Ввиду того, что с начала текущего года значительно расширился перечень субъектов, попадающих под действие закона о самозанятых гражданах, все большее число людей задается вопросами о том, могут ли самозанятые заниматься грузоперевозками и на каких условиях можно пользоваться льготной системой налогообложения. К примеру, лиц, занимающихся грузоперевозками и имеющих для этих целей личный транспорт, интересует, можно ли им встать на учет в налоговый орган и платить с полученного заработка налог на профессиональный доход. Чтобы разобраться в этой теме, обратимся к содержанию закона.
Законно ли?
Безусловно, да, так как законодательство не исключает данный вид деятельности из перечня разрешенных и не накладывает запрета на ее осуществление. Ограничения в части перевозки грузов самозанятым лицом могут быть применены только в случае, если:
- доход гражданина в отчетном периоде превысит 2,4 миллиона рублей;
- самозанятый вовлечет в свою деятельность сторонних лиц на основании трудового договора;
- грузоперевозчик начнет осуществлять деятельность на территории субъекта, исключенного из списка экспериментальных.
Важно! Последнее ограничение не применяется к самозанятым гражданам, зарегистрированным в соответствии с п. 7.3 ст. 83 НК РФ и перечисляющим в бюджет 13-процентный НДФЛ.
Стоит отметить, что перечисленные выше ограничения в принципе несовместимы с понятием самозанятого лица, следовательно, гражданин при стечении данных обстоятельств не сможет встать на учет в налоговых органах. В то же время после устранения последних перейти на уплату НПД сможет даже индивидуальный предприниматель.
К слову сказать, ИП, для этого нужно совсем немного. Все, что от него требуется, это подать заявление о переходе на режим налогообложения, предусмотренный для самозанятых лиц, и параллельно:
- отказаться от всех ранее применяемых спецрежимов;
- сократить доход до предельно допустимого лимита;
- расторгнуть трудовые договора с наемными работниками, если таковые есть;
- определиться с субъектом, на территории которого он будет осуществлять свою деятельность. До 2020 года таких регионов насчитывалось четыре, а с текущего года к ним присоединились еще девятнадцать.
Что должен иметь самозанятый, чтобы перевозить грузы?
Для начала нужно зарегистрироваться в налоговом органе на территории субъекта, включенного в экспериментальный перечень. Сделать это можно лично либо в дистанционном режиме через:
- отделение банка, сотрудничающего с ФНС;
- через личный кабинет налогоплательщика на официальном сайте инспекции;
- через предварительно скачанное приложение «Мой налог».
Последнее используется не только с целью регистрации, но и для отчета перед налоговыми органами. Впоследствии самозанятый гражданин сможет формировать посредством данного приложения чеки при расчетах с клиентами и параллельно фиксировать совершенные операции в ИФНС.
Далее все просто. Гражданин осуществляет деятельность, и ежемесячно до 25 числа перечисляет в бюджет НПД в следующем объеме:
- 6%, если услуга оказана юридическому лицу;
- 4%, если груз доставлен по заказу физического лица.
Возможные ограничения
Итак, формально грузоперевозки — вполне легальный вид деятельности самозанятого лица. Однако, есть одно противоречие.
Согласно приказу Министерства транспорта РФ №152 водитель, эксплуатирующий легковой или грузовой автомобиль, а также троллейбус, трамвай или автобус должен иметь при себе путевой лист.
Данный документ, как правило, содержит не только информацию о собственнике транспортного средства, но и такие важные сведения, как отметка о том, что ТС вышло в рейс в исправном состоянии, а водитель прошел обязательное медицинское освидетельствование.
Некоторые граждане, имеющие собственные транспортные средства, используемые для перевозки грузов, видят в этом существенное препятствие.
Однако, если обратиться к приказу Минтранса, то можно заметить следующее уточнение: путевой лист выдается водителю юрлицом или ИП, а самозанятый гражданин не попадает ни под одно из этих определений.
В этой связи логично предположить, что плательщику НПД для осуществления грузоперевозок достаточно иметь статус самозанятого лица и основные документы, то есть удостоверение водителя, ПТС и страховку.
Что касается груза, то здесь несколько сложнее.
Так, например, если заказчиком выступает юридическое лицо, последнее в качестве сопроводительного документа может предоставить самозанятому перевозчику товарно-транспортную накладную на перемещаемые товарно-материальные ценности. В случаях же, когда таковым является физическое лицо, которому нужно перевезти груз на машине, то исполнителю придется совершать рейс без сопроводительной документации.
Данное обстоятельство способно вызвать сомнения сотрудников ДПС в части принадлежности перевозимого груза. Тем не менее, при наличии подтверждения о постановке на учет в качестве самозанятого лица, проблем с перевозкой груза в пределах экспериментального субъекта возникать не должно.
