ГлавнаяПрокуратураПрокурорская проповедь

Прокурорская проповедь

24 января 2005, 11:34

Как пишут Известия, в минувшую пятницу в Москве прошло расширенное заседание коллегии Генпрокуратуры России. По этому случаю в здание на Большой Дмитровке приехали президент Владимир Путин, премьер Михаил Фрадков и другие высокопоставленные чиновники. Глава государства говорил о международном терроризме, защите деловой среды от криминального воздействия и о защите прав граждан. А генпрокурор Владимир Устинов , обрисовывая подчиненным задачи на год, говорил о грехе плоти и гордыни и о том, что возрождать духовность нужно имеющимися в арсенале прокуратуры средствами.
Из приглашенных на коллегию Генпрокуратуры высших государственных сановников в президиум попали далеко не все. Например, министр внутренних дел Рашид Нургалиев, раскланявшись со знакомыми, занял место в зале. Там же скромно устроился и Уполномоченный по правам человека в России Владимир Лукин. У сцены переминались с ноги на ногу председатель Верховного суда Вячеслав Лебедев и секретарь Совбеза Игорь Иванов. Президиум пустовал, и они не знали, как им быть. Наконец Лебедев решился и поднялся на сцену. За ним не вполне уверенно двинулся Игорь Иванов. Увидев, что их только двое, оба быстро задвинули кресла и спустились обратно.
Чуть позже Лебедев с Ивановым появились на сцене снова - вместе с премьер-министром Михаилом Фрадковым, председателем Высшего арбитражного суда Вениамином Яковлевым и руководителем администрации президента Дмитрием Медведевым. А когда вышли генпрокурор Владимир Устинов и президент Владимир Путин, зал приветствовал их стоя.
Речь главы государства была недолгой. Он призвал прокуроров к противодействию экстремизму и терроризму, к борьбе с оргпреступностью, наркоугрозой. Призвал и к защите деловой среды от криминального и коррупционного давления.
- Необходимо усилить антитеррористическую работу, - говорил Владимир Путин. - Нужно действовать на упреждение. И особо тщательно осуществлять уголовное преследование лиц, находящихся за рубежом.
По залу прошел одобрительный гул - прокуроры поняли, кого имел в виду президент. К трибуне вышел генпрокурор Владимир Устинов . Все ждали детального "разбора полетов", но его речь оказалась насыщенной эмоциями и образами и чем-то напоминала проповедь.
- Если у общества утрачено понятие греха и стыда, то порядок в нем может поддерживать только полицейский, - декларировал Владимир Устинов . - Cвобода, лишенная нравственных ограничений, обернулась рабством плоти и гордыни, торжеством самых низменных инстинктов. Как только в человеке исчезает духовность, он становится на путь преступления.
Генпрокурор призвал возрождать духовность, используя доступный прокуратуре арсенал воздействия на общество. Сидящие в зале недоуменно переглянулись. Кто-то даже хохотнул от неожиданности, но, спохватившись, сделал вид, что это кашель.
Доклад Владимира Устинова длился около двух часов. Однако в нем не было ни слова о громких делах. Ни о трагедии в Беслане, ни о деле "ЮКОСа", ни об убийстве Пола Хлебникова. Возможно, расследование этих преступлений освещено в специальном докладе для президента (о наличии такового обмолвился сам Владимир Устинов ). Не стал раскрывать генпрокурор и статистику преступности, поскольку, по его мнению, представляемые милицией данные не отражают реальный уровень борьбы с преступностью.
- Я не оглашаю эти данные, поскольку не могу обманывать общество и президента, - обличал МВД Устинов . - Милиция рубит сук, на котором сидит! Не зная размахов болезни, нельзя выбрать способ лечения.
Минобороны досталось от генпрокурора за хищения и жилищные сертификаты, системе Минюста - за конкурс песни среди заключенных "Калина красная" и за судебных приставов, которых предложил передать Верховному суду. Досталось региональным властям за льготников, директорам - за невыплаты зарплат, системе ЖКХ - за свет и воду. А подчиненным самого Владимира Устинова досталось за то, что сторонятся громких дел.
После Устинова на трибуну вышел Уполномоченный по правам человека Владимир Лукин.
- Мы тут тоже ежегодный доклад готовим, - нерешительно начал он, - и я думал, что он получается довольно жестким. Но наш доклад - просто песенка по сравнению с тем, что я услышал сейчас. Может быть, на следующий год Владимир Васильевич что-нибудь более приятное скажет.
Однако здесь Лукина неожиданно прервал президент:
- Если генпрокурор будет нам приятные вещи говорить, нам придется переводить его на другую работу.
* * *
Что сказал прокурорам Владимир Путин
Как показал прошедший период, главной задачей прокуроров остается обеспечение верховенства закона, его неуклонного соблюдения, - и прежде всего в сфере защиты прав граждан...
...Актуальными направлениями работы, как и год назад, продолжают быть: противодействие терроризму, экстремизму, борьба с организованной преступностью, наркоугрозой, защита деловой среды от криминального и коррупционного давления...
