Сколько Рассматривается Уголовное Дело В Прокуратуре?

Сколько Рассматривается Уголовное Дело В Прокуратуре
В какой срок передаются материалы в суд — Здесь стоит рассмотреть несколько различных аспектов данного вопроса. Во-первых, если мы говорим обо всем уголовном деле, то материалы в суд могут передаваться достаточно долго. Например, если мы рассматриваем дело с момента возбуждения уголовного дела, то тут дело до суда может дойти как через месяц, так и несколько лет.

  1. С другой стороны, если дело является сложным, например, лицо подозревается в десятке эпизодов кражи, мошенничества, подделке документов и т.д. Тут дело будет расследоваться достаточно долго, так как необходимо собрать доказательства и материалы для суда. В конечном итоге, такой процесс может затянуться на несколько лет. Стоит учитывать, что практике известны случаи, когда расследование шло чуть ли не десятилетие.
  2. Во-вторых, стоит поговорить о том, что если расследование уже было проведено, в какой срок материалы дойдут до суда? Если расследование закончено и выполнены все процедуры (было ознакомление участников, соблюдены иные процедуры), то материалы передаются прокурору. Прокурор по общему правилу рассматривает уголовное дело в течение 10 дней (статья 221 Уголовного процессуального кодекса), а в исключительных случаях 30 дней. За это время он принимает решение вернуть дело обратно, если в нем есть нарушения, либо передать материалы в суд.
  • Таким образом, если прокурор принимает решение о передаче материалов в суд, то как мы видим с момента поступления уголовного дела к прокурору до передачи их в суд проходит до 10 дней, а если это особый случай, то до 30 дней.
  • После рассмотрения дела прокурором дело сразу в суд.

Какое решение может принять прокурор по уголовному делу поступившему с обвинительным актом?

226 УПК, одно из следующих решений : 1) об утверждении обвинительного акта и о направлении уголовного дела в суд; 2) о возвращении уголовного дела для производства дополнительного дознания либо пересоставления обвинительного акта в случае его несоответствия требованиям ст.225 УПК со своими письменными указаниями.

Кто направляет дело в суд?

После утверждения обвинительного заключения прокурор направляет уголовное дело в суд, о чем уведомляет обвиняемого, его защитника, потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и (или) представителей и разъясняет им право заявлять ходатайство о проведении предварительного слушания в порядке, установленном

Какие решения и в какой срок вправе принимать прокурор по уголовному делу поступившему к нему с обвинительным актом?

Статья 226, Решение прокурора по уголовному делу, поступившему с обвинительным актом 1. Прокурор рассматривает уголовное дело, поступившее с обвинительным актом, и в течение 2 суток принимает по нему одно из следующих решений: 1) об утверждении обвинительного акта и о направлении уголовного дела в суд; 2) о возвращении уголовного дела для производства дополнительного дознания либо пересоставления обвинительного акта в случае его несоответствия требованиям статьи 225 настоящего Кодекса со своими письменными указаниями.

При этом прокурор может установить срок для производства дополнительного дознания не более 10 суток, а для пересоставления обвинительного акта — не более 3 суток. Дальнейшее продление срока дознания осуществляется на общих основаниях и в порядке, которые установлены частями третьей — пятой статьи 223 настоящего Кодекса; 3) о прекращении уголовного дела по основаниям, предусмотренным статьями 24 — 28 настоящего Кодекса ; 4) о направлении уголовного дела для производства предварительного следствия.2.

При утверждении обвинительного акта прокурор вправе своим постановлением исключить из него отдельные пункты обвинения либо переквалифицировать обвинение на менее тяжкое.2.1. Установив, что к моменту направления уголовного дела в суд срок домашнего ареста или срок содержания под стражей оказывается недостаточным для выполнения судом требований, предусмотренных частью третьей статьи 227 настоящего Кодекса, прокурор при наличии оснований возбуждает перед судом ходатайство о продлении срока домашнего ареста или срока содержания под стражей.3.

  • Копия обвинительного акта с приложениями вручается обвиняемому, его защитнику и потерпевшему в порядке, установленном статьей 222 настоящего Кодекса.
  • Комментарий к статье 226 1.
  • В комментируемой статье определены лишь те полномочия прокурора, которые он вправе принять по делу, поступившему с обвинительным актом.

Прокурор уполномочен осуществлять надзор за процессуальной деятельностью органов дознания в целом и поэтому может в ходе производства предварительного расследования принимать любые решения в пределах своей компетенции (см. коммент. к ст.37).2. В случае, если прокурор, изучив уголовное дело, поступившее от органа дознания с обвинительным актом, найдет, что все обстоятельства, подлежащие доказыванию, установлены и полно отражены в обвинительном акте, он в срок не более 2 суток принимает решение об его утверждении и направлении уголовного дела в суд для разбирательства по существу, о чем в обвинительном акте делает соответствующую запись, скрепленную своей подписью и печатью прокуратуры.3.

Если по результатам рассмотрения дела прокурор придет к выводу о том, что в ходе дознания допущены недостатки и нарушения закона либо обвинительный акт составлен с нарушением требований, установленных в ст.225 УПК, он в тот же срок своим постановлением возвращает уголовное дело со своими письменными указаниями для производства дополнительного дознания и устранения выявленных недостатков либо для пересоставления обвинительного акта.

Одновременно он может продлить срок дознания, но не более чем на 10 суток для производства дополнительного дознания либо на срок не более чем 3 суток для пересоставления обвинительного акта. Письменные указания прокурора органу дознания являются обязательными (см.

Коммент. к ст.37).4. При наличии в деле оснований для прекращения уголовного дела (см. коммент. к ст.24, 25) или уголовного преследования (см. коммент. к ст.27, 28) прокурор принимает об этом решение и выносит мотивированное постановление без обращения дела для производства дополнительного дознания или предварительного следствия.5.

В том случае, если прокурор при рассмотрении уголовного дела с обвинительным актом обнаружит, что по делу необходимо произвести предварительное следствие, то он об этом выносит мотивированное постановление и поручает органу предварительного следствия или конкретному следователю произвести предварительное следствие.6.

При утверждении обвинительного акта прокурор вправе своим постановлением исключить отдельные пункты (эпизоды) обвинения либо переквалифицировать деяние обвиняемого на менее тяжкое в случаях, если он: 1) исключает часть обвинения без изменения квалификации деяния; 2) исключает часть обвинения и изменяет квалификацию деяния, применяя закон о менее тяжком преступлении; 3) исключает отдельные квалифицирующие признаки деяния, но при этом не изменяет переквалификацию обвинения; 4) квалифицирует деяние по новому уголовному закону без изменения объема обвинения, но улучшающему иным путем положение обвиняемого.7.

После утверждения прокурором обвинительного акта его копия с приложениями вручается обвиняемому, его защитнику и потерпевшему в порядке, установленном в ст.222 УПК (см. коммент. к ней).8. В случаях, предусмотренных в законе (см. коммент. к ст.18), копия обвинительного акта переводится на родной язык обвиняемого, его защитника и потерпевшего или на язык, которым они владеют.

Что такое представление прокурора?

Представление прокурора — один из возможных актов прокурорского реагирования. Такое представление может быть вынесено только прокурором или его заместителем и является обязательным для исполнения органами и их должностными лицами, которым предназначен данный документ (пункт 1 статьи 24 Закона о прокуратуре ).

Когда прокурор может прекратить уголовное дело?

Прокурор разъясняет — Прокуратура Оренбургской области Основания и последствия прекращения уголовного дела по нереабилитирующим основаниям

  • Нереабилитирующими являются основания прекращения уголовного дела (преследования), не предоставляющие обвиняемому (подозреваемому) права на реабилитацию со стороны государства,
  • Прекращение уголовного преследования по нереабилитирующему основанию хоть и предполагает освобождение лица от уголовной ответственности и наказания, но расценивается правоприменительной практикой как основанная на материалах расследования констатация того, что лицо совершило преступление и фактически признало себя виновным и имеет негативные последствия, такие как возмещение гражданского иска, заглаживание вреда причиненного преступлением.
  • Уголовно-процессуальным законодательством предусмотрены следующие основания прекращения уголовного дела (преследования) по нереабилитирующим основаниям:

1. Прекращение уголовного дела в связи с истечением срока давности уголовного преследования (пункт 3 части 1 статьи 24 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту УПК РФ)). Сроки давности закреплены в части 1 статьи 78 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее УК РФ), с учетом тяжести совершенного преступления, при этом следует отметить, что при освобождении от уголовной ответственности несовершеннолетних сроки давности, предусмотренные статьей 78 УК РФ, в силу статьи 94 УК РФ сокращаются наполовину.

