В Каком Порядке Могут Быть Обжалованы Действия Государственного Инспектора Труда?

В Каком Порядке Могут Быть Обжалованы Действия Государственного Инспектора Труда
Другой комментарий к Ст.361 Трудового кодекса Российской Федерации — 1. Решения, принимаемые государственными инспекторами труда, могут быть обжалованы как в судебном порядке, так и в порядке подчиненности, за исключением решений главного государственного инспектора труда РФ, которые обжалуются исключительно в судебном порядке.

  1. Обжалование решения государственного инспектора труда в порядке подчиненности не препятствует одновременному обжалованию того же решения в судебном порядке.
  2. В порядке подчиненности решения государственного инспектора труда обжалуются конкретному руководителю инспектора труда, принявшего обжалуемое решение.

Например, решение государственного инспектора труда обжалуется главному государственному инспектору труда по соответствующему направлению (отрасли, группе отраслей). В свою очередь решение главного государственного инспектора труда по соответствующему направлению может быть обжаловано заместителю руководителя государственной инспекции труда — заместителю главного государственного инспектора труда в субъекте РФ.

Вместе с тем комментируемая статья допускает обжалование решения государственного инспектора труда в порядке подчиненности непосредственно главному государственному инспектору труда РФ.2. Трудовой кодекс не содержит ограничений по кругу лиц, имеющих право обжаловать решения государственных инспекторов труда.

Как правило, соответствующие решения обжалуются либо работодателем, действия которого признаны неправомерными, либо работником (его представителем), заявление которого, адресованное в органы федеральной инспекции труда, признано необоснованным. Однако отсутствуют правовые препятствия к обжалованию решений государственных инспекторов труда иными лицами, чьи права и свободы могут быть нарушены (ограничены) принятым решением (собственник имущества организации, профсоюз и т.п.).3.

Решения государственных инспекторов труда, принятые в рамках производства по делу об административном правонарушении в форме постановления по делу об административном правонарушении, обжалуются в порядке, установленном гл.30 КоАП РФ. Соответствующее решение может быть обжаловано работодателем, его законным представителем, лицом, представляющим работодателя, работником (потерпевшим), его представителем.

О понятии «лицо, представляющее работодателя» см. ст.20 ТК РФ и комментарий к ней. Представителем работника (потерпевшего) может выступать адвокат или любое лицо, полномочия которого удостоверяются доверенностью, оформленной в соответствии со ст. ст.185, 186 ГК РФ.

Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное государственным инспектором труда, обжалуется вышестоящему должностному лицу (конкретному руководителю инспектора труда, принявшего обжалуемое решение) либо в районный суд по месту рассмотрения дела. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Соответствующая жалоба подлежит рассмотрению в десятидневный срок со дня ее получения. О круге государственных инспекторов труда, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, см.п.5 комментария к ст.357 ТК РФ. Читать подробнее: Статья 361.

Что не имеет право делать государственный инспектор труда?

Статья 357 ТК РФ. Основные права государственных инспекторов труда

  • Государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право:
  • в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения контрольных (надзорных) мероприятий организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей — физических лиц;
  • запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, иных организаций и безвозмездно получать от них документы, включая материалы фотосъемки, аудио- и видеозаписи, информационные базы, банки данных и иные носители информации, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;
  • изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составлять соответствующий акт;
  • расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;
  • предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;

абзац утратил силу. — Федеральный закон от 09.05.2005 N 45-ФЗ;

  1. направлять в суды требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда;
  2. выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда;
  3. запрещать использование средств индивидуальной и коллективной защиты работников, если такие средства не соответствуют обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и государственным нормативным требованиям охраны труда;

абзацы одиннадцатый — двенадцатый утратили силу. — Федеральный закон от 30.06.2006 N 90-ФЗ;

  • составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
  • выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве;
  • предъявлять организации, проводящей специальную оценку условий труда, обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений требований законодательства о специальной оценке условий труда;

принимать решение о принудительном исполнении обязанности работодателя по выплате начисленных, но не выплаченных в установленный срок работнику заработной платы и (или) других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, в соответствии со статьей 360.1 настоящего Кодекса.

В случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению.

Данное предписание может быть обжаловано работодателем в суд в течение десяти дней со дня его получения работодателем или его представителем.1. Государственные инспекторы труда (правовые, по охране труда) реализуют предоставленные им права в пределах компетенции соответствующего органа федеральной инспекции труда.

Комментируемая статья закрепляет основные права государственных инспекторов труда, позволяющие выявлять факты нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, работодателями и их представителями и фиксировать обстоятельства, способствующие правонарушениям.

Государственные инспекторы труда могут в любое время суток беспрепятственно посещать инспектируемые организации всех организационно-правовых форм и форм собственности. При этом на них распространяется право пропускного режима там, где оно установлено.

  1. Чтобы пройти на территорию проверяемой организации, государственный инспектор труда предъявляет служебное удостоверение установленного образца.
  2. Для получения необходимой информации государственный инспектор труда может на месте знакомиться с документами и материалами.
  3. Работодатели и их представители не вправе уклониться от предоставления документов, в т.ч.

под каким-либо предлогом, включая мотивы содержания в таких документах коммерческой или государственной тайны.

  1. Работа с документами, содержащими коммерческую или государственную тайну, осуществляется в особом порядке.
  2. Право относить те или иные сведения к информации, составляющей коммерческую тайну, и определять перечень и состав такой информации принадлежит ее обладателю с учетом положений Закона о коммерческой тайне.
  3. Коммерческой тайной не считаются сведения:

— о численности и составе работников, системе оплаты труда, условиях труда, в т.ч. об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости и наличии свободных рабочих мест;

  • — задолженности работодателей по выплате заработной платы и иным социальным выплатам;
  • — нарушениях законодательства РФ и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений;
  • — численности и об оплате труда работников некоммерческих организаций и использовании в деятельности таких организаций безвозмездного труда граждан.
  • Закон о коммерческой тайне предоставляет обладателю информации, составляющей такую тайну, право:
  • — устанавливать, изменять и отменять в письменной форме режим коммерческой тайны;
  • — разрешать или запрещать доступ к информации, составляющей коммерческую тайну;
  • — определять порядок и условия доступа к этой информации;
  • — требовать от государственных органов, которым предоставлена информация, составляющая коммерческую тайну, соблюдения обязанностей по охране ее конфиденциальности.

