ГлавнаяПолицияНе сойти с ума

Не сойти с ума

24 января 2007, 15:11

    Последние дни ознаменовались необъяснимым всплеском в России милицейской преступности и суицидов. Сразу в нескольких регионах служивые убивали своих коллег и родственников, сводили счеты с жизнью и совершали другие преступления. Сами стражи порядка склонны винить в этом психологическую и физическую усталость от службы, низкую зарплату и недопонимание в семье. Примечательно, что последний шквал криминальных историй с участием милиционеров произошел сразу после того, как Россия пережила антитеррористическую тревогу.
В понедельник в Дагестане высокопоставленный офицер Управления УГИБДД МВД республики учинил жестокую семейную бойню. Подполковник милиции Абдулла Абдуллаев поссорился со своими родственниками и в порыве гнева забросал боевыми гранатами комнату, где они собрались за столом, после чего расстрелял их из ружья. Погибла жена и дочь офицера, а его вторая дочь, сын и зять были ранены. Самого Абдуллаева зарезал ножом его второй зять – тоже милиционер. Причины неадекватного поведения стража порядка сейчас пытается выяснить республиканская прокуратура.
Другие происшествия с участием милиционеров произошли в конце минувшей недели. В Астрахани местная прокуратура и ФСБ задержали начальника линейного управления внутренних дел на транспорте Сергея Дегтярева. Высокопоставленный милиционер вместе со своим подчиненным подозревается в вымогательстве 50 тыс. долларов у местного коммерсанта. На днях Сергей Дегтярев был заключен под стражу. В тот же день в Ряжском районе Рязанской области 29-летний инспектор полка патрульно-постовой службы навестил квартиру своей возлюбленной, откуда забрал ее вещи и документы. По этому факту проводится служебная проверка. В пятницу в Кунгуре Пермского края 26-летний сержант патрульно-постовой службы в помещении класса служебной подготовки застрелил из табельного пистолета своего сослуживца – 21-летнего старшего сержанта милиции. В воскресенье в деревне Головино Щелковского района Подмосковья в своем гараже повесился 20-летний лейтенант. Мотивы, по которым молодой служивый свел счеты с жизнью, пока неизвестны. А в Кабардино-Балкарии в тот же день был задержан милиционер, подозреваемый в убийстве девушки.

Выпустить пар

До сих пор непонятно, что привело к неожиданному всплеску милицейской преступности в стране, но вряд ли это связано с магнитными бурями или аномальной погодой. Некоторые стражи порядка склонны винить в этом жизненные обстоятельства и специфику своей работы.
«Существует беда, официально именуемая «профессиональной деформацией личности», которая сказывается на поступках, – признался «Новым Известиям» один из офицеров МВД РФ. – Сама специфика службы милиционера связана с жестокостью, стрессом и напряжением. Человек постоянно варится в этой атмосфере и год за годом скапливает в себе негатив. Сюда же прибавляются проблемы, скандалы и недопонимание в семье из-за ненормированного рабочего дня и низкой зарплаты. Большинству удается сдерживать стресс, а некоторые сдаются и «спускают пар».
Как оказалось, этот феномен давно уже известен психологам. «Действительно, когда милиционер большую часть времени общается с преступлениями, у него происходит «профессиональное выгорание личности», – рассказал «НИ» столичный психолог Артур Гараганов. – Человек становится циничным, происходит дисбаланс психики, деформируются оценки социальной значимости, притупляется оценка законности, и все это может привести к совершению преступления».
К счастью граждан, большинство милиционеров старательно сдерживают напряжение в себе, однако это не проходит для них бесследно. «Стресс «выстреливает» болезнями желудка, сердца и нервными расстройствами, – рассказал «НИ» офицер МВД РФ. – Пока милиционер служит – болезни копятся, а когда выходит в отставку, то из-за болячек сгорает буквально за несколько лет и даже месяцев». По словам милиционера, многие его коллеги ищут спасение от стресса в рюмке, другие замыкаются в себе. «Если обстоятельства, стресс и напряжение перевешивают волю и самоконтроль, тогда случаются трагедии – суициды, убийства и другие беды», – признался «НИ» милиционер. В более «мягком» варианте силовики срывают свою злость на семье и коллегах. Центры помощи женщинам, пережившим насилие, подтверждают этот факт. «Согласно недавнему исследованию, процент рукоприкладства в семьях, где мужчина служит в системе жесткого иерархического подчинения, в которую входят и правоохранительные органы, значительно выше, чем в «обычных», – призналась «НИ» сотрудник Благотворительного центра помощи пережившим насилие «Сестры».
Что касается совершаемых сотрудниками МВД корыстных и имущественных преступлений, то собеседник «НИ» объяснил это исключительно низким жалованьем. «Из всех силовиков система МВД самая бедная: мы получаем в два и три раза меньше чем, например, прокуроры и сотрудники ФСБ, – рассказал «НИ» милиционер. – Как офицеру с зарплатой в 15 тыс. рублей прожить в Москве с женой и детьми? Вот некоторые и ищут способы подзаработать».
«Чтобы содержать семью, я – боевой офицер и подполковник, вынужден по ночам работать вышибалой в баре, а утром после бессонной ночи идти на службу, – признался «НИ» еще один сотрудник МВД. – И это стало обычным распорядком для многих моих сослуживцев».

