ИП и предприятиям, которые ведут деятельность за городом в отдаленной местности, может быть доступен ряд примечательных преференций в части обязательств по применению онлайн-касс. Их содержание зависит от того, где именно располагается хозяйствующий субъект — в «труднодоступной» или «отдаленной от сетей связи» местности с точки зрения классификации по Закону № 54-ФЗ.
Ознакомимся подробнее с особым порядком ведения расчетов с покупателями торговыми предприятиями, расположенными в пределах того или иного типа территорий со льготным условиями применения ККТ, а также где искать список населенных пунктов, освобожденных от онлайн-касс или где они могут работать в автономном режиме — без передачи фискальных данных в ОФД.
Предлагаем условиться, что используемые далее в статье понятия следует понимать как:
- «магазин» — торговая точка или место оказания услуг/работ;
- «труднодоступный» — указанный в п. 3 ст. 2 Закона №54-ФЗ;
- «отдаленный» — указанный в п. 7 ст. 2 Закона №54-ФЗ.
«Труднодоступный» магазин вправе не применять ККТ вообще
Положениями пункта 3 статьи 2 Закона № 54-ФЗ (ССЫЛКА) определено, что ИП и юрлица, которые ведут бизнес в «отдаленной» или «труднодоступной» местности вправе не использовать контрольно-кассовую технику:
3.
Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие расчеты в отдаленных или труднодоступных местностях (за исключением городов, районных центров (кроме административных центров муниципальных районов, являющихся единственным населенным пунктом муниципального района), поселков городского типа), указанных в перечне отдаленных или труднодоступных местностей, утвержденном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, вправе не применять контрольно-кассовую технику при условии выдачи покупателю (клиенту) по его требованию документа, подтверждающего факт осуществления расчета между организацией или индивидуальным предпринимателем и покупателем (клиентом), содержащего наименование документа, его порядковый номер, реквизиты, установленные абзацами четвертым — двенадцатым пункта 1 статьи 4.7 настоящего Федерального закона, и подписанного лицом, выдавшим этот документ.
Орган государственной власти субъекта Российской Федерации в пятидневный срок доводит до сведения уполномоченного органа и размещает на своем официальном сайте в сети «Интернет» перечень, указанный в абзаце первом настоящего пункта, а также внесенные в указанный перечень изменения.
Точный перечень таких населенных пунктов, освобожденных от онлайн-касс, закрепляется в нормативном акте, принимаемом на уровне субъекта РФ.
К местностям, на которых ККТ применять необязательно, не могут относиться территории:
- любых городов;
- любых районных центров (кроме тех, что являются единственными населенными пунктами в своем муниципальном районе);
- любых поселков городского типа.
Отметим, что в статье 2 закона есть еще пункт 5, по которому ККТ вправе не применять аптечные организации, которые располагаются в фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах в селах. Кроме того, обособленные подразделения медорганизаций с лицензиями также вправе не применять онлайн-кассы при осуществлении деятельности в сельской местности.
Несмотря на то, что «труднодоступный» магазин вправе не использовать ККТ, вместо кассового чека он должен выдать покупателю (клиенту) по его просьбе иной документ, подтверждающий факт оплаты за товар (услугу).
Такой документ должен содержать реквизиты, указанные в абзацах 4-12 пункта 1 статьи 4.7 Закона № 54-ФЗ. Выдаваться документ должен в порядке, определенном в постановлении Правительства России от 15.03.
2017 № 296 (ССЫЛКА).
Ознакомимся с требованиями к документу, заменяющему кассовый чек, и с порядком его выдачи покупателю подробнее.
Нюансы выдачи документа, заменяющего чек («труднодоступным» магазином)
Выдаваемый «труднодоступным» магазином документ (далее чек) — заменяющий чек онлайн-кассы, должен иметь следующие реквизиты:
- название документа, порядковый номер (присваиваемый с начала смены);
- дата, время, адрес расчетов;
- наименование хозяйствующего субъекта (ФИО ИП), его ИНН;
- сведения о системе налогообложения, применяемой хозяйствующим субъектом;
- сведения об операции, при которой выдан чек на кассе магазина — приход или расход денежных средств;
- перечень товаров, за которые осуществляется оплата по чеку (с учетом скидок, наценок, с указанием НДС, если он применяется хозяйствующим субъектом и с выделением товаров, которые освобождены от НДС);
- итоговую сумму расчета (с указанием НДС и с выделением суммы за товары, которые не облагаются НДС);
- сведения о способе расчета — наличными или по карте (с выделением сумм, принятых наличными и по карте);
- ФИО и должность продавца.
Чек обязательно должен быть подписан продавцом.
Технически чек может быть сформирован с помощью:
- ККТ старого образца (настроенного на распечатку чеков с указанными выше реквизитами);
- чекового принтера.
Теоретически, каждый чек можно печатать и на компьютере или даже выписывать вручную (однако, и то и другое — крайне медленные процедуры, и потому лучше обеспечивать формирование чеков с помощью указанных автоматических устройств).
В соответствии с постановлением № 296 «труднодоступный» чек применяется в следующем порядке:
- Продавец распечатывает (заполняет) документ, подписывает, передает покупателю в момент принятия от него денежных средств (проведения оплаты по карте).
При этом, должны использоваться технические средства, позволяющие одновременно формировать чек в 2-х экземплярах, либо в одном, но с отрывной частью — по аналогии с бланком строгой отчетности. Во втором случае отрывная часть, как и основная, должна содержать все реквизиты, указанные выше. Одна из копий чека или отрывная часть передается покупателю.
Порядковые номера, присваиваемые каждому чеку, не должны повторяться (за исключением ситуации, когда номер наносится на копию или отрывную часть чека — он как раз должен совпадать с номером исходного чека или основной его части).
- В конце смены продавец передает сохраненные копии (основные части) чеков, сотруднику, ответственному за ведение журнала учета документов (составляется в свободной форме) — для регистрации сохраненных документов в данном журнале.
Вполне рабочая схема — когда за ведение журнала отвечает сам продавец — в этом случае сведения по чекам никому не передаются.
В журнале учета документов сведения по чекам приводятся в последовательности, соответствующей порядку выдачи каждого чека.