Государственные инспекторы труда не имеют право без согласия обладателя информации разглашать или передавать другим лицам, органам государственной власти, иным государственным органам, органам местного самоуправления коммерческую тайну, ставшую известной им в силу выполнения должностных (служебных) обязанностей, за исключением специально предусмотренных случаев, а также не вправе использовать такую информацию в корыстных или иных личных целях.

За нарушение конфиденциальности информации они несут ответственность по законодательству РФ. Указом Президента РФ от 30.11.1995 N 1203 утвержден Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне. Законом о государственной тайне определяется порядок доступа к этим сведениям. В соответствии со ст.25 Закона на руководителя соответствующего органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации, а также их структурные подразделения по защите государственной тайны возлагается организация доступа государственного инспектора труда к сведениям, составляющим государственную тайну.

Порядок доступа государственного инспектора труда к этим сведениям устанавливается нормативными документами, утверждаемыми Правительством РФ. Руководители органов государственной власти, предприятий, учреждений, организаций должны создавать для государственного инспектора труда условия, при которых он знакомится только со сведениями, составляющими государственную тайну, и только в тех объемах, которые необходимы ему для выполнения должностных (функциональных) обязанностей.

  • Инспектор вправе знакомиться со всеми документами, которые могут содержать информацию о нарушении трудовых прав работников.
  • В их число входят: приказы и распоряжения, статистическая отчетность, акты проверок работы подведомственных организаций, материалы о вскрытых контролирующими органами нарушениях законов и их причинах, письма, жалобы и предложения граждан по вопросам, относящимся к компетенции проверяемого органа, и др.

При необходимости государственный инспектор труда может обратиться с просьбой об изготовлении для него копий отдельных документов.2. Для обеспечения наиболее полной проверки государственные инспекторы труда направляют соответствующие письма (запросы) с конкретным указанием необходимых для представления материалов.

  1. Отказ работодателей (их представителей) предоставить необходимую информацию на том основании, что она не может быть безвозмездной, не допускается.
  2. Государственный инспектор труда должен использовать все имеющиеся в его распоряжении средства воздействия на лиц, которые нарушают правила комментируемой статьи о безвозмездности предоставления ему необходимой информации.3.

Статья 12 Конвенции МОТ N 81 «Об инспекции труда в промышленности и торговле» предусматривает: государственные инспекторы труда имеют право изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составлением соответствующего акта.4.

Реагируя на выявленные в ходе проверки нарушения, государственный инспектор труда предписывает устранить вскрытые правонарушения, их причины и способствующие им условия. Это предписание прилагается к акту проверки, который составляется в двух экземплярах. Один экземпляр акта проверки с копией предписания вручается работодателю (или его представителю) под расписку либо направляется по почте с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле проверяющего органа федеральной инспекции труда.

Изложенные в предписании рекомендации должны иметь правовую направленность и не могут касаться оперативно-хозяйственной деятельности проверяемой организации. Все предложения об устранении факторов экономического, организационно-управленческого, технического, санитарно-гигиенического, медицинского характера, способствовавших правонарушениям в сфере труда, должны быть основаны на заключениях специалистов, материалах проверок и ревизий.

  1. В предписании допустима постановка вопроса о необходимости привлечения руководителей и иных должностных лиц организации к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от работы в установленном порядке (см.
  2. Ст.76 ТК).
  3. Статьей 212 ТК на работодателя возлагается обязанность выполнять предписания государственных инспекторов труда.5.

При проведении проверки может быть установлено, что деятельность юридического лица, его филиала, представительства, структурного подразделения, индивидуального предпринимателя, эксплуатация ими зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств, производимые и реализуемые ими товары (выполняемые работы, предоставляемые услуги) представляют непосредственную угрозу причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера или такой вред причинен.

В подобных случаях государственный инспектор труда обязан незамедлительно принять меры, с тем чтобы не допустить причинения вреда или прекратить его причинение вплоть до временного запрета деятельности юридического лица, его филиала, представительства, структурного подразделения, индивидуального предпринимателя в порядке, установленном КоАП РФ, отзыва продукции, представляющей опасность для жизни, здоровья граждан и для окружающей среды, из оборота и довести до сведения граждан, а также других юридических лиц, индивидуальных предпринимателей любым доступным способом информацию о наличии угрозы причинения вреда и способах его предотвращения (ч.2 ст.17 Закона о защите прав юридических лиц и предпринимателей).6.

Работодатель обязан отстранять от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучения и проверки знаний и навыков в области охраны труда (ст.76 ТК). На всех работников организаций, включая руководителей, возложена обязанность проходить обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труд в порядке, определяемом Правительством РФ (ст.225 ТК).7.

В силу ст.212 ТК обязанностью работодателя является применение сертифицированных средств индивидуальной и коллективной защиты. Государственным инспекторам труда предоставлено право запрещать использование не имеющих сертификатов соответствия или не соответствующих государственным нормативным требованиям охраны труда (в т.ч.

требованиям технических регламентов) средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

  1. 8. Помимо прочего, государственные инспекторы труда вправе:
  2. — составлять протоколы и рассматривать дела о нарушении руководителями и другими должностными лицами трудового законодательства, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Административная ответственность указанных лиц выражается в наложении денежного штрафа в размерах, установленных КоАП РФ;
  3. — направлять в правоохранительные органы материалы о привлечении работодателя и его представителей к уголовной ответственности, если их действия содержат признаки деяния, наказуемого в уголовном порядке;
  4. — предъявлять в суд иски о защите трудовых прав работников;
  5. — выступать в суде в качестве экспертов по искам о возмещении вреда, причиненного здоровью работников, и др.

Если в государственную инспекцию труда обратится профсоюзный орган или сам работник либо иной гражданин, защищающий интересы и права работника, по вопросу, который передан соответствующему органу по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (кроме исков, принятых судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда (если он выявит очевидное нарушение трудового законодательства) вправе выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению.

Какие полномочия государственного инспектора труда?

Государственный инспектор труда – это должностное лицо Федеральной инспекции труда, наделенное полномочиями по осуществлению надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Основные полномочия государственных инспекторов труда и порядок осуществления их надзорно-контрольной деятельности закреплены в Трудовом кодексе РФ и Положении о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденном постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 N 875.

