в этой части свои замечания в опросном листе.

Прокурор хочет забрать оригиналы документов из офиса. Совет : предоставить документы, которые успели фактически приготовить, в остальной части письменно уведомить об объективных причинах невозможности исполнить требование прокурора в полном объеме, указав срок, в который вы сможете уложиться.

  • Прокурор требует предоставить ему доступ к компьютерным базам.
  • Прокурор, получив документы и обследовав помещение, исчез на месяц.
  • Вы получили от прокурора представление, предостережение.

Вариант 1: предоставить такой доступ. Вариант 2: отказать, указав, что такие полномочия ст.22 ФЗ РФ «О прокуратуре РФ» не предусмотрены. Прокурор вправе требовать материалы и документы. Документы на электронных носителях могут быть распечатаны и переданы на бумажном носителе.

  1. Вариант 1: ждать, когда он вам соизволит сообщить о результатах.
  2. Вариант 2: обратиться письменно со ссылкой на Постановление КС РФ и на законно Прокуратуре в прокуратуру с ходатайством об ознакомлении с материалами проверки и ее результатами.
  3. Вариант 1: если вы согласны с тем, что действительно в вашей работе были нарушения, необходимо устранить их и в месячный срок сообщить прокурору о результатах.

Вариант 2: если вы не согласны с актом прокурорского реагирования, необходимо обжаловать его в суд. Здесь необходимо иметь в виду, что действия и решения прокурора по такой проверке оспариваются в порядке административного судопроизводства, такое заявление должно быть подано в течение 3-х месяцев с момента совершения действия или получения решения прокурора.

  • Внесудебный порядок обжалования действий и решений нижестоящих прокуроров неэффективен, ожидая реакции вышестоящего прокурора, можно пропустить срок судебного обжалования. Часть 3,
  • Если Вас позвали в прокуратуру для дачи объяснений, что делать? В первую очередь, следует отметить, что вызов для беседы должен быть документально оформлен: либо повесткой, либо требованием о явке Вас или представителя организации в тексте поступившего письменного запроса.

Устные приглашения явиться в прокуратуру не являются основанием для дачи объяснений по поставленным вопросам. Помните, что вы можете отказаться от дачи объяснений. Что нужно помнить во время беседы или дачи объяснений? 1. Если сотрудниками прокуратуры задаются общие (не конкретные вопросы), необходимо попросить разъяснить их.2.

В ходе беседы (опроса, допроса) предоставлять информацию только в рамках заданного вопроса. Ни в коем случае не стоит «додумывать» предоставляемую информацию. В случае отсутствия уверенности в объективности и достоверности предоставляемой информации, либо при просьбе о предоставлении информации, которой опрашиваемый не может обладать в силу своих функциональных обязанностей, отказываться от предоставления данной информации, обоснованно аргументируя свой отказ.3.

Не торопитесь отвечать. Некоторые следователи/специалисты специально применяют прием «ускорения» беседы. На вопросы вы имеете полное право отвечать –, «Не могу точно сказать», «Не помню» и т.д 4. При опросе в прокуратуре часто формируют свои вопросы так: «установлено, что», «всем известно, что вы», «каждому понятно», «доказано, что».

  1. Не следует воспринимать это как действительность т.к.
  2. Это данные обороты направлены на получение «нужных» ответов.5.
  3. Прокурор может говорить о том, что кто-то дал какие-либо пояснения.
  4. Например: «Директор филиала предоставил», «Начальник отделения сказал», «Иванов пояснил.».
  5. Необходимо попросить данные документы, прочитать их.

Всегда должны быть конкретные вопросы. Иначе могут предоставлять только ту часть информации, которая выгодна только прокуратуре.6. Часто вопросы могут формироваться «или-или», не забывайте, что может быть и третий вариант ответа.7. Прокурор может спрашивать «Было ли это известно начальнику, директору, Иванову.» Фраза строится так, как-будто один человек наверняка знает, что думает другой.

  • Не стоит додумывать ответы.8.
  • Прокуроры часто используют трюизмы.
  • Трюизм – это самое очевидное утверждение, используются для того, чтобы вызвать «да»-реакцию.
  • Например: «Вы сидите тут у меня в кабинете, я пишу протокол объяснений, а вы должны давать пояснения».
  • Вроде всё правильно, дело происходит в кабинете – да, прокурор сидит с протоколом, заполняет – да, а вот с обязанностью давать пояснения или объяснения неочевидно, но после двух «да», как-то логичным кажется и третье утверждение, хотя оно не имеет ни какого отношения к первым двум.

Следует обращать на это внимание.9. В случае, возникновения сомнений в правомерности действий сотрудников прокуратур, в частности, при попытках оказания давления, необходимо помнить о том, что, согласно положениям ст.51 Конституции РФ, гражданину предоставлено право не свидетельствовать против себя, супруга (супруги) и близких родственников.

При ухудшении самочувствия в ходе опроса (допроса, объяснений, пояснений), вызванного изменением кровяного давления, сердечными и головными болями, которые могут привести к необъективному восприятию поставленных вопросов и формирования ответов на них, необходимо об этом заявлять с просьбой перенести беседу.