...Надо особенно тщательно осуществлять уголовное преследование лиц, в том числе находящихся за рубежом, причастных к терактам и их подготовке, - осуществлять, строго соблюдая нормы уголовно-процессуального законодательства, грамотно используя международное право...
... В своем выступлении Владимир Васильевич [Устинов ] сослался на фразу одного из наших классиков, который задавался вопросом о том, кто важнее в России: университетский профессор, министр или полицейский? При этом предпочтение, как мы слышали, отдавалось последнему.
Вы знаете, если в прежней России это и было так, в этой связи хотел сказать вот что: в современном обществе, в современном государстве, во всяком случае, в таком, которое рассчитывает на будущее и хочет иметь это будущее, - главным приоритетом и главной фигурой является гражданин, человек абсолютно раскрепощенный и свободный - вне зависимости от того, где он живет и чем занимается.
* * *
Что сказал Владимир Устинов
О прокурорах: "Без сожаления будем расставаться с теми, кто в прокурорском кресле видит выгоду, а не каждодневный изнурительный труд и высокую ответственность. Прокурор - изделие штучное".
О милиции: "За 2001-2004 годы кривая преступности среди работников милиции выросла в разы. Реальное положение очень хорошо знают и чувствуют на себе простые граждане. Это их обращения за помощью остаются без последствий. Это они видят, как стражи порядка шастают по ларькам, набивая карманы рублями да бутылками".
О Минюсте: "По сравнению с 2003 годом в исправительных учреждениях выявлено нарушений в полтора раза больше, чем год назад. Из колоний бегут в одиночку и группами. О какой охране заключенных можно говорить, если проверки СИЗО-1 Москвы у них нашли 43 мобильных телефона, свыше сотни зарядных устройств, водку, заточки, веревки, деньги..."
О тех, кто не платит зарплату: "Обстановка изменилась. Если за весь 2003 год расследовалось 109 дел по невыплате зарплаты, то в 2004 - в 10 раз больше. Только в Бурятии ноль таких дел! Пусть после коллегии прокурор Бурятии зайдет ко мне в кабинет и расскажет, как у него это получилось".
Устинов разбушевался
Генпрокурор Владимир Устинов жестко раскритиковал работу МВД, Минюста и Минобороны. На расширенной коллегии Генпрокуратуры Устинов обвинил милицию в сокрытии преступлений, а службу судебных приставов, подведомственную Минюсту, - в "халатности" и "злоупотреблениях". Как пишут Ведомости, эксперты убеждены, что, критикуя коллег по силовому блоку, Устинов пытается сохранить собственное кресло.
Послушать отчет о работе Генпрокуратуры в 2004 г. на заседание расширенной коллегии по сложившейся традиции прибыли президент и руководители правоохранительных органов. В своем кратком приветственном слове Владимир Путин напомнил прокурорам их главные задачи: "противодействие терроризму", борьба с оргпреступностью и защита бизнеса от "криминального и коррупционного давления", для решения которых у прокуроров есть "полномочия и необходимые возможности".
В своем докладе Устинов буквально обрушился на МВД и Минюст. "[Милиция] объективно покрывает преступников, помогает им избежать заслуженного наказания, потому что преступления вообще не регистрируются", - заявил генпрокурор. А чтобы показать хоть какие-то результаты своей деятельности, милиционеры, по словам Устинова , прибегают "к фальсификации многострадальной статистики". "Ничего не изменилось в головном ведомстве МВД - Следственном комитете", - констатировал генпрокурор. По его информации, за год комитет "сподобился" направить в суд лишь 21 дело, два из которых вернулись на дополнительное расследование, а еще пять прекращены за отсутствием состава преступления.
Минюст Устинов обвинил в плохом надзоре за правотворчеством регионов и муниципалитетов. Не устраивает его и работа судебных приставов, входящих в систему Минюста. "Создается впечатление, что судебные приставы в государстве живут по своим понятиям и правилам, - возмущался генпрокурор. - Пачками приходится возбуждать уголовные дела в отношении судебных приставов, которые допустили халатность, совершили мошенничество". Такое положение дел наводит Устинова на мысль, что приставов следует передать "в ведение судебной системы".
Досталось от генпрокурора и Минобороны. "Если сложить, что наворовали и разбазарили только за последние два года, то получится треть месячной потребности на выплату денежного довольствия всем военнослужащим (более 1,7 млрд руб.)", - резюмировал генпрокурор.
В МВД, Минюсте и Минобороны выступление Устинова в пятницу официально не комментировали. Но источник в силовых структурах считает, что публичная критика тех же МВД и Минюста связана с давними корпоративными конфликтами этих министерств с Генпрокуратурой. У Устинова "сложные отношения" с министром юстиции Юрием Чайкой, ранее работавшим первым заместителем генпрокурора, поясняет источник, а Следственный комитет МВД уже давно враждует с Генпрокуратурой.
