Какие Права Имеют Государственные Инспекторы Труда?

Статья 357. Основные права государственных инспекторов труда. Государственные инспекторы труда (правовые, по охране труда) при осуществлении надзорно-контрольной деятельности имеют право: беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения инспекции организации всех организационно-правовых форм и форм собственности; запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций; изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составлять соответствующий акт; расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве; предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке; приостанавливать работу организаций, отдельных производственных подразделений и оборудования при выявлении нарушений требований охраны труда, которые создают угрозу жизни и здоровью работников, до устранения указанных нарушений; направлять в суды при наличии заключений государственной экспертизы условий труда требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда; отстранять от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знаний требований охраны труда; запрещать использование и производство не имеющих сертификатов соответствия или не соответствующих требованиям охраны труда средств индивидуальной и коллективной защиты работников; выдавать разрешения на строительство, реконструкцию, техническое переоснащение производственных объектов, производство и внедрение новой техники, внедрение новых технологий; выдавать заключения о возможности принятия в эксплуатацию новых или реконструируемых производственных объектов; привлекать к административной ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, лиц, виновных в нарушении законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, при необходимости приглашать их в орган инспекции труда в связи с находящимися в производстве делами и материалами, а также направлять в правоохранительные органы материалы о привлечении указанных лиц к уголовной ответственности, предъявлять иски в суд; выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве.

В случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении нарушения трудового законодательства или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению.

Данное предписание может быть обжаловано работодателем в судебном порядке в течение десяти дней с момента его получения работодателем или его представителем.Комментарий к статье 3571. Государственные инспекторы труда (правовые, по охране труда) реализуют предоставленные им права в пределах компетенции соответствующего органа федеральной инспекции труда.

Статья 357 ТК устанавливает основные права государственных инспекторов труда, позволяющие выявлять факты нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, работодателями и их представителями и фиксировать обстоятельства, способствующие правонарушениям.

В этих целях государственные инспекторы труда наделены правом беспрепятственно в любое время суток посещать инспектируемые организации всех организационно-правовых форм и форм собственности. На них распространяется право пропускного режима там, где оно установлено.

Для прохода государственного инспектора на территорию проверяемой организации ему достаточно предъявить служебное удостоверение установленного образца. Государственный инспектор труда имеет право на месте знакомиться с документами и материалами, чтобы получить необходимую информацию. При этом недопустимо уклонение работодателей и их представителей от предоставления документов под каким-либо предлогом, в т.ч.

по мотивам содержания в них коммерческой или государственной тайны. Работа с документами, содержащими коммерческую или государственную тайну, осуществляется в особом порядке, установленном законом. Постановлением Совета Министров РСФСР от 5 декабря 1991 г.

  1. N 35 «О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну» утвержден перечень таких сведений (СП РФ.1992. N 1 — 2. Ст.7).
  2. С учетом этого перечня организации разрабатывают и утверждают перечень сведений, составляющих коммерческую и служебную тайну.
  3. На законодательном уровне устанавливаются также перечни сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну применительно к отдельным сферам экономической деятельности.

В настоящее время такого рода указания имеются, например, в отношении приватизации государственных и муниципальных предприятий (см. подробнее коммент. к ст.57 ТК). Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, утв. Указом Президента РФ от 30 ноября 1995 г.

  1. N 1203 (СЗ РФ.1995. N 49. Ст.4775).
  2. Порядок доступа к сведениям, содержащим государственную тайну, определяется Законом о государственной тайне.
  3. Согласно ст.25 этого Закона организация доступа государственного инспектора труда к сведениям, составляющим государственную тайну, возлагается на руководителя соответствующего органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации, а также их структурные подразделения по защите государственной тайны.

Порядок доступа государственного инспектора труда к этим сведениям устанавливается нормативными документами, утверждаемыми Правительством РФ. Руководители органов государственной власти, предприятий, учреждений, организаций обязаны создать для государственного инспектора труда такие условия, при которых он знакомится только с теми сведениями, составляющими государственную тайну, и только в тех объемах, которые необходимы ему для выполнения его должностных (функциональных) обязанностей.

Государственный инспектор труда вправе знакомиться со всеми документами, которые могут содержать информацию о нарушении трудовых прав работников. В их число входят: приказы и распоряжения, статистическая отчетность, акты проверок работы подведомственных организаций, материалы о вскрытых контролирующими органами нарушениях законов и их причинах, письма, жалобы и предложения граждан по вопросам, относящимся к компетенции проверяемого органа, и др.

В случае необходимости государственный инспектор труда вправе обратиться с просьбой об изготовлении для него копий отдельных документов.2. В целях наиболее полной проверки государственные инспекторы труда направляют контролируемым органам соответствующие письма (запросы) с конкретным указанием необходимых для представления материалов.

  1. Недопустим отказ работодателей и их представителей предоставить необходимую информацию на том основании, что она не может быть безвозмездной.
  2. В отношении нарушителей правила ст.357 ТК о безвозмездности предоставления государственному инспектору труда необходимой информации он должен использовать все имеющиеся в его распоряжении средства воздействия.3.

Государственные инспекторы труда имеют право изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составлением соответствующего акта. Таким правом они наделены в соответствии со ст.12 Конвенции МОТ N 81 «Об инспекции труда в промышленности и торговле» (1947) (Бюллетень Минтруда России.1998.

  • N 10).4. Актом реагирования государственного инспектора труда на нарушения, выявленные в ходе проверки, является выносимое им предписание об устранении вскрытых правонарушений, их причин и способствующих им условий.
  • Предписание составляется в 2 экземплярах и оформляется в соответствии с требованиями, указанными в ст.9 Закона о защите прав юридических лиц.

Один экземпляр предписания с копиями приложений (протоколы проведенных исследований и экспертиз, объяснения работников) вручается работодателю или его представителю под расписку либо направляется по почте с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру предписания, остающемуся в деле проверяющего органа федеральной инспекции труда.

Содержащиеся в предписании рекомендации должны иметь правовую направленность и не касаться оперативно-хозяйственной деятельности проверяемой организации. Предложения об устранении факторов экономического, организационно-управленческого, технического, санитарно-гигиенического, медицинского характера, способствовавших правонарушениям в сфере труда, должны основываться на заключениях специалистов, материалах проверок и ревизий.