Психиатр для милиционера
Версия о физической и психологической усталости милиционеров звучит убедительно, учитывая то, что практически все подразделения МВД испытывают перегрузку из-за некомплекта штата, а во многих городах и регионах режим «усиленного несения службы» без смены и выходных давно уже стал повседневным.
Например, недавно стали известны результаты тестирования милицейскими психологами сыщиков петербургского угрозыска, согласно которым 72% оперативников переживают внутренний конфликт из-за неудовлетворенности результатами работы, а 20% хотели бы поменять службу из-за чрезмерного морального напряжения. По оценке специалистов, около 15% сыщиков работают во вред собственной психике и им необходима постоянная психологическая поддержка.
За психическим здоровьем милиционеров в системе МВД следят специальные центры психологической диагностики. Каждый милиционер, почувствовав стресс или психологический дискомфорт, может обратиться туда за помощью. «Я точно знаю, что эта система работает, – заявил «НИ» офицер МВД РФ. – Туда обращаются сотрудники, вернувшиеся из «горячих точек», и те, кто переживает депрессию и психологический дискомфорт». Как выяснилось, система психологической помощи построена таким образом, что никто из коллег и даже начальников милиционера никогда не узнает о том, что он обращался за помощью к специалистам или проходил лечение по поводу психологических проблем.

Трудно вынести сор из избы
Само МВД пока сомневается в росте правонарушений среди своих сотрудников и не склонно драматизировать тяготы службы. «Действительно может показаться, что в последнее время в стране произошел всплеск таких преступлений и инцидентов, однако это не так, – заявил «НИ» начальник центра информации и общественных связей МВД РФ Валерий Грибакин. – Во-первых, самой информации о таких случаях стало больше, поскольку теперь МВД РФ проводит политику открытости, не умалчивает о подобных случаях и дает публичные разъяснения. Во-вторых, никакого всплеска «милицейской» преступности не произошло, и в данном случае можно скорее говорить о стечении обстоятельств». Надзирающие за системой МВД прокуроры, в свою очередь, имеют еще одно объяснение милицейской преступности. «Как и многие социумы, система МВД построена таким образом, что в ней не принято «выносить» сор из избы, и принято защищать «своих», – высказал «НИ» предположение один из прокуроров Москвы. – В связи с этим у некоторых милиционеров может сложиться ошибочное ощущение вседозволенности и безнаказанности, что способно спровоцировать их на преступление».

Виктор Ткачев, Новые известия