Приватизация полиции - 2
13 февраля 2006, 14:22
Мнения о том, продолжается ли эта компания или она уже закончилась после соответствующих выборов, для которых была предназначена (существенное повышение низкого рейтинга Грызлова перед тем, как он должен был стать лидером правящей партии и возглавить руководство Госдумы), разделились, и ни одно не собирает абсолютного большинства. 46% считают, что эта программа никогда и не стояла в центре внимания руководства, что она всерьез фактически не велась. Но 31% согласны с тем, что эта компания «активно ведется и в настоящее время» (незначительное число опрошенных полагает, что она «давно закончилась» - 7%; 16% - затруднились ответить на соответствующий вопрос). Чаще всего о том, что это была чисто показушная и рекламная компания, говорят милиционеры из Санкт-Петербурга[1] и крупных городов (63% и 49%), относительно меньше – в столице и небольших городах (41%). Но в любом случае – и при признании рекламного характера этой компаниии или его отрицании, настаивании на том, что она ведется «всерьез», что ее инициаторы действительно хотят сократить масштабы взаточничества и предательства в рядах милиции – сотрудники милиции признают сам факт массового распространения коррупции и произвола в милиции, то есть то, в чем упрекают МВД население.
Таблица 9
Как вы считаете, компания по борьбе с «оборотнями в погонах» активно продолжается, уже закончилась или никогда всерьез и не велась?
|
Продолжается
|
Закончилась
|
Никогда по существу и не велась
|
Затруднились ответить
|
В среднем
|
31
|
7
|
46
|
16
|
Образование
|
||||
Среднее и ниже
|
29
|
6
|
41
|
24
|
Среднее специальное
|
31
|
9
|
42
|
18
|
Незаконченное высшее
|
31
|
10
|
42
|
16
|
Высшее
|
31
|
5
|
51
|
12
|
Стаж работы в МВД
|
||||
До 3 лет
|
35
|
7
|
41
|
17
|
3-6 лет
|
32
|
5
|
45
|
18
|
6-10 лет
|
26
|
11
|
49
|
14
|
Свыше 10 лет
|
29
|
6
|
50
|
15
|
Подразделение МВД
|
||||
Участковый
|
28
|
10
|
42
|
20
|
Отделение милиции
|
32
|
5
|
48
|
16
|
ППС
|
33
|
9
|
43
|
15
|
Вневедомственная охрана
|
31
|
7
|
46
|
17
|
Следственные органы
|
32
|
5
|
49
|
14
|
Размер населенного пункта
|
||||
Москва
|
29
|
10
|
64
|
20
|
Санкт-Петербург
|
10
|
0
|
49
|
27
|
Крупный город
(1 млн.жителей)
|
41
|
9
|
44
|
7
|
0.5-1 млн.
|
36
|
7
|
49
|
8
|
250-500 тыс.
|
27
|
8
|
41
|
24
|
(в процентах к числу опрошенных в каждой группе, 100% по строке)
Злоупотребления служебным положением и коррупция. Низкая оценка милиции населением и – как производное – фрустрированная самооценка милиционеров, недовольство уровнем заработков, условиями работы (при двусмысленности самого понятия службы – кому служим?) становятся оправданием разного рода служебных правонарушений и даже криминализации милиции. Не закон, а доступ к средствам государственного принуждения или насилия, возможность своего рода «узаконенного», систематического и принятого населением правонарушения оказывается рациональным основанием для профессиональной идентичности и поведения в рамках корпорации «сотрудников правоохранительных органов».