Читайте также:  Что Не Имеет Права Делать Государственный Инспектор Труда?

Государственные инспекторы труда при осуществлении государственного надзора имеют право:

  • в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений уста­новленного образца посещать в целях проведения проверки организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей – физических лиц;
  • запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;
  • изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составлять соответствующий акт;
  • расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;
  • предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в уста­новленном порядке;
  • направлять в суды при наличии заключений государственной экспертизы условий труда требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда;
  • выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж но охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда;
  • запрещать использование средств индивидуальной и коллективной защиты работников, если такие средства не соответствуют обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и государственным нормативным требованиям охраны труда;
  • составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
  • выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о возмещении вреда, причинен­ного здоровью работников на производстве;
  • предъявлять организации, проводящей специальную оценку условий труда, обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений требований законодательства о специальной оценке условий труда;
  • принимать решение о принудительном исполнении обязанности работодателя по выплате начисленных, но не выплаченных в установленный срок работнику заработной платы и (или) других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений.

В случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению.

  • соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы работодателей – физических лиц и работодателей – юридических лиц (организаций);
  • хранить охраняемую законом тайну (государственную, служебную, коммерческую и иную), ставшую им известной при осуществлении ими своих полномочий, а также после оставления своей должности, считать абсолютно конфиденциальным источник всякой жалобы на недостатки или нарушения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  • воздерживаться от сообщения работодателю сведений о заявителе, если проверка проводится в связи с его обращением, а заявитель возражает против сообщения работодателю данных об источнике жалобы.

Государственные инспекторы труда в целях осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, проводят плановые и внеплановые проверки на всей территории Российской Федерации любых работодателей: организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей – физических лиц.

Предметом проверки является соблюдение требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнение предписаний об устранении выявленных в ходе проверок нарушений и о проведении мероприятий по предотвращению нарушений норм трудового права и по защите трудовых прав граждан.

Основанием для проведения внеплановой проверки является:

  1. Истечение срока исполнения работодателем выданного федеральной инспекцией труда предписания об устранении выявленного нарушения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  2. Поступление в федеральную инспекцию труда:
  • обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц федеральной инспекции труда и других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль и (или) надзор, органов местного самоуправления, профессиональных союзов, из средств массовой информации о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников;
  • обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, профсоюзов, из средств массовой информации о фактах уклонения от оформления трудового договора, ненадлежащего оформления трудового договора или заключения гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем;
  • обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав;
  • запроса работника о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте;
  • наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) федеральной инспекции труда о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента РФ или Правительства РФ либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Внеплановая выездная проверка в случае обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав, может быть проведена незамедлительно с извещением органа прокуратуры в порядке, установленном федеральным законом, без согласования с органами прокуратуры.

  1. Не допускается предварительное уведомление работодателя о проведении внеплановой выездной проверки в случае обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав или запроса работника о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте.
  2. Порядок обжалования решений государственных инспекторов труда установлен ст.361 Трудового кодекса РФ, которая предусматривает административный и (или) судебный порядок обжалования решений государственных инспекторов труда, предоставляя возможность выбора одного из них.

Решения государственных инспекторов труда могут быть обжалованы как в судебном порядке, так и в порядке подчиненности, за исключением решений Главного государственного инспектора труда РФ, которые обжалуются исключительно в судебном порядке.

Кому подчиняется государственный инспектор труда?

Должностная инструкция государственного инспектора (правового, по охране труда) Государственной инспекции труда по Санкт-Петербургу от 26 октября 1995 1.1. Основными задачами государственной инспекции труда являются: 1.2. Осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда, а также связанных с ним законодательных и правовых актов о возмещении вреда, причиненного здоровью работника, социальном страховании, занятости, банкротстве и приватизации предприятий, коллективных договорах и соглашениях, законодательства Российской Федерации об охране труда на предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от форм собственности.1.3.

  1. Защита трудовых прав работников, защита их от незаконных действий работодателей, должностных лиц и других ответственных работников, ущемляющих права.1.4.
  2. Анализ обстоятельств и причин нарушений законодательства о труде, выработка мер по их устранению.1.5.
  3. Содействие овладению работодателями и работниками знаниями законодательства Российской Федерации и действующих норм и нормативов о труде и охране труда.1.6.

Государственный инспектор (правовой, по охране труда) в своей работе непосредственно подчиняется главному государственному (правовому, по охране труда) инспектору по группе отраслей, выполняет его законные требования и распоряжения.1.7. В своей работе государственный (правовой, по охране труда) инспектор руководствуется конституцией Российской Федерации, Указами Президента Российской Федерации, Постановлениями Правительства, законодательством о труде, Законами в области занятости, банкротства, приватизации, социального страхования, охраны труда, Положением о федеральной инспекции труда (Рострудинспекции), утвержденным Указом Президента Российской Федерации N 1504 от 20.07.94, приказами, распоряжениями Рострудинспекции, и настоящей должностной инструкцией.1.8.

Государственный инспектор (правовой, по охране труда) осуществляет свою деятельность во взаимодействии с правоохранительными органами, органами исполнительной власти Санкт-Петербурга, другими органами надзора и контроля.1.9. На должность государственного (правового, по охране труда) инспектора назначаются лица, имеющие соответствующее высшее образование и стаж практической работы не менее трех лет.1.10.

Государственный (правовой, по охране труда) инспектор назначается приказом Главного государственного инспектора труда по Санкт-Петербургу.1.11. Государственный инспектор (правовой, по охране труда) в своей работе непосредственно подчиняется руководителю структурного подразделения государственной инспекции труда по Санкт-Петербургу Главному Государственному (правовому, по охране труда) инспектору.2.1.

