Какая Разница Между Прокурором И Судьей?

Какая Разница Между Прокурором И Судьей
Судья выше, прокурор ведёт расследование и пытается собрать все доказательства против обвиняемого. pavel Nagibin Знаток (452) 8 лет назад Судья — блюститель правосудия, ведет судебный процесс, выносит приговор. Прокурор — обвинитель, ищет улики против обвиняемого.

Что сделает прокурор?

Россия — В России прокурор — должностное лицо прокуратуры, в задачи которого входит осуществление прокурорского надзора, координация деятельности по борьбе с преступностью и участие в рассмотрении дел судами, в том числе — поддержание государственного обвинения в уголовном процессе,

В Российской Федерации полномочия прокурора определены Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» и статьёй 129 Конституции Российской Федерации, а также статьями 37 Уголовно-процессуального кодекса РФ, 45 Гражданского процессуального кодекса РФ, 52 Арбитражного процессуального кодекса РФ, и 39 Кодекса административного судопроизводства РФ,

В России прокурор:

участвует в рассмотрении уголовных и гражданских дел судами опротестовывает судебные решения, приговоры, определения, а также акты, издаваемые различными органами и должностными лицами, если они противоречат закону возбуждает производство об административном правонарушении осуществляет надзор за исполнением законов рассматривает жалобы и обращения граждан предостерегает о недопущении нарушения закона вносит представления об устранении нарушений закона направляет материалы проверки в следственные органы для рассмотрения вопроса о возбуждении уголовного дела обладает правом вносить предложения в органы, обладающие правом законодательной инициативы, на основании ст.9 ФЗ от 17.01.1992 N 2202-1 «О Прокуратуре Российской Федерации». обладает правом на постоянное ношение, хранение и применение огнестрельного оружия и спецсредств на основании ст.45 ФЗ от 17.01.1992 N 2202-1 «О Прокуратуре Российской Федерации».

Как называют прокурора в суде?

Государственный обвинитель — должностное лицо органа прокуратуры, на которое федеральным законом, а именно пунктом 6 статьи 5 УПК РФ возложена обязанность поддерживать от имени государства обвинение в суде по уголовному делу.

Кто управляет прокурором?

Генеральный прокурор Российской Федерации
Должность занимает Игорь Краснов с 22 января 2020
Должность
Назначается назначается на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождается от должности Президентом Российской Федерации
Срок полномочий 5 лет
Появилась 28 февраля 1991
Первый Валентин Степанков
Сайт genproc.gov.ru

Генера́льный прокуро́р Росси́йской Федера́ции — высшее должностное лицо в системе российской прокуратуры, Назначается на должность президентом Российской Федерации после консультаций с Советом Федерации и освобождается от должности президентом Российской Федерации.

Что выше прокуратура или суд?

Что выше прокуратура или суд? — Исторически сложилось так, что прокуратура в России по силе чуть ли не сильнее и выше суда, Размытое понятие ‘надзор за законностью’ и в советское время и в современной России позволяют органам прокуратуры вмешиваться в деятельность любых структур, в том числе и суда,

Чем не может заниматься прокурор?

Статья 4. Принципы организации и деятельности прокуратуры Российской Федерации 1. Прокуратура Российской Федерации составляет единую федеральную централизованную систему органов (далее — органы прокуратуры) и организаций и действует на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.

2. Органы прокуратуры:осуществляют полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и в строгом соответствии с действующими на территории Российской Федерации законами;действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об охране прав и свобод граждан, а также Российской Федерации о государственной и иной специально охраняемой законом тайне;информируют федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также население о состоянии законности.

2.1. Органы прокуратуры в связи с осуществлением ими в соответствии с настоящим Федеральным законом прокурорского надзора вправе получать в установленных законодательством Российской Федерации случаях доступ к необходимой им для осуществления прокурорского надзора информации, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными, в том числе осуществлять персональных данных.

(п.2.1 введен Федеральным от 23.07.2013 N 205-ФЗ) 3. Прокуроры не могут быть членами выборных и иных органов, образуемых органами государственной власти и органами местного самоуправления. (п.3 в ред. Федерального от 28.12.2010 N 404-ФЗ) (см. текст в предыдущей ) 4. Прокурорские работники не могут являться членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности.

Создание и деятельность общественных объединений, преследующих политические цели, и их организаций в органах и организациях прокуратуры не допускаются. Прокуроры в своей служебной деятельности не связаны решениями общественных объединений. (в ред. Федеральных законов от 28.12.2010, от 21.07.2014 ) (см.

текст в предыдущей ) 5. Прокурорские работники не вправе совмещать свою основную деятельность с иной оплачиваемой или безвозмездной деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности. При этом педагогическая, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

Прокурорские работники не вправе входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

Кого защищает прокурор?

Прокурор разъясняет — Прокуратура Челябинской области О полномочиях прокурора в гражданском процессе

  • Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, принятый в 2002 году, ограничил полномочия прокурора в гражданском процессе.
  • Предоставленные законом полномочия прокурор реализует путем:
  • 1) обращения в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, а также в интересах Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципальных образований и поддержания в суде иска (заявления).

2) вступления в процесс для дачи заключения по делам, предусмотренным Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации (ч.3 ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации); 3) подачи апелляционных представлений на решения мировых судей, судов общей юрисдикции не вступивших в законную силу, и кассационных представлений на вступившие в законную силу судебные постановления по делам, рассмотренным с участием прокурора.

  1. Таким образом, для решения вопроса об обращении в суд в интересах гражданина, который не имеет возможности самостоятельно защищать свои интересы в суде, прокурор в каждом случае должен располагать сведениями о наличии обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии у этого гражданина указанной возможности, и представить в суд соответствующие доказательства, документы.
  2. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
  3. Следует отметить, что прокурор не вправе обращаться в суд с заявлением в защиту интересов коммерческих или некоммерческих организаций;
  4. Исковая работа прокуроров, как свидетельствует практика, является действенным, а зачастую и единственным реальным средством восстановления нарушенного права граждан, неопределенного круга лиц и публичных образований.
  5. Прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов.

При отказе истца от иска суд прекращает производство по делу, если это не противоречит закону или не нарушает права и законные интересы других лиц. Следовательно, если судом принят отказ истца от иска, прокурор связан позицией истца, в результате производство по делу подлежит прекращению.

  • Особенностью участия прокурора в гражданском процессе является возможность вступления прокурора в рассмотрение гражданских дел только в строго определенных законом случаях.
  • В соответствии с частью третьей статьи 45 ГПК РФ прокурор вступает в процесс и дает заключение по делам о выселении, о восстановлении на работе, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, а также в иных случаях, предусмотренных Кодексом и другими федеральными законами, в целях осуществления возложенных на него полномочий.
  • К таким делам отнесены дела: о выселении, восстановлении на работе, возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, об оспаривании нормативных правовых актов, о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, а также ряд дел особого производства, включая дела об усыновлении (удочерении) ребенка, о признании гражданина безвестно отсутствующим или объявлении гражданина умершим, об ограничении дееспособности гражданина, признании гражданина недееспособным, ограничении или лишении несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами, об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным, о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар или о продлении срока принудительной госпитализации гражданина, страдающего психическим расстройством.

Помимо указанных случаев вступление прокурора в гражданский процесс предусмотрено и другими федеральными законами. Так, законодатель определил обязательное участие прокурора по делам о лишении родительских прав и восстановлении в родительских правах (ч.2 ст.70 Семейного кодекса Российской Федерации), об ограничении родительских прав (п.4 ст.73 Семейного кодекса Российской Федерации), об отмене усыновления (п.2 ст.140 Семейного кодекса Российской Федерации), об обязательном обследовании и лечении (о госпитализации) больных туберкулезом (ст.10 Федерального закона «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации»), о временном размещении иностранного гражданина, подлежащего реадмиссии, в специальном учреждении или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего реадмиссии, в специальном учреждении; об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы.

  • Приведенный выше перечень категорий дел, участие в которых прокурора обязательно, является исчерпывающим, следовательно, участие в делах иной категории законом не предусмотрено.
  • Личные данные сторон по делу (возраст, состояние здоровья, отсутствие юридического образования и другие) в соответствии с гражданским процессуальным законодательством не являются основанием для вступления прокурора в процесс.

Уважительные причины, по которым гражданин не может самостоятельно обратиться в суд, имеют юридическое значение только при решении прокурором вопроса о подаче заявления в суд. Заключение прокурора в процессе как должно быть разрешено дело, направлено на то, чтобы способствовать суду в вынесении законного и обоснованного решения.