Ухудшение здоровья рекомендуется фиксировать в медицинских учреждениях (справкой или больничным листом).10. При составлении в ходе беседы (опроса, объяснений, пояснений) соответствующего протокола, необходимо внимательно ознакомится со сведениями, внесенными в него, прежде чем подписывать.

При несогласии с чем-либо в тексте протокола (в частности, при искажении информации), следует настоять на внесении в протокол замечаний, либо внести их собственноручно, и только после этого – подписать протокол.11. Необходимо воздерживаться от признания вины в чем-либо или обвинения какого-либо. Необходимо помнить, что факт виновности или невиновности устанавливает только суд, это не является прерогативой сотрудников прокуратуры или правоохранительных органов.12.

Не подписывайте протокол, если в нем имеются незаполненные графы или записи, противоречащие вашим словам. Надеемся, наша информация была полезной для Вас. Самое главное правило – это соблюдение норм действующего законодательства, и тогда никакие проверки Вам не будут страшны. С уважением, заместитель генерального директора ООО «Центр юридического сопровождения «Авега» Н.О. КУРБАТОВА Материал подготовлен с помощью СПС «Консультант Плюс».И.А.«Светич» Журнал «Нивы России» №8 (152), сентябрь 2017 Читать подробнее: Прокурорская проверка: что это такое и что с этим делать?

Сколько раз в год может проверять прокуратура?

Какие функции выполняет прокуратура? Какими полномочиями наделены прокуроры? Что надо знать о сроках предоставления документов и порядке проведения проверки? Часто прокурорская проверка становится полной неожиданностью для юридического лица либо индивидуального предпринимателя.

Рассмотрим, в каких случаях возможна такая проверка и какими нормами регулируется ее проведение. Проверки юридических лиц и предпринимателей контролирующими органами регламентированы Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (в ред.

от 03.07.2016; далее — Федеральный закон № 294-ФЗ). Данным законом предусмотрено проведение плановых (не чаще чем один раз в три года, если иное не предусмотрено ч.9 и 9.3 ст.9) и внеплановых проверок (в случаях, установленных ст.10 — например, при получении контролирующим органом информации из СМИ о факте причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера).

О проведении как плановых, так и внеплановых проверок прокуратура проинформирована всегда: Генеральная прокуратура РФ формирует ежегодный сводный план проведения плановых проверок и размещает его сайте, а внеплановые проверки инициирует в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям либо дает контролирующим органам разрешение на ее проведение (ч.7 ст.9, п.3 ч.2, 5, 7–10 ст.10 Федерального закона № 294-ФЗ).

Осталось выяснить, имеет ли прокуратура право самостоятельно осуществить проверку и по каким правилам она проводится.

Какие документы может запрашивать прокуратура?

В ходе проверки прокурор вправе запрашивать любую информацию, в том числе с персональными данными, а также любые документы (п.2.1 ст.4 Закона № 2202-1). То есть нет перечня документов, которые прокурор может запросить, а которого – не может.

Сколько этапов должна содержать прокурорская проверка?

Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet» №11/2020 ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОКУРОРСКОЙ ПРОВЕРКИ STAGES OF THE PROSECUTOR CHECK УДК 347.963 Иванцова Галина Анатольевна, научный руководитель, кандидат юридических наук, доцент, Башкирский государственный университет, г.

Стерлитамак Магомедова Зухра Тагировна, магистрант, Башкирский государственный университет, г. Стерлитамак Ivantsova G.A.G.A.Ivantsova@strbsu.ru Magomedova Z.T. Mzt6@list.ru Аннотация Анализ действующего законодательства и практики прокурорского надзора позволяет утверждать, что основным способом и одновременно формой прокурорского надзора является прокурорская проверка.

Залогом проведения высококачественных проверок исполнения законов служит тщательная подготовка к ней прокуроров. Этапы проведения проверки обуславливаются тематикой, целями и задачами, объектом и предметом прокурорской проверки. В статье содержится понятие и виды этапов прокурорской проверки, а также дается краткий обзор на каждый этап.

Annotation Analysis of the current legislation and practice of Prosecutor’s supervision suggests that the main method and form of Prosecutor’s supervision is the Prosecutor’s check. The key to conducting high-quality checks on the implementation of laws is the thorough preparation of prosecutors for it.

The subject, goals and objectives, object and subject of the Prosecutor’s audit, determines the stages of the audit. The article contains the concept and types of stages of Prosecutor’s verification, as well as a brief overview of each stage. Ключевые слова: прокурор, проверка, этап, стадия, акт прокурорской проверки.

Keywords: prosecutor, check, stage, stage, act of prosecutor’s check. Проведение прокурором проверок является основным способом выявления нарушений действующего законодательства. На основании информации, например, обращения должностных лиц, граждан, органы прокуратуры проводят прокурорскую проверку, направленную на защиту прав и свобод человека, интересов общества и государства.

