ГлавнаяПолицияКогда коррупция во благо

Когда коррупция во благо

10 августа 2007, 10:20

Завтра в России вступают в силу поправки в Кодекс об административных правонарушениях, ужесточающие ответственность автомобилистов и даже пешеходов за нарушение правил дорожного движения (ПДД). Революционными эти изменения назвать нельзя, но для позволяющего себе время от времени отступить от требований ПДД среднестатистического автовладельца (такого, например, как автор этих строк) десятикратное и более увеличение штрафов может стать весомым аргументом в пользу соблюдения правил.
В руководстве ГИБДД уверены в том, что большие штрафы заставят водителей уважительнее относиться к требованиям правил. Им оппонируют автовладельцы, уверенные, что увеличение штрафов отразится только на благосостоянии придорожного милиционера, который увеличит цену «разберемся на месте» пропорционально увеличению суммы наказания.
Наверное, правы и те и другие. Коррупция в нашей стране – почти национальная идея, а население давно поделилось на две части: одни – дают, другие – берут. Мздоимство придорожного милиционера не имеет ничего общего с соблюдением ПДД. Однако рынок «разберемся на месте» чутко реагирует на малейшие изменения конъюнктуры, и возросшие цены на эту услугу могут, как ни удивительно, заставить многих соблюдать правила. Ведь желающие сэкономить на штрафах, за полцены «разобравшись на месте», за превышение скорости отныне будут платить не 150 руб., как раньше, а 750, а за езду по тротуару – не 50, а 1000 руб. А это уже не литр пива, а 50 литров бензина, фактически залитые в бак инспектора.
Наверняка есть автовладельцы, для которых потеря 1000 руб. не является хоть сколько-нибудь заметной. Но, думается, таких меньшинство. Рано или поздно среднестатистическому водителю, на долю которого и приходится основное количество нарушений, надоест заправлять личные автомобили придорожных милиционеров. Факты – упрямая вещь, а, согласно статистике, после ужесточения наказания за вождение в нетрезвом виде число ДТП по вине пьяных водителей резко сократилось. Насколько при этом выросло благосостояние среднестатистического инспектора ГИБДД, подсчитать сложно, но сотни спасенных жизней, думается, того стоят. Таким образом, пусть опосредованно, через карман придорожного милиционера, но рано или поздно нужный эффект будет достигнут.
Вопрос, давать или не давать инспектору, каждый решает для себя сам. Другое дело, что многие сотрудники ГИБДД с удовольствием пользуются нашим почти поголовным незнанием законов. Чтобы простимулировать водителя на дачу взятки, такой сотрудник рисует ему ужасающую картину предстоящих мытарств. Здесь и изъятие прав и транспортного средства, и завышение суммы штрафа, и необходимость приезда в группу разбора по месту совершения правонарушения. Но в подавляющем большинстве случаев эти меры – просто страшилки и не имеют ничего общего с тем незначительным нарушением, за которое остановлен водитель. У нарушителя есть месяц, чтобы оплатить квитанцию и оповестить об этом соответствующий орган ГИБДД. Квитанцию можно отправить по почте, но об этом инспектор никогда не скажет – а будет уверять в необходимости лично приехать с оплаченной квитанцией в территориальный отдел ГИБДД, даже если он находится в соседнем регионе. Такого психологического воздействия легко избежать, зная основные законы, на которых строятся все отношения между инспектором и водителем. Автор этих строк в результате беседы с инспектором о нормах КОАП превратил «тяжкое нарушение», грозившее изъятием прав и приездом на суд в дальнее Подмосковье, в законный штраф в размере 50 руб.
Кстати, надо отдать должное инициаторам поправок: ужесточая ответственность автовладельца, они же ввели «нормы, направленные на улучшение положения водителя». После 11 августа нарушитель уже не обязан извещать ГИБДД об уплате штрафа, а в случае запрета эксплуатации транспортного средства водитель имеет сутки на то, чтобы добраться до места устранения причины запрета. Но надо отдавать себе отчет и в том, что придорожный милиционер склонен трактовать закон в свою пользу и менее всего заинтересован в том, чтобы эти новшества дошли до сознания автомобилиста. Представители ГИБДД часто говорят о обязанностях водителя и правах инспекторов. Но крайне редко от них можно добиться публичного разъяснения прав водителя и обязанностей инспектора. Трудно сказать, когда (и при каких условиях) эта ситуация изменится. Но до тех пор наше незнание закона будет освобождать придорожного милиционера от ответственности за его нарушение.
Роман Уколов, Независимая газета