Журнал необходимо прошить, пронумеровать. Руководитель фирмы или ИП должен заверить данный журнал (и поставить на нем печать, если она используется).
Если в течение дня покупок в магазине не было, то никакие сведения в журнал не вносятся.
В журнале также фиксируются сведения по некорректно составленным чекам.
Такой чек, прежде всего, должен быть изъят из оборота (его нельзя выдавать покупателю или использовать каким-либо иным образом), перечеркнут и сдан сотруднику, ответственному за ведение учета чеков.
При этом, порядковый номер сохраняется за чеком, несмотря на то, что он считается некорректным и не подлежит использованию.
Руководитель фирмы должен заключить с работником, ответственным за выдачу чеков — то есть, с продавцом, и с человеком, который заполняет журнал учета (в принципе, это может быть, как мы уже отметили выше, один и тот же работник) отдельное соглашение о материальной ответственности.
Продавцом и работником, который ведет учет чеков и журнала, безусловно, может быть и сам руководитель фирмы и ИП. В этом случае нет необходимости составлять какие-либо разрешительные документы.
Копии чеков (отрывные части) должны храниться в защищенном месте — в сейфе или закрываемой на ключ комнате, не менее 5 лет. Затем они уничтожаются в соответствии с решением комиссии, которая назначается руководителем — если не он сам отвечает за выдачу и учет чеков.
Где найти список населенных пунктов, освобожденных от онлайн-касс
Списки «труднодоступных» населенных пунктов, освобожденных от онлайн-касс, как правило, публикуются на официальных сайтах органов исполнительной власти субъектов РФ или муниципалитетов.
Централизованного федерального ресурса на эту тематику пока что не появилось. Но есть крайне информативные частные сайты. Например, перечень «труднодоступных» населенных пунктов, освобожденных от онлайн-касс можно найти ЗДЕСЬ.
«Труднодоступные» населенные пункты следует принципиально разграничивать с теми населенными пунктами, которые расположены в местностях, «отдаленных от сетей связи» (пункт 7 статья 2 Закона № 54-ФЗ). В «отдаленных» местностях для продавцов существует несколько иная привилегия — возможность использовать онлайн-кассы в автономном режиме без передачи данных.
Ознакомимся с особенностями такого применения ККТ подробнее.
«Отдаленный от сетей связи» магазин использует онлайн-кассу в автономном режиме — без передачи данных в ОФД
Итак, в соответствии с пунктом 7 статьи 2 Закона № 54-ФЗ в «отдаленных» населенных пунктах — соответствующих критериям, которые определены законом, можно использовать ККТ в режиме, не предусматривающем передачи данных в ОФД через интернет:
7.
В отдаленных от сетей связи местностях, определенных в соответствии с «критериями», установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере связи, и указанных в перечне местностей, удаленных от сетей связи, утвержденном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также на территориях военных объектов, объектов органов федеральной службы безопасности, органов государственной охраны, органов внешней разведки пользователи могут применять контрольно-кассовую технику в режиме, не предусматривающем обязательной передачи фискальных документов в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных.
Орган государственной власти субъекта Российской Федерации в пятидневный срок доводит до сведения уполномоченного органа и размещает на своем официальном сайте в сети «Интернет» указанный в абзаце первом настоящего пункта перечень, а также внесенные в указанный перечень изменения.
Что это значит?
Самое главное — то, что использовать нужно, несмотря на «офлайновый» режим применения ККТ, именно онлайн-кассу. То есть — устройство, имеющее фискальный накопитель, который регистрируется (снимается с регистрации, заменяется) в ФНС в установленном законом порядке.
Режим «без передачи данных» позволяет использовать онлайн-кассу без подключения к серверу Оператора фискальных данных и, как следствие, не платить ОФД порядка 3000 рублей в год за контракт, но это на усмотрение пользователя ККТ. Нет необходимости передавать покупателям кассовые чеки в электронном виде — достаточно выдавать бумажные на руки.
Как мы отметили выше, населенный пункт для отнесения к категории «отдаленных» должен соответствовать ряду законодательных критериев — ознакомимся с ними подробнее.
Какие есть критерии по «отдаленным» пунктам
Главный документ, в котором отражены критерии, о которых идет речь — приказ Минкомсвязи России от 05.12.2016 № 616 (ССЫЛКА). По сути, это единственный критерий — численность населения, не превышающая 10 тыс. человек. Но не исключено появление иных — по аналогии с теми, что определены в федеральном законе по «труднодоступным» населенным пунктам.
Перечни «отдаленных» населенных пунктов также публикуются достаточно децентрализовано, если говорить об официальных сайтах органов власти. Поэтому приходится искать такую информацию на альтернативных сайтах: например, ЗДЕСЬ или указанном выше частном сайте, который также содержит список «отдаленных» населенных пунктов.
При этом, следует иметь в виду, что в случае, если регионом не принято нормативных актов, устанавливающих перечни «отдаленных» населенных пунктов, то считается, что такие пункты в регионе отсутствуют (письмо ФНС России от 27.01.2017 № ЕД-4-20/1435 — ССЫЛКА).
- В любом случае для уточнения данных полезно обратиться в местное отделение ФНС — возможно, там скажут об анонсируемых изменениях в региональных нормативных актах, которые определяют перечни «труднодоступных» или «отдаленных» местностей.
- Тот факт, что при ведении торговли в «отдаленной» местности хозяйствующий субъект вправе применять ККТ без передачи данных в ОФД, означает не только экономию на услугах Оператора, но и наличие ряда дополнительных обязательств хозяйствующего субъекта в части регистрационных действий, производимых при пользовании ККТ.
- Отметим, что с учетом содержания таких действий, экономия на услугах ОФД далеко не во всех случаях выйдет очевидной.
Особенности регистрация «отдаленных» онлайн-касс
При работе с «отдаленной» онлайн-кассой, которая работает в автономном режиме (без заключения договора с ОФД), пользователь, как и в сценарии с применением онлайн-кассы в обычном режиме, обязан регистрировать ее (и фискальный накопитель) в ФНС, а также снимать ККТ с регистрации в предусмотренных законом случаях.