Проверка осуществляется в пределах закона, всегда носит правовой характер, состоит из определенного комплекса действий по подготовке, проведению и завершению проверки, В некоторых источниках процедуру прокурорской проверки делят на этапы (периоды): подготовительный, основной этап проверки, заключительный,

Данное деление необходимо как рекомендация для совершения всех подготовительных действий, эффективной работы во время проведения проверки и принятия верного решения в заключении. Этапы проведения проверки обуславливаются тематикой, целями и задачами, объектом и предметом прокурорской проверки. Первым этапом является этап подготовки.

На данном этапе должны быть совершены определенные действия. Прокурором перед началом проведения проверки должны быть изучены и проанализированы имеющиеся и соответствующие законы и правовые акты, исполнение которых и будет проверяться прокуратурой. Прокурор должен выяснить, какие положения законы носят рекомендательный, а какие обязывающий характер,

Прокурор должен изучить документы, которые поясняют и раскрывают вид и суть деятельности проверяемого объекта, которые подтверждают правовой статус данного объекта. Прокурор должен выявить наличие или отсутствие жалоб, обращений, заявлений граждан, должностных лиц, тем самым определив состояние законности на объекте.

Также прокурору необходимо выяснить, проводились ли на данном объекте прокурорские проверки и если да, то каким был их результат. По теме проверки прокурор обязан изучить указания и приказы вышестоящего прокурора, проанализировать методические рекомендации, доклады, справки, обзоры.

Также прокурору желательно изучить и судебную практику, касающуюся предстоящей проверки, справки и документы вышестоящих прокуратур по данной тематике, На первом этапе прокурор также обязан определить место и время проведения проверки, круг лиц, которые будут привлечены к предстоящим действиям и составить план проверки,

Работникам прокуратуры, осуществляющим надзор на конкретном участке, прежде всего необходимо знать, где именно они могут получить необходимую информацию. На основании анализа этой информации прокурор, во-первых, составляет предварительный перечень вопросов, которые необходимо выяснить в ходе проверки, а во-вторых, определяет, какую еще дополнительную информацию необходимо получить до начала проверки.

Читайте также:  Кто Может Снять С Должности Судью?

Выбор объектов проверки зависит от целей проверки и от того, какие органы власти, контролирующие органы, иные лица (предприятия, учреждения, субъекты предпринимательской деятельности) осуществляют деятельность на поднадзорной территории. На втором этапе — основном — прокурор должен изучить документы, которые разрешают проверяемому объекту его деятельность, например, лицензии, ввод в эксплуатацию и работу; подтверждают правовой статус объекта, например, уставы, приказы.

Также прокурор должен ознакомиться с организационно-распорядительными документами, например, с инструкциями, правилами; переписками, отчетными материалами, которые касаются вышестоящих организаций, контролирующих должностных лиц и органов; материалами ранее проведенных проверок; статистические учетные данные проверяемого объекта,

Каждый из органов контроля наделен компетенцией и полномочиями, которые надлежит учитывать при проведении проверок. Знание прокурором того, в каких органах власти, органах местного самоуправления, учреждениях и организациях он сможет получить определенную информацию, способствует осуществлению результативной проверки.

Характер и объем информации определяются компетенцией органа, которая установлена федеральными законами, подзаконными актами и положениями об этих органах. Последним заключительным этапом является этап принятия решения, составление справки или акта прокурорской проверки, в которой описываются состояние законности на объекте, выявленные прокурором нарушения, причины и условия данных нарушений, определяются лица, которые ответственны за данные ситуации.

  • Справка или акт должны включать в себя период, предмет и объект проверки, основания ее проведения, объем исполненных работ, выявленные нарушения, список лиц, причастных к данным деяниям и заключительные выводы проверки.
  • Прокурор по завершении проверки обязан ознакомить руководителя проверяемого объекта, лиц, которые ответственны за нарушения законов, с актом или справкой проверки,

Прокурор не имеет право отклонять без рассмотрения письменные возражения на содержание справки. Заключительный этап проверки зависит от результата. Прокурор должен произвести анализ и оценку полученных материалов и документов. В случае необходимости он имеет право привлечь иных лиц, например, прокуроров, смежных направлений надзора.

Прокурор может провести и оперативное совещание либо в прокуратуре, либо на объекте проверки. Особое внимание при оценке и анализа прокурор должен обратить на причины и условия нарушений закона, установить, как данные нарушений устранить, и какие профилактические меры принять, Некоторые ученые выделяют и четвертый этап прокурорской проверки -контроль за исполнением принятых мер по устранению нарушений, за привлечением к ответственности виновного лица.

Это полномочие прокурор может проводить инициативно, без повода, сплошным методом. Необходимо отметить, что данные этапы применимы и к надзорным проверкам, и к проверочным действиям прокурора, которые исполняются в ненадзорных направлениях деятельности.

  • Литература 1.
  • Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.
  • С изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования от 1 июля 2020 года (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г.

№ 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 05 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ, от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ) // Российская газета.1993.25 декабря.2. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 г. № 2202-I (в ред.