В предписании допустима постановка вопроса о необходимости привлечения руководителей и иных должностных лиц организации к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от работы в установленном порядке (см. ст.76 ТК и коммент. к ней). Выполнение предписаний государственных инспекторов труда является обязанностью работодателя, возложенной на него ст.212 ТК (см.

коммент. к ней).5. Государственным инспекторам труда предоставлено право отстранять от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знаний требований охраны труда. Обязанность проходить обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в порядке, определяемом Правительством РФ, возложена на всех работников организаций, в т.ч.

и их руководителей ст.225 ТК (см. коммент. к ней).6. Государственные инспекторы труда наделены правом приостанавливать работу организаций, отдельных производственных подразделений и оборудования, если они выявят нарушения требований охраны труда. Гарантии работникам на время приостановления работ органами федеральной инспекции труда предусмотрены ст.220 ТК (см.

  1. Коммент. к ней).
  2. Кроме того, государственные инспекторы труда вправе — при наличии заключений государственной экспертизы условий труда — направлять в суды требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда.7.
  3. Государственные инспекторы труда наделены широкими правами в области предупредительного контроля и надзора: выдают разрешения на строительство, реконструкцию, техническое переоснащение производственных объектов, производство и внедрение новой техники, внедрение новых технологий; выдают заключения о возможности принятия в эксплуатацию новых или реконструируемых производственных объектов (см.

ст.215 ТК и коммент. к ней).8. Государственные инспекторы труда наделены властными правами по привлечению к административной ответственности руководителей и иных должностных лиц организации, виновных в нарушении трудового законодательства, нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

  1. Административная ответственность указанных лиц выражается в наложении денежного штрафа в размерах, установленных КоАП (см.п.п.5, 6 коммент.
  2. К ст.362 ТК).
  3. В тех случаях, когда действия работодателя и его представителей содержат признаки деяния, наказуемого в уголовном порядке, государственные инспекторы труда могут направлять в правоохранительные органы материалы о привлечении указанных лиц к уголовной ответственности.

Им предоставлено также право предъявлять в суд иски о защите трудовых прав работников, выступать в суде в качестве экспертов по искам о возмещении вреда, причиненного здоровью работников, и др. Если в государственную инспекцию труда обратится профсоюзный орган или сам работник либо иной гражданин, защищающий интересы и права работника, по вопросу, который рассматривает соответствующий орган по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (кроме исков, принятых судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда (если он выявит нарушение трудового законодательства) вправе выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению.

Что имеет право делать государственный инспектор труда?

Статья 357 ТК РФ. Основные права государственных инспекторов труда

  • Государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право:
  • в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения контрольных (надзорных) мероприятий организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей — физических лиц;
  • запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, иных организаций и безвозмездно получать от них документы, включая материалы фотосъемки, аудио- и видеозаписи, информационные базы, банки данных и иные носители информации, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;
  • изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составлять соответствующий акт;
  • расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;
  • предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;

абзац утратил силу. — Федеральный закон от 09.05.2005 N 45-ФЗ;

  1. направлять в суды требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда;
  2. выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда;
  3. запрещать использование средств индивидуальной и коллективной защиты работников, если такие средства не соответствуют обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и государственным нормативным требованиям охраны труда;

абзацы одиннадцатый — двенадцатый утратили силу. — Федеральный закон от 30.06.2006 N 90-ФЗ;

  • составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
  • выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве;
  • предъявлять организации, проводящей специальную оценку условий труда, обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений требований законодательства о специальной оценке условий труда;

принимать решение о принудительном исполнении обязанности работодателя по выплате начисленных, но не выплаченных в установленный срок работнику заработной платы и (или) других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, в соответствии со статьей 360.1 настоящего Кодекса.

В случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению.

Читайте также:  Куда Обращаться В Случае Нарушения Трудовых Прав?

Данное предписание может быть обжаловано работодателем в суд в течение десяти дней со дня его получения работодателем или его представителем.1. Государственные инспекторы труда (правовые, по охране труда) реализуют предоставленные им права в пределах компетенции соответствующего органа федеральной инспекции труда.

Комментируемая статья закрепляет основные права государственных инспекторов труда, позволяющие выявлять факты нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, работодателями и их представителями и фиксировать обстоятельства, способствующие правонарушениям.

Государственные инспекторы труда могут в любое время суток беспрепятственно посещать инспектируемые организации всех организационно-правовых форм и форм собственности. При этом на них распространяется право пропускного режима там, где оно установлено.

  • Чтобы пройти на территорию проверяемой организации, государственный инспектор труда предъявляет служебное удостоверение установленного образца.
  • Для получения необходимой информации государственный инспектор труда может на месте знакомиться с документами и материалами.
  • Работодатели и их представители не вправе уклониться от предоставления документов, в т.ч.

под каким-либо предлогом, включая мотивы содержания в таких документах коммерческой или государственной тайны.

  1. Работа с документами, содержащими коммерческую или государственную тайну, осуществляется в особом порядке.
  2. Право относить те или иные сведения к информации, составляющей коммерческую тайну, и определять перечень и состав такой информации принадлежит ее обладателю с учетом положений Закона о коммерческой тайне.
  3. Коммерческой тайной не считаются сведения:

— о численности и составе работников, системе оплаты труда, условиях труда, в т.ч. об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости и наличии свободных рабочих мест;

  • — задолженности работодателей по выплате заработной платы и иным социальным выплатам;
  • — нарушениях законодательства РФ и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений;
  • — численности и об оплате труда работников некоммерческих организаций и использовании в деятельности таких организаций безвозмездного труда граждан.
  • Закон о коммерческой тайне предоставляет обладателю информации, составляющей такую тайну, право:
  • — устанавливать, изменять и отменять в письменной форме режим коммерческой тайны;
  • — разрешать или запрещать доступ к информации, составляющей коммерческую тайну;
  • — определять порядок и условия доступа к этой информации;
  • — требовать от государственных органов, которым предоставлена информация, составляющая коммерческую тайну, соблюдения обязанностей по охране ее конфиденциальности.