А эксперты объясняют филиппики Устинова непрочными позициями на посту генпрокурора. "Указывая на промахи в работе милиционеров, военных и Минюста, Устинов пытается доказать президенту дееспособность своего ведомства", - говорит Алексей Макаркин из Центра политических технологий. "Главная задача Устинова - остаться на своем посту, - соглашается президент Института национальной стратегии Станислав Белковский. - Ведь именно его считают виновным во многих скандальных событиях, в том числе и разгроме "ЮКОСа". Белковский полагает, что в итоге "Устинов окажется стрелочником", особенно с учетом того, что его деятельностью недовольны и отдельные руководители администрации президента.
Генпрокурора слушала вся президентская рать
В пятницу в Генпрокуратуре России состоялось расширенное заседание коллегии, в котором приняли участие президент Владимир Путин и высшие федеральные чиновники. Вместе с президентом на мероприятие прибыли глава правительства Михаил Фрадков, руководитель кремлевской администрации Дмитрий Медведев, полпреды президента в федеральных округах, директор ФСБ Николай Патрушев, глава МВД Рашид Нургалиев, председатель Верховного суда Вячеслав Лебедев, председатель Высшего арбитражного суда Вениамин Яковлев, спикер Госдумы Борис Грызлов, депутаты Госдумы и многочисленные высокопоставленные гости. Отчет Независимой газеты.
Открыл заседание Владимир Путин. В небольшом выступлении президент России особое внимание уделил необходимости "грамотного и неукоснительного уголовного преследования лиц, причастных к терроризму". "Необходимо особенно тщательно осуществлять уголовное преследование лиц, в том числе находящихся за рубежом, причастных к терактам и их подготовке", - передает Интерфакс слова Владимира Путина.
Затем наступило время отчетного доклада генпрокурора РФ Владимира Устинова , для которого эта коллегия - последняя предсказуемая возможность высказаться при столь высокой аудитории (в мае истекает его пятилетний срок полномочий). Сначала Владимир Устинов заговорил о коррупции, которая, по его словам, "достигла опасно высокого уровня". При этом генпрокурор вспомнил, что отмечал эту проблему и в своем прошлогоднем докладе. "Не могу сказать, что ситуация существенно изменилась, но подвижки с "плюсом" очевидны", - сказал он, добавив, что фактов взяточничества выявлено на 21,5% больше, чем раньше.
Затем Владимир Устинов весьма негативно отозвался о деятельности Минюста РФ - в основном за находящуюся в его ведомстве систему судебных приставов. "Создается впечатление, что судебные приставы в государстве живут по своим понятиям и правилам", - заявил генпрокурор. В частности, вина приставов состоит в том, что они "как не работали по принудительному взысканию в бюджет налоговой задолженности и таможенных платежей, так и не работают". В связи с этим Владимир Устинов высказался за передачу службы судебных приставов из ведения Минюста в судебную систему. "Пачками приходится возбуждать уголовные дела в отношении приставов, которые допустили халатность, совершили мошенничество, хищение, злоупотребление по службе", - заявил Устинов .
После этого Владимир Устинов подверг критике работу сотрудников правоохранительных органов, которые "в целом не справляются с возложенными на них задачами". "Сегодня милиция выполняет много функций, но главная функция - это защита людей от преступных посягательств. А в сложившейся ситуации с регистрацией преступлений получается, что она объективно покрывает преступников, помогает им избежать заслуженного наказания, потому что часть преступлений вообще не регистрируется", - заявил Владимир Устинов . Коснулся генпрокурор проблемы правонарушений среди сотрудников милиции. "В рядах блюстителей правопорядка немало тех, кто либо ходит на грани преступления, либо давно ее преступил", - сказал генпрокурор. Владимир Устинов неудовлетворительно оценил также работу следственных органов МВД.
Когда дошла очередь до Минобороны, выяснилось, что главная претензия к армии - воровство. "Если сложить, что наворовали и разбазарили только за последние два года, то получится треть месячной потребности на выплату денежного довольствия всем военнослужащим Вооруженных сил - более 1,7 млрд. руб.", - отметил Устинов . При этом генпрокурор отметил, что в прошлом году за хищения привлечены к уголовной ответственности почти 400 материально ответственных лиц. "Причем не рядовые "мелкие сошки", а начальники с большими звездами на погонах", - подчеркнул он. Привел Устинов и конкретные эпизоды, к примеру, кражу вертолетного двигателя стоимостью почти 1,5 млн. руб. с территории аэродрома в Ханкале. Кроме этого, военные разворовали 11 тысяч тонн ГСМ, в том числе 7 тысяч тонн авиационного керосина. "Такого количества хватило бы полку МиГ-29 на четыре месяца боевой учебы, - подчеркнул Устинов . - Вот и судите, что украли - керосин или безопасность воздушного пространства".
В заключение заседания президент Владимир Путин заявил, что "в современном обществе, которое рассчитывает на будущее, главным приоритетом и главной фигурой является гражданин. Человек, который свободен, но в то же время уверен в крепости государственных институтов". "Судя по тому докладу, который мы сегодня слышали, нам еще далеко до решения этой задачи. Но я уверен, мы в состоянии ее решить", - сказал президент.
Opec.Ru, использованы материалы Ведомостей, Известий, Независимой газеты