ГлавнаяПолицияЗакон беспредела

Закон беспредела

26 августа 2005, 10:23

Авторитет милиции невысок. По данным соцопросов, не больше 20 процентов россиян доверяют "защитникам правопорядка". Многие сталкивались с произволом, хамством, безразличием, поборами со стороны "внутренних органов". Борьба с "оборотнями", усилившаяся в последнее время, вряд ли решит проблему. Она только подчеркивает масштабы беды.
Не миновала эта напасть и Сахалинскую область. Еще памятно убийство поронайскими "блюстителями порядка" мужчины прямо в отделении милиции. Дело о "крышевании" путины рядовыми "солдатами закона", которое так и не дошло до суда. Не найден застреливший молодого корсаковского оперативника Михаила Пальчикова прямо в его кабинете "коллега".
Это - самые показательные, вопиющие случаи. Произошедшее в Южно-Сахалинске две недели назад осталось почти незамеченным. Обычное ограбление. Двое пьяных мужчин избили подростка и отняли сотовый телефон. Потрясает то, что этими "бандитами" оказались не бомжи в поисках выпивки. Не "приблатненная" молодежь. Милиционеры. Двое сотрудников Патрульно-Постовой Службы (ППС). В форме…
БИТЬ ИЛИ НЕ БИТЬ?
Потерпевший - Алексей. Ему 14 лет. Теплым вечером 5 июля он с двумя друзьями играл в карты. Во дворе по улице Пограничной, под окнами своей квартиры. Оговорюсь сразу - обычные рассуждения о "наглой молодежи, пьянствующей на лавках" к этой компании не применимы абсолютно. Алексей из тех, кого называют "ботаниками". Тихий, скромный. "Компьютерный гений". Из интеллигентной семьи. Друзья такие же, Сергей - его ровесник, Ване вообще только 11 лет. Мой вопрос, не были ли они сами выпившими, привел его в замешательство.
- Я вообще никогда не пью, - говорит Алексей, - у меня другие интересы…
Примерно в 21.30 к ним подошли двое сотрудников милиции.
- Один был в серой форме, другой в голубой милицейской рубашке. (В сером - Максим Жмаев. В голубой рубашке - Денис Зайцев. Буду дальше называть их по именам, хотя дети их в тот день не знали. Для удобства читателей - прим. автора) У одного висела кобура. Жмаев был сильно пьяным - шатался, и от него пахло перегаром. Они потребовали, чтобы я встал со скамейки и выворачивал карманы. Жмаев отвел Ваню и дал ему подзатыльник. Тот убежал… Сергей тоже сумел уйти, и милиционеры начали обыскивать меня. Я вытащил из кармана ключи, игральные карты и телефон. Все вернули, а телефон оставили себе. Начали спрашивать - "есть ли у меня колющие, режущие, взрывчатые вещества"…
Вот оно что… Может, их похвалить надо? Даже после службы, даже выпивши, они доблестно продолжали выполнять свой долг. Искать преступников. "Выявлять" и "пресекать". Молодцы…
- Они усадили меня на скамейку, - продолжает Алексей, - и Жмаев несколько раз ударил меня. В грудь и бок, как будто по почкам метил. В это время Зайцев спрашивал: "ну что, будем еще у старушек пенсию отнимать?". Потом они меня взяли за волосы и опрокинули назад. Затем нагнули вперед и все это время продолжали бить. (заметьте, как действуют "блюстители закона". Отработанная тактика - бить так, чтобы не оставалось следов, при этом наращивая моральное давление. Причем дети были с травмами. У Вани рука в гипсе. У Алексея сломана ключица. Он говорил, что у него болит плечо, просил не бить. "Защитники правопорядка" просто игнорировали просьбы мальчишки и продолжали его избивать - прим.автора). Тут один сказал, что надо вызывать патруль, везти меня в милицию. В это время прибежала мама Вани…
Любовь Михайловна возмущена до сих пор.
- Сын прибежал, перепуганный, кричит: "Нас пьяные милиционеры бьют!". Я выбежала и увидела, как они стаскивают Алешу с лавки. Попыталась вырвать его у них, защитить. Подошла молодежь - человек 15. Кстати, когда эти негодяи шли к нашим детям, они проходили мимо этой компании. Но почему-то обыскивать стали не их… Зайцев напугался, начал всем "ксиву" свою показывать. Было темно уже, в ней невозможно было ничего разглядеть. Алеша сказал мне, что у него отняли телефон. Я говорю: "верните ребенку то, что забрали". Они сказали, что ничего нет. Пока ходила за бумагой - записать их данные - они сбежали. Я сразу звоню в милицию. Мы вообще думали сначала, что это БАМовцы. Перед этим патруль с собакой во дворе пиво пил. Но Зайцев проговорился - "мы, мол, из ППС". Они сержанты, один младший. Тут я подняла шум, приезжало много разных из милиции - и вневедомственная, и ОМОН. Вообще все это время я очень боялась кобуру - вдруг у него пистолет, начнет стрелять. Они ведь пьяные были "в ноль". Но Алешу все равно у них выдирала…
Продолжалась история в городском УВД. Ваню с мамой и Алексея с бабушкой привезли туда около 11 вечера. Взяли показания, приняли заявление.
- Мне понравилось, как отнеслись к случившемуся другие милиционеры, - говорит Любовь Михайловна, - я боялась, что дело попытаются замять. Вместо этого и следователь, и оперативники, говорили: "такое надо пресекать, чтобы нас из-за таких "мусорами" не называли…".
В понедельник, 8 августа, пострадавшие поехали в ППС.
- Мы описали приметы этих "разбойников", - рассказывает Владимир, отец Алексея, - нам показали с десяток личных дел. И ребята по фотографиям опознали их почти сразу. Одного тут же задержали - он был на дежурстве. Поехали снова в ГУВД. Он признался сразу. Сын его опознал из троих человек. Позже и второго привезли.