Видео: В ЧЕМ СЕКРЕТ ИП В ГРУЗОПЕРЕВОЗКАХ? ЖИВОЙ ПРИМЕР
Поиск запроса «ип в грузоперевозках» по информационным материалам и форуму
Нужен ли договор на оказание транспортных услуг с самозанятым
Работаем правильно
Елизавета Прибыткова
20.09.2021
Может ли частный водитель официально перевозить грузы и пассажиров? Да, перевозка грузов самозанятыми или ИП вполне реальна. Разбираемся в нюансах: что выгоднее — ИП или НПД, как составлять договор на грузоперевозки с самозанятым и нужна ли лицензия.
Елизавета Прибыткова
Может ли самозанятый осуществлять грузоперевозки
Чтобы понять, попадают ли грузоперевозки под самозанятость, нужно внимательно разобрать формулировки в законе.
Лицо, занимающееся грузоперевозками по закону считается перевозчиком. А перевозчик — это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, который принимает на себя по договору обязательства по перевозке пассажиров или грузов и багажа. Так сказано в п. 13 ст. 2 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».
Теперь проверяем ограничения на применение налога на профессиональный доход в ч. 2 ст. 4 и ч. 2 ст. 6 Закона N 422-ФЗ. Согласно информации в законодательстве никаких ограничений по виду деятельности нет.
Однако следует помнить, что даже самозанятый ИП не может:
- Зарабатывать более 2,4 млн рублей в год — если ваш годовой доход обычно превышает эту цифру, самозанятость оформлять не стоит. Как только вы достигнете максимально разрешённого дохода вам придется сняться с учёта как самозанятому и стать ИП либо открыть ООО.
- Нанимать сотрудников — такая функция тоже доступна только организациями или индивидуальным предпринимателям.
Так может ли самозанятый заниматься грузоперевозками? Да, может, но для этого ему придётся стать индивидуальным предпринимателем с применением специального налогового режима «Налог на профессиональный доход».
Грузоперевозки —самозанятый или ИП
Определиться, какой налоговый режим вам выгоднее помогут ограничения для самозанятых, которые мы описали выше. Если ваша предполагаемая прибыль в год будет выше 2,4 млн рублей, вам определённо лучше сразу открывать ИП без применения НПД.
Также индивидуальным предпринимателям на других налоговых режимах доступен найм сотрудников. То есть если вы не хотите заниматься грузоперевозками самостоятельно, а планируете нанимать водителей — ИП на НПД точно не ваш вариант.
Логичнее будет сразу выбирать подходящие под ваш бизнес условия для индивидуального предпринимателя.
Однако не стоит забывать о документах — чтобы официально работать самозанятым-водителем, вам необходимо будет подписывать с заказчиками договор на перевозку груза с самозанятыми.
Основное, что следует учесть — договор ни в коем случае не должен быть трудовым.
Это значит, что устроиться в компанию на постоянную основу и получать фиксированную заработную плату и работать в графике вам будет уже нельзя.
Когда выгодно быть самозанятым водителем
Может показаться, что вопрос в целом несущественный — зачем легализовать свою деятельность и платить налоги? Давайте разберём, в чём реальная выгода от легальных частных перевозок на примере самозанятости.
Защищаете себя от рисков и форс-мажорных ситуаций на дороге. При любых неблагоприятных ситуациях вы сможете попросить защиты у государства или правоохранительных органов.
Нелегальному перевозчику это будет сделать сложнее — могут возникнуть проблемы с законом и при банальной краже или аварии вам сложнее будет получить помощь государства или страховой компании.
Более того, у вас возникнут дополнительные траты и проблемы.
Платите налоги только по факту работы, а за простой — ничего. Допустим, вы ударно перевозили грузы пять месяцев в году, а на остальные семь уехали отдыхать и жить на Гоа.
Платить НПД вы будете только за те 5 месяцев, что отработали. При этом статус официального водителя-самозанятого у вас никто не отнимет даже за простой.
Будучи ИП на других налоговых режимах вам придётся оплачивать и время простоя — например, отчислять страховые взносы за год и покрывать стоимость патента.
Вы полностью контролируете свой график и работаете, когда вам удобно. Самозанятость позволяет вам работать на себя — значит, выходные и больничные абсолютно под вашим контролем.
Налоговая ставка ниже, чем у ИП. Самозанятые платят государству 4% от дохода за работу с физическими лицами и 6% от сотрудничества с юридическими лицами. На данный момент в России это самая низкая налоговая ставка на официальную работу в целом.
Отказаться от самозанятости можно в любое время и для этого даже не придется никуда ехать: оформление и снятие с учёта проходит удаленно — например, через приложение «Мой налог». Никакой бумажной волокиты о многочасовых очередей в ФНС,
Ваш заработок становится выше, а клиентская база — больше. Став легальным водителем вы сможете работать с юрлицами и повышать стоимость услуг. Конкуренция на рынке грузоперевозок высокая, а большинство организаций предпочитает работу «в белую», поэтому им выгоднее работать легально.
Заказы при этом вы прикрепляете договором на перевозку груза с самозанятым — в нем нет ничего сложного. Давайте разберёмся, как составлять такой договор.
Договор с самозанятым водителем грузового автомобиля — образец
Какие правила для самозанятого водителя грузов нужно запомнить
Как зарегистрировать самозанятость, не выходя из дома и начать больше зарабатывать в качестве грузоперевозчика
- Зарегистрируйте ИП на сайте Госуслуги.