Государственные инспекторы труда не имеют право без согласия обладателя информации разглашать или передавать другим лицам, органам государственной власти, иным государственным органам, органам местного самоуправления коммерческую тайну, ставшую известной им в силу выполнения должностных (служебных) обязанностей, за исключением специально предусмотренных случаев, а также не вправе использовать такую информацию в корыстных или иных личных целях.

  • За нарушение конфиденциальности информации они несут ответственность по законодательству РФ.
  • Указом Президента РФ от 30.11.1995 N 1203 утвержден Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне.
  • Законом о государственной тайне определяется порядок доступа к этим сведениям.
  • В соответствии со ст.25 Закона на руководителя соответствующего органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации, а также их структурные подразделения по защите государственной тайны возлагается организация доступа государственного инспектора труда к сведениям, составляющим государственную тайну.

Порядок доступа государственного инспектора труда к этим сведениям устанавливается нормативными документами, утверждаемыми Правительством РФ. Руководители органов государственной власти, предприятий, учреждений, организаций должны создавать для государственного инспектора труда условия, при которых он знакомится только со сведениями, составляющими государственную тайну, и только в тех объемах, которые необходимы ему для выполнения должностных (функциональных) обязанностей.

  • Инспектор вправе знакомиться со всеми документами, которые могут содержать информацию о нарушении трудовых прав работников.
  • В их число входят: приказы и распоряжения, статистическая отчетность, акты проверок работы подведомственных организаций, материалы о вскрытых контролирующими органами нарушениях законов и их причинах, письма, жалобы и предложения граждан по вопросам, относящимся к компетенции проверяемого органа, и др.

При необходимости государственный инспектор труда может обратиться с просьбой об изготовлении для него копий отдельных документов.2. Для обеспечения наиболее полной проверки государственные инспекторы труда направляют соответствующие письма (запросы) с конкретным указанием необходимых для представления материалов.

Отказ работодателей (их представителей) предоставить необходимую информацию на том основании, что она не может быть безвозмездной, не допускается. Государственный инспектор труда должен использовать все имеющиеся в его распоряжении средства воздействия на лиц, которые нарушают правила комментируемой статьи о безвозмездности предоставления ему необходимой информации.3.

Статья 12 Конвенции МОТ N 81 «Об инспекции труда в промышленности и торговле» предусматривает: государственные инспекторы труда имеют право изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составлением соответствующего акта.4.

  • Реагируя на выявленные в ходе проверки нарушения, государственный инспектор труда предписывает устранить вскрытые правонарушения, их причины и способствующие им условия.
  • Это предписание прилагается к акту проверки, который составляется в двух экземплярах.
  • Один экземпляр акта проверки с копией предписания вручается работодателю (или его представителю) под расписку либо направляется по почте с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле проверяющего органа федеральной инспекции труда.

Изложенные в предписании рекомендации должны иметь правовую направленность и не могут касаться оперативно-хозяйственной деятельности проверяемой организации. Все предложения об устранении факторов экономического, организационно-управленческого, технического, санитарно-гигиенического, медицинского характера, способствовавших правонарушениям в сфере труда, должны быть основаны на заключениях специалистов, материалах проверок и ревизий.

В предписании допустима постановка вопроса о необходимости привлечения руководителей и иных должностных лиц организации к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от работы в установленном порядке (см. ст.76 ТК). Статьей 212 ТК на работодателя возлагается обязанность выполнять предписания государственных инспекторов труда.5.

При проведении проверки может быть установлено, что деятельность юридического лица, его филиала, представительства, структурного подразделения, индивидуального предпринимателя, эксплуатация ими зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств, производимые и реализуемые ими товары (выполняемые работы, предоставляемые услуги) представляют непосредственную угрозу причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера или такой вред причинен.

В подобных случаях государственный инспектор труда обязан незамедлительно принять меры, с тем чтобы не допустить причинения вреда или прекратить его причинение вплоть до временного запрета деятельности юридического лица, его филиала, представительства, структурного подразделения, индивидуального предпринимателя в порядке, установленном КоАП РФ, отзыва продукции, представляющей опасность для жизни, здоровья граждан и для окружающей среды, из оборота и довести до сведения граждан, а также других юридических лиц, индивидуальных предпринимателей любым доступным способом информацию о наличии угрозы причинения вреда и способах его предотвращения (ч.2 ст.17 Закона о защите прав юридических лиц и предпринимателей).6.

Работодатель обязан отстранять от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучения и проверки знаний и навыков в области охраны труда (ст.76 ТК). На всех работников организаций, включая руководителей, возложена обязанность проходить обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труд в порядке, определяемом Правительством РФ (ст.225 ТК).7.

  • В силу ст.212 ТК обязанностью работодателя является применение сертифицированных средств индивидуальной и коллективной защиты.
  • Государственным инспекторам труда предоставлено право запрещать использование не имеющих сертификатов соответствия или не соответствующих государственным нормативным требованиям охраны труда (в т.ч.

требованиям технических регламентов) средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

  1. 8. Помимо прочего, государственные инспекторы труда вправе:
  2. — составлять протоколы и рассматривать дела о нарушении руководителями и другими должностными лицами трудового законодательства, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Административная ответственность указанных лиц выражается в наложении денежного штрафа в размерах, установленных КоАП РФ;
  3. — направлять в правоохранительные органы материалы о привлечении работодателя и его представителей к уголовной ответственности, если их действия содержат признаки деяния, наказуемого в уголовном порядке;
  4. — предъявлять в суд иски о защите трудовых прав работников;
  5. — выступать в суде в качестве экспертов по искам о возмещении вреда, причиненного здоровью работников, и др.

Если в государственную инспекцию труда обратится профсоюзный орган или сам работник либо иной гражданин, защищающий интересы и права работника, по вопросу, который передан соответствующему органу по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (кроме исков, принятых судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда (если он выявит очевидное нарушение трудового законодательства) вправе выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению.

Что не имеет права делать государственный инспектор труда?

Отстранять от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда —

Какие из перечисленных действий не вправе предпринимать государственные инспекторы труда?

Отстранять от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знаний требований охраны труда — Также этот вопрос может встречаться в других версиях этого теста, как и в иных тестах.

Каким правом обладают профсоюзные инспекторы?