  • От 26.07.2019 г.
  • 205-ФЗ) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации.20.02.1992.
  • 8, ст.366.3.
  • Методика и тактика проведения прокурорской проверки: учебное пособие / под ред.О.Н.
  • Коршуновой.
  • СПб: Санкт-Петербургский юридический институт (филиал) Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, 2014.240 с.4.

Смирнов А.Ф. К вопросу о методике и тактике прокурорской проверке // Вестник университет им.О.Е. Кутафина, 2019. № 8.С.26-39. Literature 1. The Constitution of the Russian Federation: adopted by popular vote December 12, 1993 with amendments approved in a nationwide vote on July 1, 2020 (amended Laws of the Russian Federation on amendments to the Constitution of the Russian Federation of 30 December 2008 № 6-FKZ dated 30 December 2008 No.7-FKZ, dated 05 February 2014 № 2-FCL from July 21, 2014 No.11-FKZ, dated March 14, 2020 No.1-FKZ) // Russian newspaper.1993.

  • December 25.2.
  • Federal law No.2202-I of 17.01.1992 «On the Prosecutor’s office of the Russian Federation» (as amended No.205-FZ of 26.07.2019) // Vedomosti of the Congress of people’s deputies of the Russian Federation and the Supreme Council of the Russian Federation.20.02.1992.
  • No.8, аrticle 366.3.
  • Methods and tactics of conducting a Prosecutor’s check: textbook / ed.

by O.N. Korshunova. Saint Petersburg: Saint Petersburg law Institute (branch) Academy of the Prosecutor General’s office of the Russian Federation, 2014.240 p.4. Smirnov A.F. On the issue of methods and tactics of Prosecutor’s verification // Bulletin of the Kutafin University.2019.

Какие меры прокурорского реагирования?

Прокурорский надзор в России — Прокурорский надзор — это самостоятельный, специфический вид государственной деятельности. В соответствии с разделом 3 Федерального закона РФ «О прокуратуре Российской Федерации» выделяют следующие отрасли прокурорского надзора :

  • надзор за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов, осуществляемый органами прокуратуры;
  • надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами государственной власти и местного самоуправления, руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;
  • надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие ;
  • надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

Помимо осуществления вышеприведенных надзорных полномочий, прокурор участвует в рассмотрении дел судами в случаях, предусмотренных действующим процессуальным законодательством Российской Федерации (ст.37 УПК РФ, ст.45 ГПК РФ, ст.25.11 КоАП РФ ), рассматривает и разрешает жалобы и обращения граждан.

  1. В случае выявления нарушений закона прокурором принимаются соответствующие меры прокурорского реагирования — протест, представление, предостережение, постановление.
  2. Кроме того, прокурор вправе обратиться с исковым заявлением в суд с целью защиты прав как неопределенного круга лиц, так и конкретного гражданина, который по тем или иным причинам не может самостоятельно защитить свои права.

Извинение реабилитированному лицу за причиненный ему вред приносится прокурором, непосредственно надзирающим за уголовным делом, к примеру, на этом основании, Генеральная прокуратура России отказалась извиняться перед журналистом Голуновым, ссылаясь на соответствующее положение УПК, перепоручив извиняться нижестоящей инстанции, которой в деле журналиста являлась Прокуратура Москвы, в результате, извинялся окружной прокурор,

Что может прокуратура?

Извлечения из текста Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» (статьи 1–10, 35–39)

  • от 17 января 1992 года № 2202–1
  • РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
  • ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
  • О ПРОКУРАТУРЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(в ред. Федерального закона от 28.11.2015 № 354-ФЗ, с изм., внесенными Постановлениями Конституционного Суда РФ от 18.02.2000 № 3-П, от 11.04.2000 № 6-П, Федеральными законами от 27.12.2000 № 150-ФЗ, от 30.12.2001 № 194-ФЗ, Постановлениями Конституционного Суда РФ от 17.07.2002 № 13-П, от 18.07.2003 № 13-П, от 17.02.2015 № 2-П) Раздел I.

  • ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1.
  • Прокуратура Российской Федерации 1.
  • Прокуратура Российской Федерации — единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 10.02.1999 № 31-ФЗ)

  1. Прокуратура Российской Федерации выполняет и иные функции, установленные федеральными законами.
  2. 2. В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет:
  3. надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

(в ред. Федеральных законов от 10.02.1999 № 31-ФЗ, от 01.07.2010 № 132-ФЗ, от 22.12.2014 № 427-ФЗ) надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; (в ред.

  • надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;
  • уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;
  • координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;
  • возбуждение дел об административных правонарушениях и проведение административного расследования в соответствии с полномочиями, установленными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и другими федеральными законами.

(абзац введен Федеральным законом от 21.11.2011 № 329-ФЗ) 3. Прокуроры в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации участвуют в рассмотрении дел судами, арбитражными судами (далее — суды), опротестовывают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов.