  1. На незаконные и необоснованные решения прокурор приносит апелляционные представления.
  2. Прокурор имеет право на обращение в суд кассационной инстанции с представлением о пересмотре вступивших в законную силу решений и определений суда только по делам, по которым законом предусмотрено участие прокурора, а также по заявленным им искам.
  3. Граждане активно обращаются в органы прокуратуры за защитой нарушенных прав и в тех случаях, когда это возможно прокуроры обращаются в суд с исками, участвуют в судебных заседаниях, помогают восстановить нарушенные права в судебном порядке.
  4. Отдел по обеспечению участия
  5. прокуроров в гражданском процессе

Прямая ссылка на материал Поделиться

  • Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, принятый в 2002 году, ограничил полномочия прокурора в гражданском процессе.
  • Предоставленные законом полномочия прокурор реализует путем:
  • 1) обращения в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, а также в интересах Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципальных образований и поддержания в суде иска (заявления).

2) вступления в процесс для дачи заключения по делам, предусмотренным Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации (ч.3 ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации); 3) подачи апелляционных представлений на решения мировых судей, судов общей юрисдикции не вступивших в законную силу, и кассационных представлений на вступившие в законную силу судебные постановления по делам, рассмотренным с участием прокурора.

  1. Таким образом, для решения вопроса об обращении в суд в интересах гражданина, который не имеет возможности самостоятельно защищать свои интересы в суде, прокурор в каждом случае должен располагать сведениями о наличии обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии у этого гражданина указанной возможности, и представить в суд соответствующие доказательства, документы.
  2. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
  3. Следует отметить, что прокурор не вправе обращаться в суд с заявлением в защиту интересов коммерческих или некоммерческих организаций;
  4. Исковая работа прокуроров, как свидетельствует практика, является действенным, а зачастую и единственным реальным средством восстановления нарушенного права граждан, неопределенного круга лиц и публичных образований.
  5. Прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов.

При отказе истца от иска суд прекращает производство по делу, если это не противоречит закону или не нарушает права и законные интересы других лиц. Следовательно, если судом принят отказ истца от иска, прокурор связан позицией истца, в результате производство по делу подлежит прекращению.

  • Особенностью участия прокурора в гражданском процессе является возможность вступления прокурора в рассмотрение гражданских дел только в строго определенных законом случаях.
  • В соответствии с частью третьей статьи 45 ГПК РФ прокурор вступает в процесс и дает заключение по делам о выселении, о восстановлении на работе, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, а также в иных случаях, предусмотренных Кодексом и другими федеральными законами, в целях осуществления возложенных на него полномочий.
  • К таким делам отнесены дела: о выселении, восстановлении на работе, возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, об оспаривании нормативных правовых актов, о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, а также ряд дел особого производства, включая дела об усыновлении (удочерении) ребенка, о признании гражданина безвестно отсутствующим или объявлении гражданина умершим, об ограничении дееспособности гражданина, признании гражданина недееспособным, ограничении или лишении несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами, об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным, о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар или о продлении срока принудительной госпитализации гражданина, страдающего психическим расстройством.

Помимо указанных случаев вступление прокурора в гражданский процесс предусмотрено и другими федеральными законами. Так, законодатель определил обязательное участие прокурора по делам о лишении родительских прав и восстановлении в родительских правах (ч.2 ст.70 Семейного кодекса Российской Федерации), об ограничении родительских прав (п.4 ст.73 Семейного кодекса Российской Федерации), об отмене усыновления (п.2 ст.140 Семейного кодекса Российской Федерации), об обязательном обследовании и лечении (о госпитализации) больных туберкулезом (ст.10 Федерального закона «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации»), о временном размещении иностранного гражданина, подлежащего реадмиссии, в специальном учреждении или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего реадмиссии, в специальном учреждении; об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы.

  1. Приведенный выше перечень категорий дел, участие в которых прокурора обязательно, является исчерпывающим, следовательно, участие в делах иной категории законом не предусмотрено.
  2. Личные данные сторон по делу (возраст, состояние здоровья, отсутствие юридического образования и другие) в соответствии с гражданским процессуальным законодательством не являются основанием для вступления прокурора в процесс.

Уважительные причины, по которым гражданин не может самостоятельно обратиться в суд, имеют юридическое значение только при решении прокурором вопроса о подаче заявления в суд. Заключение прокурора в процессе как должно быть разрешено дело, направлено на то, чтобы способствовать суду в вынесении законного и обоснованного решения.

  1. На незаконные и необоснованные решения прокурор приносит апелляционные представления.
  2. Прокурор имеет право на обращение в суд кассационной инстанции с представлением о пересмотре вступивших в законную силу решений и определений суда только по делам, по которым законом предусмотрено участие прокурора, а также по заявленным им искам.
  3. Граждане активно обращаются в органы прокуратуры за защитой нарушенных прав и в тех случаях, когда это возможно прокуроры обращаются в суд с исками, участвуют в судебных заседаниях, помогают восстановить нарушенные права в судебном порядке.
  4. Отдел по обеспечению участия
  5. прокуроров в гражданском процессе

Читать подробнее: Прокурор разъясняет — Прокуратура Челябинской области

Почему говорят Дела у прокурора?

Нежелание конкретно отвечать на вопрос, как дела.

Зачем нужен прокурор в суде?

ГПК РФ Статья 45. Участие в деле прокурора 1. Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

  1. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
  2. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Читайте также:  Куда Обращаться После Решения Верховного Суда?

(в ред. Федерального от 05.04.2009 N 43-ФЗ) (см. текст в предыдущей ) 2. Прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов.

В случае отказа прокурора от заявления, поданного в защиту законных интересов другого лица, рассмотрение дела по существу продолжается, если это лицо или его не заявит об отказе от иска. При отказе истца от иска суд прекращает производство по делу, если это не противоречит закону или не нарушает права и законные интересы других лиц.3.

Прокурор вступает в процесс и дает заключение по делам о выселении, о восстановлении на работе, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим и другими федеральными, в целях осуществления возложенных на него полномочий.

4. В целях обеспечения законности прокурор по своей инициативе или инициативе суда вступает в дело, рассматриваемое судом, на любой стадии процесса для дачи заключения:1) о признании недействительными сделок, совершенных с нарушением законодательства, устанавливающего специальные экономические меры, меры воздействия (противодействия) на недружественные действия иностранных государств;2) при рассмотрении судом заявления о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда, ходатайства о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда и иностранного арбитражного решения;3) в случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о том, что являющийся предметом судебного разбирательства спор инициирован в целях уклонения от исполнения обязанностей и процедур, предусмотренных законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, законодательством о налогах и сборах, валютным законодательством Российской Федерации, правом Евразийского экономического союза в сфере таможенных правоотношений и законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании, а также законодательством, устанавливающим специальные экономические меры, меры воздействия (противодействия) на недружественные действия иностранных государств, и (или) возник из мнимой или притворной сделки, совершенной в указанных целях.

(часть 4 введена Федеральным от 07.10.2022 N 387-ФЗ) Открыть полный текст документа Читать подробнее: ГПК РФ Статья 45. Участие в деле прокурора

Кто такой прокурор простыми словами?

«Прокурор — это и должность, и профессия, и, без сомнения, призвание» | КонсультантПлюс — студенту и преподавателю Редакция сайта «КонсультантПлюс — студенту и преподавателю» провела интервью с помощником прокурора города Железнодорожный Московской области,

Он рассказал об особенностях профессии, о том, кто может претендовать на эту ответственную должность, поделился своим опытом работы в прокуратуре, а также дал несколько советов начинающим специалистам. КонсультантПлюс: В сознании большинства людей сложилось мнение о прокуроре как о человеке, выступающем в роли государственного обвинителя на суде.

Насколько верно это представление? Кто такой на самом деле прокурор? Каковы его основные обязанности? Царев Андрей: Видеть прокурора только в роли гособвинителя ошибочно, поскольку деятельность Прокуратуры Российской Федерации намного шире. Посмотрите определение: прокуратура — это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени страны надзор за соблюдением Конституции и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

Именно прокуратура контролирует соблюдение прав и свобод человека и гражданина в нашей стране, следит за исполнением законов (федеральными министерствами, государственными комитетами, судебными приставами, другими госслужбами), координирует деятельность правоохранительных органов. Прокуроры участвуют в рассмотрении дел судами общей юрисдикции, арбитражными судами, опротестовывают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов.

Также прокуратура принимает участие в правотворческой деятельности. Что касается второй части вопроса, то прокурор — это государственный служащий, обладающий неукоснительным авторитетом в системе государственных органов. На мой взгляд, это и должность, и профессия, и, без сомнения, призвание.

Не каждый юрист может занимать эту должность, так как эта работа требует высокой профессиональной подготовки и безупречных моральных качеств. Обязанности у прокурора могут быть очень разными — это зависит от занимаемой должности и его положения в системе органов прокуратуры. КонсультантПлюс: Чем занимаются сотрудники различных управлений прокуратуры? Отличаются ли обязанности прокуроров различных структурных подразделений? Какое направление работы в прокуратуре может быть наиболее интересным для молодых специалистов? Царев Андрей: В систему прокуратуры Российской Федерации входят Генеральная прокуратура, прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, научные и образовательные учреждения, редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами, а также прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры.