  • — сохранять государственную служебную и коммерческую тайну, полученную при осуществлении своих полномочий, не сообщать работодателю сведения о лицах, обратившихся к нему с заявлением, жалобой;
  • — контролировать соблюдение установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве и, при необходимости, давать по ним заключения;
  • — анализировать обстоятельства и причины нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов по охране труда и принимать меры по их устранению;
  • — проводить предупредительный надзор за строительством новых и реконструкцией действующих объектов производственного и социально-культурного назначения с целью предотвращения отступления от проектов, ухудшающих условия труда, снижающих его безопасность;
  • — информировать работников предприятий, организаций и учреждений о выявленных по результатам обследований нарушениях правовых актов об охране труда;
  • — направлять работодателям материалы проверок состояния условий труда и производственного травматизма для принятия мер;
  • — оформлять каждое обследование предприятия, учреждения, организации любой формы собственности предписанием и добиваться от работодателя выполнения выданного предписания, устранения обнаруженных в ходе проверок нарушений по охране труда;
  • — рассматривать заявления, письма, жалобы и иные обращения работников и их объединений о нарушениях их прав по охране труда и принимать меры по их устранению;
  • — отчитываться о своей работе перед вышестоящим руководителем.

3.1. Государственный инспектор по охране труда имеет право:

  1. — беспрепятственно посещать в любое время суток предприятия и их подразделения в целях осуществления надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных актов по охране труда;
  2. — запрашивать и беспрепятственно получать от органов исполнительной власти (предприятий) документы, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;
  3. — налагать в установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях штрафы на руководителей, должностных лиц и других ответственных работников предприятий, виновных в нарушении законов и иных нормативных актов по охране труда;
  4. — предъявлять руководителям, должностным лицам и другим ответственным работникам предприятий обязательное для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных актов по охране труда, о привлечении лиц, ответственных в этих нарушениях, к дисциплинарной ответственности или отстранении их от должности в установленном законом порядке;
  5. — передавать материалы на работодателей и других должностных лиц предприятий, организаций и учреждений любой формы собственности, не обеспечивающих соблюдение законодательства, правил и норм по охране труда, не выполняющих предписания государственного инспектора по охране труда, в правоохранительные органы;
  6. — приостанавливать эксплуатацию производственного оборудования и деятельность производственных подразделений в случаях нарушения норм и правил по охране труда;
  7. — отстранять от работы лиц, не прошедших обучение, инструктаж и проверку знаний правил, норм и инструкций по охране труда;
  8. — контролировать выполнение работодателями мероприятий по охране труда, предусмотренных коллективными договорами, соглашениями и требовать устранения допущенных в этой части нарушений условий коллективных договоров, соглашений;
  9. — ставить вопрос перед главным государственным инспектором по охране труда о приостановке работы цехов, производств, предприятий, организаций и учреждений любой формы собственности, на которых выявлены нарушения требований по охране труда, представляющих угрозу жизни и здоровью работников, до устранения этих нарушений;
  10. — требовать от проектно-конструкторских организаций, предприятий-изготовителей внесения изменений в технологические процессы, конструкции оборудования, не соответствующие требованиям по охране труда, и ставить вопрос о прекращении производства;
  11. — участвовать в комиссиях по приемочным испытаниям опытных образцов оборудования и давать заключения о возможности его производства;
  12. — проводить выборочную экспертизу проектов строящихся и реконструируемых объектов производственного и социально-культурного назначения, требовать от работодателей проведения экспертизы этих проектов на соответствие их требованиям правил и норм по охране труда и экологическим требованиям;
  13. — участвовать в работе комиссий по приемке в эксплуатацию новых или реконструированных предприятий, цехов, участков, зданий и сооружений производственного и социально-бытового назначения и принимать решения о возможности ввода их в эксплуатацию;
  14. — требовать в необходимых случаях от работодателей проведения технической экспертизы состояния зданий, сооружений, оборудования технологических процессов для определения возможности их дальнейшей эксплуатации;
  15. — вносить в соответствующие органы предложения о привлечении предприятий, организаций и учреждений любой формы собственности к экономической ответственности за допущенные нарушения требований охраны труда;
  16. — вне очереди приобретать билеты на все виды транспорта при следовании в командировку, бронировать и получать места в гостиницах при выезде в командировку.

3.2. Работодатель обязан обеспечить государственного инспектора по охране труда необходимыми условиями труда (предоставить помещение, оргтехнику, средства индивидуальной защиты).3.3. Действия государственного инспектора по охране труда обжалуются в установленном законодательством порядке.3.4.

  • Социальные гарантии деятельности государственного инспектора по охране труда осуществляются в порядке, установленном законом.4.1.
  • Разбираться в текущем законодательстве, знать судебную и арбитражную практику по трудовым и хозяйственным спорам.4.2.
  • Осуществлять контроль и надзор за соблюдением законодательства о труде, занятости, коллективных договорах, за предоставлением социальных гарантий трудящихся работодателями на всех предприятиях независимо от форм собственности.4.3.

Проводить проверки соблюдения законодательства о труде на предприятиях, в учреждениях, организациях независимо от их форм собственности и ведомственной принадлежности, информировать о результатах проверки работодателя, требовать устранения выявленных нарушений.4.4.

Своевременно подготавливать представление об устранении работодателем выявленных нарушений законодательства о труде.4.5. Вносить на рассмотрение работодателей предложения, направленные на устранение и предупреждение нарушений трудового законодательства, а в необходимых случаях доводить о них до сведения органов прокуратуры.4.6.

Вести прием и рассмотрение заявлений, писем, жалоб и иных обращений работников о нарушении их трудовых, социально-экономических прав и прав на охрану труда, принимает меры по их устранению.4.7. Проводить обучение работодателей и работников по вопросам нормативно-правовых актов о труде и охране труда.5.1.

Беспрепятственно посещать предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности в целях осуществления надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и иных нормативно-правовых актов о труде.5.2. Проводить проверки соблюдения законодательства о труде Российской Федерации.5.3.

Читайте также:  Что Будет Работодателю Если Пожаловаться В Трудовую Инспекцию?

Налагать в установленном законодательством Российской Федерации об административных нарушениях порядке штрафы на работодателей, должностных лиц и других ответственных работников предприятия, учреждений, организаций независимо от форм собственности.5.4.

Запрашивать и получать от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, предприятий документы, объяснения и иную информацию, необходимую для выполнения надзорных и контрольных функций.5.5. Предъявлять работодателям, должностным лицам и другим ответственным работникам предприятий обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о труде, о привлечении виновных в этих нарушениях к дисциплинарной ответственности или отстранении их от должности в установленном порядке.5.6.

Сохранять государственную, коммерческую и служебную тайну, полученную при осуществлении своих полномочий, не сообщать работодателю сведения о лицах, обратившихся с жалобой.6.1. Государственный инспектор (правовой, по охране труда) несет ответственность за выполнение обязанностей и осуществление прав, предусмотренных настоящей должностной инструкцией и Положением о Федеральной инспекции труда в установленном порядке.