Любопытно, что грабители, сознавшись, раскаивались в содеянном. Вроде даже искренне. Оправдаться они не пытались, только говорили, что были сильно пьяные.
- Зайцев сказал, что два литра водки выпил, и ничего не помнит, - говорит Любовь Михайловна, - а, когда телефон у него нашли, говорит - не знает, откуда он у него. А Максим Жмаев на опознании спросил только: "Мы не сильно их избили?".
БОЛЬНЫЕ ОРГАНЫ
Похвальное раскаяние. Особенно если учесть, что прокуратурой ( сейчас этим занимается она) против них возбудили дело по серьезным статьям - "ограбление" и "превышение должностных полномочий с применением насилия". Об этом мне рассказал Дмитрий Трух, заместитель прокурора города.
- По первой статье, 161 часть 1, - говорит Дмитрий Леонидович, - наказание до 4 лет лишения свободы. Вторая - 286-я, карает посерьезнее, от 3 до 10 лет. Одного из преступников, Зайцева, задержали, сейчас он под стражей. В отношении второго суд выбрал подписку о невыезде - у него на иждивении маленький ребенок. Вообще, дело ясное. преступление очевидно, свидетели есть, вину оба признали. В конце августа - начале сентября передадим в суд.
По словам Дмитрия Труха, это не единственный подобный случай. Сейчас прокуратура расследует дело в отношении сотрудника вневедомственной охраны. Он избил человека при исполнении служебных обязанностей.
Пугающая статистика - с одной стороны. С другой - возникает много вопросов. Как такие люди смогли попасть в милицию? Почему их не выявляют и не отсеивают на тестировании? Как можно таким "защитникам" доверять оружие? По словам Любови Михайловны, в ППС удивились произошедшему только в отношении Максима Жмаева. Говорят - тихоня, никогда подобного не замечали. За Зайцевым уже были случаи, когда он пьяный, в форме "чудил". И зуб на него давно точили, да вот оснований серьезных не было…
Слава богу, основания - "всего лишь" ограбление и избиение ребенка. Хорошо, что он не устроил стрельбу. Не убил никого. И в травматологии, куда Алексей поехал "снимать побои", ничего серьезного не нашли. Даже перелом осложнения не дал. Осталась моральная травма. Возможно, это будет страшнее.
Работать в милиции эти "разбойники" вряд ли уже будут. Но сколько таких еще? Тех, кто прячет за серой формой, за нашивками и звездами истинную, звериную сущность?
Выявлять и пресекать "оборотней в погонах" - задача отдела собственной безопасности. Это милицейское подразделение настолько секретно, что в пресс-службе УВД меня заверили: "Там с вами разговаривать никто не будет". Решив попробовать, я связался с начальником ОСБ Сахалинской области Владимиром Романчуком. От комментариев случившегося он воздержался. Сказал, что раз дело в прокуратуре - все вопросы к ним.
- Со своей стороны я могу сказать одно, - говорит Владимир Петрович, - ОСБ с "оборотнями" боролся, борется и будет бороться. К сожалению, несовершенство законодательства часто не позволяет нам покарать даже уличенных в неблаговидных поступках милиционеров. Еще один минус - к нам очень редко обращаются сами граждане, пострадавшие от "оборотней". Каждый готов рассказывать, какие в милиции служат негодяи, но попросишь подать заявление - и большинство исчезает. Хочу обратиться ко всем гражданам. Не бойтесь, звоните нам при малейшем случае неправомерного поведения сотрудников милиции! Мы, в свою очередь, будем жестоко пресекать деятельность "оборотней". Ужесточим прием на работу. В наших планах - применение "детектора лжи" ко всем устраивающимся в органы. Думаю, с помощью профилактики и при содействии граждан, мы сможем победить коррупцию и избавиться от подлецов, позорящих милицию.
Владимир и Любовь Михайловна, несмотря на такой случай с их детьми, не возненавидели милицию. Они не обвиняют всех. Они даже не хотят строгого наказания грабителям. Говорят - главное, чтобы они больше не работали в милиции. Далеко не факт, что так же будут думать их дети, пострадавшие от людей в форме.
Исупа Алиев, командир отдельного батальона ППС УВД области, настроен к преступникам решительно.
- Такие, как Зайцев, позорят милицию, - говорит Исупа Абуталибович, - документы о его увольнении уже на подписи у начальства. Жаль, что мы сразу не выявили этого "оборотня". Я думаю, что Жмаев виноват не так сильно. Он оступился первый раз, до этого его всегда характеризовали только с хорошей стороны. Он продолжает работать, но мы сняли его с улицы, он несет службу в батальоне. Решать все суду, но мы провели совещание. Выработали меры борьбы с такими "типами" и впредь будем очень внимательны к нашим сотрудникам…
Люди в замешательстве - если не доверять и бояться милиции, где искать защиты и помощи? Эту проблему не решить только карательными мерами. Что поможет сломать ситуацию? Возможно - более строгий отбор будущих милиционеров. Возможно - ужесточение наказаний. Возможно - профилактическая работа, воспитание и обучение. Чтобы не было потом, как в анекдоте. "Устроился мужчина в милицию. Работает месяц, два, три. А за зарплатой не приходит. вызвали его к начальству: "ты почему деньги не получаешь?". Он страшно удивился: "Так тут еще и зарплату платят?! Я думал - дали пистолет - и крутись сам…"
Дмитрий Холмогоров, Сахалининфо.