ТК РФ Статья 370. Право профессиональных союзов на осуществление контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением условий коллективных договоров, соглашений (в ред. Федерального от 30.06.2006 N 90-ФЗ) (см.

Текст в предыдущей ) Профессиональные союзы имеют за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением ими условий коллективных договоров, соглашений. (в ред. Федерального от 30.06.2006 N 90-ФЗ) (см.

текст в предыдущей ) Работодатели обязаны в недельный срок со дня получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить в соответствующий профсоюзный орган о результатах рассмотрения данного требования и принятых мерах. (в ред. Федерального от 30.06.2006 N 90-ФЗ) (см.

текст в предыдущей ) Для осуществления контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением условий коллективных договоров, соглашений общероссийские профессиональные союзы и их объединения могут создавать правовые и технические инспекции труда профсоюзов, которые наделяются полномочиями, предусмотренными, утверждаемыми общероссийскими профессиональными союзами и их объединениями.

(в ред. Федерального от 30.06.2006 N 90-ФЗ) (см. текст в предыдущей ) Межрегиональное, а также территориальное объединение (ассоциация) организаций профессиональных союзов, действующие на территории субъекта Российской Федерации, могут создавать правовые и технические инспекции труда профессиональных союзов, которые действуют на основании принимаемых ими положений в соответствии с типовым положением соответствующего общероссийского объединения профессиональных союзов.

  • КонсультантПлюс: примечание.
  • О выявлении конституционно-правового смысла ч.5 ст.370 см.
  • КС РФ от 28.11.2019 N 37-П.
  • Профсоюзные инспекторы труда в установленном порядке имеют право беспрепятственно посещать любых работодателей (организации, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей — физических лиц), у которых работают члены данного профессионального союза или профсоюзов, входящих в объединение, для проведения проверок соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о профессиональных союзах, выполнения условий коллективных договоров, соглашений.

(в ред. Федерального от 30.06.2006 N 90-ФЗ) (см. текст в предыдущей ) КонсультантПлюс: примечание. О выявлении конституционно-правового смысла ч.6 ст.370 см. КС РФ от 28.11.2019 N 37-П.

Профсоюзные инспекторы труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право:осуществлять контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников;

(в ред. Федерального от 30.06.2006 N 90-ФЗ) (см. текст в предыдущей ) принимать участие в несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организаций, работодателей — индивидуальных предпринимателей о состоянии условий и охраны труда, а также о всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях; (в ред.

Федерального от 30.06.2006 N 90-ФЗ) (см. текст в предыдущей ) защищать права и законные интересы членов профессионального союза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве (работе); (в ред. Федерального от 30.06.2006 N 90-ФЗ) (см. текст в предыдущей ) предъявлять работодателям требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников; направлять работодателям представления об устранении выявленных нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательные для рассмотрения; (в ред.

Федерального от 30.06.2006 N 90-ФЗ) (см. текст в предыдущей ) осуществлять проверку состояния условий и охраны труда, выполнения обязательств работодателей, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями; принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приему в эксплуатацию средств производства в качестве независимых экспертов; (в ред.

  1. Федерального от 18.12.2006 N 232-ФЗ) (см.
  2. Текст в предыдущей ) принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, а также с изменениями условий труда; (в ред.

Федерального от 30.06.2006 N 90-ФЗ) (см. текст в предыдущей ) принимать участие в разработке проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, содержащих нормы трудового права; (в ред.

  1. Федерального от 30.06.2006 N 90-ФЗ) (см.
  2. Текст в предыдущей ) принимать участие в разработке проектов подзаконных нормативных правовых актов, устанавливающих государственные нормативные требования охраны труда, а также согласовывать их в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; (в ред.
Читайте также:  Куда Обращаться По Защите Трудовых Прав?

Федерального от 30.06.2006 N 90-ФЗ) (см. текст в предыдущей ) обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве.

(в ред. Федерального от 30.06.2006 N 90-ФЗ) (см. текст в предыдущей ) Профессиональные союзы, их инспекции труда при осуществлении указанных полномочий взаимодействуют с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальными органами, другими федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.

(в ред. Федеральных законов от 30.06.2006, от 28.06.2021 ) (см. текст в предыдущей ) Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право беспрепятственно проверять соблюдение требований охраны труда и вносить обязательные для рассмотрения должностными лицами организаций, работодателями — индивидуальными предпринимателями предложения об устранении выявленных нарушений требований охраны труда.

Что входит в компетенцию государственных инспекторов труда?

Компетенция государственных инспекторов труда, осуществляющих контроль за соблюдением Закона «О труде в Республике Казахстан» Компетенция государственных инспекторов труда, осуществляющих контроль за соблюдением Закона «О труде в Республике Казахстан» Основным содержанием работы Госинспектора является проверка соблюдения трудового законодательства в организациях, независимо от форм собственности и их организационно-правовых форм и принятие мер по устранению выявленных нарушений.

Проверки могут быть целевыми, комплексными или по отдельным вопросам применения законодательства. В соответствии с возложенными на Госинспектора задачами и функциями он проверяет соблюдение Республики Казахстан «О труде в Республике Казахстан», а также иных нормативных правовых актов о труде. Деятельность Госинспектора, осуществляющего государственный контроль, должна заключаться в принятии организационно-исполнительских актов в сфере соблюдения норм трудового законодательства в форме: дачи предписаний; вынесения постановлений о наложении штрафных санкций, с составлением протокола об административных правонарушениях за допущенные нарушения и направление материалов в правоохранительные, в том числе судебные органы. При выявлении нарушений законодательства о труде, Госинспектор обязан принять меры к нарушителям по их устранению. Одним из существенных мер, применяемого государственным инспектором труда в целях устранения выявленного нарушения законодательства, является ПРЕДПИСАНИЕ.

Предписание всегда носит императивный характер, за неисполнение его могут последовать различные меры воздействия (дисциплинарного, административного характера либо возбуждение уголовного преследования). Оно должно применяться в тех случаях, когда организации издают письменные нормативные акты, в частности, приказ, постановление, противоречащие законодательству о труде, или когда письменные акты администрацией не издавались, но налицо явное нарушение закона.

