Каким Образом Работник Может Защитить Свои Права?

Каким Образом Работник Может Защитить Свои Права
Способы защиты и самозащиты прав в трудовых правоотношениях — Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, — способы защиты трудовых прав работников, используемый полномочными на то органами во взаимодействии с реализацией других способов, предусмотренных ТК РФ.

  • государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства;
  • защита трудовых прав работников профессиональными союзами;
  • самозащита работников трудовых прав.

Государственный надзор и контроль – деятельность полномочных государственных органов, направленная на проверку соответствия трудовому законодательству действий работодателей по управлению трудом (установление условий труда и применению норм трудового законодательства, иных нормативных правовых актов, коллективных договоров, соглашений), предотвращение и выявление нарушений, привлечение к ответственности виновных в нарушениях работодателей и их представителей.

  • органы федеральной инспекции труда;
  • органы специализированного федерального надзора (федеральные надзоры).
  • федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ;
  • Генеральный прокурор РФ и подчинение ему прокуроры.

Органы федеральной инспекции труда осуществляют государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, во всех организациях на территории РФ. Основными задачами органов федеральной инспекции труда являются:

  • обеспечение соблюдения прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия труда;
  • обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  • обеспечение работодателей и работников информацией о наиболее эффективных средствах и методах соблюдения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  • доведение до сведения соответствующих органов государственной власти фактов нарушений, действий (бездействия) или злоупотреблений, которые не попадают под действие законов и иных нормативных правовых актов (ст.355 ч.2. ТР РФ).

В соответствии с возложенными на них задачами органам федеральной инспекцией труда предоставлены широкие полномочия по защите трудовых прав, основные из которых указаны в ст.356 ТК РФ. Среди них:

  • осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением в организациях трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, привлечения виновных к ответственности в соответствии с федеральным законом;
  • рассмотрение дел о нарушении трудового законодательства, отнесенных законом к числу административных правонарушений в соответствии с КоАП;
  • проведение предупредительного надзора за строительством новых реконструкций действующих объектов производственного назначения, вводом их в эксплуатацию в целях предотвращения отступлений от проектов, ухудшающих условия труда, снижающих безопасность;
  • осуществление надзора и контроля за соблюдением установленного порядка расследования и учета несчастных случаев;
  • дача заключений по проектам строительных норм и правил, других нормативных документов о соответствии их требованиям трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, рассмотрение и согласование проектов отраслевых и межотраслевых правил по охране труда;
  • введение приема и рассмотрения заявлений, писем, жалоб и иных обращений работников о нарушениях трудовых прав, принятие мер по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав. (ст.356 ТК РФ).
  • Федеральные надзоры осуществляют государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях и на некоторых объектах промышленности наряду с органами федеральной инспекцией труда.
  • Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ осуществляют внутриведомственные контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных организациях.
  • Внутриведомственный контроль осуществляют также органы местного самоуправления в подведомственных им организациях.
  • Генеральный прокурор и подчиненные ему прокуроры в соответствии с федеральным законом осуществляют надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
  • Создание профсоюзов как организации работников для коллективной защиты их прав в сфере труда обязывает эту общественную организацию действовать во взаимоотношениях с работодателем в интересах работников.
  • Государство, признавая за профсоюзами роль представителей и защитников трудовых прав работников, закрепляет круг полномочий, позволяющий им охранять и защищать эти права.
  • Основными вопросами, решаемыми с участием профсоюзов, действующих в интересах работников, являются:
  • регулирование трудовых отношений (правотворчество и правоприменение);
  • контроль за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

Профсоюзы представляют работников, охраняют и защищают их трудовые права, участвуя в соответствии с законодательством в коллегиальных органах управления организацией, в осуществлении приватизации государственного и муниципального имущества, в рассмотрении индивидуальных и коллективных трудовых споров, оказывая содействия занятости.

  1. Профсоюзы защищают права своих членов свободного распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
  2. Профсоюзы имеют право на осуществление контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением ими условий коллективных договоров, соглашений.

Профсоюзный контроль распространяется на соблюдение всех норм, регулирующих трудовые отношения: по вопросам трудового договора, рабочего времени и времени отдыха, оплаты труда, гарантий и компенсаций, льгот и преимуществ, а также по другим социально – трудовым вопросам в организациях, в которых работают члены данного профсоюза.

Выявив нарушения, профсоюзы вправе требовать их устранения. Органами, имеющими право осуществлять профсоюзный контроль, являются выборные органы, а также создаваемые профсоюзами правовые и технические инспекции труда. Эти инспекции создаются общероссийскими профсоюзами и их объединениями, межрегиональными и территориальными объединениями (ассоциациями) организаций профсоюзов.

Инспекции, создаваемые общероссийскими профсоюзами и их объединениями, действуют на основе положений, утвержденных общероссийскими профсоюзами и их объединениями. Инспекции, создаваемые межрегиональными и территориальными объединениями (ассоциациями) организаций профсоюзов, действуют на основании принимаемых ими положений в соответствии с типовыми положениями соответствующего общероссийского объединения профсоюзов.

  1. Правовая инспекция труда контролирует соблюдение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, кроме норм об охране труда.
  2. Профсоюзные инспекторы труда в установленном порядке имеют право беспрепятственно посещать организации независимо от их организационно – правовых форм и форм собственности, в которых работают члены данного профсоюза или профсоюзов, входящих в объединение, для проведения проверок соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о профсоюзах, а также контролировать выполнение условий коллективных договоров, соглашений.
  3. Профсоюзы, их инспекции труда при осуществлении указанных полномочий взаимодействуют с государственными органами надзора и контроля за соблюдением законов и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права.
  4. Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профсоюзов имеют права беспрепятственно проверять в организациях соблюдение требований охраны труда и вносить обязательные для рассмотрения должностными лицами предложениями об устранении выявленных нарушений требований охраны труда.
  5. Под самозащитой трудовых прав следует понимать поведение работника, связанное с использованием предусмотренных законодательством средств в целях недопущения нарушений его прав и интересов.

