ГлавнаяПолицияНургалиев не знает, куда смотрит милиция

Нургалиев не знает, куда смотрит милиция

27 октября 2005, 08:32

Глава МВД Рашид Нургалиев публично пожаловался на подчиненных. По его данным, в России милиционеры скрывают все – от преступлений до истинного положения дел в докладах министру. Подчиненные Нургалиева считают, что министр пытается таким способом добиться наиболее выгодного положения после своей отставки.
В среду министр внутренних дел Рашид Нургалиев в рамках инспекторской поездки по городам Зауралья посетил город Щадринск Курганской области. В город немедленно подтянулись руководители УВД Курганской области, передает РИА «Новости».
Рашид Нургалиев выступил перед подчиненными с необычной речью – он обвинил в сокрытии преступлений органы внутренних дел, которые сам же возглавляет уже полтора года.
«Как показало мое непосредственное ознакомление с работой ряда подразделений районного и поселкового уровней, положение дел здесь катастрофическое, – сказал Нургалиев. – Везде вскрываются существенные недостатки и недоработки». По словам министра, в дежурных частях УВД «сплошные нарушения установленных норм ведения документации и положений приема и регистрации правонарушений».
Обрушился министр и на оперативно-разыскные части вверенного ведомства, где «повсеместно фальсифицируются данные по раскрытию преступлений». При этом Нургалиев оговорился, что речь идет не об одной Курганской области.
«Такая картина наблюдается в целом по стране», – заявил он.
Министр сообщил, что за девять месяцев текущего года к уголовной и дисциплинарной ответственности привлечены свыше 20 тыс. милиционеров. «Из года в год растет число правонарушений среди сотрудников милиции, – заявил Рашид Нургалиев. – Только за девять месяцев текущего года их число возросло более чем на 41%, превысив цифру в 29 тыс. нарушений. Это только выявленные правонарушения», – подчеркнул министр, передает «Интерфакс».
Далее Рашид Нургалиев по сути объявил, что аппарат МВД развален снизу доверху.
Министр признался, что доклады руководителей высокого ранга не дают объективной картины о ситуации в органах милиции на местах. «Это обстоятельство и обусловило мои выезды в регионы страны для непосредственного ознакомления с делами на местах, – добавил министр. – Только через личное общение можно понять, с какими проблемами сталкиваются рядовые сотрудники и как складываются отношения милиции с населением».
В заключение Нургалиев сообщил журналистам «хорошую новость»: руководство МВД России все еще занимается укреплением законности в милиции.
Более того, установление законности – «стратегическая линия», а не «очередная кампания, как полагают некоторые», заверил министр.
По-видимому, проведением «стратегической линии» в органах внутренних занимается один министр. В МВД России ситуацией в целом довольны и регулярно сообщают о «росте доверия (граждан) к органам внутренних дел». Как, например, первый заместитель начальника организационно-инспекторского департамента МВД РФ Владислав Волынский на пресс-конференции 25 октября 2005 года. Более того, на Житной, 16 (в центральном аппарате министерства), также уверены, что в течение двух лет отмечается рост зарегистрированных обращений граждан (в 2004 году на 8,2%) и рост количества раскрытых преступлений (на 9%).
Как бы то ни было, энергичные поездки по стране Рашида Нургалиева, сопровождаемые критикой в сторону местного руководства, продолжатся.
Особенно «удачной» в этом отношении стала августовская поездка в Урюпинск, куда министр нагрянул неожиданно в 8 утра на вертолете в обществе журналистского пула.
В отделении милиции Нургалиев увидел одного дежурного, кабинеты следователей были заперты, а через некоторое время по тревоге в отделение примчался начальник РУВД Шикерин, как пишет «Комсомольская правда», «в сандалиях и цветастой рубашке». Затем Нургалиев на вертолете прибыл в поселок Романовка Саратовской области – там начальник милиции оказался в отпуске. В городе Уварово Тамбовской области произошла утечка информации – начальник РОВД вышел к министру в парадной форме и показал отличный журнал регистрации обращений граждан. Нургалиев посетил некоторые квартиры и выяснил, что граждане не знают своих участковых.
