ГлавнаяПолицияПохищения людей: план президента не выполнен

Похищения людей: план президента не выполнен

08 декабря 2006, 07:42

Три года назад Путин пообещал жителям Урус-Мартановского района «найти пропавших и выявить виновных». Не нашли и не выявили. С 2000 года правозащитный центр «Мемориал» ведет «Хронику насилия» в зоне вооруженного конфликта на Северном Кавказе — собирает свидетельства пострадавших, фиксирует факты похищений, убийств, отслеживает ход расследований уголовных дел по этим фактам — то есть пишет неофициальную (читай — неподцензурную) летопись войны.
       Мемориальцы считают, что выйти из порочного круга насилия, из вооруженного противостояния станет возможно только тогда, когда восторжествует закон — один для всех. Когда виновные в преступлениях будут нести ответственность, а невиновные смогут вернуться к мирной жизни вне зависимости от того, «свои» они или «чужие».
       А пока все обстоит иначе, «Мемориал» будет продолжать писать свою летопись.
       Анна Политковская активно сотрудничала с «Мемориалом» и использовала их информацию при подготовке своих публикаций. Теперь, когда Ани нет, мы решили открыть новую рубрику: два раза в месяц мы будем публиковать выдержки из «Хроники насилия», которую ведет «Мемориал».
       В этом номере — три истории, произошедшие в ноябре этого года.
       
       
Мир на Кавказе: военная хроника

       
       3 НОЯБРЯ 2006 ГОДА
       
«Он мало отсидел»
      
       
В селе Самашки Ачхой-Мартановского района (Чечня) сотрудниками неустановленного силового ведомства был похищен Мурад Вахидович Магомадов, 1982 г. р.
       Около двух часов ночи в дом на ул. Амбулаторная ворвалась группа силовиков в масках. Не представившись и не объясняя мотивы своих действий, они, угрожая оружием, заставили всех лечь на пол, затем вытащили Мурада из комнаты и увели с собой. Ему не дали даже одеться — забрали в майке и спортивном трико.
       После того как похитители уехали, отец Мурада Вахид направился в территориальный отдел милиции (ТОМ), находящийся через два квартала. Милиционеры рассказали, что в село въехали три легковые машины. На требование остановиться сидевшие в них люди крикнули: «Свои» — и проехали дальше. Вскоре те же машины проехали обратно, моргнув фарами и объехав стоящих на посту милиционеров. В салоне одной из машин сотрудники ТОМ увидели начальника криминальной милиции Ачхой-Мартановского района полковника Вячеслава Николаевича Куликова.
       В Ачхой-Мартановском РОВД заявили, что Мурада Магомадова у них нет. Тем не менее отец похищенного добился встречи с Вячеславом Куликовым, и тот был вынужден подтвердить факт задержания Магомадова: по его словам, тот был передан в ФСБ, откуда его вскоре вернут назад, в Ачхой-Мартановский РОВД. На вопрос: «За что его забрали?» — Куликов ответил: «Он мало отсидел!».
       Ранее, летом 2006 года, Мурад Магомадов был осужден за участие в НВФ на полтора года лишения свободы. 27 сентября Наурский районный суд удовлетворил прошение о досрочно-условном освобождении Магомадова, поскольку «осужденный провел в заключении более одной трети положенного срока. За это время с его стороны не было нарушений режима, имеет одно поощрение за добросовестное отношение к труду. В содеянном раскаивается…».
       Днем 3 ноября в дом к Магомадовым снова приехали сотрудники какой-то силовой структуры, которые провели обыск дома и хозяйственных построек, а также перекопали в некоторых местах огород. При этом они отказались представиться, не показали необходимые для проведения обыска документы, свои действия сопровождали оскорблениями и угрозами. Не найдя ничего представляющего для них интерес, силовики уехали.
       6 ноября Вахид Магомадов обратился в районную прокуратуру с жалобой на незаконные действия милиционеров. Сотрудник прокуратуры Кадыров вычеркнул из заявления Магомадова слова о том, что его сын был похищен в два часа ночи и что похитители были в масках. Далее, по словам Вахида Магомадова, Кадыров заявил, что его сыну предъявят обвинение по статье «убийство» или по статье «незаконное хранение оружия». Рассудив, что «убийство» — статья более тяжкая, отец убедил сына взять на себя хранение оружия. Таким образом, прокуратура вместо надзора за соблюдением законности, по сути, воспользовалась правовой неграмотностью отца задержанного.
       
       
       21 НОЯБРЯ 2006 ГОДА
       
Прокуратура «удваивает ВВП»
      
       
В представительство ПЦ «Мемориал» в городе Урус-Мартан (Чечня) обратилась местная жительница Зура Хасуева. Она сообщила, что по факту похищения сотрудниками силовых структур ее сына, Абу Хасуева, совершенного пять лет назад, в августе 2001 года, и его последующего исчезновения были возбуждены два уголовных дела, которые вели два следователя одной и той же районной прокуратуры, не знавшие, что они расследуют одно и то же преступление.
       Из интервью с Зурой Хасуевой:
       «20 ноября соседи передали мне повестку из прокуратуры района. В ней было указано, что я должна явиться к следователю Мадаеву.
       21 ноября я побывала в прокуратуре Урус-Мартановского района. Мадаев сказал, что я вызвана по уголовному делу номер 25140. Следователь спросил, пропадал ли у меня сын, Хасуев Абу, в августе 2001 года. Я ответила, что да. Я сказала, что была у следователя Аслана Катаева, который может подтвердить, что я недавно приходила в прокуратуру. Мадаев крикнул в соседний кабинет.
       Оттуда пришел следователь Катаев и сказал, что он ведет уголовное дело, возбужденное в связи с похищением моего сына, Хасуева Абу. Только номер этого дела — 25170. Оба следователя удивились. После этого следователи посовещались и пошли к прокурору района с двумя папками.
       Минут через 10—15 они вернулись и сказали мне, что теперь они объединят оба дела в одно.
       Таким образом, мне стало известно, что до 21 ноября 2006 года в прокуратуре Урус-Мартановского района были два уголовных дела, возбужденных по факту похищения моего сына. При этом следователи даже не знали, что ведут параллельно «расследование» по одному и тому же делу».
       Стоит ли говорить, что оба следствия результатов пока не принесли?
       