При использовании кассы в обычном режиме все регистрационные действия производятся онлайн — через Личный кабинет ФНС (либо при содействии ОФД). Но если ККТ применяется в режиме без передачи данных, то пользователю необходимо:
- В целях регистрации онлайн-кассы в ФНС (как условия начала ее легального использования) отправить в Налоговую службу по месту учета хозяйствующего субъекта заявление на регистрацию ККТ на бумаге — по форме, утвержденной в приложении № 1 к приказу ФНС РФ от 29.05.2017 № ММВ-7-20/484@ (ССЫЛКА).
При этом, в заявлении отражается тот факт, что ККТ будет применяться в режиме без передачи данных.
При наличии фактической возможности получения доступа в Личный кабинет (как вариант, при нахождении владельца магазина в населенном пункте, где интернет есть) зарегистрировать онлайн-кассу можно и через Личный кабинет ФНС. В заявлении, подаваемом онлайн, также обязательно нужно указать, что касса будет использоваться в режиме без передачи данных в ОФД.
- В случае необходимости перерегистрации ККТ по причине замены фискального накопителя (либо при снятии онлайн-кассы с регистрационного учета) — отнести онлайн-кассу вместе с накопителем в ФНС, снять его там и сдать на считывание фискальных данных. Касса передается специалистам ФНС вместе с заявлением на перерегистрацию (снятие с регистрации) онлайн-кассы.
Фискальные данные считываются специалистами ФНС с использованием специального USB-адаптера (письмо ФНС России от 16.02.2018 № АС-4-20/3107@ — ССЫЛКА).
Таким образом, у пользователя, объективно, может возникнуть необходимость в неоднократном посещении ФНС в различных целях.
На это уйдет время и, возможно, выгоднее будет — несмотря на наличие законных оснований применять ККТ без передачи данных, все-таки заключить договор с ОФД при наличии фактической технической возможности это сделать.
«Просадка» в продажах вследствие затраченного на визиты в ФНС времени может быть гораздо выше стоимости услуг ОФД.
Даже если касса применяется в населенном пункте с численностью населения менее 10 тыс. человек, то интернет там, скорее всего, в какой-либо разновидности есть — хотя бы мобильный. Его вполне хватит на обслуживание онлайн-кассы, которая не потребляет много трафика.
Резюме
Положениями Закона № 54-ФЗ определено 2 типа преференций в отношении хозяйствующих субъектов, которые производят расчеты с физическими лицами (и в общем случае обязаны применять онлайн-кассу с передачей данных в ОФД):
- Легальный отказ от использования онлайн-кассы — на территориях, признанных «труднодоступными» в соответствии с пунктом 3 статьи 2 Закона № 54-ФЗ.
Вместо чека онлайн-кассы магазин должен выдать покупателю аналогичный по существу документ, в котором содержатся реквизиты, очень близкие тем, что отражаются в чеке, распечатываемом на ККТ.
- Легальный отказ от заключения договора с ОФД — то есть, возможность применения ККТ в режиме, не предусматривающем передачу данных, на территориях, признанных «отдаленными от сетей связи» — в соответствии с пунктом 7 статьи 2 Закона № 54-ФЗ.
При этом, касса должна иметь полноценный фискальный накопитель, ее нужно в установленном порядке (допустимо — с применением бумажных документов) регистрировать в ФНС (перерегистрировать, снимать с регистрации).
Перечни населенных пунктов, освобожденных от онлайн-касс (которые относятся к «труднодоступным»), или тех, где онлайн-кассы могут работать в автономном режиме без передачи данных в ОФД (которые относятся к «отдаленным»), определяются на уровне региональных органов власти, которые издают в этих целях отдельные нормативные акты.
Отменят ли онлайн-кассы в сельской местности?
Онлайн-кассы в сельской местности — кто должен их применять, а кто может работать без кассы, будет ли отмена онлайн-касс для села, узнайте из нашего материала.
Под сельской местностью принято понимать всю обитаемую территорию, расположенную вне городов и пригородов. Данные территории отличаются своей спецификой, в том числе:
- особыми видами деятельности населения (охотничье-промысловые, фермерские, лично-подсобные хозяйства, отели, санатории, природоохранные структуры и др.);
- недостаточно развитой инфраструктурой и «усеченными» схемами оснащения современными средствами связи;
- удаленностью от современных средств цивилизации и контролирующих органов.
Онлайн-касса представляет собой техническое устройство для кассовых расчетов, обладающее:
- возможностью онлайн-передачи электронных кассовых чеков покупателям и налоговикам;
- специальными техническими возможностями (по хранению, защите, шифрованию и т. д.) фискальной информации — данный спектр функций стал доступен владельцам кассовой техники после замены ЭКЛЗ фискальным накопителем (многофункциональным модулем памяти).
Подробности об особенностях фискального накопителя узнайте из материала «Фискальный регистратор и онлайн-касса».
Взаимосвязь онлайн-касс и сельской местности двоякая — жители сельских населенных пунктов могут выступать:
- покупателями товаров (работ, услуг) — приобретать в сельмагах и частных ларьках за наличный расчет продукты питания и непродовольственные товары, а также выступать потребителями разнообразных бытовых услуг (от распиловки дров до ремонта обуви);
- продавцами услуг и товаров (как произведенных в сельской местности, так и привезенных со стороны) — молока, живой рыбы, овощей и др.
И в том, и в другом случае объединяющим звеном являются наличные деньги — их применение в расчетах требует обязательного соблюдения положений закона о кассовой технике от 22.05.2003 № 54-ФЗ. Что он предусматривает — см. далее.
Закон № 54-ФЗ: нужна ли онлайн-касса для села и деревни
Нормы закона № 54-ФЗ можно условно разделить на 2 группы:
- прямо предусматривающие требования к использованию в сельской местности онлайн-касс;
- содержащие общие для города и деревни положения.
Указанный документ обязывает все работающие с наличкой фирмы и ИП применять онлайн-кассы, поэтому и горожане, и сельчане будут сталкиваться с онлайн-кассами и кассовыми чеками чаще, чем раньше.