Наиболее простыми и доступными формами самозащиты, установленными ст.379 ТК РФ, являются, во – первых, отказ работника от выполнения работы, которая угрожает его жизни и здоровью; во – вторых, отказ от работы, не предусмотренной трудовым договором. При этом важно иметь в виду, что угроза жизни и здоровью должна быть непосредственной и реальной, а не субъективно предполагаемой работником.

  • По – видимому, объективными факторами, послужившими причиной подобного отказа, могут быть соответствующее заболевание, подтвержденное документом медицинского учреждения, или возможность соприкосновения с вредными веществами, а также вредной и опасной для жизни и здоровья средой.
  • Что касается отказа от работы, не предусмотренной трудовым договором, то очевидно, здесь объективными факторами могут служить: поручение работодателем работы не по специальности, оговоренной при заключении трудового договора; поручение бесплатной работы; поручение работы выше установленной нормы сверхурочных часов и т.п.

Действующее трудовое законодательство в ряде случаев допускает привлечение работника к работе, не предусмотренной трудовым договором. Однако такое привлечение носит временный характер, обусловленный чрезвычайными обстоятельствами (например, при производственной необходимости – ст.74 ТК РФ).

  • И здесь работник не может быть переведен на другую работу или привлечен к работе, противопоказанной ему по состоянию здоровья.
  • Отказ от работы в случаях, предусмотренных ст.379 ТК РФ, не влечет для работника каких – либо неблагоприятных последствий.
  • На время отказа за ним сохраняются все права и гарантии, установленные действующим трудовым законодательством.

Работник, в частности, сохраняет свое рабочее место, он не ущемляется в оплате труда, на него не налагаются дисциплинарные и иные взыскания. Таким образом, в числе основных принципов правового регулирования труда ТК РФ называет обеспечение прав каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод.

Что относится к источникам трудового права?

Трудово́е пра́во — самостоятельная отрасль законодательства, регулирующая отношения в сфере труда. Является относительно молодой отраслью права (момент возникновения относится к рубежу 19-20 веков), а одним из основателей самостоятельной отрасли трудового права стал учёный В России основным источником трудового права в настоящее время является Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 года № 197-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями ), пришедший на смену Кодексу законов о труде РСФСР,

Кто осуществляет государственный надзор за соблюдением трудового законодательства?

ТК РФ Статья 353. Федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (в ред. Федерального от 28.06.2021 N 220-ФЗ) (см. текст в предыдущей )

Федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда.Предметом федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, является соблюдение работодателями трудового законодательства, включая законодательство о специальной оценке условий труда, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.Организация и осуществление федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, регулируются Российской Федерации о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле. о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утверждается Правительством Российской Федерации.

Открыть полный текст документа Читать подробнее: ТК РФ Статья 353. Федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права

Куда обращаться с жалобой на работодателя РК?

Куда обращаться при нарушении трудового законодательства? — При нарушении трудового законодательства вам необходимо обратиться к государственному инспектору по труду по месту жительства или по месту нахождения работодателя с жалобой о фактах нарушения трудового законодательства либо в судебные органы.

В случае нарушения условий трудового договора работник может обратиться в уполномоченный орган инспекции труда с жалобой о нарушении трудового законодательства. Для жителей г.Алматы в Управление социального благосостояния г.Алматы по адресу; ул.Достык,85. Жалоба подается в письменной форме с указанием Ф.И.О., должности, полного наименования работодателя, его местонахождения и описание самого факта нарушения условий трудового договора.

Если будет установлен факт нарушения прав работника, то государственным инспектором труда будет вынесено предписание работодателю с требованием об устранении допущенных нарушений. Не забывайте, что за нарушение трудового законодательства предусмотрена административная и уголовная ответственность.

Кто защищает права работника на работе?

Задачами прокуратуры являются надзор за исполнением законов и соблюдением прав граждан (ч.1 ст.1 Закона от 17.01.1992 № 2202-1). У прокуратуры весьма широкие полномочия, в том числе и в области защиты прав трудящихся.

Какой закон защищает права работника?

ТК РФ Глава 58. ЗАЩИТА ТРУДОВЫХ ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ РАБОТНИКОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ СОЮЗАМИ Подготовлены документа с изменениями, не вступившими в силу (в ред. Федерального от 30.06.2006 N 90-ФЗ) (см. текст в предыдущей ) Открыть полный текст документа Читать подробнее: ТК РФ Глава 58. ЗАЩИТА ТРУДОВЫХ ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ РАБОТНИКОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ СОЮЗАМИ

Каковы права и обязанности работника?

Комментарий к Ст.21 Трудового кодекса РФ Бесплатная юридическая консультация по телефонам: — 1. Комментируемая статья 21 ТК РФ наполняет общий трудоправовой статус работника конкретными правами и обязанностями, которыми в обязательном порядке и в равном объеме наделяются все без исключения работники, занятые на условиях трудового договора у любого работодателя.

  1. Поскольку эти права работника прямо вытекают из Конституции РФ, международного гуманитарного и трудового права, а также из основных принципов правового регулирования социально-трудовых отношений (см.
  2. Ст.2 ТК РФ и комментарий к ней ), постольку все они имеют основополагающий и общеобязательный характер.

При этом следует отметить, что в данной статье приведены не только индивидуальные права собственно работника, но и коллективные права объединений работников, реализуемые через их представителей. К числу индивидуальных трудовых прав работника относятся: права на заключение, изменение и расторжение трудового договора в порядке и на условиях, установленных ТК РФ и иными федеральными законами; рабочее место, соответствующее условиям, предусмотренным стандартами организации и безопасности труда и коллективным договором; своевременная и в полном размере выплата заработной платы в соответствии с квалификацией, сложностью труда, его количеством и качеством; объединение, включая право создания профессиональных союзов и вступления в них для защиты своих трудовых прав, и др.