  • Предписание следует давать в тех случаях, когда нарушение законодательства не вызывает сомнений.
  • Например, Госинспектор при проверке обнаружил нарушение в процедуре расторжения индивидуального трудового договора по основанию, не предусмотренному законом.
  • В случае, когда нарушение явно носит спорный характер, госинспектор не должен давать предписание.

Такие трудовые споры должны разрешаться органами по рассмотрению трудовых споров. Читать подробнее: Компетенция государственных инспекторов труда, осуществляющих контроль за соблюдением Закона «О труде в Республике Казахстан»

Каковы права и обязанности государственных инспекторов по охране труда?

ТК РФ Статья 358. Обязанности государственных инспекторов труда Государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязаны соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы работодателей — физических лиц и работодателей — юридических лиц (организаций).

(см. текст в предыдущей ) Государственные инспекторы труда обязаны хранить охраняемую законом (государственную, служебную, коммерческую и иную), ставшую им известной при осуществлении ими своих полномочий, а также после оставления своей должности, считать абсолютно конфиденциальным источник всякой жалобы на недостатки или нарушения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, воздерживаться от сообщения работодателю сведений о заявителе, если проверка проводится в связи с его обращением, а заявитель возражает против сообщения работодателю данных об источнике жалобы.

(в ред. Федерального от 30.06.2006 N 90-ФЗ) (см. текст в предыдущей ) Открыть полный текст документа Читать подробнее: ТК РФ Статья 358. Обязанности государственных инспекторов труда

Что входит в обязанности инспектора по труду?

Профессия инспектор по охране труда: обязанности, плюсы и минусы, интересные факты Инспектор по охране труда – это специалист, уполномоченный контролировать соблюдение Трудового кодекса РФ и организовывать инспекции в различные компании. Он проверяет правильное оформление сотрудников, выплату заработных плат, а также соблюдение норм по охране труда и технике безопасности.

Можно ли обжаловать действия государственного инспектора труда?

Другой комментарий к Ст.361 Трудового кодекса Российской Федерации — 1. Решения, принимаемые государственными инспекторами труда, могут быть обжалованы как в судебном порядке, так и в порядке подчиненности, за исключением решений главного государственного инспектора труда РФ, которые обжалуются исключительно в судебном порядке.

Обжалование решения государственного инспектора труда в порядке подчиненности не препятствует одновременному обжалованию того же решения в судебном порядке. В порядке подчиненности решения государственного инспектора труда обжалуются конкретному руководителю инспектора труда, принявшего обжалуемое решение.

Например, решение государственного инспектора труда обжалуется главному государственному инспектору труда по соответствующему направлению (отрасли, группе отраслей). В свою очередь решение главного государственного инспектора труда по соответствующему направлению может быть обжаловано заместителю руководителя государственной инспекции труда — заместителю главного государственного инспектора труда в субъекте РФ.

  1. Вместе с тем комментируемая статья допускает обжалование решения государственного инспектора труда в порядке подчиненности непосредственно главному государственному инспектору труда РФ.2.
  2. Трудовой кодекс не содержит ограничений по кругу лиц, имеющих право обжаловать решения государственных инспекторов труда.

Как правило, соответствующие решения обжалуются либо работодателем, действия которого признаны неправомерными, либо работником (его представителем), заявление которого, адресованное в органы федеральной инспекции труда, признано необоснованным. Однако отсутствуют правовые препятствия к обжалованию решений государственных инспекторов труда иными лицами, чьи права и свободы могут быть нарушены (ограничены) принятым решением (собственник имущества организации, профсоюз и т.п.).3.

Решения государственных инспекторов труда, принятые в рамках производства по делу об административном правонарушении в форме постановления по делу об административном правонарушении, обжалуются в порядке, установленном гл.30 КоАП РФ. Соответствующее решение может быть обжаловано работодателем, его законным представителем, лицом, представляющим работодателя, работником (потерпевшим), его представителем.

О понятии «лицо, представляющее работодателя» см. ст.20 ТК РФ и комментарий к ней. Представителем работника (потерпевшего) может выступать адвокат или любое лицо, полномочия которого удостоверяются доверенностью, оформленной в соответствии со ст. ст.185, 186 ГК РФ.

Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное государственным инспектором труда, обжалуется вышестоящему должностному лицу (конкретному руководителю инспектора труда, принявшего обжалуемое решение) либо в районный суд по месту рассмотрения дела. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Соответствующая жалоба подлежит рассмотрению в десятидневный срок со дня ее получения. О круге государственных инспекторов труда, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, см.п.5 комментария к ст.357 ТК РФ. Читать подробнее: Статья 361.

Кому подчиняется государственный инспектор труда?

Должностная инструкция государственного инспектора (правового, по охране труда) Государственной инспекции труда по Санкт-Петербургу от 26 октября 1995 1.1. Основными задачами государственной инспекции труда являются: 1.2. Осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда, а также связанных с ним законодательных и правовых актов о возмещении вреда, причиненного здоровью работника, социальном страховании, занятости, банкротстве и приватизации предприятий, коллективных договорах и соглашениях, законодательства Российской Федерации об охране труда на предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от форм собственности.1.3.

Защита трудовых прав работников, защита их от незаконных действий работодателей, должностных лиц и других ответственных работников, ущемляющих права.1.4. Анализ обстоятельств и причин нарушений законодательства о труде, выработка мер по их устранению.1.5. Содействие овладению работодателями и работниками знаниями законодательства Российской Федерации и действующих норм и нормативов о труде и охране труда.1.6.

Государственный инспектор (правовой, по охране труда) в своей работе непосредственно подчиняется главному государственному (правовому, по охране труда) инспектору по группе отраслей, выполняет его законные требования и распоряжения.1.7. В своей работе государственный (правовой, по охране труда) инспектор руководствуется конституцией Российской Федерации, Указами Президента Российской Федерации, Постановлениями Правительства, законодательством о труде, Законами в области занятости, банкротства, приватизации, социального страхования, охраны труда, Положением о федеральной инспекции труда (Рострудинспекции), утвержденным Указом Президента Российской Федерации N 1504 от 20.07.94, приказами, распоряжениями Рострудинспекции, и настоящей должностной инструкцией.1.8.