По итогам ревизорской проверки министр поставил милиционерам Волгоградской, Воронежской, Саратовской и Тамбовской областей «тройку».
В ходе этих визитов Рашид Нургалиев громких заявлений, а тем более публичных покаяний, не делал, что наблюдатели расценили как разовую пиар-акцию без далеко идущих последствий.
В то же время публично признавать свои ошибки Рашид Нургалиев научился неплохо. В январе 2005 года на правительственном часе в Госдуме генеральный прокурор России Владимир Устинов после доклада Рашида Нургалиева взял слово и сказал, что цифры об уровне преступности министром занижены в три раза. Глава МВД немедленно пошел на попятную и предложил принять какой-нибудь закон, чтобы исправить ситуацию. Устинов возмущенно заявил, что никаких изменений в законодательство не требуется, «чтобы честный порядочный милиционер просто зарегистрировал совершенное преступление».
Через месяц, в феврале, на коллегии МВД РФ присутствовал глава правительства России Михаил Фрадков. После доклада Фрадков попенял Нургалиеву, что его ведомство совершенно не борется с чиновниками-коррупционерами. Нургалиев вину признал с ходу. И даже иллюстрировал обвинение премьер-министра, сказав, что «оперативный состав нацелен на выявление мелких взяточников». Михаил Фрадков упомянул, что милиционеры укрывают преступления, и в доказательство слов премьер-министра Рашид Нургалиев тут же привел цифры – сколько именно милиционеров привлечены к уголовной ответственности за должностные преступления. Правда, на коллегии Нургалиев слегка отомстил Владимиру Устинову, доложив главе правительства, что крупных взяточников милиция брать способна, но «чем выше должностной ранг, тем меньше вероятность лишения свободы за коррупцию» (в судах меру наказания отстаивают органы прокуратуры).
Усиление позиций органов прокуратуры в перманентной борьбе с милицией также видно в фактической ликвидации в структуре МВД Департамента собственной безопасности. Начальник ДСБ Константин Ромодановский перешел в Федеральную миграционную службу, и источники в МВД России уверены, что эпоха «оборотней в погонах» прошла. Теперь проворовавшимися милиционерами будут заниматься прокуратура и ФСБ России.
Не исключено, что последние выступления и акции Рашида Нургалиева могут быть связаны с его скорой отставкой с поста министра внутренних дел.
Слухи об уходе Нургалиева из Министерства внутренних дел курсируют довольно давно. Еще в начале марта 2005 года, когда президент Путин в ходе административной реформы назначил заместителем Нургалиева бывшего начальника управления МВД по Северо-Западному федеральному округу Андрея Новикова, появились предположения, что президент тем самым выбрал министру преемника. В ведение замминистра Андрея Новикова попала вся криминальная милиция – именно этим блоком заведовал раньше Рашид Нургалиев до своего назначения на пост главы МВД. По некоторым данным, перевод Андрея Новикова из Санкт-Петербурга в Москву инициировал его давний знакомый, заместитель главы администрации президента Виктор Иванов, с которым они были знакомы еще с начала 90-х годов, работая в Петербурге. Предполагается, что тогда же Новиков познакомился и с будущим российским президентом.
Осенью слухи об отставке Нургалиева набрали новую силу.
По словам источников «Газеты.Ru» в правоохранительных органах, во властных структурах было принято решение, что Нургалиев до Дня милиции (10 ноября) должен покинуть пост. По мнению аналитиков, Рашид Нургалиев может заняться политической деятельностью – стать полпредом президента в Приволжском федеральном округе. Тем более что срок полномочий нынешнего полпреда Сергея Кириенко уже истекает. Кроме того, все последние проверки Рашид Нургалиев летом этого года проводит именно в Приволжье. Однако в Министерстве внутренних дел сообщения о возможном уходе Нургалиева в Приволжье не комментируют. Так же, как и представители действующего полпреда президента.
Андрей Стенин, Ирина Петракова, Газета.Ру