  • Текст документа сверен по:
  • Должностная инструкция
  • государственного инспектора
  • (правового, по охране труда)
  • Государственной Инспекции

Труда по Санкт-Петербургу.- СПб, 1995 год. Читать подробнее: Должностная инструкция государственного инспектора (правового, по охране труда) Государственной инспекции труда по Санкт-Петербургу от 26 октября 1995

Что такое федеральная инспекция труда?

Статья 354. ТК РФ Федеральная инспекция труда | ГАРАНТ

Статья 354. Федеральная инспекция труда Федеральная инспекция труда — единая централизованная система, состоящая из, уполномоченного на проведение федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (государственных инспекций труда).Часть вторая с 1 января 2005 г.

См. текст Руководство деятельностью федеральной инспекции труда осуществляет руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, — главный государственный инспектор труда Российской Федерации, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации.

Каков порядок обжалования решения главного государственного инспектора труда РФ?

Другой комментарий к Ст.361 Трудового кодекса Российской Федерации — 1. Решения, принимаемые государственными инспекторами труда, могут быть обжалованы как в судебном порядке, так и в порядке подчиненности, за исключением решений главного государственного инспектора труда РФ, которые обжалуются исключительно в судебном порядке.

Обжалование решения государственного инспектора труда в порядке подчиненности не препятствует одновременному обжалованию того же решения в судебном порядке. В порядке подчиненности решения государственного инспектора труда обжалуются конкретному руководителю инспектора труда, принявшего обжалуемое решение.

Например, решение государственного инспектора труда обжалуется главному государственному инспектору труда по соответствующему направлению (отрасли, группе отраслей). В свою очередь решение главного государственного инспектора труда по соответствующему направлению может быть обжаловано заместителю руководителя государственной инспекции труда — заместителю главного государственного инспектора труда в субъекте РФ.

  • Вместе с тем комментируемая статья допускает обжалование решения государственного инспектора труда в порядке подчиненности непосредственно главному государственному инспектору труда РФ.2.
  • Трудовой кодекс не содержит ограничений по кругу лиц, имеющих право обжаловать решения государственных инспекторов труда.

Как правило, соответствующие решения обжалуются либо работодателем, действия которого признаны неправомерными, либо работником (его представителем), заявление которого, адресованное в органы федеральной инспекции труда, признано необоснованным. Однако отсутствуют правовые препятствия к обжалованию решений государственных инспекторов труда иными лицами, чьи права и свободы могут быть нарушены (ограничены) принятым решением (собственник имущества организации, профсоюз и т.п.).3.

Решения государственных инспекторов труда, принятые в рамках производства по делу об административном правонарушении в форме постановления по делу об административном правонарушении, обжалуются в порядке, установленном гл.30 КоАП РФ. Соответствующее решение может быть обжаловано работодателем, его законным представителем, лицом, представляющим работодателя, работником (потерпевшим), его представителем.

О понятии «лицо, представляющее работодателя» см. ст.20 ТК РФ и комментарий к ней. Представителем работника (потерпевшего) может выступать адвокат или любое лицо, полномочия которого удостоверяются доверенностью, оформленной в соответствии со ст. ст.185, 186 ГК РФ.

  1. Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное государственным инспектором труда, обжалуется вышестоящему должностному лицу (конкретному руководителю инспектора труда, принявшего обжалуемое решение) либо в районный суд по месту рассмотрения дела.
  2. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Соответствующая жалоба подлежит рассмотрению в десятидневный срок со дня ее получения. О круге государственных инспекторов труда, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, см.п.5 комментария к ст.357 ТК РФ. Читать подробнее: Статья 361.

Что входит в обязанности инспектора по труду?

Профессия инспектор по охране труда: обязанности, плюсы и минусы, интересные факты Инспектор по охране труда – это специалист, уполномоченный контролировать соблюдение Трудового кодекса РФ и организовывать инспекции в различные компании. Он проверяет правильное оформление сотрудников, выплату заработных плат, а также соблюдение норм по охране труда и технике безопасности.

Кем в обязательном порядке должны использоваться государственные нормативные требования охраны труда?

Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу (в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 311-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции ) Путеводитель по кадровым вопросам. Вопросы применения ст.212 ТК РФ Государственными нормативными требованиями охраны труда устанавливаются правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

Государственные нормативные требования охраны труда содержатся в федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, постановлениях Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актах, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, нормативных правовых актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого производственного оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.

К нормативным правовым актам, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, и содержащим государственные нормативные требования охраны труда, относятся: правила по охране труда, а также иные нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда, предусмотренные настоящим Кодексом; единые типовые нормы бесплатной выдачи работникам средств индивидуальной защиты.

Государственные нормативные требования охраны труда утверждаются с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Порядок разработки, утверждения и изменения государственных нормативных требований охраны труда устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

В целях содействия соблюдению правил по охране труда разрабатываются и утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти национальные стандарты безопасности труда. Порядок разработки, утверждения и применения национальных стандартов безопасности труда определяется законодательством Российской Федерации о стандартизации.

Ст.212 ТК РФ. Государственные нормативные требования охраны труда и национальные стандарты безопасности труда

Каковы права и обязанности государственных инспекторов по охране труда?

ТК РФ Статья 358. Обязанности государственных инспекторов труда Государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязаны соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы работодателей — физических лиц и работодателей — юридических лиц (организаций).

См. текст в предыдущей ) Государственные инспекторы труда обязаны хранить охраняемую законом (государственную, служебную, коммерческую и иную), ставшую им известной при осуществлении ими своих полномочий, а также после оставления своей должности, считать абсолютно конфиденциальным источник всякой жалобы на недостатки или нарушения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, воздерживаться от сообщения работодателю сведений о заявителе, если проверка проводится в связи с его обращением, а заявитель возражает против сообщения работодателю данных об источнике жалобы.

(в ред. Федерального от 30.06.2006 N 90-ФЗ) (см. текст в предыдущей ) Открыть полный текст документа Читать подробнее: ТК РФ Статья 358. Обязанности государственных инспекторов труда

Что такое государственный инспектор?

Государственный инспектор Государственный инспектор – специалист, осуществляющий надзор за соблюдением государственных норм, правил, законов на определенном участке государственной службы,например, трудовой, природоохранной, налоговой.