- Скачайте мобильное приложение или войдите в браузерную версию сервиса «Мой налог» от Федеральной Налоговой Службы.
- Либо зарегистрируйте самозанятость в онлайн-приложении вашего банка, если он предоставляет такую услугу.
Налогообложение для грузоперевозок в 2023 году
Из специальных налоговых режимов для юрлиц‑грузоперевозчиков доступна только дорогая платная трасса «УСН». А вот предпринимателям можно выбирать: работать на УСН или перейти на патент. Что учесть грузоперевозчикам при работе на указанных спецрежимах, расскажем в статье.
- Как рассчитать налоги по УСН
- Как применять патент
- Зачем УСН при патенте
На упрощенке два варианта расчета налога:
Выбрать можно только один вариант, а изменить — не чаще 1 раза в год.
Упрощенка с объектом Доходы — Расходы
С точки зрения элементарной математики вариант «Доходы — Расходы» выгоднее, когда расходы больше 60% от выручки. Но не все подряд затраты могут уменьшать налог.
«Солярка подешевле по чужой заправочной карте» или «запчасти по себестоимости от приятеля» реальными расходами не станут, хоть деньги на них потрачены настоящие.
По факту такой налог выбирают компании, где строгий бухгалтер следит за тем, чтоб по каждому истраченному литру топлива были:
Выбор этого варианта означает ведение полноценного учета, так как иначе налог правильно не посчитать.
https://www.youtube.com/watch?v=7w1UB4pZGVY\u0026pp=ygWdAdCT0YDRg9C30L7Qv9C10YDQtdCy0L7Qt9GH0LjQutCw0Lwg0L3QsCDQn9Ch0J06INGBINC60LvQuNC10L3RgtCw0LzQuCDQvNC-0LbQvdC-INC30LDQutC70Y7Rh9Cw0YLRjCDRgtC-0LvRjNC60L4g0LTQvtCz0L7QstC-0YAg0L_QtdGA0LXQstC-0LfQutC4INCz0YDRg9C30LA%3D
Но если требования Налогового кодекса учет усложняют, то современные учетные системы помогают упросить. Так, например, в бухгалтерской программе СБИС реализованы:
- распознавание первички по сканам,
- авторасчет налога,
- заполнение книги учета (КУДиР) и декларации по УСН.
Упрощенка с объектом «Доходы»
«Доходная» УСН — это по‑настоящему упрощенный налоговый режим с элементарным расчетом. Расходы подтверждать и проверять не нужно. Можно уменьшить сумму налога на фиксированные взносы ИП и взносы с зарплаты.
Из обязательного в налоговом учете — только книга учета и декларация по УСН. Но и в этом случае рекомендуем вести учет в программе — это быстрее, проще и следить за изменениями закона не потребуется.
Достаточно одного патента на перевозку из разных регионов в разные регионы, если договор на перевозку заключен в том субъекте РФ, где этот патент получен. То есть получать патент в других регионах, где находится пункт отправления или назначения, при таком оформлении не нужно, независимо от маршрутов доставки в пределах России (письмо ФНС от 29.12.2020 № КВ‑4‑3/21782).
ИП живет в Москве. Там по месту жительства получил патент на оказание автотранспортных услуг.
Заключил в Москве с разными лицами договоры на перевозку грузов: по первому договору груз везут из Москвы в Санкт‑Петербург, по второму — из Московской области в Калугу, по третьему — из Владимира в Ярославль.
В указанном случае предпринимателю не нужно получать дополнительные патенты.
В любой момент нужно быть готовым обосновать свое право на единственный патент. Как мы знаем, не всегда заказчик или диспетчер готовы оформить договор с нужным вам регионом.
Тут можно «подстраховаться»:
- Покупайте патент в основном регионе присутствия. Где зарегистрирован ИП или нанятые работники, где открыли офис с менеджерами или арендовали автостоянку.
- Пишите в договорах грузоперевозки место заключения — регион, где купили патент. Обычно оно указывается на первом листе договора, рядом с датой.
- Подчеркивайте в любых фактах деятельности привязку к территории патента. Например, укажите на сайте место деятельности — регион патента. Откройте расчетный счет в местном отделении банка, купите сим-карту в своей области. Храните местные чеки на бензин, СТО.
- Ведите книгу учета доходов по патенту. Во‑первых, этого требует закон. Во‑вторых, вам будет проще контролировать свой учет.
Как доказать право на патент
Если налоговая однажды затребует пояснения, письменно объясните, почему используете один патент. Приложите:
- актуальные письма контролеров;
- решения судов по соответствующей тематике;
- несколько договоров на грузоперевозки с правильным местом оказания услуг.
Оказываю услуги на территории субъекта РФ, в котором получен патент. Договоры на грузоперевозки заключаю на территории этого региона, что соответствует правовой позиции, изложенной в письмах Минфина:
- от 11.10.2019 № 03-11-11/78446;
- от 28.06.2019 № 03-11-11/47410;
- от 14.06.2019 № 03-11-11/43299;
- от 07.12.2020 № 03-11-11/106476;
- от 26.11.2020 № 03-11-11/103163.
