ГлавнаяПрокуратураКак провожают прокурора

Как провожают прокурора

25 января 2006, 07:42

Только год продержался в своей должности прокурор Калининградской области Владимир Зинык. В минувшую пятницу он проводил ежегодную итоговую коллегию, все шло своим чередом, прокуроры отчитывались о проделанной работе. А когда коллегия закончилась и пришла пора проводить пресс-конференцию, обнаружилось, что проводить ее некому - Зинык подал в отставку. Ни о причинах, ни о мотивах такого решения официально не объявлено, но Генеральный прокурор России прошение тотчас удовлетворил. Такое впечатление, что еще утром прокурор не знал, что к обеду он останется не у дел...
За что столь сурово поступили с такой важной фигурой? Может, за то, что в элитном доме на бюджетные средства, выделенные на приобретение жилья нескольким сотрудникам прокуратуры, купил себе шикарную 4-комнатную квартиру? За это Генеральный прокурор Владимир Устинов объявил Зиныку о неполном служебном соответствии и потребовал вернуть в казну деньги. Зинык вернул 750 тысяч рублей, но опять же за счет казны купил представительскую “Тойоту” за миллион рублей...
Тут важно заметить, что информацию о нечистоплотности прокурора предоставил СМИ зам. начальника областного управления по борьбе с организованной преступностью подполковник милиции Дмитрий Маликов. Вскоре после этого он был внезапно арестован в аэропорту Храброво. И именно с санкции областного прокурора. Шестеро вооруженных автоматами сотрудников спецслужб в масках изъяли у задержанного лишь историю болезни. Ведь Маликов ехал в Санкт-Петербург в госпиталь.
Во время ареста он потерял сознание, и медицинскую помощь пришлось оказывать прямо в аэропорту. С подозрением на инсульт “скорая” увезла Маликова в больницу. Однако докторам лечить больного оказалось некогда: в тот же день в половине двенадцатого ночи судья Ленинградского района Калининграда отправил его в СИЗО. Там подполковник милиции и содержится уже третий месяц.
О том, что попал в центр нешуточного противостояния серьезных силовых ведомств, офицер милиции, судя по всему, понял еще прошлой весной. Тогда Маликов руководил операцией по спасению одного предпринимателя. Преступники угнали у бизнесмена две иномарки. За возвращение автомобилей потребовали перевести на счет 370 тысяч долларов. Потерпевший обратился в УБОП. Тогда и выяснилось, что после получения денег бандиты намеревались убить предпринимателя. Как раз это они обсуждали по телефону с некими третьими лицами, когда их прослушивали сотрудники милиции. 19 марта прошлого года милиционеры захватили четверых бандитов. Неожиданно защиты убоповцев потребовал и один из вымогателей, в прошлом спецназовец.
- В СИЗО меня убьют, - уверял он милиционеров. - Если вы меня спрячете, то я расскажу, кто на самом деле стоит за похищением, за некоторыми другими преступлениями.
И он рассказал - не в следственном изоляторе, а в камере при дежурной части УБОП. По словам задержанного, операцией по похищению бизнесмена руководили два сотрудника по борьбе с терроризмом УФСБ. А нашумевшее в области прошлогоднее убийство руководителя охранного предприятия “Союз ветеранов чеченских войн” (“СВЕЧВ”) Олега Поканевича тот же бывший спецназовец тоже совершил вместе с названными сотрудниками ФСБ и с собственным братом. Теперь, уверял задержанный, его постараются “убрать” как важного свидетеля.
Эти шокирующие признания запротоколированы с участием адвоката задержанного, причем засняты и на видеокассету.
О сложившейся ситуации были тотчас извещены прокурор области и начальник УФСБ. С этого момента события стали развиваться не менее удивительно. Следователь прокуратуры, который вел следствие по делу об убийстве Поканевича, не нашел оснований для проведения обыска в квартирах признавшегося в убийстве отставного спецназовца и названных им сотрудников ФСБ. Обыск провели только через полмесяца и, конечно, следов преступления не нашли...
30 марта задержанный в присутствии адвоката снова подтвердил показания следователю областной прокуратуры. В тот же день случилось то, чего преступник боялся - его водворили в СИЗО. А начальник УФСБ заявил, что его подчиненные никакого отношения к убийству Поканевича не имеют. Уже на другой день бандит отказался от прежних показаний. Он заявил, что сотрудники УБОП выбивали их силой.
Тем временем не менее странные вещи происходили и с братом задержанного. 1 апреля тот подтвердил свое участие в совершении убийства Поканевича.
- Несмотря на признание в убийстве, его допрашивали лишь в качестве свидетеля собственного преступления и в конце концов отпустили на свободу! - поражен адвокат Маликова Шиповский. - Я буду говорить об этом на суде. Если, конечно, суд состоится.
А вот в этом действительно есть сомнения. Не случайно отношения между калининградскими силовиками стали предметом озабоченности депутатов областной Думы.
- Наметилось опасное противостояние между органами прокуратуры и УВД, - заявил спикер Думы Владимир Никитин на одном из недавних заседаний.
- Нет противостояния, - заверял прокурор Зинык. - Есть некоторое недопонимание... Когда встал вопрос о соучастии сотрудников ФСБ в убийстве, я заявил: “Прежде чем предпринимать какие-то шаги, надо все продумать, разработать систему проверки подозреваемых”. Но начальник УВД поспешно поставил начальника УФСБ в известность о ходе следствия. Тот провел служебную проверку, потом заявил: “Мои люди к преступлению непричастны”. Теперь доказать их вину нереально.
- Это просто смешно, - считает Шиповский.- Прокуратура уклонилась от расследования дела, а теперь заявляет, что не может доказать вину. В качестве обвиняемых в рамках этого дела проходят еще три сотрудника УБОП. Их допросили в областной прокуратуре, предъявили те же обвинения, что и Маликову, - незаконное лишение свободы, превышение служебных полномочий, фальсификация доказательств, принуждение к даче показаний, и... отпустили. Где логика?
И вот теперь должности лишился сам Зинык. Сейчас его обязанности исполняет первый заместитель прокурора Александр Бебенин. Как он поведет себя в этой, прямо скажем, нештатной ситуации, трудно сказать. Одно очевидно: в Калининградской области в противостоянии правоохранительных органов и спецслужб в ход идут средства, не имеющие отношения к закону. Что и подтвердила скоропостижная отставка прокурора области.
Ирина Смирнова, Труд.