Читайте также:  Какие Причины Не Идти На Работу?

Данные права предоставляются работникам в основном как субъектам индивидуальных трудовых отношений. Однако некоторыми из них работники наделяются как субъекты иных отношений. К такого рода правам необходимо отнести: права на заключение трудового договора при трудоустройстве на работу; подготовку и дополнительное профессиональное образование; разрешение индивидуальных трудовых споров; возмещение вреда и компенсацию морального вреда (см.

ст.1 ТК РФ и комментарий к ней ).2. В буквальном смысле коллективные трудовые права принадлежат не отдельно взятому работнику, а представителям работников, которые выступают от имени объединения работников, созданного ими в результате реализации каждым своего индивидуального права на объединение.

  1. Тем не менее они указаны в составе прав работника.
  2. В число таких прав включены права: на участие в управлении организацией в формах, предусмотренных ТК РФ, иными федеральными законами и коллективным договором; ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений через представителей, а также на информацию о выполнении коллективного договора и соглашений.3.

Коллективными являются также права на защиту трудовых прав работников профессиональными союзами; коллективную самозащиту и защиту прав работников (см. ст.352 ТК РФ и комментарий к ней); разрешение коллективных трудовых споров; забастовку. Данные права предоставляются представителям работников в связи с тем, что они выступают в качестве субъектов отношений по организации труда и управлению трудом; социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений; участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства; профсоюзному контролю за соблюдением законодательства о труде (включая законодательство об охране труда); разрешению коллективных трудовых споров (см.

Ст.1 ТК РФ и комментарий к ней).4. Детализированная характеристика названных индивидуальных трудовых прав, обязанностей и гарантий их реализации содержится в других частях, разделах и главах ТК РФ. Например, нормы, посвященные заключению, изменению и расторжению трудового договора, а также предоставлению физическому лицу работы, обусловленной трудовым договором, помещены в гл.10 — 13 ТК РФ,

Правомочия работника, связанные с предоставлением ему рабочего места, отвечающего государственным нормативным требованиям безопасности труда, раскрываются в статьях об охране труда и обеспечении прав работника на охрану труда (см. ст. ст.209 — 231 ТК РФ и комментарии к ним).

  1. Их гарантией является право работника отказаться в целях самозащиты своих трудовых прав от выполнения работы, непосредственно угрожающей его жизни и здоровью (см.
  2. Ст.379 ТК РФ и комментарий к ней).
  3. Правомочия работника по своевременной и в полном объеме выплате заработной платы обеспечиваются: а) введением запрета принудительного труда, к которому относится нарушение установленных сроков выплаты заработной платы или ее выплата не в полном размере (см.

ст.4 ТК РФ и комментарий к ней ); б) отсутствием максимальных пределов для оплаты труда; в) установлением федеральным законом минимального размера оплаты труда (см. ст. ст.129 — 158 ТК РФ и комментарии к ним). Право работника на отдых детализируется в статьях, содержащихся в гл.15 — 19 ТК РФ.

  1. Право работника на полную и достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте дополняется нормами, устанавливающими требования к содержанию ряда условий трудового договора (см.
  2. Статью 57 ТК России и комментарий к ней).
  3. Право работника на подготовку и дополнительное профессиональное образование реализуется в порядке, установленном ТК РФ и иными федеральными законами (см.

ст. ст.196 — 208 ТК РФ и комментарии к ним). Право на объединение, включая право на создание профессиональных союзов и вступление в них для защиты своих трудовых прав и законных интересов, закрепленное и ст.30 Конституции РФ, обеспечивается нормами Федерального закона от 12 января 1996 г.

N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», который предоставляет каждому работнику, достигшему возраста 14 лет, право вступать в профсоюз. Право на участие в управлении организацией отнесено ТК РФ к формам социального партнерства (см. ст.27 ТК РФ и комментарий к ней). Это право реализуется через представительные органы работников (см.

ст.52 ТК РФ и комментарий к ней). Конкретные формы и порядок осуществления права на участие в управлении организацией регламентируются нормами ТК РФ (см. ст.53 и комментарий к ней ) и содержанием конкретных коллективных договоров. Право на ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений, а также право на информацию о выполнении коллективного договора или соглашения реализуются через представителей работников в рамках их социального партнерства с работодателем (см.

Ст. ст.27, 36 — 51 ТК РФ и комментарии к ним). В числе основных прав работника названо право на защиту своих трудовых прав, свобод и законных интересов всеми не запрещенными законом способами. Осуществлению этого права ТК РФ уделяет особое внимание. В ст.352 ТК РФ предусмотрены четыре способа защиты трудовых прав работников: 1) самозащита работниками трудовых прав; 2) защита трудовых прав профессиональными союзами; 3) государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права; 4) судебная защита.

Порядок реализации этих способов защиты определен в гл.57 — 62 ТК РФ, Право на возмещение вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей, и на компенсацию морального вреда осуществляется посредством привлечения работодателя к материальной ответственности.

В отличие от прежнего Кодекса, который не уделял данной проблеме большого внимания, ТК РФ обязывает каждого работодателя возмещать своему работнику материальный ущерб в следующих случаях: 1) при незаконном лишении работника возможности трудиться (см. ст.234 ТК РФ и комментарий к ней); 2) причинении ущерба имуществу работника (см.

ст.235 ТК РФ и комментарий к ней); 3) задержке выплаты заработной платы (см. ст.236 ТК РФ и комментарий к ней); 4) причинении работнику морального вреда неправомерными действиями или бездействием работодателя (см. ст.237 ТК РФ и комментарий к ней). Право на обязательное социальное страхование в буквальном смысле не относится к трудовым правам работника, поскольку оно реализуется вне сферы общественных отношений, составляющих предмет правового регулирования собственно трудового законодательства.