Куда жаловаться на Государственную инспекцию труда?

Если с работодателем не удается договориться, то лучше обращаться за защитой трудовых прав в суд. Суд может идти долго, но там вы сможет подробно изложить свою позицию, привести доказательства (заслушать свидетелей, запросить документы, провести экспертизу) и т.п.

  • В судебном решении ставится точка в споре между работником и работодателем.
  • Участие работника в проверке работодателя контролирующими органами минимально.
  • Хотя эти органы проводят проверки быстро и также могут помочь в защите ваших прав.
  • Достоинством защиты прав в органах контроля также является простота обращения в них: нет особых требований к жалобе, подать жалобу можно через Интернет и т.п.

Коротко расскажем о защите трудовых прав в государственной инспекции труда, прокуратуре и др. органах. Государственная инспекция труда Государственная инспекция труда (ГИТ) – орган, осуществляющий контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства.

  1. Трудовые инспекции действуют в каждом регионе РФ.
  2. Все региональные инспекции подчиняются Федеральной службе по труду и занятости населения (Роструд).
  3. Роструд находится в Москве.
  4. По жалобе работника инспектор труда проводит проверку соблюдения работодателем трудового законодательства и принимает меры по восстановлению нарушенных трудовых прав.

Например, инспекция может выдать работодателю обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения (обязать выплатить задолженность по зарплате, составить график отпусков и т.п.). В отдельных случаях инспекция может приостановить работу организации или каких-то ее подразделений, привлечь виновных к ответственности (оштрафовать, отстранить от работы и т.д.).

Обращаться в ГИТ могут как граждане, так и профсоюзы. Срок рассмотрения обращения в инспекции составляет 30 дней. В исключительных случаях этот срок может быть продлен еще на 30 дней. Но следует учесть, что на практике обращения иногда рассматриваются дольше, особенно в крупных городах. Как это сделать? При написании обращения в инспекцию следует указать ваши Ф.И.О.

и адрес для связи, подробную информацию о работодателе: полное наименование организации или Ф.И.О. индивидуального предпринимателя, адреса и телефоны, по которым можно связаться с директором (или другим представителем работодателя), и т.п. Учтите, что анонимки инспекция не рассматривает.

  • В обращении надо изложить конкретные факты нарушения трудовых прав.
  • Описывать проблему следует четко и лаконично, воздерживаясь от эмоций.
  • Вы можете потребовать в обращении не разглашать ваши данные работодателю (ч.2 ст.358 Трудового кодекса РФ).
  • Письменное обращение в инспекцию должно быть в обязательном порядке подписано вами.

В инспекцию также можно обратиться через Интернет. У всех региональных инспекций есть свои официальные сайты. Например:

Государственная инспекция труда в г. Москве ; Государственная инспекция труда в Самарской области – и т.п.

Чтобы попасть на сайт инспекции труда в вашем регионе, достаточно ввести в адресной строке браузера следующее: git (номер вашего региона).rostrud.ru. Работает официальный сайт, на котором также можно оставить жалобу на работодателя или получить консультацию по трудовому законодательству.

  1. Чтобы подать жалобу в инспекцию через официальный сайт, необходимо будет зарегистрироваться на портале госуслуг, что не занимает много времени.
  2. Мы рекомендуем обращаться с жалобами в ГИТ только в случаях очевидных нарушений трудового законодательств а со стороны работодателя, которые легко вскроются при проведении инспектором проверки документов работодателя, например: при невыплате начисленной зарплаты, отсутствии в организации графика отпусков, не предоставлении отпуска в течение рабочего года и т.п,

Это обусловлено тем, что инспектор труда проводит, как правило, документарные проверки. То есть проверка по жалобе сводится к изучению документов от работодателя и к опросу руководителя компании. В связи с этим нецелесообразно обращаться в инспекцию по «неочевидным» вопросам, требующим оценки противоречивых доказательств, опроса свидетелей (к примеру, если вы хотите доказать, что работали сверхурочно, но привлечение к сверхурочной работе никак не оформлялось работодателем, и т.п.).

Подобные дела лучше решать в суде, где вы вправе представлять доказательства и участвовать в их исследовании. Кроме того, в последнее время суды все чаще отменяют предписания инспекторов труда с указанием на то, что инспектор «разрешил индивидуальный трудовой спор, который должен решаться в суде». Нет четких критериев, по которым государственный инспектор может понять, что имеет место индивидуальный трудовой спор.

Инспектор может отказаться вмешиваться в любую «сложную» (неочевидную) ситуацию и отправить вас решать конфликт с работодателем в суд. В некоторых случаях законодатель прямо предписывает обращаться в ГИТ. К примеру, ГИТ должна прореагировать на жалобу о сокрытии работодателем несчастного случая (ст.229.3 ТК РФ), она же рассматривает жалобы на результаты специальной оценки условий труда (Приказ Минтруда России от 05.12.2016 № 709-н).

По сложившейся судебной практике обращение в ГИТ не прерывает и не продляет течение сроков на обращение в суд, которые установлены в ст.392 ТК РФ. К примеру, на оспаривание увольнения работнику отводится всего 1 месяц. Государственный инспектор труда не может вмешиваться в ситуацию, если работник обратился в суд с требованиями, аналогичными тем, что изложены в его жалобе в инспекцию, либо в случае если соответствующий вопрос уже был разрешен судом (см.ч.2 ст.357 ТК РФ).

Таким образом, если необходимо доказывание каких-либо обстоятельств, лучше предпочесть инспекции суд, Не стоит также пропускать сроки на обращение в суд из-за обращения в инспекцию труда: если времени осталось совсем немного – идите в суд. Пожаловаться на действия (бездействие) инспектора труда вы можете в Роструд, его сайт – www.rostrud.ru, в органы прокуратуры по месту нахождения инспекции или в суд.

  1. Органы прокуратуры Одним из способов защиты трудовых прав является обращение в прокуратуру.
  2. Прокуратура осуществляет общий контроль за соблюдением законодательства РФ, в том числе и в сфере труда.
  3. Прокурор может выдать работодателю обязательное для исполнения представление, выписать штраф и даже обратиться в суд с иском о защите ваших трудовых прав.