Таблица 10
Оценка условий работы рядовых милиционеров
(без затруднившихся с ответом)
|
Хорошие
|
Удовлетвори
Тельные
|
Сумма позитивных оценок
|
Плохие
|
очень плохие
|
Сумма негативных оценок
|
В среднем
|
6
|
43
|
49
|
33
|
16
|
49
|
Образование
|
||||||
Среднее и ниже
|
9
|
53
|
62
|
24
|
9
|
34
|
Среднее специальное
|
5
|
50
|
55
|
31
|
12
|
43
|
Незаконченное высшее
|
9
|
44
|
53
|
27
|
14
|
42
|
Высшее
|
3
|
33
|
36
|
41
|
21
|
63
|
Стаж работы в МВД
|
||||||
До 3 лет
|
6
|
50
|
56
|
28
|
12
|
40
|
3-6 лет
|
9
|
37
|
46
|
32
|
19
|
51
|
6-10 лет
|
5
|
43
|
48
|
32
|
19
|
51
|
Свыше 10 лет
|
3
|
39
|
42
|
42
|
13
|
55
|
Подразделение МВД
|
||||||
Участковый
|
11
|
34
|
45
|
35
|
18
|
53
|
Отделение милиции
|
3
|
49
|
52
|
32
|
13
|
44
|
ППС
|
5
|
46
|
51
|
33
|
15
|
48
|
Вневедомственная охрана
|
7
|
46
|
53
|
33
|
11
|
44
|
Следственные органы
|
1
|
41
|
42
|
34
|
21
|
55
|
(в процентах к числу опрошенных в каждой группе, 100% по строке,
затруднившиеся с ответом не приводятся из-за малых значений, в среднем – 2%)
Удовлетворенность условиями работы заметно снижается с ростом квалификации и величиной стажа службы в органах правопорядка: если начинающие и малоквалифицированные милиционеры в массе своей удовлетворены (62% позитивных высказываний) условиями работы, хотя и нельзя сказать, чтобы они были так уж особенно довольны, то среди опрошенных с высшим образованием и давно служащих картина меняется на противоположную: здесь доля негативных оценок составляет те же 63%. Больше всего недовольства высказывают участковые милиционеры и сотрудники следственных отделов (53-55% негативных высказываний).
Более 90% опрошенных сотрудников милиции рассматривают размер зарплаты рядовых милиционеров как недостаточный или низкий, причем особых различий в ответах опрошенных из разных профессиональных групп нет. Чуть более удовлетворены начинающие работать в милиции, но эти мнения составляют очень незначительную часть от всех ответов. Поэтому не удивительно, что абсолютное большинство респондентов признают: сотрудники милиции в их городе часто вынуждены искать другие, неофициальные источники дохода («довольно часто» - 56%, и еще 25% ответили «время от времени», не уточняя, насколько часто милиционеры обращаются к побочным приработкам). Меньше 4% заявили, что «этого не бывает никогда» и 10% - что это «редкое явление» в их практике (5% затруднились с ответом и еще 1% отказались отвечать). Таким образом, более 80% опрошенных сотрудников милиции имеют внеслужебные связи, доходы и приработки. Не всегда такого рода работа является криминальной, но почти всегда она становится почвой для коррупции и злоупотребления служебным положением. Характерно, что не стали отвечать на уточняющие и конкретизирующие вопросы относительно того, что это за вид дохода и заработка, в целом 28% опрошенных (чаще всего отказывались от ответа на этот вопрос сотрудники отделений милиции - 40% - и следственных органов - 30%). Нежелание отвечать в общем понятно и не требует особых комментариев: абсолютное большинство опрошенных (57%) считает такое положение делом ненормальным и недопустимым, хотя особого осуждения тоже не проявляет. 37% не видят здесь ничего особенного (в этой подгруппе значительно больше молодых милиционеров, с невысоким уровнем образования и профессионального сознания, причем чаще среднего это будут сотрудники ППС и вневедомственной охраны).
Наиболее частым видом приработка следует считать работу охранником (об этом заявили 58% опрошенных) и частный извоз (еще 36%). В подавляющем большинстве случаев разные приработки могли сочетаться друг с другом (общая сумма ответов значительно больше 100%)[2].
Огромный процент подрабатывающих в охране милиционеров свидетельствует о процессах фактической приватизации репрессивных органов государства и децентрализации контроля над ним со стороны как общества, его институтов (суда, прокуратуры), так и собственно ведомства.