При этом закон оговаривает отдельные ситуации, когда допустимо их неприменение. Например, указанный нормативный документ напрямую про онлайн-кассы в сельских населенных пунктах говорит в п. 5 ст. 2 — не использовать современные кассовые аппараты с функцией онлайн-отправки чеков в налоговую инспекцию могут:
- аптечные компании — если они расположены в сельских фельдшерских пунктах;
- обособленные подразделения медицинских организаций (если в сельском населенном пункте отсутствуют аптечные компании) — при наличии у них лицензии на фармацевтическую деятельность.
Остальные случаи неприменения онлайн-касс исключительно для сельской местности закон 54-ФЗ не оговаривает — его нормы применяются вне зависимости от того, в городе или селе происходят наличные расчеты. Узнайте об этом из следующего раздела.
Какое наказание предусмотрено за незаконное неприменение онлайн-касс, узнайте в Готовом решении от КонсультантПлюс. Пробный доступ к системе можно получить бесплатно.
Кому можно не применять онлайн-кассу и возможна ли полная отмена онлайн-касс в сельской местности
Закон № 54-ФЗ предусматривает ситуации, когда и в городской, и в сельской местности онлайн-кассы не применяются (или используются в особом режиме), если (например):
- продавец имеет право отсрочки на применение онлайн-касс;
- оказываются услуги или реализуются отдельные виды товаров, перечисленные в п. 2 ст. 2 закона № 54-ФЗ (обеспечение обедами школьников и учителей во время занятий в общеобразовательных школах, торговля прессой, мороженым, квасом и т. д.);
- ИП на ПСН ведет виды деятельности, указанные в п. 2.1 ст. 2 закона № 54-ФЗ;
- населенный пункт отдален от сетей связи и его название отражено в утверждаемом региональными властями списке — применять кассы можно в автономном режиме (передавать налоговикам фискальную информацию в онлайн-режиме необязательно);
- село, деревня или разъезд находится в труднодоступном месте (перечень таких мест также утверждается региональными властями) — здесь можно обойтись совсем без кассы, но при условии выдачи покупателю по его требованию документа, подтверждающего факт расчета.
При этом необходимо особое внимание уделить п. 8 ст. 2 закона № 54-ФЗ, согласно которому вышеуказанные послабления не распространяются на фирмы и ИП:
- использующие автоматические расчетные устройства;
- торгующие подакцизными товарами.
Подробнее см. «Кто освобожден и может не применять онлайн-кассы?».
Таким образом, отдельные категории налогоплательщиков сейчас могут воспользоваться предоставленными законом № 54-ФЗ льготами и не использовать в наличных расчетах онлайн-кассы (в том числе в деревнях и селах).
Полная отмена онлайн-касс для фирм и ИП, осуществляющих наличные расчеты в сельской местности, будет возможна только в том случае, если будут приняты соответствующие поправки в закон № 54-ФЗ. Но таковые в настоящее время не рассматриваются.
Итоги
Законом № 54-ФЗ предусмотрены случаи (идентичные для села и города), когда наличные расчеты могут происходить без применения онлайн-касс (при оказании определенных услуг, продаже отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров и т. д.). Не применять современные кассы можно также в селах и деревнях, признанных труднодоступными. Полной отмены онлайн-касс в сельской местности пока не предвидится.
Онлайн-касса: зачем она нужна и что делать при торговле в отдаленных от сетей местностях? | Официальный сайт сообщества маркировки «Честный знак»
26 декабря 2021 20:50
Онлайн-кассы понадобятся всем, кто занимается торговлей маркируемыми товарными группами для того, чтобы оперативно передавать данные о маркируемых товарах в ГИС МТ во время их реализации.
Для того чтобы иметь возможность продавать товары с маркировкой касса должна:
- Уметь распознавать код маркировки товара;
- Формировать тег 1162, делать пометку о маркированном товаре в чеке;
- Отправлять данные о выбывших кодах при продаже в ОФД;
- Отправлять данные о продаже маркированного товара в «Честный Знак»;
- Фиксировать продажи маркированного товара;
- Иметь действующий формат фискальных данных.
С 6 августа 2021 года разрешено регистрировать кассу только с новым фискальным накопителем — ФН-М. Это касается всех владельцев касс, даже тех, кто работает без маркировки или оказывает услуги.
Продавцы маркированного товара, как и другие владельцы касс, вправе зарегистрировать обычный ФН до 6 августа и работать с ним по ФФД 1.1 и 1.05 до истечения срока действия (п. 8.1 ст. 1.2 54-ФЗ). Тогда перейти на формат 1.2 нужно во время замены ФН на ФН-М.
Таким образом, онлайн-касса позволяет максимально автоматизировать работу продавцов — данные чеков о продаже товаров и услуг записываются в фискальный накопитель, встроенный в онлайн-кассу, сразу отправляются через интернет оператору фискальных данных, через которого передаются в Федеральную налоговую службу. Однако не у каждого розничного магазина есть возможность использовать онлайн-кассу.
В каких случаях можно не использовать онлайн-кассу?
Работа с онлайн-кассой подразумевает бесперебойное подключение к интернету, но далеко не в каждом населенном пункте есть доступ к сети. Поэтому в Федеральном законе № 54-ФЗ о контрольно-кассовой технике определены также правила применения ККТ для отдаленных от сетей связи местностей, а также для отдаленных и труднодоступных местностей.
Розничная торговля в труднодоступных и отдаленных от сетей связи местностях имеют свои особенности передачи данных о маркированных товарах:
- В труднодоступных и отдаленных местностях разрешено не применять контрольно-кассовую технику, но продавец все равно должен выдавать по требованию покупателя документ по факту расчета, в электронном или бумажном виде с указанием всех реквизитов, которые требует 54-ФЗ.
- В отдаленных от сетей связи местностях организации и индивидуальные предприниматели обязаны использовать контрольно-кассовую технику в автономном режиме, данные о всех проведенных операций в таком случае будут храниться на фиксальном накопителе — сведения об операциях необходимо передавать сведения в ФНС 1 раз в 30 дней.
- Подача сведений о маркированном товаре в ГИС МТ должна осуществляться в соответствии с требованием передачи в ФНС.
