ГлавнаяПолиция"Отмыв" иномарок поставили на поток

"Отмыв" иномарок поставили на поток

08 февраля 2005, 08:19

Московская прокуратура завершила следствие по уголовному делу бывших сотрудников 6-го отделения МРЭО ГИБДД Северо-Восточного округа столицы, которое стало частью широкомасштабного расследования правоохранительными органами махинаций на теневом авторынке. Офицеры и две паспортистки МРЭО поставили на поток регистрацию контрабандных и угнанных иномарок. Следствие установило, что через их руки прошло минимум 900 машин стоимостью в несколько миллионов долларов. Перед судом предстанут семеро членов группировки. Организатор афер с автомобилями - ранее судимый Максим Светник - задержан в Германии, сейчас решается вопрос о его выдаче.
По твердой таксе
На сотрудников 6-го отделения МРЭО ранее судимый Максим Светник, как предполагается, вышел в 1999 году. Он давно занимался сделками на автомобильном рынке, имел связи в госавтоинспекции Западного и Юго-Восточного округов Москвы, сотрудники которых и свели его с коллегами с северо-востока столицы. Первые просьбы Светника о легализации контрабандных и угнанных машин были единичными. Затем дело поставили на поток. Схема махинаций была довольно проста. Два-три раза в неделю в 6-е отделение МРЭО приезжал курьер от Светника и привозил пачку фальшивых, иногда весьма небрежно сделанных ПТС на угнанные и контрабандные автомашины, а также ксерокопии общегражданских паспортов. У махинаторов была налажена целая сеть по сбору паспортных данных у алкоголиков, бомжей и безработных. Копия паспорта стоила от 300 до 500 рублей. Зафиксированы случаи, когда использовались паспортные данные умерших людей. Всего в уголовном деле содержатся сведения о 312 подставных лицах, на которых оформляли иномарки.
В МРЭО паспортистки распечатывали необходимое количество бланков заявлений о постановке на учет и возвращали курьеру. 'Заявления' быстро заполнялись помощниками Светника, после чего вновь поступали в МРЭО. Еще через несколько дней Светник присылал пачку заявлений о снятии с учета тех же автомашин, а также о замене 'утерянных' ПТС. Теперь уже в МРЭО на иномарки оформляли новые паспорта транспортного средства, не учтенные в розыскных базах. После чего покупатель получал чистые документы на краденую машину. За один раз через МРЭО таким образом оформлялось до 20 автомашин. Существовали твердые расценки: если заказчик иномарки обращался непосредственно к Светнику, оформление стоило 3 тысячи долларов, если через посредников - до 10 тысяч. Следствие установило, что всего по этой схеме было легализовано более 900 иномарок, хотя в оперативных разработках фигурировало до 6 тысяч машин.
Постоянного разделения обязанностей при оформлении 'левых' машин среди членов группировки - госавтоинспекторов майора Виктора Леошко, капитанов Вячеслава Клешкова, Вячеслава Митюшина и Вилюра Аминева (последний скрылся и находится в розыске) - не было. В начале рабочего дня начальник подразделения подполковник Александр Филатов ставил каждому конкретную задачу: кто-то подписывал заявления, другие - документы на машины или «удостоверяли» личности мифических заявителей. Оформлением заявлений занимались вольнонаемные паспортистки Любовь Спиридонова и Тамара Кузнецова, а штамп о прохождении технической экспертизы ставил эксперт-криминалист Виталий Войцещук.
Следы иномарок вели к подполковнику ФСБ
