ГлавнаяПолицияЗаконодатели еще не определились с полицией

Законодатели еще не определились с полицией

28 октября 2010, 18:50

Дмитрий Медведев внес в Госдуму законопроект «О полиции». Главное, что меня интересовало в тексте документа, - насколько предложения правозащитных и гражданских организаций нашли отражение в новой редакции проекта закона.

Во-первых, текст существенно подчищен, из него исчезли многие оценочные формулировки из серии «невозможно» или «неуместно». Текст лучше логически увязан, становится понятнее, как одно положение вытекает из другого. Но осталось обильное количество отсылочных норм, причем в ряде случаев к еще пока несуществующим нормативным документам. Это в целом сильно затрудняет оценку документа.

Во-вторых, в тексте учтен ряд предложений, ставших популярными в ходе общественного обсуждения. В частности - право на телефонный звонок при задержании, обязанность разъяснить задержанному лицу его права.

В-третьих, в новой редакции законопроекта учтены и некоторые предложения общественных организаций. Например, детализирована статья о порядке формирования общественных советов. Правда речь идет об общественных советах при органе исполнительной власти в сфере внутренних дел (на сегодня это МВД и его территориальные подразделения), а не при полиции.

К сожалению, предложения экспертов учтены лишь частично: детализированы направления работы общественных советов. Однако рекомендации сделать советы действительно рабочими органами, а не обслуживающими интересы МВД структурами, не были услышаны. В результате, согласно тексту внесенного в Думу законопроекта, общественные советы при территориальных органах будут формироваться в том порядке, в каком определит руководитель федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел - то есть глава МВД.

В-четвертых, несмотря на резкую критику, в тексте законопроекта по-прежнему отсутствует структура полиции, нет четкого определения ее места в системе государственной власти в целом и в системе федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, в частности. Из текста законопроекта можно лишь сделать вывод, что полиция не выделяется в отдельную службу, продолжает быть частью органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. Руководить полицией будет, как следует из закона, глава МВД.

Несколько улучшены формулировки главы «Доверие и поддержка граждан». Перед полицейскими не стоит задача обеспечить доверие, но они все же должны своей работой к этому стремиться. Закрепляется обязанность МВД вести мониторинг общественного мнения о деятельности полиции; это, безусловно, плюс по сравнению с предыдущей формулировкой, требовавшей лишь постоянного изучения общественного мнения. Однако предложения экспертов включить в законопроект подробно и четко описанные механизмы этого мониторинга, а также способы его использования остались неуслышанными.

Остались неуслышанными и призывы ввести в законопроект важный принцип - общественный контроль за деятельностью полиции. Есть статья, позволяющая ряду общественных структур осуществлять общественный контроль, но большинство из этих структур на практике далеко не всегда оказываются продуктивными. Кроме того, в статье представлен закрытый перечень субъектов общественного контроля. Это сводит к нулю любые попытки развития и укрепления этого важного института. Граждане и общественность будут вынуждены действовать лишь опосредованно, через утвержденные государством структуры.

В целом изучение законопроекта продолжает оставлять ощущение смеси бульдога с носорогом. Вроде законопроект о полиции, но структуры и состава полиции, ее места в системе госслужбы нет. Зато многие положения документа касаются не полиции, а федерального или территориальных органов исполнительной власти в сфере внутренних дел. Выходит, что законодатель либо сам еще не до конца определился, какую конкретно полицию он хочет иметь весной следующего года, либо уже определился, но не считает нужным информировать об этом общество и прописывать это в законе.

Наталья Таубина, текст был опубликован на сайте Slon.Ru

Сюжет: Реформа милиции