ГлавнаяРеабилитацияСпасти сказанное от проговаривания

Спасти сказанное от проговаривания

26 марта 2009, 12:21

«Спасти сказанное от проговаривания»: растущие терапевтические «документы»

Дэвид Ньюман

статья, опубликованная в International Journal of Narrative Therapy and Community Work, 2008, #3, pp. 24-34, Dulwich Centre Publications
перевод Дарьи Кутузовой

Я уже довольно давно исследую разные возможности применения письменного слова в нарративной практике. На этом пути у меня были замечательные встречи, переживания, я много чему научился, и моя собственная терапевтическая практика постоянно менялась и продолжает меняться (о письменных терапевтических реликвиях («документах») можно прочитать подробнее здесь: Freedman & Combs, 1996; White, 1995; White & Epston, 1990). В данной статье я бы хотел поделиться некоторыми способами непривычного и творческого использования письменного слова. На мой взгляд, творческий подход неотделим от развития нарративной практики. Когда в своей работе я пытаюсь сделать что-то по-новому, непривычным способом, это придает мне сил и ведет ко все новым открытиям. Поэтому я надеюсь, что эта статья побудит читателей вспомнить те случаи, когда они тоже делали что-то по-своему.


За годы работы я заметил, что использование письменного слова придает мне уверенности и служит опорой для творчества. В настоящее время я специально показываю тексты, написанные теми, кто обращается ко мне на консультацию, другим людям, которым они тоже могли бы быть полезны. Получается, что люди, объединенные общими переживаниями или проблемами, делятся друг с другом своими умениями и знаниями о преодолении трудных ситуаций. Когда люди читают чьи-то чужие тексты, они начинают лучше осознавать, какие умения и знания имеются у них самих. Они описывают их, и эти новые фрагменты добавляются к первому тексту, в результате терапевтический документ оказывается «растущим» (и в силу этого – «живым»). Дополнение и наполнение текста «инсайдерским» знанием людей ведет к тому, что моя позиция как терапевта становится все более децентрированной. Терапия и индивидуальное консультирование могут усугублять переживание изолированности у того, кто обращается за помощью, в то время как при составлении общего растущего «свода» умений возникает чувство общности и сопричастности с другими людьми. Ближе к концу статьи я приведу несколько примеров подобных «растущих терапевтических документов».

Письменное слово в терапии как «спасение сказанного от проговаривания»

(с идеями этого раздела и следующего мне очень помог Марк Трудингер, за что я ему благодарен)

К интригующей фразе «спасти сказанное от проговаривания мое внима