Сотрудникам МРЭО вряд ли удалось бы долго уходить от ответственности - любая проверка легко обнаружила бы махинации с ПТС. Однако с конца 2000 года госавтоинспекторов стал прикрывать старший оперуполномоченный службы экономической безопасности столичного УФСБ подполковник Борис Баринов. Под предлогом расследования уголовного дела по контрабанде 'Лексуса' он регулярно изымал в МРЭО папки с «левыми» ПТС и хранил их у себя. На любые запросы сотрудников правоохранительных органов, обнаруживших подозрительные иномарки, отвечал: 'Идет масштабная проверка. Если у вас есть что-то конкретное - присылайте мне'. Всего в ходе следствия, кстати, изъяли более 200 папок с документами на несколько тысяч автомашин, в большинстве своем - липовыми.
Помощником у чекиста был дезертировавший несколько лет назад из Западной группы войск и осевший в столице офицер Виталий Ивашко.
Конец криминального бизнеса
Однако к 2002 году количество 'проколов' с оформлением 'левых' автомобилей стало столь большим, что скрыть их оказалось невозможно. В результате прокуратура Северо-Восточного округа столицы возбудила 16 уголовных дел по контрабанде 43 иномарок. Однако через некоторое время все эти дела были переданы следователю прокуратуры Юго-Восточного округа Салману Рзаеву. Повод: Рзаев - большой специалист по делам такого рода.
Вскоре организаторы махинаций с иномарками предоставили Салману Рзаеву данные на более чем 1200 автомашин, которые они ставили на учет. Следователь объявил эти иномарки в розыск, после чего начался второй этап поборов с заказчиков автомобилей. Теперь, чтобы снять иномарку с розыска, нужно было заплатить тому же Светнику еще раз - от 3 до 10 тысяч долларов. Деньги делились на всех.
Возможно, что проследить всю цепочку махинаций с угнанными и контрабандными иномарками так и не удалось бы, если бы Рзаев не стал параллельно работать только на себя. На одной из взяток он и попался. В ноябре 2002 года его арестовали и предъявили обвинение по девяти эпизодам получения взяток и 41 эпизоду превышения должностных полномочий. В итоге Мосгорсуд приговорил бывшего следователя к семи с половиной годам лишения свободы. Однако на этом злоключения Рзаева не закончились. Недавно завершилось следствие еще по 20 эпизодам махинаций с машинами, на этот раз экс-следователю вменяется превышение должностных полномочий. Дело рассмотрит Кузьминский суд Москвы.
На этой неделе в Московском окружном военном суде ожидается вынесение приговора по делу подполковника столичного УФСБ Бориса Баринова и офицера-дезертира Виталия Ивашко. Впрочем, за помощь оборотистым госавтоинспекторам чекисту обвинение предъявить было сложно. Однако Баринов и Ивашко попались на тривиальном мошенничестве. У Светника возник конфликт с предпринимателем, работающим на столичном авторынке. Ивашко сообщил об этом Баринову, тот вызвал коммерсанта к себе в УФСБ, под надуманным предлогом изъял у него личный Ford Expedition, поставил его на ведомственную стоянку. Затем джип через 6-е МРЭО сняли с учета и продали. В результате Баринову предъявлено обвинение в превышении должностных полномочий и мошенничестве, Ивашко - в мошенничестве, пособничестве в превышении должностных полномочий и дезертирстве.
Наконец после долгой и кропотливой работы российских и немецких сыщиков в Германии поймали находившегося в бегах Светника. Сейчас решается вопрос о его экстрадиции.
После того как началось расследование деятельности 6-го отделения МРЭО, его сотрудники дружно покинули подразделение: одни перевелись на другое место службы, другие, в том числе и начальник отделения Александр Филатов, ушли на пенсию или в бизнес. Задержали их в середине января прошлого года. В 23-томном уголовном деле содержатся 22 эпизода легализации «левых» иномарок, фигурантам вменяется в вину превышение должностных полномочий и пособничество. Сами экс-милиционеры вины не признают. Впрочем, не исключено, что этими эпизодами обвинения в их адрес не ограничатся. Если уголовное дело Максима Светника дойдет до суда, то бывшие гаишники, скорее всего, будут фигурировать в нем как соучастники.

Александр Игорев, Газета