  1. Статья 2. Международное сотрудничество
  2. Генеральная прокуратура Российской Федерации в пределах своей компетенции осуществляет прямые связи с соответствующими органами других государств и международными организациями, сотрудничает с ними, заключает соглашения по вопросам правовой помощи и борьбы с преступностью, участвует в разработке международных договоров Российской Федерации.
  3. Статья 3. Правовые основы деятельности прокуратуры Российской Федерации
  4. Организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации и полномочия прокуроров определяются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, международными договорами Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 05.06.2007 № 87-ФЗ, от 28.12.2010 № 404-ФЗ) На прокуратуру Российской Федерации не может быть возложено выполнение функций, не предусмотренных федеральными законами. Статья 4. Принципы организации и деятельности прокуратуры Российской Федерации 1.

  • 2. Органы прокуратуры:
  • осуществляют полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и в строгом соответствии с действующими на территории Российской Федерации законами;
  • действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об охране прав и свобод граждан, а также законодательства Российской Федерации о государственной и иной специально охраняемой законом тайне;
  • информируют федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также население о состоянии законности.

2.1. Органы прокуратуры в связи с осуществлением ими в соответствии с настоящим Федеральным законом прокурорского надзора вправе получать в установленных законодательством Российской Федерации случаях доступ к необходимой им для осуществления прокурорского надзора информации, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами, в том числе осуществлять обработку персональных данных.

  1. П.2.1 введен Федеральным законом от 23.07.2013 № 205-ФЗ) 3.
  2. Прокуроры не могут быть членами выборных и иных органов, образуемых органами государственной власти и органами местного самоуправления.
  3. П.3 в ред.
  4. Федерального закона от 28.12.2010 № 404-ФЗ) 4.
  5. Прокурорские работники не могут являться членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности.

Создание и деятельность общественных объединений, преследующих политические цели, и их организаций в органах и организациях прокуратуры не допускаются. Прокуроры в своей служебной деятельности не связаны решениями общественных объединений. (в ред. Федеральных законов от 28.12.2010 № 404-ФЗ, от 21.07.2014 № 233-ФЗ) 5.

  • Прокурорские работники не вправе совмещать свою основную деятельность с иной оплачиваемой или безвозмездной деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности.
  • При этом педагогическая, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

Прокурорские работники не вправе входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

  • В ред. Федеральных законов от 02.03.2007 № 24-ФЗ, от 02.07.2013 № 185-ФЗ) Статья 5.
  • Недопустимость вмешательства в осуществление прокурорского надзора 1.
  • Воздействие в какой‑либо форме федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, средств массовой информации, их представителей, а также должностных лиц на прокурора с целью повлиять на принимаемое им решение или воспрепятствование в какой‑либо форме его деятельности влечет за собой установленную законом ответственность.

(в ред. Федерального закона от 28.12.2010 № 404-ФЗ) 2. Прокурор не обязан давать каких‑либо объяснений по существу находящихся в его производстве дел и материалов, а также предоставлять их кому бы то ни было для ознакомления иначе как в случаях и порядке, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи.

  1. В ред. Федеральных законов от 28.12.2010 № 404-ФЗ, от 02.07.2013 № 156-ФЗ) 3.
  2. Никто не вправе без разрешения прокурора разглашать материалы проверок, проводимых органами прокуратуры, до их завершения. (в ред.
  3. Федеральных законов от 05.06.2007 № 87-ФЗ, от 28.12.2010 № 404-ФЗ) 4.
  4. Ознакомление гражданина с материалами проверки осуществляется по решению прокурора, в производстве которого находятся соответствующие материалы, либо вышестоящего прокурора, принятому по результатам рассмотрения обращения гражданина, если материалы непосредственно затрагивают его права и свободы.

Не могут быть предоставлены гражданину для ознакомления документы, имеющиеся в материалах проверки и содержащие сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну. Решение об ознакомлении гражданина с материалами проверки либо мотивированное решение об отказе в ознакомлении с материалами проверки принимается в десятидневный срок со дня подачи обращения гражданина.

В случае принятия решения об отказе в ознакомлении с материалами проверки гражданину разъясняется право обжаловать принятое решение вышестоящему прокурору и (или) в суд. (п.4 введен Федеральным законом от 02.07.2013 № 156-ФЗ) Статья 6. Обязательность исполнения требований прокурора 1. Требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 настоящего Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

(в ред. Федерального закона от 17.07.2009 № 171-ФЗ) 2. Статистическая и иная информация, справки, документы и их копии, необходимые при осуществлении возложенных на органы прокуратуры функций, представляются по требованию прокурора безвозмездно. (в ред.

  • Федерального закона от 28.12.2010 № 404-ФЗ) 3.
  • Неисполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, а также уклонение от явки по его вызову влечет за собой установленную законом ответственность.
  • П.3 в ред.
  • Федерального закона от 28.12.2010 № 404-ФЗ) Статья 7.
  • Участие прокуроров в заседаниях федеральных органов законодательной и исполнительной власти, представительных (законодательных) и исполнительных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления 1.
Читайте также:  Сколько По Времени Может Длиться Гражданский Суд?