Каждое структурное подразделение прокуратуры выполняет функцию, возложенную на нее Федеральный законом от 17 января 1992 г. N 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации». Очевидно, что у прокуроров разного структурного уровня свои конкретные обязанности.

Что касается молодых специалистов, то все зависит от предрасположенности каждого человека. Например, тем, кому не чуждо ораторское искусство, интересно будет участие в судебных заседаниях, работа с людьми, решение вопросов общего надзора. Лично мне сначала было интересно работать в договорном отделе Управления по обеспечению деятельности прокуратуры, а сейчас больше интересен общий надзор.

КонсультантПлюс: Как становятся сотрудниками прокуратуры, какова процедура отбора? Какими качествами, знаниями и навыками должны обладать претенденты? Царев Андрей: Требования к кандидатам на службу в прокуратуре четко регламентированы ФЗ N 2202-I. В соответствии со ст.40.1:

прокурорами могут быть граждане Российской Федерации, получившие высшее юридическое образование по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе и обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами, способные по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на них служебные обязанности; лица принимаются на службу в органы и учреждения прокуратуры на условиях трудового договора, заключаемого на неопределенный срок или на срок не более пяти лет; лица, получающие высшее юридическое образование по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам на основании ученических договоров, заключенных между ними и Генеральной прокуратурой Российской Федерации, в соответствии с заключенными с ними договорами обязаны проработать в органах или учреждениях прокуратуры не менее пяти лет; на должности прокурора города, района, приравненных к ним прокуроров назначаются лица не моложе 25 лет, имеющие стаж работы прокурором или следователем не менее трех лет; на должности прокуроров субъектов Российской Федерации, приравненных к ним прокуроров назначаются лица не моложе 30 лет, имеющие стаж работы прокурором или следователем не менее пяти лет.

Генеральный прокурор вправе в исключительных случаях назначать на должности прокуроров субъектов РФ, прокуроров городов, районов, приравненных к ним прокуроров специализированных прокуратур, лиц, имеющих опыт работы по юридической специальности на руководящих должностях в органах государственной власти.

  1. Чтобы определить соответствие занимаемой должности проводится аттестация прокурорских работников.
  2. Такую проверку проходят прокурорские работники, имеющие классные чины или занимающие должности, по которым предусмотрено присвоение классных чинов.
  3. КонсультантПлюс : Расскажите о начале вашей работы в прокуратуре.

С чего вы начинали, как строилась ваша профессиональная карьера? Царев Андрей: Изначально я не ставил своей целью работать в прокуратуре, но сейчас понимаю, что это место, где я могу полноценно применить полученные знания и оказать реальную помощь обществу.

  1. До работы в прокуратуре я работал в органах внутренних дел и одновременно учился в Российской академии правосудия.
  2. По окончании академии я принял участие в конкурсе на замещение должности государственного гражданского служащего, ведущего специалиста договорно-правового отдела управления по обеспечению деятельности органов прокуратуры Московской области.

Отбор я прошел, так я стал ведущим специалистом указанного управления и проработал в должности чуть больше 3 лет. Пока шла служба, я стоял в очереди на должность помощника прокурора города Железнодорожного. В 2013 г. приказом прокурора Московской области я назначение на эту должность, где и работаю до сих пор.

КонсультантПлюс : Расскажите об одном вашем рабочем дне. Что делаете, какие дела занимают большую часть рабочего времени? Царев Андрей: Я принимаю участие в судебных заседаниях, рассматриваю поступившие в прокуратуру обращения по вопросам нарушения федерального законодательства, осуществляю надзор за судебными приставами, надзор за исполнением законодательства.

Прихожу на работу в 8-30, составляю план на день. В 9-00 оперативное совещание. После рассматриваю обращения, провожу проверку по обращениям или по поручению прокуратуры Московской области, в ходе которой осуществляю опрос причастных к проведению проверки лиц.

В соответствии с назначенным судом временем принимаю участие в судебных заседаниях. Согласно годовому плану прокуратуры города провожу проверки возложенных на меня надзоров. Выполняю устные поручения курирующего заместителя прокурора, прокурора города. Но, конечно, большую часть моего времени занимает бумажная работа.

КонсультантПлюс : Назовите преимущества вашей работы, ее основные риски. Царев Андрей: Преимуществом службы в органах прокуратуры является незаменимый юридический опыт во всех сферах жизнедеятельности граждан. Основным риском является ответственность за неправильно принятые решения.

КонсультантПлюс : Можете ли вы вспомнить самый успешный эпизод из своей прокурорской практики? Царев Андрей: Вот один такой случай. Мы проверяли, как муниципальные бюджетные учреждения следуют законодательству при реализации национального проекта «Здоровье». Были выявлены факты нарушения Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

В результате все выявленные нарушения были устранены, а виновные лица привлечены к административной ответственности. КонсультантПлюс : Вы сказали, что риском в вашей работе является ответственность за неправильно принятые решения. Сложно ли психологически решать судьбы людей? Бывают ли периоды, когда вы жалеете о выборе этой профессии? Царев Андрей: В работе я сталкивался с разными жизненными ситуациями.

Судьбу людей решают сами люди, моя же задача пресекать правонарушения и восстанавливать законность. Я считаю, что профессионализм сотрудника прокуратуры в первую очередь зависит в его терпимости и беспристрастности при принятии решения. Важно ни в коем случае не поддаваться эмоциям и действовать только в рамках действующего законодательства.

Я не жалел, не жалею и не буду жалеть о выбранной профессии. Работа в прокуратуре изменила меня только в лучшую сторону. КонсультантПлюс : Как вы обычно отдыхаете после работы? Какую читаете литературу, какие смотрите фильмы? Смотрите ли вы фильмы и сериалы про прокуроров? Царев Андрей: После работы я провожу время со своей семьей.

  1. Из книг я предпочитаю исторические романы.
  2. Фильмы и сериалы, которые затрагивают мою профессию, я не смотрю, поскольку «работа должна быть на работе».
  3. КонсультантПлюс : Как и любой юрист, прокурор не может обойтись без справочных правовых систем.
  4. Назовите, пожалуйста, 3 причины, почему молодым специалистам стоит использовать КонсультантПлюс в своей работе? Царев Андрей: Полнота нормативной базы.

Удобная поисковая система. Постоянное обновление. А также возможность использования КонсультантПлюс в любом месте. КонсультантПлюс : Что вы посоветуете нашим читателям — студентам юридических факультетов, которые хотели бы работать в прокуратуре: к чему они должны готовиться заранее и как им правильно выстроить свой профессиональный путь, чтобы добиться успеха? Царев Андрей: Чтобы стать сотрудником прокуратуры, надо, прежде всего, иметь желание работать в этой профессии.

  • И еще очень хорошо знать российское законодательство.
  • Пройдите практику в органах прокуратуры, постарайтесь проявить себя.
  • И будьте самостоятельными при принятии решений.
  • КонсультантПлюс : Благодарим вас за то, что нашли время ответить на наши вопросы! Интервью подготовлено корреспондентами компании «КонсультантПлюс» О.

Гвоздевой, А. Епифановой Читать подробнее: «Прокурор — это и должность, и профессия, и, без сомнения, призвание» | КонсультантПлюс — студенту и преподавателю

Сколько лет учиться на прокурора после 9 класса?

Сколько учиться на прокурора после 9 и 11 класса Необходимо высшее юридическое образование. Значит, нужно поступить в ВУЗ после 11 класса и проучиться там 5 лет.

Кто главный в прокуратуре?

