ГлавнаяПолицияВадим Савичев о работе Департамента государственной защиты имущества

Вадим Савичев о работе Департамента государственной защиты имущества

07 июля 2006, 10:34

Уже несколько лет вневедомственная охрана находится в состоянии реформирования. Сначала решением Правительства страны службу перевели на сметно-бюджетное финансирование. Причем такая реорганизация стала альтернативой ликвидации структуры как таковой. Впоследствии служба разделилась на две составляющие, точнее, на базе военизированных, сторожевых и монтажных подразделений вневедомственной охраны было создано Федеральное государственное унитарное предприятие "Охрана", взявшее на себя часть ее функций. Об итогах реформирования, о сегодняшнем и завтрашнем дне службы корреспондент газеты «Щит и меч» Богдана Лагутина беседует с начальником Департамента государственной защиты имущества МВД России генерал-майором милиции Вадимом Савичевым.
 
- Вадим Владимирович, расскажите об организационной структуре, к которой пришла вневедомственная охрана в результате реформирования. Что стало с 350 тысячами сотрудников бывшего ГУВО МВД России?
 
- В начале прошлого года было создано подведомственное МВД России ФГУП "Охрана", и в течение последующего времени во всех субъектах Федерации формировались филиалы этого предприятия. В итоге штатная численность ФГУП составила 113 тысяч человек. Это работники военизированной, сторожевой и технических служб, те, кто осуществляет проектирование, монтаж, обслуживание и ремонт технических средств охраны. Таким образом, вневедомственной охране остались только милицейские функции. Штатная численность милиционеров осталась прежней - 157 тысяч человек. Плюс - во вневедомственной охране трудится чуть меньше 100 тысяч вольнонаемных работников: это дежурные пультов централизованного управления и сотрудники обеспечивающих подразделений. Так что в сумме получаются практически те же 350 тысяч сотрудников.
 
Сегодня собственник, желающий воспользоваться услугами вневедомственной охраны (будь то гражданин или организация), заключает два договора. Монтаж систем сигнализации на объекте осуществляет ФГУП "Охрана". Технический надзор за монтажом и его приемку производят специалисты вневедомственной охраны.
 
- Реорганизация - это всегда болезненно. Вряд ли реформирование вневедомственной охраны происходило простым делением на две составляющие. Наверняка возникло немало проблем. Возможно, часть личного состава в связи с переходом во ФГУП пришлось разаттестовывать... Удалось ли сохранить кадровый потенциал?
 
- Конечно, ситуация была неординарной. Создание громадного унитарного предприятия с филиалами по всей России - это первая столь масштабная реорганизация не только в МВД, но и вообще в органах исполнительной власти. По крайней мере, в обозримом прошлом. Пришлось не только все делать с нуля, но и проводить разъяснительную работу среди людей, создавать правовую базу. В ФГУП мы переводили только неаттестованный состав, но ряд руководителей подразделений вневедомственной охраны, инженерно-технического состава, те, кто имел выслугу лет, вышли на пенсию и перешли во ФГУП. Мы никого не разаттестовывали, никого не увольняли. Всем работникам были предложены рабочие места. Подготовка к этому проводилась задолго до создания предприятия. Сразу же после принятия Правительством решения о переведении в иную организационную форму подразделений ОВО, выполняющих не милицейские функции, мы начали рассматривать варианты, как это лучше сделать. И пока проект постановления Правительства о реформировании вневедомственной охраны согласовывался со всеми федеральными органами исполнительной власти, проводили кропотливую разъяснительную работу в подразделениях, готовили методические рекомендации, указания по порядку перевода, по созданию ФГУП. После выхода Постановления в феврале 2005 года провели несколько всероссийских совещаний с руководителями вневедомственной охраны, на которые приглашались и директора филиалов. Всего в прошлом году было подготовлено и подписано министром внутренних дел 22 приказа об обеспечении деятельности как ФГУП, так и вневедомственной охраны.
 