  1. Однако в силу ст.2 ТК РФ обеспечение права на обязательное социальное страхование признается одним из основных принципов правового регулирования социально-трудовых отношений.
  2. Согласно Федеральному закону от 16 июля 1999 г.
  3. N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» каждый работник подлежит обязательному социальному страхованию применительно к определенным видам страховых рисков.

В качестве страхователей выступают работодатели, обязанные уплачивать страховые взносы (страховые платежи), а в качестве страховщиков — государственные внебюджетные фонды.5. Наряду с основными трудовыми правами комментируемая статья 21 Трудового кодекса РФ приводит перечень трудовых обязанностей работников.

С точки зрения источника все обязанности работника, включенные в этот перечень, подразделяются на собственно трудовые обязанности работника, которые возложены на него трудовым договором, и иные обязанности работника, вытекающие из правил внутреннего трудового распорядка, норм охраны и безопасности труда, использования имущества работодателя и проч.

Практическое значение этой классификации состоит, в частности, в том, что согласно ч.1 ст.192 Трудового кодекса РФ работник несет дисциплинарную ответственность в первую очередь за нарушение своих трудовых обязанностей, к которым согласно формулировке абз.1 ч.2 ст.21 ТК РФ относятся обязанности, предусмотренные заключенным с ним трудовым договором.

Это, впрочем, не означает, что за нарушение других обязанностей работник не несет никакой ответственности. Например, он может нести материальную ответственность за нарушение обязанности по бережному отношению к имуществу работодателя (см. ст. ст.238, 239 ТК РФ и комментарии к ним). Вместе с тем в случае нарушения работником формально не предусмотренной трудовым договором обязанности, за неисполнение которой трудовое законодательство прямо не предусмотрело конкретных мер ответственности, он в принципе не должен нести дисциплинарную ответственность, поскольку в буквальном смысле факт нарушения трудовых обязанностей в этой ситуации отсутствует.

Такой подход к определению состава трудовых обязанностей работника и мер ответственности за их невыполнение означает, с одной стороны, стремление законодателя реально повысить регулирующую роль и правовое значение трудового договора, а с другой — отказ государства от излишнего публично-правового вмешательства в регулирование отношений, возникающих у конкретного работодателя в сфере организации и управления трудом, включая такой их аспект, как дисциплина труда, обеспечение которой является в настоящее время частным делом каждого самостоятельно хозяйствующего работодателя.6.

Перечень прав и обязанностей работников, приведенный в ст.21 ТК РФ, носит статутный и в этом смысле обобщенный характер. Реальный же объем конкретных прав работников устанавливается в индивидуально-договорном и локально-нормативном порядке: а) трудовым договором; б) коллективным договором; в) локальными нормативными правовыми актами работодателя.

Все они не могут содержать положения, снижающие уровень прав и гарантий работников, установленный трудовым законодательством (см. ст.9 ТК РФ и комментарий к ней), а локальные нормативные акты работодателя не должны, кроме того, ухудшать положение работников в сравнении не только с трудовым законодательством, но и с коллективными договорами и соглашениями (см.

Какие способы защиты трудовых прав существуют в рамках закона?

Способы защиты и самозащиты прав в трудовых правоотношениях — Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, — способы защиты трудовых прав работников, используемый полномочными на то органами во взаимодействии с реализацией других способов, предусмотренных ТК РФ.

  • государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства;
  • защита трудовых прав работников профессиональными союзами;
  • самозащита работников трудовых прав.

Государственный надзор и контроль – деятельность полномочных государственных органов, направленная на проверку соответствия трудовому законодательству действий работодателей по управлению трудом (установление условий труда и применению норм трудового законодательства, иных нормативных правовых актов, коллективных договоров, соглашений), предотвращение и выявление нарушений, привлечение к ответственности виновных в нарушениях работодателей и их представителей.

  • органы федеральной инспекции труда;
  • органы специализированного федерального надзора (федеральные надзоры).
  • федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ;
  • Генеральный прокурор РФ и подчинение ему прокуроры.

Органы федеральной инспекции труда осуществляют государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, во всех организациях на территории РФ. Основными задачами органов федеральной инспекции труда являются:

  • обеспечение соблюдения прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия труда;
  • обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  • обеспечение работодателей и работников информацией о наиболее эффективных средствах и методах соблюдения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  • доведение до сведения соответствующих органов государственной власти фактов нарушений, действий (бездействия) или злоупотреблений, которые не попадают под действие законов и иных нормативных правовых актов (ст.355 ч.2. ТР РФ).

В соответствии с возложенными на них задачами органам федеральной инспекцией труда предоставлены широкие полномочия по защите трудовых прав, основные из которых указаны в ст.356 ТК РФ. Среди них:

  • осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением в организациях трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, привлечения виновных к ответственности в соответствии с федеральным законом;
  • рассмотрение дел о нарушении трудового законодательства, отнесенных законом к числу административных правонарушений в соответствии с КоАП;
  • проведение предупредительного надзора за строительством новых реконструкций действующих объектов производственного назначения, вводом их в эксплуатацию в целях предотвращения отступлений от проектов, ухудшающих условия труда, снижающих безопасность;
  • осуществление надзора и контроля за соблюдением установленного порядка расследования и учета несчастных случаев;
  • дача заключений по проектам строительных норм и правил, других нормативных документов о соответствии их требованиям трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, рассмотрение и согласование проектов отраслевых и межотраслевых правил по охране труда;
  • введение приема и рассмотрения заявлений, писем, жалоб и иных обращений работников о нарушениях трудовых прав, принятие мер по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав. (ст.356 ТК РФ).
  • Федеральные надзоры осуществляют государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях и на некоторых объектах промышленности наряду с органами федеральной инспекцией труда.
  • Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ осуществляют внутриведомственные контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных организациях.
  • Внутриведомственный контроль осуществляют также органы местного самоуправления в подведомственных им организациях.
  • Генеральный прокурор и подчиненные ему прокуроры в соответствии с федеральным законом осуществляют надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
  • Создание профсоюзов как организации работников для коллективной защиты их прав в сфере труда обязывает эту общественную организацию действовать во взаимоотношениях с работодателем в интересах работников.
  • Государство, признавая за профсоюзами роль представителей и защитников трудовых прав работников, закрепляет круг полномочий, позволяющий им охранять и защищать эти права.
  • Основными вопросами, решаемыми с участием профсоюзов, действующих в интересах работников, являются:
  • регулирование трудовых отношений (правотворчество и правоприменение);
  • контроль за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
Читайте также:  Что Делать Если Суд Вынес Решение Без Ответчика?