Однако существуют исключения, так по уголовным делам в отношении лиц, совершивших преступление, наказуемое смертной казнью или пожизненным лишением свободы, сроки давности в ходе предварительного расследования не применяются, поскольку это относится к компетенции суда, также сроки давности не применяются к лицам, совершившим преступления против мира и безопасности человечества (статьи 353, 356—358 УК РФ).2.

Прекращение уголовного дела в связи со смертью подозреваемого или обвиняемого (пункт 4 части 1 статьи 24 УПК РФ). По данному основанию уголовное дело прекращается в обязательном порядке, кроме случаев, когда производство по уголовному делу необходимо для реабилитации умершего.3.

Прекращение уголовного дела в связи с отсутствием заявления потерпевшего, если уголовное дело может быть возбуждено не иначе как по его заявлению (пункт 5 части 1 статьи 24 УПК РФ). Наличие заявления потерпевшего или его законного представителя по данной категории обязательно. Исключение составляют случаи, описанные в части 4 статьи 20 УПК РФ (в случаях, если преступление совершено в отношении лица, которое в силу зависимого или беспомощного состояния либо по иным причинам не может защищать свои права и законные интересы.

К иным причинам относится также случай совершения преступления лицом, данные о котором не известны).4. Прекращение уголовного дела в связи с примирением сторон (статья 25 УПК РФ). Суд, а также следователь с согласия руководителя следственного органа или дознаватель с согласия прокурора вправе на основании заявления потерпевшего или его законного представителя прекратить уголовное дело в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления небольшой или средней тяжести, если это лицо примирилось с потерпевшим и загладило причиненный ему вред.5.

Прекращение уголовного преследования в связи с деятельным раскаянием (статья 28 УПК РФ). Суд, а также следователь с согласия руководителя следственного органа или дознаватель с согласия прокурора вправе прекратить уголовное преследование в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления небольшой или средней тяжести, в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 75 УК РФ (лицо, впервые совершившее преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобождено от уголовной ответственности, если после совершения преступления добровольно явилось с повинной, способствовало раскрытию и расследованию преступления, возместило причиненный ущерб или иным образом загладило вред, причиненный в результате преступления, и вследствие деятельного раскаяния перестало быть общественно опасным).6.

Прекращение уголовного преследования по делам, связанным с нарушением законодательства о налогах и сборах (статья 28.1 УПК РФ). Уголовное преследование в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного статьями 198 — 199.1 УК РФ, прекращается по основаниям, предусмотренным статьями 24 и 27, а также в случае, если до окончания предварительного следствия ущерб, причиненный бюджетной системе РФ в результате преступления, возмещен в полном объеме.

  1. На основании части 2 статьи 27 УПК РФ прекращение уголовного дела по нереабилитирующему основанию возможно лишь в случае согласия обвиняемого (подозреваемого) на такое прекращение.
  2. В случае несогласия лица на прекращение уголовного дела, производство по нему продолжается в обычном порядке для дальнейшей возможности его реабилитации.

Согласие на прекращение уголовного дела (преследования) предполагает добровольное признание себя виновным в совершении преступления и добровольное принятие всех последующих за таким признанием неблагоприятных последствий. Разъяснение подготовлено отделом по надзору за процессуальной деятельностью в органах СК РФ прокуратуры Оренбургской области Прямая ссылка на материал Поделиться

  1. Нереабилитирующими являются основания прекращения уголовного дела (преследования), не предоставляющие обвиняемому (подозреваемому) права на реабилитацию со стороны государства,
  2. Прекращение уголовного преследования по нереабилитирующему основанию хоть и предполагает освобождение лица от уголовной ответственности и наказания, но расценивается правоприменительной практикой как основанная на материалах расследования констатация того, что лицо совершило преступление и фактически признало себя виновным и имеет негативные последствия, такие как возмещение гражданского иска, заглаживание вреда причиненного преступлением.
  3. Уголовно-процессуальным законодательством предусмотрены следующие основания прекращения уголовного дела (преследования) по нереабилитирующим основаниям:

1. Прекращение уголовного дела в связи с истечением срока давности уголовного преследования (пункт 3 части 1 статьи 24 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту УПК РФ)). Сроки давности закреплены в части 1 статьи 78 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее УК РФ), с учетом тяжести совершенного преступления, при этом следует отметить, что при освобождении от уголовной ответственности несовершеннолетних сроки давности, предусмотренные статьей 78 УК РФ, в силу статьи 94 УК РФ сокращаются наполовину.

Однако существуют исключения, так по уголовным делам в отношении лиц, совершивших преступление, наказуемое смертной казнью или пожизненным лишением свободы, сроки давности в ходе предварительного расследования не применяются, поскольку это относится к компетенции суда, также сроки давности не применяются к лицам, совершившим преступления против мира и безопасности человечества (статьи 353, 356—358 УК РФ).2.

Прекращение уголовного дела в связи со смертью подозреваемого или обвиняемого (пункт 4 части 1 статьи 24 УПК РФ). По данному основанию уголовное дело прекращается в обязательном порядке, кроме случаев, когда производство по уголовному делу необходимо для реабилитации умершего.3.

  1. Прекращение уголовного дела в связи с отсутствием заявления потерпевшего, если уголовное дело может быть возбуждено не иначе как по его заявлению (пункт 5 части 1 статьи 24 УПК РФ).
  2. Наличие заявления потерпевшего или его законного представителя по данной категории обязательно.
  3. Исключение составляют случаи, описанные в части 4 статьи 20 УПК РФ (в случаях, если преступление совершено в отношении лица, которое в силу зависимого или беспомощного состояния либо по иным причинам не может защищать свои права и законные интересы.

К иным причинам относится также случай совершения преступления лицом, данные о котором не известны).4. Прекращение уголовного дела в связи с примирением сторон (статья 25 УПК РФ). Суд, а также следователь с согласия руководителя следственного органа или дознаватель с согласия прокурора вправе на основании заявления потерпевшего или его законного представителя прекратить уголовное дело в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления небольшой или средней тяжести, если это лицо примирилось с потерпевшим и загладило причиненный ему вред.5.

  1. Прекращение уголовного преследования в связи с деятельным раскаянием (статья 28 УПК РФ).
  2. Суд, а также следователь с согласия руководителя следственного органа или дознаватель с согласия прокурора вправе прекратить уголовное преследование в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления небольшой или средней тяжести, в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 75 УК РФ (лицо, впервые совершившее преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобождено от уголовной ответственности, если после совершения преступления добровольно явилось с повинной, способствовало раскрытию и расследованию преступления, возместило причиненный ущерб или иным образом загладило вред, причиненный в результате преступления, и вследствие деятельного раскаяния перестало быть общественно опасным).6.

Прекращение уголовного преследования по делам, связанным с нарушением законодательства о налогах и сборах (статья 28.1 УПК РФ). Уголовное преследование в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного статьями 198 — 199.1 УК РФ, прекращается по основаниям, предусмотренным статьями 24 и 27, а также в случае, если до окончания предварительного следствия ущерб, причиненный бюджетной системе РФ в результате преступления, возмещен в полном объеме.

  1. На основании части 2 статьи 27 УПК РФ прекращение уголовного дела по нереабилитирующему основанию возможно лишь в случае согласия обвиняемого (подозреваемого) на такое прекращение.
  2. В случае несогласия лица на прекращение уголовного дела, производство по нему продолжается в обычном порядке для дальнейшей возможности его реабилитации.

Согласие на прекращение уголовного дела (преследования) предполагает добровольное признание себя виновным в совершении преступления и добровольное принятие всех последующих за таким признанием неблагоприятных последствий. Разъяснение подготовлено отделом по надзору за процессуальной деятельностью в органах СК РФ прокуратуры Оренбургской области Читать подробнее: Прокурор разъясняет — Прокуратура Оренбургской области

Читайте также:  Сколько Можно Получить Окладов При Увольнении По Соглашению Сторон?

Можно ли закрыть уголовное дело до суда?

Освобождение от уголовной ответственности в связи с примирением с потерпевшим — Подробности Автор: А.Э. Быстрова Итак, в отношении вас возбудили уголовное дело. Неприятно, но есть хорошая новость: существует несколько вполне законных способов таки избежать уголовной ответственности.

