ГлавнаяПолицияПротиводействие коррупции и легализации полученных доходов

Противодействие коррупции и легализации полученных доходов

02 ноября 2004, 15:21

Коррупция имеет достаточно древнее происхождение. В переводе с латинского языка коррупция означает подкуп. Имеются и другие переводы данного слова. Например, в одном из источников коррупция обозначалась как «извращение»*.

В настоящее время коррупция достигла в России таких масштабов, что представляет реальную опасность для граждан, общества и государства. Коррупция проникла в экономику, политику, государственные органы власти и управления, в том числе в правоохранительные органы, вооруженные силы и т.д.

Но вместе с тем в России до настоящего времени нет нормативного правового акта, предусматривающего меры юридической ответственности за коррупционные деяния. А коррупция в это время тем не менее всё больше распространяется и «вширь» и «вглубь».

Первым правовым актом в России, предусматривающим ответственность за коррупцию, был Указ Президента РФ от 4 апреля 1992 года «О борьбе с коррупцией в системе государственной службы». В соответствии с Указом служащим государственного аппарата запрещалось:

1) Заниматься предпринимательской деятельностью; 2) Оказывать любое не предусмотренные Законом содействие физическим и юридическим лицам с использованием своего служебного положения и получать за это вознаграждение; 3) Выполнять иную оплачиваемую работу на условиях совместительства (кроме научной и преподавательской), а также заниматься предпринимательской деятельностью через посредников; 4) Самостоятельно или через представителя принимать участие в управлении акционерным обществом или товариществом с ограниченной ответственностью.

Следует подчеркнуть, что указанный нормативный акт предусматривал крайне неэффективные мерыответственности за нарушение Указа – освобождение от занимаемой должности. Поэтому Указ «О борьбе с коррупцией» от 4 апреля 1992 года фактически не внес никакого вклада в процесс противодействия коррупции в системе государственной службы. Кроме того, Указ имел и другой недостаток – он распространялся только на государственных служащих, то есть на должностных лиц органов государственной власти и управления и не охватывал муниципальные и государственные предприятия, организации и учреждения.

Кроме вышеуказанного Указа имелось несколько проектов Закона «О борьбе с коррупцией».В частности один из законопроектов был рассмотрен Государственной Думой и опубликован в Российской газете от 14 октября 1994 года. Данный акт содержал более эффективные положения. Он распространял своё действие на достаточно широкий круг субъектов коррупционных деяний, не только на государственных служащих, но и на должностных лиц государственных и муниципальных предприятий, а также предприятий, в имуществе которых доля государственной или муниципальной собственности является преобладающей. Проект Закона содержал и такое интересное положение, согласно которому субъектами коррупционных деяний являются также физические и юридичекие лица, предоставляющие материальные и другие блага лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций в связи с их участием в государственном управлении.

Вместе с тем в законопроекте (ст.1 п.5) предусматривалось, что коррупционное деяние в зависимости от характера и тяжести содеянного могло влечь за собой: материальную; дисциплинарную; административную или уголовную ответственность. Это положение законопроекта являлось очень важным, поскольку повышало результативность его норм.

Однако, в настоящее время Закон «О противодействии коррупции» пока не принят. Данное обстоятельство не способствует борьбе с коррупцией, а, наоборот, усиливает бездеятельность различных государственных, в том числе правоохранительных органов.

Под коррупцией следует понимать общественно–опасное явление, выражающееся в противоправном использовании лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций, своего официального положения и связанных с ним возможностей для получения материальных и любых иных благ и преимуществ в личных или групповых целях- коррупционных деяниях.

В юридической литературе неоднократно указывалось, что законодательный акт о борьбе и противодействии коррупции только тогда будет эффективным, когда будет включать в себя нормы всех отраслей права, а именно: гражданского, административного, налогового, таможенного, уголовного и иных отраслей.

Предусматривается, что именно такой комплексный законодательный акт будет способен оказать реальное противодействие распространению коррупции и борьбе с ней, поскольку общеизвестно, что коррупция как явление проникает во все сферы жизни общества: экономическую, политическую, социальную, духовную и др.