Генеральный прокурор руководит системой прокуратуры, непосредственно возглавляет Генеральную прокуратуру Российской Федерации, издаёт приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции, обязательные для исполнения всеми работниками органов и учреждений прокуратуры, а также назначает на должность прокуроров субъектов Российской Федерации, прокуроров городов и районов. Должность главы прокуратуры за всю историю занимали 75 человек. С 22 января 2020 года должность занимает генерал-лейтенант юстиции Игорь Викторович Краснов, В настоящем списке в хронологическом порядке представлены все лица, являвшиеся в разное время руководителями прокуратуры. Список содержит информацию о годах жизни, сроке полномочий, наименование ведомства и должности. Российская прокуратура была образована Указом Петра I от 12 января 1722 года. В Указе от 27 апреля 1722 года «О Должности генерал-прокурора» устанавливались основные полномочия генерал-прокурора по надзору за Сенатом и руководству подчинёнными органами. С 1802 года институт прокуратуры стал составной частью вновь образованного Министерства юстиции, а должность министра стала совмещаться с должностью генерал-прокурора,

Портрет Имя Годы жизни Срок полномочий Ведомство Должность, звание И. граф Павел Иванович Ягужинский 1683 — 06.04,1736 18.01,1722 — 06.04,1736 Канцелярия Сената Генерал-прокурор Вакансия 06.04,1736 — 28.04,1740 князь Никита Юрьевич Трубецкой 26.05,1699 — 16.10,1767 28.04,1740 — 15.08,1760 Канцелярия Сената Генерал-прокурор князь Яков Петрович Шаховской 08.10,1705 — 23.07,1777 15.08,1760 — 25.12,1761 Канцелярия Сената Генерал-прокурор Александр Иванович Глебов 26.08,1722 — 02.06,1790 25.12,1761 — 03.02,1764 Канцелярия Сената Генерал-прокурор князь Александр Алексеевич Вяземский 03.08,1727 — 08.01,1793 03.02,1764 — 17.09,1792 1-й департамент Сената Генерал-прокурор граф Александр Николаевич Самойлов 1744 — 1814 17.09,1792 — 04.12,1796 1-й департамент Сената Генерал-прокурор князь Алексей Борисович Куракин 19.09,1759 — 30.12,1829 04.12,1796 — 08.08,1798 1-й департамент Сената Генерал-прокурор, заведующий Тайной экспедицией светлейший князь Пётр Васильевич Лопухин 1753 — 06.04,1827 08.08,1798 — 07.07,1799 1-й департамент Сената Генерал-прокурор, заведующий Тайной экспедицией, князь Александр Андреевич Беклешов 01.03,1743 — 24.07,1808 07.07,1799 — 02.02,1800 1-й департамент Сената Генерал-прокурор, заведующий Тайной экспедицией Пётр Хрисанфович Обольянинов 1752 — 22.09,1841 02.02,1800 — 16.03,1801 1-й департамент Сената Генерал-прокурор, заведующий Тайной экспедицией Александр Андреевич Беклешов 01.03,1743 — 24.07,1808 16.03,1801 — 08.09,1802 1-й департамент Сената Генерал-прокурор, заведующий Тайной экспедицией Гавриил Романович Державин 03.07,1743 — 08.07,1816 08.09,1802 — 07.10,1803 1-й департамент Сената, Министерство юстиции Генерал-прокурор, министр юстиции светлейший князь Пётр Васильевич Лопухин 1753 — 06.04,1827 07.10,1803 — 01.01,1810 1-й департамент Сената, Министерство юстиции Генерал-прокурор, министр юстиции Иван Иванович Дмитриев 10.09,1760 — 03.10,1837 01.01,1810 — 30.08,1814 1-й департамент Сената, Министерство юстиции Генерал-прокурор, министр юстиции Дмитрий Прокофьевич Трощинский 1754 — 26.02,1829 30.08,1814 — 25.08,1817 1-й департамент Сената, Министерство юстиции Генерал-прокурор, министр юстиции князь Дмитрий Иванович Лобанов-Ростовский 20.09,1758 — 25.07,1838 25.08,1817 — 18.10,1827 1-й департамент Сената, Министерство юстиции Генерал-прокурор, министр юстиции, генерал князь Алексей Алексеевич Долгоруков 14.05,1767 — 11.08,1834 18.10,1827 — 20.09,1829 1-й департамент Сената, Министерство юстиции Генерал-прокурор, министр юстиции Дмитрий Васильевич Дашков 29.12,1784 — 26.11,1839 20.09,1829 — 14.02,1839 1-й департамент Сената, Министерство юстиции Генерал-прокурор, министр юстиции граф Дмитрий Николаевич Блудов 05.04,1758 — 19.02,1864 15.02,1839 — 31.12,1839 1-й департамент Сената, Министерство юстиции Генерал-прокурор, министр юстиции граф Виктор Никитич Панин 28.03,1801 — 12.04,1874 31.12,1839 — 1840 1-й департамент Сената, Министерство юстиции Генерал-прокурор, министр юстиции Николай Матвеевич Логинов н/д 1840 — 1840 1-й департамент Сената, Министерство юстиции Исполняющий обязанности генерал-прокурора и министра юстиции граф Виктор Никитич Панин 28.03,1801 — 12.04,1874 1840 — 21.10,1862 1-й департамент Сената, Министерство юстиции Генерал-прокурор, министр юстиции Дмитрий Николаевич Замятнин 31.01,1805 — 19.10,1881 21.10,1862 — 16.04,1867 1-й департамент Сената, Министерство юстиции Генерал-прокурор, министр юстиции (до 01.01,1864 управляющий делами) князь Сергей Николаевич Урусов 1816 — 13.01,1883 16.04,1867 — 15.10,1867 1-й департамент Сената, Министерство юстиции Генерал-прокурор, министр юстиции граф Константин Иванович Пален 12.01,1833 — 02.05,1912 15.10,1867 — 30.05,1878 1-й департамент Сената, Министерство юстиции Генерал-прокурор, министр юстиции (до 31.03,1868 управляющий делами) Дмитрий Николаевич Набоков 18.06,1827 — 15.03,1904 30.05,1878 — 06.11,1885 1-й департамент Сената, Министерство юстиции Генерал-прокурор, министр юстиции Николай Авксентьевич Манасеин 09.11,1835 — 16.09,1895 06.11,1885 — 01.01,1894 1-й департамент Сената, Министерство юстиции Генерал-прокурор, министр юстиции Николай Валерианович Муравьёв 27.09,1850 — 01.12,1908 01.01,1894 — 01.01,1905 1-й департамент Сената, Министерство юстиции Генерал-прокурор, министр юстиции (до 17.04,1894 управляющий делами) Сергей Сергеевич Манухин 27.09,1856 — 1921 21.01,1905 — 16.12,1905 1-й департамент Сената, Министерство юстиции Генерал-прокурор, министр юстиции Михаил Григорьевич Акимов 08.11,1847 — 09.08,1911 16.12,1905 — 24.04,1906 1-й департамент Сената, Министерство юстиции Генерал-прокурор, министр юстиции Иван Григорьевич Щегловитов 13.02,1861 — 05.09,1918 24.04,1906 — 06.07,1915 1-й департамент Сената, Министерство юстиции Генерал-прокурор, министр юстиции Александр Алексеевич Хвостов 08.01,1857 — 23.11,1922 06.07,1915 — 07.07,1916 1-й департамент Сената, Министерство юстиции Генерал-прокурор, министр юстиции Александр Александрович Макаров 07.07,1857 — 1919 07.07,1916 — 20.12,1916 1-й департамент Сената, Министерство юстиции Генерал-прокурор, министр юстиции Николай Александрович Добровольский 10.03,1854 — 21.10,1918 20.12,1916 — 28.02,1917 1-й департамент Сената, Министерство юстиции Генерал-прокурор, министр юстиции

В ноябре 1917 года Советом народных комиссаров был принял Декрет о суде № 1, согласно которому упразднялись существующие до Революции суды, институты судебных следователей и прокурорского надзора, На протяжении 5 лет прокурорского надзора в стране не существовало, и только в мае 1922 года постановлением ВЦИК было принято «Положение о прокурорском надзоре», учредившее Государственную прокуратуру в составе Народного комиссариата юстиции, В ноябре 1923 года была образована Прокуратура Верховного Суда СССР, а в июне 1933 года Прокуратура СССР, В январе 1992 года вступил в силу Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации», регламентирующий деятельность органов прокуратуры. В дальнейшем в Конституции Российской Федерации, принятой в 1993 году, в статье 129 был закреплен принцип единства и централизации системы органов прокуратуры,

Читайте также:  Куда Обращаться Если Прокуратура Не Реагирует На Заявление?

Какая зарплата у прокурора?

Сколько получает прокурор и его помощник? — В соответствии со ст.44 Федерального закона РФ ‘О прокуратуре Российской Федерации’ основными составляющими денежного содержания прокурорского работника являются: Должностной оклад (у прокурора района 32 224 руб., у его помощника 24 168 руб.)

Можно ли сразу стать прокурором?

Прежде всего отметим, что прокурор – это не профессия, а должность. Для того, чтобы стать прокурором, необходимо высшее юридическое образование. Скорее всего, сразу после окончания института стать прокурором не получится, для этого нужен опыт и стаж работы.

  • Для выпускников вузов подойдет должность помощника прокурора, на которой он сможет набраться опыта и проявить себя.
  • Нужно иметь ввиду, что прокурорские работники являются государственными служащими, на них накладываются предусмотренные законодательством ограничения.
  • Например, заниматься предпринимательской деятельностью, быть депутатом.

Чтобы в будущем стать помощником прокурора или прокурором, нужно получить высшее образование по направлению подготовки « Юриспруденция » уголовно-правовой профиль, Данное направление подготовки реализуется в Московском экономическом институте.