  • Или по крайней мере попытаться это сделать.
  • В этой статье мы рассмотрим один из них.
  • В соответствии со ст.30 УПК Республики Беларусь, суд, прокурор или следователь с согласия прокурора вправе прекратить производство по уголовному делу и освободить лицо от уголовной ответственности в связи с примирением с потерпевшим.

Для этого, согласно ст.89 УК, необходимо наличие в совокупности следующих условий: 1) лицо совершило преступление, не представляющее большой общественной опасности (умышленное преступление или преступление, совершенное по неосторожности, за которое законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок не свыше двух лет или иное более мягкое наказание), или впервые совершило менее тяжкое преступление (умышленное преступление, за которое законом предусмотрено максимальное наказание в виде лишения свободы на срок не свыше шести лет, а также преступление, совершенное по неосторожности, за которое законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше двух лет); 2) вред, причиненный преступлением, заглажен; 3) достигнуто примирение с потерпевшим.

Если с определением категории совершенного преступления все ясно (открываем уголовный кодекс и смотрим санкцию статьи), то что понимается под заглаживанием причиненного преступлением вреда и собственно примирением? Вред, причиненный преступлением, бывает как материальным, так и моральным. Если потерпевший готов идти на примирение, вы должны оговорить с ним способ возмещения вреда, сумму, в которую он оценивает причиненный ему вред, и возместить ее.

Способы заглаживания вреда могут быть разными (вернуть похищенную вещь, починить сломанную, возместить ущерб в денежном выражении). При этом потерпевший пишет расписку о том, что причиненный ему преступлением материальный и моральный вред возмещен в полном объеме, претензий к обвиняемому он не имеет.

  1. Данная расписка приобщается к материалам уголовного дела.
  2. Даже если орган, ведущий уголовный процесс, откажет в удовлетворении ходатайства о прекращении уголовного дела в связи с примирением с потерпевшим, расписка будет положительным фактором при рассмотрении уголовного дела в суде как при принятии судом решения о виде и размере наказания, так и в качестве гарантии, что потерпевший не заявит дополнительно гражданский иск о возмещении вреда.

Далее и потерпевший, и обвиняемый обращаются с ходатайством (заявлением) о прекращении уголовного дела в порядке ст.89 УК (в связи с примирением с потерпевшим). В соответствии со ст.30 УПК, такое ходатайство может быть заявлено на имя следователя, ведущего уголовное дело, на имя прокурора или на имя суда.

  • То есть закон дает три шанса на прекращение уголовного дела по этому основанию, и если не удалось примириться на стадии предварительного следствия, всегда можно сделать это в суде – вплоть до удаления суда в совещательную комнату для постановления приговора.
  • Законом не предусмотрена обязательная письменная форма такого ходатайства – оно может быть устным с обязательным занесением его в протокол, однако лучше оформить его письменно в виде заявления, с приобщением его к материалам уголовного дела.

Потерпевшими по одному уголовному делу могут быть признаны сразу несколько лиц. В таком случае и достичь примирения необходимо с каждым из них. Важно: ни в коем случае не давите на потерпевших, пытаясь с ними примириться. Не удалось по-хорошему – не надо по-плохому.

  1. Примирение обязательно должно быть добровольным, и суд (следователь, прокурор), принимая решение, будет это обстоятельство проверять и учитывать.
  2. Надо заметить, что у органа, ведущего уголовный процесс, нет обязанности прекратить уголовное дело даже при наличии всех вышеуказанных предпосылок.
  3. Это – его право.

Так, п.1 Постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 29.03.2012 г. №1 «О практике применения судами статей 86, 88, 89 Уголовного кодекса Республики Беларусь, предусматривающих возможность освобождения лица от уголовной ответственности» устанавливает, что применение ст.89 УК допускается при наличии достаточных данных, свидетельствующих об отсутствии необходимости применения к обвиняемому наказания или иных мер уголовной ответственности.

  • Соответственно помимо указанных в ст.89 УК условий, орган, ведущий уголовный процесс, будет принимать во внимание, в том числе, данные, характеризующие личность обвиняемого, обстоятельства совершения преступления, предшествующее и последующее поведение лица.
  • Следует также учитывать то, что в зависимости от квалификации преступления, вред может быть причинен не одному, а нескольким объектам уголовно-правовой охраны (например, здоровью конкретного гражданина и общественному порядку – при совершении преступления, предусмотренного ст.339 УК – хулиганства).

По таким преступлениям также возможно прекращение уголовного дела и освобождение от уголовной ответственности в соответствии со ст.89 УК, однако существует большая вероятность того, что вам в этом откажут, поскольку будет оцениваться вред, причиненный каждому из этих объектов.

Так, по уголовному делу по ч.2 ст.339 УК следователем было отказано в удовлетворении ходатайства о прекращении уголовного дела в связи с примирением с потерпершим, поскольку обвиняемый «совершил дерзкое уличное преступление, своими действиями грубо нарушил общественный порядок, выразил явное неуважение к обществу, несмотря на общепринятые нормы и правила поведения в общественных местах.» В связи с этим, а также тем, что обвиняемый отрицательно характеризовался по настоящему месту учебы, следователь счел нецелесообразным прекращение в отношении него уголовного преследования.

Несмотря на то, что вред был полностью возмещен, примирение достигнуто, несовершеннолетний обвиняемый впервые привлекался к уголовной ответственности, положительно характеризовался по месту жительства, полностью признавал свою вину и раскаивался в содеянном, а потерпевший просил прекратить уголовное дело и не привлекать указанного обвиняемого к уголовной ответственности.

Позицию следователя поддержал и суд. Что совершил обвиняемый? На улице, находясь в состоянии алкогольного опьянения, используя малозначительный повод, действуя группой лиц, нанес несколько ударов потерпевшкму руками и ногами, чем причинил ему легкие телесные повреждения, не повлекшие кратковременного расстройства здоровья.

Если орган, ведущий уголовный процесс, все же удовлетворяет ходатайства обвиняемого и потерпевшего о прекращении уголовного дела по ст.89 УК, он оформляет свое решение постановлением о прекращении уголовного преследования или предварительного расследования, или соответствующим постановлением (определением) суда.

  • Прекращение уголовного дела по данному основанию, согласно ч.4 ст.30 УПК Республики Беларусь, допускается только с согласия обвиняемого – поскольку это прекращение по не реабилитирующим основаниям.
  • То есть вас признают виновным совершении преступления, однако также признают отсутствие необходимости нести в связи с этим уголовную ответственность.

Таким образом, при соблюдении всех вышеуказанных условий, у вас есть шанс не быть привлеченным к уголовной ответственности, даже если вы действительно совершили преступление.А.Э. Быстрова, адвокат юридической консультации Молодечненского р-на №1

Сколько времени может длиться следствие по уголовному делу?

1. Предварительное следствие по уголовному делу должно быть закончено в срок, не превышающий 2 месяцев со дня возбуждения уголовного дела.

В чем нельзя идти в суд?

В чем нельзя ходить в суд? — Мы рекомендуем воздерживаться от посещения суда в сандалиях, пляжных тапочках, шортах, банданах, коротких юбках, футболках с вызывающими, откровенными или неприличными принтами, в слишком открытой или ‘рваной’ одежде.

Когда следователь передает дело в прокуратуру сколько по времени прокуратура его будет рассматривать прежде чем направить дело в суд?

Здравствуйте, согласно ч.1 ст.221 УПК РФ прокурор рассматривает поступившее от следователя уголовное дело с обвинительным заключением и в течение 10 суток принимает по нему решение.

Сколько идет проверка по уголовному делу?

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении, а также виды решений, принимаемых по его результатам, определены ст.144 и 145 УПК РФ. Кодексом установлен предельный срок проведения доследственной проверки – 30 суток, по истечении которого должностное лицо обязано принять процессуальное решение.

Что делает прокурор с уголовным делом?

Прокурор разъясняет — Прокуратура Рязанской области Полномочия прокурора на досудебной стадии уголовного судопроизводства Правовую основу прокурорского надзора за органами предварительного расследования составляют Конституция Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (далее – УПК РФ), а также отраслевые федеральные законы и подзаконные нормативные правовые акты, издаваемые Генеральным прокурором Российской Федерации.

Под прокурорским надзором за исполнением законов органами предварительного расследования понимается урегулированная нормами права деятельность уполномоченных прокурор4ов в досудебных стадиях уголовного процесса, направленная на обеспечение законности при осуществлении уголовного преследования, что и является его целью.