Таблица 11
Виды побочных источников дохода работников милиции
(в % к числу опрошенных соответствующей группы)
|
Охрана
|
Частный извоз
|
«Неформальные» услуги лицам и организациям
|
«Неформальные» штрафы
|
Взятки и подношения
|
В среднем
|
58
|
36
|
18
|
17
|
14
|
Образование
|
|||||
Среднее и ниже
|
49
|
30
|
6
|
16
|
4
|
Среднее специальное
|
62
|
37
|
13
|
18
|
12
|
Незаконченное высшее
|
63
|
34
|
22
|
17
|
16
|
Высшее
|
56
|
38
|
25
|
17
|
18
|
Стаж службы в МВД
|
|||||
До 3 лет
|
54
|
31
|
14
|
17
|
11
|
3-6 лет
|
62
|
36
|
20
|
20
|
13
|
6-10 лет
|
54
|
39
|
16
|
13
|
16
|
Свыше 10 лет
|
66
|
39
|
21
|
21
|
15
|
Подразделение МВД
|
|||||
Участковый
|
56
|
34
|
18
|
15
|
13
|
Отделение милиции
|
44
|
30
|
22
|
24
|
17
|
ППС
|
62
|
40
|
14
|
15
|
12
|
Вневедомственная охрана
|
67
|
38
|
15
|
21
|
8
|
Следственные органы
|
54
|
36
|
21
|
14
|
17
|
Достаток
|
|||||
Выше среднего
|
36
|
23
|
27
|
18
|
9
|
Средний
|
50
|
30
|
18
|
17
|
14
|
Ниже среднего
|
70
|
45
|
16
|
18
|
15
|
Низкий
|
74
|
44
|
15
|
15
|
9
|
Возраст
|
|||||
18-24 года
|
58
|
34
|
16
|
16
|
12
|
25-34
|
55
|
37
|
17
|
18
|
12
|
35-44
|
64
|
38
|
21
|
23
|
20
|
45 и старше
|
70
|
27
|
17
|
3
|
7
|
При всей относительности подобных оценок прослеживается определенная последовательность в ответах: злоупотребления, связанные с использованием служебного положения, и коррупция характерны для более опытных и квалифицированных сотрудников (у которых и большие возможности), прежде всего – работников районных отделений милиции и следственных отделов. Пресловутая ГАИ – ГИБДД не выделяется в этом ряду в оценках самих милиционеров (хотя имеет смысл указать на более частые занятия извозом среди работников данных служб).
Относительно масштабов распространенности поборов и взяточничества в милиции мнения опрошенных милиционеров существенно расходятся. Конечно, фиксируемые в исследовании представления нельзя рассматривать как «объективное отражение реальности», это не более чем мнения, распространенные в той или иной профессиональной среде. И как всякие мнения, тем более корпоративные, они подчинены определенным групповым или ведомственным, «мундирным» интересам, в том числе интересам коллективной безопасности и самозащиты. Они могут давать явно приукрашенную картину, заведомо снижая частоту актов и случаев коррупции в органах правопорядка в силу понятного желания и корпоративных интересов замаскировать незаконные или криминальные практики в своих ведомствах, или просто не придавая им особого значения в силу общераспространенности, привычности, немаркированности такого поведения, если только оно не выходит за рамки привычной таксы и поводов. Но они могут и преувеличивать некоторые аспекты самой системы взяточничества и неформальных поборов, услуг, крышевания, поскольку переваливают ответственность за правонарушения на вышестоящее начальство. Большинство милиционеров заявляет, что взяточничество и незаконные поборы – это не система отношений граждан с милицией, а «отдельные, нетипичные случаи» (51%). Противоположного мнения придерживаются около трети опрошенных (32%), но среди них заметно чаще встречаются более образованные сотрудники милиции (с высшим образованием – 37% против 29-31% среди имеющих образование среднее или ниже и окончивших среднее специальное учебное заведение)[3].
О том, что перед нами выражение именно коллективных представлений, свидетельствует отсутствие каких-либо отличий в ответах милиционеров, принадлежащих к разным демографическим группам и профессиональным категориям. Ответы не дифференцируются ни по какому из значимых признаков – ни по уровню образования, ни по стажу, ни по ведомственной принадлежности. Это глухая общая стена корпоративной самообороны. На вопрос, кто побуждает брать взятки, следует почти общий отказ от ответа (70% + 5% выбравших позицию «затрудняюсь ответить»). Остальные мнения сводятся к переносу ответственности на «начальство» (16%) или на «правонарушителей» (4%). Что сами рядовые милиционеры склонны брать взятки, решаются сказать лишь 7% опрошенных. Несколько чаще «валят» на начальство старослужащие милиционеры (20%), но отличия их от прочих едва превышают допустимые статистические отклонения, и в принципе можно считать их незначимыми.
