ГлавнаяПолиция"Палочная" система оценки работы милиции пагубна

"Палочная" система оценки работы милиции пагубна

05 октября 2005, 09:03

Будучи сложным и весьма динамичным социальным явлением, преступность претерпела существенные изменения в сторону агрессивности, изощрённости и технической оснащённости. Наряду с грубой уголовщиной получает всё большее развитие так называемая "беловоротничковая" преступность. При этом активно используются различные финансовые схемы и манипуляции с бюджетными средствами, последние достижения в сфере компьютерных технологий, криминал всё более активно берёт на вооружение опыт своих зарубежных "коллег". Более того, именно в последние годы начали появляться и межрегиональные, и международные преступные сообщества, которые с каждым годом орудуют всё более нагло и изощрённо. О том, в каких условиях работают сотрудники органов внутренних дел, каким образом будет перестраивать свою работу МВД,  корреспондент "Парламентской газеты" беседует с министром внутренних дел России генерал-полковником милиции Рашидом Нургалиевым.
- Наше время - время высоких технологий, невиданного ускорения прогресса, крупнейшего за всю историю человечества прорыва во многих сферах: политической, экономической, социальной, технологической. Рашид Гумарович, какие коррективы внёс XXI век в работу подразделений и служб системы МВД?
 
- Именно эти обстоятельства и потребовали реконструкции многолетнего опыта работы, поиска новых форм и методов реагирования на вызовы криминала.
Уже сегодня в наших штатах есть аналитики, психологи, программисты, опытные специалисты аудита, компьютерные технологи, изучается современная зарубежная школа борьбы с преступностью. Примеров можно приводить множество. Впрочем, есть ли в этом необходимость? Средства массовой информации и общественность достаточно подробно знают о нашей работе. Мы считаемся одним из самых открытых ведомств.
 
- Кстати, о СМИ и, соответственно, об общественности. В советские времена граждане почти ничего не знали о работе милиции. Черпали эту информацию лишь из художественных фильмов. Не боитесь нынешнего столь пристального внимания к деятельности МВД со стороны моих коллег и правозащитников?
 
- Нисколько. Наоборот - стать предельно открытыми и доступными для общества и законопослушных граждан, повысить результативность социально-правового обслуживания населения, добиться, чтобы действия милиции были прозрачны, понятны людям и получали их поддержку - еще одна не менее важная задача, стоящая сейчас перед МВД. Роль СМИ, как печатных, так и электронных, здесь особенно велика. Но не только с журналистами мы налаживаем деловые контакты. Уже заключены соглашения о взаимодействии с правозащитными организациями. Их представители посещают дежурные части территориальных ОВД, изоляторы временного содержания, в которых они имеют возможность не только ознакомиться с работой этих подразделений, но и откровенно пообщаться с теми, кто в них содержится. Мы организовываем правозащитникам выезды в зону проведения контртеррористических операций на Северном Кавказе. Значительную помощь в этой работе оказывает Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Владимир Лукин.
 
В этом году сложились конструктивные отношения практически со всеми религиозными конфессиями страны.
 
В сентябре т.г. министерство в своем обращении к сотрудникам ОВД и военнослужащим внутренних войск потребовало от всего личного состава МВД решительного повышения уровня культуры и вежливости в обращении с гражданами, чуткого и внимательного отношения к их нуждам и проблемам. МВД, ГУВД, УВД республик, краев и областей предложен к исполнению комплекс мер по улучшению работы с населением, повышению уровня доверия граждан к милиции.
 
В этом же документе имеется еще одна важная деталь. Я потребовал от всех руководителей различного уровня считать в качестве одного из основных критериев зачисления на вышестоящие должности, представления к наградам и поощрениям не только профессионализм, но и то, как эти люди соблюдают нормы морали, профессиональной этики и культуры в обращении с гражданами.
 
- Ни для кого не является секретом, что на протяжении многих лет в системе органов внутренних дел существовала так называемая "палочная" система. То есть оценка тому или иному подразделению давалась именно по количественным показателям.
 
- Не скрою, было такое. Кое-где от нее до сих пор еще не отказались. Но система оценки работы по такому принципу пагубна.
Сейчас МВД России пересматривает критерии оценки деятельности органов внутренних дел. За основу берутся наряду с основными данными борьбы с преступностью результаты мониторинга общественного мнения о работе милиции, количество жалоб и обращений граждан, сроки и результаты их рассмотрения, число уволенных сотрудников по отрицательным мотивам, критические публикации в средствах массовой информации.
 
- Согласитесь, с изменением обстановки, возникновением новых видов преступлений и общественных угроз видоизменяется не только организация работы милиции, но и очень часто требуется модернизация законодательства и ведомственной правовой базы.
 
- Именно по этой причине в 2005 году МВД России приняло участие в разработке 35 законопроектов, касающихся, в том числе борьбы с терроризмом, противостояния новым криминальным вызовам в экономике, изменений и дополнений в миграционном, уголовном и уголовно-процессуальном законодательстве.
 
Как ни парадоксально, но согласно нынешнего Уголовно-процессуального кодекса объем следственных действий по особо тяжкому преступлению - умышленному убийству и по банальной карманной краже абсолютно идентичен. В итоге мы как бы обречены на распыление сил на преступления, не представляющие большой общественной опасности, в ущерб серьезной работе по особо тяжким деяниям.
 
Тем не менее в этой очень важной для нас проблеме найдено понимание Генеральной прокуратуры, и сейчас завершается подготовка проекта ускоренной формы производства по преступлениям средней и небольшой тяжести с тем, чтобы уделить доминирующее внимание раскрытию сложных преступлений, совершенных с особой жестокостью, с угрозой жизни и здоровью большого числа граждан, повлекших особо тяжкие последствия, серийных деяний.
 
Наверное, многие со мной согласятся, что уже второй десяток лет наши законодатели, правозащитники, представители отдельных СМИ ищут все новые и новые средства защиты прав граждан, совершивших преступления. При этом на второй план уходят, а иногда просто остаются забытыми интересы государства и большого числа потерпевших. Сейчас пока на межведомственном уровне заканчивается разработка федеральной программы по защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства. При этом оперативным и следственным подразделениям вводится новый показатель в работе - возмещение причиненного ущерба преступными действиями, восстановление законных прав и интересов потерпевших на стадии дознания и предварительного следствия.
 
- В прессе неоднократно поднимался вопрос об учетно-регистрационной дисциплине подразделений МВД. Какие меры предполагается принять, чтобы ни одно заявление гражданина не оставалось без внимания?
 
- Сегодня важно говорить и том, что система МВД России длительное время допускала вольное обращение со статистикой, не все преступления ставились на учет, люди годами не могли добиться разрешения вопросов, связанных с противоправными действиями. Сейчас в завершающей стадии находится межведомственный приказ, утверждающий Положение о едином учете преступлений. Указанный документ приводит к общему знаменателю всю систему учета преступлений, позволит ее сделать более точной и объективной, получить развернутый виктимологический срез преступности, прежде всего в интересах потерпевшей стороны.
 
Но есть и чисто ведомственные сложности в учете работы. До сегодняшнего дня, к примеру, по фактам финансовых пирамид, мошенничества в страховом деле, махинаций в частном инвестировании строительства жилья возбуждается только одно уголовное дело по одному составу преступления - мошенничеству, что и отражается в формах статистической отчетности. Однако за скобками остаются тысячи потерпевших и сотни томов следственной работы по восстановлению их нарушенных прав, но это наши внутренние с прокуратурой проблемы.
 
Ну а что касается интересов граждан при их обращении в милицию, то МВД России подготовлен приказ, утверждающий порядок приема и разрешения заявлений и сообщений о происшествии, в котором закрепляются новые подходы к важнейшему первичному этапу в работе по реагированию на правонарушения. При этом сокращаются бюрократические процедуры, вместо трех вводится один журнал учета сообщений, заявитель получает полную информацию о реагировании милиции на его обращение.
 
- А будет ли происходить модернизация организационного построения системы МВД России?
 
- Она уже идет. В рамках административной реформы существенно реорганизован центральный аппарат МВД России. Как известно, его численность с этого года сокращена на 26 процентов. В МВД России завершается второй реорганизационный этап - это изменение структуры и функциональной направленности главных управлений Министерства по федеральным округам. На смену дублирования функций МВД России в федеральных округах им передаются задачи борьбы с организованной преступностью и терроризмом международного и межрегионального уровня, противодействие коррупции, декриминализация отдельных отраслей экономики и крупных хозяйствующих субъектов.
 
- Однако чаще всего граждане обращаются не в министерство, не в главки и управления внутренних дел, а в райотделы.
 
- Правильно. Именно поэтому кардинальные изменения коснутся и главного звена системы МВД России - городских и районных отделов внутренних дел, осуществляющих основную повседневную, фактическую борьбу с преступностью и работу с населением.
 
Планируется расширить полномочия руководителей этого низового звена системы МВД России, и прежде всего в решении организационно-штатных, кадровых, материально-технических и финансовых вопросов. За счет сокращения управленческого и обслуживающего аппарата областного уровня мы приступаем к усилению милиции районного звена, от которого и зависит в конечном итоге все: и защита конкретного человека, и обезвреживание преступника, и социально-правовое обслуживание населения.
 
- Но ведь одними лишь инструкциями и проверками из министерства нужного результата достигнуть невозможно.
 
- Абсолютно с вами согласен. Сегодня районная милиция остро нуждается не только в повышении заработной платы постового, участкового, оперуполномоченного, но и в серьезной технической оснащенности. Уже в настоящее время осуществляется закупка автотранспорта для дежурных частей и сельских участковых уполномоченных. Часть техники пойдет в уголовный розыск поселков и райцентров. В этих целях Правительством России министерству дополнительно выделено полтора миллиарда рублей.
 
Стремление идти в ногу со временем заставило нас оценить техническую вооруженность всей системы МВД России с позиций современных электронных технологий, вычислительного анализа, логики и криминологического прогноза. Сейчас мы завершаем разработку Концепции развития системы МВД России до 2016 года, где одной из магистральных линий министерства определено глобальное для нашей системы техническое перевооружение органов внутренних дел. Электронные учеты лиц, транспорта, оружия, событий, правонарушений, оперативной информации и быстрая передача их в дежурную часть самого отдаленного органа, на посты и маршруты сделает существенный прорыв во всей правоохранительной деятельности.
 
Мы завершаем работу над Правоохранительным порталом, суть которого состоит в предоставлении возможности любому гражданину получить в нем информацию об автомашине, находящейся в угоне, утраченном паспорте, водительском удостоверении, о найденных детях и престарелых людях, различные сведения по предотвращению мошенничества, торговли краденым, недобросовестных сделках и т.д.
 
В рамках единой информационно-телекоммуникационной системы министерства до 2008 года будет создан программный комплекс, предоставляющий доступ любому подразделению вне зависимости от его местонахождения во все базы данных МВД России. На последующих этапах такая возможность появится и у других правоохранительных органов.
 
При этом особое внимание уделяется защите персональных данных граждан, сведений об их имуществе, невозможности использования справочных материалов посторонними лицами и организациями.
 
Доминирующее место занимает электронная аналитическая работа, создано специальное подразделение - Главный информационно-аналитический центр.
 
- Любому здравомыслящему человеку понятно, что силами одних только правоохранительных органов преступность победить невозможно. Какие, на ваш взгляд, необходимы меры со стороны общества для того, чтобы уровень преступности снизился?
 
- Тщательное изучение положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию нашего государства позволило прийти к важнейшему выводу. Десятилетиями правоохранительная система страны борется с последствиями, а не с причинами, порождающими преступность. Государственные институты, бизнес-сообщество, органы местного самоуправления, общественность, обладая колоссальным потенциалом по предупреждению преступности в этой сфере, действуют разрозненно и малоэффективно.
 
На самом деле спектр государственного и общественного влияния на состояние преступности чрезвычайно велик: от воспитательной правовой работы в школе до сложнейших технических средств защиты от террора особо важных государственных объектов.
 