Функции прокурора на досудебной стадии уголовного судопроизводства сформулированы в ч.1 ст.37 УПК РФ. Прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной УПК РФ, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.

Полномочия прокурора в ходе досудебного производства по уголовному делу закреплены частями 2 и 2.1 ст.37 УПК РФ. Согласно п.31 ст.5 УПК РФ прокурором признаются Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры, их заместители и иные должностные лица органов прокуратуры, участвующие в уголовном судопроизводстве и наделенные соответствующими полномочиями Федеральным законом о прокуратуре.

В соответствии с ч.1 ст.1 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», прокуратура Российской Федерации осуществляет от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, выполняет иные функции, установленные федеральными законами.

  • Одним из основных видов деятельности прокуратуры является осуществление надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, а также уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.
  • В досудебном производстве функцию уголовного преследования прокурор осуществляет путем надзора за уголовным преследованием, осуществляемым дознавателем и следователем.
  • Прокурор обладает полномочиями надзора за возбуждением уголовного дела, производством следственных действий, применения мер процессуального принуждения, рассмотрения отводов, ходатайств и жалоб, международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства, принятием процессуальных решений о приостановлении и прекращении уголовных дел.

Кроме того, прокурор проводит проверки по обращениям граждан, поступившим в порядке ст.123 УПК РФ, отменяет необоснованные и незаконные процессуальные решения, вынесенные следователем и дознавателем, уполномочен требовать от органов следствия и дознания устранения нарушений федерального законодательства, допущенных при производстве предварительного расследования.

Полномочия прокурора на досудебной стадии уголовного судопроизводства оканчиваются после принятия решения по уголовному делу, поступившему к нему с обвинительным заключением, обвинительным актом или обвинительным постановлением, что выражается в утверждении им обвинительного заключения, обвинительного акта или обвинительного постановления, либо возвращения уголовного дела для дополнительного расследования.

Таким образом, надзор за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования состоит в организации непрерывной надзорной деятельности за законностью производства расследования, осуществляемой на основе предоставленных прокурору законом полномочий, чтобы действия и решения органов следствия и дознания соответствовали требованиям уголовно-процессуального законодательства, что, в свою очередь, обеспечивает успешную реализацию назначения уголовного судопроизводства.

Анализ положений ст.37 УПК позволяет сделать вывод о том, что в ней изложены полномочия прокурора, которыми он обладает как в стадии возбуждения уголовного дела, так и в стадии предварительного расследования. При проверке исполнения требований закона о приеме, регистрации и разрешении заявлений и сообщений о преступлениях прокурор обращает внимание на такие обстоятельства, как: полнота, правильность учета и регистрации поступивших сообщений о преступлениях; соблюдение установленных законом сроков их проверки; законность и обоснованность принятого одного из предусмотренных законом решения: о возбуждении дела, об отказе в возбуждении дела, о передаче сообщения по подследственности или в суд по делам частного обвинения.

Прокурор не наделен нравом возбуждения уголовных дел, но он, при наличии фактов фальсификации материалов доследственных проверок, уполномочен выносить мотивированное постановление в порядке п.2 ч.2 ст.37 УПК РФ о направлении в органы предварительного расследования соответствующих материалов для решения вопроса об уголовном преследовании.

Полномочия прокурора в стадии предварительного расследования можно рассмотреть применительно к отдельным этапам этой стадии: производству следственных и процессуальных действий; привлечению к уголовной ответственности; применению мер процессуального принуждения и мер пресечения; окончанию предварительного расследования.

Прокуроры, осуществляющие надзор, акцентируют внимание на качестве и своевременности проведения неотложных следственных действий по установлению и закреплению следов преступления, получения и надлежащей фиксации доказательств, использования возможностей оперативно-розыскных мероприятий.

  1. Принимают меры к тому, чтобы следственные действия, производство которых в исключительных случаях возможно без судебного решения, проводились в строгом соответствии с ч.5 ст.165 УПК.
  2. Обеспечивают незамедлительную проверку каждого случая проведения обыска или выемки в жилище без судебного решения, а также дает правовую оценку фактов незаконных обысков либо противоправного изъятия предметов, заведомо не относящихся к делу или изъятых из оборота.

Осуществляя надзор, прокурор проверяет соблюдение требований ч.3 ст.7 УПК о недопустимости использования доказательств, полученных с нарушением установленного законом порядка. В соответствии с положениями ст.75 УПК доказательства, полученные с нарушением требований уголовно-процессуального законодательства, являются недопустимыми.

  1. В случае приостановления предварительного расследования или прекращении уголовного дела копия соответствующего процессуального решения направляется прокурору для проверки его законности и обоснованности.
  2. Важнейший этап надзорной деятельности – поступление к прокурору уголовного дела для утверждения обвинительного заключения, акта постановления.
  3. Прокурор, прежде чем утвердить указанный процессуальный акт, обязан изучить материалы дела, удостовериться в том, что: уголовное дело возбуждено законно, обоснованно и с соблюдением требований закона; собранные доказательства достаточны, объективно оценены и удовлетворяют требованиям относимости, допустимости, достоверности; выводы следователя, дознавателя соответствуют установленным в ходе расследования обстоятельствам, квалификация содеянного является правильной, доказательная база является достаточной для рассмотрения дела; в суде разрешены все заявленные по делу ходатайства и жалобы; соблюдены в полном объеме право обвиняемого на защиту и требования о языке судопроизводства; не истек срок расследования и содержания под стражей обвиняемого; приняты меры для обеспечения гражданского иска; с материалами дела ознакомлены все лица, в отношении которых законом это предусмотрено; обвинительное заключение удовлетворяет требованиям уголовно-процессуального закона.
  4. Если расследование по делу проведено качественно и всесторонне и нет оснований для возвращения его для производства дополнительного расследования, прокурор утверждает обвинительное заключение, акт, постановление и дело направляет в суд.
  5. Согласно положениям уголовно-процессуального законодательства, прокурор вправе не утвердить обвинительное заключение, акт, постановление и вернуть уголовное дело следователю или дознавателю, признав тем самым проведённое по уголовному делу расследование неудовлетворительным.
  6. Подготовлено управлением по надзору за уголовно-процессуальной
  7. и оперативно-розыскной деятельностью прокуратуры области

Прямая ссылка на материал Поделиться Правовую основу прокурорского надзора за органами предварительного расследования составляют Конституция Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (далее – УПК РФ), а также отраслевые федеральные законы и подзаконные нормативные правовые акты, издаваемые Генеральным прокурором Российской Федерации.

Под прокурорским надзором за исполнением законов органами предварительного расследования понимается урегулированная нормами права деятельность уполномоченных прокурор4ов в досудебных стадиях уголовного процесса, направленная на обеспечение законности при осуществлении уголовного преследования, что и является его целью.

Функции прокурора на досудебной стадии уголовного судопроизводства сформулированы в ч.1 ст.37 УПК РФ. Прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной УПК РФ, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.

Полномочия прокурора в ходе досудебного производства по уголовному делу закреплены частями 2 и 2.1 ст.37 УПК РФ. Согласно п.31 ст.5 УПК РФ прокурором признаются Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры, их заместители и иные должностные лица органов прокуратуры, участвующие в уголовном судопроизводстве и наделенные соответствующими полномочиями Федеральным законом о прокуратуре.

В соответствии с ч.1 ст.1 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», прокуратура Российской Федерации осуществляет от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, выполняет иные функции, установленные федеральными законами.

  • Одним из основных видов деятельности прокуратуры является осуществление надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, а также уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.
  • В досудебном производстве функцию уголовного преследования прокурор осуществляет путем надзора за уголовным преследованием, осуществляемым дознавателем и следователем.
  • Прокурор обладает полномочиями надзора за возбуждением уголовного дела, производством следственных действий, применения мер процессуального принуждения, рассмотрения отводов, ходатайств и жалоб, международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства, принятием процессуальных решений о приостановлении и прекращении уголовных дел.
Читайте также:  Как Обжаловать Решение Суда В Верховном Суде?

Кроме того, прокурор проводит проверки по обращениям граждан, поступившим в порядке ст.123 УПК РФ, отменяет необоснованные и незаконные процессуальные решения, вынесенные следователем и дознавателем, уполномочен требовать от органов следствия и дознания устранения нарушений федерального законодательства, допущенных при производстве предварительного расследования.

Полномочия прокурора на досудебной стадии уголовного судопроизводства оканчиваются после принятия решения по уголовному делу, поступившему к нему с обвинительным заключением, обвинительным актом или обвинительным постановлением, что выражается в утверждении им обвинительного заключения, обвинительного акта или обвинительного постановления, либо возвращения уголовного дела для дополнительного расследования.

