ГлавнаяПолицияЗа ценой не постоим

За ценой не постоим

19 октября 2005, 08:59

В Нальчике до сих пор неспокойно, вчера в нескольких районах города вспыхивали перестрелки между сотрудниками правоохранительных органов и скрывающимися боевиками. А тем временем в России уже заработала финансовая пирамида по выбиванию средств на «борьбу с терроризмом». Под предлогом обеспечения мер безопасности свои проблемы пытается решить кто угодно, от чиновников низшего звена до губернаторов и руководителей министерств. А начался этот процесс, как и после Беслана, увеличением поборов с родителей школьников.
То, что под видом борьбы с терроризмом можно выбить значительные деньги и получить различные дивиденды, в том числе и политические, чиновники различных рангов в полной мере осознали после прошлогоднего теракта в Беслане. Тогда, напомним, федеральная власть отменила выборы губернаторов, все силовики получили гигантские дополнительные средства из бюджета, а например, московское начальство запретило ставить торговые палатки возле метро, которые мешают бизнесу крупных торговых центров. Однако тогда, как и сейчас, первыми «золотую жилу» нащупало школьное начальство, в несколько раз увеличившее поборы с родителей.
Владивосток от Нальчика находится, мягко говоря, далеко, да и террористов там видели разве что «фальшивых» – на регулярно проводимых учениях. Однако не успели стихнуть выстрелы в Нальчике, как в массовом порядке с родителей стали собирать средства на оборудование школ тревожными кнопками. Правда, в пресс-службе Министерства образования и науки «НИ» заявили, что «оснащение школ тревожными кнопками финансируется из бюджета и собирание дани с родителей – инициатива либо местных властей, либо директоров школ». Однако кто же из пап и мам не даст денег «на безопасность» собственного ребенка?
Кстати, власти Владивостока не ограничились только школами. На 300 остановках общественного транспорта уже запланированы те самые тревожные кнопки. По задумке мэра города Владимира Николаева, у каждого горожанина должна быть возможность вызвать милицию в случае опасности или при обнаружении подозрительного предмета. В мэрии Владивостока собкору «НИ» Дмитрию Климову сказали, что реконструкция одной остановки обойдется как минимум в 350 тыс. рублей. Какой фирме достанется «антитеррористический» подряд, пока неизвестно.
Под события в Кабардино-Балкарии силовые структуры тоже начали решать свои денежные проблемы. Так, вчера заместитель главы МВД РФ Михаил Суходольский заявил, что правоохранительным подразделениям, действующим в Нальчике, выделены дополнительные средства в сумме 27 млн. рублей. Стоит напомнить, что после теракта в Беслане на антитеррористическую деятельность было выделено свыше 50 млрд. рублей, правда, как их потратили – большой секрет. «Пока отчета, как были освоены эти деньги, у нас нет, – заявил «НИ» зампред думского комитета по безопасности Виктор Илюхин. – Но вообще 50 млрд. – это не вполне достаточная сумма для обеспечения антитеррористической деятельности».
Вместе с тем депутаты никаких гарантий, что вслед за увеличением финансирования повысится и эффективность борьбы с терроризмом, не дают. «Можно только минимизировать риски, а полностью исключить теракты невозможно», – сказал Виктор Илюхин.
«Резкое увеличение финансирования силовых структур сразу после терактов происходит потому, что власти видят те бреши, которые надо закрыть, – сказал «НИ» член комитета Госдумы по безопасности Евгений Ройзман. – Я не ищу здесь подвоха».
При этом законодатели не скупятся тратить деньги на мероприятия по информационно-пропагандистскому сопровождению борьбы с терроризмом и обеспечению общественной безопасности. В бюджете на следующий год на эти цели планируется выделить 43,5 млн. рублей. «Но, на мой взгляд, на информационно-пропагандистскую войну этого много, – отметил Евгений Ройзман. – На эти деньги можно любую пропагандистскую войну провести. Зато отследить, куда пошли эти средства, уже никто не сможет».
Вслед за финансовыми запросами теракт в Нальчике породил и достаточно радикальные инициативы.
Так, заместитель председателя Совета Федерации Александр Торшин предложил изучить вопрос о возможности разрешить резервистам и офицерам запаса хранить оружие дома в целях более эффективного обеспечения безопасности. «При таких масштабных нападениях можно либо по швейцарскому образцу, либо по среднему между американским и немецким образцами, разрешить резервистам, офицерам запаса хранить оружие дома»,– заявил он. По мнению парламентария, вооруженные резервисты смогут если не остановить боевиков, то по крайней мере сдержать их. В пример он привел Беслан. Тогда первого террориста убил милиционер, который не сдал табельный пистолет.
Между тем если предложение Торшина носит скорее сослагательное наклонение, то распоряжение главы МВД Чеченской Республики Руслана Алханова звучит как призыв к действию. «Я отдал приказ отстреливать тех, кто в маске появится на улицах населенных пунктов, кто бы он ни был и кого бы ни представлял,– заявил Алханов. – Кто боится показывать лицо, является бандитом. Мы никого не боимся и действуем по закону. Любую операцию проводим с открытыми лицами. Мы защищаем народ, порядок и конституцию и не позволим никому, прикрываясь масками, совершать преступления на территории Чечни».

Дмитрий Климов, Алексей Терехов, Новые известия