ГлавнаяПолицияВ защиту политзаключенных

В защиту политзаключенных

18 февраля 2008, 10:25

Митинг "Свободу Василию Алексаняну! Свободу политзаключенным!" прошел 17 февраля 2008 года на Славянской площади Москвы. Он собрал около полутораста участников, несколько десятков журналистов и более 600 (!) работников правоохранительных органов.

Меры безопасности были приняты очень тщательные. Каждый пришедший на площадь должен был пройти через рамку металлодетектора и показать содержимое своих сумок милиционеру. То, что охраняющих было в несколько больше, чем охраняемых, бросалось в глаза.
Среди представителей силовых структур были солдаты внутренних войск, сотрудники криминальной милиции, ОМОНа. Работники этих подразделений стояли плотным оцеплением по периметру площади, ими были заняты все подземные переходы и выходы из метро "Китай-город" рядом со Славянской площадью. Кроме того, им на помощь мобилизовали гражданских (?) лиц, которые выделялись из толпы красными повязками с надписью "Дружинник".
Вообще, создавалось впечатление, будто Москва находится на осадном положении. Как передало ранее Радио Свобода, в районе Пушкинской площади стояло около 30 машин с ОМОНовцами и военнослужащими внутренних войск. Еще пять милицейских автобусов – на Триумфальной.
В столичном ГУВД эти меры объяснили избирательной кампанией и заверили, что каждые выходные в Москве дежурит так называемый "резерв", готовый в случае необходимости направиться в любую точку города, а с митингом это никак не связано.
В акции приняли участие представители движений "За права человека", "Свободные радикалы", "Оборона", Объединенного Гражданского фронта, Комитета антивоенных действий, и некоторых других организаций, а также сочувствующие граждане самых разных возрастов – от молодежи до пенсионеров.
Люди развесили на ограждении и взяли в руки плакаты: "Появление политзаключенных – признак возврата к тоталитаризму", "Свободу политзаключенным!", "Кричи не кричи – глухи палачи", "Власть, хватит людоедствовать – освободи Василия Алексаняна!" У многих были портреты узников "дела "ЮКОСа" – Михаила Ходорковского, Платона Лебедева, Алексея Пичугина (с надписью: "Оклеветанный властью"), Василия Алексаняна, Светланы Бахминой. Лимоновцы держали фотографии своих соратников, находящихся за решеткой. Из динамиков звучали песни группы ДДТ и Владимира Высоцкого.
Митинг открыл участник Комитета антивоенных действий Михаил Кригер, заявивший, что появление политзаключенных – это позор для нашей страны. Такую мысль разделили все выступающие. Лидер движения "За права человека" Лев Пономарев провел аналогию с Кубой, где, по его данным, недавно освободили 7 политзаключенных. "В России их около 70-ти, и у нашего президента есть уникальная возможность завершить свое правление добрым делом. Но верите ли вы в то, что он освободит политических узников?" – обратился правозащитник к собравшимся. "Нет!" – закричали в ответ. "Давайте дадим шанс будущему главе государства", – сказал Лев Пономарев.
Среди политических узников называли также журналиста Бориса Стомахина, ученых Валентина Данилова и Игоря Сутягина, чеченцев Заурбека Талхигова и Зару Муртазалиеву.
Анна Каретникова из Комитета антивоенных действий выразила горечь по поводу малого числа собравшихся. Произвол властей в отношении любого человека должен волновать все общество, это всех касается, считает она.
Анну Каретникову поддержала бывшая советская политзаключенная Елена Санникова, призвавшая всех к солидарности в защите прав граждан: "Не будем выяснять, кто в большей степени политзаключенный, кто в меньшей", – сказала она.
В митинге также приняли участие бывшие политзаключенные Петр Старчик, Кирилл Подрабинек, Владимир Шаклеин, адвокаты Каринна Москаленко и Елена Липцер... Кирилл Подрабинек напомнил, что произвол затрагивает и обычных заключенных, и это тоже нельзя оставлять без внимания...
Малое число присутствующих компенсировалось их активностью – речи выступавших перемежались с всеобщим скандированием: "Свободу политзаключенным!" Впрочем, Каринна Москаленко выразила уверенность, что сочувствующих в Москве и во всей России гораздо больше, чем число пришедших на площадь. Она пообещала, что обязательно расскажет своему подзащитному, Михаилу Ходорковскому, об этой акции.
В конце митинга приняли резолюцию. "Мы не удовлетворены тем, что только под действием информационного скандала и активного давления общественности власти совершили, наконец, то, что обязаны были уже давно: перевели умирающего Василия Алексаняна в специализированную клинику, – говорится в документе. – Власть обязана делать то, что предписано ей законом, без всяких скандалов и обращений Европарламента, ежедневно, в дежурном порядке. Следователи не имеют права выбивать показания под угрозой репрессий и пыток, под угрозой отказа в лечении смертельно больного заключенного. Подследственный не должен находиться под стражей, если он не совершил тяжкого преступления против личности...
...Мы требуем прокурорской проверки действий следователя, который шантажировал Алексаняна его болезнью, предлагая жизнь и свободу в обмен на лжесвидетельство.
Мы требуем прокурорской проверки действий сотрудников ФСИН, которые обязаны были перевести Алексаняна в больницу, как только ему был поставлен смертельный диагноз.
Мы требуем ответа от судебной власти РФ: на каком основании и почему Алексанян до сих пор не выпущен из-под стражи?
Мы, граждане России, не согласны с практикой тотальной жестокости сегодняшней власти. Мы настаиваем на том, что террор и насилие – не метод государственного управления. Мы против идеологии жестокости, равнодушия и страха, которую навязывает нам сегодняшняя власть. Мы против реставрации тоталитаризма в нашей стране.
Мы хотим возрождения принципов гуманности, человеколюбия и милосердия в нашем обществе, в сердцах наших сограждан!"
Вера Васильева, HRO1.Org