Таким образом, надзор за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования состоит в организации непрерывной надзорной деятельности за законностью производства расследования, осуществляемой на основе предоставленных прокурору законом полномочий, чтобы действия и решения органов следствия и дознания соответствовали требованиям уголовно-процессуального законодательства, что, в свою очередь, обеспечивает успешную реализацию назначения уголовного судопроизводства.

  1. Анализ положений ст.37 УПК позволяет сделать вывод о том, что в ней изложены полномочия прокурора, которыми он обладает как в стадии возбуждения уголовного дела, так и в стадии предварительного расследования.
  2. При проверке исполнения требований закона о приеме, регистрации и разрешении заявлений и сообщений о преступлениях прокурор обращает внимание на такие обстоятельства, как: полнота, правильность учета и регистрации поступивших сообщений о преступлениях; соблюдение установленных законом сроков их проверки; законность и обоснованность принятого одного из предусмотренных законом решения: о возбуждении дела, об отказе в возбуждении дела, о передаче сообщения по подследственности или в суд по делам частного обвинения.

Прокурор не наделен нравом возбуждения уголовных дел, но он, при наличии фактов фальсификации материалов доследственных проверок, уполномочен выносить мотивированное постановление в порядке п.2 ч.2 ст.37 УПК РФ о направлении в органы предварительного расследования соответствующих материалов для решения вопроса об уголовном преследовании.

Полномочия прокурора в стадии предварительного расследования можно рассмотреть применительно к отдельным этапам этой стадии: производству следственных и процессуальных действий; привлечению к уголовной ответственности; применению мер процессуального принуждения и мер пресечения; окончанию предварительного расследования.

Прокуроры, осуществляющие надзор, акцентируют внимание на качестве и своевременности проведения неотложных следственных действий по установлению и закреплению следов преступления, получения и надлежащей фиксации доказательств, использования возможностей оперативно-розыскных мероприятий.

Принимают меры к тому, чтобы следственные действия, производство которых в исключительных случаях возможно без судебного решения, проводились в строгом соответствии с ч.5 ст.165 УПК. Обеспечивают незамедлительную проверку каждого случая проведения обыска или выемки в жилище без судебного решения, а также дает правовую оценку фактов незаконных обысков либо противоправного изъятия предметов, заведомо не относящихся к делу или изъятых из оборота.

Осуществляя надзор, прокурор проверяет соблюдение требований ч.3 ст.7 УПК о недопустимости использования доказательств, полученных с нарушением установленного законом порядка. В соответствии с положениями ст.75 УПК доказательства, полученные с нарушением требований уголовно-процессуального законодательства, являются недопустимыми.

  1. В случае приостановления предварительного расследования или прекращении уголовного дела копия соответствующего процессуального решения направляется прокурору для проверки его законности и обоснованности.
  2. Важнейший этап надзорной деятельности – поступление к прокурору уголовного дела для утверждения обвинительного заключения, акта постановления.
  3. Прокурор, прежде чем утвердить указанный процессуальный акт, обязан изучить материалы дела, удостовериться в том, что: уголовное дело возбуждено законно, обоснованно и с соблюдением требований закона; собранные доказательства достаточны, объективно оценены и удовлетворяют требованиям относимости, допустимости, достоверности; выводы следователя, дознавателя соответствуют установленным в ходе расследования обстоятельствам, квалификация содеянного является правильной, доказательная база является достаточной для рассмотрения дела; в суде разрешены все заявленные по делу ходатайства и жалобы; соблюдены в полном объеме право обвиняемого на защиту и требования о языке судопроизводства; не истек срок расследования и содержания под стражей обвиняемого; приняты меры для обеспечения гражданского иска; с материалами дела ознакомлены все лица, в отношении которых законом это предусмотрено; обвинительное заключение удовлетворяет требованиям уголовно-процессуального закона.
  4. Если расследование по делу проведено качественно и всесторонне и нет оснований для возвращения его для производства дополнительного расследования, прокурор утверждает обвинительное заключение, акт, постановление и дело направляет в суд.
  5. Согласно положениям уголовно-процессуального законодательства, прокурор вправе не утвердить обвинительное заключение, акт, постановление и вернуть уголовное дело следователю или дознавателю, признав тем самым проведённое по уголовному делу расследование неудовлетворительным.
  6. Подготовлено управлением по надзору за уголовно-процессуальной
  7. и оперативно-розыскной деятельностью прокуратуры области

Читать подробнее: Прокурор разъясняет — Прокуратура Рязанской области

Когда прокурор может собирать доказательства?

В.М. Шинкарук, Д.Г. Каххоров, кандидат юридических наук, доцент, Волгоградский государственный Волгоградский государственный университет университет ПРОКУРОР КАК СУБЪЕКТ СОБИРАНИЯ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ В ДОСУДЕБНОМ УГОЛОВНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА PROSECUTOR AS THE SUBJECT OF COLLECTING OF PROOFS IN PREJUDICIAL CRIMINAL PROCEEDINGS OF RUSSIA: PROBLEMS OF THE THEORY AND LEGISLATION В статье анализируется процессуальное положение прокурора при собирании доказательств на досудебных стадиях уголовного процесса.

  • В результате исследования позиций процессуалистов в работе предлагается авторская классификация субъектов, собирающих доказательства в уголовном судопроизводстве.
  • Сформулированные предложения по возможным изменениям действующего законодательства могут способствовать устранению коллизий между нормами УПК РФ, регламентирующими положение прокурора при собирании доказательств в досудебном уголовном производстве.

In this article procedural position of the prosecutor when collecting proofs at pre-judicial stages of criminal procedure is analyzed. As a result of a research ofpositions ofprotsessualist in work author’s classification of the subjects collecting proofs in criminal trial is offered.

  1. The formulated offers on possible changes of the current legislation can influence process on elimination of collisions between the norms of the CPC of the RF regulating position of the prosecutor when collecting proofs in pre-judicial criminal proceedings.
  2. В науке уголовного процесса и судебно-след-ственной практике отсутствует единый подход к вопросу о понятии, структуре и субъектах доказывания.

Трактовка и такого элемента доказывания, как собирание доказательств, а также субъектов, осуществляющих доказательственную деятельность, на законодательном уровне по-прежнему остается дискуссионной. В специальных исследованиях неоднократно отмечалось, что доказательство будет допустимым лишь в том случае, если оно получено лицом (субъектом), занимающим процессуальное положение, дающее ему право на собирание доказательств, и если совершенные им действия не выходят за пределы его полномочий,

  • Собирание доказательств как первичный элемент и как самостоятельный этап процесса доказывания не только имеет важное значение для установления события преступления при расследовании уголовного дела, но и служит предпосылкой для принятия законного и справедливого судебного решения.
  • Как отмечалось выше, в уголовно-процессуальной литературе нет единообразия в определении понятия «собирание доказательств» с позиции его лексико-лингвистического смысла, поэтому некоторые ученые «собирание доказательств» отождествляют с термином «проверка доказательств» или считают «способом проверки доказательств»,

Так, по мнению С.А. Шейфера, «собирание доказательств — это комплекс осуществляемых субъектом доказывания операций, дающих ему возможность выявить носителей искомой информации, воспринять ее и преобразовать в надлежащую процессуальную форму, т.е. в форму показаний, заключений эксперта и т.д.»,

  1. Аналогичной точки зрения придерживается большинство специалистов,
  2. Вышеприведенные дискуссионные вопросы приводят процессуалистов к сомнению в том, что прокурор в досудебных стадиях является субъектом собирания доказательств.
  3. Вместе с тем от правильного разрешения данного вопроса зависит не только определение статуса прокурора в уголовном процессе, но и правильное рассмотрение уголовных дел.

Судя по публикациям в юридической литературе, законопроектам, поступавшим в органы законодательной власти, проблемы места и роли прокурора в уголовном процессе постоянно находятся в поле зрения отечественного законодателя и ученых, Их острота во многом обусловлена отсутствием в уголовно-процессуальном законе четких критериев разграничения процессуальных полномочий прокурора, особенно при собирании доказательств.

На основе суждений, изложенных в юридической литературе, можно условно разделить участников собирания доказательств в досудебном производстве на две группы: 1) субъекты, представляющие интересы государства в целях раскрытия, расследования и разрешения уголовного дела (дознаватель, начальник органа дознания, следователь, руководитель следственного органа, прокурор и суд); 2) субъекты, представляющие свои законные интересы либо интересы других лиц в целях защиты от незаконного и необоснованного обвинения (подозреваемый, обвиняемый, защитник или их законные представители).