Эту позицию подтверждают:
- письмо ФНС от 29.12.2020 № КВ‑4‑3/21782,
- судебная практика.
Если теряете право на патентную систему налогообложения и не совмещали ее с упрощенкой, автоматически оказываетесь на общем режиме налогообложения (ОСНО). Это невыгодно с точки зрения налогов. Поэтому грамотное решение — сразу параллельно применять УСН и ПСН:
- Потому что всегда есть риск превысить лимиты патентного режима по численности, количеству машин или выручке. При совмещении УСН и ПСН потерять право на патент не так страшно — автоматически окажетесь на спецрежимной упрощенке.
- Врамках упрощенной системы выгодно заниматься другими, не патентными видами деятельности. Например, это могут быть экспедиторские услуги, работы грузчика и т.п.
Многие выбирают патент и УСН 6% «Доходы», чтобы в случае доначисления не платить НДС по ОСНО и не заморачиваться с расходами.
Онлайн-бухгалтерия
Подключить
Последние новости
https://www.youtube.com/watch?v=7w1UB4pZGVY\u0026pp=YAHIAQE%3D
Последние новостиОтмена ЕНВД: что делать дальше
С 1 января 2021 года единый налог на вмененный доход отменят. Публикуем пошаговую инструкцию, что делать, если вы используете этот спецрежим.
Пп вс рф от 26.06.2018 г. № 26 "о некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции"
Современное законодательство, регулирующее вопросы оказания транспортно-экспедиционных услуг и услуг по перевозке грузов автомобильным транспортом, содержит ряд пробелов, из-за которых суды, при рассмотрении споров, по-разному толкуют заключенные договоры в этих близких сферах хозяйственной деятельности. Верховный Суд РФ в Постановлении Пленума от 26 июня 2018 года № 26 “О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции” разъяснил некоторые самые распространенные вопросы.
Конечно, в Постановлении нет ответов на все вопросы. Однако, стоит признать, что Верховный Суд провел обширную работу, которая действительно заслуживает тщательного ознакомления. А учитывая то, что высшая судебная инстанция не часто дает такие детальные разъяснения по вопросам, касающимся перевозки грузов, это Постановление обязательно должно появиться в материалах на нашем сайте.
Эта статья предназначена в основном для перевозчиков, экспедиторов и грузовладельцев. В ней будет произведено краткое рассмотрение Постановления Пленума ВС РФ от 26.06.2018 г. № 26 в части, касающейся договоров перевозки грузов и договоров транспортной экспедиции.
Так как моя деятельность связана с оказанием юридических услуг для перевозчиков, экспедиторов и грузовладельцев, первая часть Постановления Пленума, разъясняющая позицию Верховного Суда по вопросам договора перевозки пассажира и багажа, разбору в рамках этого материала не подвергнется.
Пункт 19. Цель договора перевозки
Если основная обязанность должника состоит не в сохранной транспортировке груза, к данному договору не могут применяться положения ГК РФ и Устава о перевозке груза.
В частности, к договорам об утилизации твердых бытовых отходов, в том числе когда утилизация предполагает их вывоз с использованием транспортного средства, не подлежат применению правила о договоре перевозки, например, о сокращенном (годичном) сроке исковой давности по требованию к перевозчику.
Верховный Суд разъясняет, что целью договора перевозки является именно доставка груза без оказания существенных дополнительных услуг, пусть даже и невозможных без осуществления транспортировки материальных объектов.
Здесь следует отметить, что практически в каждом договоре перевозчик обязуется производить не только доставку груза, но также выполнять другие действия, не характерные для договора перевозки, например, контролировать простановку отметок в товарных накладных и счетах-фактурах, проверять целостность упаковки груза и т. п.
Существует риск, что суды при исследовании договоров перевозок будут руководствоваться этим пунктом слишком буквально и применять к таким договорам положения главы 39 Гражданского кодекса РФ “Возмездное оказание услуг”.
Пункт 20. Подтверждение заключения договора перевозки
Как составить договор перевозки
Договор перевозки (Скачать образец) |
Перевозка грузов, пассажиров и багажа – это возмездная услуга, исполнение которой регулирует не только Гражданский Кодекс, но и транспортные уставы, кодексы, специальные законы и другие нормативно-правовые акты. Общие положения о перевозке представлены в статьях 784 – 800 ГК РФ, дополнительно кодекс выделяет отдельную главу 41 о транспортной экспедиции.