Но учтите, что обращение с иском в суд – право, а не обязанность прокурора. Часто органы прокуратуры не рассматривают жалобы работников, а пересылают их в ГИТ, что не противоречит закону. С жалобой на работодателя следует обращаться в органы прокуратуры по месту нахождения организации (прокуратуру района или города).

  • В прокуратуру можно обратиться как в письменной форме, так и через сайт прокуратуры.
  • Общие требования к обращению в прокуратуру те же, что и к обращению в ГИТ.
  • Органы следственного комитета России В ст.145.1 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за частичную невыплату зарплаты работнику более трех месяцев, а также за полную невыплату зарплаты свыше двух месяцев, если эти действия совершены руководством организации умышленно и из корыстных побуждений.
Читайте также:  Куда Можно Обратиться Если Не Платят Зарплату?

Расследуют такие дела органы Следственного комитета России (СКР). То есть, при длительной невыплате зарплаты вы можете обратиться в СКР с заявлением о преступлении. Заявление необходимо подавать в подразделения СКР по месту нахождения работодателя. Руководителя организации вряд ли привлекут к уголовной ответственности, так как сложно доказать его корыстную или иную личную заинтересованность, но сам факт проведения проверки может побудить его погасить задолженность перед вами.

Другие контролирующие органы В ТК РФ указано, что в некоторых случаях работник может пожаловаться в иные органы контроля, указанные в ст.366–369 ТК РФ. К примеру, при нарушении санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН) на рабочем месте можно обращаться за защитой своих прав в Роспотребнадзор.

Если вы работаете на опасном производственном объекте, а работодатель грубо нарушает требования по безопасному ведению работ, то можно обратиться в Ростехнадзор. Согласно ст.216.1 ТК РФ для проверки качества специальной оценки условий труда, проведенной работодателем на вашем рабочем месте, можно обратиться в региональный орган власти, ответственный в сфере труда.

  • Более подробно об этом читайте здесь,
  • Не имеет особого смысла жаловаться на работодателя в органы власти, не занимающиеся контролем в сфере труда: Администрацию Президента РФ, Правительство РФ и т.п.
  • Ваше обращение будет пересылаться оттуда в прокуратуру или ГИТ, что займет время, но вряд ли усилит внимание к вашему обращению.

Текст: Ю. Стародумов, юрист Центра социально-трудовых прав Фото: https://pixabay.com

Что может сделать трудовая инспекция?

Что делает трудовая инспекция Инспекция контролирует исполнение норм Трудового кодекса: правильно ли вы оформляете договор, вовремя ли выплачиваете зарплату и соблюдаете ли условия труда. Она защищает сотрудников от недобросовестных работодателей и проводит плановые и внеплановые проверки.

Что решает Государственная инспекция труда?

Инспекция труда решает государ- ственные задачи, связанные с регули- рованием вопросов труда, и отвечает за реализацию соответствующего законода- тельства и политики на рабочих местах.

Кто контролирует трудовую инспекцию?

Федеральная инспекция труда — единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (государственных инспекций труда).

(в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 28.06.2021 N 220-ФЗ ) (см. текст в предыдущей редакции ) Часть вторая утратила силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ. (см. текст в предыдущей редакции ) Руководство деятельностью федеральной инспекции труда осуществляет руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, — главный государственный инспектор труда Российской Федерации, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 28.06.2021 N 220-ФЗ ) (см. текст в предыдущей редакции ) Часть четвертая утратила силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ. (см. текст в предыдущей редакции )

Кем назначается главный инспектор труда?

Федеральная инспекция труда – это единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов – государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации.

Руководство деятельностью федеральной инспекции труда осу­ществляет главный государственный инспектор труда Российской Федерации, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ. Государственная инспекция труда – территориальный орган федеральной инспекции труда, уполномоченный на осуществление государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права на территории субъекта Российской Федерации.

Государственный инспектор труда – должностное лицо федеральной инспекции труда, наделенное полномочиями по осуществлению надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Федеральная инспекция труда осуществляет свою деятельность во взаимодействии с правоохранительными органами, с федеральными органами исполнительной власти, которым предоставлено право осуществлять в пределах своих полномочий функции надзора и контроля, с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, объединениями работодателей и профессиональных союзов, другими государственными и общественными организациями.

Обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия и охрану труда. Обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Обеспечение работодателей и работников информацией о наиболее эффективных средствах и методах соблюдения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Доведение до сведения соответствующих органов государственной власти фактов нарушений, действий (бездействия) или злоупотреблений, которые не подпадают под действие трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Федеральная инспекция труда обладает следующими основными полномочиями:

осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; анализирует обстоятельства и причины выявленных нарушений, принимает меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан; осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации рассмотрение дел об административных правонарушениях; направляет в установленном порядке соответствующую информацию в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, правоохранительные органы и в суды; проверяет соблюдение установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве; обобщает практику применения, анализирует причины нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, готовит соответствующие предложения по их совершенствованию; анализирует состояние и причины производственного травматизма и разрабатывает предложения по его профилактике, принимает участие в расследовании несчастных случаев на производстве или проводит его самостоятельно; принимает необходимые меры по привлечению в установленном порядке квалифицированных экспертов и (или) организаций в целях обеспечения надлежащего применения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, получения объективной оценки состояния условий труда на рабочих местах, а также получения информации о влиянии применяемых технологий, используемых материалов и методов на состояние здоровья и безопасность работников; запрашивает у федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, органов прокуратуры, судебных органов, работодателей и других организаций и безвозмездно получает от них информацию, необходимую для выполнения возложенных на нее задач; ведет прием и рассматривает заявления, письма, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях их трудовых прав, принимает меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав; осуществляет информирование и консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; информирует общественность о выявленных нарушениях трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, ведет разъяснительную работу о трудовых правах граждан; готовит и публикует ежегодные доклады о соблюдении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в установленном порядке представляет их Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации; проверяет соблюдение требований, направленных на реализацию прав работников на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также порядка назначения, исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателей; направляет в национальный орган по аккредитации представления о приостановке действия аттестата аккредитации организации, проводящей специальную оценку условий труда и допускающей нарушение требований законодательства о специальной оценке условий труда; направляет в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, предложение об аннулировании сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда в связи с допускаемым этим экспертом нарушением законодательства о специальной оценке условий труда; направляет в соответствующие органы государственной власти информацию о фактах нарушений, действиях (бездействии) или злоупотреблениях, которые не подпадают под действие трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; организует и проводит мероприятия, направленные на профилактику нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в соответствии с ежегодно утверждаемой ею программой профилактики таких нарушений; принимает меры по принудительному исполнению обязанности работодателя по выплате начисленных, но не выплаченных в установленный срок работнику заработной платы и (или) других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений; осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Кто может проверить работодателя?