Представляется, что прокурор является субъектом, реализующим свои полномочия и в части обеспечения интересов государства по успешному раскрытию и расследованию преступлений. Достижение вышеуказанной цели на досудебных стадиях во многом обусловливается деятельностью прокурора при осуществлении уголовного преследования (ч.2 ст.21 УПК РФ).

  1. Согласно главе 6 УПК РФ прокурор отнесен к участникам со стороны обвинения.
  2. Из всех участников данной группы субъектов уголовного процесса только применительно к прокурору законодатель раскрывает функциональную направленность его деятельности, прокурор уполномочен: а) осуществлять в пределах компетенции уголовное преследование; б) осуществлять надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и следствия (ч.1 ст.37 УПК РФ).

В связи с этим большинство исследователей содержание самого уголовного преследования определяют как обвинительную деятельность, включающую в себе комплекс действий, направленных в том числе и на собирание доказательств. В качестве одного из элементов уголовного преследования А.Г.

Халиулин выделяет производство следственных действий, направленных на собирание в отношении конкретного лица обвинительных доказательств, Аналогичной точки зрения также придерживаются другие исследователи, По мнению А.А. Джонакова, «уголовное преследование в стадии предварительного расследования осуществляется путем доказывания, то есть собирания, закрепления, исследования, оценки и использования доказательств.»,

Такая трактовка уголовного преследования приводит Е.Д. Болтошеву к выводу, что «функция уголовного преследования, осуществляемая прокурором на досудебных стадиях, представляет собой регулируемое уголовно-процессуальным законом направление деятельности, заключающееся,

в сборе достаточных доказательств, изобличающих подозреваемого в совершении преступления, для привлечения его в качестве обвиняемого.», Однако перечень способов установления прокурором события преступления и осуществления доказывания причастности лица к совершению преступления в УПК РФ четко не регламентируется, что порождает научную дискуссию.

Согласно ч.1 ст.86 УПК РФ «собирание доказательств осуществляется в ходе уголовного судопроизводства дознавателем, следователем, прокурором и судом путем производства следственных и иных процессуальных действий, предусмотренных настоящим Кодексом». Если исходить из содержания данной нормы, то можно сделать вывод о том, что законодатель регламентирует два способа собирания доказательств: следственными и иными процессуальными действиями.

  • В связи с этим возникает вопрос: «Какой из перечисленных способов, предусмотренных УПК РФ, использует прокурор в досудебном производстве, собирая доказательства?» Так, А.Н.
  • Кузнецов считает, что следственные действия являются основным и приоритетным способом собирания доказательств, который осуществляет в том числе и прокурор.

А что касается иных процессуальных действий, то, по мнению автора, это вторичные способы собирания доказательств,A.О. Бестаев полагает, что дознаватель, следователь, прокурор и суд собирают доказательства только путем проведения следственных и процессуальных действий, а подозреваемый, обвиняемый, потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик и защитник — путем иных процессуальных действий, предусмотренных уголовно-процессуальным законом»,B.Л.

Шапошников придерживается позиции, что прокурор является одним из субъектов, осуществляющих следственные действия в целях получения новых или проверки уже имеющихся доказательств, Рассматривая сущность и правовую регламентацию следственных действий, С.А. Шейфер указывает на то, что субъектами проведения следственных действий могут быть только следователь, руководитель следственного органа, дознаватель и начальник подразделения дознания,

С точки зрения А.К. Маслова, прокурор в досудебном производстве не имеет права участвовать в проведении следственных действий, а также принять дело к своему производству. Поэтому он собирает доказательства посредством иных процессуальных действий, точнее, путем дачи письменных указаний дознавателю о необходимости производства процессуальных действий.

  • В связи с этим автор предлагает изложить ч.1 ст.86 УПК РФ в следующей редакции: «Собирание доказательств осуществляется в ходе уголовного судопроизводства:,2) прокурором путем производства процессуальных действий, предусмотренных настоящим Кодексом»,
  • Сложно согласиться с мнением автора, поскольку предложенные им изменения ч.1 ст.86 УПК РФ, по сути, не соответствуют его же суждениям.

Сначала А.К. Маслов указывает, что прокурор правомочен собирать доказательства в ходе досудебного производства путем проведения иных процессуальных действий, а потом в целях совершенствования норм УПК РФ предлагает предусмотреть возможность совершения им «процессуальных действий».

  1. Стоит обратить внимание и на то, что процессуальное действие включает в себя не только иные процессуальные действия, но и следственные и судебные действия (п.32 ст.5 УПК РФ).
  2. На наш взгляд, рассматриваемое предложение не будет способствовать совершенствованию норм УПК РФ, а, наоборот, усложнит правоприменительную практику.

Таким образом, наиболее обоснованной представляется позиция тех авторов, которые считают прокурора субъектом иных процессуальных, а не следственных действий. Однако в УПК РФ не содержится толкования понятия «иные процессуальные действия» и указания на процессуальный порядок их реализации в ходе раскрытия и расследования преступлений.

  • Потому многие исследователи в качестве «иных процессуальных действий» рассматривают требования, поручения и запросы следователя, дознавателя и прокурора, обязательные для исполнения всеми учреждениями, предприятиями и гражданами,
  • Иные процессуальные действия в досудебном производстве, по мнению Т.П.

Сазоновой, это и есть способы собирания доказательств, заключающиеся в истребовании или получении прокурором различных предметов и документов, не обеспеченные уголовно-процессуальным принуждением и не ограничивающие права и свободы граждан, осуществляемые в стадиях возбуждения уголовного дела и предварительного расследования»,

  • Схожую позицию занимает и Л.Г.
  • Демурчева, полагающая, что иные процессуальные действия должны представлять собой предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством действия следователя, дознавателя, руководителя следственного органа, начальника органа дознания, начальника подразделения дознания, органа дознания, прокурора и суда при участии иных участников процесса, а также иных лиц, направленные на собирание доказательств путём их представления, истребования, требования производства документальных проверок, ревизий и исследований,

Кроме того, согласно ч.2 ст.144 УПК РФ прокурор является косвенным субъектом проверки сообщения о преступлении. В случае обнаружения признаков преступления в сообщении, опубликованном в СМИ, прокурор имеет право истребовать от редакции и главного редактора документы или материалы, подтверждающие сообщение о преступлении.

  • Также прокурор правомочен дать поручение органу дознания проводить доследственную проверку по сообщениям о преступлениях, распространным в СМИ.
  • Следовательно, в соответствии с п.4 ч.2 ст.37 УПК РФ прокурор в ходе досудебного производства имеет право давать дознавателю письменные указания о производстве процессуальных действий.

Таким образом, в результате анализа ряда норм УПК РФ, а также имеющихся в теории точек зрения о правовом статусе прокурора в досудебном производстве нами предпринята попытка сформулировать некоторые выводы и предложения. В частности: 1. Предлагается изложить ч.1 ст.86 УПК РФ в следующей редакции: «1.

Собирание доказательств как система поисковой деятельности дознавателя (начальника подразделения дознания), следователя (руководителя следственного органа), прокурора и суда осуществляется в целях обнаружения, фиксации, изъятия и закрепления сведений, определяющих обстоятельства, имеющие значение для расследования и установления объективной истины по уголовному делу, путем проведения следственных, судебных и иных процессуальных действий, предусмотренных настоящим Кодексом».2.

Устранить коллизию норм УПК РФ путем следующего дополнения ст.86 УПК РФ: «1.1. Прокурор в ходе досудебного производства в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию, а также иных обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела, собирает доказательства путем иных процессуальных действий».3.

  1. Для единообразного толкования понятия «иные процессуальные действия» предлагается внести дополнения в ст.5 УПК РФ следующего содержания: «32.1.
  2. Иные процессуальные действия — это способы собирания доказательств в ходе досудебного и судебного производства путем требования, запроса и поручения в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию, а также других обстоятельств, имеющих значение по уголовным делам».

Поскольку российский уголовный процесс является процессом смешанного типа, при котором предварительное обвинение формируется в ходе предварительного расследования, необходимость сохранения активной роли прокурора при осуществлении уголовного преследования очевидна.