Транспортная экспедиция, кроме собственно перевозки, включает в себя такие дополнительные услуги как сопровождение груза, заключение сделок в интересах грузоотправителя, исполнение таможенных процедур, контроль количества и состояния груза, его погрузки/выгрузки и др. В этой статье мы рассмотрим договор перевозки на примере перевозки груза автомобильным транспортом, без его экспедиции.
https://www.youtube.com/watch?v=CaajgJJ43N4\u0026pp=ygWdAdCT0YDRg9C30L7Qv9C10YDQtdCy0L7Qt9GH0LjQutCw0Lwg0L3QsCDQn9Ch0J06INGBINC60LvQuNC10L3RgtCw0LzQuCDQvNC-0LbQvdC-INC30LDQutC70Y7Rh9Cw0YLRjCDRgtC-0LvRjNC60L4g0LTQvtCz0L7QstC-0YAg0L_QtdGA0LXQstC-0LfQutC4INCz0YDRg9C30LA%3D
Кроме положений ГК РФ перевозка грузов по России автотранспортом регулируется:
- Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»;
- Федеральным законом от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности»;
- постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2020 г. № 2200 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом».
Международные грузоперевозки подчиняются также положениям:
- Женевской конвенции 1956 года о договоре международной дорожной перевозки грузов;
- Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 127-ФЗ «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения»
Оформление договора перевозки грузов
Необязательно оформлять договор перевозки грузов в виде единого документа с подписями обеих сторон. Заключение договорных отношений грузоотправителя и перевозчика подтверждает составление и выдача транспортной накладной (статья 785 ГК РФ).
Ответственность за сохранность груза перевозчик принимает на себя после того как в транспортной накладной будет проставлена отметка о принятии груза к перевозке.
Исходя из этого, транспортная накладная – это обязательный документ при грузовых перевозках, и не имеет значения, был ли при этом составлен сам договор перевозки.
При перевозке груза несколькими транспортными средствами на каждую партию груза оформляется отдельная транспортная накладная.
Если внимательно прочитать транспортную накладную, то можно заметить, что она содержит все существенные условия договора перевозки груза, по сути, представляя собой письменную (шаблонную) форму договора. Но стороны, конечно, могут заключить и подписать индивидуально разработанный договор перевозки.
Кроме транспортной накладной договор перевозки сопровождается заявкой грузоотправителя на перевозку груза. Если груз перевозится в контейнерах, которые в процессе перевозки надо будет снимать с транспорта, то оформляется еще и сопроводительная ведомость.
Обратите внимание: подтверждением расходов на перевозку груза транспортная накладная не является. В интересах грузоотправителя вместе с транспортной накладной оформлять товарно-транспортную накладную по форме № 1-Т, которая является необходимым условием для признания расходов на перевозку.
Какие еще документы могут потребоваться при исполнении договора перевозки? Если груз имеет специфические особенности, то это могут быть:
- удостоверение о качестве скоропортящегося груза;
- карантинный сертификат и ветеринарное свидетельство;
- сертификат качества зерна и продуктов его переработки;
- сертификат соответствия на определенные виды перевозимых грузов;
- качественный паспорт на нефтепродукты.
Существенные условия договора перевозки
Как и в любом другом договоре, в договоре перевозки существенным условием является его предмет. Предметом договора перевозки будут действия перевозчика по транспортировке груза из пункта отправления в пункт назначения и выдача его грузополучателю.
На деле же исполнение договора перевозки невозможно без указания таких важных условий как:
- характеристики груза (наименование, вес, объем, количество);
- сопроводительные документы на груз;
- маршрут перевозки с указанием пунктов отправления и назначения;
- размер провозной платы и порядок расчетов;
- требования к транспорту перевозчика;
- срок и порядок предоставления транспорта;
- срок и порядок предъявления груза к перевозке;
- порядок погрузки/выгрузки груза;
- условия хранения груза в терминале перевозчика;
- срок доставки груза;
- порядок признания груза утраченным.
Все эти условия кратко прописываются в транспортной накладной, но в тексте договора перевозки их можно указать в более подробной форме, а также дополнительно прописать ответственность сторон.
https://www.youtube.com/watch?v=CaajgJJ43N4\u0026pp=YAHIAQE%3D
Советуем грузоотправителям при перевозке грузов не ограничиваться только оформлением и подписанием транспортной накладной, а заключать полнотекстовый договор перевозки.
Ответственность сторон по договору перевозки
Ответственность сторон за нарушение обязательств по перевозке устанавливает ГК РФ, транспортные кодексы и уставы, а также условия договора перевозки. При этом статья 793 Гражданского кодекса запрещает согласование договорных условий, которые ограничивают ответственность перевозчика, установленную законодательством.
По договору перевозки перевозчик несет следующую ответственность:
Ответственность за невывоз груза по вине перевозчика. По умолчанию в этом случае действуют правила части 1 статьи 34 УАТ: штраф в размере 20% провозной платы и возмещение причиненных убытков.
Ответственность за несвоевременное предоставление транспорта или контейнера. За это нарушение грузоотправитель может требовать от перевозчика уплаты штрафа в размере 5% провозной платы (в городском или пригородном сообщении) или 1 % среднесуточной провозной платы (в междугородном сообщении), а также возмещение причиненных убытков.
Ответственность за сохранность груза. Перевозчик отвечает перед грузоотправителем в рамках объявленной ценности груза.
Обычно за указание ценности перевозчик взимает дополнительный сбор (в процентах от стоимости).