Профсоюзы представляют работников, охраняют и защищают их трудовые права, участвуя в соответствии с законодательством в коллегиальных органах управления организацией, в осуществлении приватизации государственного и муниципального имущества, в рассмотрении индивидуальных и коллективных трудовых споров, оказывая содействия занятости.

  • Профсоюзы защищают права своих членов свободного распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
  • Профсоюзы имеют право на осуществление контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением ими условий коллективных договоров, соглашений.

Профсоюзный контроль распространяется на соблюдение всех норм, регулирующих трудовые отношения: по вопросам трудового договора, рабочего времени и времени отдыха, оплаты труда, гарантий и компенсаций, льгот и преимуществ, а также по другим социально – трудовым вопросам в организациях, в которых работают члены данного профсоюза.

Выявив нарушения, профсоюзы вправе требовать их устранения. Органами, имеющими право осуществлять профсоюзный контроль, являются выборные органы, а также создаваемые профсоюзами правовые и технические инспекции труда. Эти инспекции создаются общероссийскими профсоюзами и их объединениями, межрегиональными и территориальными объединениями (ассоциациями) организаций профсоюзов.

Инспекции, создаваемые общероссийскими профсоюзами и их объединениями, действуют на основе положений, утвержденных общероссийскими профсоюзами и их объединениями. Инспекции, создаваемые межрегиональными и территориальными объединениями (ассоциациями) организаций профсоюзов, действуют на основании принимаемых ими положений в соответствии с типовыми положениями соответствующего общероссийского объединения профсоюзов.

  1. Правовая инспекция труда контролирует соблюдение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, кроме норм об охране труда.
  2. Профсоюзные инспекторы труда в установленном порядке имеют право беспрепятственно посещать организации независимо от их организационно – правовых форм и форм собственности, в которых работают члены данного профсоюза или профсоюзов, входящих в объединение, для проведения проверок соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о профсоюзах, а также контролировать выполнение условий коллективных договоров, соглашений.
  3. Профсоюзы, их инспекции труда при осуществлении указанных полномочий взаимодействуют с государственными органами надзора и контроля за соблюдением законов и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права.
  4. Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профсоюзов имеют права беспрепятственно проверять в организациях соблюдение требований охраны труда и вносить обязательные для рассмотрения должностными лицами предложениями об устранении выявленных нарушений требований охраны труда.
  5. Под самозащитой трудовых прав следует понимать поведение работника, связанное с использованием предусмотренных законодательством средств в целях недопущения нарушений его прав и интересов.

Наиболее простыми и доступными формами самозащиты, установленными ст.379 ТК РФ, являются, во – первых, отказ работника от выполнения работы, которая угрожает его жизни и здоровью; во – вторых, отказ от работы, не предусмотренной трудовым договором. При этом важно иметь в виду, что угроза жизни и здоровью должна быть непосредственной и реальной, а не субъективно предполагаемой работником.

  • По – видимому, объективными факторами, послужившими причиной подобного отказа, могут быть соответствующее заболевание, подтвержденное документом медицинского учреждения, или возможность соприкосновения с вредными веществами, а также вредной и опасной для жизни и здоровья средой.
  • Что касается отказа от работы, не предусмотренной трудовым договором, то очевидно, здесь объективными факторами могут служить: поручение работодателем работы не по специальности, оговоренной при заключении трудового договора; поручение бесплатной работы; поручение работы выше установленной нормы сверхурочных часов и т.п.

Действующее трудовое законодательство в ряде случаев допускает привлечение работника к работе, не предусмотренной трудовым договором. Однако такое привлечение носит временный характер, обусловленный чрезвычайными обстоятельствами (например, при производственной необходимости – ст.74 ТК РФ).

  • И здесь работник не может быть переведен на другую работу или привлечен к работе, противопоказанной ему по состоянию здоровья.
  • Отказ от работы в случаях, предусмотренных ст.379 ТК РФ, не влечет для работника каких – либо неблагоприятных последствий.
  • На время отказа за ним сохраняются все права и гарантии, установленные действующим трудовым законодательством.

Работник, в частности, сохраняет свое рабочее место, он не ущемляется в оплате труда, на него не налагаются дисциплинарные и иные взыскания. Таким образом, в числе основных принципов правового регулирования труда ТК РФ называет обеспечение прав каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод.

Что такое самозащита прав работника?

Статья 379 ТК РФ. Формы самозащиты В целях самозащиты трудовых прав работник, известив работодателя или своего непосредственного руководителя либо иного представителя работодателя в письменной форме, может отказаться от выполнения работы, не предусмотренной трудовым договором, а также отказаться от выполнения работы, которая непосредственно угрожает его жизни и здоровью, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

  • На время отказа от указанной работы за работником сохраняются все права, предусмотренные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права.
  • В целях самозащиты трудовых прав работник имеет право отказаться от выполнения работы также в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами.1.

Самозащита — особый способ защиты прав работника, он предполагает самостоятельные активные действия работника по охране своих трудовых прав, жизни и здоровья без обращения или наряду с обращением в органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров либо в органы по надзору и контролю за соблюдением законодательства о труде.2.