  1. Процессуальные полномочия прокурора должны позволять ему влиять на сбор, проверку и оценку доказательств по уголовным делам, квалификацию содеянного, результаты расследования.
  2. Следует также учитывать исторический опыт России, систему и структуру органов предварительного расследования, уровень профессиональной подготовки сотрудников правоохранительных органов и правовой грамотности населения,
Читайте также:  Как Считать 10 Дней На Обжалование Приговора?

Все это позволяет констатировать: надзорная деятельность прокурора в досудебном производстве призвана быть действенным средством выявления и пресечения нарушений закона. Решение же законодателя о полном, по сути, отстранении прокурора от формирования обвинения в ходе предварительного расследования, по нашему мнению, было ошибочным.

  1. ЛИТЕРАТУРА 1.
  2. Бестаев А.О.
  3. Способы собирания доказательств в уголовном процессе России : автореф. дис. канд. юрид. наук.
  4. Ростов-на-Дону, 2007. — 28 с.2.
  5. Болтошев Е.Д.
  6. Функции прокурора в досудебных стадиях уголовного процесса : дис. канд. юрид. наук.
  7. М., 2002.
  8. 189 с.3.
  9. Гусева И.И.
  10. Собирание доказательств на стадии возбуждения уголовного дела : реальность и перспективы // Вестник Владимирского юридического института.

— 2006. — № 1. — С.35—37.4. Демурчев Л.Г. Собирание доказательств в ходе досудебного производства путём проведения иных процессуальных действий : автореф. дис. канд. юрид. наук. — Краснодар, 2012. — 27 с.5. Джонаков А.А. Уголовное преследование, осуществляемое прокурором в уголовном процессе Республики Таджикистан и Российской Федерации.

М. : Юрлитинформ, 2013. — 144 с.6. Картохина О.А. Начало и прекращение уголовного преследования следователями органов внутренних дел : дис.,канд. юрид. наук. — СПб., 2003. — 244 с.7. Капинус О.С. К вопросу о процессуальном положении прокурора в уголовном судопроизводстве // Прокурор. — 2013. — № 2. — С.50—58.8.

Кузнецов А.Н. Следственные и иные процессуальные действия как способы собирания доказательств в уголовном процессе : автореф. дис. канд. юрид. наук. — Волгоград, 2005. — 27 с.9. Лушкин С.А. Собирание доказательств как способ проверки доказательств // Бизнес в законе.

  1. 2013. — № 4.
  2. С.70—72.10.
  3. Маслов А.К.
  4. Субъекты собирания доказательств в уголовном процессе // Общество и право. — 2009.
  5. 2 (24).
  6. С.192—195.11.
  7. Рыжков А.П.
  8. Собирание (проверка) доказательств.
  9. Показания как средство доказывания : научно-практическое руководство. — М.
  10. Ди-рект-Медиа, 2013.
  11. 185 с.12.
  12. Сазонова Т.П.

Иные процессуальные действия как способы собирания доказательств в досудебном производстве : автореф. дис. канд. юрид. наук. — Челябинск, 2009. — 35 с.13. Смирнов А.В., Калиновский К.Б. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации. Постатейный / под общ.

Ред.А.В. Смирнова. — 4-е изд., доп. и перер. // Система «Гарант», 2007.14. Толмосов В.И. Собирание доказательств правомочным субъектом — гарантия признания полученного доказательства допустимым // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Право. — 2007. — № 1. — С.146—151.15. Уголовный процесс : учебник для вузов / под общ.

ред.В.И. Радченко. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Юридический дом, 2006.16. Халиулин А.Г. Уголовное преследование как функция прокуратуры РФ (проблемы осуществления правовой реформы) : дис. д-ра юрид. наук. — Москва, 1997. — 261 с.17. Халиулин А.Г. Осуществление функции уголовного преследования прокуратурой России.

  1. Кемерово : Кузбассвузиздат, 1997.
  2. 223 с.18.
  3. Шапошников В.Л.
  4. Проблемы собирания доказательств стороной обвинения в уголовном процессе России : автореф. дис. канд. юрид. наук.
  5. Волгоград, 2005.
  6. 24 с.19.
  7. Шейфер С.А.
  8. Доказательства и доказывание по уголовным делам : проблемы теории и правового регулирования.

— М. : Норма, 2009. — 125 с.20. Шейфер С.А. Собирание доказательств по уголовному делу : проблемы законодательства, теории и практики. — М. : Норма, 2015. — 112 с.21. Ягофаров Ф.М. Механизм реализации функции обвинения при рассмотрении дела судом первой инстанции : дис.

Чем может помочь прокуратура?

Главная обязанность прокуратуры — реагировать на жалобы о незаконных действиях или бездействии сотрудников государственных служб, следить за соблюдением прав и свобод граждан со стороны органов власти, будь то налоговая или транспортная полиция.

Кто выше прокурора?

Что выше прокуратура или суд? — Исторически сложилось так, что прокуратура в России по силе чуть ли не сильнее и выше суда, Размытое понятие ‘надзор за законностью’ и в советское время и в современной России позволяют органам прокуратуры вмешиваться в деятельность любых структур, в том числе и суда,

Что делает прокурор с обвинительным актом?

При утверждении обвинительного акта прокурор вправе своим постановлением исключить из него отдельные пункты обвинения либо переквалифицировать обвинение на менее тяжкое.2.1.

Какие решения вправе принять судья по поступившему в суд уголовному делу?

Статья 227 УПК РФ. Полномочия судьи по поступившему в суд уголовному делу

1. По поступившему уголовному делу судья принимает одно из следующих решений:1) о направлении уголовного дела по подсудности;2) о назначении предварительного слушания;3) о назначении судебного заседания.2. Решение судьи оформляется постановлением, в котором указываются:1) дата и место вынесения постановления;2) наименование суда, фамилия и инициалы судьи, вынесшего постановление;3) основания принятого решения.

3. Решение принимается в срок не позднее 30 суток со дня поступления уголовного дела в суд. В случае, если в суд поступает уголовное дело в отношении обвиняемого, содержащегося под стражей, судья принимает решение в срок не позднее 14 суток со дня поступления уголовного дела в суд.

  1. По просьбе стороны суд вправе предоставить ей возможность для дополнительного ознакомления с материалами уголовного дела.3.1.
  2. В случае, если с уголовным делом поступило постановление о сохранении в тайне данных о личности участника уголовного судопроизводства, судья принимает меры, исключающие возможность ознакомления с указанным постановлением иных участников уголовного судопроизводства.4.

Копия постановления судьи направляется обвиняемому, потерпевшему и прокурору.1. По смыслу комментируемой статьи перед судьей не стоит задача определения достаточности доказательств для рассмотрения дела в судебном заседании. Вопрос о достаточности доказательств может рассматриваться здесь в форме предварительного слушания лишь по вопросу о наличии оснований для приостановления или прекращения уголовного дела (ст.

ст.238, 239 УПК РФ). Таким образом, вопрос о достаточности доказательств для рассмотрения дела в судебном разбирательстве решает прокурор, направляя дело в суд в порядке ст.222, п.1 ч.1 ст.226. Основанием для принятия судьей решения о назначении судебного заседания в общем порядке является соблюдение процессуальных условий (подсудно ли уголовное дело данному суду, вручены ли копии обвинительного заключения или обвинительного акта), при которых дело может слушаться в судебном разбирательстве, а также отсутствие оснований для проведения предварительного слушания.2.

В данной статье говорится о вопросах, разрешаемых судьей по делу, которое поступило к этому судье, а не в суд. При поступлении дела в суд оно регистрируется в канцелярии суда, после чего распределяется между судьями председателем суда. УПК РФ не устанавливает правила, регламентирующие распределение поступивших в суд уголовных дел среди судей.

  • На практике председателями судов используются для этого различные критерии: специализация судей, когда она установлена в данном суде, опыт судьи, его стаж работы, загруженность судей другими делами, производительность судей, очередность ухода судей в отпуск, болезнь судей и т.д.
  • Вместе с тем отсутствие нормативно-правовой регламентации порядка распределения дел в суде создает почву для воздействия на судей со стороны председательствующего в нарушение принципа независимости судей, а нередко и для злоупотреблений.

В рекомендациях Комитета министров государств — членов Совета Европы «О независимости, эффективности и роли судей» указано, что «на распределение дел не должны влиять желания любой из сторон в деле или любые лица, заинтересованные в исходе данного дела.

Такое распределение может, например, проводиться с помощью жеребьевки или системы автоматического распределения в алфавитном порядке или каким-либо аналогичным образом. Дело не может быть отозвано у того или иного судьи без веских оснований, каковыми являются, например, серьезная болезнь или конфликт интересов.