  • Государственный инспектор (правовой, по охране труда) осуществляет свою деятельность во взаимодействии с правоохранительными органами, органами исполнительной власти Санкт-Петербурга, другими органами надзора и контроля.1.9.
  • На должность государственного (правового, по охране труда) инспектора назначаются лица, имеющие соответствующее высшее образование и стаж практической работы не менее трех лет.1.10.

Государственный (правовой, по охране труда) инспектор назначается приказом Главного государственного инспектора труда по Санкт-Петербургу.1.11. Государственный инспектор (правовой, по охране труда) в своей работе непосредственно подчиняется руководителю структурного подразделения государственной инспекции труда по Санкт-Петербургу Главному Государственному (правовому, по охране труда) инспектору.2.1.

  • — сохранять государственную служебную и коммерческую тайну, полученную при осуществлении своих полномочий, не сообщать работодателю сведения о лицах, обратившихся к нему с заявлением, жалобой;
  • — контролировать соблюдение установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве и, при необходимости, давать по ним заключения;
  • — анализировать обстоятельства и причины нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов по охране труда и принимать меры по их устранению;
  • — проводить предупредительный надзор за строительством новых и реконструкцией действующих объектов производственного и социально-культурного назначения с целью предотвращения отступления от проектов, ухудшающих условия труда, снижающих его безопасность;
  • — информировать работников предприятий, организаций и учреждений о выявленных по результатам обследований нарушениях правовых актов об охране труда;
  • — направлять работодателям материалы проверок состояния условий труда и производственного травматизма для принятия мер;
  • — оформлять каждое обследование предприятия, учреждения, организации любой формы собственности предписанием и добиваться от работодателя выполнения выданного предписания, устранения обнаруженных в ходе проверок нарушений по охране труда;
  • — рассматривать заявления, письма, жалобы и иные обращения работников и их объединений о нарушениях их прав по охране труда и принимать меры по их устранению;
  • — отчитываться о своей работе перед вышестоящим руководителем.

3.1. Государственный инспектор по охране труда имеет право:

  1. — беспрепятственно посещать в любое время суток предприятия и их подразделения в целях осуществления надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных актов по охране труда;
  2. — запрашивать и беспрепятственно получать от органов исполнительной власти (предприятий) документы, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;
  3. — налагать в установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях штрафы на руководителей, должностных лиц и других ответственных работников предприятий, виновных в нарушении законов и иных нормативных актов по охране труда;
  4. — предъявлять руководителям, должностным лицам и другим ответственным работникам предприятий обязательное для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных актов по охране труда, о привлечении лиц, ответственных в этих нарушениях, к дисциплинарной ответственности или отстранении их от должности в установленном законом порядке;
  5. — передавать материалы на работодателей и других должностных лиц предприятий, организаций и учреждений любой формы собственности, не обеспечивающих соблюдение законодательства, правил и норм по охране труда, не выполняющих предписания государственного инспектора по охране труда, в правоохранительные органы;
  6. — приостанавливать эксплуатацию производственного оборудования и деятельность производственных подразделений в случаях нарушения норм и правил по охране труда;
  7. — отстранять от работы лиц, не прошедших обучение, инструктаж и проверку знаний правил, норм и инструкций по охране труда;
  8. — контролировать выполнение работодателями мероприятий по охране труда, предусмотренных коллективными договорами, соглашениями и требовать устранения допущенных в этой части нарушений условий коллективных договоров, соглашений;
  9. — ставить вопрос перед главным государственным инспектором по охране труда о приостановке работы цехов, производств, предприятий, организаций и учреждений любой формы собственности, на которых выявлены нарушения требований по охране труда, представляющих угрозу жизни и здоровью работников, до устранения этих нарушений;
  10. — требовать от проектно-конструкторских организаций, предприятий-изготовителей внесения изменений в технологические процессы, конструкции оборудования, не соответствующие требованиям по охране труда, и ставить вопрос о прекращении производства;
  11. — участвовать в комиссиях по приемочным испытаниям опытных образцов оборудования и давать заключения о возможности его производства;
  12. — проводить выборочную экспертизу проектов строящихся и реконструируемых объектов производственного и социально-культурного назначения, требовать от работодателей проведения экспертизы этих проектов на соответствие их требованиям правил и норм по охране труда и экологическим требованиям;
  13. — участвовать в работе комиссий по приемке в эксплуатацию новых или реконструированных предприятий, цехов, участков, зданий и сооружений производственного и социально-бытового назначения и принимать решения о возможности ввода их в эксплуатацию;
  14. — требовать в необходимых случаях от работодателей проведения технической экспертизы состояния зданий, сооружений, оборудования технологических процессов для определения возможности их дальнейшей эксплуатации;
  15. — вносить в соответствующие органы предложения о привлечении предприятий, организаций и учреждений любой формы собственности к экономической ответственности за допущенные нарушения требований охраны труда;
  16. — вне очереди приобретать билеты на все виды транспорта при следовании в командировку, бронировать и получать места в гостиницах при выезде в командировку.
Читайте также:  Кто Решает Вопрос Об Отводе Судьи?

3.2. Работодатель обязан обеспечить государственного инспектора по охране труда необходимыми условиями труда (предоставить помещение, оргтехнику, средства индивидуальной защиты).3.3. Действия государственного инспектора по охране труда обжалуются в установленном законодательством порядке.3.4.

  1. Социальные гарантии деятельности государственного инспектора по охране труда осуществляются в порядке, установленном законом.4.1.
  2. Разбираться в текущем законодательстве, знать судебную и арбитражную практику по трудовым и хозяйственным спорам.4.2.
  3. Осуществлять контроль и надзор за соблюдением законодательства о труде, занятости, коллективных договорах, за предоставлением социальных гарантий трудящихся работодателями на всех предприятиях независимо от форм собственности.4.3.

Проводить проверки соблюдения законодательства о труде на предприятиях, в учреждениях, организациях независимо от их форм собственности и ведомственной принадлежности, информировать о результатах проверки работодателя, требовать устранения выявленных нарушений.4.4.

  1. Своевременно подготавливать представление об устранении работодателем выявленных нарушений законодательства о труде.4.5.
  2. Вносить на рассмотрение работодателей предложения, направленные на устранение и предупреждение нарушений трудового законодательства, а в необходимых случаях доводить о них до сведения органов прокуратуры.4.6.