Можно ли девушке стать прокурором?

Прокурор: преимущества и недостатки профессии — Среди плюсов профессии:

Перспективы роста. Уровень оплаты труда. Престиж.

Минусы:

Постоянный стресс. Сложности с продвижением по службе и поступлением на работу. Риски, опасность. Требования к кандидатам.

Девушка может стать правоохранителем на общих основаниях. Карьерный путь не отличается от карьерного пути для мужчин. Однако присутствуют нюансы, которые могут препятствовать замещению должности: состояние здоровья, личностные качества. Кроме того, работе придется отдаваться с головой, особенно в первые годы. Это может отвернуть девушку от сделанного ранее выбора.

Что подает прокурор?

Предъявление прокурором исков и заявлений в суд в интересах граждан — Администрация Тонкинского района ПРЕДЪЯВЛЕНИЕ ПРОКУРОРОМ ИСКОВ И ЗАВЯЛЕНИЙ В СУД В ИНТЕРЕСАХ ГРАЖДАН Важнейшим средством пресечения и устранения нарушений закона служит предъявление прокурором исков и заявлений в суд общей юрисдикции.

  • Реализация этих полномочий во многих случаях является единственным реальным способом защиты прав и законных интересов граждан.
  • В соответствии с ч.1 ст.45 Гражданского процессуального Кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов граждан может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Поскольку уважительность причин оценивает суд, заявление гражданина к прокурору должно содержать не только просьбу защитить его интересы в суде, но и объяснение причин, препятствующих ему обратиться в суд.

Перечень оснований по которым прокурор может обратиться в суд в интересах гражданина не исчерпывается ст.45 Гражданского процессуального кодекса РФ. Кроме указания состояния здоровья, возраста, недееспособности закон предусматривает и другие уважительные причины по которым гражданин не может сам обратиться в суд.

Это может быть тяжелое материальное положение, в связи с чем гражданин не может обратиться за квалифицированной юридической помощью. Также уважительными причинами могут являться отдаленность места проживания от места нахождения суда, наличие на иждивении несовершеннолетних детей.

С учетом конкретных обстоятельств могут быть указаны иные причины. Одной из наиболее действенных мер защиты, нарушенных прав граждан, является подача прокурором заявления в суд об оспаривании нормативных правовых актов органов местного самоуправления, а также на действия (бездействия) органами государственной власти и местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Важнейшим направлением в деятельности прокуратуры является обеспечение защиты прав и интересов несовершеннолетних, которые в силу своего возраста не могут самостоятельно обратиться в суд. Это иски о лишении, ограничении родительских прав, в защиту жилищных и трудовых прав несовершеннолетних, о взыскании пособий.

  1. Согласно ст.45 Гражданского процессуального Кодекса прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
  2. «Неопределенный круг лиц» невозможно индивидуализировать.
  3. Защите подлежат такие охраняемые законом права, как право потребителей о запрете выпуска недоброкачественной продукции, о ликвидации общественных объединений, в случае нарушения ими прав и свобод человека и гражданина, пропаганды идей насилия, социальной, национальной, расовой розни, о запрете деятельности, приносящей вред окружающей среде, об обязательном обследовании и лени больных туберкулезом, о защите избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации.

Пом. прокурора района И.Е. Зайцева Читать подробнее: Предъявление прокурором исков и заявлений в суд в интересах граждан — Администрация Тонкинского района

Что выносит прокурор?

1. Прокурор, исходя из характера нарушения закона должностным лицом, выносит мотивированное постановление о возбуждении производства об административном правонарушении.2.

Что санкционирует прокурор?

Заключение по вопросам, представленным в обращении группы депутатов Парламента РК об официальном толковании п.2 ст.16, п.п.1, 2 ст.75, п.1 ст.77, ст.81, п.1, ст.83 и п.1 ст.84 Конституции РК Академик НАН РК, профессор, доктор юридических наук Г.С. Сапаргалиев Профессор, кандидат юридических наук Г.Ж.

Сулейменова декабрь 2003 г. ВОПРОС 1: Являются ли предусмотренное законом санкционирование оперативно-розыскных мероприятий, следственных действий, задержания, ареста и содержания под стражей лица на стадии досудебного производства одной из форм, предусмотренного Конституцией высшего надзора прокуратуры за законностью оперативно-розыскной деятельности, дознания и следствия, а также осуществлением прокуратурой уголовного преследования? NB : Вопрос поставлен некорректно: 1) в соответствии с п.2 ст.16 Конституции РК задержание не санкционируется; в соответствии с п.1 ст.134 УПК РК о произведенном задержании дознаватель или следователь обязаны только письменно сообщить прокурору в течение 24 часов с момента составления протокола задержания; 2) досудебное производство не является стадией, поскольку оно включает в себя три стадии: возбуждение уголовного дела, предварительное расследование (в форме дознания и предварительного следствия), предание суду ( п.28 ст.7 УПК РК); 3) санкция является не формой высшего надзора, осуществляемого прокуратурой, а одним из правовых актов прокуратуры ( п./ п.1 п.1 ст.18 Закона РК «О Прокуратуре» от 21 декабря 1995 г.

№ 2709 — далее « Закон РК «О Прокуратуре» ). ОТВЕТ : Для осуществления предусмотренного п.1 ст.83 Конституции РК высшего надзора за законностью оперативно-розыскной деятельности, дознания и предварительного следствия, а также осуществления уголовного преследования органы прокуратуры наделены определенным кругом специфичных полномочий, т.е.

компетенцией, которая в соответствии с п.4 ст.83 Конституции РК определяется законом. В соответствии с этим конституционным положением к таким полномочиям ст.18 Закона РК «О Прокуратуре» относит правовые акты прокуратуры, которые в теории и практике прокурорского надзора определяются как специфические правовые акты, вносимые только прокурором в порядке реализации своих полномочий,

К числу таких правовых актов п./п.1 п.1 ст.18 названного закона относит санкционирование. Исчерпывающий перечень действий и решений, которые требуют санкции прокурора, установлен ст.21 Закона РК «О Прокуратуре». При этом: 1) Пункт 10 ст.35 Закона РК «О Прокуратуре» устанавливает, что, осуществляя надзор за оперативно-розыскной деятельностью, прокурор в случаях, установленных законодательством, дает санкцию на проведение оперативно-розыскных мероприятий.

Данное положение предусмотрено также п./п.10 п.2 ст.25 Закона РК «Об оперативно-розыскной деятельности», который устанавливает, что при осуществлении надзора за оперативно-розыскной деятельностью прокурор в случаях, установленных законодательством, прокурор дает санкцию на проведение оперативно-розыскных мероприятий.2) П./п.3 п.1 ст.38 Закона РК «О Прокуратуре» устанавливает, что осуществляя надзор за законностью дознания и следствия, прокурор санкционирует содержание под стражей и арест.

Данное положение предусмотрено также п./п.4 п.1 ст.197 УПК РК, который устанавливает, что, о существляя уголовное преследование и надзор за законностью при расследовании уголовных дел, прокурор в предусмотренных законом случаях санкционирует действия должностных лиц, осуществляющих предварительное следствие.

Перечень действий, требующий санкции прокурора, установлен ст.21 Закона РК «О Прокуратуре».3) Подпункт 4 ст.46 Закона РК «О Прокуратуре» устанавливает, что, осуществляя уголовное преследование, прокурор в предусмотренных законом случаях санкционирует действия должностных лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, дознание и следствие.4) Конституционный совет РК в своем Постановлении от 5 августа 2002 г.

№ 5 «О соответствии Конституции РК Закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам прокурорского надзора» постановил: «Признать соответствующим Конституции Республики Казахстан Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам прокурорского надзора», принятый Парламентом Республики Казахстан 25 июня 2002 года» (п.1), что в равной степени распространяется и на измененный пунктом 29 Закона РК от 9 августа 2002 г.

№ 346-II «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам прокурорского надзора» подпункт 4 ст.46 Закона РК «О Прокуратуре», которая устанавливает, что, осуществляя уголовное преследование, прокурор «в предусмотренных законом случаях санкционирует действия должностных лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, дознание и следствие»,

Таким образом, санкционирование является правовым актом, используемым прокурором при осуществлении им предусмотренного п.1 ст.83 Конституции высшего надзора за законностью оперативно-розыскной деятельности, дознания и следствия, а также уголовного преследования.

ВОПРОС 2 : Предусматривает ли Конституция осуществление судом инициативного надзора (контроля) на стадии досудебного производства по уголовным делам путем санкционирования оперативно-розыскных мероприятий, следственных действий, ареста и содержания под стражей, при отсутствии чьих-либо обращений за судебной защитой своих прав и свобод, является ли такая деятельность осуществлением правосудия? NB : Некорректность вопроса: 1) как отмечалось выше, досудебное производство не является стадией; 2) «надзор» и «контроль» понятия не тождественные; 3) контроль и надзор осуществляются, не могут быть «инициативными» — каждый из них осуществляется по инициативе кого-либо.