Такие основания и процедуры отзыва должны предусматриваться законом и не зависеть от интересов правительства или администрации» (п.п. «e», «f» раздела «Общие принципы независимости судей»). Следует заметить, что справедливая и объективная процедура распределения дел между судьями имеет не меньшее (а иногда даже большее) значение для целей отправления правосудия, чем другие гарантии независимости судей, поэтому пробел в законодательном регулировании данного вопроса особенно чувствителен.3.

  • По просьбе стороны суд вправе предоставить ей возможность для дополнительного ознакомления с материалами уголовного дела.
  • Хотя стороны и имели возможность ознакомиться с материалами дела в ходе предварительного расследования и при его окончании, следует иметь в виду, что это правило распространяется только на предварительное следствие, причем для гражданского истца, гражданского ответчика и их представителей — не в полном объеме, а только в той части материалов дела, которая относится к гражданскому иску (ч.1 ст.216).

Читать подробнее: Статья 227 УПК РФ. Полномочия судьи по поступившему в суд уголовному делу

Какой срок прокурор рассматривает уголовное дело поступившее с обвинительным актом?

Какие действия и решения принимает прокурор по уголовному делу, поступившему с обвинительным заключением (актом, постановлением)? Если уголовное дело расследовано следователем, то согласно статье 221 УПК РФ прокурор рассматривает поступившее от него уголовное дело с обвинительным заключением и в течение 10 суток принимает по нему одно из следующих решений: 1) об утверждении обвинительного заключения и о направлении уголовного дела в суд; 2) о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков со своими письменными указаниями; 3) о направлении уголовного дела вышестоящему прокурору для утверждения обвинительного заключения, если оно подсудно вышестоящему суду.

  • В случае сложности или большого объема уголовного дела вышеуказанный срок изучения уголовного дела может быть продлен по мотивированному ходатайству прокурора вышестоящим прокурором до 30 суток.
  • Если в ходе изучения материалов уголовного дела будет установлено, что следователь нарушил требования закона о предъявлении обвиняемому находящемуся под стражей, и его защитнику материалов оконченного расследованием уголовного дела не позднее чем за 30 суток до окончания предельного срока содержания под стражей, а предельный срок содержания обвиняемого под стражей истек, прокурор отменяет данную меру пресечения.
  • Установив, что к моменту направления уголовного дела в суд срок домашнего ареста или срок содержания под стражей оказывается недостаточным для принятия судом решения по поступившему уголовному делу, прокурор при наличии оснований возбуждает перед судом ходатайство о продлении срока домашнего ареста или срока содержания под стражей.
  • При этом в обоих случаях прокурор выносит мотивированное постановление.

Постановление прокурора о возвращении уголовного дела следователю может быть обжаловано им в течение 72 часов с момента поступления к нему уголовного дела с согласия руководителя следственного органа вышестоящему прокурору, а при несогласии с его решением — Генеральному прокурору Российской Федерации с согласия Председателя Следственного комитета Российской Федерации либо руководителя следственного органа соответствующего федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти).

  • Вышестоящий прокурор в течение 10 суток с момента поступления соответствующих материалов выносит одно из следующих постановлений: 1) об отказе в удовлетворении ходатайства следователя; 2) об отмене постановления нижестоящего прокурора.
  • В этом случае вышестоящий прокурор утверждает обвинительное заключение и направляет уголовное дело в суд.3) Обжалование решения прокурора о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков приостанавливает его исполнение.

После утверждения обвинительного заключения прокурор направляет уголовное дело в суд, о чем уведомляет обвиняемого, его защитника, потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и (или) представителей и разъясняет им право заявлять ходатайство о проведении предварительного слушания в суде.

Копия обвинительного заключения с приложениями вручается прокурором обвиняемому. Копии обвинительного заключения вручаются также защитнику и потерпевшему, если они ходатайствуют об этом. В случае, если обвиняемый содержится под стражей, копия обвинительного заключения с приложениями вручается ему по поручению прокурора администрацией места содержания под стражей под расписку, которая представляется в суд с указанием даты и времени вручения.

Если обвиняемый отказался от получения копии обвинительного заключения либо не явился по вызову или иным образом уклонился от получения копии обвинительного заключения, то прокурор направляет уголовное дело в суд с указанием причин, по которым копия обвинительного заключения не была вручена обвиняемому.

Если по уголовному делу произведено дознание, то в соответствии со ст.226 УПК РФ прокурор рассматривает уголовное дело, поступившее от дознавателя с обвинительным актом, и в течение 2 суток принимает по нему одно из следующих решений: 1) об утверждении обвинительного акта и о направлении уголовного дела в суд; 2) о возвращении уголовного дела для производства дополнительного дознания либо пересоставления обвинительного акта в случае его несоответствия требованиям статьи 225 настоящего Кодекса со своими письменными указаниями.

При этом прокурор может установить срок для производства дополнительного дознания не более 10 суток, а для пересоставления обвинительного акта — не более 3 суток. Дальнейшее продление срока дознания осуществляется на общих основаниях; 3) о прекращении уголовного дела по основаниям, предусмотренным статьями 24 — 28 УПК РФ; 4) о направлении уголовного дела для производства предварительного следствия.

  1. При утверждении обвинительного акта прокурор вправе своим постановлением исключить из него отдельные пункты обвинения либо переквалифицировать обвинение на менее тяжкое.
  2. Установив, что к моменту направления уголовного дела в суд срок домашнего ареста или срок содержания под стражей оказывается недостаточным для принятия судом решения по поступившему уголовному делу прокурор при наличии оснований возбуждает перед судом ходатайство о продлении срока домашнего ареста или срока содержания под стражей.
  3. Копия обвинительного акта с приложениями вручается обвиняемому, его защитнику и потерпевшему.

В случае, если расследование по уголовному делу проводилось с использованием сокращенной формы дознания, в силу положений ст.226.8 УПК РФ прокурор рассматривает уголовное дело, поступившее с обвинительным постановлением, и в течение 3 суток принимает по нему одно из следующих решений: 1) об утверждении обвинительного постановления и о направлении уголовного дела в суд; 2) о возвращении уголовного дела для пересоставления обвинительного постановления в случае его несоответствия требованиям закона, устанавливая для этого срок не более 2 суток; 3) о направлении уголовного дела дознавателю для производства дознания в общем порядке в следующих случаях: а) наличие обстоятельств, предусмотренных частью первой статьи 226.2 УПК РФ (обстоятельства, исключающие производство дознания в сокращенной форме); б) если при производстве по уголовному делу были допущены существенные нарушения требований УПК РФ, повлекшие ущемление прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства; в) если собранных доказательств в совокупности недостаточно для обоснованного вывода о событии преступления, характере и размере причиненного им вреда, а также о виновности лица в совершении преступления; г) наличие достаточных оснований полагать самооговор обвиняемого; 4) о прекращении поступившего от дознавателя уголовного дела по основаниям, предусмотренным статьями 24, 25, 27, 28 и 28.1 УПК РФ.

  • При утверждении обвинительного постановления прокурор вправе своим постановлением исключить из него отдельные пункты обвинения либо переквалифицировать обвинение на менее тяжкое.
  • Копия обвинительного постановления с приложениями вручается обвиняемому, его защитнику, потерпевшему и (или) его представителю.
  • После вручения копий обвинительного постановления прокурор направляет уголовное дело в суд, о чем уведомляет обвиняемого, его защитника, потерпевшего и (или) его представителя.

Читать подробнее: Какие действия и решения принимает прокурор по уголовному делу, поступившему с обвинительным заключением (актом, постановлением)?

Каковы полномочия прокурора на изменение обвинения при утверждении обвинительного заключения?

Статья 215. Изменение обвинения при утверждении обвинительного заключения прокурором | ГАРАНТ Статья 215. Изменение обвинения при утверждении обвинительного заключения прокурором Прокурор или его заместитель вправе своим постановлением исключить из обвинительного заключения отдельные пункты обвинения, а также применить закон о менее тяжком преступлении.

  1. При этом, в случае необходимости, составляется новое обвинительное заключение.
  2. Если требуется изменить обвинение на более тяжкое или существенно отличающееся по фактическим обстоятельствам от первоначального обвинения, прокурор или его заместитель возвращает дело органу дознания или следователю для предъявления нового обвинения.26 октября 2022 Читать подробнее: Статья 215.

Изменение обвинения при утверждении обвинительного заключения прокурором | ГАРАНТ