Онлайн-касса для рынка
В большинстве ситуаций при торговле на рынке онлайн-касса нужна. Но есть список исключений — он указан в ст. 2 54-ФЗ. Этот закон регулирует применение онлайн-касс. Расскажем, кто может работать на рынке без онлайн-кассы и как выбрать бюджетную модель.
Ситуации, при которых нужно торговать с онлайн-кассой (ККТ), зависят от двух факторов: как выглядит ваша торговая точка и какой товар вы продаете.
https://www.youtube.com/watch?v=dELsZOAO6C4\u0026pp=ygVd0JrQvtCz0LTQsCDQsiDQvtGC0LTQsNC70ZHQvdC90L7QuSDQvNC10YHRgtC90L7RgdGC0Lgg0L3QtSDQvdGD0LbQvdCwINC-0L3Qu9Cw0LnQvS3QutCw0YHRgdCw
Если торгуете там, где товар находится в сохранности и его можно продемонстрировать, — вам нужна онлайн-касса. В основном это крытые торговые места на территории рынка: магазин, киоск, палатка, автофургон.
Если продаете следующие виды товара, онлайн-касса тоже потребуется:
- Подакцизный товар. Это алкоголь, табак, топливо, духи.
- Маркированный товар. Это табак, шубы, обувь, текстиль, молочная продукция. С каждым годом список товаров, которые подлежат обязательной маркировке, расширяется. Следите за изменениями в законе, чтобы не нарваться на штрафы за отсутствие онлайн-кассы.
- Непродовольственные товары из списка, который утвердило Правительство РФ. В список входит торговля коврами, лекарствами, компьютерным оборудованием, мебелью.
Есть ситуации, когда можно законно торговать без кассовой техники. В статье «Кто может работать без онлайн-кассы» мы уже подробно о них рассказали. Перечислим основные товары, при продаже которых можно не пользоваться онлайн-кассой:
- Квас, молоко, растительное масло, живая рыба — при продаже из автоцистерн.
- Безалкогольные напитки, питьевая вода — при продаже в розлив.
- Сезонные овощи и фрукты вразвал. В том числе картофель, бахчевые культуры.
- Изделия народного художественного творчества. При условии, что их продает сам изготовитель. Например, продажа изделий из ткани, украшенных ручной вышивкой.
Другие факторы, при которых можно работать без онлайн-кассы:
- Если вы самозанятый или ИП на НПД (налоге на профессиональную деятельность). Для каждой продажи вы обязаны сформировать чек в мобильном приложении «Мой налог» и отправить его покупателю.
- Если вы ИП на патенте и ваша деятельность попадает в список исключений. В этом списке: ремонт обуви, мебели, фотоуслуги. Полный перечень указан в п. 2.1. ст. 2 54-ФЗ.
- Если торговая территория находится в труднодоступной или отдаленной местности, где нет связи. Важное условие: территория должна быть в списке отдаленных или труднодоступных местностей, который формирует регион. Вместо чеков предприниматели и организации должны выдавать документ, который подтверждает покупку. Как и кассовый чек, он содержит обязательные реквизиты.
Идеальный вариант — компактная касса с емким аккумулятором, которая может работать целый день без подзарядки.
Если вы выбираете кассу для работы на открытом рынке, учитывайте погодные условия. Касса не должна бояться низких температур.
Касса для работы на открытом рынке
Смарт-терминалы
Смарт-терминалы — это онлайн-кассы с сенсорным экраном и встроенным принтером чеков. Мобильные смарт-терминалы отличаются небольшими размерами, долгой работой аккумулятора (до 48 ч) и ярким экраном. Поэтому кассу удобно использовать в солнечную погоду: даже при ярком освещении картинка будет видна. Аппараты работают при температуре от 0° С.
Хотите сэкономить больше места на прилавке — вместо банковского терминала подключите оплату по QR-коду. Для каждой покупки СБИС формирует QR-код: он содержит стоимость и реквизиты товара или услуги.
Продавец показывает код на экране кассы, клиент сканирует QR-код в приложении своего банка и оплачивает покупку. К тому же для такого способа оплаты комиссия по эквайрингу меньше — 0,4–0,7%.
Подробнее об оплате по QR-коду
Внешне похож на смартфон. Кассу можно носить с собой или положить на прилавок — она не займет много места. Работает без подзарядки 10–14 ч. Для подключения дополнительного оборудования есть интерфейс USB Type-С. Касса подключается к интернету по Wi-Fi, Bluetooth, 4G-модему.
Автономные кассы
Автономные кассы — это онлайн-кассы с клавишами вместо сенсорного дисплея. Они отлично подходят для работы в зимний период. На таких кассах сложно вбивать названия товаров, они имеют минимальное количество функций. Но если не работаете на морозе, советуем остановить выбор на смарт-терминале. Обратите внимание на модель Меркурий-185Ф.
Касса для работы в павильоне
Для торговли на крытом рынке или в выставочном комплексе погодные условия можно не учитывать. При выборе советуем отталкиваться от количества места, которое вы можете выделить для кассы.
Места для кассы мало
Смело выбирайте компактный смарт-терминал ШТРИХ-СМАРТПОС-Ф. Это небольшая онлайн-касса, которую можно переносить с места на место или положить на прилавок. Займет места не больше, чем мини-планшет.
Подходит для тех, кто работает «с машины», торгует в палатке. У терминала есть два USB-порта — этого хватит, чтобы подключить сканер штрихкодов и банковский пинпад. Работает при температуре от +10°C.
Место для кассы достаточно
Если с недостатком места проблем нет, рекомендуем купить более мощный аппарат. Например, смарт-терминал MSPOS-T-Ф. Это настоящий помощник для кассира: горизонтальный широкий экран, быстрая печать чеков. Оптимальное решение для торговой точки с высокой проходимостью.
Касса с эквайрингом
Главное преимущество онлайн-касс со встроенным эквайрингом — можно работать без банковского пинпада. Кассы подойдут как для курьеров, так и для стационарной работы. Рекомендуем смарт-терминал со встроенным эквайрингом MSPOS-E-Ф.