Причины распространения коррупции очевидны. По этому вопросу высказано много мнений в литературе.Среди традиционных причин выделяют: отсутствие чёткой правовой базы по противодействию коррупции; отсутствие надлежащей гласности в деятельности органов государственной власти и управления; отсутствие общественного контроля за деятельностью органов государственной власти и упраления; недостаточная материальная заинтересованность государственных служащих; отсутствие надлежащего финансового контроля за деятельностью государственных служащих и государственного аппарта в целом; недостаточно эффективные меры ответственности в отношении государственных служащих за корупцию, а также редко применяемые меры ответственности, которые уже предусмотрены в действующем законодательстве.

Будущий Закон «О противодействии коррупции» должен предусматривать ряд государственных гарантий противодействия коррупции, поскольку без последних вряд ли возможно эффективное противодействие коррупции.Такими гарантиями могли бы быть: 1) Осуществление специальных мер финансового контроля в целях недопущения легализации (отмывания) противоправно нажитых средств для подкупа государственных служащих.2) Запрет лицам уволенным за нарушение Закона вновь быть принятыми на государственную службув течение 5 лет с момента увольнения.3) Недопустимость совместной службы в органах государственной власти и управления в органах местного самоуправления близких родственников или свойственников(т.е.,чтобы государственный служащий не мог занимать должность, находящуюся в прямой подчиненности или подконтрольности должностями,занимаемыми его близкими родственниками или свойственниками).

Кроме указанных мер для противодействия коррупции в системе государственной службы необходимы меры финансового контроля. В частности, государственный служащий по месту службы должен представлять сведения о доходах, недвижимом и ценном движимом имуществе, вкдадах в банках и ценных бумагах, в том числе и за границей, в отношении себя и членов своей семьи.

Определенным шагом в противодействии коррупции и легализации незаконно полученных доходов явился Федеральной закон РФ «О государственном контроле за соответствием крупных расходов на потребление фактически получаемым физическими лицами доходам» от 20 июля 1998 года.

В соответствии со ст. 3 данного закона государственному контролю подлежало приобретение в течение одного календарного года одного из объектов: недвижимое имущество; воздушные суда, морские суда и суда внутреннего плавания , наземные транспортные средства; акции, доли участия в уставных капиталах хохяйственных обществ; государственные и муниципальные ценные бумаги; культурные ценности; золото в слитках, если стоимость указанного составляла не менее 1000-кратного размера минимального размера оплаты труда, установленного законодательством РФ на дату совершения сделки.

Следующим важным шагом законодателя в данном направлении явилось принятие нового Налогового кодекса РФ.

Ст. 86-86 НК РФ предусматривают проведение налогового контроля за расходами физическими лица.В частности, в ст.86* перечислены обязанности организаций и уполномоченных лиц, связанных с проведением налогового контроля. Например, органы осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним и регистрацию механических транспортных средств, обязаны не позднее 15 дней после регистрации направит в налоговый орган по месту своего нахождения информацию о зарегистрированных транспортных средствах и сделках.

В тех случаях, если произведенные расходы превышают доходы, заявленные физическим лицом в его декларации за предыдущий налоговый период, или налоговые органы не располагают информацией о доходах физического лица за предыдущий налоговый период, налоговые органы обязаны составить акт об обнаруженном несоответствии и в месячный срок направить физическому лицу письменное требование о даче пояснений об источниках и размерах средств, которые были использованы на приобретение имущества.

Несомненно, что перечисленные меры финансового контроля будут эффективным средством в противодействии коррупции и легализации незаконно полученных доходов.

Уровень коррупции зависит в первую очередь от возможности незаконного обогащения. Отсутствие законодательства, препятствующего легализации средств, добытых преступным путем, ставило Россию в условия, благоприятствующие теневому бизнесу, проведению крупномасштабных финансовых афер, «отмыванию» денег, полученных от различных видов организованной преступной деятельности.

В настоящее время единственным уголовно-правовым средством борьбы с отмыванием «грязных» денег является предусмотренная ст.174 УК РФ ответственность за совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами или имуществом, приобретенным заведомо незаконным путем, а равно использование указанных средств для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности.