Законодатель не устанавливает общих правил реализации права работника на самозащиту. Однако, используя общетеоретические положения, можно предположить, что самозащита возможна при наличии грубого нарушения трудовых прав работника, специально указанного в законе (ст. ст.142, 219 ТК), и необходимости пресечь нарушение.3.

В отличие от гражданского законодательства, которое допускает любые соразмерные характеру и содержанию правонарушения меры его пресечения (ст.14 ГК РФ), ТК предусматривает лишь одну форму самозащиты работников — отказ от выполнения трудовых обязанностей.4.

Самозащиту трудовых прав необходимо отличать от забастовки. Самозащита — это отказ от выполнения работы в целях защиты индивидуальных трудовых прав работника (права на определенность трудовой функции, закрепленной трудовым договором, права на своевременное и в полном объеме получение заработной платы, права на охрану жизни и здоровья в процессе трудовой деятельности).

Забастовка же представляет собой отказ выполнять трудовые обязанности (полностью или частично) с целью разрешить коллективный трудовой спор, т.е. является способом разрешения коллективного трудового спора и направлена на отстаивание коллективных интересов или коллективных прав.

  1. Право на самозащиту реализуется работником самостоятельно.
  2. Решение об объявлении забастовки может быть принято только коллективом — общим собранием (конференцией) работников организации (филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения), индивидуального предпринимателя.
  3. Наряду с использованием права на самозащиту работник может обратиться в органы федеральной инспекции труда или органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

Забастовка проводится в ходе разрешения коллективного трудового спора после необходимых примирительных процедур (см. коммент. к ст. ст.401 — 404).5. Самозащита трудовых прав является правомерным действием. Не следует проводить аналогию между самозащитой и административным правонарушением в форме самовольного прекращения работы как средства разрешения коллективного или индивидуального трудового спора (ст.20.26 КоАП РФ).6.

Самозащита трудовых прав может быть использована в случаях, предусмотренных ч.1 комментируемой статьи, а также в иных случаях, указанных в трудовом законодательстве. К ним, в частности, относятся: незаконный перевод на другую работу (поручение работы, не предусмотренной трудовым договором); возникновение непосредственной угрозы жизни и здоровью работника; возникновение опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда (ст.219 ТК); задержка выплаты заработной платы на срок более 15 дней (ст.142 ТК); необеспечение работника средствами индивидуальной и коллективной защиты в соответствии с установленными нормами; поручение работы с вредными или опасными условиями труда, тяжелой работы, если это не предусмотрено трудовым договором (ст.220 ТК).7.

Надо подчеркнуть, что работник вправе отказаться от выполнения трудовых обязанностей лишь в случае незаконного перевода, например осуществленного без письменного согласия работника, перевода на работу, противопоказанную ему по состоянию здоровья, перевода на тяжелую работу, работу с вредными или опасными условиями труда (см.

коммент. к ст. ст.72.1, 72.2). Если же перевод осуществляется в соответствии с законодательством, например работодатель использует свое право на временный перевод в случае катастрофы природного или техногенного характера, производственной аварии, несчастного случая на производстве, пожара, наводнения, голода, землетрясения, эпидемии или эпизоотии и в любых исключительных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части (ст.72.2 ТК) и при этом условия труда (воздействие вредных факторов производства или факторов, определяющих опасность либо тяжесть труда) не меняются, работник не вправе отказаться от выполнения работы.8.

В случаях, предусмотренных федеральным законом, работник не может отказаться от выполнения работы, несмотря на наличие угрозы его жизни и здоровью (см. коммент. к ст.219).9. Общий порядок использования права на самозащиту законодательством не установлен, однако применительно к отдельным видам самозащиты можно говорить о необходимости соблюдения определенной процедуры.

Так, приостановка работы в случае задержки выплаты заработной платы возможна лишь после письменного извещения работодателя (см. коммент. к ст.142).10. Продолжительность приостановки выполнения трудовых обязанностей в порядке самозащиты не ограничивается и определяется временем, необходимым для восстановления нарушенных прав работника.

Сразу же после выплаты заработной платы, издания приказа о восстановлении на прежней работе, выдачи средств индивидуальной и коллективной защиты и т.п. работник обязан приступить к исполнению трудовых обязанностей (см. коммент. к ст. ст.142, 219, 220).11.

Порядок и размер оплаты периода, когда лицо не работало в связи с необходимостью защитить свои трудовые права, точно не определены. Для случаев защиты права на труд, отвечающий требованиям безопасности и гигиены (ст. ст.219, 220 ТК), установлена оплата за простой не по вине работника (ст.220 ТК). Это же правило, очевидно, должно действовать и в случае прекращения работы в связи с задержкой выплаты заработной платы (ст.142 ТК).

По отношению к случаям незаконного перевода на другую работу такой подход вряд ли применим, поскольку работник фактически лишается возможности трудиться. По сложившейся практике при восстановлении незаконно переведенного работника на прежней работе ему оплачивается время вынужденного прогула (см.

Как осуществляют защиту трудовых прав Профессиональные союзы?

ТК РФ Статья 370. Право профессиональных союзов на осуществление контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением условий коллективных договоров, соглашений (в ред. Федерального от 30.06.2006 N 90-ФЗ) (см.

Текст в предыдущей ) Профессиональные союзы имеют за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением ими условий коллективных договоров, соглашений. (в ред. Федерального от 30.06.2006 N 90-ФЗ) (см.

текст в предыдущей ) Работодатели обязаны в недельный срок со дня получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить в соответствующий профсоюзный орган о результатах рассмотрения данного требования и принятых мерах. (в ред. Федерального от 30.06.2006 N 90-ФЗ) (см.