ОТВЕТ : 1. Прежде всего, следует отметить, что понятия «судебный контроль» и «судебный надзор» являются неадекватными, о чем свидетельствует анализ действующего законодательства и отмечается в теории уголовно-процессуального права. Во-первых, контроль — это «проверка, а также постоянное наблюдение в целях проверки или надзора»,

  • Во-вторых, контроль подразумевает проверку законности и обоснованности уже принятых следователем или прокурором решений, а также совершенных ими процессуальных действий.
  • Судебный надзор на досудебных стадиях предполагает дачу согласия, санкционирования важных процессуальных решений и действий органов и должностных лиц, осуществляющих производство по уголовным делам, т.е.

это не проверка реализованных решений и совершенных действий, а предупреждение возможных нарушений законности в будущем,2. Ни Конституция РК, ни УПК РК не предусматривает осуществление контроля в отношении досудебного производства по уголовным делам.

  1. Понятие же «надзор» Конституция РК и отраслевое законодательство относят только к деятельности Верховного суда РК по отношению к судам общей юрисдикции.
  2. Статья 81 Конституции РК устанавливает, что «Верховный суд является высшим судебным органом по гражданским, уголовным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных законом процессуальных формах надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики».

Важно обратить внимание и на то, что ни Конституция РК, ни УПК РК не оперирует понятием «судебный контроль». Вместе с тем такой контроль осуществляется судом в процессе осуществления им рассмотрения дел на судебных стадиях. Это обусловлено тем, что уголовный процесс построен таким образом, что на каждой последующей его стадии осуществляется контроль за законностью и обоснованностью предыдущей стадии, что является обязательной предпосылкой осуществления судопроизводства в следующей стадии.

Поэтому пока не будут разрешены частные задачи предыдущей стадии, уголовное дело не может перейти в следующую стадию, что влечет контроль за их выполнением. Так, суд, осуществляя правосудие по уголовным делам, осуществляет такой контроль по отношению к досудебным стадиям уголовного процесса посредством направления дел на дополнительное расследование с учетом требований, предусмотренных ст.303 УПК РК ( п.1 ст.323 УПК РК); прекращения дел ( ст.324 УПК РК) и постановления оправдательных приговоров ( ст.376 УПК РК); признания доказательств недопустимыми, т.е.

не имеющими юридической силы ( ст.116 УПК РК); вынесения частных постановлений, которыми суд обращает внимание на факты нарушений закона, требующие принятия необходимых мер ( п.4 ст.59 УПК РК) и др. Вместе с тем, анализ норм уголовно-процессуального законодательства позволяет сделать вывод о том, что на досудебных стадиях полномочия суда содержат только элементы судебного контроля.

О том, что в уголовном судопроизводстве республики введен не судебный контроль, а только его элементы, указывается и в казахстанской юридической литературе, Действительно, суд в отличие от прокуроров (прокурорский надзор) или начальников следственных отделов и начальников органов дознания (ведомственный контроль), не осуществляет текущего, постоянного наблюдения, проверки и вмешательства в процессуальную деятельность следствия, органов дознания, дознавателей, а также органов, осуществляющих оперативно-розыскные мероприятия.

Деятельность суда на стадиях досудебного производства возможна только при проявлении инициативы — подачи жалобы. Так, ст.59 УПК РК однозначно устанавливает: «На досудебных стадиях уголовного процесса суд рассматривает жалобы на решения органа уголовного преследования в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом».

В соответствии с этим положением ст.ст.103, 109 УПК РК устанавливают основания и порядок рассмотрения судом жалоб на решения и действия дознавателя, органа дознания, следователя, прокурора. Ст.110 УПК РК регламентируют порядок судебного обжалования санкции прокурора на арест и содержание под стражей.

Эти положения закона отвечают природе суда как органа правосудия, его назначению в уголовном процессе, что закреплено в ст.ст.16, 75-81 Конституции РК. Пункт 2 ст.76 Конституции РК устанавливает, что судебная власть «распространяется на все дела и споры».

Это положение означает, что суд вправе и обязан реализовывать свои полномочия только по инициативе сторон процесса: по мере поступления в суд их конкретных заявлений, жалоб, уголовных, гражданских и других дел, в большинстве случаев публично, путем открытого судебного разбирательства. В сфере уголовного судопроизводства это означает, что суд обязан принять и рассмотреть уголовное дело, направленное ему прокурором, а в случаях, предусмотренных ст.109 и ст.110 УПК РК, — жалобы на действия и решения органов уголовного преследования.

Тем самым, любое судебное производство, предоставляющее суду возможность реализации своих полномочий по осуществлению судебной власти, должно возбуждаться исключительно только в результате обращения предусмотренных законом субъектов правоотношений в суд.

Поэтому законодатель лишил суд права проявлять свою какую-либо инициативу в возбуждении им рассмотрения тех или иных вопросов по уголовному делу (в том числе и санкционирования тех или иных процессуальных действий), находящемуся в производстве органов уголовного преследования; никакими проверочными действиями на стадиях досудебного производства суд не наделен, если стороны не проявили своей инициативы — в компетенцию суда должна входить только констатация нарушения закона и принятие в этой связи мер в пределах предоставленных ему законом полномочий.

Эти положения в полной мере распространяются и на санкционирование оперативно-розыскных мероприятий, следственных действий, ареста и содержания под стражей. Конституция РК не содержит норм, дающих право суду санкционировать оперативно-розыскные мероприятия и следственные действия.

  • Единственная норма Конституции РК — п.1 ст.16 — устанавливает правомочие суда давать санкцию на арест и содержание под стражей.
  • Но эта возможность осуществления указанного правомочия оговорена в этой же норме: арест и содержание под стражей допускаются только с санкции суда или прокурора, что должно означать право суда санкционировать арест и содержание под стражей только по находящемуся в его производстве делу, т.е.

только на судебных стадиях, а на досудебных стадиях таким правом обладает прокурор.3. Является ли деятельность суда по рассмотрению жалоб на санкцию прокурора на арест и содержание под стражей правосудием? Прежде всего, следует отметить, что рассмотрение судом жалобы на санкционированный прокурором арест и содержание под стражей является одной из самостоятельных функций судебной власти, наряду с ее основной функцией — осуществлением правосудия.

Такое мнение выражают большинство ученых, Хотя высказана и другая точка зрения, в соответствии с которой осуществление судебного контроля является особой специфической разновидностью правосудия, При этом следует учесть, что это мнение российских авторов и оно основано на анализе УПК РФ. В отличие от Казахстана в России суд действительно осуществляет контроль: 1) путем выдачи судебных решений на право проведения следственных действий, ограничивающих права граждан, арест и содержание под стражей (ст.ст.22, 23 Конституции РФ, ч.2 ст.29, ст.165 УПК РФ); 2) путем рассмотрения и разрешения жалоб участников уголовного процесса на действия (бездействие) дознавателя, следователя и прокурора, способных причинить ущерб их конституционным правам и свободам или затруднить доступ к правосудию (ст.125 УПК РФ).

Тогда как нормы казахстанского уголовно-процессуального законодательства содержат только один элемент такого контроля — рассмотрение судом жалоб, что не является основанием говорить о том, что суды в Казахстане осуществляют судебный контроль за досудебным производством.

Хотя в казахстанской юридической литературе при исследовании вопроса о судебном обжаловании решений и действий органов уголовного преследования многими авторами используется понятие «судебный контроль», что по нашему мнению является не точным. Мы полагаем, что судебный контроль предполагает, во-первых, постоянное, текущее наблюдение за деятельностью органов уголовного преследования; во-вторых, рассмотрение судом не только жалоб на действия и решения органов уголовного преследования, но и, в-третьих, осуществление дозволения, согласия на производство ряда следственных действий.

Такого контроля ни Конституция республики, ни действующее уголовно-процессуальное законодательство не предусматривают. Далее. Рассмотрению судьей жалобы на действия и решения органов уголовного преследования не присущи те признаки, которые являются обязательными для правосудия, дефиниция которого в законодательстве не дана.

Читайте также:  Почему Решение Суда Вступает В Силу Через Месяц?