Генеральный прокурор Российской Федерации, его заместители и по их поручению другие прокуроры вправе присутствовать на заседаниях палат Федерального Собрания Российской Федерации, их комитетов и комиссий, Правительства Российской Федерации, представительных (законодательных) и исполнительных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.2.

Прокурор субъекта Российской Федерации, города, района, приравненные к ним прокуроры, их заместители и по их поручению другие прокуроры вправе присутствовать на заседаниях представительных (законодательных) и исполнительных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления соответствующего и нижестоящего уровней.3.

Прокурор, его заместитель, а также по их поручению другие прокуроры вправе участвовать в рассмотрении внесенных ими представлений и протестов федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, коммерческими и некоммерческими организациями.

Статья 8. Координация деятельности по борьбе с преступностью 1. Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры координируют деятельность по борьбе с преступностью органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органов таможенной службы и других правоохранительных органов.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2003 № 86-ФЗ) 2. В целях обеспечения координации деятельности органов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, прокурор созывает координационные совещания, организует рабочие группы, истребует статистическую и другую необходимую информацию, осуществляет иные полномочия в соответствии с Положением о координации деятельности по борьбе с преступностью, утверждаемым Президентом Российской Федерации.

Статья 9. Участие в правотворческой деятельности Прокурор при установлении в ходе осуществления своих полномочий необходимости совершенствования действующих нормативных правовых актов вправе вносить в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, соответствующего и нижестоящего уровней предложения об изменении, о дополнении, об отмене или о принятии законов и иных нормативных правовых актов.

Статья 9.1. Проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (введена Федеральным законом от 17.07.2009 № 171-ФЗ) 1. Прокурор в ходе осуществления своих полномочий в установленном Генеральной прокуратурой Российской Федерации порядке и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации, проводит антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов и организаций, органов местного самоуправления, их должностных лиц.2.

При выявлении в нормативном правовом акте коррупциогенных факторов прокурор вносит в орган, организацию или должностному лицу, которые издали этот акт, требование об изменении нормативного правового акта с предложением способа устранения выявленных коррупциогенных факторов либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.

Требование об изменении нормативного правового акта может быть отозвано прокурором до его рассмотрения соответствующими органом, организацией или должностным лицом.3. Требование прокурора об изменении нормативного правового акта подлежит обязательному рассмотрению соответствующими органом, организацией или должностным лицом не позднее чем в десятидневный срок со дня поступления требования.

  1. О результатах рассмотрения требования об изменении нормативного правового акта незамедлительно сообщается прокурору, внесшему требование.
  2. Требование прокурора об изменении нормативного правового акта может быть обжаловано в установленном порядке.
  3. Статья 10. Рассмотрение и разрешение в органах прокуратуры заявлений, жалоб и иных обращений

1. В органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд. Решение по жалобе на приговор, решение, определение и постановление суда может быть обжаловано только вышестоящему прокурору.2.

  • Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством.3.
  • Ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным.
  • Если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом.4.

Прокурор в установленном законом порядке принимает меры по привлечению к ответственности лиц, совершивших правонарушения.5. Запрещается пересылка жалобы в орган или должностному лицу, решения либо действия которых обжалуются. Статья 35. Участие прокурора в рассмотрении дел судами 1.

  1. Прокурор участвует в рассмотрении дел судами в случаях, предусмотренных процессуальным законодательством Российской Федерации и другими федеральными законами.2.
  2. Осуществляя уголовное преследование в суде, прокурор выступает в качестве государственного обвинителя.3.
  3. Прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.4.

Полномочия прокурора, участвующего в судебном рассмотрении дел, определяются процессуальным законодательством Российской Федерации.5. Генеральный прокурор Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации принимает участие в заседаниях Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.6.

Генеральный прокурор Российской Федерации вправе обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации по вопросу нарушения конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле. Статья 36. Опротестование судебных решений 1. Прокурор или его заместитель в пределах своей компетенции приносит в вышестоящий суд кассационный или частный протест либо протест в порядке надзора, а в арбитражный суд — апелляционную или кассационную жалобу либо протест в порядке надзора на незаконное или необоснованное решение, приговор, определение или постановление суда.

Помощник прокурора, прокурор управления, прокурор отдела могут приносить протест только по делу, в рассмотрении которого они участвовали. (п.1 в ред. Федерального закона от 10.02.1999 № 31-ФЗ) 2. Прокурор или его заместитель независимо от участия в судебном разбирательстве вправе в пределах своей компетенции истребовать из суда любое дело или категорию дел, по которым решение, приговор, определение или постановление вступили в законную силу.

  • Статья 37. Отзыв протеста
  • Протест на решение, приговор, определение или постановление суда до начала его рассмотрения судом может быть отозван прокурором, принесшим протест.
  • Статья 38. Приостановление исполнения судебного приговора
  • Принесение Генеральным прокурором Российской Федерации или его заместителем протеста на приговор, которым в качестве меры наказания назначена смертная казнь, приостанавливает его исполнение.
  • Статья 39. Представление о даче судам разъяснений
  • Генеральный прокурор Российской Федерации вправе обращаться в Пленум Верховного Суда Российской Федерации, Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации с представлениями о даче судам разъяснений по вопросам судебной практики по гражданским, арбитражным, уголовным, административным и иным делам.