Пределы «целесообразного отклонения» от нормы в представлениях работников правоохранительных структур и частота соответствующих нарушений должностных норм поведения
Таблица 12
Вопрос: Допустимо ли а) физическое воздействие в отношении подозреваемых в совершении уголовных преступлений, б) физическое воздействие в отношении лиц, оскорбляющих милиционеров, в) подбрасывать задержанным и подозреваемым наркотики, оружие, боеприпасы?
|
Определенно, да
|
В некоторых случаях
|
Недопустимо ни при каких обстоятельствах
|
Затруднились с ответом, отказ, уход от ответа
|
А
|
8
|
55
|
31
|
6
|
Б
|
10
|
50
|
33
|
5
|
В
|
0
|
18
|
73
|
9
|
В % к числу всех опрошенных
Таблица 13
Вопрос: Часто ли милиционеры а) грубо обращаются с задержанными и подозреваемыми, б) подбрасывают во время задержания подозреваемым наркотики, оружие, боеприпасы?
|
Очень часто
|
Довольно часто
|
Довольно редко
|
Такого не бывает
|
Затруднились с ответом, отказ, уход от ответа
|
А
|
5
|
24
|
51
|
12
|
9
|
Б
|
1
|
5
|
33
|
42
|
20
|
В % к числу всех опрошенных
Таким образом, категорических ответов «такого не бывает» насчитывается меньшинство (12% в первом случае и 42% - во втором), при этом «допустимым» в той или иной мере такие действия считают 63% и 18% (а признания, что такие случаи «бывают», делают 80% и 39%, в том числе «часто» - соответственно, 29 и 6%).
Более склонны оправдывать и допускать насилие в отношении подозреваемых или задержанных, устраивать служебные провокации с целью получить нужные признания и информацию, допускать подлог в ходе расследования или задержания подозреваемых работники с низким уровнем профессиональной квалификации, с небольшим сроком службы, сотрудники ППС и вневедомственной охраны, в меньшей степени участковые, сотрудники отделений милиции и следственных органов, хотя вполне возможно, что речь в данном случае идет лишь о более четком артикулировании должностных инструкций (поскольку вневедомственная охрана или участковые просто реже сталкиваются с «необходимостью» применения силы). Но опять подчеркнем: колебания во мнениях среди опрошенных из разных категорий статистически несущественны.
По мере разложения профессиональной этики у сотрудников правоохранительных органов растет стремление обезопасить милицейское ведомство (и самих себя) от возможной угрозы привлечения к ответственности за произвол и безаконие.
Таблица 14
Представления милиционеров
о допустимости и необходимости общественного контроля над милицией
|
Да
|
Нет
|
Затруднились ответить
|
Согласны ли вы с тем, что необходимо сделать деятельность милиции более открытой для общественности?
|
|||
|
43
|
48
|
9
|
Необходимо ли усиление контроля за действиями милиции со стороны общественности?
|
|||
|
26
|
67
|
7
|
В % к числу всех опрошенных
Интересно, что в большей степени возражают против установления общественного контроля над действиями милиции как раз наиболее квалифицированные работники, старые кадры (в первую очередь из следственных отделов милиции – здесь всего 17% опрошенных считали это необходимым условием улучшения функционирования милиции при 26% в среднем; чаще всего за это выступали работники вневедомственной охраны и ППС, то есть те сотрудники, чьи интересы этим контролем наименьшей степени могут быть затронуты).
Отмеченная двойственность, характерна для нормативной системы российского общества в целом, но в утрированной форме присуща именно правоохранительным органам в силу уже упоминавшейся сомнительности ее нынешнего социального положения, самой роли защитников права.[4]
В милиции преобладает жесткое и отрицательное отношение к праву граждан на владение огнестрельным оружием. 88% настроены против разрешения ношения огнестрельного оружия (среди сотрудников отделений милиции доже 95%). Интерпретировать эти ответы можно в довольно широком диапазоне предполагаемых мотивов: здесь и недоверие к гражданскому населению, стремление к репрессивному контролю над обществом, характерному для посттоталитарных силовых институтов, и стремление к обеспечению корпоративной самозащиты, поскольку с безоружным населением обходиться удобнее, но здесь же и относительно рациональные экспертные соображения о том, что уменьшение количества оружия на руках у населения будет способствовать ограничению числа тяжелых ситуативных преступлений среди населения (хотя последнее само по себе довольно сомнительно).