А в научной литературе общепринятым является определение правосудия как осуществляемую в особой процессуальной форме и с соблюдением особого порядка деятельность специальных государственных органов — судов по рассмотрению и разрешению гражданских, уголовных и иных дел, и применением норм материального права, а в необходимых случаях применение мер государственного принуждения в целях защиты и охраны прав граждан государственных и иных органов и организаций,

Это определение не может быть распространено на рассмотрение судом жалоб на действия и решения органов уголовного преследования. Во-первых, проверка жалобы осуществляется в закрытом судебном заседании ( п.2 ст.110 УПК РК), тогда как разбирательство дел в судах должно осуществляться гласно ( ст.29 УПК РК); во-вторых, участие стороны защиты законодатель не признает обязательным — участие защитника, законного представителя подозреваемого, обвиняемого зависит от их волеизъявления, а участие подозреваемого, обвиняемого — только в случае необходимости ( п.3 ст.110 УПК РК), тогда как в соответствии с п./п.4 п.3 ст.77 Конституции РК в суде каждый имеет право быть выслушанным, т.е.

  • Не обеспечивается основной принцип правосудия — принцип состязательности.
  • Вместе с тем, п.4 ст.77 Конституции РК определяет: «Принципы правосудия, установленные Конституцией, являются общими и едиными для всех судов и судей Республики».
  • Однако не все принципы правосудия, как нами указано, реализуются при судебном рассмотрении жалобы на действия и решения органов уголовного преследования.

Поэтому судебный порядок рассмотрения жалобы на действия и решения органов уголовного преследования не может быть отнесен к правосудию. На основании выше изложенного можно заключить: 1) нормы Конституции РК и действующего уголовно-процессуального законодательства не предусматривают возможности осуществления судом по собственной инициативе контроля на стадиях досудебного производства по уголовным делам посредством санкционирования оперативно-розыскных мероприятий, следственных действий, ареста и содержания под стражей; 2) на досудебных стадиях суд полномочен осуществлять проверку законности и обоснованности санкции прокурора на арест и содержание под стражей.

Данная проверка осуществляется только в случае принесения жалобы подозреваемого, обвиняемого, их защитника, законного представителя на санкционированную прокурором меру пресечения в виде ареста, содержание под стражей ( п.1 ст.110 УПК РК), что соответствует смыслу п.2 ст.16 Конституции РК.3) судебный порядок рассмотрения законности и обоснованности санкции прокурора на арест и содержание под стражей — самостоятельная функция судебной власти и не является осуществлением правосудия.

ВОПРОС 3: Будет ли судебное санкционирование оперативно-розыскных мероприятий, следственных действий, ареста и содержания под стражей на стадии досудебного производства по уголовным делам соответствовать конституционным принципам независимости суда, т.е.

  • Объективного и беспристрастного осуществления им правосудия? ОТВЕТ: Независимость судей и подчинение их только Конституции РК и закону провозглашены п.1 ст.77 Конституции РК и п.3 ст.1 Конституционного закона «О судебной системе и статусе судей РК»,
  • В этом принципе можно выделить два составляющих его элемента: институциональная ( п.4 ст.3 Конституции РК) и процессуальная (функциональный) независимость как самой судебной власти, так и независимости ее носителей, т.е.

судей. Процессуальная (функциональная) независимость находит свое выражение в установленной уголовно-процессуальным законодательством процедуре осуществления правосудия, которая должна обеспечить суду независимо от чьего-либо мнения рассмотрение и разрешение дела соответствии со своим внутренним убеждением, основанным на законе и материалах дела.

Развивая и конкретизируя конституционные положения п.2 ст.1 Конституционного закона РК «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» устанавливает: «Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела с соблюдением всех требований закона и справедливости, компетентным, независимым и беспристрастным судом».

Принцип беспристрастности предполагает, что при рассмотрении дел суд обязан быть не связанным с мнением участников судебного разбирательства: он не выступает ни на стороне обвинения, ни на стороне защиты ( ст.23 УПК РК), т.е. он должен быть беспристрастным, объективным и принимать решения по своему внутреннему убеждению, основанному на оценке рассмотренных доказательств и, руководствуясь при этом только Конституцией РК и законами.

Беспристрастие «означает несколько больше в том смысле, что необходимо исключить даже видимость того, что судья в данном деле пристрастно относится к сторонам», Важно обратить внимание на то, что « Основные принципы, касающиеся независимости судебных органов», принятые седьмым Конгрессом ООН от 6 сентября 1985 г.

и утвержденные Генеральной Ассамблей ООН 13 декабря 1985 г., устанавливают, что суды должны рассматривать переданные им дела «беспристрастно на основе фактов и в соответствии с законом без каких-либо ограничений, неправомерного влияния, побуждения, давления, угроз или вмешательства, прямого или косвенного, с чьей бы то ни было стороны и по каким бы то ни было причинам».

Тем самым, этот международный документ требует осуществлять судебную деятельность таким образом, чтобы исключить не только какое-либо давление или вмешательство, но и неправомерное побуждение, По этому поводу известный ученый в области исследования проблем правосудия В.М. Савицкий писал, что «суд должен решать спор, осуществлять правосудие — не больше и не меньше.

Никакой собственной инициативы, никакой побудительной заинтересованности — вот параметры истинного правосудия в новом демократическом его понимании», Представляется, что если суд будет наделен правом на санкционирование оперативно-розыскных мероприятий, следственных действий, ареста и содержания под стражей на стадии досудебного производства по уголовным делам, то в дальнейшем это окажет влияние на его объективность и беспристрастность при осуществлении им правосудия; он окажется заинтересованным в результатах рассмотрения дела, т.к.

  1. Будет связан собственными решениями.
  2. Санкционирование оперативно-розыскных мероприятий, следственных действий, ареста и содержания под стражей не может не повлиять на внутреннее убеждение судьи, сознательно или подсознательно чувствующего свою связанность принятым решением.
  3. Аргументы относительно того, что одни судьи будут осуществлять контроль за законностью следствия, а другие — проводить судебное разбирательство, проблему не снимает: зависимость последних от первых не устранится, поскольку общие корпоративные связи, как горизонтальные, так и вертикальные, возьмут верх: судьи одного и того же суда, как правило, представляют собой малую группу, члены которой включены помимо официальных в систему межличностных отношений.

В конечном итоге решение судьи на предварительном расследовании предопределит приговор суда. По меткому замечанию российского ученого А.В. Смирнова «одной лишь замены «арестного» судьи при дальнейшем рассмотрении дела его коллегой из соседнего кабинета, одноименного или даже вышестоящего суда, недостаточно, ибо в момент смены судей за креслом встает тень ведомственного и корпоративного интереса»,

Поэтому такое предложение уязвимо, поскольку создается опасность влияния ««внешнего фактора» (характер отношений между судьей, осуществляющим контроль за предварительным расследованием, и судьей, проводящим судебное разбирательство) на беспристрастность суда», Нельзя не учитывать и того, что суд во многих сельских районах Казахстана в своем штате имеет одного или двух судей.

Вопросы, которые подлежат выяснению при проверке законности и обоснованности проведения оперативно-розыскных мероприятий, производства следственных действий, применения к подозреваемому, обвиняемому в качестве меры пресечения ареста и содержания под стражей, довольно обширны (например, см.: ст.139-141, 150, п.2 ст.230, 235 УПК РК и др.) и ответы на них не могут не создать у судьи убеждение в виновности подсудимого.

  • Вполне очевидно, что, принимая, например, решение о санкционировании, судья никак не может не обосновать его, не изучив тщательно всех материалов дела, что определенным образом повлияет на его убеждение о доказанности обвинения.
  • Так, например, ст.139 УПК РК предусматривает избрание меры пресечения при наличии оснований полагать, что обвиняемый скроется от дознания, предварительного следствия или суда, либо воспрепятствует объективному расследованию и разбирательству дела в суде, или будет продолжать заниматься преступной деятельностью.

Кроме того, должны учитываться такие обстоятельства, как тяжесть предъявленного обвинения, личность обвиняемого и другие обстоятельства ( ст.141 УПК РК). В этой связи неизбежно возникает вопрос, какими критериями должен руководствоваться избирающий меру пресечения, когда ему надлежит ответить на один из приведенных в законе вопросов? Тем более это особенно значимо, когда речь идет об ограничении прав и свобод граждан.

Исходя из смысла уголовно-процессуальной нормы, решение о применении меры пресечения должно быть основано на находящихся в деле доказательствах. Проверяя законность и обоснованность ареста, судья неизбежно приходит к необходимости оценить обоснованность предъявленного обвинения совокупностью имеющихся в деле доказательств.

В противном случае проверка превращается в формальность в виде выявления недочетов процессуального характера. При решении вопроса о применении ареста судья вольно или невольно будет входить в обсуждение вопроса о виновности или невиновности лица в инкриминируемом ему преступлении.

  1. Однако, вдаваться в оценку доказательств виновности или невиновности заключенного под стражу обвиняемого (подозреваемого) при проверке законности или обоснованности ареста судья не должен.
  2. Вместе с тем, это вовсе не исключает выяснение вопросов, которые, исходя из буквы закона, служат доказательствами по делу.

