ГлавнаяПолицияНе так страшен

Не так страшен

21 января 2008, 08:29

Российские милиционеры обеспокоены ростом ксенофобских настроений в обществе и увеличением числа преступлений, совершенных вследствие межнациональной розни. Заместителя министра внутренних дел генерала Александра Чекалина, по его словам, особенно пугает рост молодежного экстремизма.
Цифры на первый взгляд выглядят тревожно. По данным МВД, в 2007 г. было возбуждено 356 дел по обвинению в преступлениях на национальной почве — в 2,6 раза больше, чем в 2004 г., рассказал Чекалин на научной конференции «Национальная безопасность России на современном этапе». По сведениям правозащитного «Сова-центра», занимающегося мониторингом проблемы ксенофобии в России, за 11 месяцев 2007 г. жертвами отечественных националистов стали 573 человека, из них 57 погибли. Это больше, чем за весь 2006 год, когда было 542 пострадавших, 54 из которых погибли; в 2005 г. было еще меньше пострадавших. Однако говорить о резком росте ксенофобии именно в прошедшем году, по мнению экспертов, не стоит.
Неясно, говорит директор Института этнологии РАН и член Общественной палаты Валерий Тишков, какими инструментами пользовались милицейские эксперты при измерении градуса национализма в обществе в целом и в молодежной среде в частности.
Если взглянуть на существующие замеры, то динамика настроений по отношению к «нерусским» окажется скорее позитивной. Можно посмотреть, как граждане в разное время отвечали на вопрос «Левада-центра»: «Виновны ли люди нерусских национальностей во многих бедах России?». В 2004 г. отрицательно ответили 52% респондентов, положительно — 42%; в 2007 г. не винили чужаков 58%, винили — 32%. Доля молодежи, поддерживающей лозунг «Россия для русских», в последние годы не уменьшается, но и не растет. В 2007 г. его поддерживали 17% молодежи 18-24 лет; отрицательно на вопрос о виновности людей нерусской национальности ответили 61% молодых респондентов «Левада-центра», положительно — 29%, 14% заявили, что часто испытывают вражду к людям иной национальности. Эти данные, считает Тишков, сопоставимы с немецкими или французскими. И действительно, во Франции вражду к выходцам из бывших колоний часто испытывают 10% опрошенных, среди молодых людей такие же чувства разделяют 13%, почти столько же, сколько в России. Может быть, дело в школьниках, которые по возрасту не попадают в социологические опросы?
Но, по данным опроса родителей школьников, проведенного ФОМ, 67% учеников имеют друзей других национальностей, а по мнению 90% родителей, конфликты между детьми в многонациональных классах случаются не чаще, чем в мононациональных.
Эксперты полагают, что рост количества уголовных дел, возбужденных против скинхедов, и числа сообщений об их нападениях на граждан других стран — это отрадный показатель. Он свидетельствует не о росте ксенофобии, а о том, что правоохранительные органы стали реже маскировать преступления на национальной почве под хулиганство и другие бытовые правонарушения. Не очень понятно, почему МВД стремится представить ситуацию в негативном свете, в то время как она не ухудшается и даже, возможно, улучшается.
Необходимо изменить настроения самих милиционеров. По данным компании «Башкирова и партнеры», через те или иные унижения прошли 76% таджикских гастарбайтеров, работавших в России. Из них 53% сталкивались с поборами и издевательствами сотрудников милиции и ФМС и 18% — с угрозами националистов.
По данным французской cоциологической компании TNS-Sofres, опросившей французов арабского и африканского происхождения, с дискриминацией и унижениями никогда не сталкивались 43% опрошенных, редко — 25%, время от времени — 19%, часто — 12%; важно при этом, что 77% не опасаются проблем при общении с полицией, националистов боятся около 17% опрошенных.