Читать подробнее: Извлечения из текста Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» (статьи 1–10, 35–39)

Какой документ составляется прокурором по результатам проверки?

Меры (акты) реагирования по результатам прокурорской проверки По окончании проверки — независимо от того, выявились ли факты нарушения законов или нет, — прокуратура составляет акт проверки. Этот акт констатирует наличие или отсутствие нарушений законов в деятельности проверенного лица, в связи с возможностью которых осуществлялась прокурорская проверка ( абз.6 п.2 резолютивной части, абз.3 п.5.5 мотивировочной части постановления Конституционного Суда РФ от 17.02.2015 N 2-П, далее — Постановление N 2-П).

Отметим, что Закон о прокуратуре упоминает составление акта проверки лишь в том случае, если в ходе проверки не было выявлено нарушений ( п.14 ст.21 Закона о прокуратуре в ред. от 07.03.2017). Представляется, что это не отменяет обязанности прокуратуры составлять акт и в остальных случаях, поскольку на это указывает Постановление N 2-П ( абз.6 п.2 резолютивной части, абз.3 п.5.5 мотивировочной части).

После завершения проверки руководителю или уполномоченному представителю проверяемого лица предоставляется право ознакомления с актом проверки ( п.4 ст.5 Закона о прокуратуре, абз.3 п.5.5 мотивировочной части Постановления N 2-П). А если в ходе проверки нарушений не выявлено, то прокурор в течение десяти рабочих дней после завершения проверки дополнительно вышлет копию акта проверенному лицу ( п.14 ст.21 Закона о прокуратуре).

  • Форма акта проверки, в ходе которой не выявлено нарушений закона, установлена Генеральным прокурором РФ ( п.14 ст.21 Закона о прокуратуре, приложение 3 к приказу Генеральной прокуратуры РФ от 17.03.2017 г. N 172).
  • Как будет оформляться акт проверки, в ходе которой выявлены нарушения, пока непонятно.
  • Полагаем, что несоставление такого акта вообще противоречит положениям Закона о прокуратуре в том толковании, которое было дано Конституционным Судом РФ в абз.6 п.2 резолютивной части Постановления N 2-П) и которое является общеобязательным ( ч.5 ст.79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации», также см.

последний абзац п.2 резолютивной части Постановления N 2-П). Если проведенная проверка не выявила фактов нарушения закона и (или) прав человека, больше ничего особенного не происходит. При этом если проверка проводилась по заявлению о нарушениях, то заявителю сообщается о том, что оснований для принятия мер прокурорского реагирования не выявлено.

Этот ответ может быть обжалован по правилам главы 22 КАС РФ *(1) либо главы 24 АПК РФ (заявлением о признании незаконным бездействия прокурора, выразившегося в непринятии мер, предусмотренных Законом о прокуратуре, по результатам рассмотрения заявления) — см. постановление ФАС Поволжского округа от 07.07.2011 N Ф06-5099/11; решения Октябрьского районного суда г.

Белгорода Белгородской области от 06.08.2014 по делу N 2-3847/14, Электростальского городского суда Московской области от 28.08.2012 по делу N 2-1537/2012, Если в заявлении, послужившем поводом к проверке, указывалось на факт совершения административного правонарушения, то прокурор, как правило, выносит определение об отказе в возбуждении дела (решения Орловского областного суда от 12.12.2014 по делу N 21-137/2014, Нижегородского областного суда от 21.03.2013 ).

  • Однако он не обязан этого делать ( определение СК по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 05.06.2014 по делу N 33-7620/2014, решение Петродворцового районного суда Санкт-Петербурга от 15.03.2011 по делу N 2-388/11).
  • Если проведенная проверка обнаружила нарушения (уже совершенные или только наметившиеся), прокурор обязан принять соответствующие меры прокурорского реагирования, а именно: — возбудить производство об административном правонарушении ( абз.9 п.2 ст.1, п.2 ст.22, ст.25, п.3 ст.27 Закона о прокуратуре); — потребовать привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности ( п.2 ст.22, абз.4 п.1 ст.27 Закона о прокуратуре); — предостеречь о недопустимости нарушения закона ( п.2 ст.22, ст.25.1 Закона о прокуратуре); — внести представление об устранении нарушений закона ( п.3 ст.22, ст.ст.24, 28 Закона о прокуратуре); — принести протест на акт, противоречащий закону и (или) нарушающий права человека и гражданина, в орган или должностному лицу, которые издали этот акт ( абз.3 п.3 ст.22, ст.23, абз.1 ст.28 Закона о прокуратуре); — организовать уголовное преследование виновных лиц по правилам УПК РФ, если нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер преступления ( п.2 ст.27 Закона о прокуратуре).