В подавляющем большинстве случаев преступления в сфере экономической деятельности совершаются в целях получения денежных средств или другого дохода , причём значительная часть этих средств вкладывается в развитие преступной деятельности. В то же время расширяется неконтролируемое проникновение доходов, полученных незаконным путем , в легальную экономику.В связи с этим в настоящее время около 70% доходов, полученных незаконным путем, вкладываются в различные формы предпринимательской деятельности и только около 15% расходуется на приобретение недвижимости и иного имущества.Такое положение дел способствует криминализации экономических связей

Международное сообщество не только относит легализацию преступных доходов к преступлениям международного характера, но и предписывает в ряде международных актов государствам устанавливать юридическую ответственность за искажение природы финансовых средств, полученных от незаконной деятельности, и иное способствование их проникновению в экономику страны.Учитывая,что деятельность по легализации доходов, полученных от преступной деятельности, носит международный характер.Россия,став членом Совета Европы, взяла на себя обязательство со всеми другими государствами –членами этого Совета, принявшими 8 ноября 1990 года Конвенцию об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности, принять соответствующие законодательные меры.

Законодательство РФ устанавливает ряд мер, направленных на исключение возможности распоряжаться такими доходами. За многие преступления в качестве наказания уголовным законом предусмотрена конфискация имущества. Более того, в ст.86 УПК РСФСР содержится указание о том,что деньги и иные ценности, нажитые преступным путём, по приговору суда подлежат обращению в доход государства. Ряд других законодательных актов также содержит нормы, затрудняющие легальный оборот незаконно полученных доходов. Так, в соответствии со ст. 166,168,169 и другими ГК РФ сделки, не соответствующие требованиям закона или иных правовых актов или совершенные с целью, заведомо противной основам правопорядка или нравственности, ничтожны. При наличии умысла у обеих сторон такой сделки – в случае исполнения сделки обеими сторонами – в доход РФ взыскивается всё полученное ими по сделке, а в случае исполнения сделки одной стороной, с другой стороны взыскивается в доход РФ всё полученное ею и все причитавшиеся с неё первой стороне в взмещение полученного.

Общественная опасность «отмывания» незаконно полученных доходов заключается в том, что происходит непосредственная связь банков с преступным миром, тем самым создается общий криминальный фон, в орбиту которого вовлекается всё большее количество людей. Обозначенная проблема имеет и другой аспект, внешне-экономический. Речь идёт о том, что если не перекрыть каналы поступления преступных доходов в российскую экономику, то это явится серьёзным препятствием для вхождения страны в мировую экономическую систему, где нет доверия криминальным капиталам.*

Сферой применения ст.174 УК являются легальная и нелегальная предпринимательская деятельность различных видов, в которых в силу их характера, наличия объективных и субъективных трудностей осуществления контоля возможно получение правонарушителем имущественных результатов заведомо незаконных действий путём придания денежным средствам или иному имуществу действительного или мнимого статуса легитимности (легализация). Статья распространяется на действия, связанные с использованием незаконно полученных средств от банковской деятельности, оптовой или розничной торговли, игорного бизнеса, услуг некоторых областей производства и прочее.

Денежные средства или иное имущество выступают предметом легализации при условии, что они приобретены заведомо незаконным путём. Поскольку диспозция ст.174 УК специально не подчеркивает преступный характер получения имущества, поэтому оно может появиться у виновного не только в результате преступления, но и в результате совершения правонарушений, влекущих административную, гражданско-правовую или иную юридическую ответственность. Вместе с тем существует мнение о том,что такое понимание незаконности нуждается в ограничительном толковании и должно охватывать лишь случаи нарушения уголовно-правового запрета.