Это мобильная касса 2 в 1. Заряжается блоком питания от обычного смартфона или внешнего аккумулятора. Принимает оплату любого типа: бесконтактные и магнитные банковские карты, оплату с помощью телефона. Работает на узкой и бюджетной чековой ленте 57 мм.
- Подключиться к сервису ОФД — через него все пробитые чеки будут отправляться в ФНС.
- Зарегистрировать кассу в налоговой — если вы пользуетесь СБИС, это можно сделать в личном кабинете. В противном случае пройдите регистрацию на сайте nalog.gov.ru или посетите налоговую лично. Для онлайн-регистрации понадобится электронная подпись (КЭП) — ее можно приобрести в удостоверяющем центре «Тензор».
- Установить и настроить кассовую программу.
- Для ИП и должностных лиц: штраф на сумму от ¼ до ½ величины расчета, который произвели без кассы. Штраф не может быть меньше 10 тысяч рублей.
- Для юридических лиц: от ¾ до одного размера суммы расчета без использования кассы. Штраф не может быть меньше 30 тысяч рублей.
Если нарушение допустили повторно и сумма расчетов составила более 1 млн рублей:
- Для должностных лиц: дисквалификация от 1 года до 2 лет.
- Для ИП и юридических лиц: приостановление деятельности до 90 суток.
За несоблюдение требований к работе кассы
- Для должностных лиц: предупреждение или штраф от 1,5 до 3 тысяч рублей.
- Для юридических лиц: предупреждение или штраф от 5 до 10 тысяч рублей.
За невыдачу чека
- Для ИП и должностных лиц: предупреждение или взыскание 2 тысячи рублей.
- Для юридических лиц: предупреждение или штраф 10 тысяч рублей.
Помимо этого, контролировать наличие онлайн-касс будут управляющие рынком компании. Им будет запрещено сдавать в аренду территории при отсутствии у ИП кассового аппарата.
Кроме того, к торговле не допустят ИП, чья деятельность приостановлена.
Контролировать законность работы предпринимателей могут и обычные граждане. В России работает приложение «Проверка кассового чека». С помощью него каждый покупатель может проверить, отправлен ли чек с покупки в налоговую службу. Если не отправлен — покупатель сможет отправить жалобу в налоговую.
Новые штрафы за неприменение онлайн-касс
Из нашей статьи вы узнаете:
Требования к применению контрольно-кассовой техники (ККТ) изложены в законе № 54-ФЗ. Основные виды наказаний за пренебрежение этими правилами описаны в Кодексе об административных правонарушениях РФ.
В 2023 году надзорные органы будут проверять работу ККТ согласно обновлённым, скорректированным требованиям.
Вспомним, какое наказание последует за неприменение онлайн-кассы, и разберёмся в том, как не нарушить закон в 2023 году.
Закон № 54-ФЗ обязывает почти все организации и ИП использовать онлайн-кассы при расчётах с покупателем или клиентом. Информацию о пробитых чеках необходимо отправлять в налоговую инспекцию через оператора фискальных данных (ОФД).
В начале 2022 года правительство установило мораторий на некоторые виды проверок для бизнеса. Позднее было опубликовано постановление, согласно которому этот запрет будет действовать до 2030 года. Новые правила запрещают налоговой инспекции проводить плановые проверки организаций и ИП. Внеплановые проверки ФНС может провести только с разрешения прокуратуры и лишь в двух случаях:
- Если осмотр организован по инициативе руководителя ФНС или его заместителя.
- Если был выявлен индикатор риска нарушения обязательных требований: касса не передавала данные в ФНС в течение 60 дней.
Несмотря на мораторий, у налоговой остаётся достаточно способов контролировать деятельность владельцев ККТ. Некоторые надзорные мероприятия ФНС может проводить без взаимодействия с проверяемым лицом и без разрешения прокуратуры. В 2023 году инспекторы имеют право устраивать такие виды проверок, как:
- мониторинг безопасности: налоговики изучают сведения о компании, полученные от других ведомств и из открытых источников (например, жалобы покупателей в интернете);
- проверка документов: инспекторы запрашивают у компании документы, которые она использует для осуществления своей деятельности;
- выездное обследование: сотрудники ФНС приходят в магазин или салон и наблюдают за тем, как продавцы работают с клиентами;
- контрольная закупка: если во время выездного обследования были выявлены нарушения, инспектор проводит закупку, не запрашивая разрешения у прокуратуры.
Если налоговая служба обнаружит, что предприниматель, организация или её сотрудники не соблюдают правила, которые установил закон № 54-ФЗ, нарушители будут наказаны в соответствии со статьёй 14.5 Кодекса об административных правонарушениях.
В некоторых случаях владелец кассы может избежать наказания: для этого нужно добровольно уведомить ФНС о допущенном нарушении и представить доказательства (например, кассовый чек с неправильными реквизитами). Однако на это имеют право только те продавцы, которые не выдали клиенту чек, сформировали чек с ошибкой, один раз не применили кассу при расчёте или использовали незарегистрированную ККТ.
Если налоговая сама узнала о правонарушении, то избавиться от штрафных санкций не получится. Малый бизнес и коммерческие организации, которые совершили ошибку в первый раз, вместо штрафа получат предупреждение.
Согласно статье 4.5 КоАП , срок давности, в течение которого нарушителя могут привлечь к ответственности за ошибки при использовании ККТ, составляет 1 год с момента нарушения. Если ошибки совершались регулярно, то налоговики могут признать нарушение длящимся. Тогда срок давности будет отсчитываться с того дня, когда ФНС обнаружила правонарушение.
Наказание за отсутствие онлайн-кассы
Если компания не использует ККТ при расчётах с покупателями, то налоговая инспекция не может контролировать доходы организации.
Для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей штраф за неприменение онлайн-кассы составит от 25 до 50% от суммы расчёта, но не менее 10 тысяч рублей.
Юридическим лицам придётся заплатить от 75 до 100% от суммы расчёта, но не менее 30 тысяч рублей.
При первом нарушении владелец кассы может избежать штрафа, если сам сообщит налоговой службе о сумме, которая прошла мимо кассы: отправит в ФНС чек коррекции и укажет причину нарушения, например, отсутствие интернета или перебои с электричеством. Сделать это нужно раньше, чем ошибку обнаружит налоговая.
