Проверяющий не имеет права: —
- проверять выполнение требований, контроль за соблюдением которых не относится к компетенции Роспотребнадзора;
- требовать представление документов, информации, образцов (проб) продукции, если они не относятся к предмету проверки;
- проводить отбор образцов (пробы) продукции для проведения их исследований без оформления соответствующего акта отбора;
- отбирать образцы (пробы) продукции в количестве, превышающем установленные нормы;
- распространять информацию, полученную в результате проведения проверки, составляющую охраняемую законом тайну;
- превышать сроки проведения мероприятий по контролю.
Что такое Роспотребнадзор и чем он занимается?
Функции Роспотребнадзора — Функциональные обязанности Роспотребнадзора регламентированы положением № 322 от 30.06.2005 года, утвержденным постановлением Правительства РФ. Надзорная деятельность Роспотребнадзора разнообразна, и имеет ряд направлений, включающих в себя функции других надзорных органов и ведомств.
- Сан-эпидем надзор;
- Надзор за соблюдением прав потребителей;
- Санитарный мониторинг, гигиенический мониторинг;
- Выдача санитарно-эпидемиологических заключений;
- Аттестация работников непосредственно контактирующих с пищевыми продуктами;
- Координацию деятельности других территориальных подразделений;
- Ведение различных учетов и сбор статистических данных.
Можно ли оспорить действия и бездействие сотрудников Роспотребнадзора?
Как правильно жаловаться в Роспотребнадзор — Сначала отправьте претензию нарушителю ваших прав. Если ответа нет или он вас не устроил, можно обращаться в Роспотребнадзор. В тексте жалобы не забудьте указать юридическое наименование и адрес компании, на которую жалуетесь.
На проверку дается 30 дней. Роспотребнадзор должен прислать ответ на электронную или обычную почту. Если Роспотребнадзор не ответил в установленный срок, это нарушение. Действия или бездействие сотрудников Роспотребнадзора можно оспорить. Можете писать жалобы в центральный аппарат ведомства, прокуратуру или направить административный иск в суд.
Если у вас есть вопрос о личных финансах, дорогих покупках или семейном бюджете, пишите. На самые интересные вопросы ответим в журнале.
Как подать жалобу в Роспотребнадзор?
В каких случаях жалобу в Роспотребнадзор могут оставить без рассмотрения — Роспотребнадзор в некоторых случаях имеет право оставлять обращения без рассмотрения и даже не отвечать на них. Общие для всех ведомств в России случаи прописаны в законе «О порядке рассмотрения обращений граждан». К ним относятся:
- в обращении нет фамилии, имени и отчества или почтового адреса, по которому должен быть направлен ответ. В такой ситуации ответа не будет;
- в обращении содержатся нецензурные или оскорбительные выражения, угрозы сотрудникам ведомства или членам их семьи. В таком случае жалобу оставят без ответа, а гражданину сообщат, что он злоупотребляет своим правом на обращения;
- невозможно прочитать жалобу: например, из-за неразборчивого почерка. Если чиновники смогут прочесть данные отправителя, ему отправят ответ с разъяснением, что прочитать жалобу не смогли. В этом случае гражданин может пожаловаться снова — если перепишет жалобу;
- из текста жалобы непонятно, чего хочет гражданин. Например, написано: «Долой коррупцию, даешь справедливость!» вместо «Прошу разобраться в ситуации и привлечь к ответственности виновных»;
- гражданин жалуется на то, о чем уже получил ответ по существу, а ничего нового в жалобе нет;
- ответ невозможно дать без разглашения сведений, составляющих государственную тайну. Такое бывает крайне редко, но все же случается.
Когда жалоба попадает в Роспотребнадзор, ее регистрируют и проверяют на правильность заполнения. В ней должны быть указаны:
- Название госоргана, куда вы обращаетесь, либо ФИО человека, которому адресована жалоба, или хотя бы его должность.
- Ваши ФИО.
- Адрес, по которому нужно отправить вам ответ.
- Адрес и наименование нарушителя.
- Суть жалобы.
- Дата.
- Подпись.
Есть и специфические для Роспотребнадзора причины для отказа. Я изучил ответы ведомства на ваши запросы и понял, что вам отказывают из-за них. Вы совершаете одни и те же ошибки. Не указываете в жалобе название и адрес компании, которую нужно проверить. Если заявитель составил жалобу правильно, его доводы адекватны и указывают на нарушение прав, то Роспотребнадзор оформляет распоряжение о проведении внеплановой проверки.
В нем должны быть указаны юридическое название и адрес организации, которую необходимо проверить. Эту информацию сотрудники ведомства берут из текста обращения. Если в вашей жалобе адреса и наименования нарушителя нет, проводить проверку не будут, поскольку непонятно, кто именно нарушил права заявителя.