Авторы монографии «Теневая экономика» справедливо критикуют содержание ст.174 УК именно за указание на незаконный, а не преступный путь получения предмета преступления, указывая,что это «означает расширение объема уголовной ответственности, вплоть до вклячения в неё действий, связанных с легализацией доходов от оспоримых недействительных гражданско-правовых сделок, которые также являются незаконными. Под действием такой уголовно-правовой нормы может попасть значительная часть населения страны, использующая средства от широко распространенных имущественных сделок, совершенных без надлежащего юридического оформления».*

В первоначальных проектах УК предполагалось установить ответственность за легализацию имущества, приобретенного именно преступным путём. Это вызвало замечание у некоторых специалистов, полагавших, что такая формулировка усложнит борьбу с отмыванием «грязных денег», поскольку потребует точного установления всех признаков и обстоятельств преступления, в результате которого были получены отмываемые деньги или иное имущество. Поэтому, как уже отмечалось выше, формулировка –«приобретение незаконным путем» - допускает, что предметом данного преступления может быть имущество, приобретенное в результате административного правонарушения или гражданско-правового деликта (например, путём совершения недействительной сделки, не соответствующей закону или иным правовым актам, совершенной с целью, противной основам правопорядка и нравственности и т.д.).*

В то же время в некоторых источниках отмечается, что такое понимание незаконности соответствует тексту закона, однако нуждается в ограничительном толковании. Незаконность должна состоять в нарушении уголовно-правового запрета, иначе применение данной статьи будет незаконным в силу ч.2 ст.14 УК ввиду отсутствия общественной опасности деяния.* Данная мысль заслуживает внимания.

Представляется, что пока преждевременно изменять формулировку ст.174 УК, поскольку это затруднит применение на практике данной нормы закона и ослабит борьбу с отмыванием доходов, приобретенных незаконным путем. В настоящее время практика по применению уголовной и других видов юридической ответственности за легализацию незаконных доходов еще не совсем сложилась, так как не принят специальный Федеральный закон об ответственности за данное преступление. Поэтому целесообразно апробировать признаки данного преступления в процессе борьбы с другими экономическими преступлениями.

Законодательство об ответственности за «отмывание» денег призвано не допустить утаивания или сокрытия истинной природы происхождения, состояния, местонахождения или движения имущественных объектов или прав, а также их обладателей и распорядителей; не допускать запуска незаконных, полученных преступным путём прибылей в легальный финансовый оборот, т.е. воспрепятствовать подрыву экономической системы организованной преступности и коррупции, для чего требуется изоляция и самого лица, совершившего уголовно наказуемое деяние и его «грязных денег». «Отмывание денег»- это заключительный этап превращения преступности в высокодоходное и эффективное производство, в ходе которого происходит противоправная и вредная для общества концентрация экономической, а вслед за ней и политической власти в руках неконтролируемой группы лиц. Допустить отмывание дененг – значит сделать выгодным уклонение от налогов, вымогательство, взяточничество, криминальное предпринимательство и совершение других преступлений, а следовательно это ведёт к коррупции, поскольку уровень коррупции зависит в первую очередь от возможности незаконного обогащения.

В проекте Федерального закона «О противодействии легализации и отмыванию доходов, полученных незаконным путём» под легализацией понимается умышленное придание правомерного вида пользованию, владению или распоряжению денежными средствами, иным имуществом, приобретеным заведомо незаконным путём.

Думается, что скорейшее принятие специального Федерального закона, несомненно, будет способствовать эффективному противодействию и борьбе с легализацией незаконно полученных доходов и коррупцией.

1. См.: Словарь латинской юридической фразеологии. – М., 1979. – С.46.

2. См. Расследование преступлений в сфере экономики. М., 1999. С.158.

3. См.: Банковский бизнес в России: криминологические и уголовно-правовые проблемы. – М., 1994. – С.55-56.

4. См.: Теневая экономика (Автор – Б.С. Болотский) С. 49-50.

5. См.: Научно – практический комментарий к УК РФ. Том 1 / Под ред.П.Н.Панченко. – Н.Новгород,1996. – С.479.

6 См.: Комментарий к УК РФ / Под общ.ред. Ю.И.Скуратова и В.М.Лебедева. – М., 1999. – С. 393.

Автор Кравец Ю.П. –доцент Нижегородской Академии МВД РФ.

Материал подготовлен в рамках исследовательского проекта "Произвол правоохранительных органов", осуществляемого Московской Хельсинкской группой и Центром "Демос".