Прокурор самостоятельно определяет, какую именно меру (комплекс мер) прокурорского реагирования необходимо применить в каждом конкретном случае. При этом прокурор выносит акт прокурорского реагирования — то есть издает документ, предусмотренный соответствующими статьями Закона о прокуратуре.

О форме и других требованиях к актам прокурорского реагирования и их видах см. ниже. Возбуждение дела об административном правонарушении Прокурор вправе самостоятельно вынести мотивированное постановление о возбуждении производства об административном правонарушении ( ст.25 Закона о прокуратуре, ст.ст.25.11, 28.4 КоАП РФ).

Это постановление прокурор пересылает в орган или должностному лицу, уполномоченному рассматривать данное дело по существу, в течение трех суток после составления ( ч.1 ст.28.8 КоАП РФ, а если санкция подразумевает административный арест или выдворение — немедленно ( ч.2 ст.28.8.

  1. КоАП РФ). Полученное от прокурора постановление рассматривается соответствующим органом в сроки, указанные в ст.29.8 КоАП РФ.
  2. Однако (только по делам о нарушении прав свобод человека и гражданина — см.п.3 ст.27 Закона о прокуратуре) прокурор может не возбуждать дело самостоятельно, а ограничиться незамедлительным сообщением о правонарушении и пересылкой материалов проверки в уполномоченный орган.

Эти материалы приобретают статус повода для возбуждения дел об административном правонарушении ( п.2 ч.1 ст.28.1 КоАП РФ) и подлежат обязательному рассмотрению должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях ( ч.2 ст.28.1 КоАП РФ).

В каком случае прокурор приносит протест?

Статья 23. Протест прокурора Подготовлена документа с изменениями, не вступившими в силу 1. Прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным Российской Федерации.

  1. В ред. Федерального от 10.02.1999 N 31-ФЗ) (см.
  2. Текст в предыдущей 2.
  3. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления — на ближайшем заседании.

При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.3. При рассмотрении протеста коллегиальным органом о дне заседания сообщается прокурору, принесшему протест.4.

Можно ли подать жалобу в прокуратуру?

С какими вопросами нужно обращаться в орган прокурорского надзора? — Согласно положениям ФЗ 2202-1, Прокуратура уполномочена осуществлять надзор за соблюдением положений Конституции РФ и прочих нормативно-правовых актов на территории страны. При этом она не заменяет других уполномоченных правоохранительных структур и не вмешивается в коммерческую детальность организаций.

  • Действия представителей власти, нарушающие нормы законодательства. В прокуратуру обращаются с вопросами, связанными с нарушением норм права правоохранительными органами, представителями местного самоуправления, судебными приставами. Решения судов в надзорном органе оспаривать нельзя – на это есть другие инстанции.
  • Нарушение трудовых прав граждан, допущенные работодателями.
  • Несоблюдение социальных прав и гарантий. В орган можно обратиться, если вам отказали в бюджетных выплатах: пенсиях, пособиях и т.д.
  • Нарушение трудовых прав граждан. Письмо будет рассмотрено при наличии объективных оснований: преклонный возраст заявителя, инвалидность и т.д.

По общему правилу обращения в прокуратуру через интернет, не соответствующие сфере ведения органа-получателя, в течение 7-ми дней перенаправляются в уполномоченную структуру. Об этом гражданина-адресанта уведомляют письменно. Важно! Выбрав не тот орган для подачи жалобы, вы автоматически затягиваете сроки рассмотрения вопроса.

Как можно ознакомиться с материалами прокурорской проверки?

Порядок ознакомления с материалами прокурорской проверки по обращению. — Рассмотрение обращений граждан в органах прокуратуры Ставропольского края осуществляется на основании положений Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и других федеральных законов, приказов и указаний Генерального прокурора Российской Федерации и прокурора Ставропольского края.

  • Данный порядок ознакомления с документами и материалами, касающиеся рассмотрения обращения, регламентирован п.4.15 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации (утвержденной приказом Генерального прокурора РФ от 30.01.2013 № 45).
  • Каждому гражданину либо его представителю по письменному заявлению предоставляется возможность знакомиться с документами и материалами, надзорными и наблюдательными производствами, имеющимися в органах прокуратуры и затрагивающими его права и свободы, если это не противоречит законным интересам других лиц.

Для ознакомления необходимо обратиться в прокуратуру с заявлением. В случае отсутствия возможности лично прибыть в прокуратуру ознакомится с материалами проверки, может представитель заявителя по доверенности. В 10-дневный срок со дня подачи заявления прокурором или заместителем, начальником управления (отдела) в прокуратуру принимается решение об ознакомлении с материалами проверки, либо мотивированный отказ в ознакомлении.

Заявитель (его представитель) может знакомится только с теми материалами и документами, которые непосредственно затрагивают его права и свободы, и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну. Кроме того, заявитель (его представитель) вправе снимать копии с названных документов и материалов с использованием собственных технических средств.

При отказе в ознакомлении гражданину разъясняется право обжаловать принятое решение вышестоящему прокурору и (или) в суд. Старший помощник прокурора края по рассмотрению обращений и приему граждан