Последующие нарушения этого правила наказываются строже. Если ИП или организация продолжат совершать сделки без кассы, а сумма таких расчётов составит 1 млн рублей или более, то предпринимательскую деятельность приостановят на срок до 90 суток. Сотрудников компании-нарушителя могут дисквалифицировать на срок от 1 года до 2 лет.
Штраф за невыдачу чека
При каждом расчёте пользователь онлайн-кассы обязан выдавать покупателю или клиенту кассовый чек. Чек можно заменить бланком строгой отчётности (БСО), который также должен быть сформирован ККТ. Чек и БСО содержат набор обязательных реквизитов.
Предприниматель имеет право выдать электронный чек вместо бумажного, только если покупатель согласился на это и предоставил свой телефонный номер или email до совершения сделки.
Для должностных лиц и ИП штраф за невыдачу чека или БСО составит 2 тысячи рублей, для юридических лиц — 10 тысяч рублей. При первом нарушении налоговая может заменить штраф предупреждением. Если вы не передали чек клиенту только один раз, срок исковой давности составит 1 год с момента нарушения.
Штраф за игнорирование запросов налоговой
В рамках документарной проверки ФНС имеет право запросить у компании любые документы, которые она использует для осуществления своей деятельности. Предоставить их можно как в бумажном, так и в электронном виде через Личный кабинет на сайте налоговой службы.
Отказ от передачи документов или сообщение необходимых сведений с опозданием влечёт за собой предупреждение или штраф. Должностным лицам и ИП придётся заплатить от 1,5 до 3 тысяч рублей, юридическим лицам — от 5 до 10 тысяч рублей.
Штрафы за другие нарушения при работе с ККТ
Прочие нарушения закона № 54-ФЗ наказываются в соответствии с пунктом 4 статьи 14.5 КоАП РФ. Согласно законодательству, штраф налагается за применение ККТ, которая не соответствует установленным требованиям, или за использование кассы с нарушением правил. На практике это означает, что ИП и организации будут наказаны за:
- применение незарегистрированной ККТ;
- использование ККТ без фискального накопителя;
- применение кассы, которая не прошла фискализацию;
- отсутствие договора с оператором фискальных данных;
- выдачу чеков или БСО с ошибкой;
- формирование с ошибками других фискальных документов;
- нарушение кассовой дисциплины.
В каждом из этих случаев должностным лицам и ИП придётся заплатить штраф в размере от 1,5 до 3 тысяч рублей, юридическим лицам — от 5 до 10 тысяч рублей.
Для того чтобы соблюсти закон, пользователи ККТ должны зарегистрировать свои онлайн-кассы в Федеральной налоговой службе и заключить договор с ОФД, который будет передавать в налоговую данные об использовании устройств.
Так контролирующий орган сможет отслеживать проведение платёжных операций на каждой кассе в режиме реального времени. Сотрудники «Астрал ККТ» помогут зарегистрировать кассу в ФНС и учесть все нюансы кассового законодательства.
Применять онлайн-кассы при расчётах с покупателями обязаны почти все организации и ИП, которые продают товары или оказывают услуги. Законодатели утвердили перечень условий, при которых ККТ можно использовать без подключения к интернету или вовсе отказаться от применения кассы. Соответственно, компании, которые подходят под эти требования, не будут наказаны по статье 14.5.
Полный список условий, позволяющих не использовать ККТ, содержится в статье 2 закона № 54-ФЗ. Приведём его основные моменты. Работать без онлайн-кассы имеют право:
- Кредитные организации.
- Организации и ИП, которые продают мороженое в киосках или напитки в розлив, предоставляют услуги носильщиков на вокзалах и в портах, принимают от населения сырьё для переработки или утилизации, продают газеты и журналы, занимаются ремонтом обуви и ключей, торговлей на розничных рынках без павильона, уходом за детьми, больными или престарелыми, а также рядом других видов деятельности.
- ИП, которые сдают в аренду жилые помещения, находящиеся у них в собственности.
- ИП, которые применяют патентную систему налогообложения и занимаются уходом за домашними животными, ремонтом одежды и обуви, мойкой и техобслуживанием автотранспорта, уборкой квартир и рядом других видов деятельности. В этом случае предприниматель обязан выдавать клиенту документ для подтверждения расчёта.
- Самозанятые и ИП, которые платят налог на профессиональный доход. При отказе от ККТ они обязаны использовать приложение «Мой налог».
- Организации и ИП, которые работают в труднодоступной местности, могут не использовать онлайн-кассу, но должны выдавать клиентам чеки. Списки труднодоступных территорий самостоятельно составляют и публикуют субъекты РФ.
Организации и ИП могут не применять онлайн-кассу, когда оказывают услуги другим юридическим лицам и предпринимателям. Это правило действует только при безналичных расчётах без использования электронных средств платежа (банковских карт, платёжных приложений).
Компании и предприниматели из местности, отдалённой от сетей связи, могут использовать кассу в автономном режиме: не подключать её к интернету и не передавать данные в налоговую через ОФД.
Однако в этом случае владельцы ККТ обязаны самостоятельно отправлять чеки в ФНС каждые 30 дней.
Перечень территорий, которые считаются отдалёнными от сетей связи, составляют и публикуют на своих сайтах субъекты РФ.
В 2023 году правила использования ККТ и контроля за её применением могут скорректировать. В настоящее время законодатели обсуждают изменение перечня организаций, которые имеют право работать без онлайн-кассы.
Авторы одного из законопроектов планируют отменить льготы для тех, кто продаёт товары на розничных рынках или ярмарках без использования павильонов, киосков, палаток и аналогичных помещений.
В случае принятия поправок не использовать ККТ на рынке смогут только плательщики Единого сельскохозяйственного налога.
Сотрудники Минфина, напротив, предлагают расширить список тех, кто освобождён от применения онлайн-касс. Согласно этому проекту, перестать использовать ККТ смогут индивидуальные предприниматели, которые оказывают услуги в сфере образования или физической культуры и спорта. Однако не применять кассу будет разрешено лишь при безналичных расчётах без использования электронных средств платежа.
