ГлавнаяПолиция«Форменный» абсурд: подполковник стал жертвой милицейской бюрократии

«Форменный» абсурд: подполковник стал жертвой милицейской бюрократии

16 сентября 2005, 09:33

Милицейский беспредел. Слово такое же обыденное и привычное для сознания рядового российского гражданина как коррупция или организованная преступность. Избиения, фальсифицированные уголовные дела, незаконные задержания – непременные побочные явления действий сотрудников органов внутренних дел.
Однако зачастую слово милицейский беспредел приходится ощущать на своей шкуре не только простым гражданам, но и самим же милиционерам. Причем последним доказать свою правоту удается подчас гораздо сложнее. Система есть система. Даже если невиновность сотрудника правоохранительных органов налицо, он будет наказан, потому что система не допускает сбоев. Порочная милицейская система, где кто выше чином, тот и прав.

Приговор
Неприятности для подполковника милиции Алексея ГИЛЕВА начались в мае 2002 года, когда отдел ГУВД области, в котором он работал, решили расформировать. При этом большинство сотрудников были попросту уволены. Им даже не предложили работу в других отделах. В том числе и г-ну Гилеву. Ровно через год, в мае 2003-го, через судебные разбирательства ему удалось восстановиться на работу в органы.
Естественно, такая прыть коллеги не понравилась начальству, и Гилеву были установлены минимальный оклад и премиальная надбавка. Однако в суде милиционеру удалось доказать свое право на нормальную зарплату. Также он добился того, чтобы ему выплатили всю заработную плату за то время, что он не работал. Всю, кроме так называемой «тринадцатой» – в этом деле судья Нечаева вынесла отрицательное решение.
После всех этих процессов у милицейского начальства к Гилеву сформировалось только одно отношение – сугубо отрицательное. Тот, кто идет против вышестоящего руководства, всегда обречен на вечную войну с ним. На это милиционеру и намекнули. Алексею Гилеву оставалось только работать и ждать, когда на него начнут сыпаться обвинения, выговоры, наказания и пр. Долго ждать не пришлось.

Повод из села
26 мая 2004 года в УБЭБ ГУВД Пермской области поступило заявление от жителей Верещагинского района за подписью Г. И. Трифонова по фактам должностных злоупотреблений руководством и сотрудниками Верещагинского сельского лесхоза.
Заявление сначала было зарегистрировано в секретариате ГУВД, затем передано в УБЭБ, а затем начальнику второго отделения ОРЧ БЭП ГУВД Пермской области А. Филиппову, у которого в подчинении находилось два отделения. У каждого отделения также были свои начальники: Шилов и Гилев. Логичным продолжением движения заявления была бы передача его начальнику любого отделения с целью дальнейшего закрепления за кем-либо из сотрудников. Но ввиду того, что «так установлено» и «начальник всегда прав», Филиппов сам закрепляет заявление за оперуполномоченным Романовым, непосредственным начальником которого являлся Алексей Гилев. Спустя небольшое время сам же Филиппов отправляет этого же милиционера Романова в командировку. Заявление остается нерассмотренным и непроверенным. Так сложились обстоятельства, что Романов после приезда из командировки сразу ушел на больничный, в то же время большинство других сотрудников находилось в отпусках. А начальник отделения Гилев, согласно должностным инструкциям, не имеет право закреплять заявление за другим сотрудником. При отсутствии свободных сотрудников логично было бы передать дело в первое отделение под начальством Шилова. Но Филиппов принимает решение послать в Верещагинский район для проведения проверки заявления самого Гилева, в чьи обязанности не входит личное расследование дел. Более того, оно ему противопоказано, поскольку неизбежно привело бы к потере контроля над работой сотрудников отделения.
Тем не менее, Гилев дважды съездил в командировку. Результаты поездок не удовлетворили Филиппова. А тут истек и срок (месяц), за который по заявлению нужно было провести проверку.
Не будем говорить о том, что и сам Филипповым никаких действий, способствовавших ускорению работы и повышению ее качества, не предпринимал. В результате Алексей Гилев получил выговор… за недостаточный контроль над работой сотрудников.

Суды и судьи
Вполне естественно, что после этого подполковник Гилев подает в суд на ГУВД Пермской области. Казалось бы, абсурдность всей ситуации налицо. Наказание понес не тот начальник (Филиппов), которому было приказано рассмотреть заявление, и даже не тот сотрудник, которому было приказано провести проверку, а человек, который даже не имеет права закреплять дела за своими подчиненными!
Но мировой судья Свердловского района М. Меледина принимает решение отказать в удовлетворении иска Гилева. Тут даже о предвзятости судьи говорить не приходится. Один факт – судья знакомилась с делом в процессе заседания.
Алексей Гилев подает иск в Арбитражный суд. Пути назад уже не было. Либо смирение и последующее тихое увольнение, либо война во всех инстанциях – выбор невелик.
Дело в Арбитражном суде было передано судье Нечаевой. Той самой, что «лишила» Гилева «тринадцатой» зарплаты.
К чести своего мундира, она прекрасно разобралась с делом, и в этот раз позиции ответчика (ГУВД) были поколеблены. Большую часть выступления Гилева судья Нечаева пыталась понять, за что же он все-таки был наказан. А большую часть выступления представителя ГУВД понять – почему Филиппов всю ответственность за проведение проверки возложил на Гилева, если сам отдавал приказы. Вызвал, мягко говоря, недоумение и такой факт: Филиппов упирает на то, что Гилев не поставил его в известность о командировке Романова, хотя сам же его туда и отправил. В общем, очевидность того, что подполковник милиции Гилев виноват лишь в том, что у него такой начальник, на суде проглядывалась явно.
Тем не менее, окончание судебного процесса было перенесено на 17 ноября – необходимо получить результаты проверки из Верещагино, куда злополучное дело и было, в конце концов, отправлено. Что в итоге скажет суд, пока неизвестно, но одно сказать можно определенно: в таких условиях и с такими руководителями о безопасной Перми думать бессмысленно.

Игорь Немтин, Пермский обозреватель