Речь идет о таких вопросах, как: имело ли место вообще само событие преступления (общественно опасное деяние), в совершении которого обвиняется (подозревается) заключенный под стражу, а если имело, то является ли обвиняемый (подозреваемый) субъектом данного преступления и др.

На практике возможна ситуация, когда при проверке законности и обоснованности применения меры пресечения в виде ареста судья окажется перед необходимостью дать оценку отдельным фактам. Так, например, председатель коллегии по уголовным делам Р.Н. Юрченко считает, что «осуществляя судебную проверку законности ареста, судья обязан руководствоваться ст.ст.139, 141, 142, 143, 150, 153, 154 УПК».

При этом, как считает автор, судья должен принять во внимание: тяжесть предъявленного обвинения, роль обвиняемого (подозреваемого) в составе преступной группы, форма соучастия и его конкретные действия при совершении преступления, обстоятельства, смягчающие и отягчающие уголовную ответственность и др.

Кроме того, судья «должен также в полной мере исследовать обстоятельства, характеризующие личность подозреваемого, обвиняемого» (выделено нами — Г.С.С., Г.Ж.С ). Однако в таком случае у судьи складывается определенное мнение о виновности лица. Поэтому следует признать правильным мнение о том, что в тех случаях, «когда судья убеждается в обоснованности ареста и отклоняет жалобу, происходит неизбежное и опасное сближение функций правосудия по данному делу и уголовного преследования.

обязанность судей выдавать приказы об арестах скоро превращается в сознание единства задач с теми, кто эти аресты производит, и привычку видеть в любом обвиняемом заведомого правонарушителя», а в последующем у специализированных арестантских судей «очень скоро будет выработано ощущение причастности к делу борьбы с преступностью, чувство профессиональной солидарности с правоохранительным органом»,

Тем самым в таких случаях судья окажется связанным своим решением, что в дальнейшем окажет влияние на его объективность при рассмотрении дела в главном судебном разбирательстве. А потому вполне реально, что наделение суда правом санкционирования предопределит обвинительный уклон в его деятельности. Кроме того, у судей может появиться заинтересованность в стабильности своих решений, принятых на досудебных стадиях,

Как нам представляется, наделение судьи полномочиями по осуществлению судебного контроля может отрицательно сказаться не только на осуществлении правосудия, но и на предварительном расследовании. Широкие полномочия суда в таком случае могут привести к тому, что суд будет не только осуществлять контроль за законностью предварительного расследования, но и фактически осуществлять надзор, руководить следствием.

  1. Следователи утратят свою процессуальную самостоятельность, поскольку окажутся связанными в своих решениях и действиях по конкретным уголовным делам решениями суда и не смогут самостоятельно, ответственно осуществлять расследование преступлений.
  2. Одновременно судьи утратят свою объективность, что отрицательно отразится, как нами было указано, на последующем судебном разбирательстве.

Поэтому могут возникнуть сомнения в объективности и справедливости суда, который по существу руководил расследованием. Сомнительно предложение о возможности передачи суду права санкционирования оперативно-розыскных мероприятий. Пункт 4 ст.12 Закона РК «Об ОРД» от 15 сентября 1994 г.

№ 154-XIII устанавливает: «Оперативно-розыскные мероприятия, затрагивающие охраняемые законом неприкосновенность частной жизни, тайну переписки, телефонных переговоров, телеграфных сообщений и почтовых отправлений, а также право на неприкосновенность жилища, осуществляются исключительно для выявления, предупреждения и раскрытия тяжких и особо тяжких преступлений, а также преступлений, подготавливаемых и совершаемых преступными группами, только с санкции прокурора» ( курсивом выделено нами — Г.С.С., Г.Ж.С.).

Если суду будут переданы полномочия по санкционированию этих мероприятий, то положения, указанные в п.4 ст.12 Закона РК «Об ОРД» будут означать, что судья, прежде чем санкционировать такие оперативно-розыскные мероприятия, должен будет предварительно оценить представленные органами, осуществляющими ОРД, материалы с точки зрения достаточности оснований подозревать конкретное лицо в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления, а также в подготовке и совершении преступления преступной группой.

Причем, в некоторых случаях оценка этих сведений невозможна без предварительной оценки личности подозреваемого лица. Однако полномочия суда должны заключаться только в рассмотрении дел или споров, а наделение судьи функциями по контролю за законностью следствия, дознания и оперативно-розыскной деятельности фактически превратит его в орган борьбы с преступностью, что недопустимо.

Потому в целях становления суда как органа правосудия Конституцией РК четко дистанцированы от него другие государственные органы и должностные лица, осуществляющие производство по уголовным делам, именуемые органами уголовного преследования. Возложение на суд обязанностей, в той или иной форме подменяющих деятельность органов и лиц, осуществляющих уголовное преследование и надзор, не согласуется с конституционными положениями, а также с предписаниями УПК РК о правовой природе суда.

Под подменой деятельности органов и лиц, осуществляющих функцию уголовного преследования, следует, на наш взгляд, понимать и санкционирование судом оперативно-розыскных мероприятий, следственных действий, ареста и содержание под стражей, т.к. в этом проявляется обвинительная функция, которая охватывает: а) применение мер уголовно-процессуального принуждения, разновидностью которого являются меры пресечения, в том числе и арест, б) следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия, осуществляемые в целях установления запрещенного уголовным законом деяния, и совершившего его лица, виновности последнего в совершении преступления, а также для обеспечения применения к такому лицу наказания или иных мер уголовно-правового воздействия ( п.13 ст.7 УПК РК).

Из определения понятия уголовного преследования, данного в п.13 ст.7 УПК РК, следует два важных вывода: 1) субъектом, уполномоченным осуществлять уголовное преследование, является сторона обвинения, к которой отнесены указанные в п.12 ст.7 УПК РК субъекты уголовно-процессуальной деятельности.

  • К их числу относится и прокурор (государственный обвинитель); 2) деятельность прокурора по осуществлению уголовного преследования распространяется на все стадии уголовного процесса, что обусловлено характером правового статуса прокурора.
  • Санкционирование процессуальных действий и решений является одним из элементов уголовного преследования, о чем свидетельствует не только анализ соответствующих норм уголовно-процессуального законодательства, но и научные исследования,

В юридической литературе отмечается, что санкционирование решений и действий, ограничивающих права и свободы граждан, не свойственно природе суда, поскольку санкции на арест придадут суду обвинительный характер; этот институт заимствован из англо-американского процесса и входит в противоречие с традициями уголовного процесса, вводится ненужная состязательность предварительного следствия ; санкционируя, судья свяжет себя принятым на следствии решением ; санкционирование судом ломает отлаженную систему судопроизводства ; недопустимо выполнение надзорной функции сразу двумя органами — прокуратурой и судом; суд не может обеспечить постоянный и оперативный характер надзора ; судебный контроль нарушает тайну следствия, влечет снижение оперативности принятия решений и др.

  • Следует учитывать и другой немаловажный момент.
  • Как известно суд не вправе проявлять инициативы, пока сторона не обратится в суд.
  • Вместе с тем, имеется немало нарушений законности, по которым ни одна из сторон не заинтересована обращаться в суд, а, следовательно без инициативного вмешательства прокурора, данные нарушения не могут быть устранены в судебном порядке.

Это обусловлено тем, что на досудебных стадиях судебное обжалование носит эпизодический, не постоянный характер. В этом заключается объективная ограниченность полномочий суда на досудебных стадиях: им не присуща проверочная деятельность, а значит, способность не только фиксировать и устранять нарушения закона, но и выявлять, пресекать и предупреждать их.

В отличие от суда полномочиями прокурора, в силу постоянного и непрерывного характера осуществляемого им надзора, является проверка по собственной инициативе законности действий и решений поднадзорных объектов и лиц с целью выявления, пресечения и устранения нарушений закона, восстановления нарушенных прав.

Потому деятельность суда в силу объективно присущих правосудию закономерностей функционирования не может и не должна заменять собою прокурорский надзор, Поэтому представляется, что речь должна идти не о передаче полномочий по санкционированию от прокуратуры суду, а о сочетании этих полномочий, исходя при этом из задачи обеспечения как уголовного преследования, с одной стороны, так и защиты прав граждан, с другой, т.е.

необходимо соблюдение их оптимального соотношения. Кроме того, предоставление суду права санкционировать оперативно-розыскные мероприятия, следственные действия, арест и содержание под стражей потребует внесения изменения в п.1 ст.83 Конституции РК, устанавливающей, что прокуратура осуществляет высший надзор за точным и единообразным применением законов, указов Президента РК и иных нормативных правовых актов на территории республики.

Понятие «высший надзор» означает, что прокуратура осуществляет надзор за применением всех названных в этой норме Конституции РК нормативных правовых актов, всеми правоприменителями, в том числе и органами предварительного следствия, дознания и органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.