Кроме того, была проведена большая работа по перезаключению договоров. Более чем с 16 тысячами объектов, которые охранялись военизированными сторожевыми подразделениями по договору с вневедомственной охраной, были перезаключены договоры уже от имени ФГУП "Охрана". Практически завершена работа по перезаключению договоров с собственниками квартир - а это более миллиона контрагентов.
 
- То есть часть объектов вневедомственная охрана оставила за собой, часть передала во ФГУП?
 
- Вневедомственная охрана как выполняла функции по охране объектов стационарными милицейскими постами, так и выполняет. Единственное, теперь взят курс на объекты государственной формы собственности и на объекты иной формы собственности, но относящиеся к категории особой важности, повышенной опасности и жизнеобеспечения.
 
В настоящее время Правительством России рассматривается проект перечня объектов, подлежащих обязательной охране органами внутренних дел. На основании этого нормативно-правового акта (когда он будет утвержден) мы и будем осуществлять работу по охране стационарными милицейскими постами. Порядок составления перечня следующий. На базе МВД, ГУВД, УВД субъектов создаются комиссии с участием представителей ФСБ, МЧС и местных органов исполнительной власти. Эти комиссии, исходя из тех критериев, что определены в постановлении, определяют объекты охраны, виды охраны, количество сотрудников охраны и необходимый объем денежных средств для обеспечения охраны и проведения инженерно-технических мероприятий. Эти перечни предоставляются в федеральную комиссию, после утверждения которой поступают на утверждение Правительства Российской Федерации. Естественно, в этот перечень входят только государственные объекты, поскольку только они в компетенции Правительства. Кроме того, мы сохраняем за собой, и нас в этом поддерживает Президент страны, не то что право, а необходимость охраны с помощью технических средств квартир граждан. Это, с одной стороны, социальная задача государства, с другой - действенная мера профилактики и предупреждения квартирных краж, которые, как известно, являются наиболее распространенным видом преступлений. Профилактика преступности сегодня выходит на новый уровень. Согласно разработанной Министерством внутренних дел четырехуровневой системе эта работа должна строиться во взаимодействии с главами субъектов Федерации. Так вот одним из мощных и значимых сегментов этой системы является как раз вневедомственная охрана, осуществляющая профилактику имущественной преступности. Число преступных посягательств на охраняемые объекты много ниже, чем на неохраняемые. И даже в том случае, когда такие посягательства совершаются, процент удавшихся краж очень низок. В 99,9 процента случаев злоумышленников удается задержать. К примеру, в прошлом году зарегистрировано более 7 тысяч посягательств на охраняемые объекты, при этом нашими сотрудниками задержаны более 10 тысяч человек. Таким образом, охрана квартир граждан, а также объектов особой важности, повышенной опасности и жизнеобеспечения - это второе направление работы вневедомственной охраны. Плюс, с учетом необходимости разработки новых форм и методов борьбы с преступностью, мы участвуем в разработке технических регламентов. Во-первых, это минимальные требования, предъявляемые к обеспечению защищенности объектов различных категорий и форм собственности. Во-вторых, требования к системам защиты, то есть к тем техническим и инженерным средствам, которые будут устанавливаться на этих объектах. Для чего это нужно. В настоящее время на федеральном уровне нет единых требований к технической укрепленности объектов. Свои требования к охране собственных объектов предъявляют МВД, ФСБ, Минобороны, Минпромэнерго, коммерческие структуры. Поскольку единых минимальных требований нет, они могут охранять свое имущество так, как им захочется. Хоть вообще не охранять, застраховать и спать спокойно. Однако в некоторых случаях последствия от такого спокойствия могут быть плачевными для окружающих. Мы считаем, что, с одной стороны, руководители государственных организаций должны иметь четкие правила проведения инженерно-технических мероприятий на своих объектах. С другой стороны, организации негосударственной формы собственности, допущенные к деятельности, связанной с опасными веществами и материалами, которые могут нанести вред здоровью и жизни людей либо экологии, тоже должны руководствоваться четкими правилами обеспечения защиты объектов от противоправных посягательств. Принятие этих требований даст возможность органам власти, в том числе сотрудникам милиции, привлекать к ответственности руководителей, которые не обеспечили надлежащую защиту объектов.
 