В заключение еще раз подчеркнем основной вывод исследования: умножение числа «хозяев» органов государственного насилия – внутренних партнеров правоохранительных структур и спецслужб – ведет к демонополизации и расползанию структур насилия, потере чувства долга, корпоративной чести. Разложение тоталитарных структур, начавшееся с децентрализации контроля над кадрами, ресурсами, репрессиями, постепенно захватывает все новые и новые институты. Если КГБ сегодня все больше проникает в экономику, обеспечивая различные финансово-промышленные структуры своими ресурсами безопасности, разведки, возможностями провокации, а властные кланы –ресурсами для создания органов власти и распределения, параллельных конституционным, то МВД все в большей степени превращается в частную полицию, обслуживающую, среди прочего, и криминальные силовые структуры.
[1] Судя по ответам на целый ряд вопросов анкеты, криминальная обстановка, ведомственный кризис, недовольство начальством, собственным положением, отношением населения и т.п. особенно резко проявляются в Санкт-Петербурге.
[2] См.: Коленникова О.А., Косалс Л.Я., Рывкина Р.В. Коммерциализация служебной деятельности милиции// Социологические исследования. 2004. №3. С.73-83.
[3] «Особенно растет не фиксируемая часть преступлений, об этом свидетельствует и рост числа жалоб на сотрудников правоохранительных органов, связанных с производством следствия и дознания, в том числе и удовлетворенных (с 90 тыс в 2002 г до 111.5 в 2004 году). Прокурорами выявляется все большее число преступлений, сокрытых от учета органами МВД (116 тыс в 2002 г., 120 тыс. – в 2004 г.)» (с.46). Всего по поводу различного рода нарушений законности при производстве дознания и следствия прокурорами в 2004 году было внесено на 27% представлений больше (83 тыс.), чем в 2002 г., наказаны в дисциплинарном порядке. соответственно, 40 тыс и 51.тыс сотрудников МВД. (там же. С. 45). «Подавляющая часть осужденных -бывших сотрудников правоохранительных органов считали совершенное ими деяние «весьма распространенным» (51%), «нередко встречающимся» (19%) или даже скорее «нормой», чем исключением (13%), тогда как только 6% посчитали свой антиобщественный поступок явлением «редким» или «крайне редким». Внутриведомственные опросы сотрудников правоохранительных органов показывают, что <...по поводу сотрудников правоохранительных органов, использующих свое служебное положение в корыстных или иных личных целях> «11.6% опрошенных считают, что так ведут себя практически все, 18.9% - лично знают сотрудников, а 7.4% - находят их в числе своих коллег; при этом 35,8% опрошенных постоянно слышат об этом от окружающих, и только 29б5% указали, что такие факты им не известны» (С.44).
[4] Специфическим образом это двоемыслие проявляется в тестовых вопросах на ксенофобию, на насилие и проч. В отличие от населения состав правоохранительных органов, видимо, лучше знаком с негативным контекстом лозунга «Россия для русских» или с соответствующими политическими и воспитательными установками руководства МВД и проработками. Поэтому в целом отношение к данному лозунгу среди сотрудников МВД более отрицательное, чем у россиян в массе (осуждают его 51% милиционеров, в населении – 23%, ноябрь 2005 г.), готовы поддержать его лишь 39%, что заметно меньше, чем среди населения России в целом (53%). Однако к приезжим кавказцам отношение среди сотрудников милиции более враждебное, чем у населения в целом, хотя и у последних оно не отличается особой терпимостью: о своих негативных чувствах (подозрении, раздражении, страхах) говорили 67% милиционеров, в массовом опросе соответствующий показатель был равен 47%. Различия между отдельными категориями милиционеров незначительны (колебания составляют +\- 3-6 пп., едва превышая статистически допустимые отклонения).
Лев Гудков, Борис Дубин, Левада-Центр