Текст в предыдущей ) Для осуществления контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением условий коллективных договоров, соглашений общероссийские профессиональные союзы и их объединения могут создавать правовые и технические инспекции труда профсоюзов, которые наделяются полномочиями, предусмотренными, утверждаемыми общероссийскими профессиональными союзами и их объединениями.

(в ред. Федерального от 30.06.2006 N 90-ФЗ) (см. текст в предыдущей ) Межрегиональное, а также территориальное объединение (ассоциация) организаций профессиональных союзов, действующие на территории субъекта Российской Федерации, могут создавать правовые и технические инспекции труда профессиональных союзов, которые действуют на основании принимаемых ими положений в соответствии с типовым положением соответствующего общероссийского объединения профессиональных союзов.

  1. КонсультантПлюс: примечание.
  2. О выявлении конституционно-правового смысла ч.5 ст.370 см.
  3. КС РФ от 28.11.2019 N 37-П.
  4. Профсоюзные инспекторы труда в установленном порядке имеют право беспрепятственно посещать любых работодателей (организации, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей — физических лиц), у которых работают члены данного профессионального союза или профсоюзов, входящих в объединение, для проведения проверок соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о профессиональных союзах, выполнения условий коллективных договоров, соглашений.

(в ред. Федерального от 30.06.2006 N 90-ФЗ) (см. текст в предыдущей ) КонсультантПлюс: примечание. О выявлении конституционно-правового смысла ч.6 ст.370 см. КС РФ от 28.11.2019 N 37-П.

Читайте также:  Можно Ли Обжаловать Определение Суда О Назначении Судебной Экспертизы?

Профсоюзные инспекторы труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право:осуществлять контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников;

(в ред. Федерального от 30.06.2006 N 90-ФЗ) (см. текст в предыдущей ) принимать участие в несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организаций, работодателей — индивидуальных предпринимателей о состоянии условий и охраны труда, а также о всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях; (в ред.

Федерального от 30.06.2006 N 90-ФЗ) (см. текст в предыдущей ) защищать права и законные интересы членов профессионального союза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве (работе); (в ред. Федерального от 30.06.2006 N 90-ФЗ) (см. текст в предыдущей ) предъявлять работодателям требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников; направлять работодателям представления об устранении выявленных нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательные для рассмотрения; (в ред.

Федерального от 30.06.2006 N 90-ФЗ) (см. текст в предыдущей ) осуществлять проверку состояния условий и охраны труда, выполнения обязательств работодателей, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями; принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приему в эксплуатацию средств производства в качестве независимых экспертов; (в ред.

Федерального от 18.12.2006 N 232-ФЗ) (см. текст в предыдущей ) принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, а также с изменениями условий труда; (в ред.

Федерального от 30.06.2006 N 90-ФЗ) (см. текст в предыдущей ) принимать участие в разработке проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, содержащих нормы трудового права; (в ред.

Федерального от 30.06.2006 N 90-ФЗ) (см. текст в предыдущей ) принимать участие в разработке проектов подзаконных нормативных правовых актов, устанавливающих государственные нормативные требования охраны труда, а также согласовывать их в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; (в ред.

Федерального от 30.06.2006 N 90-ФЗ) (см. текст в предыдущей ) обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве.

В ред. Федерального от 30.06.2006 N 90-ФЗ) (см. текст в предыдущей ) Профессиональные союзы, их инспекции труда при осуществлении указанных полномочий взаимодействуют с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальными органами, другими федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.

(в ред. Федеральных законов от 30.06.2006, от 28.06.2021 ) (см. текст в предыдущей ) Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право беспрепятственно проверять соблюдение требований охраны труда и вносить обязательные для рассмотрения должностными лицами организаций, работодателями — индивидуальными предпринимателями предложения об устранении выявленных нарушений требований охраны труда.

Куда обращаться работнику для защиты своих прав?

Может ли работодатель «отправить» работника в отпуск без содержания? — Не редко возникают случаи, когда работодатель, ввиду невозможности обеспечить работника работой в определенный период времени, вынуждает работника оформлять отпуск без сохранения заработной платы.

Как правило, это делается с целью избежать выплаты заработной платы за время простоя. В соответствии со статьей 111 Трудового кодекса РК по соглашению сторон трудового договора на основании заявления работника ему может быть предоставлен отпуск без сохранения заработной платы. Продолжительность отпуска без сохранения заработной платы определяется по соглашению между работником и работодателем.

Вместе с тем, согласно статье 44 Кодекса работодатель в случае простоя имеет право переводить работника без его согласия с учетом его специальности, квалификации на другую работу, не противопоказанную по состоянию здоровья, на срок не более одного месяца в течение календарного года.

При переводе в случае простоя оплата труда работнику производится по выполняемой работе, но не менее двух третей его среднемесячной заработной платы по прежней работе.В соответствии со статьей 133 Кодекса порядок и условия оплаты времени простоя работ по вине работодателя определяются трудовым, коллективным договорами и устанавливаются в размере не менее пятидесяти процентов от средней заработной платы работника.

Учитывая то, что предоставление отпуска без сохранения заработной платы и его продолжительность решается только с согласия работника, то любые действия работодателя без получения такого согласия или при принуждении работника писать заявление о предоставлении такого отпуска, являются незаконными.

Куда писать если на работе нарушают права?

Заключение эксперта — Каждый работник, права которого ущемлены работодателем, имеет право подать жалобу в вышестоящие инстанции. Написать жалобу на работодателя можно в инспекцию по труду, налоговую, Прокуратуру или в суд. Допускается обращаться сразу в несколько учреждений одновременно.

В чем может помочь трудовая инспекция?

Что делает трудовая инспекция Инспекция контролирует исполнение норм Трудового кодекса: правильно ли вы оформляете договор, вовремя ли выплачиваете зарплату и соблюдаете ли условия труда. Она защищает сотрудников от недобросовестных работодателей и проводит плановые и внеплановые проверки.

Что такое трудовые споры и способы их решения?