       
       27 НОЯБРЯ 2006 ГОДА
       
Цена явки с повинной
       
       
В представительство ПЦ «Мемориал» в Назрани с письменным заявлением обратился житель станицы Орджоникидзевская (Ингушетия) Умар Алаудинович Хайхароев.
       27 июля 2006 года он, его братья и родственники — всего 15 человек — обратились в дежурную часть Ачхой-Мартановского РОВД МВД ЧР, чтобы оформить явку с повинной под гарантии государства. Поверив обещанию, которое дал директор ФСБ РФ Н. Патрушев, они решили обезопасить себя от случайных задержаний. По их словам, в период с октября по декабрь 1999 года они состояли в вооруженных формированиях Чеченской Республики Ичкерия.
       Перед тем как подать заявление о явке с повинной официально, они вели переговоры с представителями правоохранительных органов и получили гарантию о предоставлении им амнистии. В частности, такие гарантии были получены от командира роты ППС Ачхой-Мартановского района Ибрагима Дадаева и руководителя ВОГО и ПМВД РФ по СК генерал-майора Олега Валентиновича Хотина. Только после этого на сходе рода Хайхароевых было принято решение о добровольной сдаче. В течение 10 дней всех их допрашивали и проверяли по разным базам данных, после чего выдали постановление об отказе в возбуждении уголовного дела и отпустили на свободу.
       Три месяца спустя, 24 октября 2006 года, в городе Карабулак (Ингушетия) из квартиры матери Умара Хайхароева сотрудники неустановленной силовой структуры в масках похитили двоих из числа амнистированных: Мохдана Алаудиновича Эльгакаева и Мохдана Исаевича Асламбекова. Спустя двое суток родственникам похищенных позвонил из Владикавказа человек, представившийся адвокатом Мохдана Эльгакаева, и сообщил, что тот содержится в следственном изоляторе и что его обвиняют в участии в нападении на Ингушетию в ночь на 22 июля 2004 года. Позже удалось установить, что второй похищенный, Мохдан Асламбеков, находится в РОВД Ачхой-Мартановского района ЧР.
       На настоящий момент уголовное дело в отношении Эльгакаева завершено и передано в суд. Сам он находится в больничном изоляторе. Согласно заявлению Умара Хайхароева, в ходе следствия Эльгакаева избивали, добиваясь признательных показаний. Умар Хайхароев пишет, что его родственники обвинены в преступлениях, которые они не совершали.
       
       
О расследовании похищений в Урус-Мартановском районе: 2000—2006
       
       18 декабря 2003 года в ходе телевизионной «прямой линии» Владимира Путина жительницы Урус-Мартановского района говорили, что в районе похищены 203 человека, просили президента рассказать о мерах, принимаемых для предотвращения похищений людей, и расследовать все подобные случаи. Президент ответил, что подчас невозможно определить, кто стоит за этими преступлениями, но обещал: «Мы будем продолжать работу по поиску пропавших и по выявлению виновных… Вы знаете, что уже возбуждены десятки уголовных дел…». Президент дал поручение, и через полгода его воля докатилась до Чечни.
       В июле 2004 года прокуратура запросила урус-мартановский офис «Мемориала» о том, откуда женщины могли получить это число — 203 исчезнувших.
       В августе 2004 года «Ме мориал» направил в прокуратуру письмо, к которому были приложены списки 240 жителей Урус-Мартановского района ЧР, пропавших без вести или найденных убитыми после задержания или похищения, с подробным изложением обстоятельств этих дел, и просил, в свою очередь, сообщить, как идет расследование уголовных дел, возбужденных по этим случаям. Ни на этот, ни на повторный запрос ответа не последовало.
       В июне 2005 года аналогичный запрос был направлен Эллой Памфиловой, к нему был приложен список 246 «исчезнувших» или убитых после похищения в 2000–2003 годах.
       27 июня 2005 года прокуратура ЧР ответила. Оказалось, что ни по одному из этих преступлений обвинение не предъявлено и дело в суд не передано.
       Дела по похищению четырех человек были направлены в другие районы.
       Одно дело переквалифицировано со статьи 126 УК РФ («похищение человека») на статью 127 («незаконное лишение свободы»), а затем приостановлено «в связи с неустановлением лиц, подлежащих привлечению в качестве обвиняемых».
       В отношении 172 человек (70% списка) сообщалось, что возбуждено уголовное и заведено разыскное дела, лица, подлежащие привлечению в качестве обвиняемых, не найдены, проводятся оперативно-разыскные мероприятия…
       Разыскное дело заводится милицией на тех, кто пропал без вести, чья судьба не установлена, но в ответе сообщалось о заведении разыскных дел и в отношении 31 похищенного, чьи тела уже давно были обнаружены.
       В отношении 69 человек сообщалось, что «заявлений и сообщений о похищении в прокуратуру и ОВД Урус-Мартановского района ЧР не поступало», хотя, по крайней мере в части из этих случаев, прокуратура не могла не знать о похищении или о последующем убийстве — родственники подавали заявления, по некоторым случаям были возбуждены уголовные дела…
       После заявления президента прошло три года.
       Новая газета, по следам публикаций Анны Политковской