Чтобы снизить расходы на перевозку, некоторые грузоотправители идут на то, чтобы занизить действительную ценность груза, но есть и такие заказчики, которые ее завышают.
Хотя ГК РФ не запрещает грузоотправителю завышать стоимость груза, Правила перевозок грузов автомобильным транспортом (постановление Правительства РФ от 15 апреля 2011 г. № 272) указывают, что объявленная ценность груза не должна превышать его действительной стоимости.
Исходя из этого, перевозчик имеет право не соглашаться на перевозку груза, ценность которого явно завышена.
Если же грузоотправитель не укажет в транспортной накладной стоимость груза, то она будет определяться исходя из цены, которая предусмотрена договором перевозки (при его наличии) или которая обычно взимается за аналогичные товары.
Стороны могут предусмотреть в договоре перевозке и ответственность грузоотправителя.
Ответственность за непредъявление груза отправителем. Если договорные условия не предусматривают другое, то перевозчик может потребовать уплаты штрафа в размере 20% провозной платы и возмещения причиненных убытков.
Ответственность за неиспользование поданного транспорта или контейнера, если это не вызвано его непригодностью.
За это нарушение перевозчик может уплаты штрафа в размере 5% провозной платы (в городском или пригородном сообщении) или 1 % среднесуточной провозной платы (в междугородном сообщении).
Если поданный транспорт относится к специализированным, то размер штрафа увеличивается вдвое.
Ответственность за просрочку оплаты по договору перевозки. Это обычное условие в виде уплаты неустойки за каждый день просрочки. Кроме этого статья 790 ГК РФ дает перевозчику право удержать переданный для перевозки груз в целях обеспечения провозной платы, причем, даже если груз принадлежит третьему лицу.
Перевозчик может удерживать груз до тех пор, пока грузоотправитель с ним не рассчитается.
Если этого не произойдет, перевозчик может реализовать груз (по стоимости, указанной в транспортной накладной или по экспертной оценке) и вычесть из полученной суммы платежи за перевозку и хранение груза, а также затраты, связанные с его реализацией. Оставшиеся средства он должен вернуть грузоотправителю.
Договор перевозки может предусматривать запрет на удержание груза перевозчиком, и это тоже одна из веских причин, почему сторонам не стоит ограничиваться только подписанием транспортной накладной.
Существуют обстоятельства, которые снимают ответственность за неисполнение обязательств со сторон договора перевозки, среди них:
- форс-мажор в виде обстоятельств непреодолимой силы, такие как явлений стихийного характера и военные действия;
- временные ограничения или запрет движения транспорта по дорогам;
- другие, не зависящие от сторон обстоятельств, которые они не могли предотвратить или устранить.
В то же время перевозчик обязан предпринять все меры по обеспечению сохранности груза, поэтому утрата груза в результате его хищения далеко не во всех случаях будет признана обстоятельством, снимающим ответственность с перевозчика.
https://www.youtube.com/watch?v=RXJMZxWrhaI\u0026pp=ygWdAdCT0YDRg9C30L7Qv9C10YDQtdCy0L7Qt9GH0LjQutCw0Lwg0L3QsCDQn9Ch0J06INGBINC60LvQuNC10L3RgtCw0LzQuCDQvNC-0LbQvdC-INC30LDQutC70Y7Rh9Cw0YLRjCDRgtC-0LvRjNC60L4g0LTQvtCz0L7QstC-0YAg0L_QtdGA0LXQstC-0LfQutC4INCz0YDRg9C30LA%3D
При перевозке некоторых грузов возможна их естественная убыль (выветривание, усушка, утруска). Если в результате перевозки масса доставленного груза будет меньше, чем отправленный, перевозчик не отвечает за его недостачу, но только в пределах нормы естественной убыли.
Чтобы снизить риски ответственности за недостачу или повреждение груза, рекомендуем перевозчику предусмотреть в договоре перевозки условие, обязывающее грузоотправителя предоставить груз в соответствии с требованиями Правил перевозок грузов.
Что нужно проверить грузополучателю при получении груза?
Выше мы говорили только о правах и обязанностях грузоотправителя и перевозчика, но в договорных отношениях при перевозке грузов принимает участие и третье лицо – грузополучатель.
Именно он подтверждает, что перевозчик выполнил свои обязанности по договору перевозки, т.е. доставил груз вовремя, в целости и сохранности.
Грузополучатель принимает груз у перевозчика на основании транспортной накладной, путевого листа и сопроводительной ведомости (при контейнерных перевозках).
Если перевозчик не представит грузополучателю транспортную накладную, то груз принимать не рекомендуется, т.к. отсутствие транспортной накладной говорит о ненадлежащем оформлении договора перевозки. В этом случае привлечь к ответственности грузоотправителя (например, по договору поставки) или перевозчика будет затруднительно даже в судебном порядке.
Если же с документами все в порядке, то грузополучатель должен в присутствии перевозчика указать в транспортной накладной:
- фактическое время и дата подачи транспорта под выгрузку;
- наличие и сохранность пломб;
- вес доставленного груза и количество грузовых мест;
- состояние груза, упаковки, тары.