Что понимают под трудовым спором — Согласно определению, трудовой спор – это разногласия между работодателем и работником (или всем коллективом), возникшие по вопросам регулирования трудовых отношений. Если говорить простым языком, речь идёт о ситуациях, в которых работодатель и работники не сходятся в едином мнении по тем или иным вопросам в рамках ТК.

При этом здесь обязательно присутствуют следующие элементы. — Разногласия, по которым стороны не смогли достичь единого мнения. — Причина. Например, в числе частых причин, по которым возникают разногласия – нарушения условий труда, а также всевозможные нарушения при заключении трудового договора. Во многих случаях самому спору предшествует так называемое трудовое правонарушение – виновное неисполнение или исполнение ненадлежащим образом трудовых обязанностей, нарушающее права другого субъекта (субъектов).

Помимо этого, спор может возникнуть по причине добросовестного заблуждения одной из сторон по тем или иным вопросам, при разрешении которых не удалось достичь консенсуса.

Как осуществляют защиту трудовых прав Профессиональные союзы?

ТК РФ Статья 370. Право профессиональных союзов на осуществление контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением условий коллективных договоров, соглашений (в ред. Федерального от 30.06.2006 N 90-ФЗ) (см.

  • Текст в предыдущей ) Профессиональные союзы имеют за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением ими условий коллективных договоров, соглашений. (в ред.
  • Федерального от 30.06.2006 N 90-ФЗ) (см.

текст в предыдущей ) Работодатели обязаны в недельный срок со дня получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить в соответствующий профсоюзный орган о результатах рассмотрения данного требования и принятых мерах. (в ред. Федерального от 30.06.2006 N 90-ФЗ) (см.

текст в предыдущей ) Для осуществления контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением условий коллективных договоров, соглашений общероссийские профессиональные союзы и их объединения могут создавать правовые и технические инспекции труда профсоюзов, которые наделяются полномочиями, предусмотренными, утверждаемыми общероссийскими профессиональными союзами и их объединениями.

(в ред. Федерального от 30.06.2006 N 90-ФЗ) (см. текст в предыдущей ) Межрегиональное, а также территориальное объединение (ассоциация) организаций профессиональных союзов, действующие на территории субъекта Российской Федерации, могут создавать правовые и технические инспекции труда профессиональных союзов, которые действуют на основании принимаемых ими положений в соответствии с типовым положением соответствующего общероссийского объединения профессиональных союзов.

  1. КонсультантПлюс: примечание.
  2. О выявлении конституционно-правового смысла ч.5 ст.370 см.
  3. КС РФ от 28.11.2019 N 37-П.
  4. Профсоюзные инспекторы труда в установленном порядке имеют право беспрепятственно посещать любых работодателей (организации, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей — физических лиц), у которых работают члены данного профессионального союза или профсоюзов, входящих в объединение, для проведения проверок соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о профессиональных союзах, выполнения условий коллективных договоров, соглашений.

(в ред. Федерального от 30.06.2006 N 90-ФЗ) (см. текст в предыдущей ) КонсультантПлюс: примечание. О выявлении конституционно-правового смысла ч.6 ст.370 см. КС РФ от 28.11.2019 N 37-П.

Профсоюзные инспекторы труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право:осуществлять контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников;

(в ред. Федерального от 30.06.2006 N 90-ФЗ) (см. текст в предыдущей ) принимать участие в несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организаций, работодателей — индивидуальных предпринимателей о состоянии условий и охраны труда, а также о всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях; (в ред.

Федерального от 30.06.2006 N 90-ФЗ) (см. текст в предыдущей ) защищать права и законные интересы членов профессионального союза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве (работе); (в ред. Федерального от 30.06.2006 N 90-ФЗ) (см. текст в предыдущей ) предъявлять работодателям требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников; направлять работодателям представления об устранении выявленных нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательные для рассмотрения; (в ред.

Федерального от 30.06.2006 N 90-ФЗ) (см. текст в предыдущей ) осуществлять проверку состояния условий и охраны труда, выполнения обязательств работодателей, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями; принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приему в эксплуатацию средств производства в качестве независимых экспертов; (в ред.

  • Федерального от 18.12.2006 N 232-ФЗ) (см.
  • Текст в предыдущей ) принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, а также с изменениями условий труда; (в ред.

Федерального от 30.06.2006 N 90-ФЗ) (см. текст в предыдущей ) принимать участие в разработке проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, содержащих нормы трудового права; (в ред.

Федерального от 30.06.2006 N 90-ФЗ) (см. текст в предыдущей ) принимать участие в разработке проектов подзаконных нормативных правовых актов, устанавливающих государственные нормативные требования охраны труда, а также согласовывать их в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; (в ред.

Федерального от 30.06.2006 N 90-ФЗ) (см. текст в предыдущей ) обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве.

В ред. Федерального от 30.06.2006 N 90-ФЗ) (см. текст в предыдущей ) Профессиональные союзы, их инспекции труда при осуществлении указанных полномочий взаимодействуют с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальными органами, другими федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.

(в ред. Федеральных законов от 30.06.2006, от 28.06.2021 ) (см. текст в предыдущей ) Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право беспрепятственно проверять соблюдение требований охраны труда и вносить обязательные для рассмотрения должностными лицами организаций, работодателями — индивидуальными предпринимателями предложения об устранении выявленных нарушений требований охраны труда.

Что такое федеральная инспекция труда?

Статья 354. ТК РФ Федеральная инспекция труда | ГАРАНТ

Статья 354. Федеральная инспекция труда Федеральная инспекция труда — единая централизованная система, состоящая из, уполномоченного на проведение федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (государственных инспекций труда).Часть вторая с 1 января 2005 г.

См. текст Руководство деятельностью федеральной инспекции труда осуществляет руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, — главный государственный инспектор труда Российской Федерации, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации.