ГлавнаяПолицияНадменную касту снова пересаживают

Надменную касту снова пересаживают

12 мая 2005, 10:40

11 мая Владимир Путин утвердил перечень из 15 поручений правительству по реализации основных положений Послания президента Федеральному собранию. Между тем после окончания майских торжеств в кулуарах Белого дома заговорили о возможности новой масштабной реорганизации самого правительства. Из Послания президента прямо следовало, что Владимир Путин недоволен итогами административной реформы. Высокопоставленные чиновники кремлевской администрации подтвердили, что в правительстве весьма вероятны перестановки. Среди обсуждаемых нововведений: увеличение числа замов Михаила Фрадкова до 6 человек, обратное слияние некоторых министерств и агентств, передача Государственного таможенного комитета в ведомство Алексея Кудрина, слияние следственных комитетов всех силовых структур в Федеральную следственную службу под началом Виктора Черкесова. Большинство представителей министерств и ведомств, куда «НГ» обратилась за комментариями, не подтверждали, но и не опровергали эту информацию.
Вопрос административной реформы был одним из ключевых в Послании президента Федеральному собранию. Как сказал Владимир Путин, «наше чиновничество еще в значительной степени представляет собой замкнутую и подчас просто надменную касту, понимающую государственную службу как разновидность бизнеса. И потому задачей номер один для нас по-прежнему остается повышение эффективности государственного управления».
Разъясняя обращение президента к элите, в Кремле не скрывали, что планы по модернизации правительства действительно есть. Как рассказал «НГ» еще в конце апреля высокопоставленный чиновник администрации президента, если выделение агентств и служб из каких-то министерств было искусственным и лишенным всякого смысла, то прежняя модель будет восстановлена. Наш собеседник высказал убеждение, что сокращение числа заместителей министров до двух также было излишним, и некоторым число помощников восстановят.
Проваленная реформа
 
«Та конструкция, которая возникла в результате прошлогодней реформы правительства, не может считаться оптимальной», – констатирует Александр Шохин, занимавшийся в РСПП административной реформой. По словам Шохина, идеологию реформы реализовать не удалось. По-прежнему отсутствует разделение функций на правоустанавливающие, правоприменительные и надзорные. Не удалось обеспечить и независимость надзорным органам. «Конечно, количество заместителей – мелкий вопрос, но представлять министерство без доверенности даже в Госдуме или Совфеде может либо министр, либо его заместитель. Начальникам департаментов не хватает полномочий», – отмечает эксперт. Кроме того, в результате реформы произошло дублирование функций, во многих министерствах департаменты занимаются тем же, что и агентства. «Возникла громоздкая конструкция, от которой пытались уйти», – констатирует Шохин. По его мнению, Кремль решил пойти на изменения во многом из-за того, что управляемость была потеряна, а процесс принятия решений замедлился. «Управляемость если не потеряна совсем, то снизилась, – говорит представитель РСПП, – поэтому многое придется шлифовать».
Как признавался в частном разговоре один из чиновников администрации президента, «цель реформы состояла в изменении положения в статусной иерархии многих лиц из прежней и нынешней элиты». По его словам, любые другие цели были вторичны. Поставленная цель была достигнута: чиновники, близкие к «семейным» или непосредственно входящие в эту группу, были удалены. Например, расстались со своими постами под предлогом преобразования ведомств главы государственного таможенного комитета Михаил Ванин и антимонопольного министерства Илья Южанов. Между тем крайне низкая эффективность правительства была очевидна для всех, в том числе и для Кремля. Белому дому в Кремле уже перестали доверять настолько, что даже не потрудились ознакомить Михаила Фрадкова с текстом Послания, а от министерств впервые не потребовали предложений к тесту обращения.
Высокопоставленный источник «НГ» в Белом доме, к которому мы обратились за комментариями, заявил следующее: «О том, что у председателя правительства появится сразу шесть замов, я не слышал даже на уровне слухов, хотя они ходят самые разные». Такой шаг, по его мнению, выглядел бы совершенно не логичным. В министерствах роста числа заместителей тоже не предвидится. В принципе, подтвердил собеседник, сегодня решен вопрос о введении еще одного заместителя каждому руководителю федерального ведомства – статс-секретаря, который бы взял на себя всю законопроектную работу и контакты с Федеральным собранием. С инициативой выступили осенью прошлого года ряд министров, однако тогда предложение не нашло поддержки. Но точку, как выясняется, не поставили и в конечном счете доказали целесообразность введения еще одной штатной единицы.
С неменьшим удивлением источник в Белом доме воспринял вопрос о возможности передачи Государственного таможенного комитета из Минэкономразвития в ведение Минфина. По его данным, ничего подобного на сегодняшний день тоже не обсуждается. Пресс-секретарь министра финансов РФ Геннадий Ежов, в свою очередь, заявил, что не располагает сведениями относительно переподчинения ГТК, а представитель пресс-службы таможни отказался подтвердить или опровергнуть этот слух. В МЭРТе от комментариев отказались, впрочем, признавшись, что ни о чем подобном до сих пор не слышали.
 
Подарок другу президента
 
Большой резонанс получила и другая фраза Послания президента: «Организация борьбы с преступностью в стране требует принципиально новых подходов. Соответствующие решения будут подготовлены». Сразу после этого возобновились слухи о создании Федеральной службы расследования (ФСР), или, по другим трактовкам, Федеральной следственной службы (ФСС). Напомним, что создать ФСР предложил Дмитрий Козак, который в 2000–2001 гг. активно лоббировал идею о том, чтобы в новую структуру были переданы следственные функции из МВД, Генеральной и военной прокуратуры и ФСБ. Тогда наиболее активно против предложения Козака выступал Владимир Устинов. По словам источника в администрации президента, Козак по-прежнему является сторонником этой идеи, отстаивая ее в своих разговорах с президентом и высокопоставленными сотрудниками администрации.
Никто из опрошенных корреспондентом «НГ» компетентных сотрудников силовых структур не опровергал возможности Федеральной следственной службы. Как и планов подчинить новую структуру нынешнему главе Госнаркоконтроля, близкому другу президента Виктору Черкесову. Начальник департамента межведомственной и информационной деятельности Госнаркоконтроля Александр Михайлов так прокомментировал подобные разговоры: «Мы работаем в том же режиме, как и год назад, и два года. И, честно говоря, мы по этому поводу не особенно печемся. Но если смотреть в корень проблемы, то любая реформа наносит существенный ущерб тому ведомству, которое реформируют. Коль скоро мы выходим на реформу правоохранительной системы, необходимо учитывать, что как только ее деятельность тормозится, резко активизируется деятельность криминальных структур. Все должно происходить поэтапно. Это должно быть не революцией, а именно реформой». В то же время Михайлов подтвердил существование подобного проекта: «Идея создания такой структуры (ФСС) появилась уже очень давно, еще в начале 90-х, когда я в ФСБ работал. Более того, эксперимент подобного рода имел место, хотя он был более локальным. В 93-м году, после октябрьских событий, контрразведка лишилась следственного управления – все наши следователи стали дознавателями. И в 95-м мы вынуждены были вернуть следствие в органы государственной безопасности. Расследование крупных дел, например по шпионажу, отдали военной прокуратуре, и следствие по ним велось годами».
В Управлении информации и общественных связей Генеральной прокуратуры «НГ» заявили: «Будет указ о реорганизации, будем выполнять. Комментировать эти инициативы мы не можем, у нас нет такого права по закону». В ЦОС ФСБ РФ порекомендовали официально обратиться к людям, «которые занимаются подобными вопросами и принимают по ним решения». Комментарий пресс-службы Федеральной таможенной службы был столь же кратким: «Пока мы не обладаем никакой информацией на этот счет». А в Управлении общественных связей МВД России сообщили: «Мы реформируемся в соответствии с федеральной нормативно-правовой базой. Вряд ли кто-то в министерстве получал какие-либо конкретные документы о подобной реорганизации. Будут указания, будем смотреть».
 
Планы реформирования МВД
 
Самый свежий план реформирования МВД впервые был обнародован в ноябре 2002 года заместителем начальника Главного правового управления МВД РФ генерал-майором милиции Татьяной Москальковой. Предлагалось выделить из МВД три структуры, придав им независимый статус: Федеральную полицию, Федеральную службу расследований и подчиняющуюся напрямую президенту Национальную гвардию, основой которой станут внутренние войска. В Федеральную полицию планировалось включить Управление охраны общественного порядка, ГИБДД, подразделения муниципальной милиции, ОМОН. В Федеральную следственную службу должны были войти только подразделения МВД: Следственный комитет, ГУБОП (вместе с СОБРами), ГУБЭП и Управление собственной безопасности. В таком случае в структуре МВД остались бы только Федеральная миграционная служба и Управление виз и регистраций.
Однако этот проект до сих пор не реализован: все ограничилось «косметическим ремонтом» МВД. 20 июля 2004 года указом президента внутри министерства создано 15 департаментов (в соответствии с основными направлениями работы), а также в его состав вошли Следственный комитет при МВД и Главное командование внутренних войск. Кроме того, министру внутренних дел оставили трех заместителей из двенадцати.
Впервые вопрос о создании национальной гвардии поднимался еще в 1992 году Борисом Ельциным. Перед лицом угроз, возникших после развала СССР, предлагалось снять с внутренних войск функции охраны общественного порядка и объектов, сделать их личной гвардией президента, а защиту конституционного строя провозгласить их главной задачей. Свою концепцию реформирования в 1995 году предлагал тогдашний глава МВД Анатолий Куликов. «Реформа Куликова» сводилась в основном к укреплению материальной базы (особое внимание выходец из внутренних войск генерал Куликов уделил «родной» структуре), однако ее Минфин посчитал чересчур затратной. В конце 90-х глава свой план реформ предложил и глава МВД Владимир Рушайло: создать федеральный криминальный комитет, к которому бы отошли ГУБОП, ГУСБ, управление «Р» и оперативно-поисковые подразделения. Приблизительно в то же время появился еще один, альтернативный плану Рушайло вариант реформы, авторство которого приписывают «питерским силовикам». Изюминкой этого плана реформирования МВД стало предложение создать из наиболее дееспособных милицейских структур независимый федеральный комитет по борьбе с коррупцией и оргпреступностью.
 
История правительственных реорганизаций
 
Первая масштабная реорганизация правительства произошла 23 декабря 1992 года по указу президента Бориса Ельцина в связи с утверждением главой правительства Виктора Черномырдина. В первом правительстве Черномырдина были 1 первый вице-премьер (Владимир Шумейко), 7 заместителей премьера и 29 глав министерств и госкомитетов. В Совет Министров также входили главы правительств республик в составе РФ.
23 декабря 1993 года в связи с вступлением в силу новой Конституции президент издал указ о реорганизации правительства. Правительство перестало называться Советом Министров. В его составе оставлены только председатель, его заместители и федеральные министры. К 20 января 1994 года правительство было сформировано в следующем составе: 1 первый вице-премьер (Олег Сосковец), 3 заместителя главы правительства и 24 министра. К августу 1996 года у премьера было уже 2 первых заместителя, 5 заместителей (в том числе один министр) и еще 25 министров (в том числе один министр без министерства – руководитель аппарата правительства).
17 марта 1997 года, с приходом младореформаторов, правительство было вновь реорганизовано. У Виктора Черномырдина осталось 2 первых заместителя – Анатолий Чубайс и Борис Немцов и 6 вице-премьеров. Кроме того, в правительстве появился еще один министр без портфеля, экс-глава Минэкономики Евгений Ясин. После того как Министерство строительства было преобразовано в Госкомстрой, Минпром вошел в состав Минэкономики, а Министерство оборонной промышленности разделено между Минэкономикой и Госкомсвязью, в правительстве осталось 21 министерство.
В марте 1998 года президент Ельцин издал указ о роспуске правительства Черномырдина. 27 апреля 1998 года после третьего голосования Государственная Дума утвердила кандидатуру Сергея Кириенко в качестве главы кабинета министров. В правительстве у Кириенко было 3 заместителя и 25 министров. 23 августа 1998 года, после дефолта, правительство было отправлено в отставку указом президента.
В правительстве Путина, который возглавил кабинет 16 августа 1999 года, работали 2 первых вице-премьера, 3 заместителя и 28 министров.
Последняя крупнейшая реорганизация в правительстве была проведена по указу президента 20 мая 2004 года в связи с административной реформой. В результате у главы кабинета оказался единственный заместитель и 17 министров.
Наталья Меликова, Игорь Наумов, Дмитрий Симакин, Независимая газета