Что проверяет трудовая инспекция — Государственная инспекция труда, сокращенно — ГИТ, проверяет, как работодатели соблюдают Трудовой кодекс и правила охраны труда: верно ли оформляют документы, есть ли задержки в выплате зарплаты и в каких условиях трудятся работники.

Если инспекция найдет нарушения, то выпишет работодателю предписание, по которому он обязан будет их устранить. Если проигнорировать предписание, инспекторы придут снова и накажут строже. Проверить работодателя могут двумя способами: запросить документы или приехать по юридическому адресу. В первом случае это называют документарной проверкой, во втором — выездной.

Документарная проверка. В этом случае трудовой инспектор не приезжает в компанию, а запрашивает документы удаленно. Работодатель должен прислать нужные документы по эл. почте, обычной почтой, курьером или самостоятельно привезти по адресу трудовой инспекции.

  1. Документы нужно отправить в течение 10 рабочих дней.
  2. Оригиналы отправлять не обязательно, достаточно заверенных копий с подписью ИП, руководителя компании или доверенного лица.
  3. Если предоставленной информации недостаточно, трудовая пришлет официальный запрос на предоставление дополнительных сведений.
  4. Эти документы нужно также отправить за 10 рабочих дней.

В случае если трудовую инспекцию не убедят документы, назначат выездную проверку. Выездная проверка. При выездной проверке инспекторы приедут на место работы: в офис, больницу, школу или на завод. Например, на работодателя поступила жалоба о том, что в компании по производству красок сотрудникам не выдают рабочую обувь.

Проверяющие приедут на производство, посмотрят, в каких условиях работают сотрудники, и могут задать им уточняющие вопросы. Обе проверки могут проходить как в плановом режиме, так и во внеплановом. Плановая проверка. Ежегодно Роструд публикует план проверок, где указывает тех работодателей, к которым придут проверяющие.

О такой проверке работодателям напоминают за три рабочих дня. Плановые проверки проводят в зависимости от присвоенной работодателю категории риска. Чем выше риск работодателя, тем чаще его проверяют:

  • Высокий риск — раз в 2 года.
  • Значительный риск — раз в 3 года.
  • Средний риск — раз в 5 лет.
  • Умеренный риск — раз в 6 лет.

Если работодателя относят к категории низкого риска, то плановых проверок не проводят. К таким работодателям могут приехать только с внеплановой проверкой. Внеплановая проверка. Причин для внеплановой проверки может быть две:

  1. Жалоба сотрудника или группы сотрудников.
  2. Истек срок предписания на устранение нарушений. Это значит, что трудовая инспекция ранее приходила с проверкой, выявила нарушения и потребовала их устранить в положенный срок, чего работодатель не сделал.

В этом случае работодателя должны уведомить не позднее чем за сутки до начала проверки. Исключение — если жизни и здоровью сотрудников угрожает опасность.

Каковы права и обязанности государственных инспекторов по охране труда?

ТК РФ Статья 358. Обязанности государственных инспекторов труда Государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязаны соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы работодателей — физических лиц и работодателей — юридических лиц (организаций).

См. текст в предыдущей ) Государственные инспекторы труда обязаны хранить охраняемую законом (государственную, служебную, коммерческую и иную), ставшую им известной при осуществлении ими своих полномочий, а также после оставления своей должности, считать абсолютно конфиденциальным источник всякой жалобы на недостатки или нарушения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, воздерживаться от сообщения работодателю сведений о заявителе, если проверка проводится в связи с его обращением, а заявитель возражает против сообщения работодателю данных об источнике жалобы.

(в ред. Федерального от 30.06.2006 N 90-ФЗ) (см. текст в предыдущей ) Открыть полный текст документа Читать подробнее: ТК РФ Статья 358. Обязанности государственных инспекторов труда

Какие проверки проводят государственные инспекторы труда?

Что проверяют сотрудники ГИТ — Предметом надзора является соблюдение требований трудового законодательства, в том числе проводится и специальная оценка условий труда. Кроме того, сориентироваться в том, что контролируют инспекторы ГИТ, помогут проверочные листы.

  1. Они утверждаются Рострудом.
  2. В них, как правило, могут быть включены требования по содержанию трудовых договоров, соблюдению требований охраны труда при выполнении тех или иных видов работ, ежегодным оплачиваемым отпускам.
  3. Трудовая инспекция вправе провести проверку и потребовать документы у работодателя за любой период его деятельности, провести опрос сотрудников и должностных лиц, потребовать письменные объяснения.

Если же проверка проводилась с грубыми нарушениями, то её результаты можно отменить или признать недействительными. К грубым нарушениям относятся:

  • отсутствие основания для проведения проверки или согласования с прокуратурой, если оно является обязательным;
  • нарушение требования об уведомлении о проведении проверки, если оно является обязательным;
  • несоблюдение периодичности проведения плановой проверки;
  • проведение плановой проверки в отношении работодателя, не включённого в план;
  • нарушение сроков проведения проверки и совершение действий, не предусмотренных для соответствующего контрольного мероприятия;
  • непредоставление работодателю акта для ознакомления с результатами проверки.

Уникальные аналитические материалы СПС КонсультантПлюс окажут вам серьёзную поддержку при решении нестандартных сложных спорных ситуаций. Путеводитель по кадровым вопросам. Проверка деятельности организации. Обязательные документы Готовое решение: Как проводятся плановые проверки организаций (контрольные (надзорные) мероприятия) (КонсультантПлюс, 2021) Готовое решение: Как проводятся внеплановые проверки организации (контрольные (надзорные) мероприятия) (КонсультантПлюс, 2021) Смотрите по этой теме видео на нашем YouTube-канале

Что такое государственный инспектор?

Государственный инспектор Государственный инспектор – специалист, осуществляющий надзор за соблюдением государственных норм, правил, законов на определенном участке государственной службы,например, трудовой, природоохранной, налоговой.