Вести прием и рассмотрение заявлений, писем, жалоб и иных обращений работников о нарушении их трудовых, социально-экономических прав и прав на охрану труда, принимает меры по их устранению.4.7. Проводить обучение работодателей и работников по вопросам нормативно-правовых актов о труде и охране труда.5.1.

  • Беспрепятственно посещать предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности в целях осуществления надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и иных нормативно-правовых актов о труде.5.2.
  • Проводить проверки соблюдения законодательства о труде Российской Федерации.5.3.

Налагать в установленном законодательством Российской Федерации об административных нарушениях порядке штрафы на работодателей, должностных лиц и других ответственных работников предприятия, учреждений, организаций независимо от форм собственности.5.4.

Запрашивать и получать от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, предприятий документы, объяснения и иную информацию, необходимую для выполнения надзорных и контрольных функций.5.5. Предъявлять работодателям, должностным лицам и другим ответственным работникам предприятий обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о труде, о привлечении виновных в этих нарушениях к дисциплинарной ответственности или отстранении их от должности в установленном порядке.5.6.

Сохранять государственную, коммерческую и служебную тайну, полученную при осуществлении своих полномочий, не сообщать работодателю сведения о лицах, обратившихся с жалобой.6.1. Государственный инспектор (правовой, по охране труда) несет ответственность за выполнение обязанностей и осуществление прав, предусмотренных настоящей должностной инструкцией и Положением о Федеральной инспекции труда в установленном порядке.

  • Текст документа сверен по:
  • Должностная инструкция
  • государственного инспектора
  • (правового, по охране труда)
  • Государственной Инспекции

Труда по Санкт-Петербургу.- СПб, 1995 год. Читать подробнее: Должностная инструкция государственного инспектора (правового, по охране труда) Государственной инспекции труда по Санкт-Петербургу от 26 октября 1995

Какие проверки проводят государственные инспекторы труда?

Что проверяют сотрудники ГИТ — Предметом надзора является соблюдение требований трудового законодательства, в том числе проводится и специальная оценка условий труда. Кроме того, сориентироваться в том, что контролируют инспекторы ГИТ, помогут проверочные листы.

Они утверждаются Рострудом. В них, как правило, могут быть включены требования по содержанию трудовых договоров, соблюдению требований охраны труда при выполнении тех или иных видов работ, ежегодным оплачиваемым отпускам. Трудовая инспекция вправе провести проверку и потребовать документы у работодателя за любой период его деятельности, провести опрос сотрудников и должностных лиц, потребовать письменные объяснения.

Если же проверка проводилась с грубыми нарушениями, то её результаты можно отменить или признать недействительными. К грубым нарушениям относятся:

  • отсутствие основания для проведения проверки или согласования с прокуратурой, если оно является обязательным;
  • нарушение требования об уведомлении о проведении проверки, если оно является обязательным;
  • несоблюдение периодичности проведения плановой проверки;
  • проведение плановой проверки в отношении работодателя, не включённого в план;
  • нарушение сроков проведения проверки и совершение действий, не предусмотренных для соответствующего контрольного мероприятия;
  • непредоставление работодателю акта для ознакомления с результатами проверки.

Уникальные аналитические материалы СПС КонсультантПлюс окажут вам серьёзную поддержку при решении нестандартных сложных спорных ситуаций. Путеводитель по кадровым вопросам. Проверка деятельности организации. Обязательные документы Готовое решение: Как проводятся плановые проверки организаций (контрольные (надзорные) мероприятия) (КонсультантПлюс, 2021) Готовое решение: Как проводятся внеплановые проверки организации (контрольные (надзорные) мероприятия) (КонсультантПлюс, 2021) Смотрите по этой теме видео на нашем YouTube-канале

Как часто государственные инспекторы труда могут проводить плановые проверки?

Куда внесены изменения? — В 2017-2018 гг. произошли серьёзные изменения в законодательном регулировании плановых проверок:

  • Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Федеральный закон № 294-ФЗ). Внесены изменения, вступающие в силу с 01.01.2017 и 01.01.2018.
  • Постановление Правительства РФ от 01.09.2012 № 875 «Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права» (далее — Постановление Правительства РФ № 875). Внесены изменения, вступающие в силу с 01.03.2017, с 01.01.2018, с 27.02.2018.

С 1 марта 2017 года утратило силу положение о проведении плановых проверок не чаще 1 раза в 3 года. С 1 января 2018 года периодичность проведения проверок определяется в соответствии с риск-ориентированным подходом. Татьяна Тарасова Главный эксперт по налогам и бухучету, трудовому законодательству

Какие права есть у профсоюзов?

Статья 11. Право профсоюзов на представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов работников 1. Профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации и их органы представляют и защищают права и интересы членов профсоюзов по вопросам индивидуальных трудовых и связанных с трудом отношений, а в области коллективных прав и интересов — указанные права и интересы работников независимо от членства в профсоюзах в случае наделения их полномочиями на представительство в установленном порядке.

Проекты законодательных актов, затрагивающих социально-трудовые права работников, рассматриваются федеральными органами государственной власти с учетом предложений общероссийских профсоюзов и их объединений (ассоциаций).Проекты нормативных правовых актов, затрагивающих социально-трудовые права работников, рассматриваются и принимаются органами исполнительной власти, органами местного самоуправления с учетом мнения соответствующих профсоюзов.Профсоюзы вправе выступать с предложениями о принятии соответствующими органами государственной власти законов и иных нормативных правовых актов, касающихся социально-трудовой сферы.2. Профсоюзы защищают право своих членов свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом

3. Системы оплаты труда, формы материального поощрения, размеры тарифных ставок (окладов), а также нормы труда устанавливаются работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями) по согласованию с соответствующими профсоюзными органами и закрепляются в коллективных договорах, соглашениях.4.

Профсоюзы вправе участвовать в рассмотрении органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), другими общественными объединениями своих предложений.5. Профсоюзные представители вправе беспрепятственно посещать организации и рабочие места, где работают члены соответствующих профсоюзов, для реализации уставных задач и предоставленных профсоюзам прав.

Открыть полный текст документа Читать подробнее: Статья 11. Право профсоюзов на представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов работников

Какой толк от профсоюза?