При возникновении разногласий между грузополучателем и перевозчиком при приемке груза, необходимо составить соответствующий акт, о чем сделать отметку в транспортной накладной. Для определения размера недостачи или степени повреждения груза могут быть привлечены независимые эксперты, о чем обязательно должен быть поставлен в известность перевозчик.
Особенности договора перевозки
- Перевозка грузов регулируется не только Гражданским кодексом, но и рядом специальных нормативно-правовых актов.
- По договору перевозки перевозчик обязуется принять груз у грузоотправителя, вовремя доставить его в оговоренный пункт назначения и выдать указанному грузополучателю.
- Заключение договорных отношений по перевозке груза подтверждается транспортной накладной.
- Во избежание споров сторонам рекомендуется составлять и единый документ под названием «договор перевозки».
- Перевозчик принимает на себя ответственность за сохранность груза после того как примет груз по транспортной накладной.
- Договором перевозки стороны могут предусмотреть запрет на право перевозчика удерживать груз в целях обеспечения провозной платы.
- Исполнение обязанностей перевозчика по доставке груза подтверждается отметками грузополучателя в транспортной накладной.
Бесплатный экспресс-аудит учёта от специалистов 1С:БО
Ваша заявка успешно отправлена. Мы свяжемся с вами в ближайшее время.
Можно ли осуществлять грузоперевозки в регионы без патента, при условии заключения договора в моём регионе?
- Имеет значение место заключения договоров на оказание услуг грузоперевозки: если договор заключается в том регионе, где Вы получили патент, а в другом регионе находится только пункт назначения/отправления груза, то достаточно патента, который получен по месту постановки на учет.
- Об этом письмо Минфина
Цитата (Министерство финансов Российской Федерации ДЕПАРТАМЕНТ НАЛОГОВОЙ И ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЙ ПОЛИТИКИ ПИСЬМО от 10 февраля 2015 года №03-11-11/5564 ПСН: договоры на оказание автотранспортных услуг по перевозке грузов автомобильным транспортом заключаются в субъекте Российской Федерации, в котором получен патент, а в другом субъекте Российской Федерации находится только пункт назначения (отправления) груза в рамках указанных договоров):
Вопрос: Я являюсь индивидуальным предпринимателем. На 2015 год для применения ПСН получил патент на оказание автотранспортных услуг по перевозке грузов в Московской области. Могу ли я в рамках данного патента оказывать другим организациям услуги по перевозке грузов из Московской области в Тульскую область? Организация-заказчик перевозки находится в Московской области, и склад, с которого происходит отпуск груза, расположен в Московской области, пункт разгрузки расположен в Тульской области.
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу применения патентной системы налогообложения и сообщает следующее.
Согласно пункту 1 статьи 346.43 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) патентная система налогообложения устанавливается Кодексом, вводится в действие в соответствии с Кодексом законами субъектов Российской Федерации и применяется на территориях указанных субъектов Российской Федерации.
На основании подпункта 10 пункта 2 статьи 346.43 Кодекса патентная система налогообложения применяется индивидуальными предпринимателями в отношении оказания автотранспортных услуг по перевозке грузов автомобильным транспортом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 346.
45 Кодекса документом, удостоверяющим право на применение патентной системы налогообложения, является патент на осуществление одного из видов предпринимательской деятельности, в отношении которого законом субъекта Российской Федерации введена патентная система налогообложения. Патент выдается индивидуальному предпринимателю налоговым органом по месту постановки индивидуального предпринимателя на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика, применяющего патентную систему налогообложения.
Патент действует на территории того субъекта Российской Федерации, который указан в патенте. Индивидуальный предприниматель, получивший патент в одном субъекте Российской Федерации, вправе получить патент в другом субъекте Российской Федерации.
В то же время, если договоры на оказание автотранспортных услуг по перевозке грузов автомобильным транспортом заключаются в субъекте Российской Федерации, в котором получен патент, а в другом субъекте Российской Федерации находится только пункт назначения (отправления) груза в рамках указанных договоров, налогоплательщик вправе не подавать заявление на получение патента в другом субъекте Российской Федерации и, соответственно, вправе осуществлять указанный вид деятельности в рамках одного патента, полученного по месту постановки на учет в налоговых органах.
Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом.
Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель
директора Департамента
А.С.Кизимов
Если же договоры на перевозку грузов будут заключаться в разных субъектах РФ, то одним патентом не обойтись — придется получать патент на грузоперевозки в каждом регионе, где Вы будете заключать договор.
Спросить
Как открыть ИП на грузоперевозки в 2022 году: какое налогообложение выбрать, как рассчитать стоимость патента
После госрегистрации в ИФНС своего бизнеса в сфере грузоперевозок ИП необходимо выбрать оптимальный режим налогообложения. Причем с 2021 г.
на ЕНВД уже перейти не получится (только на ОСНО, Упрощенную систему налогообложения или на ПСН).
Какую систему налогообложения лучше выбрать для грузоперевозок и можно ли открывать свое ИП в этом бизнесе без получения лицензии, рассказано ниже в статье.