Дело в том, что Роспотребнадзор — это не полиция и не ФСБ. Проверяющие не будут вести расследование, чтобы выяснить виновника нарушения. Поэтому вы должны предоставить им всю информацию, чтобы они могли начать проверку. Для этого укажите в тексте жалобы юридическое наименование нарушителя и его адрес.
- Роспотребнадзор не будет действовать наугад: есть риск ошибиться и проверить не того, кого нужно.
- Потом законность контрольных мероприятий придется обосновывать, если компания или ИП начнут жаловаться на действия госоргана.
- Все должно быть однозначно: человек пожаловался вот на эту фирму, поэтому ее и проверяют.
Например, заявитель написал, что с ним плохо обошлись в кафе по такому-то адресу, а название не указал. В этом здании есть столовая, ресторан и кондитерская — неясно, кого проверять. Или к моменту проверки кафе съехало, а на его место встало другое, но под той же вывеской.
- Учтите, что юридическое наименование фирмы порой не совпадает с торговой маркой, под которой она работает.
- Например, кафе «У Артура» может на самом деле называться ООО «Ромашка» или «ИП Иванов А.К.».
- Нужно узнать настоящее наименование — то, под которым фирма зарегистрирована.
- Юридический адрес тоже часто не совпадает с фактическим.
Например, организация зарегистрирована в Москве, но работает в Калуге, Самаре и Казани. Если адрес регистрации отличается от фактического, в жалобе лучше указать оба. И скриншоты из «Гугл-карт» не нужны — достаточно адреса. Получить информацию о нарушителе несложно.
Можно спросить у сотрудников компании. Вам обязаны ее предоставить — это не тайна. Или посмотрите, что написано в чеке, договоре, проверьте информационный стенд в офисе, табличку с режимом работы на двери, рекламные вывески, поищите информацию на сайте организации. Если вы знаете название юрлица, но не знаете адрес, запросите сведения на сайте налоговой.
Это бесплатно и можно сделать за минуту. Вам пришлют выписку, где будет вся информация о компании. Ничто не мешает приложить эту выписку к жалобе, чтобы снять все вопросы Роспотребнадзора. Но даже в этом случае указывать в тексте жалобы название компании и ее адрес необходимо. Не соблюдаете претензионный порядок. По закону вы не можете сразу подать жалобу в Роспотребнадзор. Сначала необходимо сообщить о своем недовольстве компании или предпринимателю, который нарушил ваши права. Для этого нужно составить претензию и отправить в компанию-нарушителя.
- В претензии укажите суть нарушения, дату и время, когда это произошло, требования и срок, в течение которого они должны быть удовлетворены.
- Затем отправьте претензию заказным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении на юридический адрес компании.
- Квитанцию об отправке и вернувшееся уведомление сохраните — это доказательства, что вы соблюли претензионный порядок.
Можно воспользоваться сервисом Почты России для отправки заказных писем. Сервис платный, но стоимость отправки заказного письма сопоставима с отправкой бумажного — порядка 70 Р, Зато можно сэкономить на бумаге, конверте и принтере: текст письма можно набрать в самом сервисе.
- Поскольку отправка происходит через единую систему идентификации госуслуг, такое письмо будет считаться подписанным электронной подписью, равнозначной собственноручной.
- Можно вручить претензию лично: распечатайте ее в двух экземплярах, один отдайте, а на втором попросите поставить подпись, дату и печать.
Этот способ хуже: сотрудники часто отказываются принимать претензии и на чем-то расписываться. Или ее может принять тот, кто не вправе этого делать. Например, уборщица, которая проведена неофициально и юридически никак к компании-нарушителю не относится.
- об уменьшении покупной цены товара;
- компенсации расходов на исправление недостатков товара;
- возврате денег, которые вы заплатили за товар;
- возмещении убытков из-за продажи некачественного товара или предоставлении недостоверной информации о нем.
Требования о замене некачественного товара рассматриваются за 7 дней. Если продавцу нужно дополнительное время, чтобы убедиться в дефектах, срок могут продлить до 20 дней. Если ваши требования не удовлетворили или проигнорировали претензию, тогда уже можно жаловаться в Роспотребнадзор.
К жалобе приложите претензию с отметкой о вручении или квитанцией об отправке. Соблюдать претензионный порядок необходимо. Если претензии не было, Роспотребнадзор не вправе проводить проверку по жалобе. Он как бы говорит: «Сначала попробуйте договориться между собой, а если не сможете, то приходите — я вмешаюсь».
Порядок проверки Роспотребнадзора: советы адвоката
Не стоит недооценивать силу письменной претензии. Бывает, что потребитель составляет претензию, компания признает свою ошибку и возмещает ущерб. Вопрос закрыт, все довольны: потребитель получил то, что хотел, компания избежала проверки, а Роспотребнадзору — меньше работы.