- Недавно решением Президента у вневедомственной охраны появилась еще одна категория объектов - международные аэропорты...
 
- В настоящее время проводится работа по взятию под охрану этих объектов. В стране на сегодняшний день 69 аэропортов, имеющих статус международных. Три из них - это аэропорты совместного базирования, за которые отвечает Министерство обороны. Помимо этого, два (Ульяновский и Брянский) признаны банкротами, фактически они уже не действуют. Из оставшихся с 58 международными аэропортами мы уже заключили договоры. Сотрудники вневедомственной охраны прошли обучение в учебных центрах гражданской авиации, Ространснадзор провел сертификацию наших подразделений, и сейчас выставляются посты и группы задержания на объектах.
 
Конечно, решение Президента не всем пришлось по вкусу, и противодействие со стороны руководства администраций некоторых аэропортов было достаточно серьезным. Оно и понятно, поскольку им предстоит оплачивать услуги вневедомственной охраны. Однако не исключено, что некоторые работники администраций международных аэропортов использовали контрольно-пропускные пункты для ввоза в страну различных товаров без соответствующего оформления. Теперь возможность для осуществления этого нелегального бизнеса исключена.
 
Международные аэропорты, не соответствующие требованиям, предъявляемым Минтрансом России, а также аэропорты, не заключившие договоры с вневедомственной охраной, будут лишаться международного статуса. Сейчас Минтрансом внесены предложения в Правительство России о лишении по разным основаниям международного статуса 21 аэропорта, в том числе и не заключивших договоры с вневедомственной охраной.
 
- Когда принималось решение о передаче международных аэропортов под охрану ОВО, шла речь о том, чтобы на это поле деятельности перебросить 9 тысяч милиционеров. Но впоследствии эту цифру сократили вдвое. Почему? И где взяли людей: увеличили штатную численность или перераспределили имеющиеся резервы?
 
- Перераспределили штатную численность внутри подразделений. Некоторым подразделениям пришлось увеличить штаты за счет реорганизационных мероприятий в других регионах. В основном же за счет того, что ушли с охраны коммерческих организаций. Первоначально действительно рассматривалась численность свыше 9 тысяч человек для охраны периметров аэропортов и отдельных объектов инфраструктуры. Эта цифра родилась на основании наших требований и той технической укрепленности, которая существовала на ряде объектов, а вернее сказать, которой не было. Однако в ходе проведения согласительных процедур с Минтрансом, ФСБ, рядом других федеральных структур пришли к тому, что если мы будем настаивать на этой численности, то тарифы на авиаперевозки для граждан могут возрасти в два-два с половиной раза. Конечно, такой рост посчитали недопустимым, поэтому принято единое решение о привлечении к охране сотрудников милиции, исходя из нескольких условий. Из той суммы средств, которая выделяется аэропортом для обеспечения авиационной безопасности. Из той численности работников служб авиационной безопасности, которые действовали до появления на объектах вневедомственной охраны. И исходя из технической укрепленности аэропортов. Понятно, что если нет забора вокруг аэропорта, численность нужна большая.
 
- А САБы распустили?
 
- Нет, они остались. Эти службы отвечают не только за охрану или контрольно-пропускные мероприятия на КПП аэропорта, но и за предполетный и послеполетный досмотр, за обеспечение охраны воздушных судов на стоянках и еще ряд мероприятий, которые подразделениями вневедомственной охраны не выполняются. Но численность сотрудников служб безопасности сокращается за счет тех работников, которые осуществляли охрану периметров и работали на КПП. При этом в некоторых аэропортах, в частности крупных аэропортах московского авиаузла, принято решение не сокращать людей, а использовать их в помощь милиционерам. Мы не против. На первоначальном этапе нашим сотрудникам нужно понять специфику, обстановку. Кстати, сотрудникам САБ, которые подлежат увольнению, мы предлагаем аттестовываться. Тех, кто не проходит по возрасту, приглашаем во ФГУП "Охрана". Нам нужны люди, подготовленные к охранной деятельности.
 