Ип на грузоперевозки — как открыть
Грузоперевозки считаются наиболее распространенным способом доставки грузов. Ведь сегодня открывается много ИП по такому виду деятельности. Причем разрешение на перевозку грузов на авто (лицензию) получать не надо (ст. 12 Закона РФ № 99-ФЗ).
Чтобы открыть свой бизнес по грузоперевозкам, необходимо:
- Обратиться в инспекцию ФНС по месту прописки (лично или через своего представителя по доверенности, заверенной у нотариуса).
- Подать заявление о госрегистрации в качестве индивидуального предпринимателя (ИП).
- Оплатить госпошлину в размере 800 р. — если ИП (или его представитель) подает в ИФНС заявление и необходимые документы в бумажном виде.
- Спустя 3 рабочих дня получить готовый лист записи ЕГРИП.
- Выбрать подходящий режим налогообложения для ИП, занимающимся грузоперевозками. По грузоперевозкам можно перейти на ОСНО, УСН или ПСН. И также можно стать самозанятым и платить налог НПД.
Как открыть ИП — пошаговая инструкция
Переход на УСН невыгоден, потому что там нужно сдавать налоговые декларации и вести упрощенный бухгалтерский учет. На ОСНО же надо будет платить несколько налогов (так, НДС, НДФЛ) и вести учет по ним. Это обременительно.
В то же время на ПСН сдача деклараций и иных отчетов не требуется. Учет доходов ведется только в книге учета доходов, полученных от оказания услуг по грузоперевозке. Форма документа и его подробное описание приведены в Приказе Минфина № 135н от 22 октября 2012 г. (ст. 346.53 НК РФ).
В итоге в сфере грузоперевозок ИП рекомендуется перейти именно на патент (ПСН). Однако, в штате его фирмы (компании) должно быть не более 15 человек. Кроме того, доход ИП должен быть не более 60 млн р. в год.
Как закон регулирует ПСН для грузоперевозок
Будучи на ПСН, бизнесмен вправе заниматься грузоперевозкой. Причем перевозить груз можно:
- на своем авто (ТС);
- на арендованной машине.
Однако, налоговый режим ПСН распространяется только на те ТС, которые были заявлены ИП в заявлении на оформление патента.
Причем если у ИП имеется более 20 личных (арендованных) ТС, предназначенных для грузоперевозки, он не вправе перейти на патент.
Сколько патентов нужно покупать для грузоперевозок между регионами
Межрегиональному ИП-грузоперевозчику достаточно купить 1 патент, если в остальных субъектах РФ находятся только его клиенты-грузополучатели и грузоотправители. Однако, ИП вправе получать доходы от ведения своего бизнеса только в том регионе РФ, где он встал на учет в ИФНС и перешел на ПСН.
Кроме того, согласно разъяснениям Минфина, если ИП перешел на ПСН и получил патент в своем регионе прописки и госрегистрации своего ИП, то он вправе оформить еще один патент в ином российском регионе.
В то же время бывает так, что договор перевозки груза заключается в том регионе РФ, где ИП оформил патент, а пункт отправления (назначения) груза расположен в ином субъекте РФ.
Тогда ИП вправе не оформлять второй патент во втором другом регионе РФ.
В итоге бизнесмен вправе заниматься межрегиональной грузоперевозкой в рамках 1-го патента, оформленного по месту госрегистрации его ИП в ИФНС.
В регионе госрегистрации ИП на ПСН и оформления договора перевозки груза должны решаться и иные вопросы грузоперевозки: принятие заявок от диспетчера, ремонт авто, найм водителей, принятие оплаты от контрагента и др. Это позицию подтверждают и суды и налоговая.
Пример! Предприниматель прописан в Великом Новгороде. Здесь же он получил патент в ИФНС на грузоперевозку. В итоге, чтобы работать на 1 патенте, именно в Великом Новгороде ИП нужно оформлять со своими контрагентами договора перевозки груза (место составления договора — Великий Новгород). Так, это могут быть договора:
- С первым контрагентом — на перевозку груза из Великого Новгорода в Белгород.
- Со вторым — на грузоперевозку из Новгородской области в Тамбов.
- С третьим — на грузоперевозку из Пскова в Санкт-Петербург.
В данном случае ИП не надо получать доп. патенты.
ИП для такси: как оформить лицензию, документы, налоги
Как рассчитать стоимость патента
На патенте ИП нужно уплатить определенный налог на ПСН. Это и есть стоимость патента.
Налог на ПСН рассчитывается исходя из:
- Возможного дохода ИП по грузоперевозке. Причем размер такого дохода устанавливается законом того региона РФ, где ИП зарегистрирован и стоит на учете на ПСН.
- Ставки в 6%.
- Длительности патента (от 1 до 12 мес.).
В итоге размер налога по ПСН = (Возможный доход ИП/ 365 (366) дней * срок действия патента, в днях) * 6%.
Пример! Бизнесмен открыл свое ИП в Белгороде. Наемного персонала у него нет. Он сам доставляет грузы.
Ваш комментарий будет первым