Кроме того, ФНС разрабатывает новые индикаторы риска, которые сигнализируют о возможном нарушении закона № 54-ФЗ. Обнаружение таких сигналов станет поводом для внеплановой проверки компании. В 2023 году ожидают появление как минимум четырёх новых индикаторов риска.
Вероятно, ими станут определённые ошибки в отдельных реквизитах кассовых чеков, аномальное число операций по возврату товаров и подозрительно большой удельный вес наличных и безналичных платежей.
Сотрудники ФНС ожидают, что количество проверок ККТ в 2023 году также возрастёт.
У некоторых организаций, находящихся в удаленной местности, есть обязанность применять онлайн-кассы
Главная → Статьи → У некоторых организаций, находящихся в удаленной местности, есть обязанность применять онлайн-кассы
Организация находится в сельском населенном пункте в Республике Мордовия. Основным видом деятельности организации является продажа санаторно-курортных и гостиничных услуг.
В настоящее время организация при наличных расчетах применяет ККТ в режиме, не предусматривающем обязательной передачи фискальных документов в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных в соответствии с п. 7 ст. 2 Федерального закона от 22.05.
2003 № 54-ФЗ “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа” (далее – Закон № 54-ФЗ), поскольку местность является отдаленной от сетей связи, критерий – численность населения не превышает 10 тысяч человек.
В ближайшее время организация планирует осуществлять продажу услуг и осуществлять бронирование в виде предоплаты в сети Интернет через модуль онлайн-бронирования посредством заключения договора с платежной системой (Яндекс.Деньги).
Необходимо ли согласно п. 5 ст. 1.
2 Закона № 54-ФЗ приобретать дополнительное оборудование для предоставления покупателю кассового чека на электронную почту или абонентский номер при использовании расчетов электронных средств платежа, или же данный вид оплаты считается оплатой средств с расчетного счета на расчетный счет и не требует кассового чека?
В соответствии с п. 1 ст. 1.2 Федерального закона от 22.05.
2003 № 54-ФЗ “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа” (далее – Закон № 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника (далее также – ККТ) применяется на территории РФ в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных Законом № 54-ФЗ.
Под ККТ для целей Закона № 54-ФЗ понимаются электронные вычислительные машины, иные компьютерные устройства и их комплексы, обеспечивающие запись и хранение фискальных данных в фискальных накопителях, формирующие фискальные документы, обеспечивающие передачу фискальных документов в налоговые органы через оператора фискальных данных и печать фискальных документов на бумажных носителях в соответствии с правилами, установленными законодательством РФ о применении ККТ (ст. 1.1 Закона № 54-ФЗ).
Под расчетами для целей Закона № 54-ФЗ понимаются прием или выплата денежных средств с использованием наличных и (или) электронных средств платежа за реализуемые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги, прием ставок и выплата денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр, а также прием денежных средств при реализации лотерейных билетов, электронных лотерейных билетов, приеме лотерейных ставок и выплате денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению лотерей (ст. 1.1 Закона № 54-ФЗ).
При осуществлении расчета пользователь обязан выдать кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе и (или) в случае предоставления покупателем (клиентом) пользователю до момента расчета абонентского номера либо адреса электронной почты направить кассовый чек или бланк строгой отчетности в электронной форме покупателю (клиенту) на предоставленные абонентский номер либо адрес электронной почты (при наличии технической возможности для передачи информации покупателю (клиенту) в электронной форме на адрес электронной почты) (п. 2 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ). При этом в случае, указанном в п. 7 ст. 2 Закона № 54-ФЗ, пользователь обязан выдать покупателю (клиенту) кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе без его направления покупателю (клиенту) в электронной форме.
Пользователи обязаны обеспечить передачу в момент расчета всех фискальных данных в виде фискальных документов, сформированных с применением ККТ, в налоговые органы через оператора фискальных данных с учетом положений абзаца третьего п. 6 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ, за исключением случая, указанного в п. 7 ст. 2 Закона № 54-ФЗ (п. 6 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ).
Постановлением Правительства Республики Мордовия от 10.04.
2001 № 159 “О Перечне отдаленных и труднодоступных населенных пунктов Республики Мордовия, в которых предприятиям и организациям, физическим лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, разрешено осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин” утвержден перечень отдаленных и труднодоступных населенных пунктов, в которых разрешено осуществлять денежные расчеты с населением без применения ККТ (п. 3 ст. 2 Закона № 54-ФЗ).
Кроме того, в соответствии с п. 7 ст.
2 Закона № 54-ФЗ в отдаленных от сетей связи местностях, определенных в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере связи, и указанных в перечне местностей, удаленных от сетей связи, утвержденном органом государственной власти субъекта РФ, пользователи могут применять ККТ в режиме, не предусматривающем обязательной передачи фискальных документов в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных.
Пунктом 1 приказа Минкомсвязи России от 05.12.
2016 № 616 “Об утверждении критерия определения отдаленных от сетей связи местностей” установлено, что критерием определения отдаленных от сетей связи местностей для целей применения ККТ в режиме, не предусматривающем обязательной передачи фискальных документов в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных, является численность населения указанных местностей. Для целей названного приказа численность населения не должна превышать 10 тысяч человек.
Из п. 7 ст.
2 Закона № 54-ФЗ следует, что пользователи могут применять ККТ в режиме, не предусматривающем обязательной передачи фискальных документов в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных, если в соответствии с обозначенным выше критерием (численность населения не должна превышать 10 тысяч человек) соответствующие местности включены в перечень местностей, удаленных от сетей связи, утвержденный органом государственной власти субъекта РФ.
Согласно информации ФНС России от 09.01.2017 определены критерии территорий, где кассовую технику можно использовать без передачи данных в ФНС России.
В связи с определением критерия отнесения территорий к местностям, отдалённым от сетей связи, региональные органы исполнительной власти могут утвердить перечень территорий, где пользователи смогут применять ККТ в автономном режиме – без обязательного заключения договора с оператором фискальных данных и онлайн-передачи данных в налоговую. Точный перечень таких территорий будет утверждаться в соответствии с п. 7 ст. 2 Закона № 54-ФЗ и публиковаться на сайтах местных администраций.
Ваш комментарий будет первым