На заседании Государственного совета, состоявшегося месяц назад в Казани, была одобрена и рекомендована к распространению во всех субъектах Российской Федерации комплексная многоуровневая модель государственной профилактики правонарушений. Данный подход к проблеме именно государственного предупреждения преступности разработан МВД России при активном участии глав администраций и полномочного представителя Президента в Уральском федеральном округе, на базе которого сейчас идет обкатка этой новой формы. Ее суть заключается в системном участии всех государственных, властных, экономических и общественных институтов центрального, регионального и местного значения в ликвидации причин и условий преступности, алкоголизма, наркомании, беспризорности несовершеннолетних, нарушений миграционного законодательства и особенно рецидивной преступности.
 
- В двадцатые годы именно правоохранительные органы взяли на себя заботу о борьбе с детской беспризорностью и безнадзорностью. Как известно, итог этой работы был положительным.
 
- В реализации программы государственной профилактики правонарушений мы ищем новые подходы к организации работы в молодежной среде, и прежде всего в предупреждении экстремистской деятельности, беспризорности, различных видов противоправной эксплуатации несовершеннолетних (проституция, попрошайничество, совершение краж). Ежегодно органами милиции выявляется до 1 млн. подростков, совершивших правонарушения или оказавшихся в сложной жизненной ситуации. В стране пока делаются робкие попытки создания системы защиты детства, нет комплекса скоординированных мероприятий по профилактике детской преступности, министерства и ведомства пока не разделили ответственность за работу с детьми и молодежью. МВД России обратилось к Президенту Российской Федерации с просьбой образовать государственную комиссию по делам несовершеннолетних под председательством министра внутренних дел и получило в этом поддержку. Сейчас формируется состав комиссии, положение об этом органе и планы работы. Это не очередной совещательный орган, а форма объединения усилий и полномочий руководителей министерств, депутатов, известных и уважаемых в стране людей для совместной работы по защите нашего подросткового населения от вовлечения в преступную деятельность, оказанию помощи в восстановлении нарушенных прав на жилье, средства содержания, учебу и другое жизненно важное обеспечение, организация разноплановой разъяснительной работы среди молодежи требований российского законодательства.
 
- А как вы считаете: потенциал самой правоохранительной системы в профилактике преступности используется на все сто процентов?
 
- Разумеется - нет. Мы прекрасно понимаем, что сейчас как никогда необходимы новые формы взаимодействия, объединения усилий на наиболее опасных направлениях, разработка методов борьбы с вновь возникающими видами преступлений. Например, в этом месяце в рамках координационного совещания правоохранительных органов России разработаны новые подходы в сфере защиты интеллектуальной собственности и борьбы с контрафактной продукцией.
 
Активно нарабатывается ранее отсутствовавшая оперативно-розыскная, следственная и судебная практика по противодействию легализации денежных средств и имущества, добытых преступным путем. Совместно с ФСБ России разрабатывается система новых мер по перекрытию каналов финансирования террористических организаций и преступных формирований, в том числе из-за рубежа. Отслеживаются каналы наемничества и обучения граждан России в зарубежных центрах подготовки террористов.
 
В сфере повышенного внимания системы МВД России в текущем и последующих годах будет находиться нефтегазовый, топливно-энергетический, лесной комплексы, охрана биоресурсов и недропользование. Проводимая межведомственная операция "Энергия" по оздоровлению криминогенной обстановки в топливно-энергетическом комплексе на базе Уральского федерального округа будет методически положена в основу других крупных правоохранительных мероприятий по защите экономических интересов Российского государства. Подводя итог нашего разговора, хочу подчеркнуть, что основная задача сегодня состоит в обеспечении опережающего развития правоохранительной системы государства относительно процессов криминализации сфер социума, экономики, молодежной среды.
 
Наши новые шаги в оснащении, информатизации, в кадровой работе, позитивной динамике в нормотворчестве в итоге дадут возможность более надежно защищать законные права и интересы российского гражданина.
ИНтервью опубликовано на официальном сайте МВД.