- Таким образом, сейчас в международных аэропортах действуют три структуры: САБ, ЛУВДТ и вневедомственная охрана. Как они взаимодействуют и не получится ли как в известной поговорке: у семи нянек дитя без глазу?
 
- У каждой из этих структур свои функции. В аэропорту так же, как и на подведомственной территории. Вневедомственная охрана находится в системе единой дислокации и в случае каких-то чрезвычайных происшествий взаимодействует с территориальными органами внутренних дел. ЛОВДТ осуществляет общее оперативное прикрытие, охрану общественного порядка, участвует в досмотре пассажиров. А вневедомственная охрана охраняет периметры и объекты инфраструктуры. Наши сотрудники осуществляют пропускной режим, охрану от попыток проникновения на объекты, попыток проведения террористических актов или других преступных посягательств. О работе служб авиационной безопасности я уже сказал.
 
В аэропортах созданы комиссии, в которые входят представители всех трех служб. В процессе работы еще будут находиться наиболее приемлемые точки соприкосновения, но в целом, я уверен, что приход вневедомственной охраны усилит комплекс по защите аэропортов.
 
Кстати, в определенной степени все три структуры по отношению друг к другу являются и контролирующими, так что возможности для коррупции резко уменьшаются...
 
- Что ждет вневедомственную охрану в ближайшем будущем?
 
- Мы сейчас рассматриваем дальнейшие варианты реформирования службы в целях придания сотрудникам милиции функций контроля и надзора за обеспечением инженерно-технической защищенности объектов, антитеррористической устойчивости. В частности, анализируем опыт Израиля и ряда других государств, в которых подразделения полиции осуществляют охрану некоторых особо важных объектов, но в основном определяют необходимые охранные мероприятия для организаций, независимо от их форм собственности, и контролируют их выполнение.
 
Кроме этого, подготовлен проект постановления Правительства о государственной охране. Мы несколько обновили перечень объектов, подлежащих государственной охране, который был утвержден в 1992 году. С тех пор и мы изменились организационно, и изменились формы собственности. Некоторые организации стали частными, оставаясь особо важными. Вышел ряд постановлений, связанных с охраной различных объектов. К примеру, постановление об охране крупных гидротехнических судоходных сооружений, в соответствии с которым эти объекты подлежат охране силами ведомственной охраны Минтранса, ОВО либо ФГУП "Охрана". Сейчас совместно с Минтрансом мы готовим перечень объектов и порядок разграничения ответственности.
 
Помимо этого, департамент контролирует работу ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, получивших разрешение на ее создание. Проект постановления о перечне таких федеральных органов исполнительной власти уже подготовлен и находится в Правительстве. Совместно с федеральными органами мы ежегодно проводим проверки охраны объектов, относящихся к ведению федеральных органов исполнительной власти.
 
Если говорить о планах на будущее, то мы не сторонники резких и кардинальных изменений. С 2004 года мы находимся в состоянии реформирования. Это очень большая нагрузка на весь личный состав, начиная от руководителей и кончая работниками бухгалтерий. Будем продолжать начатую работу, ориентируясь на охрану объектов государственной формы собственности, объектов повышенной опасности и квартир граждан. На сегодняшний день мы охраняем 1 миллион 570 тысяч квартир и более 463 тысяч объектов, конечно, в основном с помощью технических средств охраны. Это количество из года в год растет. Так что востребованность наших услуг есть, и несмотря на существование в стране огромного числа ЧОПов, ОВО - по-прежнему лидер на рынке охранных услуг.

 

Интервью републиковано на официальном сайте МВД.