«Для кого нужен профсоюз?» — В первую очередь, естественно, профсоюз нужен работнику, но как бы это странно ни звучало, он также нужен и работодателю. Для чего профсоюз нужен работнику? Что дает профсоюз?, работник получает право: — на все социально-экономические нормы и льготы, предусмотренные в коллективном договоре; — профсоюз дает бесплатную юридическую помощь по вопросам приема на работу, переводов по работе и увольнению, рабочего времени и отдыха, охраны труда, гарантий и компенсаций.

Профсоюзы от имени члена профсоюза в качестве его представителя могут без персонального участия работника по его поручению или просьбе представлять его интересы в урегулировании разногласий с работодателем; — в рассмотрении индивидуального трудового спора работника — члена профсоюза с работодателем или его представителями; — на содействие профсоюза и его специалистов по вопросам оплаты труда, размера заработной платы и своевременной ее выплаты; — на содействие в повышении квалификации работника и получении соответствующего рабочего места с более высокой оплатой труда; — на защиту профсоюзом в случае увольнения с работы, других несправедливых действий: — профсоюз дает бесплатную правовую помощь в рассмотрении его вопросов в суде: — на оперативную защиту интересов по другим вопросам, в т.ч.

по улучшению условий труда на конкретном рабочем месте; — на защиту члена профсоюза при расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, по вопросам возмещения вреда, причиненного здоровью на производстве; — в случаях возникновения тяжелых жизненных обстоятельств; — профсоюз дает возможность дополнительного страхования от несчастных случаев на себя и членов своей семьи; — на помощь в рассмотрении совместно с работодателем и решении вопросов улучшения жилищно-бытовых условий работника, выделении беспроцентных ссуд;

Что входит в обязанности инспектора по труду?

Профессия инспектор по охране труда: обязанности, плюсы и минусы, интересные факты Инспектор по охране труда – это специалист, уполномоченный контролировать соблюдение Трудового кодекса РФ и организовывать инспекции в различные компании. Он проверяет правильное оформление сотрудников, выплату заработных плат, а также соблюдение норм по охране труда и технике безопасности.

Что проверяет инспектор по труду?

Инспекция контролирует исполнение норм Трудового кодекса: правильно ли вы оформляете договор, вовремя ли выплачиваете зарплату и соблюдаете ли условия труда. Она защищает сотрудников от недобросовестных работодателей и проводит плановые и внеплановые проверки.

Какие проверки проводят государственные инспекторы труда?

Что проверяют сотрудники ГИТ — Предметом надзора является соблюдение требований трудового законодательства, в том числе проводится и специальная оценка условий труда. Кроме того, сориентироваться в том, что контролируют инспекторы ГИТ, помогут проверочные листы.

Они утверждаются Рострудом. В них, как правило, могут быть включены требования по содержанию трудовых договоров, соблюдению требований охраны труда при выполнении тех или иных видов работ, ежегодным оплачиваемым отпускам. Трудовая инспекция вправе провести проверку и потребовать документы у работодателя за любой период его деятельности, провести опрос сотрудников и должностных лиц, потребовать письменные объяснения.

Если же проверка проводилась с грубыми нарушениями, то её результаты можно отменить или признать недействительными. К грубым нарушениям относятся:

  • отсутствие основания для проведения проверки или согласования с прокуратурой, если оно является обязательным;
  • нарушение требования об уведомлении о проведении проверки, если оно является обязательным;
  • несоблюдение периодичности проведения плановой проверки;
  • проведение плановой проверки в отношении работодателя, не включённого в план;
  • нарушение сроков проведения проверки и совершение действий, не предусмотренных для соответствующего контрольного мероприятия;
  • непредоставление работодателю акта для ознакомления с результатами проверки.

Уникальные аналитические материалы СПС КонсультантПлюс окажут вам серьёзную поддержку при решении нестандартных сложных спорных ситуаций. Путеводитель по кадровым вопросам. Проверка деятельности организации. Обязательные документы Готовое решение: Как проводятся плановые проверки организаций (контрольные (надзорные) мероприятия) (КонсультантПлюс, 2021) Готовое решение: Как проводятся внеплановые проверки организации (контрольные (надзорные) мероприятия) (КонсультантПлюс, 2021) Смотрите по этой теме видео на нашем YouTube-канале

Что входит в полномочия федеральной инспекции труда?

Другой комментарий к Ст.356 Трудового кодекса Российской Федерации — 1. Для реализации возложенных на нее задач федеральная инспекция труда наделяется широким кругом полномочий. Задача обеспечения применения положений законодательства о труде, реализации трудовых прав и свобод человека и гражданина реализуется посредством осуществления органами федеральной инспекции труда следующих полномочий: проведение надзорно-контрольной деятельности за соблюдением порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве; принятие мер по восстановлению нарушенных трудовых прав граждан, устранению причин нарушений законодательства о труде; рассмотрение дел об административных правонарушениях; выработка заключений по проектам нормативных документов; безвозмездное получение необходимой информации от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, органов прокуратуры, судебных органов и иных организаций; рассмотрение обращений работников о нарушениях их трудовых прав.

При реализации задачи распространения информации о должных и наиболее эффективных способах исполнения законодательства федеральная инспекция труда анализирует причины выявленных нарушений законодательства о труде; информирует и консультирует работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства; ведет разъяснительную работу о трудовых правах работников; информирует общественность о выявленных нарушениях.

Анализ действующего законодательства осуществляется посредством обобщения практики применения законодательства о труде; подготовки предложений по его совершенствованию. Ежегодные доклады о соблюдении трудового законодательства представляются Президенту РФ, в Правительство РФ и подлежат опубликованию.2.

Для выполнения возложенных на них задач федеральная инспекция труда и ее территориальные органы вправе привлекать квалифицированных экспертов (прежде всего в области медицины, механики, электричества и химии). Условия привлечения экспертов определяются соглашением между органами федеральной инспекции труда, с одной стороны, и экспертом либо соответствующим органом исполнительной власти, организацией, с которой эксперт состоит в трудовых отношениях, — с другой стороны.3.

Органы федеральной инспекции труда рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч.1 ст.5.27, ст. ст.5.29 — 5.34, 5.44 КоАП. Читать подробнее: Статья 356. Основные полномочия федеральной инспекции труда